Исследовательская работа "Головкинский шедевр"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Головкинский шедевр"

Оценка 4.7
pptx
27.07.2020
Исследовательская работа "Головкинский шедевр"
Головкинский шедевр.pptx

Головкинский шедевр Выполнила:

Головкинский шедевр Выполнила:

Головкинский шедевр

Выполнила: Кошечкина Юлия
обучающаяся 6 класса
МКОО Прибрежненская СШ
Руководитель: Фомина Ирина
Викторовна

2019 год

Село Головкино располагалось на

Село Головкино располагалось на

Село Головкино располагалось на Большом Головкинском острове, и оказалась затопленным в 1955 году Куйбышевским водохранилищем.
Село находилось примерно в 10 км к юго-западу от Старой Майны или в 6 км к северо-западу от Кремёнок. В разное время оно входило в состав Казанского уезда, Симбирского наместничества, Казанской и Самарской губерний, Средневолжского края, Куйбышевской и Ульяновской областей.
Богатейшие исторические и культурные традиции этого места позволяют открывать новые тайны.
Главной достопримечательностью старинного села Головкино Старомайнского района была двухэтажная каменная двухпрестольная (верхний во имя Вознесения Господня, нижний во имя Иоанна Богослова) Воскресенская церковь-красавица, построенная в 1785 году предположительно по проекту гениального зодчего В.И. Баженова.

В церковной ведомости 1910 года было указано, что к

В церковной ведомости 1910 года было указано, что к

В церковной ведомости 1910 года было указано, что к Воскресенской церкви относился один каменный дом священно- и церковнослужителей, построенный помещиками Наумовыми и два деревянных здания церковно-приходской школы (одно в селе в пределах церковной ограды – школа открыта в 1896 году, другое в приходской деревне Малиновке – школа открыта в 1899 г.; земская школа появилась в 1879 г.), а также караулка. Там же говорилось, что метрические книги хранятся с 1781, а исповедные росписи с 1823 года.
Старостой храма с 1900 года был дворянин Николай Михайлович Наумов, хотя обычно старосту выбирали из числа наиболее авторитетных и грамотных крестьян. Священником с 1905 года был Пётр Александрович Петров, до этого служивший в церквях Новиковки, Белого Яра и других сёл. Кроме того, в разное время он являлся законоучителем и заведующим церковно-приходской школы, помощником Благочинного V округа, депутатом духовенства от того же округа и т.д. Святейший синод наградил его в апреле 1910 года наперстным крестом. Диаконом с 1910 года служил Иван Кириллович Стёпов (одновременно был и псаломщиком).

По состоянию на апрель 1930 года

По состоянию на апрель 1930 года

По состоянию на апрель 1930 года Вознесенская церковь с одним служителем числилась незакрытой и была в списке единственной действующей из четырёх указанных в документе храмов Старомайнского района.
Несмотря на всевозможные репрессии, до декабря 1937 года Вознесенская церковь оставалась работающей, хотя и с длительными перебоями. Так, весной 1933 года её закрыли представители Чердаклинского отдела ОГПУ, но верующие весной 1935 года отправили в Старомайнский райисполком ходатайство с просьбой о разрешении службы, тем более, что задолженности за сельским религиозным обществом не было. Но ответ поступил отрицательный.

Видимо, храм всё же открыли, поскольку в документах говорится о том, что в мае 1935 года служителем религиозного культа

Видимо, храм всё же открыли, поскольку в документах говорится о том, что в мае 1935 года служителем религиозного культа

Видимо, храм всё же открыли, поскольку в документах говорится о том, что в мае 1935 года служителем религиозного культа Вознесенской церкви с. Головкино являлся 56-летний Бельский Александр Александрович, работавший там с 14 апреля 1935 года.
Как видно из документов и воспоминаний старожилов, сельчане некоторое время успешно противостояли снятию колоколов.
Но репрессии по отношению к православной церкви следовали одна за другой. 16 июля 1936 года Головкинский сельсовет во главе с председателем Родионовым обсуждал единственный вопрос – о снятии колоколов.
В итоге он постановил: «На основании отношения Старо-Майнского райисполкома от 16.07.1936 г. №76736, снять с Головкинской церкви колокола из расчёта 4-х колоколов на 2000 кг и один из них часовой оставить для позыва возникновения пожара.

Старомайнского райисполкома Соколов писал главе сельсовета: «С получением сего созови пленум с активом с/совета колхоза при возможности общего собрания колхозников обсуди вопрос и добейся разрешения…

Старомайнского райисполкома Соколов писал главе сельсовета: «С получением сего созови пленум с активом с/совета колхоза при возможности общего собрания колхозников обсуди вопрос и добейся разрешения…

26 июля 1936 г. председатель Старомайнского райисполкома Соколов писал главе сельсовета: «С получением сего созови пленум с активом с/совета колхоза при возможности общего собрания колхозников обсуди вопрос и добейся разрешения о снятии с вашей церкви колокола необходимое по специальному наряду в количестве 2000 кг. В помощь к вам по снятию колокола направляется из Куйбышевского Цветметаллома тов. Сернев. Выполнение наряда обязательно».
Понятно, что в конце концов колокола (за исключением одного, находящегося сейчас на башенке Дома Гончарова в Ульяновске) сняли. Как правило, для советской власти это был весьма символичный акт, так как храм лишался «голоса» и становился «немым».

Во второй половине 1930-х годов начались подготовительные работы по строительству

Во второй половине 1930-х годов начались подготовительные работы по строительству

Во второй половине 1930-х годов начались подготовительные работы по строительству Куйбышевской ГЭС на Средней, поэтому с целью изучения памятников истории в зоне затопления летом 1939 года состоялась экспедиция областного Куйбышевского краеведческого музея в Старомайнский и Чердаклинский районы.
В Головкино музейщики собрали интересные сведения о каменной церкви, в которой сохранились старинные иконы и росписи на стенах, а на колокольне более 150 лет бесперебойно и правильно показывали время башенные часы.

Вот что рассказывал Ю.Н. Мордвинов о трагической судьбе

Вот что рассказывал Ю.Н. Мордвинов о трагической судьбе

Вот что рассказывал Ю.Н. Мордвинов о трагической судьбе Вознесенского храма: «Последним шагом к низвержению «проклятого прошлого» стало строительство в 50-е годы ложа будущего водохранилища. В сознании простых селян не укладывалось, что церковь, имеющую историческую ценность, можно разрушить, и до последнего надеялись на её сохранение для потомков. Обнадёживали людей и некоторые строители: так, например, начальник по строительству Тимофей Семёнович Баннов заверял, что церковь решено оставить, создав вокруг неё железобетонное кольцо. Впрочем, в народе утверждают, что на уничтожении церкви настаивало районное руководство, в частности, председатель райисполкома Николай Иванович Васюков, под предлогом нехватки кирпича для строительства новой школы в селе Старая Майна. На место намеченного разрушения прибыла спецкоманда. Взрывники, просверлив отверстия в стенах церкви и большой бетонной Наумовской мельницы, произвели взрывы. Огромное облако пыли заслонило на время бездумную жестокость XX века, а когда пыль осела, то перед взорами людей предстала жуткая картина разрушений».

Ульяновский старожил Н.В. Козлов в мае 2014 г

Ульяновский старожил Н.В. Козлов в мае 2014 г

Ульяновский старожил Н.В. Козлов в мае 2014 г. в письме ко мне вспоминал: «В 1954 – 1955 гг. я был на уборке урожая в Старомайнском районе в селе Головкино, которое готовилось к переезду в другое место… Там стояла хорошая церковь. Были разговоры с местными жителями – а что будет с церковью? Предполагалось сломать, но это трудно, в старину храмы строились прочно, на века, по особой технологии подготовки раствора. Было мнение снять только купол с крестом, а если и это не удастся, то оставить церковь как есть – пусть её затопит вода на какую-то высоту, а купол с крестом останутся на поверхности, и будет маяк для проходящих судов по разлившейся новой большой Волге. Вскоре мы уехали и не узнали, что же произошло с данной церковью».
В архивных делах о разрушении Вознесенского храма говорится глухо и немногословно. Так, скупые строки протокола заседания Старомайнского райисполкома от 29 апреля 1955 года свидетельствуют: «Обязать стройучасток №6 треста «Ульяновскстрой» в срок до 10.07.1955 заготовить не менее 300 тыс. штук кирпича и вывезти к месту строительства школы в с. Старая Майна».

Из текста документа очевидно, что такое огромное количество кирпича можно было взять только из большого здания вроде церкви (хотя на практике оказалось, что из кладки…

Из текста документа очевидно, что такое огромное количество кирпича можно было взять только из большого здания вроде церкви (хотя на практике оказалось, что из кладки…

Из текста документа очевидно, что такое огромное количество кирпича можно было взять только из большого здания вроде церкви (хотя на практике оказалось, что из кладки царского времени целый кирпич получить практически невозможно, настолько крепок раствор и сам предмет). В другом протоколе указывалась примерная дата сноса Головкинской церкви – 1 августа 1955 года. Поэтому с большой долей вероятности, учитывая постоянное невыполнение планов в зоне затопления, можно утверждать: в предыдущем документе говорилось и о ней.

Малоизвестный факт: у разрушенной

Малоизвестный факт: у разрушенной

Малоизвестный факт: у разрушенной Вознесенской церкви до сих пор есть двойник. Это Никольская церковь 1780 года в с. Семёновское (Ступинский район Московской области), в конце XVIII в. входившая в состав крупной подмосковной усадьбы графов Орловых Семёновское-Отрада. А.В. Чекмарёв и А.В. Слёзкин отмечали: «Оба незаурядных по архитектуре двухэтажных храма явно возводились по одному проекту, связываемому в литературе с именем К.И. Бланка.
Судя по фотографиям 1930-х годов, церковь в Головкине не была впоследствии искажена пристройкой боковых приделов (как в Отраде) и сохраняла первоначальный облик с изысканной декорацией фасадов в стиле раннего классицизма. Памятник представлял интерес в качестве показательного примера архитектурных пересечений в усадебном строительстве одной семьи. Несмотря на продолжающие регулярно появляться новые публикации об усадьбе Отрада-Семёновское, погибшая усадьба в Головкине и ее постройки остаются совершенно неизвестными». Хотя, бесспорно, сейчас усадьба в Семёновском является более популярной хотя бы в силу того, что она почти полностью сохранилась.

Исследовательская работа "Головкинский шедевр"

Исследовательская работа "Головкинский шедевр"

Малоизвестный факт: у разрушенной

Малоизвестный факт: у разрушенной

Малоизвестный факт: у разрушенной Вознесенской церкви
до сих пор есть двойник.

До сих пор у нас в Старой Майне бытует легенда о

До сих пор у нас в Старой Майне бытует легенда о

До сих пор у нас в Старой Майне бытует легенда о Вознесенской церкви. Когда она была ещё целая, на неё напали разбойники. Местные жители, видимо, заранее знали об этом, так как все храмовые сокровища успели спрятать в колодце. И сейчас молодёжь находит на этом месте монеты.
Руководитель состоявшейся летом 2012 года полевой филологической экспедиции Санкт-Петербургского государственного университета Я.В. Мызникова в ноябре 2014 года писал о Вознесенской церкви: «…на самом-то деле она так и осталась неким культурным символом для местных жителей, а её затопление – веха в местной истории».

Список литературы Взгляд в прошлое -Книга о куйбышевской

Список литературы Взгляд в прошлое -Книга о куйбышевской

Список литературы

Взгляд в прошлое

-Книга о куйбышевской ГЭС в водохранилище.
-Волжская Атлантида: трагедия великой реки

-Фотографии Е.Бурдина из фондов Ул.Краев, музея.

Автор Мордвинов.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2020