Исследовательская работа "Деревня,погост,починок"
Оценка 5

Исследовательская работа "Деревня,погост,починок"

Оценка 5
doc
06.01.2022
Исследовательская работа "Деревня,погост,починок"
Деревня,погост,починок.doc

 

 
           «Деревня,погост,починок»
                 (типы сельских поселений Востровской округи)

Новикова Виктория,

8 класс, бюджетное общеобразовательное учреждение  Нюксенского муниципального района Вологодской области «Левашская основная общеобразовательная школа»

161395 Вологодская область, Нюксенский район, п. Леваш, улица

                                          Руководитель:

                                                     Ермолинская Елена Валерьевна

учитель истории

БОУ Ню Мр ВО «Левашская основная

общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     п.  Леваш

 

 

 

Содержание

I.Введение (стр.3 - 4)

II.Основная часть СТРАНИЦА ИСТОРИИ. (стр. 5 – 10)

1. Этапы исследования (стр. 5)   

2.  (стр. 6 – 10)

   а)  (стр. 6 – 8)

   б)  (стр. 8 – 9)

   в) (стр. 9)

   г)  (стр. 9 – 10)

III.Заключение (стр. 10 – 11)

IV.Список использованной литературы(стр. 12)

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Идея данной проблемы состоит в том, чтобы определить типы сельских населенных пунктов на территории Востровского поселения. Данные исследования будут служить дополнением к первой работе по истории деревень Востровского поселения и использованы в оформлении музейной комнаты школы.

  Актуальность работы очевидна, т.к развитие цивилизации приводит к тому, что культурные границы между отдельными территориями все больше и больше размываются. Расширяются торговые и промышленные связи, сельская молодёжь едет учиться в города, заключаются браки с иностранцами. Радио, телевидение, периодическая печать создают единое информационное пространство для всей страны. Мы начинаем заменять исконно русские слова иностранными, часто забываем и не можем  объяснить их

 значение. Когда речь заходит о сельских населённых пунктах  мы называем их одним общим словом- деревня. И если многие  современные люди, даже взрослые, с затруднением могут ответить на вопрос о том ,чем отличается деревня от посёлка, то определить разницу между починком и слободой, или хутором и дворищем  смогут единицы, да и то более старшего возраста. Исчезают не только названия, но к большому сожалению, и самих сельских населённых пунктов становится всё меньше и меньше. Остаётся одно общее  название для всех- деревня, которое мы произносим с какой-то непонятной тоской в голосе.

   Когда мы изучали историю населённых пунктов Востровского поселения,  мы заметили, что это не только знакомые для нас деревни, но есть и другие типы селений. Мы решили выяснить, какие из них есть на территории нашего поселения. Сделанные исследования показались нам интересными.

  Основными целями нашей работы было:

  -показать разнообразие типов сельских населённых пунктов Востровского поселения;

  -пробуждать интерес к истории своего края у учащихся школы;

  -формировать у учащихся  исследовательские умения и навыки архивоведческой работы: сбор документов , описание и работа с ними.

 Для достижения  поставленных целей  предусмотрены следующие задачи:

 -привлечь учащихся к поисково –исследовательской и архивной работе;

 Решая поставленные задачи, мы использовали следующие методы:

 -сбор материалов на  основе  воспоминаний  бывших жителей данных населённых пунктов;

 -работа с ранее собранными материалами по истории деревень;

 -сопоставление данных толковых словарей с конкретными населенными пунктами Востровского поселения;

 -изучение архивных данных и документов, предоставленных Администрацией поселения.

             СТРАНИЦА ИСТОРИИ.

    Славяне осваивали обширную территорию Русского Севера, двигаясь по водным путям. Плыть на судах легче, чем пробираться по бездорожью сквозь густые леса. Как правило, селения располагались гнёздами на сравнительно ограниченном приречном пространстве. В результате этого, если в отдельных гнёздах  поселений плотность населения поднималась до уровня  многонаселённых губерний Европейской России, то отдельные группы селений были отдалены друг от друга на десятки и даже сотни километров. К середине 19 века на Европейском  Севере была самая низкая  в Европейской России плотность населения. В Вологодской губернии на одну квадратную версту приходилось 3 человека. Малочисленности населения соответствовала  и малочисленность поселений. В 60-70 г.19века 35% всех селений представляли собою деревеньки, имевшие до 5 дворов, 30%  селений насчитывали 6-10 дворов,  34% селений состояли из11-50 дворов. Если бы все  селения были размещены по территории Европейского Севера равномерно, то средняя удалённость друг от друга составляла бы около 10 вёрст. Однако подобная равномерность в размещении населения отсутствовала. Несмотря на слабую заселённость, большую заболоченность и значительную лесистость этого региона, здесь с давних пор складывается разветвлённая система речных и грунтовых дорог

.

      Крестьянские поселения различались по нескольким признакам:

1.Наличие церкви, административных, образовательных и медицинских учреждений.

Отсутствие церкви означало, что важные христианские обряды приходилось совершать в другом месте. Административные учреждения, школы, больницы, мельницы, кузницы, мастерские- всё это в жизни населения играло заметную роль.

2.Похарактеру ведения хозяйства. Различали земледельческие и промысловые. В промысловых селениях крестьяне занимались не только земледелием и животноводством, но и ремёслами, которые для них были основными источниками существования. Характер ремесла зависел от местных условий ( охота, рыбная ловля, извоз и т.д).Последний вид промысла (перевозка  на лошадях груза) практиковался почти исключительно в придорожных деревнях.

     Основные типы сельских населенных пунктов по расположения домов

   По расположению домов селения делятся на три основные типа:

1.Рядовые.Самая древняя и наиболее распространенная планировка селений. Дома располагаются более или менее ровными рядами вдоль берега реки или озера, при этом фасады всех домов обращены в одну сторону, к воде.

2.Уличная. Дома стоят рядами, но их фасады смотрят друг на друга. Этот тип застройки появился позже, когда сформировалась сеть грунтовых дорог.

3.Бесплановая, хаотичная. Возможно она возникла в тех случаях, когда было много свободной земли и крестьянин мог ставить дом так, как считал нужным, но при этом предпочитал, чтобы фасад его жилища смотрел на юг или юго- восток.

 Виды сельских поселений

   На территории Русского Севера существовало несколько видов крестьянских селений. Сельские поселения в источниках именуются как село, погост, слободка, деревня, починок, займище, выставок, выселок, хутор. Современному человеку хорошо известны наименования деревня и село. Менее понятен смысл таких слов, как погост, починок, хутор, хотя в некоторых названиях населённых пунктов они сохранились и по сей день. И скорее всего незнакомы  ему слова селище, дворище, займище. Однако, в 19 веке, все эти типы поселений на Русском  Севере существовали, и каждый крестьянин хорошо знал, чем они друг от друга отличаются. Главным типом поселения была деревня. Починок, займище, выставок, выселок были, как правило, зачаточными деревнями.  Появление починков в той или иной местности свидетельствует об устройстве здесь земледельческого хозяйства. Слободка как тип поселения - свидетельство того же расширения хозяйственной деятельности

  Чтобы установить различие между видами поселений, обратимся за справками к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля. Материалы для этого словаря собирались во второй четверти 19 века, когда Россия была по преимуществу крестьянской. В нем хорошо отражены представления носителей традиционной культуры.

СЕЛО- обустроенное и заселённое крестьянами место, в котором есть церковь. Оно больше деревни по величине. В нём несколько десятков домов, а иногда и больше сотни дворов. Есть обычно и школа. Помимо с/х работ жители могут заниматься какими-либо ремёслами.

СЛОБОДА - по В.И.Далю, имела право именоваться  «сельской столицей». По его данным слободой обычно  называлось большое село, где более одной церкви, торг и ярмарка, либо волостное управление».  Иными словами, чтобы село имело право называться слободой, в нём обязательно должно быть несколько церквей, и, кроме того, либо торговая площадь, либо органы административного управления волостью. Имелась в слободе, конечно, школа, иногда - училище. Здесь работали артели ремесленников, мастерские или небольшие фабрики.

СЕЛИЩЕ - в словаре Даля примерно то же, что и слобода: «весьма большое село, где более одной церкви».

СЕЛЬЦО – деревня, где находится барский дом.

ДВОРИЩЕ – это «усадьба, дом со всеми примыкающими к нему хозяйственными постройками и земельными угодьями». Дворище могло быть и частью общинного поселения и самостоятельным хозяйством хуторского типа.

ДЕРЕВНЯ -  в соответствии с толковым словарём Даля – это «крестьянское селение, в котором нет церкви».

По данным статистики, в 1859 г. На территории Вологодского края насчитывалось всего 12314 селений, 11210 из них  значились в официальных документах как деревни.

 «Списки населенных мест Российской империи» выпуск 7 посвящён Вологодской области. Там мы находим и Востровскую волость( «волость – это несколько близлежащих селений и принадлежавшие им угодья») Устюжского уезда:

 количество деревень – 45.

 Основное занятие жителей деревни - сельское хозяйство или промысел. Деревню окружал полный состав жизненно важных угодий – пашня, сенокосы, выгоны для скота. К деревенским угодьям относились исключительно бережно. Невспаханное поле, заросшая пожня, варварски выкорчеванный лес рассматривались как признаки беды, как тяжкое преступление. Из поколения в поколение передавали наказ: жить в ладу с природой.

 

Жилища  по рекам

    Старинные  селения, как правило, были прибрежными. Вода давала жизнь, а река зимой и летом соединяла их, разбросанных на большие расстояния. Так сложился основной тип заселения - прибрежный. «Жилища их по рекам», - писал летописец.

    Ставя свои селения  у рек и озёр, наши предки выбирали высокие участки, чтобы обезопасить свои дома от  весенних разливов.

   К прибрежным  населённым пунктам на территории Востровского поселения относятся: д.Вострое, д.Заболотье, д. Карпово, д.Зяблуха, погост Борщёвик.

 

      Деревни при колодцах

    По мере использования приречно - приозёрных угодий уже в 17 веке деревни стали строиться на водоразделах, вдоль сухопутных коммуникаций, что меняло и планировку_ дома таких селений были обращены друг к другу фасадами, образуя улицу с дорогой по середине(уличная планировка). Когда сквозь лесные чащи были проложены грунтовые дороги, возникли придорожные сёла и деревни. Они строились прежде всего, близь основных трактов (дорог). Селения при «больших дорогах», а также на водоразделах («волоках») в старинных документах назывались «деревнями при колодцах».

 В Вологодской губернии «при колодцах» находилось только 24% всех селений, а остальные 76% располагались по берегам рек и озёр. Действительно, без хороших колодцев в местах, удалённых от рек и озёр, обойтись невозможно. Их копали т.к вода была нужна и жителям этих деревень, и  людям, едущим по тракту. Тем более, что в малолюдном краю одно селение от другого могло находиться на большом расстоянии.

    Едешь, едешь- всё та же тишь.

    Лишь суглинок сосёт глаза.

    Никому ни о чём не сказать,

    Только думаешь и молчишь.

    Полосатым перстом –верста,

    Значит, меньше одной верстой.

    Впереди до деревни- сто,

    Да назад до села- полста.      (Б. Непеин.)

   Но строительство  «деревень при колодцах» в краю полноводных рек и больших озёр было всё-таки вынужденной мерой. А преобладал всегда на вологодской земле древний и более удобный тип заселения - прибрежный.   В 18- 19 в. продолжает  господствовать северный  речной и озёрный тип заселения. В 19 веке  80 % всех вологодских деревень стояли  у воды.

   «Деревня при колодце» была д.Стрелка.

  

ХУТОР- это отдельно стоящий крестьянский дом с хозяйственными постройками и земельным участком. У Даля данный тип характеризуется так: « пустошная (на пустоши) отводная усадебка, отдельный дом, изба, с угодьями, со скотом и сельским хозяйством».

 Особенно много хуторов возникло в 20 веке, когда аграрная реформа дала возможность крестьянским семьям выходить из общины и обзаводиться собственной землёй.

  На 1 декабря 1935 г. В Востровском поселении было 11 колхозов, в состав которых входили 5 хуторов. ( Полетаево, Люблино, Котугино, Галка, Прокопьево).

ПОЧИНОК – «выселок, новосёлок». Это недавно устроенное поселение, вокруг которого ещё нет всех необходимых угодий. Остро ощущая нехватку пригодной для пахоты земли, люди перебирались в необжитую глухомань, выжигали лес, расчищали место под пашню. Здесь им удавалось собрать 3-4 хороших урожаев. Затем плодородие почвы уменьшалось, и они отправлялись осваивать новые территории. Починковое хозяйство В.И.Даль называл «коренным русским», имея в виду, что огромные пространства обживались именно таким образом. Когда подсечно –огневое земледелие отошло в прошлое, починком стала называться деревня, пока ещё не обладающая всеми необходимыми угодьями (пашнями, сенокосами и прочее).

 На территории Востровского поселения  на 1 декабря 1935 г.  Существовало селение, которое называлось Сученьгский починок.

 Починок в последствии мог называться деревней.

 

 ПОГОСТ – « несколько деревень под одним общим управлением  и одним общим приходом». Иными словами, погостом могло называться село с несколькими административно подчинёнными ему деревнями и церковью, прихожанами которой являлись жители этих деревень. В таком толковании слово «погост» сближается по значению со словом «волость». Но «погостом» назывался ещё один особый вид поселения: « отдельно стоящая на церковной земле церковь с домами священника и причта с кладбищем». (Причта - изба для прихожих богомольцев, а позднее с 19 века -  здание церковно - приходской школы).

 Таким  селением  был  Борщёвик. Первое упоминание  о нём относится к 1619 г.. Он именуется как Наволок  Борщёв. В 1791 г. П.И.Челищев в своём путевом дневнике записал, что Погост Борщёвик, в нём 2  церкви. В середине 19 века у него два названия: Сученьгский Воскресный погост или Борщёвик.

 

   ВЫВОД.

  В наше время на территории поселения осталось три крупных населённых пункта: посёлки Копылово и Леваш, д.Вострое. Сохранилась жизнь ещё в двух деревнях - Заболотье и Ягрыш. Но численность населения постоянно снижается. Вот данные уже за  2006-2007 г.г.

Д.Вострое      238чел.          232 чел.

Д.Заболотье     67 чел.             7 чел.

Д. Ягрыш         23 чел.            21 чел.

П. Копылово  283 чел.          268 чел.

П. Леваш          413чел.          398 чел.

Своей работой мы постарались показать разнообразие типов сельских населённых пунктов и попробовали соотнести некоторые из них  с населёнными пунктами Востровского поселения. (Слово поселение неожиданно получило « второе дыхание» в связи с реформой местного самоуправления. По федеральному закону « Об общих принципах организации местного самоуправления» 2003 г. Сельское поселение – это «один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов». Фактически ими теперь именуются бывшие сельсоветы. Но история помнит и другое определение этого слова – «это принудительное водворение на жительство в отдалённых местностях в наказание за что – либо) . Мы выяснили, что на небольшой площади находилось много разных типов селений, и пусть некоторые из них уже не существуют, но  теперь мы знаем , что они существовали и  смогли определить особенности каждого из

 них.  

  В жизни русской деревни всегда были трудные времена, но она оставалась жить. Возродиться и сейчас. Это будет новая деревня современная, красивая удобная для жизни, но такая любимая и такая узнаваемая. Станислав Мишин пишет: «Минут годы - будут всходы! И снова обрастёт избами моя деревня. В кузнях вздохнут молоты, детским смехом и криками наполнится пространство, снова мужики будут пахать землю, на праздники варить пиво, красочным хороводом запестреют сенокосы. Заскрипят телеги с пахучими стогами жита, а на хлебный спас разольётся на всю Ивановскую колокольный перезвон, сложатся песни, сплотиться народ, и обретёт жизнь начальную точку отсчёта, т.е новый круг».

 

 

Приложение

 

Населённые пункты  Востровской округи.

 ВОСТРОЕ.

      Дата первого письменного  упоминания деревни,как и многих деревень Востровской округи – далекий 1619 г.Именно это год считается датой рождения деревни.В 16 – начале 18 века обязанностью крестьян была ямская, выделять для государственных нужд подводы, лошадей, возчиков и содержать ямы (почтовые станции). Такой почтовой станцией было и Вострое. В документах 17 века деревня именуется как  «Вострая», состоит из двух дворов.  Свое название она получила от того,что находиться наостром мысу,р.Сухона в этом месте огибает деревню.В1670 г. в деревне был один двор. Жил в нём Кирьянко Ильин со своим сыном Матвейкой. Деревня была расположена на правом берегу реки Сухоны (теперь по тому месту течёт река). Когда дома начало подмывать жители стали селиться дальше от реки. В середине 19 века деревня уже называется «Вострое» и насчитывает 11 дворов.

 Первый дом (правление, потом склад - магазея) был построен более 150 лет назад. На стене склада есть запись «15 сентября 1856г.», значит и здание бывшего клуба принадлежит к тому же времени. Это самые старые здания деревни.

Деревня раньше состояла из одного посада. Были тогда и двухэтажные дома. Со временем старые дома заменялись новыми, появился второй посад. Жили в деревне в основном Павловы, Поповы и Захаровы.    

  В1860 г. в  д. Вострое была открыта школа при Архангельском погосте. Мальчиков там обучалось 10, а девочек-2.

 В1885 г. был открыт Востровский приёмный  врачебный пункт с пятью койками. Располагался он в частном доме Неволина А.В. (знаменитого на всю округу фельдшера). Акушеркой была добрая женщина Рухлова Анна Афанасьевна. Малыши называли её бабушкой. После революции в  1918 г. был образован Востровский волостной исполнительный комитет , председателем его был избран В.И.Телятьев. В период коллективизации деревня вошла в колхоз «Победитель». После укрупнения колхозов деревня Вострое становится центральной усадьбой.

 15 августа 1957 г. по заявлениям родителей в Востром была открыта начальная школа. Её директором и учителем стала Павлова Валентина Петровна.

 В1972 г. образовался колхоз «Знамя», в который вошли деревни Заболотье, Карпово, Борщевик, Курилово, Зяблуха, Стрелка, Полетаево, Люблино.

 В 70-е годы председателем сельсовета была Захарова Надежда Петровна. В Востром тогда появились целые улицы новых домов, магазин, пекарня, станция связи.

 

КУРИЛОВО.

 Основано в 1859 г. на о. Куриловском, находилась в двух километрах от другой деревни - Карпово. Обосновали её поселенцы Абакумовы, Чичулинские, Горбовские. Держали своё хозяйство. Дома стояли на берегах двух озёр. Из одного брали воду для питья, из другого – для хозяйственных нужд (полоскать бельё, поить скот.) Деревня была небольшая, но весёлая. Семьи были молодые, детей бегало по улице много. В колхозное время здесь были конюшня и телятник - откормошник. Люди стали уезжать оттуда после войны. Сейчас на этом месте нет ни одного дома. Сенокосы ещё выкашиваются, а земля пахотная зарастает. К озёрам можно подъехать по асфальту. Часто здесь можно встретить любителей отдохнуть на свежем воздухе, грибников, ягодников. Места – замечательные.

Карпово

Деревня уютно устроилась рядом с красивой речкой Карповкой. В свое время по ней сплавляли лес, из нее брали рыбу, воду, в ней полоскали белье, с ее помощью мололи зерно (была не одна мельница).

Деревня состояла из трех посадов. Народу было много. Одна семья числом в 22 человека. Конечно и хозяйство держали по едокам. Когда обобществляли лошадей, в колхозе оказалось 70 голов.

1997 г

Серафима Ивановна Коншина вспоминает:

В 19 веке деревня Нижнее Карпово была станционной – с постоялыми дворами, лавкой-казенкой, почтой. Наиболее зажиточные крестьяне держали работников. Карповская начальная школа сначала называлась Карповской школой 1 ступени. В 1903 году зажиточные крестьяне свезли в одно место четыре дома и получилась школа – 3 класса и квартиры для двух учителей. Такой она была до 50-х годов.

В деревне взяли за правило вести род от знатного хозяина: от Павла пошли пашата, от Захара – захарята, от Никиты – микитята.

А кормились, одевались и жили карповчане в прежние времена от земли. Семьи пополнялись, земли стало не хватать. И поехали люди на хутора. Аж за 10 километров (д.Раменье) обосновалось около семи хозяйств, на хутор-Галка – два карповчанина, на расстоянии 2 километром – единоличник по прозвищу Тиран (ударение на первом слоге).

Коллективизация изменила уклад жизни деревни. Стон и слезы стояли почти в каждом доме. У хозяев забирали скот, лошадей, сбрую, ломали дворы.

Было в Нижнем Карпове больше 70 семей, объединившихся в три полеводческих и одну животноводческую бригаду. Председатели колхоза «Молния» менялись часто, дольше других возглавляли его Иван Васильевич Ожиганов и Сергей Петрович Котугин.

Еще более изменилось лицо деревни в грозном 1941-ом году. Около 50 мужчин ушло на фронт и 4 девушки (две из них погибли). Вернулись 34, захаров Геннадий Васильевич – без правой руки. Деревня в военное время трудилась изо всех сил. Тридцать тружеников тех лет награждены юбилейными медалями в честь 50-летия победы.

Нелегкими были и послевоенные годы деревни – мужчины вернулись ранеными, больными, женщины и старики выложились почти все без остатка еще в войну… Вместо трех бригад стала одна. Истощилась и земля – пахота на коровах дала себя знать.

И вот в деревне не стало почты, в 1964 году закрыли школу. И народ тронулся вослед: кто переехал в Вострое, кто к родным. Последними оставили деревню Нижнее Карпово фронтовики Захаров Геннадий Васильевич, Бушковский Семен Алексеевич, Котугин Николай Никифорович. А самым последним ее жителем был Захаров Валентин Николаевич.

«Новый день» от 24 июня 1995 г.

ЗАБОЛОТЬЕ.

Эта деревня протянулась почти на километр по левому берегу реки Сухоны, как раз напротив д. Вострое. Здесь, как и в других соседних деревнях, занимались сельским хозяйством. В основном выращивали рожь, овёс для крупы и толокна, ячмень, пшеницу для праздников. Картошку тоже выращивали, но с оглядкой, чтоб не в ущерб хлебу. Его сушили в овинах, в печах, потом молотили на мельницах, которые были в Бобровском, в Сученьге и в Карпове. Зимой мужчины заготовляли лес для строительства, дрова для себя и на продажу. После посевной сплавляли его в В-Устюг. Самая распространённая фамилия в Заболотье была Мальцевы. Семьи там были большими ( по7-12 детей).

   Примерно в 1879г. почти вся деревня сгорела. Случилось это осенью, когда трепали лён. В одном доме случилась беда, а очистило всю деревню. У родни дома стояли вплотную друг к другу, огонь перешагивал с одной крыши на другую. Потом деревня отстроилась заново. Своей школы не было, она находилась в соседней деревне Борщёвик, рядом с церковью.  В советское время церковь ликвидировали, а школу перевезли в Заболотье.

 Земля в Заболотье испокон веков хорошая, родит всё - от овощей до хлеба, жаль, что сейчас она никому не нужна.

 Раньше здесь жило много народа, под крышей каждого дома семья, иногда и не одно поколение сразу. В каждой по несколько детей. Здесь была и начальная школа. Именно она была единственным объектом социальной сферы. Ни мед.пункта, ни магазина, ни клуба в Заболотье не было. Окончив ее, ученики продолжали обучение в Ягрыше.7 километров  шли пешком от Заболотья, жили на квартирах во время учебы, а к выходным возвращались обратно.

 Заболотье всегда жило своим отдельным миром. Жили здесь всегда хорошо.

 Некогда живая, многолюдная деревня опустела, зарастают травой и кустами тропинки и дороги.

 

 

Заболотье

Вся и деревня, что три дома, два из них жилых. Да еще гумно с овином. Да еще два колодца. И очень красивая березовая роща, в которой так хорошо росли грибы. Поля были рядом, сенокосы, дрова и те заготовляли за околицей.

Дети учились в школе деревни Овинцы, работать начинали с малых лет. Началась война, мужчины ушли на фронт.

«Новый день», 1996 год

Заболотье

Здесь самая распространенная фамилия Мальцевы. Эта деревня протянулась почти на километр по другому живописному берегу Сухоны.

Семьи в старину были большими – по 7-12 детей, дома – двойни, пятистенки. У Захарова Никонора Ивановича в одной половине дома был свой магазин. Его дело продолжил его сын Яков. Они закупали у населения лен, куделю, везли их в В-Устюг, а возвращались с товаром, необходимым деревне.

В основном сеяли рожь, овес для крупы и толокна, ячмень и пшеницу для праздников. Овец держали помногу, так как из шерсти валяли валенки.

Зимой мужчины заготовляли лес для строительства, дрова для себя и продажи. Заключали договора с Великоустюгским пив-и-винзаводами, пароходами и после посевной сплавляли плитки с дровами в В-Устюг. Около города хватчики от организации причаливали их к берегу. Обратно возвращались пешком, поэтому с собой брали по двое лаптей.

Примерно в 1878 году почти вся деревня сгорела. Случилось это осенью, когда трепали лен. Потом деревня отстроилась заново.

Школа была в соседней деревне Борщовик, рядом с церковью. Батюшка вел урок Божий, учил читать молитвы. Когда церковь ликвидировали, школу перевезли в Заболотье.

Церковь в Борщовике называлась Воскресенской, по имени иконы Воскресенья Христова, которая там имелась. И праздники шли от нее – широко отмечали Ильин день, девятую пятницу. В Бобровском была церковь Иконы Николая Чудотворца и праздники свои – Николины дни (весенний и зимний). В Бобровой, на Поделе, была церковь Пресвятой Богородицы, а праздновали здесь Покров.

В начале 20 века люди стали выезжать на хутора. В 1918 году из Заболотья в лес (км на 2,5 вдоль реки) выехало девять семей. В 1920-м четыре семьи уже поселились в отстроенных домах, остальные жили в постройках-времянках, перевезенных с Заболотья. Хутору дали название Полетаево, в честь приезжего из губернии межевого землеустроителя Полетаева Александра Сергеевича. Рядом протекала речка Юхорда. Жизнь здесь шла по своему кругу – катали навинки, засевали их льном, а затем – хлебом, разводили скот.

На расстоянии километра от Полетаева появился в 1925 году хутор Люблино – на любимой пожне поселилось 14 хозяйств, они разрабатывали землю по речке Травница.

Последний житель уехал из Полетаева в 1970 году

КАРПОВО.

 Карповские поля начинаются сразу за большим, длинным и крутым угором с поворотом. Деревня уютно устроилась рядом с красивой речкой Карповкой. В своё время по ней сплавляли лес, ловили рыбу, полоскали бельё, с её помощью молотили зерно (на ней была мельница). Деревня состояла из трёх посадов.  Жила здесь одна семья , которая  состояла из 22 человек. Конечно, и хозяйство держали по едокам. Когда обобществляли частных лошадей, в колхозе оказалось 70 голов - целый табун.

 Удобно здесь было жить и работать: земли хорошие, поля вокруг деревни, но и в ней не стало жизни…

 

СТРЕЛКА.

« Большая, красивая, весёлая , дружная деревня»,- так отзывались о своей малой родине её бывшие жители. Поверить в это совсем не трудно. Около сотни домов растянулись в два посада километра на два. Да и то сказать, после коллективизации в колхозе «Большевик» было три бригады, а работы хватало даже подросткам. Они возили навоз на лошадях в поля, боронили, убирали лён. В деревне была своя большая школа до 4 класса и столовая, а ещё два магазина. Многие жители деревни работали на лесозаготовках от Копыловского лесопункта. Жили здесь и так называемые «вербованные»- рубили лес, сплавляли его по рекам. Многих работников, хозяев домов забрала война, а другие после открытия лесопункта в п.Леваш поехали туда со своими домами, семьями и скотом. Некоторые поселились в п.Копылово, п.Полдарса. Там были школы для старших ребят и работа для других членов семьи. Последний житель из деревни уехал  в 2002 г.- Ожиганова  Гранислава Николаевна. Сейчас она живёт в д.Вострое. Стрелка

«Большая, красивая, дружная, веселая…» - так отзывались о своей малой родине ее жители. Да и поверить в то не трудно – около сотни домов растянулись километра на два. После коллективизации в колхозе «Большевик» было три бригады. Работы хватало даже подросткам.

В деревне была своя школа – большая, до 4 классов, столовая и магазин от орса и райпо. Многие жители деревни работали в лесу от Копыловского лесопункта. Жили здесь и вербованные – рубили лес, сплавляли его по речкам.

Многих работников и хозяев домов забрала война. А другие после открытия лесопункта в Леваше, поехали туда – со своими домами и постройками. Некоторые поселились в Копылове, в Полдарсе – там были школа и работа.

ЗЯБЛУХА.

 В километрах трёх от Карпова (и тоже на берегу реки Сухоны) появилась в своё время деревня Зяблуха. Чтобы попасть туда, надо было спуститься с одного угора, перейти через мост и преодолеть ещё один длинный угор. Тут она и окажется в окружении рек Сухоны и Мостовицы. Вода в Мостовице, что зеркало. Почему-то жители деревни считали её лечебной. Воду из неё брали только на питьё, а бельё полоскали в Собачьем ручье.

Чистая и вкусная вода было и в колодцах деревни. Для бани и колхозных нужд был отдельный колодец - на болоте.

 До образования колхозов в деревне было 37 хозяйств, в которых держали по 1-2 лошади, по 3-4 коровы. Первое время скот держали в частных домах, когда образовался колхоз «Земледелец». Председателем избрали Давыда Яковлевича Свирелкина.

 Из мужчин в деревне в годы войны остался всего один старичок- кладовщик  Захаров Пётр Иванович. Вернулись с фронта 5 мужчин. Деревня стала стареть, и почти сразу после того как Зяблуху, Карпово и Стрелку присоединили к совхозу «Знамя»- люди поехали кто куда. Последние жители Василий Иванович и Анна Дмитриевна Захаровы покинули родные места в 1970 г.

 

БОРЩЕВИК.

 Первое упоминание об этой деревне было в 1619г. Она именовалась как Наволок Борщёв. В 1791 г. Челищев в своём путевом дневнике записал, что Погост борщевик, в нём 2 деревянные церкви: одна _Воскресению Христову и Прокопию Блаженному Устюгскому  Чудотворцу, другая - архангелу Михаилу, каменная построена в 1853 г. Службу в ней вёл отец Евгений Кубасов. Семья его состояла из 13 человек. В середине 19 века у поселения два названия: Сученгский Воскресенский погост и Борщевик. По названию деревни на р.Сухоне есть порог - Борщевская Заструга.

 В войну семьи потеряли своих кормильцев, в 1947 г. наступил голод. Люди ели мох, клеверные шишки, картофельные отчистки.

 В начале 20 века люди из деревень стали выезжать на хутора.

На  живописном мысу вниз по Сухоне стояла в один посад и деревня Борщовик. 25 домов было в ней и церковь в центре. Службу в церкви вел отец Евгений Кубасов – у него было 13 детей. В В-Устюге и Архангельске должны жить две его дочери – Галина и Катя.

В памятниках письменной речи говорится о наволоках в устье реки Сученьги. Прибрежный заливной луг (наволок) назван так по преобладающему виду растительности. В середине 19 века у селения двойное название: Сученгский Воскресенский погост и Борщовик. По деревне именован порог на р.Сухоне – Борщовская Заструга.

Колхоз назвали «Борцом», были коровы, телята, лошади, овцы, поросята.

Были в Борщовике и свои мастера. Лоскутов Иван катал валенки, Распопов Василий Дмитриевич делал бочки, кадцы. Лоскутова Авдотья Васильевна была знатной дояркой, Распопов Александр Сидорович хорошо знал лошадей, ухаживал за ними.

Борщовик стал слабеть после укрупнения колхозов – коров перевезли в Вострое, молодежь подалась в город. Последний житель уехал из этой деревни в 1982 году.

Хутор ПОЛЕТАЕВО.

 В 1928 г. из д. Заболотье в лес ( 2,5 км вдоль реки) выехало 9 семей. К 1920 году у четырёх из них были свои новые дама, остальные жили в постройках – времянках, привезённых с Заболотья. Хутору дали название Полетаево, в честь приезжего из губернии межевого землеустроителя Полетаева Александра

 Сергеевича. Рядом протекала речка Юхорда. Жизнь в хуторе пошла по своему кругу - осваивали новые земли, засевали их льном, а затем- хлебом, разводили скот.

 Хутор ЛЮБЛИНО.

 На расстоянии километра от Полетаева  в 1925 г. появился хутор  Люблино. На любимой пожне поселились 14 хозяйств. Они разработали землю по реке Травница.  Многих мужчин забрала Германская война - вернулись не все, да и вернувшиеся были ранеными и обмороженными. Потом была Гражданская война. Женщины очень переживали за своих мужей и сыновей. Не успели оставшиеся там семьи встать на ноги, как началась Великая Отечественная война. Общественный скот во время войны держали в частных дворах. После войны хутор стал распадаться.

 Населенные пункты левобережной Сученьги- д.Пустынь хутор Медведево, д.Кузеиха,  д.Большедворская,  Сученьгский погост, д.Олятовская, д.Сокольная,  д.Ягрыш.

 Главная деревня  Сученьги  упоминается в книгах начала 17 в.: «Деревня Ягрыш,три двора на  р.Ягрыш».Первые жители этих мест финно-угорские племена-меря.Об этом говорят гидронимы (Ягрыш, Сученьга). В устье р.Негры (д.Пустынь) находился Негринский мужской монастырь. Назывался он по-разному -Федосеева  Негринская  Богородицкая мужская пустынь, Федосеева пустынь на Семеновом наволоке, Успенский  Сученьгский монастырь. Основатель старец Феодосий. Возникла пустынь ранее в 1620 году, состояла из теплой и холодной половин.Первоначально в пустыне жили иеромонах и 5 старцев. Пустынь была бедна. В 1700 году ей принадлежало всего 5 дворов монастырских крестьян. В 1744 г.за пустыню числилась 41 душа. В  Негринской  пустыни проживал граф Лесток,  французский дворянин, прибывший в Петербург в качестве врача в 1713 г.В 1748 г.обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни. Казнь была заменена ссылкой. С 1753 по 1762 г.он жил в монастыре.Упразднена пустынь была в 1764 году. Холодная Успенская часть церкви была перевезена в Борщевик.

  Население левобережной Сученьги  увеличивалось до Великой Отечественной войны. А вот за 20 послевоенных лет малую родину покинули около 700 жителей.

В д.Ягрыш,  Олятовская,  Большедворская  в 1913 г. было 5 дектярокуренных заводов и 2 мукомольных мельницы.

 В 1945-46 г.г. в  Ягрышской школе училось 195 человек.

 На  р.Сученьге  была построена и давала электрический ток гидроэлектростанция. В 50-е годы работал  Сученьгский колхозный родильный дом.

 В1950 году 4 колхоза левобережных деревень были объединены в один –«Искра».А решением Нюксенского райисполкома от4 декабря 1970 г. колхоз 2Искра»  реорганизован в совхоз «Нива» с центром в д.Ягрыш. Протокол от 25 мая 2001 г.говорит о ликвидации ТОО «Нива».Совхоза не стало и люди стали уезжать из родных мест.

Ягрыш

Это селение Востровского сельсовета упоминается в переписных книгах начала 17 в. «…д.Ягрыш на рчк Ягрыше, 3 двора». Названа по гидрониму финно-угорского происхождения: саам – «озеро». В русском оформлении передается в виде яр-, ярг-, явр-, яхр-. Обрусевшее «ягрыш» выступало в значении «озерко». Такого же происхождения ойконим «Ягрыш» в Пунемском сельсовете Вожегодского района и Колчаковском Кирилловского.

 


Деревня,погост,починок» (типы сельских поселений

Деревня,погост,починок» (типы сельских поселений

Содержание I .Введение (стр.3 - 4)

Содержание I .Введение (стр.3 - 4)

Введение. Идея данной проблемы состоит в том, чтобы определить типы сельских населенных пунктов на территории

Введение. Идея данной проблемы состоит в том, чтобы определить типы сельских населенных пунктов на территории

Крестьянские поселения различались по нескольким признакам: 1

Крестьянские поселения различались по нескольким признакам: 1

Здесь работали артели ремесленников, мастерские или небольшие фабрики

Здесь работали артели ремесленников, мастерские или небольшие фабрики

Но строительство «деревень при колодцах» в краю полноводных рек и больших озёр было всё-таки вынужденной мерой

Но строительство «деревень при колодцах» в краю полноводных рек и больших озёр было всё-таки вынужденной мерой

Своей работой мы постарались показать разнообразие типов сельских населённых пунктов и попробовали соотнести некоторые из них с населёнными пунктами

Своей работой мы постарались показать разнообразие типов сельских населённых пунктов и попробовали соотнести некоторые из них с населёнными пунктами

Сухоны (теперь по тому месту течёт река)

Сухоны (теперь по тому месту течёт река)

К озёрам можно подъехать по асфальту

К озёрам можно подъехать по асфальту

Нелегкими были и послевоенные годы деревни – мужчины вернулись ранеными, больными, женщины и старики выложились почти все без остатка еще в войну…

Нелегкими были и послевоенные годы деревни – мужчины вернулись ранеными, больными, женщины и старики выложились почти все без остатка еще в войну…

Заболотье Вся и деревня, что три дома, два из них жилых

Заболотье Вся и деревня, что три дома, два из них жилых

Полетаева Александра Сергеевича

Полетаева Александра Сергеевича

Многих работников и хозяев домов забрала война

Многих работников и хозяев домов забрала война

Воскресенский погост и Борщовик

Воскресенский погост и Борщовик

В Негринской пустыни проживал граф

В Негринской пустыни проживал граф
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2022