Исследовательская работа "История села-история России"
Оценка 5

Исследовательская работа "История села-история России"

Оценка 5
doc
23.01.2020
Исследовательская работа "История села-история России"
issliedovatiel-skaia-rabota-istoriia-siela-istoriia-rossii.doc

     Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Вадская начальная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа:

«Нижегородский край в истории России. Вадский район.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

                                                      Руководитель: Кузнецова Е.Н.

 

 

 

 

2018-2019 учебный год

 

Оглавление:

 

1.     Актуальность темы __________________________________________стр. 3

 

2.     Основная часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение________________________________________________   стр.

 

4. Список литературы _________________________________________ стр.

 

5. Приложения

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Актуальность темы

 

Тема исследовательской работы «Нижегородский край в истории России».  Актуальность темы, мы думаем, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.

Нить времени самая тонкая, связующая прошлое, настоящее и будущее. На нее, словно бусинки, нанизываются наши дела. Хорошо, когда бусинок много. Они самое ценное, потому что любое самое далекое будущее когда-нибудь станет прошлым, чьими-то поступками, судьбами. Здесь и наша история, порой восходящая к легендам.

    На   карте нашего района много территорий, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них практически не осталось никаких сведений кроме их названия.Многое уже забылось, мало осталось людей, которые помнят походы царей, войну и предвоенные годы, и  многое другое. Думаю, что настало время по крупицам собирать оставшееся, сохранить память о родной истории, возродить интерес к ним.

Мы  решили  исследовать исторические места нашего села. Ведь изучение истории родного края для человека должно быть очень важным аспектом в жизни.

Для этого необходимо  – научиться работать с дополнительной литературой, находить полезную информацию, учиться анализировать и делать выводы. Наметить план действия. Для поиска ответов надо обратиться за помощью к толковому словарю, поговорить со старожилами села, посетить сайты интернет.

Целью нашей работы стало  определение места истории села в истории России.

 Для реализации нашей цели, мы сперва поставили перед собой следующие задачи: 

– сохранение  исторической  памяти в сознании современных школьников и жителей села.

-  знакомство с историей родных мест, повышение интереса школьников к изучению местности села и близлежащих территорий.

Предмет исследования: легенды и предания о нашей  местности и близлежащей территории.

Объект исследования: история  данной местностей, дать её объяснение.

Научная новизна исследования заключается в попытке изучить историю своего села и близлежащей местности.

Практическая значимость заключается в том, что данную работу можно использовать на уроках истории, краеведения, специальных факультативах по краеведению.

Методы исследования: поисковый, исследовательский.

 

2.1 История основания района

 

Вадский район - один из старейших районов Нижегородской области. Официально он образован 10 июня 1929 года. Район в давние времена был заселен мордовскими племенами. Сохранилось много обозначений деревень и мест на мордовском языке. Длительное время проживала мордва близ Вадского озера, до сих пор деревня на берегу озера называется Мордовской.

 

Происхождение названия села Вад, исторически более достоверно то, что произошло оно от мордовского слова "Вать" - вода. По другой легенде название села произошло от названия болотистой местности по берегам реки Вадок /остающейся после весеннего половодья/ - адское, гиблое место.

 

Колонизация мордовских земель, полная драматических событий, началась в ХII веке и продолжалась не одну сотню лет. При вторжении в ХIII веке татаро-монгольских полчищ на Русь, мордва, обиженная русскими князьями, встала на сторону татар.

 

 В 1377 году мордовские князья повели татар на Нижегородскую рать, беспечно придавшуюся разгулу на берегах р.Пьяны. Был православный праздник. Русская рать была уничтожена. После ухода татар, мордва опустошала беззащитные русские деревни. Затем русские во главе с князем Борисом Городецким жестоко отомстили татарским пособникам.

 

 С развитием капиталистических отношений более успешно стали развиваться кустарное производство и промыслы, как подсобные занятия к основному - земледелию. Так, канатно-прядильный промысел на Ваду возник 200-250 лет назад. Расширяются во второй половине ХIХ века посевы конопли и льна и идет расцвет этого промысла: но к концу ХIХ века он приходит в упадок. 

 

Площадь района - 74200 Га.

 

Поверхность района представляет собой сильно пересеченную равнину, которая понижается в сторону рек Сережа, Вадок и Пьяна, она отмечается обилием карстовых ям. Образование карстов объясняется наличием недалеко от поверхности почвы известково-доломитовых и гипсо-ангиритовых пород. Они легко вымываются дождевыми, снеговыми и подземными водами, вследствие чего образуются пустоты - подземные пещеры

 

 

2.2 География села.

Ва́дский райо́н граничит с Арзамасским, Перевозским, Шатковским, Дальнеконстантиновским районами. Общая длина границ 167 километров. Протяжённость с юга на север — 41 километр, с запада на восток — 30 километров.

Территория Вадского района относится к зоне с умеренно-континентальным климатом, для которой характерны продолжительная холодная, снежная зима и сравнительно недолгое жаркое лето. По агроклиматическому районированию Нижегородской области территория района относится к четвёртому агроклиматическому району — умеренно тёплому, умеренно влажному. Гидротермический коэффициент равен 1,2.

Расстояние от района до областного центра 110 километров. Район разделён на 10 административных единиц, которые включают 46 населённых пунктов.

Земельные ресурсы

Район расположен в малолесной части области. Наблюдаются подзолистые, дерново-подзолистые, лесостепные, чернозёмные, дерново-луговые и болотные почвы. В целом преобладают почвы средне-суглинистого состава. Наиболее распространёнными почвообразующими породами являются покровные и лесовидные суглинки.

Минеральные ресурсы

На границе Вадского, Перевозского и Шатковского районов находится Смирновское месторождение карбонатных пород для строительного щебня. Кроме того, в недрах имеются песчаные месторождения и месторождения глины, из которой в настоящее время производят красный кирпич.

Водные ресурсы

По территории района протекают реки Серёжа, Вадок, Ватьма и Пьяна.

Крупнейшим водным бассейном района является озеро Вадское (Мордовское), находящееся в селе Вад. Площадь его зеркала, после постройки в 1964 году капитальной плотины составляет 56 гектар.

Озеро Вадское — уникальное карстовое озеро, имеющее своеобразный гидрологический режим. Озеро питается мощными восходящими карстовыми источниками, из «воклины» (глубоких провалов) интенсивно бьёт струя воды. Зимой вода над воклинами не замерзает. Сильный напор струи подземной воды создаёт впечатление выпуклой линзы над поверхностью озера. Интенсивное течение распространяется от воклины на расстояние 15-20 метров и чётко прослеживается граница между прозрачной водой из карстовой воронки и мутноватой с растительными остатками водой озера. Озеро связано сетью подземных каналов с соседними более мелкими карстовыми озёрами и подземными источниками.

 

 

 

2.3. Мордовское озеро.Воклина.

       Всего 100 километров отделяют Нижний Новгород от небольшого села Вад. Это местечко привлекает внимание не только своим необычным названием, но и уникальным озером, которым так гордятся местные жители.  И повод для гордости действительно есть, ведь во всем мире существует  только три подобных озера  – в Бельгии, на юге Франции и в нашей Нижегородской области.

        На первый взгляд, это обычный водоём, который не отличается какими-то грандиозными размерами или сказочной красотой, но всё самое таинственное хранится в его недрах. В отличие от озера Светлояр, происхождение Вадского озера не является загадкой. Образовалось оно в русле речки Вадок (левый приток Пьяны) в результате слияния карстовых провалов. Местные старцы и сейчас могут припомнить ни один случай, когда дома и баньки на берегу озера уходили под воду из-за таких обвалов. Многие опасаются, что и все село когда-нибудь может постигнуть такая участь. Дело в том, что карстовые провалы уходят глубоко под землю и переходят в своеобразные каналы, которые соединяют озеро с близлежащими озерцами и болотами. Таким образом, эти каналы образуют своеобразную сеть, проходящую под всем селом. Это, кстати, было замечено еще давно, так как повышение или понижение уровня воды в озере влияет на уровень воды в других местных водоемах.

      Именно этот своеобразный гидрологический режим и делает Вадское озеро уникальным. Дело в том, что из карстовых воронок или воклин (как их принято здесь называть) интенсивным потоком бьют холодные подземные воды. Причем  движение воды настолько интенсивно, что поверхность озера над воклиной не замерзает даже в зимнее время, а летом можно увидеть своеобразную линзу на поверхности водоема, которую образуют потоки выходящей из пещеры воды.

  Вода прозрачная, сульфатно-кальциевого состава. Северные и южные береговые склоны довольно высокие и местами обрывистые, берега низкие. Местность, прилегающая к озеру, испещрена карстовыми воронками и провалами - свежими и заросшими, сухими и заполненными водой. Одна из наиболее свежих воронок на северном берегу, расположенная на окраине села, имеет вид озерка правильной круглой формы диаметром 20 м. Ее берега начинают зарастать сфагновой сплавиной. На южном берегу озера в Вадок впадает речка Ватьма. Вадок - своеобразная, так называемая ныряющая речка: перед впадением в озеро она теряет свои воды в провалы и воронки и превращается в узкий ручеек с прерывистым течением, а ниже озера вновь становится полноводной. Замечено, что при запруживании Вадского озера поднимается уровень воды в соседних мелких карстовых озерах и воронках. Это позволяет с уверенностью говорить о сети подземных русел и каналов в районе озера.

 

К сожалению, первоначальный вид озера сильно нарушен постройкой плотин. В 1938 году восстановили бывшую монастырскую земляную плотину, а в 1967 году заменили ее фундаментальным сооружением с асфальтированной дорогой и железобетонными створами: предполагалось создать комплекс водоемов для разведения водоплавающей птицы и рыбы.

  Озеро Вад превратилось в искусственный водоем и приобрело характерную для пруда форму треугольника, основанием которого служит плотина. Из двух воклин, указанных В. В. Докучаевым, сохранилась единственная, из которой и теперь можно видеть мощный выход подземных вод, образующий на поверхности своеобразную выпуклую линзу с расходящимися из центра кругами волн. Наблюдателю, рассматривающему воклину с лодки, открывается совершенно фантастическая картина: сквозь прозрачную воду на дне в известняковой породе видна большая воронка. Ее стены причудливо мозаичны - окрашены в голубой, белый, зеленый и серый тона. Эту цветовую гамму образуют скопления зеленых и сине-зеленых водорослей, отложения ила и просвечивающий сквозь них известняк. Разноцветное убранство воклины дополняют поднимающиеся на поверхность воды растения - рдес курчавый и уруть мутовчатая с розовыми, длиной более 2 м стеблями и розовато-темно-зелеными листьями.

Вход в пещеру Вадского озера.

    Воронка имеет глубину до 15 м, ширину 20 м и длину 27 м. У северо-восточной ее стенки крутизной до 60° в основании видно отверстие диаметром около 3 м, откуда и восходит поток воды.

Аквалангисты Московского авиационного института при обследовании воклины обнаружили, что это отверстие ведет в карстовую пещеру-грот. Остальные стенки воклины наклонены не более чем на 20 . Вода в воронке холодная: даже в жаркий летний день ее температура в 10 см от поверхности не превышает 5-6°.

    Вадское озеро привлекало внимание местных исследователей еще в 18 веке (И.И. Лепёхин, П.С. Паллас, И.Г. Георги). В некоторых случаях озеро также называют Мордовским. Связано это с тем, что изначально на берегу озера находилось два населенных пункта: селение Вад на юге и деревня Мордовская на севере. Позже Мордовская присоединилась к Ваду,  но память о ней и по сей день прикрепилась в качестве второго названия озера.

  Сегодня этот водоем находится в числе природных памятников регионального значения, проводятся различные исследования и наблюдения за его состоянием. Но даже это не помогает полностью ликвидировать людской фактор воздействия на озеро, в первую очередь, связанный с его загрязнением. Если в конце XIX века в озере было две действующих воклины, то в начале XXI осталась только одна. А в 2007 году произошло и её частичное обрушение. Но по наблюдениям специалистов, в последнее время начала пробиваться и вторая воклина.

К сожалению, в настоящее время озеро сильно загрязнено и на его очищение требуются большие финансовые затраты. Остается только надеяться, что любовь к природе и родным местам все-таки пересилит человеческую безответственность, иначе вскоре мы можем лишиться и этого чуда на нашей небольшой земле.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Путь Ивана Грозного на Казань через Вадский район.

По преданиям Вадской земли можно проследить историю нашего края. Предания - это широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта, названий отдельных местностей [Кравцов 1971, 129].

Изучая историю своего района, села и  территорий, находящихся недалеко от него, я обратила внимание  на несколько деревень, которые имеют исторические объекты, касающиеся похода Ивана Грозного на Казань.

Анненково – село в Вадском районе. Ныне не существует. В «Нижегородском топонимическом словаре» (г. Нижний Новгород, «КиТиздат», 1997 год) Н.В.Морохин упоминает о предании, согласно которому селом владели помещики Анненковы, что и обусловило его название. В начале XX века Анненково принадлежало П.А.Столыпину (о наличии усадьбы данных нет). В советское время местные жители перенесли свои дома к месторождению известняка к югу от села, образовав посёлок Анненковского карьера. К северу от бывшего села Анненкова на правом берегу Пьяны находится городище «Беркин городок». По преданию, здесь располагалась белокаменная крепость разбойника Берки, которую разгромил Иван Грозный при походе на Казань.

Памятник археологии федерального значения – городище Анненковское (середина I тыс. до н.э. – I тыс. н.э.). Документы о принятии на госохрану № 624, № 176.

Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в селе есть памятник градостроительства и архитектуры – Крестовоздвиженская церковь (датировка объекта – 1835 год (1854 год), документ о принятии на госохрану № 471). По «Адрес-календарю Нижегородской Епархии» за 1904 год в Анненкове в 1854 году возведен каменный храм (внутри ветхий), престолы: главный (холодный) – святой Троицы, теплые приделы: правый – святого Александра Невского, левый – преподобной Марии Египетской. В этом храме, по преданию, Пётр Аркадьевич венчался с Ольгой Борисовной Нейдгарт.

Интересное, на мой  взгляд, предание  «Беркин городок», которое на прямую  относится к походу  Ивана Грозного через  наши земли и активному сопротивлению народа  этой агрессии.

В предании рассказывается, как Иван Грозный уничтожил разбойничье логово близ села Анненкова.

«- В незапамятные времена, года за три до похода Ивана Грозного на Казань, объявился в здешних местах разбойник Берки. Никто не знал, откуда он пришел и какого он роду и племени. Говорили, что татарского хана ставленник. А какого? Поди, сейчас узнай! Берки быстро в наших краях свой порядок установил. Здешний люд стал притеснять да грабить. По правому берегу Пьяны свой город выстроил, каменной стеной его обнес. Пробовали мужики на него управу найти… Да где там?! Пуще прежнего стал разбойничать. Ни старому - ни малому, ни бедному - ни богатому проходу не давал. Тогда посылают мужики в белопрестольную к Ивану Васильевичу гонцов, чтобы выручил их, значит, из беды. Ничего тогда не ответил Великий князь гонцам, но через три года, когда на Казань шел, разворошил он разбойничье логово и от Беркина городка камня на камне не оставил. Сам же Берки то ли убит был, то ли утонул в Пьяне. Много люду тогда сгублено было».

Предание рассказало о каменном городе-крепости «Берки» и о владельце по имени Берки, а так же сражении с войсками Ивана Грозного, где было множество погибших.

Если было сражение с множеством погибших, то совершенно очевидно, что  речь идет не о шайке бандитов или воров, а о воинах, которые могли и были готовы защищать с оружием в руках свою землю и  сложили там свои головы.

Исторически известно, что всех своих противников цари называли ворами и прочим недобрым словом. Поэтому не стоит удивляться  тому, что  Берки называют вором.[ Петров 1994, 46]

Петров П. В. в своей книге рассказывает об этом событии: - «Управляющий имением госпожи Долгановой при селе Анненкова Ревезенской волости /Троицкое городище/ господин Карпов сообщил, что по берегу Пьяны имеется большое городище. По преданию берег Пьяны был покрыт лесом, в котором жили разбойники. Иван Грозный разбил их. Беркин городок, назван по имени разбойника Берки, разбитого Иваном Грозным. / Заседание Нижегородской комиссии 1892г. [Петров 1994, 41].»

Городок по преданию был расположен на правом крутом берегу Пьяны, как и все мордовские города, а река Пьяна являлась защитой по окружности.

В предании сказано, что город был обнесен каменной стеной. Если обратиться к данным археологии, то на месте этого поселения были найдены орудия труда, предназначенные для работы с камнем и рудой.

Еще одним веским подтверждением того, что город мог быть каменным, является нахождение в данном месте Анненковского карьера, где добывается белый прочный камень-известняк.

То есть, этим  «карьером» пользовался народ  в давние времена и добывали оттуда камень  для строительства и других нужд.

Если обратиться к топонимике, то с мордовского «Аннукстамскев» звучит как Анненковский и переводится «заготавливать камень».

В словах «Анненковский» и «карьер имеется одно и то же значение «заготавливать».

Происхождение слов рассказывает о том , что мордва владела технологиями белокаменного  строительства, иначе нет смысла заготовок камня. Тем более, само предание подтверждает наличие каменного города.

В  библиотеке Вадского района есть копия документа, подтверждающая  верность данного предания . Сам оригинал  находится в архиве Н.Новгорода, именно с ним, работал П. В.  Петров ( См. приложение )

Это предание считается почти самым распространенным и цельно сохранившимся из всех остальных, которые затрагивают тему похода Ивана Грозного на Казань. Если обратить внимание на историю Вадского района, то существует небольшое количество источников, раскрывающих данную тему. Предание о «Беркином городке» достаточно известное. О нем написано много статей в социальных сетях.

 

Совсем недалеко от нашего села находится деревня Сосновка, известная своим красивым и исторически ценным  озером.

Сосновка – деревня в Вадском районе. Около деревни близ шоссе Вад – Сунеево находится озеро с островом, насыпанным, по преданию, воинами Ивана Грозного.

Существует предание «Два кургана», связанное  с историей возникновения небольших островков посередине озера Сосновкое.

Предание записано в 1980 году со слов Е. И., Мисировой 1900г.р.

« Есть на Сосновском озере два острова. Один - большой, другой - маленький. Стары люди говорили, что сам Иван Васильевич приказал их насыпать, когда на Казань шёл и обратно, воины в шеломах землю носили. На Казань шёл - воинов много было - остров большой. Из Казани - немного воинов осталось - остров малый. А как же иначе узнаешь: кто жив, а кто погиб?»

П. В. Петров об этом событии сообщает: «По царскому приказу каждый воин должен был принести для создания курганов шапку земли. В жестокой битве при взятии Казани погибли и многие русские воины, и естественно, что второй курган получился значительно меньше» [Петров 1994, 41].

И действительно, первый  островок  значительно больше второго и по сей день . Это свидетельствует о том, что потери Ивана Грозного были достаточно велики.

В интернете мне удалось найти еще одно подтверждение  предания, но уже от другой жительницы этой деревни Ольги Ивановны Макаровой:

«Поход Ивана Грозного.  Через наши места на Казань царь Иван Грозный шел. А жила тут мордва. Она еще не знала, на чьей стороне воевать ей.  Говорят, что многие, конечно, как и русские, тоже на татар вместе с войском царя двинулись, потому что татары мордву притесняли.
Царь, чтобы все видели, какое у него войско мощное, повелел возле нынешней деревни Сосновки (вблизи с.Анненково) каждому своему воину принести и высыпать по шлему земли. Вот они выполнили приказ, и у деревни вырос большой курган.Мордовская деревня Балахна на Пьяне тогда уже была, из нее с царем три брата пошли. В битве с татарами под Казанью  они отличились. Как царь назад шел, остановился снова в этих местах вспомнил-припомнил погибших ратников и велел, чтобы сравнить свое оставшееся войско с прежним, рядом с первым насыпать второй курган. Маленьким он получился, потому что много пало воинов в той тяжелой борьбе.
А братьев из Балахны царь отпустил домой и повелел дать каждому земли, чтобы на ней свои деревеньки строили. Построили каждый из братьев по дому вдоль Пьяны-реки, а вскоре понаехал к ним с разных концов честной народ — мордва да русские. И стали они новые места обживать. Не знаю, верно это или нет, но слух о тех временах идет такой».

Имеется несколько подтверждений  предания, а из этого следует, что данное предание- исторический факт.

Озеро Сосновкое знаменито не только этими курганами, но и карстовым происхождением.

Знаменитая команда « Кочующие» проводили исследование карстовых озер Нижегородской области. Вот какие данные они записали о нем:

«Сосновское озеро (в 10 км южнее села Вад) интересно тем, что над его гладью поднимаются два острова, один из которых похож на сказочный курган или пирамиду. У этого озера были случаи внезапного ухода воды в землю, после которого рыба оставалась лежать на обнажившемся дне или вдруг обнаруживалась в деревенских колодцах. Внезапный уход воды — характерная черта многих карстовых озер.»

И это действительно так, потому что дошла история , подтверждающая этот факт: давным-давно, один из жителей деревни Сосновка  собрался на рыбалку в  5 часов  утра на  озеро. И когда пришел, то увидел, что в озере воды нет, а вся рыба на суше бьётся. Он скорее побежал в деревню , рассказал об этом всем. Мужики побежали к «озеру» кто с мешками, кто с тазами, кто с корзинками.

Озеро Сосновское Вадского района представляет историческую и природную ценность.

Фактически доказано, что через территорию Вадского района проходил Иван Грозный со своим огромнейшим войском. Об этом событии свидетельствуют и  ландшафтные объекты ( курганы) и многочисленные церкви ( в с.Троицком, д .Анненково). «В ознаменовании победы над татарами в селах Троицком и Анненкове по царскому приказу были заложены церкви.»[ Петров 1994, 47].

Это далеко не все исторические места нашей местности, их гораздо больше.

2.5 Церкви Вадского района.

По пути Иван Грозный заложил в селе Вазьян деревянную Никольскую церковь. Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в селе есть памятник градостроительства и архитектуры – Крестовоздвиженская церковь (датировка объекта – 1835 год (1854 год), документ о принятии на госохрану № 471). По «Адрес-календарю Нижегородской Епархии» за 1904 год, каменный храм в селе был возведен в 1805 году (престолы: главный (холодный) – святого Николая Чудотворца, теплые приделы: правый – Сретения Господня, левый – святого пророка Ильи.

По преданию, в селе во время похода на Казань был Иван Грозный и заложил здесь деревянную Никольскую церковь, царские врата от которой сохранились до середины XIX века. Существующий каменный храм построен помещицей Елизаветой Зиновьевой. В настоящее время в селе нет постоянных жителей, только дачники. Железная крыша купола и маковка были уничтожены предположительно в 2008 году, вероятно, ударом молнии. ( См. приложение )

«В ознаменовании победы над татарами в селах Троицком и Анненкове по царскому приказу были заложены церкви.»[ Петров 1994, 47].

Анненково – село в Вадском районе. Ныне не существует. В «Нижегородском топонимическом словаре» (г. Нижний Новгород, «КиТиздат», 1997 год) Н.В.Морохин упоминает о предании, согласно которому селом владели помещики Анненковы, что и обусловило его название. В начале XX века Анненково принадлежало П.А.Столыпину (о наличии усадьбы данных нет). В советское время местные жители перенесли свои дома к месторождению известняка к югу от села, образовав посёлок Анненковского карьера. К северу от бывшего села Анненкова на правом берегу Пьяны находится городище «Беркин городок». По преданию, здесь располагалась белокаменная крепость разбойника Берки, которую разгромил Иван Грозный при походе на Казань.

 

Памятник археологии федерального значения – городище Анненковское (середина I тыс. до н.э. – I тыс. н.э.). Документы о принятии на госохрану № 624, № 176.

Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в селе есть памятник градостроительства и архитектуры – Крестовоздвиженская церковь (датировка объекта – 1835 год (1854 год), документ о принятии на госохрану № 471). По «Адрес-календарю Нижегородской Епархии» за 1904 год в Анненкове в 1854 году возведен каменный храм (внутри ветхий), престолы: главный (холодный) – святой Троицы, теплые приделы: правый – святого Александра Невского, левый – преподобной Марии Египетской. В этом храме, по преданию, Пётр Аркадьевич венчался с Ольгой Борисовной Нейдгарт.( См приложение)

Троицкое – село в Вадском районе. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская Троицкая церковь (датировка объекта – XIX век). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД». По сведениям краеведа Владимира Бакунина, это остатки Троицкой церкви 1765 года постройки, возложенной при Иване Грозном, в честь победы над Казанью (престолы: святой Троицы (холодный), теплый придел – Усекновения Главы Иоанна Предтечи). Село называлось Белая Захарьевка, к концу XIX века оно перестало существовать, и церковь была приписана к селу Ивашкину, но потом около неё по каким-то причинам снова возник посёлок, с названием в честь храма – Троицкое. В советское время до 60-х годов был крахмальный цех.( См. приложение)

2.6 Вадский район в годы ВОВ.

https://www.sites.google.com/site/anvsospamatovov/_/rsrc/1468742736177/komanda-veceerka/49529725.jpg?height=200&width=147https://www.sites.google.com/site/anvsospamatovov/_/rsrc/1468742736177/komanda-veceerka/%D0%B2%D0%B0%D0%B4.png?height=200&width=187   С негодованием и страшной тревогой за судьбу своей большой Родины встретили жители Вадского района известие о начале войны. На фронтах Великой Отечественной войны, где кровью и железом решались судьбы Родины, советские патриоты ежедневно и ежечасно совершали подвиги, перед которыми меркнет все, что знала до сих пор история войн. Не щадя своих сил и самой жизни, бойцы и командиры Красной Армии обороняли каждую пядь земли. 

    На беспримерный фронтовой героизм своих родных, оставшиеся дома отвечали беспримерным трудовым героизмом. Трудовые военные вахты жителей района проходили под девизом «Все для фронта, все для победы!». Стихотворные строки «Два фронта» Федора Токмина — молодого Вадского поэта, опубликованные в районной газете "Вадский колхозник"  20 августа 1941 г., наглядно показывали, что вся страна, Горьковская область, Вадский район разделились на фронт трудовой, и на фронт, где врага уничтожают с оружием в руках: «Народ свою отчизну Любит, словно мать, И все, вместе с жизнью Готов он ей отдать. Везде кует победу Над извергом врагом, Оружием на фронте, А в тылу — трудом».

     Помощь фронту со стороны жителей района осуществлялась, прежде всего, в сборе средств на военную технику. Они профинансировали строительство десяти наименований боевых машин, от их имени громили врага танки и самолеты.

     Во многих семьях, оставшись главными помощниками, после ухода на фронт отцов, дети военной поры на свои плечи приняли тяжелый крестьянский труд. Как и тысячи их ровесников по всей стране, школьники и молодежь района работали на всех производственных участках района, приближая победу. Они помогали в уборке хлеба, сенокосах, заработанные средства отдавали в фонд обороны. Деньги молодых вадчан влились в общий поток, направленный на строительство танков «Пионер» и «Горьковский пионер», самолета «Пионер». Школьники создавали молодежные производственные бригады, участвовали в организации помощи жителям и своим ровесникам на территориях, освобожденных от оккупации. Тяготы военного времени не освобождали детей от посещения школ, так как они знали, что после победы их знания пригодятся для будущего страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6.1 Эвакуационные госпитали в Вадском районе Горьковской области. 

Госпитали в Вадском районе появились, практически, с первых месяцев  ожесточенных сражений Великой Отечественной войны. Размещались медицинские учреждения в трех зданиях: районной больницы, Вадской школы и в санатории «Бобыльский».

В Вадскую школу и больницу был эвакуирован госпиталь из украинского госпиталя в г. Каменец-Подольский (№51, июль-август 1941 г.) Далее был переформирован в эвакогоспиталь № 3402, который проработал на Ваду до марта 1943 года, до перемещения его ближе к фронту. С июня по сентябрь 1943г. его сменил госпиталь №5370, а далее - ЭГ №5831, который существовал в районном центре до 17 августа 1945 года. В санатории «Бобыльский» дислоцировались ЭГ №2789 и 2842.

С начала работы госпиталя, врачи, медицинские сестры, замполит и начальник были с Украины, а младший медперсонал набрали из окрестных сел и деревень.

Как и большинство госпиталей, развернутых в Горьковской области, эвакогоспиталь имел хирургический профиль, раненых бойцов оперировали, обрабатывали и наиболее тяжелых отправляли в глубокий тыл. Но постепенно медучреждение стало принимать бойцов с ранениями в конечности. Хирургическая помощь состояла в лечении, ампутации и реампутации верхних и нижних конечностей, удалении пуль, осколков. Эвакогоспиталь, созданный на 120 мест, принимал от 300 до 500 красноармейцев. Использовали все свободные помещения, переоборудовали даже подсобные. Особенно много было раненых в первые месяцы войны. Многие из них проходили длительное лечение: год или два.

Ведущим хирургом ЭГ №3402 был заслуженный врач УССР Леонид Васильевич Радевич. В памяти сотрудников госпиталя он остался как высококвалифицированный специалист, готовый сутками оперировать. Суровыми зимами поступало много раненых с тяжелыми обморожениями, а у хирурга находились еще силы «шутить»: «Все в порядке, пальцев нет – остались пятки!»

В разное время в госпиталях работали не менее замечательные врачи: Тамара Сергеевна Телятьева, Капитолина Васильевна Гальянова, Нина Константиновна Калиновская, Карпов Николай Иванович, Колби Анна Лаврентьевна, Пантелеев Василий Михайлович, Пантелеева А.А., Иоктан Тамара Михайловна, Гриб Анна Дмитриевна, Леско Лидия Васильевна,

Госпиталь постоянно принимал санитарные поезда с ранеными. Работа велась практически круглосуточно. Днем проводились операции, процедуры, отправлялись тяжелораненые в другие госпитали, выписывались на фронт, а по ночам принимали новых пациентов.

Санитарками на отделениях, в основном, работали молодые женщины и девушки. На их плечи ложилась большая часть самой тяжелой работы. Одна из самых трудных обязанностей – принимать раненых с эшелонов и перевозить их в госпиталь. Тяжелых мужчин с поезда приходилось переносить, практически на руках. Часто для этой работы привлекали и подростков постарше. Больно было им видеть страдания людей, потому что станция хоть и находиться не далеко от райцентра, но дорога была грунтовая, разбитая, и раненые кричали, стонали. Как вспоминают санитарки, люди с поезда были полураздеты, мокрые от сочившихся ран. Местные жители постоянно собирали теплую одежду, другие вещи, чтобы укрывать бойцов в повозках.

Вид страдающих людей тяжело отдавался в душах встречающих, почти все с горечью вспоминают один санитарный поезд, который был полон молодых девушек, очень страшно было им смотреть на сверстниц без рук, без ног, с тяжелыми ранениями, стонущих, хрипящих, в беспамятстве.

Много было среди бойцов на лечении 18-20 летних юношей с тяжелыми, множественными ранениями. Вспоминают одного, его звали Иваном, с семью ранениями он от боли держался зубами за спинку железной кровати. Поэтому и нянчились с фронтовиками как с малыми детьми, стараясь им угодить, накормить получше, терпеть их капризы и ругань, понимая, что это все от нестерпимой боли.

Поступивших новых красноармейцев сначала мыли, обрабатывали раны, одежду стирали, обрабатывали от вшей в специальной жаровой камере. Вспоминают, что запах стоял такой, что даже зимой приходилось открывать окна.

Операции шли постоянно, с лекарствами было очень трудно, но хуже всего было с эфиром. Поэтому даже тяжелые ампутации проводились без наркоза, что причиняло больным неисчислимые страдания, но это был единственный шанс спасти им жизнь.

Трудно было, и выхаживать раненых: в госпитале практически не было обезболивающих средств, а не каждому хватало сил терпеть боль. Могли, в беспамятстве, обидеть девушек, но санитарки понимали, что это все не со зла. Вниманием, лаской и добрым словом старались помочь.

Говорят, что человек привыкает ко всему, но невозможно привыкнуть к виду чужого горя. Вид страданий раненых бойцов, их рассказы о тягостях войны заставляли работать персонал госпиталя с удвоенной энергией. Санитарки и медсестры вспоминают, что бывать дома, видеть семью и спать приходилось только по несколько часов в сутки, 2-3 часа, потом могут позвать опять на работу встречать ночью эшелон. На холод, полуголодное питание не обращали, практически внимание. Ездили на заготовку дров для водяных котлов и печей, возили воду для стирки. За каждой «нянечкой», как их называли в госпитале, было закреплено несколько палат по 5-7 человек, за которыми они ухаживали. Продукты для раненых приходилось заготавливать даже в соседних районах, помогало и местное население. Часть младшего персонала госпиталя в летнее время ночью стирали белье, а днем работали на полях ближних колхозов. Питались сотрудники и их семьи, в основном овощами (капуста, морковь, фасоль, турнепс), иногда получали немного крупы. Хлеба выдавали по 200 граммов в сутки. Радостью было, когда за хорошую работу выделяли немного растительного масла, сахара.

Над фронтовиками местное население взяло шефство. Часто приносили им домашнюю еду, теплые вещи, обувь. Вязали носки, варежки, шили кисеты для махорки, помогали чинить одежду. Школьники часто приходили с концертами, читали газеты, книги, помогали писать письма, выпускали стенгазеты, слушали рассказы о военных событиях. Этих приходов госпитале очень ждали.

Для лечения фронтовиков использовали и «местные» средства: возле деревни Сосновка было небольшое болото, откуда жители часто брали грязь для лечения разных болячек. Медицинский персонал решил использовать целебную грязь для ран. Такое грязелечение помогало быстрому заживлению и восстановлению кожных покровов.

Нельзя забыть имена тех замечательных женщин, работавших в госпиталях: Захарова Ксения, Захарова Анна, Захарова Клавдия, Сазанова Татьяна, Вашуркина Анна, Вашуркина Елена, Золова Анна, Микунова Вера, Овчаренко Вера, Тряпичкина Евдокия, Патрина Нина, Коробова Александра, супруги Екатерина и Павел Мальцевы, Степанова Надежда, Меньшина Мария, Богатырева Александра, сестры Марьенковы… Всех перечислить сложно, 48 девушек… В общей сложности в госпиталях работало 130 человек, каждый старался помочь раненым, а, значит, фронту.

Солдаты, уезжавшие из госпиталя после лечения, с благодарностью целовали руки «сестричек, дочек, голубушек», которые поставили их на ноги и подарили вторую жизнь, все вместе фотографировались, пели песни, плакали.

Надо отметить, что за все время работы госпиталей от ран умерло менее 20 человек. Почти все они покоятся на местных кладбищах. На кладбище в с. Ивашкино установлен обелиск, местные жители за ним ухаживают и ежегодно сюда приезжают родственники умерших бойцов.

После войны около здания школы, где располагался госпиталь, был установлен памятник. В маленьком сквере, где он стоит, ежегодно проводят все памятные мероприятия школьники, жители районного центра, посетители Вадского краеведческого музея и выставочного центра…

 

Аэродром у села Лопатино Вадского района в годы Великой Отечественной войны

Около села Лопатино Вадского района  в 1941 году был построен запасной военный аэродром, при строительстве которого использовался камень разрушенной церкви в селе Елховка Вадского района.

Аэродром Лопатино, известного также как «Объект 808 Управления аэродромного строительства УНКВД по ГО». Он был расположен в районе одноименной деревни. Аэродром имел две взлетно-посадочных полосы: бетонную — длиной 1000 м и шириной 70 м (с юго-запада на северо-восток), и грунтощебеночную тех же размеров (с юга на север). Рядом с ВПП были расположены рулежные дорожки, а также убежища на 36 человек, рассчитанные на прямое попадание 50-кг бомб. Зимой 1942—1943 гг. аэродром постоянно заносило снегом, на уборке которого в среднем в день были заняты 482 постоянных рабочих и 150 привлекаемых со стороны человек. Кроме того, ежедневно в среднем использовались 64 конных подводы, 3,6 трактора и 17 автомашин. Последние израсходовали за зиму около 120т дефицитного горючего. Тракторный парк аэродрома насчитывал 14 единиц, но нехватка запчастей и бензина заставила в декабре — январе использовать грузовики ЗиС-5, к которым прицеплялся один деревянный каток, а для предотвращения пробуксовки кузов загружался балластом. Укатка снега производилась сцепом из трех — пяти деревянных или металлических катков, которые пропускались следом за деревянной гладилкой или рельсовым бугрорезом. Героическими усилиями в зимние месяцы было вывезено 308 тыс. м³ снега, в том числе 163 тыс. — автомашинами, 9,5 тыс. — тракторами, 89 тыс. — лошадьми и примерно 47 тыс. м³ вручную. На вывозе снега постоянно работали 18 автомашин ЗиС-5 и ГАЗ-АА, при этом высоту их бортов пришлось довести до одного метра. При использовании гужевого транспорта сани снабжались специальными корзинами большой емкости, а также приспособлениями для прицепки дополнительных ручных санок. Однако несмотря на весь этот неблагодарный труд, ВПП-2 (грунтощебеночная) в течение зимы не работала. В начале весны Управление аэродромного строительства УНКВД не без гордости отчиталось, что «за всю зиму аэродром находился в негодном состоянии лишь 85 часов (больше всего в декабре — 46 часов)». Вызов на работу колхозников производился через уполномоченного строительства, по требованию которого крестьяне немедленно направлялись на аэродром. Приходилось также привлекать рабочую силу и из отдаленных колхозов. За свою тяжелую работу люди, как водилось, получали лишь трудодни. За каждым уполномоченным строительства и прикрепленными колхозниками закреплялись определенные участки аэродрома, подлежащие систематической очистке в период всей зимы по первому требованию уполномоченного строительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

     Учебное исследование «История села – история России» - это живой и интересный труд.  Охватывает большой круг вопросов: изучение природы, истории и культуры. Приучает не только смотреть, но и видеть, не только знать, но и понимать. Можно с уверенностью сделать вывод, что изучив историю села, можно узнать историю малой родины. Проведя  исследование, можно сделать вывод, что жить в родном краю и  не знать его историю, нельзя. Как у каждой малой Родины, так и у нашего села  она очень интересна и богата. Мы обязаны изучать и знать её.

    В  результате проведенной работы цель исследования достигнута. История развития села тесно связана с историческими процессами и явлениями, проходящими в стране. 

          

Проведя своё небольшое исследование, мы пришли к выводу,что:

-на территории Вадского района есть очень много исторически-значимых и уникальных  мест;

- наш район имеет давнюю историю и является неотъемлемой частью Великой истории России;

- легенды могут служить основанием для выявления подлинных фактических данных;

-существование урочища «Беркин городок» фактически доказано с помощью археологических, топонимических данных

-   история возникновения  «Двух  курганов »  основана на данных  легенды от  нескольких  человек;

- на территории Вадского района есть церкви, возложенные Иваном Грозным при походе на Казань;

-село Вад участвовало военных действиях 1941-1945 годах;

- и самый главный вывод, который мы сделали для себя, заключается в том, что жить  на территории своего района  и не знать  истории- это  неуважение к своему народу .

Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, наше село, затерялось на просторах огромной России. Но оно является неотъемлемой частью страны. История России - это история моего села. Все события страны - это часть жизни села.

 

Список литературы.

 

 

1.     1 Петров П. В. Вадский район. Рукопись.1994.- 315с.

2.     Предания. Народная поэзия Арзамасского края. - Арзамас: АГПИ, 2005.-345с.

3.     Русское народное поэтическое творчество под редакцией проф. Н. И. Кравцова. М., «Просвещение», 1971.-453с

4.     «Нижегородский топонимический словарь» (г. Нижний Новгород, «КиТиздат», 1997 год ).

5.     Электронные ресурсы:

6.     http://4stor.ru/legendi/5840-ozero-svyato.html

7.     http://www.nnforum.ru/

8.     http://artmystica.ru/theory/3/travel13/

9.     (http://nn-portal.ru/node/949

10. http://sobory.ru/article/?object=06636( соборы. Народный каталог православной культуры)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Крестовоздвиженская церковь. (На территории бывшей деревни Анненково)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание: http://temples.ru/private/f000316/316_0184543b.jpg

 

 

 

 

Церковь Троицы Живоначальной в селе Троицкое (Захарьевка) Вадского района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Никольская церковь в селе Вазьян Вадского района.

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"

Исследовательская работа "История села-история России"
Скачать файл