Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
I. Теоретическая часть
1.1 Определение математики ……………………….……………………………6
1.2 Значение математики в современном мире профессий……..…………….7
II. Практическая часть
2.1 Самые востребованные профессии, связанные с математикой………….8
2.2 Соответствие математических знаний профессиям ………………………9
2.3 Математические знания и умения, используемые в работе провизора в аптеке.........................................................................................................................12
Заключение...............................................................................................................14
Список литературы……………………………………………………….………15
Приложение 1 …………………………………………………………………......16
Приложение 2 …………………………………………………………………......18
Введение
«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе».
М.И.Калинин
Математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, измерять и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор и другую технику. Математика нужна даже в русском языке. Мы знаем, что в алфавите тридцать три буквы Математика позволяет человеку думать, логически мыслить, делать выводы. Математика нужна в повседневной жизни: например, при кройке шитья, приготовления пищи или при денежных вопросах.
Все мы хорошо понимаем важность физкультуры для полнокровной жизни каждого человека, важность тренировки тела. Столь же необходима в жизни физкультура мозга, тренировка ума. И все мы знаем, сколь богатые возможности для этого дает математика. Во всех школах мира дети изучают математику. Математика — один из важнейших учебных предметов в современной школе. Она в настоящее время перестала быть предметом занятий только учёных; теперь занятия математикой привлекают к себе всё большее число одарённых людей.
Она приобретает особое значение в современном мире в связи с необычайным ростом науки, технического прогресса в нашей стране. Многие мои одноклассники не прилагают усилий в школе к изучению математики, считая, что им она в будущем не пригодится. Учащиеся недостаточно ясно представляют значимость математики в их будущей профессии.
Данная тема актуальна, потому что знание областей применения математики в последствие дает ученику стимул к учению, он будет заинтересован в изучении математики. Все вышесказанное и обусловило выбор темы нашей исследовательской работы.
На сегодняшний день существуют работы посвящённые роли математики вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере профессий родителей нашего класса, и в этом заключается новизна нашего исследования.
Объект исследования: математика в современном мире профессий.
Предмет исследования: применение математики в профессиях родителей и будущих профессиях, обучающихся 5-Б класса.
Цель: доказать необходимость изучения математики для успешного овладения профессией.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу, найти информацию о значении математики в современном мире.
2. Провести анкетирование среди учеников и родителей 5-Б
3. Проанализировать полученные результаты;
4. Составить сводную таблицу связей математики с профессиями;
5. Рассмотреть задачи, используемые в работе провизора.
Проблема исследования: нужна ли математика людям любой профессии в современном мире?
Гипотеза исследования: Для того чтобы быть успешными в профессии в современном мире мы должны обладать математическими знаниями и умениями, должны изучать математику.
При написании работы были использованы следующие методы научного исследования:
1. анализ литературы и материалов сети Internet;
2. опрос-анкетирование;
3. статистический метод при обработке информации;
4. обобщение, сравнение.
Основные этапы исследования:
І этап. Подготовка к исследовательской работе.
ІІ этап. Планирование исследовательской работы.
ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента).
ІV этап. Выводы.
V этап. Оформление работы.
VІ этап. Отчет и защита исследовательской работы.
Практическая значимость: для учащихся: поможет повысить интерес к освоению математики и добиться значимых результатов, которые помогут им стать успешными в своей будущей профессиональной деятельности; для учителя: можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках математики с целью мотивации к изучению математики.
Работа состоит из оглавления; введения, где определена цель исследования, методы исследования, гипотеза и т.д.; основной части, состоящей из двух глав, заключения, где сформулированы выводы и результаты; списка литературы; приложения, где представлены таблица соответствий математических знаний и профессий.
I. Теоретическая часть
1.1 Определение математики
Математика - область человеческого знания, изучающая математические модели, отражающие объективные свойства и связи. Кроме того, математика дает удобные способы описания самых разнообразных явлений реального мира и тем самым играет роль языка науки. Наконец, математика дает людям методы изучения и познания окружающего мира, методы исследования как теоретических, так и практических проблем.[3]
Математика (греч. mathematike, от mathema - знание, наука) наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения.[1]
Современное понятие математики - наука о математических структурах (множествах, между элементами которых определены некоторые отношения).
У представителей науки начала XIX века, не являющихся математиками, можно найти такие общедоступные определения математики:
· Чистая математика имеет своим объектом пространственные формы и количественные отношения действительного мира" (Ф. Энгельс).[4]
· Математика - наука о величинах и количествах; все, что можно выразить цифрою, принадлежит математике. Математика может быть чистой и прикладной".[3]
· Математика делится на арифметику и геометрию; первая располагает цифрами, вторая - протяжениями и пространствами. Алгебра заменяет цифры более общими знаками, буквами; аналитика добивается выразить все общими формулами, уравнениями, без помощи чертежа" (В. Даль).[4]
Современная математика насчитывает множество математических теорий: математическая статистика и теория вероятности, математическое моделирование, численные методы, теория групп, теория чисел, векторная алгебра, теория множеств, аналитическая и проективная геометрия, математический анализ и т.д.
1.2. Значение математики в современном мире профессий
Современное общество – общество, наделенное мощным потенциалом промышленного, научно-технического и иного прогресса, возможно, ценой дегуманизации и утраты духовных ценностей. Это индустриальное или постиндустриальное (информационное) общество, в котором большую роль играют наука, знания, техника, образование.
Математика превратилась в повседневное орудие. Исследования в физике, астрономии, биологии, химии, инженерном деле, организации производства и многих других областях теоретической и прикладной деятельности.
Многие крупные врачи, экономисты и специалисты в области социальных исследований считают, что дальнейший прогресс их дисциплин тесно связан с более широким использованием математических методов, чем это было до настоящего времени. Не зря греческие ученые говорили, что математика есть ключ ко всем наукам.
Изучение математики развивает логическое мышление, приучает человека к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современном мире математика пропитывает насквозь всю нашу жизнь. Люди любых профессий, так или иначе, применяют математические знания. Мы уже не представляем мир без всех многочисленных технических средств и приспособлений. А они каждый день совершенствуются.
То, что еще 5 лет назад казалось фантастикой сейчас уже реальность. Кто-то скажет, что это заслуга различный прикладных наук, но он будет ошибаться, так как без математики ничего бы этого не было. Как говорил Андрей Колмогоров: «Математика – это то, посредством чего люди управляют природой и собой».[1]
II. Практическая часть
2.1 Самые востребованные профессии, связанные с математикой
Изучив дополнительную литературу и материалы сети Интернет можно сделать вывод, что почти во всех профессиях нужны основные математические знания. Но есть профессии, где без знаний и навыков в области математики невозможно работать. Мы рассмотрели самые популярные и востребованные.
Ученый – занимается изучением определенной области: физики, математики, биологии, на основе математических методов и экспериментов. Вносит свой вклад в науку. Деятельность ученого тесно связана с математикой. Без математических расчетов и применения некоторых математических законов не возможно доказать научные гипотезы и провести подготовительные мероприятия для проведения тестовой части научного исследования.
Инженер – специалист, изучающий техническую работу механических устройств. Его деятельность заключается в изучении информации, проверяет технические и экономические показатели. Ищет возможность сокращения производственного цикла. Математика для инженера является базой для инженерной работы специалиста.
Экономист – специалист в области финансовой деятельности. Контролирует распределение финансовых ресурсов компании. Работа построена на основе знаний математики. Часто используют в своей работе такие математические навыки как вычисление процентов, возведение в степень, умножение, вычитание, сложение, деление. Это самые простые математические функции, которые использует экономист.
Музыкант - специалист в области музыки, играет на музыкальных инструментах. К музыкантам относятся композиторы, певцы, дирижеры. Все выше указанные специалисты, работают с музыкальными произведениями, которые созданы из определенной комбинации нот. Любая последовательность нот, предполагает конкретную математическую модель. Широко используется числовая последовательность «Чисел Фибоначчи». Математику в музыке используют не только для написания произведения, она применяется при настройке инструмента, в танце счет помогает соблюдать ритм.
Архитектор – специалист, который занимается архитектурным проектированием. Разрабатывает эскизные проекты, рабочие чертежи и рисунки. Для создания чертежей помогают знания по геометрии: теорема Пифагора, правило «золотого сечения», геометрические фигуры, измерение углов. Не возможно перечислить все математические законы, которые применяет в своей работе архитектор.
Программист – специалист, разрабатывающий программное обеспечение для вычислительно операционных систем. Создает исходный код для программ. Разрабатывает операционные системы для компьютеров, мобильные приложения, программы для электронных платежей, программы проектирования зданий и сооружений. Математика и программирование тесно связано. Без знаний дифференциальных уравнений, геометрии, алгебры, теории вероятности, программист не может работать.
2.2 Соответствие математических знаний профессиям
С математикой мы встречаемся каждый день. В школе, на улице, в магазинах и даже дома. Иногда можно услышать от некоторых людей фразы, чуть ли не характеризующих их достоинство, мол у меня не математический склад ума. Мол, зачем нужна математика в профессиях гуманитариев?
Ещё одной важнейшей причиной нужды человечества в математике является воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления.
Каждому надо научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, понимать смысл поставленной задачи, схематизировать, отчётливо выражать свои мысли и т. п., а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат, предугадать путь решения и т. д.).
Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности. В 1267 году знаменитый английский философ Роджер Бекон сказал: "Кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества".
Учитывая, роль математики в современном мире и для подтверждения нашей гипотезы мы провели анкетирование «Математические знания и навыки в профессиях» среди родителей и обучающихся 5-Б класса. Анкеты были предложены для заполнения каждому отдельно.
В анкетировании участвовало 9 родителей и 20 учеников 5Б класса. По результатам опроса среди родителей только один человек отметил элементарные знания не нужны, все остальные сошлись во мнении, что математические знания и умения в их профессии нужны обязательно. Среди одноклассников только 90% (18 учеников) уверены в необходимости таких знаний и умений, а почти 20% (2 ученика) считают их практически ненужными (см. таблицу 1).
Знания и умения нужны |
Знания и умения не нужны |
Нужны элементарные знания |
|
Дети |
18 |
1 |
1 |
Родители |
8 |
1 |
0 |
Таблица 1 – Результаты опроса родителей и учеников 5Б класса
Для более наглядного представления мы решили результаты обработки анкет показать в виде столбчатой диаграммы, которая показывает соотношения между величинами.
Диаграмма 1 – Математические знания и навыки в профессиях родителей и учеников
Вывод: среди обучающихся количество тех, кто считает математику невостребованной в профессии больше, чем среди опрошенных родителей. Это означает, что есть одноклассники, у которых мотивация к изучению предмета невысокая.
Для родителей мы предлагали в анкете подчеркнуть нужные знания и умения в их профессиональной и бытовой деятельности. В итоге оказалось, что не осталось ни одной профессии родителей без знаний или умений курса математики. (Приложение № 1).
Таким образом, мы убедились в необходимости математических знаний и умений для овладения профессиями.
По результатам опроса составили таблицу соответствий профессий и необходимых математических знаний и умений (см. Приложение №1). На основании данной таблицы мы составили диаграмму и проанализировав ее, сделали вывод что в основном во всех профессиях родителей нашего класса нужны следующие математические знания и умения: сложение, вычитание, деление и умножение натуральных чисел; свойства сложения и умножения; процент; геометрические фигуры (см. приложение 2).
Мы считаем, что не будет преувеличением, тот факт, что математические знания и умения, полученные во всех классах школы, найдут свои профессии.
Наука под названием математика в мире профессий необходима буквально повсюду, более того, она необходима на каждом шагу в повседневной жизни человека.
2.3 Математические знания и умения, используемые в работе провизора в аптеке
Моя мать работает провизором в аптеке, поэтому я решила рассмотреть несколько математических задач, решаемых ей в своей профессиональной деятельности.
Задача 1 Лекарственный препарат стоит 500 рублей. В следующем месяце скидка на него составит 150 руб. Какую цену на лекарственный препарат со следующего месяца должен назначить провизор?
Решение. 500 – 150 =350 (руб) – стоимость лекарства со следующего месяца
Ответ: 350 рублей
В данной задаче используют знания вычитания натуральных чисел.
Задача 2 Из 200 г порошка получается 500 таблеток. Сколько таблеток получится из 500 г порошка?
Решение. (таблеток) – получится из 500 г порошка
Ответ: 1250 таблеток
В задаче использовали умножение и деление натуральных чисел.
Задача 3 В аптеку привезли 150 пачек таблеток по 268 рублей, 100 упаковок сиропа от кашля по 150 рублей, 20 коробок назальных капель по 15 упаковок в каждой по 65 рублей. Рассчитать полную стоимость товара.
Решение.
1) 150268=40200 (руб) – стоимость таблеток
2)100150=15000 (руб) – стоимость сиропа от кашля
3)201565=19500 (руб) – стоимость назальных капель
4)40200+15000+19500=74700 (руб) – общая стоимость лекарств
Ответ: 74700 рублей
В данной задаче использовали сложение и умножение натуральных чисел.
Вывод: в профессии провизора каждый день используются математические знания и умения, в частности, сложение, вычитание, умножение натуральных чисел, так как каждый день нужно рассчитывать стоимость лекарственных средств.
Также в данной профессиональной деятельности нужны знания обыкновенных и десятичных дробей, процента.
Заключение
Какую бы профессию мы не выбрали, каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить и применять нужные формулы, владеть приемами геометрических измерений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, составлять алгоритмы.
Так и мы, выполняя эту работу, использовали разные формы представления информации, проводили расчёты, т.е. использовали знания, которые даёт математика. В процессе исследования я общалась с одноклассниками, проводила опросы, результаты сводила в таблицы, строила диаграммы, решала задачи.
По построенным диаграммам делала выводы. Мне было очень интересно изучать, обрабатывать и анализировать новую информацию. Работая над темой, я получила навыки обработки информации, способы сбора информации и представления её в наглядной форме.
Работа практически значима для повышения мотивации при изучении математики в школе.
Изучая различные источники, я более подробно определила для себя место математики в современном мире, познакомилась с профессиями родителей моих одноклассников.
В результате проведённого исследования наша гипотеза подтвердилась: людям различных профессий необходимо знание математики.
Изучая материал по данной теме, я прочитала одно интересное высказывание о математике Валерия Чкалова: «Полет – это математика». Я хочу представить свою работу в классе, и, возможно, мои одноклассники заинтересуются математикой ещё больше.
1) Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Авт. - сост. А.П. Савин и др. - М.: АСТ, 2007. - 480с.
2) Большой энциклопедический словарь. http://enc-dic.com/enc_big/Professija-48627.html. (Дата обращения: 18.12.2020)
3) Шпорер З. Ох, эта математика! – М.: Педагогика, 1985.
4) Энциклопедический словарь юного математика / cост. Савин А.П. – М. Просвещение, 1986.-145 с.
5) ozhegov.org онлайн - версии толкового словаря С.Ожегова (дата обращения: 18.12.2020)
6) bestreferat.ru – реферат (дата обращения: 18.12.2020)
7) obuchonok.ru - - этапы исследовательской работы (дата обращения: 2.12.2020)
8) Глейзер, Г. И. История математики в школе⁄ Г. И. Глейзер ⁄⁄ История математики в школе: пособие для учителей/под редакцией В. Н. Молодшего. – М.: Просвещение, 1964. – 376 с.
Таблица – Соответствие профессий родителей учеников 5Б класса и
математических знаний и навыков
Профессии |
Знания и навыки |
||||||||||
Процент |
Сложение, вычитания, умножение, деление чисел |
Свойства сложения и умножения |
Признаки делимости |
Анализ таблиц и диаграмм |
Приближенные значения с избытком и недостатком |
Обыкновенных и десятичные дроби, и действия над ними |
Геометрические фигуры |
Площадь и периметр многоугольников |
Объем геометрических фигур |
Степень числа |
|
Водитель |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
Врач-неонатолог |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
Помощник воспитателя |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Провизор в аптеке |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
Специалист отдела кадров |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
Весовщик |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
Экономист |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Учитель русского языка и литературы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Домохозяйка |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
Приложение 2
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.