XXIII районный конкурс творческих исследовательских работ школьников 5-11 классов
Тема исследовательской работы
«Изготовление и использование кресла- качалки в домашних условиях для тренировки вестибулярного аппарата детей с ОВЗ»
Авторы:
Жарцева Елизавета Валерьевна, 10 класс
Пятанов Артём Вячеславович, 9 класс
МКОУ СОШ №47 Барабинского района
Научные руководители:
Кияшко Оксана Викторовна,
педагог- психолог СЗД
Петрищев Сергей Николаевич,
учитель технологии 1 КК
Барабинск, 2020 г.
Содержание
I. Введение……………………………………………………….………..…3
II. Основная часть
2.1 Чувство равновесия у человека……………………………………….….5
2.2 Нарушение вестибулярного аппарата………………………...……..…..6
2.3 Причины нарушения вестибулярного аппарата у детей…………….….6
2.4 Симптомы нарушения вестибулярного аппарата у детей с ОВЗ ……...7
2.5 Как укрепить орган равновесия………………………………………..…7
2.6 История создания кресла-качалки……………………………………..…8
III. Практическая часть
3.1 Исследование вестибулярного аппарата (опыты)………………………10
3.2 Изготовление кресла- качалки (банк идей, выбор материала,
экономическое обоснование, экологическое обоснование,
технологическая карта)……………………………………….…………..11
3.3 Общие результаты «Исследование вестибулярного аппарата»
(ноябрь 2018 года-январь 2020г)……………………………...…………16
IV. Заключение………………………………………………………………..17
V. Список литературы………..……..……………………………………….18
VI. Приложения……………………………………………………………….19
I.Введение
Бег, ходьба, стояние на месте – это привычный и незаметный для нас процесс. Но стоит только споткнуться во время ходьбы или бега, как мы совершаем предохранительные движения: подпрыгиваем, отклоняем туловище, падая, подставляем руку. Из литературы я узнала, что все движения требуют постоянных усилий для удержания равновесия тела в нужной позе. Маленькие дети так смешно и неуклюже ходят, часто падают. Им не хватает тренировки и жизненного опыта. Общаясь со своими одноклассниками, я задумалась, почему в поездках в транспорте некоторых детей укачивает, а мне не знакомы эти проблемы, почему одни ребята обожают кататься на круговых качелях, а другие с неприязнью смотрят на них?
Я решила провести исследование и узнать, при каких условиях и какую категорию детей не будут беспокоить симптомы укачивания, различные расстройства при перемещении и что такое вестибулярный аппарат. А Артём давно хотел смастерить что- нибудь полезное своими руками. В прошлом году мы выступали на секции "Технология" и освещали две стороны нашей совместной работы: изготовление кресла- качалки и результаты исследований вестибулярного аппарата в течении учебного года. Специалистами ОЦДК (присутствующими на защите) нам было рекомендовано продолжить эту интересную работу и рассмотреть результаты исследований за более длительный срок. Мы продолжили работать в этом направлении. В основе исследования лежит гипотеза, что чувство равновесия развивается у разных категорий детей по- разному и его можно тренировать путём специальных систематических упражнений.
Цель работы: использование кресла-качалки в домашних условиях с целью укрепления вестибулярного аппарата детей с ОВЗ.
Предмет исследования: кресло- качалка как одно из условий укрепления вестибулярного аппарата, управления равновесием детей с ОВЗ.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены его задачи:
Методы исследования:
II.Основная часть
2.1 Чувство равновесия у человека.
Человек – удивительное существо. Учёные изучили его достаточно хорошо, но множество тайн по-прежнему не разгадано. Мне стало интересно, почему некоторые люди могут совершать совершенно недоступные другим движения? Как объяснить тот факт, что иногда человеческий организм работает на пределе своих возможностей?
Чувство равновесия- оно удивительно, без его поддержания невозможны движения человека в пространстве. Из литературы я узнала, что у чувства равновесия имеется и специальный орган – вестибулярный аппарат. Он находится во внутреннем ухе и контролирует положение нашего тела, воспринимая любые его изменения в пространстве (приложение 1). Вестибулярный аппарат состоит из двух маленьких мешочков и трёх полукружных каналов, которые расположены в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях, соответствующих трём измерениям пространства: высоте, длине и ширине.
По жизни роль ощущения равновесия для человека очень велика. Но у одних людей оно развито очень хорошо, а у других гораздо хуже. Меня заинтересовал факт неодинакового уровня развития чувства равновесия у разных детей, особенно детей с проблемами здоровья (физического и психологического).
Я узнала, что человек постоянно пользуется чувством равновесия во время ходьбы или бега. Мы делаем это на автомате каждый день и даже не задумываемся, как напряжённо работает наш организм лишь для того, чтобы мы не упали во время ходьбы. Наша походка или бег – это контролируемое падение. У детей ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) этот процесс весьма затруднителен.
Наше чувство равновесия - это состояние трёх систем: органов внутреннего уха, рецепторов в мышцах и зрения. Когда они работают синхронно, мы можем сидеть, идти, бегать или прыгать. Но что произойдёт, если хотя бы одна из систем даст сбой?
2.2 Нарушение вестибулярного аппарата
Нарушение вестибулярного аппарата - это состояние организма, при котором теряется способность ориентации и равновесия в пространстве, вследствие нарушения зрительного и слухового восприятия, также пропадает тактильная чувствительность. Учёными и психологами доказано, что расстройство поведения чаще проявляются у детей с ограниченными возможностями здоровья, это разнородная группа, включающая расстройство аутического спектра (РАС) и синдром дифицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
2.3 Причины нарушения вестибулярного аппарата у детей
Врачи не всегда могут точно определить причину нарушения равновесия. Но вызвать эти нарушения может большое количество причин:
2. 4 Симптомы нарушения вестибулярного аппарата у детей с ОВЗ
Симптомы нарушения вестибулярного аппарата у детей с ОВЗ:
· движение с трудностями ориентации в пространстве и с равновесием,
· нет согласованности движений двух сторон тела ,
· нарушение тонкой и мелкой моторики,
· низкая координация и неуклюжесть .
В целом, дети ОВЗ с нарушением равновесия испытывают симптомы неустойчивости – чувство «опьянения», которое затрудняет ходьбу, вызывает сложности с поворачиванием за углы, падения. Ребенок может натыкаться на вещи, спотыкаться. Прогулки в темноте или по неровной поверхности могут стать очень затруднительными. Дети также могут чувствовать головокружение или испытывать чувство дезориентации.
2. 5 Как укрепить орган равновесия
Во многих источниках говорят, что развитие вестибулярного аппарата начинается еще в внутриутробном периоде, когда ребенок покачивается у мамы в животике. Поэтому так успокаивающе действуют покачивания малыша на руках, тем самым формируя у него базовое чувство равновесия. Оно помогает ребенку сделать первые шаги. Затем хорошую тренировку получает ребенок на качелях, прыгая на батуте или катаясь на велосипеде. Всю жизнь человек, активно двигаясь, тренирует свой орган равновесия. Тем не менее, ценен тот факт, что вестибулярный аппарат образован таким образом, что поддается тренировке даже в пожилом возрасте. Тренировка вестибулярного аппарата совершается при любых движениях, так как любая активность требует хорошей устойчивости. Поэтому так важно в любом возрасте выполнять улучшающие равновесие упражнения, особенно для детей с особыми возможностями здоровья. Например, очень полезны танцы, ведь они учат следить за своим телом.
Я задумалась, а можно ли в домашних условиях тренировать вестибулярный аппарат? В голову пришла мысль, создание кресла- качалки. На этом идеально сбалансированном кресле с сиденьем изогнутой формы можно с комфортом расслабляться после активного дня. Легкое покачивание вперед-назад мерно убаюкивает и успокаивает усталое тело взрослого о ребенка. Кресло-качалка фантастический и удивительный вид мебели. Из тысячи изобретений для домашнего комфорта, вероятно, наиболее значимо появление кресла-качалки. Так что же может быть лучше, чем кресло-качалка?
2. 6 История создания кресла-качалки
Достоверная история появления кресла-качалки неизвестна. По одним источникам его впервые изготовили в Вене в 1860 году в мастерской знаменитого мастера Михаэля Тонета, который много работал и экспериментировал с гнутой древесиной. По другим данным его изобрел житель Англии Бенджамин Франклин приблизительно в 1700-х годах, хотя некоторые утверждают, что он был просто первым его владельцем, и кресло вначале служило предметом садовой мебели. Примерно в 1800 году кресла-качалки выпускаться мебельными компаниями. В XIX-XX вв. кресла стали одним из любимых предметов мебели литераторов, аристократов, художников и остальных представителей богемы. Некоторые ученые утверждают, что самые лучшие сказки были рассказаны детям тогда, когда они слушали их в кресле-качалке. Даже увидеть во сне кресло-качалку – счастливая примета. По утверждению сонника «приснившееся во сне кресло принесет ощущение уверенности, покой и дружеское тепло».
Виды кресел-качалок
· Кресла-качалки на деревянном каркасе считаются традиционными. Для них характерны мягкие сиденья и использование обивочной ткани.
· Плетеные кресла-качалки из лозы (ива, виноград), а также ротанга, бамбука, тростника остаются в фаворитах. Несмотря на легкость, они отличаются прочностью и надежностью.
· Кресла-качалки складные, как правило, изготовлены на металлическом каркасе, обшиты коже заменителем или тканью, с деревянными полозами. Данное кресло-качалка удобно при транспортировки, занимает минимально места/
III. Практическая часть
3. 1 Исследование вестибулярного аппарата
учащихся 1 «Б» класса и 1 «А» (дети с ОВЗ)
Прежде чем приступить к изготовлению кресла- качалки я провела небольшой опыт, чтобы выяснить, насколько хорошо первоклассники могут удерживать равновесие. Они должны были мне помочь выяснить влияние согласованной работы трёх систем на поддержание равновесия. В опытах участвовали 6 учащихся 1«Б» класса в возрасте 7- 8 лет и 5 учащихся 1 «А» класса – дети с ОВЗ (7-8 лет).
1-й опыт: необходимо как можно дольше простоять на одной ноге с открытыми глазами.
2-й опыт: необходимо как можно дольше простоять на одной ноге с закрытыми глазами.
3-й опыт: необходимо пройти по прямой линии с открытыми глазами.
4-й опыт: необходимо пройти по прямой линии с закрытыми глазами.
5-й опыт: закинуть голову назад, покружиться в таком положении 2 раза, затем выпрямиться и попытаться пройти по прямой линии с открытыми глазами.
Результаты опытов в начале эксперимента «Исследование вестибулярного аппарата» (ноябрь 2018г)
№ опыта |
Среднее время в сек. 1Б |
Среднее время в сек. 1А (ОВЗ) |
1 |
12 |
8 |
2 |
11 |
7 |
3 |
5 |
5 |
4 |
9 |
13 |
5 |
10 |
14 |
Вывод: оказалось, что даже время простого стояния на одной ноге с открытыми глазами среди учащихся 1Б очень сильно отличается от учащихся 1А (дети ОВЗ): от 12 секунд до 8. Причём, дольше простояли ученики 1Б, не имеющие проблем в здоровье. Пятый опыт показал, что после кружения пройти по ровной линии могут далеко не все. Упражнение было по силам только 6 учащимся 1Б класса, ученики 1А (ОВЗ) справлялись с заданием со значительными трудностями. Этот факт подтверждает выводы учёных о том, что жидкость во внутреннем ухе продолжает колыхаться и после остановки, в результате чего дети , особенно с проблемами с координацией и моторикой (ОВЗ) идут не по прямой, а в сторону кружения. На мой взгляд эти факты свидетельствует о том, что система регуляции равновесия более неустойчива у деток с проблемами здоровья (ОВЗ). Есть необходимость изготовить кресло- качалку для тренировки вестибулярного аппарата в домашних условиях.
3. 2 Изготовление кресла-качалки
После проведения опыта переходим к изготовлению нашего объекта- кресла- качалки. Мы хотим представить универсальное кресло-качалку, процесс изготовления которого мы опишем ниже. Конструкция его проста и не требует хитрых приемов или косых соединений, все детали соединяются под прямым углом с помощью шурупов, шкантов, круглых шипов и гнезд.
Банк идей
Вывод: решили совместно с преподавателем сделать последнюю модель, поскольку она наиболее проста в изготовлении и практична для дома и дачи.
Выбор материала
(анализ информации из сети интернет, учебника, наблюдений)
Сосна: мягкая хвойная порода, высокая прочность, текстура четко выражена, смоляные ходы крупные и многочисленные, по весу легкая, легко обрабатывается, не растрескивается, довольно доступная цена.
Дуб: твердая лиственная порода, высокая прочность, выразительная текстура, высокая износостойкость и устойчивость к гниению, склонна к растрескиванию, тяжелая, легко окрашивается, хорошо гнется, дорогая порода.
Береза: твердая лиственная порода, высокая прочность, высокая износостойкость, умеренно тяжелая, хорошо обрабатывается различными инструментами.
Вывод: основываясь на изученной информации на уроках технологии о породах древесины, я решил что моё изделие будет изготовлено из сосны т. к. эта порода дерева доступнее, легко обрабатывается и обладает хорошей структурой древесины.
Работа дрели, шлифовальной машины (цена за 1 КВт- 3 руб. 22 коп): 30 рублей. Заработная плата рабочего приблизительно равна стоимости материалов. Общие затраты на изготовление: 1218+ 1200+30=2448 руб.
Экологическое обоснование
Технологическая карта (по этапам)
№ |
Этапы изготовления |
1 этап. |
Изготовление лыж |
2 этап |
Подготовка ножек |
3 этап |
Изготовление подлокотников |
4 этап |
Сборка боковых царг |
5 этап |
Сделаем планки спинки |
6 этап |
Сборка кресла- качалки |
7 этап |
Заключительный этап. Отделка лаком |
Более подробную технологическую карту можно посмотреть в приложении 2.
Кресло- качалка была готова. Я нашла с сети интернет простые упражнения для укрепления вестибулярного аппарата детей с ОВЗ. Проконсультировалась со школьным фельдшером Еленой Юрьевной по физиологическим особенностям развития ребенка с ОВЗ и школьным психологом Оксаной Викторовной по коррекционной работе над крупной моторикой, нашла комплекс упражнений для детей с ОВЗ на полу, немного усложнила выполнение на кресло- качалке и провела их (приложение 3).
Внимание: выполнять упражнения следует медленно, не торопясь!
1. Медленные наклоны головы в стороны - по 5 раз в каждую.
2. Вращение ступнями ног по 5 раз правой и левой.
3. Наклоны всем туловищем по- очереди вправо- влево, всего по 3 раза
4. Перекрестное дотрагивание: левая коленка к правому локтю и наоборот, по 5 раз.
5. Из положения сидя с максимально согнутыми коленями, прижатыми к груди и обхваченными руками, — перекат назад и возвращение в исходное положение без помощи рук.
6. Из положения, лежа на правом боку, левая рука вытянута вверх, потянуться. То же — на левом боку с отведением правой руки.
На протяжении этого учебного года мы продолжили исследование вестибулярного аппарата, посредствам тренировки на кресло- качалке (с помощью специальных упражнений). Результаты нас впечатлили!
Результаты опытов «Исследование вестибулярного аппарата»
(март 2019г)
№ опыта |
Среднее время в сек. 1Б |
Среднее время в сек. 1А (ОВЗ) |
1 |
15 |
9 |
2 |
11 |
7 |
3 |
5 |
5 |
4 |
8 |
13 |
5 |
8 |
12 |
Результаты опытов
«Исследование вестибулярного аппарата» (май 2019г)
№ опыта |
Среднее время в сек. 1Б |
Среднее время в сек. 1А (ОВЗ) |
1 |
15 |
9 |
2 |
11 |
7 |
3 |
5 |
5 |
4 |
8 |
13 |
5 |
7 |
11 |
Результаты опытов
«Исследование вестибулярного аппарата» (сентябрь 2019г)
№ опыта |
Среднее время в сек. 1Б |
Среднее время в сек. 1А (ОВЗ) |
1 |
16 |
9 |
2 |
11 |
8 |
3 |
4 |
5 |
4 |
8 |
12 |
5 |
7 |
11 |
Результаты опытов
«Исследование вестибулярного аппарата» (январь 2020г)
№ опыта |
Среднее время в сек. 1Б |
Среднее время в сек. 1А (ОВЗ) |
1 |
20 |
11 |
2 |
15 |
8 |
3 |
3 |
4 |
4 |
7 |
11 |
5 |
7 |
10 |
Вывод: после длительных опытов оказалось, что в отличии от детей, занимающихся по общеобразовательной программе ученики 1А (ОВЗ) справлялись с заданием гораздо дольше. Но после многочисленных тренировок, с помощью специальных упражнений на кресло- качалке мы увидели впечатляющий результат.
3.3 Общие результаты «Исследование вестибулярного аппарата» (ноябрь 2018 года-январь 2020г)
№ опыта |
Дети, занимающиеся по общеобразовательной программе. Среднее время в сек. 1Б |
Дети, занимающиеся по адаптированной программе (ограниченные возможности здоровья). Среднее время в сек. 1А |
||||||||
|
Ноябрь 18 |
Март 19 |
Май 19 |
Сент 19 |
Январь 20 |
Ноябрь 18 |
Март 19 |
Май 19 |
Сент19 |
Январь 20 |
1 |
12 |
15 |
15 |
16 |
20 |
8 |
9 |
9 |
9 |
11 |
2 |
11 |
11 |
11 |
11 |
15 |
7 |
7 |
7 |
8 |
8 |
3 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
9 |
8 |
8 |
8 |
7 |
13 |
13 |
13 |
12 |
11 |
5 |
10 |
8 |
7 |
7 |
7 |
14 |
12 |
11 |
11 |
10 |
Выводы о результатах исследования (дети с ОВЗ) после тренировки вестибулярного аппарата на кресле- качалке с ноября 2018 года по январь 2020 года: в среднем на 3 минуты дольше простояли на одной ноге с открытыми глазами; с закрытыми глазами на 1 минуту. По 1 минуту удавалось быстрее пройти по прямой линии с открытыми глазами; с закрытыми глазами на 2 минуты. В последнем опыте, в результате которого необходимо было закинуть голову назад, покружиться в таком положении 2 раза, затем выпрямиться и попытаться пройти по прямой линии с открытыми глазами результаты так же улучшились с 14 до 10 минут (на 4 минуты). На мой взгляд, можно сделать вывод о том, что данная методика применения специальных упражнений дает положительную динамику в тренировке вестибулярного аппарата детей, а значит укрепляет орган равновесия.
IV. Заключение
Кресло-качалка - совершенно необычный и самый незабываемый предмет Вашего интерьера. Оно как магнит притягивает своим спокойным покачиванием. В своей работе мы изучили информацию о чувстве равновесия у человека, нарушениях вестибулярного аппарата у детей с ОВЗ, узнали как изготовить кресло- качалку и в домашних условиях, укрепить орган равновесия, а также рассмотрели историю возникновения кресла-качалки, дали поэтапное описание технологии изготовления (приложение 4). Мы изготовили универсальный предмет мебели, соблюдая технику безопасности (приложение 5), сделали выводы о положительных результатах исследования (дети с ОВЗ) после тренировки вестибулярного аппарата на кресле- качалке с ноября 2018 года по январь 2020 года. Таким образом, гипотеза, что можно изготовить кресло-качалку в домашних условиях и использовать её для укрепления вестибулярного аппарата детей с ОВЗ- подтвердилась, цель работы достигнута, задачи решены.
V.Список литературы
1. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: ФиС, 2005. – 193 с.
2. Ботяев, В.Л. Координационные способности, вестибулярная устойчивость М.: ФиС, 2015.
Интернет- ресурсы:
1. http://vopros-remont.ru вестибулярный аппарат
2. https://besedkibest.ru строительство беседок своими руками
3. https://samodel.guru/mebel/sdelat/kreslo/kachalka/iz-dereva-k.html кресло- качалка своими руками
4. https://www.sovsport.ru/lifestyle/1006186-seo-kak-trenirovat-vestibuljarnyj-apparat тренировка вестибулярного аппарата
VI.Приложения
Приложение 1
Строение вестибулярного аппарата человека
Приложение 2
Технологическая карта изготовления кресла- качалки
№ этапа |
№ п/п |
Последовательность выполнения операций |
Инструменты и приспособления |
1 этап |
1 |
Выбор заготовок для изготовления лыж. |
Угольник, верстак. |
2 |
Распиливание заготовок по 75мм. |
Угольник, циркулярная пила. |
|
3 |
Строгание заготовок до 70 мм. |
Рейсмус, угольник. |
|
4 |
Склеивание щитов. |
Клей ПВА, струбцина, верстак. |
|
5 |
Выпиливание лыж. |
Шаблон, карандаш, электро лобзик, верстак. |
|
6 |
Фрезерование лыж. |
Фрезерная машинка, верстак. |
|
7 |
Шлифование отфрезерованных поверхностей |
Наждачная, бумага верстак |
|
8 |
Разметка для фрезерование пазов. |
Угольник, карандаш. |
|
9 |
Фрезерование пазов. |
Вертикально-фрезерный станок. |
|
2 этап |
10 |
Выбор заготовок для изготовления передних ножек. |
Угольник, верстак. |
11 |
Распиливание заготовок по 65 мм. |
Угольник, циркулярная пила. |
|
12 |
Строгание заготовок до 60 мм. |
Рейсмус, угольник. |
|
13 |
Склеивание щитов. |
Клей ПВА, струбцина, верстак. |
|
14 |
Выпиливание передних ножек |
Шаблон, карандаш, электро лобзик, верстак. |
|
15 |
Фрезерование передних ножек. |
Фрезерная машинка, верстак. |
|
16 |
Шлифование отфрезерованных поверхностей |
Наждачная, бумага верстак |
|
17 |
Разметка для фрезерования пазов. |
Угольник, карандаш, верстак. |
|
18 |
Фрезерование пазов. |
Вертикально-фрезерный станок. |
|
19 |
Разметка для выпиливания шипов. |
Угольник, карандаш, верстак. |
|
20 |
Выпиливание шипов. |
Ножовка, направитель, верстак. |
|
21 |
Выбор заготовок для изготовления задних ножек. |
Угольник, верстак. |
|
22 |
Распиливание заготовок по 60 мм. |
Угольник, циркулярная пила. |
|
23 |
Строгание заготовок. |
Рейсмус, угольник. |
|
24 |
Склеивание щита. |
Клей ПВА, струбцина, верстак. |
|
25 |
Выпиливание задних ножек. |
Шаблон, карандаш, электро лобзик, верстак. |
|
26 |
Фрезерование задних ножек. |
Фрезерная машинка, верстак. |
|
27 |
Шлифование отфрезерованных поверхностей. |
Наждачная, бумага верстак |
|
28 |
Разметка для фрезерования пазов. |
Угольник, карандаш, верстак. |
|
29 |
Фрезерование пазов. |
Вертикально-фрезерный станок. |
|
30 |
Разметка для выпиливания шипов. |
Угольник, карандаш, верстак. |
|
31 |
Выпиливание шипов. |
Ножовка, направитель, верстак. |
|
3 этап |
32 |
Выбор заготовок для изготовления подлокотников. |
Угольник, верстак. |
33 |
Строгание заготовок. |
Рейсмус, угольник. |
|
34 |
Выпиливание подлокотников. |
Шаблон, карандаш, электро лобзик, верстак. |
|
35 |
Фрезерование подлокотников. |
Фрезерная машинка, верстак. |
|
36 |
Шлифование отфрезерованных поверхностей. |
Наждачная, бумага верстак |
|
37 |
Разметка для фрезерования пазов. |
Угольник, верстак |
|
38 |
Фрезерование пазов. |
Вертикально-фрезерный станок. |
|
39 |
Разметка для выпиливания шипов. |
Угольник, карандаш, верстак. |
|
40 |
Выпиливание шипов. |
Ножовка, направитель, верстак. |
|
4 этап |
41 |
Выбор заготовок для изготовления боковых царг. |
Угольник, верстак. |
42 |
Распиливание заготовок по 50 мм. |
Угольник, циркулярная пила. |
|
43 |
Строгание заготовок. |
Рейсмус, угольник. |
|
44 |
Фрезерование боковых царг. |
Фрезерная машинка, верстак. |
|
45 |
Шлифование отфрезерованных поверхностей. |
Наждачная, бумага верстак |
|
46 |
Разметка для выпиливания шипов. |
Угольник, карандаш, верстак. |
|
47 |
Выпиливание шипов. |
Ножовка, направитель, верстак. |
|
48 |
Выбор заготовок для изготовления передних и задних царг. |
Угольник, верстак. |
|
49 |
Распиливание заготовок по 45 мм. |
Угольник, циркулярная пила. |
|
50 |
Строгание заготовок. |
Рейсмус, угольник. |
|
51 |
Фрезерование передних и задних царг. |
Фрезерная машинка, верстак. |
|
52 |
Шлифование отфрезерованных поверхностей. |
Наждачная, бумага верстак |
|
53 |
Разметка для выпиливания шипов. |
Угольник, карандаш, верстак. |
|
54 |
Выпиливание шипов. |
Ножовка, направитель, верстак. |
|
55 |
Выбор заготовок для изготовления изготовление верхней поперечины. |
Угольник, верстак. |
|
56 |
Распиливание заготовок по 35 мм. |
Угольник, циркулярная пила. |
|
57 |
Строгание заготовок. |
Рейсмус, угольник. |
|
58 |
Фрезерование верхней поперечины. |
Фрезерная машинка, верстак. |
|
59 |
Шлифование отфрезерованных поверхностей. |
Наждачная, бумага верстак |
|
60 |
Разметка для выпиливания шипов. |
Угольник, карандаш, верстак. |
|
|
61 |
Выпиливание шипов. |
Ножовка, направитель, верстак. |
5 этап |
62 |
Выбор заготовок для изготовления деталей спинки. |
Угольник, верстак. |
63 |
Распиливание заготовок по 35 мм. |
Угольник, циркулярная пила. |
|
64 |
Строгание заготовок. |
Рейсмус, угольник. |
|
65 |
Фрезерование деталей спинки. |
Фрезерная машинка, верстак. |
|
66 |
Шлифование отфрезерованных поверхностей. |
Наждачная, бумага верстак |
|
67 |
Выбор заготовок для изготовления сиденья. |
Угольник, верстак. |
|
68 |
Строгание щитов до 20 мм. |
Рейсмус, угольник. |
|
69 |
Склеивание 2 щитов между собой. |
Клей ПВА, струбцина, верстак. |
|
70 |
Шлифование поверхности. |
Шлифмашинка, верстак. |
|
71 |
Подгонка сиденья для установки. |
Угольник, карандаш. |
|
72 |
Отпиливание подогнанных мест. |
Лобзик, верстак. |
|
73 |
Фрезерование сиденья. |
Фрезерная машинка, верстак. |
|
6 этап |
74 |
Сборка кресла |
|
7 этап |
75 |
Шлифование всех деталей для отделки лаком. |
Шлиф машинка, шкурка, верстак. |
7 |
Отделка лаком. |
Пульверизатор, кисточка, морилка, лак, верстак. |
Приложение 3
Упражнения на укрепление
вестибулярного аппарата
1.Медленные наклоны головы в стороны - по 5 раз в каждую.
2.Вращение ступнями ног
по 5 раз правой и левой.
3.Наклоны всем туловищем по- очереди: вправо- влево, всего по 3 раза.
4.Перекрестное дотрагивание: левая коленка к правому локтю и наоборот, по 5 раз.
5.Из положения сидя с максимально согнутыми коленями, прижатыми к груди и обхваченными руками, — перекат назад и возвращение в исходное положение без помощи рук.
Приложение 4
Процесс изготовления кресла- качалки
Приложение 5
Техники безопасной работы
Техника безопасности при работе на деревообрабатывающем станке
Перед началом работы необходимо:
1.Привести в порядок рабочую одежду.
2.Подготовить рабочее место к работе.
3.Проверить исправность ограждения.
4.Проверить надежность закрепления режущего инструмента на валу
зажимными шайбами.
5.Произвести настройку станка на обработку заданных деталей,
закрепить ограждения.
6.О недостатках доложить мастеру, после их устранения приступить
к работе.
Все движущиеся части станка должны быть ограждены, все
устройства необходимо содержать в исправности, режущие кромки должны быть
хорошо заточены. Кнопка пуска утапливается на 3-5мм., а кнопка стопа
выдвигается на 3-5мм.
Во время работы необходимо:
а)
строго соблюдать правила техники эксплуатации станка.
б) начинать обрабатывать заготовку после того. как вал разовьет
полное число оборотов, подачу производить равномерно, без толчков, замедляя ее
при наличии сучков. гнили и косослоя.
в) следить, чтобы в станок не поступали заготовки с гвоздями и
прочими металлическими предметами.
г) осмотр механики станка, чистка и смазка его. Надевание ремня
и извлечение засорений разрешается только при полной остановке станка.
Немедленно остановить станок:
а) при появлении ненормального шума. стука, сильной вибрации
ножевого вала.
б) при поломке ножей и деталей их крепления или ограждений.
в) при попадании засорений.
г) при перегреве подшипников ножевого вала и электродвигателя, в
случае неисправной изоляции электродвигателя или электрической пусковой
аппаратуры и “биения на корпус”.
При возникновении каких либо неисправностей, необходимо
обратиться к бригадиру или начальнику, чтобы он вызвал мастера для устранения
неполадок.
Техника безопасности при работе со шлифовальной машиной
Во
время работы с ручной электрической углошлифовальной машиной на человека могут
оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные
производственные факторы:
— электрический ток, путь которого при замыкании
может пройти через тело человека;
— незащищенный вращающийся рабочий инструмент;
— острые кромки, заусенцы, шероховатости на
поверхности электроинструмента и обрабатываемых деталей;
— повышенный уровень шума и вибрации при работе
электропривода инструмента и во время обработки деталей;
— повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
— физические нагрузки (например, при длительной
работе ручным электроинструментом).
Шнур в месте ввода в электроинструмент должен быть защищен от истирания и перегибов эластичной трубкой из изоляционного материала; трубка должна быть закреплена в корпусных деталях электроинструмента, и выступать из них на длину не менее пяти диаметров кабеля.
Техника безопасности при работе с электрическим лобзиком
- при работе необходимо пользоваться средствами защиты: защитными очками, респиратором;
- спецодежда должна быть такой, чтобы исключалась возможность ее захвата подвижными деталями лобзика:
- головной убор должен исключать контакт волос с лобзиком;
- не перегружать лобзик, прилагая чрезмерное, вызывающее значительное падение оборотов, усилие к рабочему инструменту во время работы;
- запрещается оставлять без присмотра включенный инструмент, а также инструмент, подключенный к электросети;
- нельзя класть куда-либо лобзик неостановленным;
- если во время работы произойдет повреждение кабеля, следует, не касаясь кабеля сразу выключить его из сети;
- категорически запрещена работа с неисправным лобзиком, поврежденным кабелем;
- запрещается работа в помещениях с взрывоопасной, агрессивной средой, оказывающей вредное воздействие на детали лобзика, в условиях воздействия капель, брызг, на открытых площадках во время дождя или снегопада, в условиях сильной запыленности;
- лобзик использовать только по назначению:
- запрещается снимать защитный экран во время работы;
- надежно закреплять материал, предназначенный для пиления, не держать его в руках:
- после включения лобзика нельзя тормозить пилки зажимом;
- подключать и отключать лобзик от сети штепсельной вилкой только при выключенном электродвигателе/
Запрещается работа:
- при образовании кругового огня на поверхности коллектора;
- при вытекании смазки из редуктора;
- при появлении дыма или запаха горящей изоляции;
- при возникновении повышенного шума или вибрации или нехарактерного звука внутри лобзика:
- при появлении трещин, сколов на поверхности корпусных деталей.
Техника безопасности при работе рубанком.
Перед строганием заготовку необходимо прочно закрепить в зажиме верстака. Работать можно только правильно настроенным и исправным инструментом. При строгании деталей с сучками надо соблюдать особую осторожность, лезвие инструмента выпускать очень незначительно. Во время работы крепко держать инструмент двумя руками, не отвлекаться. Переносить рубанок с места на место только в опущенной руке. Хранить рубанок на верстаке только в лотке, подошвой вниз. Разборку, сборку и настройку рубанка можно проводить только над верстаком. Строгать деталь можно только вдоль верстака. После работы рубанок должен храниться в специально отведённых для этого местах на высоте не более 1м от пола. Лезвие инструмента не должно выступать из подошвы.
Техника безопасности при работе ручной пилой.
При пилении необходимо пользоваться только исправным, хорошо налаженным инструментом. Отпиливаемая деталь должна быть прочно зажата в зажим верстака. Пилы должны быть наточены и разведены, полотна пил не должны иметь трещин, и быть ржавыми. При работе необходимо правильно удерживать инструмент: правой рукой держат пилу под некоторым углом к заготовке, левой рукой поддерживают отпиливаемую часть заготовки. Начиная работу, у места пропила держат деревянный направляющий брусок, а не палец. Пилить нужно ровно и спокойно, не сильно нажимая на пилу. После окончания работ инструменты очищают от опилок щёткой, у лучковых пил ослабляют тетиву и переворачивают полотно зубьями к среднику. Укладывают на хранение в специально отведённые для этого места.
Техника безопасности при работе с инструментами для резьбы по дереву.
Инструменты должны быть исправными и подготовленными к работе. Ручки резаков, косяков, стамесок для резьбы не должны иметь дефектов, они должны прочно соединяться с лезвиями. Лезвия должны быть правильно и хорошо заточены. Во время выполнения резьбы деталь должна быть неподвижно зажата на рабочем столе. Запрещается выполнять резьбу по направлению к себе. При работе одной рукой запрещается резать по направлению к свободной руке. По окончании работ инструменты очистить и убрать на хранение в специально отведённые для этого места.
Техника безопасной работы гвоздями и шурупами.
Нельзя работать гнутыми гвоздями или шурупами. Головка шурупа не должна иметь сработанный шлиц или крест под отвёртку Нельзя забивать шурупы молотком. При забивании гвоздей или вворачивании шурупов нужно пользоваться шилом.
Техника безопасной работы с красителями и лаками.
Нельзя пользоваться неизвестными лаками и красителями. Красители и лаки наносить только кистью или тампоном. Работать нужно только в хорошо проветриваемом помещении. По окончании работ, помещение необходимо проветрить, красители и лаки плотно закупорить и убрать на хранение.
Правила безопасной работы отвёртками.
Работать разрешается только исправной отвёрткой. Ручка отвёртки не должна иметь сколов и трещин, плотно держаться на стержне. Стержень отвёртки не должен быть изогнут, рабочая часть отвёрток не должна быть изношена. По размеру, отвёртка должна соответствовать размеру шурупа. В процессе работы нельзя отвлекаться и разговаривать. По отношению к шурупу, отвёртка должна располагаться строго вертикально. Передавать отвёртку можно только вперёд ручкой. Переносят отвёртки только в опущенной руке. По окончании работы, отвёртки убирают на место хранения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.