Филиал МБОУ Токаревской СОШ №1 в с. Полетаево
Исследовательская работа
на тему:
Интернет-зависимость: виды, признаки, пути решения!
Исполнитель:
Учитель информатики
Ефремова Алена Петровна
Содержание:
Введение ………………………………………………………………………3
1. Что такое интернет-зависимость ………………………………………...5
2. Влияние интернет-зависимости на здоровье подростков ……………....7
3. Результаты социального опроса ………………………………………….9
4. Как побороть зависимость ………………………………………………11
Заключение …………………………………………………………………..13
Список литературы ………………………………………………………….14
Приложение…………………………………………………………………..15
Введение
Проблема интернет – зависимости сейчас актуальна среди подростков. Любые виды зависимости у детей появляются очень быстро, в том числе — зависимость от телевидения, Интернета и компьютерных игр.
Безопасен ли компьютер для здоровья людей? В наше время очень сложно представить свою жизнь без компьютера. Компьютеры применяются везде, где только возможно: на предприятиях, в сфере обслуживания и дома. Так ли безопасен компьютер для здоровья человека?
Наше поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Почему интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности?
В своей работе я попыталась определить наличие проблемы интернет-зависимости среди учеников нашей школы, основываясь на проведенных социологических исследованиях. Наблюдая за обучающимися нашей школы во время отдыха на переменах, я заметила, что добрая их половина проводит время, уткнувшись в дисплей смартфонов и прочих гаджетов, совершенно забыв о вербальных и невербальных способах общения. В связи с этим стала актуальной проблема существования зависимости от интернета и других мобильных средств связи у обучающихся нашей школы.
• Гипотеза исследования:
Интернет-зависимость способствует негативному преобразованию личности школьника: появляется чувство злости, напряженности или депрессивное состояние, склонность спорить и врать, общее снижение результативности и усталость.
Таким образом, целью моей
работы является:
определение наличия проблемы интернет-зависимости среди обучающихся нашей
школы.
Для
достижения данной цели мной были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомить обучающихся нашей школы с проблемой современного общества -
интернет-зависимости.
2. Провести социологическое исследование интернет-зависимости у обучающихся нашей школы.
3. Предложить варианты решения данной проблемы.
Объектом изучения являются учащиеся 5-9 классов филиала МБОУ Токаревской СОШ №1 в с Полетаево
Предмет изучения наличие интернет – зависимости у учащихся.
1. Что такое интернет-зависимость?
Интернет в США и Западной Европе развит гораздо больше, чем в России, опыт этих стран может быть показателен. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен "зависимости от Интернета", или Интернет-аддикции.
Интернет-зависимость — психическое расстройство: навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.
Игровая зависимость — предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми или азартными играми.
Основные причины возникновения компьютерной зависимости у подростков.
1.Самая первая и самая главная – отсутствие навыков самоконтроля у подростка. Впоследствии, став взрослым, он также не сможет себя контролировать, ограничивать, « тормозить»
2. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье
3. Отсутствие у ребёнка серьёзных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
4. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.
5. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение организовать свой досуг
6. Бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению зависимости, так как время в переписке летит незаметно, хотя она и не передаёт эмоций и чувств.
Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по проблематике IAD. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт).
Исследователи отмечают, что большая часть Интернет-зависимых (91 %) пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы сети.
Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К. Янг, 25% зависимых приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% -в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Зависимость, как правило, замечают родные и близкие аддикта по изменениям в его поведении, распорядке дня.
2. Влияние интернет - зависимости на здоровье подростков
При работе на компьютере человек длительное время находиться без движения. Но если в обычном трудовом процессе работник отвлекается от монитора, встает, двигается, то ребенок играющий на компьютере, проводит несколько часов, а то и весь день без движения. Такой режим использования компьютера наносит непоправимый вред здоровью человека, а здоровью ребенка тем более.
Позвоночник и кости взрослого человека уже выработали определенное нормальное состояние – осанку, тогда как организм ребенка еще достаточно гибок и только начинает вырабатывать осанку. Отсутствие движения приводит к атрофированию мышц спины, брюшной полости, грудной клетки и шеи, что влечет за собой нарушение осанки, искривление грудной клетки, горбатость, а также различные заболевания позвоночника (грыжи, смещение дисков). Помимо этого, отсутствие движения при работе на компьютере влечет за собой – плохое кровообращение и ожирение сердца. Как результат – инсульты, инфаркты и одышка.
Также компьютер пагубно влияет не только на здоровье опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем, но и на зрительную систему человека, а тем более ребенка.
Компьютерные игры могут причинить и физический и психологический вред. Физический — нарушение сна и питания, ухудшение зрения. Психологический — отрыв от реальной жизни. Когда время, проведенное в отрыве от реальной жизни, переваливает за 10% от всего времени — это опасно.
Если вечером ребенок излишне возбужден, раздражителен и даже агрессивен, если он плохо засыпает и часто просыпается ночью, - это верный признак того, что его общение с компьютером необходимо строго ограничить.
Вообще, специалисты до сих пор однозначно не определились, сколько времени ребенок может проводить за компьютером. Обычно врачи рекомендуют ограничиться 1 часом в день.
Когда дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Чтение сверх меры, неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером требуют от молодых глаз серьезного напряжения. Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми и раздражительными.
Признаки компьютерной зависимости
Ø Значительное улучшение настроения от работы за компьютером
Ø Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере
Ø Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам
Ø Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере
Ø Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера
Ø Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера
Ø При общении с окружающими сведения любого разговора к компьютерной тематике
Ø Падение успеваемости
Ø Появление проблем в общении, частые конфликты
Ø Подросток скрывает от окружающих, сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает
3. Результаты социологического опроса.
Среди учащихся 5–9 классов был проведен опрос с целью определения зависимости учеников нашей школы от интернета по вопросам, представленным в Приложении №1: на основании проведенных исследований проведем анализ результатов анкетирования и полученные данные представим в виде диаграмм. |
|
|
4. Как побороть зависимость.
Главное — найти то, что Вам интересно, и полностью посвятить свободное от учебы или работы время именно этому занятию.
Необязательно это должен быть компьютер: увлечение может быть любым.
Проблема Интернета не будет настолько глобальной, если каждый из нас станет следить, прежде всего, за собой.
Поскольку рождает чувство
противоречия и стремление любой ценой обойти запрет. Только в том случае, если
из-за одержимости компьютерами человек становится по-настоящему агрессивным,
опасным для себя и окружающих, психиатры могут рекомендовать изолировать его на
время от общества и лечить медикаментами.
Признавая универсальный характер человеческих аддикций, М.Орман (Orman, 1996)
рекомендует всем, кто стремится избавиться от зависимости от Интернета,
выполнять следующие действия:
1. Установить предел времени, которое можно проводить в Интернете;
2. Заставлять себя время от времени несколько дней подряд не работать в Интернете;
3. Программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсам Интернета;
4. Установить для себя правило, ни под каким видом не обращаться к Интернету в течение рабочего дня (если только это не входит в рабочие обязанности);
5. Ввести чувствительные для себя (однако, без нанесения ущерба здоровью) санкции за несоблюдение такого рода правил и ограничений;
6. Налагать на себя подобные санкции до тех пор, пока не восстановится способность выполнять данные самому себе обещания;
7. Заставлять себя вместо работы в Интернете заниматься чем-то другим;
8. Научиться извлекать из жизни другие наслаждения, способные заменить или превзойти удовольствие, получаемое при работе в Интернете;
9. Обращаться за помощью всякий раз, когда собственных усилий оказывается недостаточно;
10. Избегать таких встреч и пребывания в таких местах, которые могли бы побудить вернуться к аддитивному поведению.
Заключение
В ходе обобщения информации о социологическом опросе мною были сделаны следующие выводы:
Ø В целом интернетом пользуются все, большее количество до 4 часов в день.
Ø Более 50% опрашиваемых используют интернет для общения в соцсетях.
Ø Исходя из последних представленных диаграмм, мы можем сделать вывод о том, что большинство не считают себя зависимыми, хотя не могут не заходить на сайт или в интернет каждый день.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать факт того, что любому человеку сложно адекватно оценить свое поведение и поэтому многие, имея некую, даже не очень высокую интернет–зависимость, не могут признать этот факт. Поэтому я смело могу сказать, что если проводить много времени в Интернете, то можно утратить способность контролировать свое время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной.
В заключении можно сказать, что в лечении Интернет-зависимости главное – доказать человеку, что живое общение привлекательнее виртуального. Вырвать человека из Сети, приобщить к другим интересам – задача вполне разрешимая.
Я считаю, что в своей исследовательской работе я решила поставленные задачи:
1. Ознакомила учащихся нашей школы с проблемой современного общества, интернет - зависимости.
2. Провела социальное исследование интернет-зависимости учеников нашей школы.
3. Предложили варианты решения данной проблемы
Список литературы
1. http://cyberpsy.ru/articles/young-internet-addiction/
2. https://mirznanii.com/a/201143-4/psikhologicheskie-osobennosti-nekhimicheskikh-zavisimostey-4/
3. http://netaddiction.ru/1
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-зависимость
5. https://studopedia.ru/10_187162_vliyanie-internet-zavisimosti-na-zdorove-podrostkov.html
Приложение№1
Социологический опрос.
1. Сколько времени в день Вы тратите на посещения сайтов интернета?
a) До 2ч.
b) От 2 ч. До 4 ч.
c) Более 4 ч.
2. Какой сайт Вы посещаете чаще всего?
a) Одноклассники
b) Вконтакте
c) Майл
d) Онлайн игры
e) Свой вариант
3. С какой целью Вы находитесь на сайте?
a) Общения
b) Знакомства
c) Игры
d) Поиска информации
e) Свой вариант
4. Как долго Вы можете не заходить на сайт?
a) Не более 1 дня
b) От 2 дней до 7 дней
c) Более 7 дней
5. Считаете ли Вы себя зависимым от сайта?
a) Да
b) Нет
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.