« Наш край»
Исследовательская работа на тему :
«Связь истории России и истории нашего края»
\
Руководитель:
Кузнецова Елена Николаевна
Введение
Историю своего народа, села, города можно проследить по произведениям устного народного творчества, которые передаются на протяжении поколений из уст в уста. История каждого, даже самого маленького поселения, это - история нашей страны, которую должен знать каждый, уважающий себя гражданин.
Существует древняя и мудрая пословица «Не знающий истории будет блуждать, не знающий родства будет бедствовать». Поэтому исследование истории села, исторических местностей и территорий является актуальной и важнейшей задачей каждого человека. Вадская земля не является исключением. Её история насчитывает не одну сотню лет, и предания ярко отражают те события, которые происходили в прошлом.
На карте нашего района много территорий, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них практически не осталось никаких сведений кроме их названия.Многое уже забылось, мало осталось людей, которые помнят походы царей, войну и предвоенные годы, и многое другое. Думаю, что настало время по крупицам собирать оставшееся, сохранить память о родной истории, возродить интерес к ним.
Я решила исследовать исторические места нашего села. Ведь изучение истории родного края для человека должно быть очень важным аспектом в жизни.
Актуальность: Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама . Любить Родину- значит жить с нею одной жизнью. И знать ее историю нужно каждому.
Село Умай является моей родиной. Здесь я живу, учусь, общаюсь с людьми, здесь моя семья. Поэтому целью своей работы я поставила – сохранение исторической памяти в сознании современных школьников и жителей села.
Основные задачи - знакомство с историей родных мест, повышение интереса школьников к изучению местности села и близлежащих территорий.
Предмет исследования: легенды и предания о нашей местности и близлежащей территории.
Объект исследования: история данной местностей, дать её объяснение.
Научная новизна исследования заключается в попытке изучить историю своего села и близлежащей местности.
Практическая значимость заключается в том, что данную работу можно использовать на уроках истории, краеведения, специальных факультативах по краеведению.
Основная часть
По преданиям Вадской земли можно проследить историю нашего края. Предания - это широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта, названий отдельных местностей [Кравцов 1971, 129].
Изучая историю своего района, села и территорий, находящихся недалеко от него, я обратила внимание на несколько деревень, которые имеют исторические объекты, касающиеся похода Ивана Грозного на Казань.
Анненково – село в Вадском районе. Ныне не существует. В «Нижегородском топонимическом словаре» (г. Нижний Новгород, «КиТиздат», 1997 год) Н.В.Морохин упоминает о предании, согласно которому селом владели помещики Анненковы, что и обусловило его название. В начале XX века Анненково принадлежало П.А.Столыпину (о наличии усадьбы данных нет). В советское время местные жители перенесли свои дома к месторождению известняка к югу от села, образовав посёлок Анненковского карьера. К северу от бывшего села Анненкова на правом берегу Пьяны находится городище «Беркин городок». По преданию, здесь располагалась белокаменная крепость разбойника Берки, которую разгромил Иван Грозный при походе на Казань.
Памятник археологии федерального значения – городище Анненковское (середина I тыс. до н.э. – I тыс. н.э.). Документы о принятии на госохрану № 624, № 176.
Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в селе есть памятник градостроительства и архитектуры – Крестовоздвиженская церковь (датировка объекта – 1835 год (1854 год), документ о принятии на госохрану № 471). По «Адрес-календарю Нижегородской Епархии» за 1904 год в Анненкове в 1854 году возведен каменный храм (внутри ветхий), престолы: главный (холодный) – святой Троицы, теплые приделы: правый – святого Александра Невского, левый – преподобной Марии Египетской. В этом храме, по преданию, Пётр Аркадьевич венчался с Ольгой Борисовной Нейдгарт. GPS-координаты объекта: N55.498076 E44.365120:
Интересное, на мой взгляд, предание «Беркин городок», которое на прямую относится к походу Ивана Грозного через наши земли и активному сопротивлению народа этой агрессии.
В предании рассказывается, как Иван Грозный уничтожил разбойничье логово близ села Анненкова.
«- В незапамятные времена, года за три до похода Ивана Грозного на Казань, объявился в здешних местах разбойник Берки. Никто не знал, откуда он пришел и какого он роду и племени. Говорили, что татарского хана ставленник. А какого? Поди, сейчас узнай! Берки быстро в наших краях свой порядок установил. Здешний люд стал притеснять да грабить. По правому берегу Пьяны свой город выстроил, каменной стеной его обнес. Пробовали мужики на него управу найти… Да где там?! Пуще прежнего стал разбойничать. Ни старому - ни малому, ни бедному - ни богатому проходу не давал. Тогда посылают мужики в белопрестольную к Ивану Васильевичу гонцов, чтобы выручил их, значит, из беды. Ничего тогда не ответил Великий князь гонцам, но через три года, когда на Казань шел, разворошил он разбойничье логово и от Беркина городка камня на камне не оставил. Сам же Берки то ли убит был, то ли утонул в Пьяне. Много люду тогда сгублено было».
Предание рассказало о каменном городе-крепости «Берки» и о владельце по имени Берки, а так же сражении с войсками Ивана Грозного, где было множество погибших.
Если было сражение с множеством погибших, то совершенно очевидно, что речь идет не о шайке бандитов или воров, а о воинах, которые могли и были готовы защищать с оружием в руках свою землю и сложили там свои головы.
Исторически известно, что всех своих противников цари называли ворами и прочим недобрым словом. Поэтому не стоит удивляться тому, что Берки называют вором.[ Петров 1994, 46]
Петров П. В. в своей книге рассказывает об этом событии: - «Управляющий имением госпожи Долгановой при селе Анненкова Ревезенской волости /Троицкое городище/ господин Карпов сообщил, что по берегу Пьяны имеется большое городище. По преданию берег Пьяны был покрыт лесом, в котором жили разбойники. Иван Грозный разбил их. Беркин городок, назван по имени разбойника Берки, разбитого Иваном Грозным. / Заседание Нижегородской комиссии 1892г. [Петров 1994, 41].»
Городок по преданию был расположен на правом крутом берегу Пьяны, как и все мордовские города, а река Пьяна являлась защитой по окружности.
В предании сказано, что город был обнесен каменной стеной. Если обратиться к данным археологии, то на месте этого поселения были найдены орудия труда, предназначенные для работы с камнем и рудой.
Еще одним веским подтверждением того, что город мог быть каменным, является нахождение в данном месте Анненковского карьера, где добывается белый прочный камень-известняк.
То есть, этим «карьером» пользовался народ в давние времена и добывали оттуда камень для строительства и других нужд.
Если обратиться к топонимике, то с мордовского «Аннукстамскев» звучит как Анненковский и переводится «заготавливать камень».
В словах «Анненковский» и «карьер имеется одно и то же значение «заготавливать».
Происхождение слов рассказывает о том , что мордва владела технологиями белокаменного строительства, иначе нет смысла заготовок камня. Тем более, само предание подтверждает наличие каменного города.
В библиотеке Вадского района есть копия документа, подтверждающая верность данного предания . Сам оригинал находится в архиве Н.Новгорода, именно с ним, работал П. В. Петров ( См. приложение )
Это предание считается почти самым распространенным и цельно сохранившимся из всех остальных, которые затрагивают тему похода Ивана Грозного на Казань. Если обратить внимание на историю Вадского района, то существует небольшое количество источников, раскрывающих данную тему. Предание о «Беркином городке» достаточно известное. О нем написано много статей в социальных сетях.
Совсем недалеко от нашего села находится деревня Сосновка, известная своим красивым и исторически ценным озером.
Сосновка – деревня в Вадском районе. Около деревни близ шоссе Вад – Сунеево находится озеро с островом, насыпанным, по преданию, воинами Ивана Грозного.
Существует предание «Два кургана», связанное с историей возникновения небольших островков посередине озера Сосновкое.
Предание записано в 1980 году со слов Е. И., Мисировой 1900г.р.
« Есть на Сосновском озере два острова. Один - большой, другой - маленький. Стары люди говорили, что сам Иван Васильевич приказал их насыпать, когда на Казань шёл и обратно, воины в шеломах землю носили. На Казань шёл - воинов много было - остров большой. Из Казани - немного воинов осталось - остров малый. А как же иначе узнаешь: кто жив, а кто погиб?»
П. В. Петров об этом событии сообщает: «По царскому приказу каждый воин должен был принести для создания курганов шапку земли. В жестокой битве при взятии Казани погибли и многие русские воины, и естественно, что второй курган получился значительно меньше» [Петров 1994, 41].
И действительно, первый островок значительно больше второго и по сей день . Это свидетельствует о том, что потери Ивана Грозного были достаточно велики.
В интернете мне удалось найти еще одно подтверждение предания, но уже от другой жительницы этой деревни Ольги Ивановны Макаровой:
«Поход
Ивана Грозного. Через наши места на Казань царь Иван Грозный шел. А жила тут
мордва. Она еще не знала, на чьей стороне воевать ей. Говорят, что многие,
конечно, как и русские, тоже на татар вместе с войском царя двинулись, потому
что татары мордву притесняли.
Царь, чтобы все видели, какое у него войско мощное, повелел возле нынешней
деревни Сосновки (вблизи с.Анненково) каждому своему воину принести и высыпать
по шлему земли. Вот они выполнили приказ, и у деревни вырос большой курган.Мордовская
деревня Балахна на Пьяне тогда уже была, из нее с царем три брата пошли. В
битве с татарами под Казанью они отличились. Как царь назад шел, остановился
снова в этих местах вспомнил-припомнил погибших ратников и велел, чтобы
сравнить свое оставшееся войско с прежним, рядом с первым насыпать второй
курган. Маленьким он получился, потому что много пало воинов в той тяжелой
борьбе.
А братьев из Балахны царь отпустил домой и повелел дать каждому земли, чтобы на
ней свои деревеньки строили. Построили каждый из братьев по дому вдоль
Пьяны-реки, а вскоре понаехал к ним с разных концов честной народ — мордва да
русские. И стали они новые места обживать. Не знаю, верно это или нет, но слух
о тех временах идет такой».
Имеется несколько подтверждений предания, а из этого следует, что данное предание- исторический факт.
Озеро Сосновкое знаменито не только этими курганами, но и карстовым происхождением.
Знаменитая команда « Кочующие» проводили исследование карстовых озер Нижегородской области. Вот какие данные они записали о нем:
«Сосновское озеро (в 10 км южнее села Вад) интересно тем, что над его гладью поднимаются два острова, один из которых похож на сказочный курган или пирамиду. У этого озера были случаи внезапного ухода воды в землю, после которого рыба оставалась лежать на обнажившемся дне или вдруг обнаруживалась в деревенских колодцах. Внезапный уход воды — характерная черта многих карстовых озер.»
И это действительно так, потому что дошла история , подтверждающая этот факт: давным-давно, один из жителей деревни Сосновка собрался на рыбалку в 5 часов утра на озеро. И когда пришел, то увидел, что в озере воды нет, а вся рыба на суше бьётся. Он скорее побежал в деревню , рассказал об этом всем. Мужики побежали к «озеру» кто с мешками, кто с тазами, кто с корзинками.
Озеро Сосновское Вадского района представляет историческую и природную ценность.
Фактически доказано, что через территорию Вадского района проходил Иван Грозный со своим огромнейшим войском. Об этом событии свидетельствуют и ландшафтные объекты ( курганы) и многочисленные церкви ( в с.Троицком, д .Анненково). «В ознаменовании победы над татарами в селах Троицком и Анненкове по царскому приказу были заложены церкви.»[ Петров 1994, 47].
Это далеко не все исторические места нашей местности, их гораздо больше
Вывод
Проведя своё небольшое исследование, я пришла к выводу,что:
-на территории Вадского района есть очень много исторически-значимых и уникальных мест;
- наш район имеет давнюю историю и является неотъемлемой частью Великой истории России;
- легенды могут служить основанием для выявления подлинных фактических данных;
-существование урочища «Беркин городок» фактически доказано с помощью археологических, топонимических данных
- история возникновения «Двух курганов » основана на данных легенды от нескольких человек;
- и самый главный вывод, который я сделала для себя, заключается в том, что жить на территории своего района и не знать истории- это неуважение к своему народу .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.