Исследовательская работа на тему: "Формирование читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе"
Оценка 5

Исследовательская работа на тему: "Формирование читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе"

Оценка 5
doc
14.05.2020
Исследовательская работа на тему: "Формирование читательской самостоятельности на уроках литературного  чтения в начальной школе"
!!!Vasya чистовик.doc

ВВЕДЕНИЕ

 

 

    В XXI  веке, объявленном веком информации и коммуникаций, оказалось, что чтение книги перестаёт быть основным источником получения информации и приобщения к культурным ценностям человечества. Компьютер, агрессивная визуальная среда, Интернет и телевидение являются более привлекательными для современного человека. Получение информации из этих источников не требует напряжённой работы ума, вдумчивого чтения и осмысления. Тексты на электронных страницах изложены в доступной форме, разбиты на  смысловые блоки, сопровождены яркими, зачастую анимированными объектами, музыкальным сопровождением. Телевизионные передачи так же содержат лаконичные сообщения, сопровождаемые аудио–визуальным рядом, упрощающим восприятие и запоминание информации. Они навязывают зрителю авторскую точку зрения и не оставляют времени для оценки увиденного, формирования собственного мнения. Традиционным книгам всё труднее становится конкурировать с современными массмедиа ресурсами. В результате дети теряют интерес к чтению книги, и это происходит не только в России, аналогичная ситуация складывается во всех странах мира.

  Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования младших школьников. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности.

     Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению-кладезю знаний, идей, мудрости опыта.

Формирование читательской самостоятельности проходит под влиянием  как внутренних причин – возрастных особенностей школьников, так и внешних, к которым в первую очередь относится обучение. Оптимальные результаты в самостоятельной читательской  деятельности, как и во всякой творческой деятельности, не достигаются только путем прямого обучения, и в то же время формирование читательской самостоятельности не происходит автоматически, а направляется всей учебной деятельностью.

Объект исследования: процесс формирования читательской самостоятельности младшего школьника.

Предмет исследования: формирование читательской самостоятельности на уроках литературного  чтения в начальной школе.

Проблема исследования: каковы особенности формирования читательской         самостоятельности младшего школьника на уроках литературного чтения?

Цель исследования: изучить особенности формирования читательской         самостоятельности младшего школьника на уроках литературного чтения

Задачи исследования

1.  Рассмотреть понятие читательской самостоятельности.

2. Изучить методы и средства развития читательской самостоятельности у младших школьников.

3.          Раскрыть возможности формирования  читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе.

4. Организовать исследование читательской самостоятельности младшего школьника.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, диагностирование, сравненией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Понятие читательской самостоятельности

 

 

  Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими     устройствами, т. есть смысл говорить о понятии « читательская самостоятельность», рассмотрим как данное понятие трактуют различные авторы (см. табл. 1): 

Таблица 1

Cущность понятия «читательская самостоятельность»

Исследователь

Суть взглядов

К.Ушинский [15,16]

Читательская самостоятельность – это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его

Н.Рубакин [10,27]

Читательская самостоятельность – это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью

Н.Светловская [11,45]

Читательская самостоятельность – это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт в книгах пока не описан

Г.Наумчук [7,36]

Читательская самостоятельность – это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации

О. Джежелей [2,45]

Читательская самостоятельность – это умение и желание вкладывать в чтение «труд души», размышление над книгой еще до чтения, восприятие содержания, обдумывание прочитанного, когда книга уже закрыта

С.Дорошенко

[4,23]

Читательская самостоятельность включает в себя сформированность техники чтения, умения слушать, воспринимать и осознавать прочитанное

 

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что читательская самостоятельность представляет личностное свойство школьника, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению.

 Самым удачным, на наш взгляд, является определение  Г.Наумчук: «читательская самостоятельность – это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации».

Основная цель предмета “Литературное чтение” – ввести детей в мир отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем.

Из основной цели предмета “Литературное чтение” вытекает ряд задач, решение которых способствует становлению ребёнка – читателя:

ü Обеспечить полноценное восприятие произведения, понимание учащимися текста и специфики его литературной формы (жанра), выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя;

ü Работать над навыком чтения;

ü Формировать литературоведческие представления и понятия, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;

ü Включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность, развивать речь;

ü Расширять круг чтения младших школьников.

Эти задачи реализуются в большей или меньшей степени на каждом уроке.

Итогом обучения должно стать литературное развитие школьников, устойчивая потребность и способность читать книги по осознанному выбору, стремление к самообразованию и саморазвитию.

В современной начальной школе выделяются два типа урока чтения: урок литературного чтения и урок читательской самостоятельности (так называемого внеклассного чтения).

 Литературное чтение тесно связано с уроками внеклассного чтения. Урок читательской самостоятельности - внеклассное чтение является обязательной частью подготовки детей к самостоятельному чтению.

Цель внеклассного чтения – познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения.

С одной стороны, это относительно свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество.

С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.

Как отмечает О.Джежелей уроки внеклассного чтения должны быть увлекательны, стать праздниками книги, дети ждут их с нетерпением, готовятся к ним [2,28]. Поскольку уроки внеклассного чтения призваны развивать школьников, воспитывать в них активность, то структура уроков чрезвычайно разнообразна, не подчиняется какой-либо схеме.

Особенности программы, которые способствуют  формированию читательской самостоятельности:

ü уроки литературного слушания в 1 классе;

ü использование технологии моделирования;

ü “нерасчленённость” и “переплетённость” классного и внеклассного чтения;

ü использование схем, таблиц, кроссвордов;

ü разноуровневые задания, позволяющие осуществлять дифференцированный подход в обучении;

ü осуществление самоконтроля и самооценки.

Процесс эффективного педагогического руководства по становлению читателя младшего школьного возраста строится по этапам. Этапы связаны не с возрастом учащихся, они определяются уровнем общеязыковой и специальной читательской подготовки, которой владеют дети (класс), приступающие к обучению. При формировании типа правильной читательской деятельности младшие школьники проходят 4 этапа: подготовительный, начальный,  основной и заключительный.

Периоды характеризуются:

ü количеством времени, которое отведено на классно-урочную форму работы с детской книгой;

ü учебным материалом;

ü объемом и содержанием целесообразной для учащихся коллективной и индивидуальной читательской деятельности.

Временные границы этапов, периодов и лет обучения (классов) совпадают лишь частично (см. табл.2.)

Этапы различаются:

ü целями обучения;

ü  задачами;

ü  структурой урока;

ü  методикой работы;

ü  учебным материалом;

ü требованиями к  знаниям, умениям и навыкам.

Таблица 1

Целевой компонент этапов формирования  читательской самостоятельности

Этап

Цель

Задачи

Подготови-тельный

(1 класс)

обучение восприятию литературного произведения

ü    обогатить читательский опыт детей;

ü    отрабатывать специальные читательские умения;

ü    развивать речь учащихся;

ü    развивать интерес к самостоятельному чтению.

 

Начальный

(2 класс)

развитие читательских и речевых умений

ü    формировать правильное, осознанное, плавное чтение;

ü    развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор;

ü    воспитывать нравственно-этические основы;

ü    совершенствовать восприятие, понимание, воспроизведение текста;

отрабатывать умение работать с текстом, учебной и детской книгой

Основной

 (3 класс)

обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем

ü    обеспечить полноценное восприятие произведения;

ü    выявлять точку зрения писателя, формировать позицию читателя;

ü    совершенствовать самостоятельное чтение, чтение молча, выразительное чтение;

ü    включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность;

ü    формировать литературоведческие представления;

ü    расширять круг чтения;

ü    формировать читательские умения

Заключи-

тельный

(4 класс)

формирование самостоятельного читателя.

Продолжается реализация задач, поставленных на основном этапе.

 

Таким образом,  читательская самостоятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки.

 

 

2.Методы и средства развития читательской самостоятельности у младших школьников

 

 

Долгие годы в педагогике и психологии ведутся поиски эффективных путей приобщения младших школьников к литературе, к искусству слова. Этим непосредственно занимается методика литературного образования в начальной школе.

Методика – это не застывшие правила и каноны. Это живой процесс, в котором нельзя создать модели деятельности и мышления ребенка на уроке, а может только их предположить. Поэтому работа с художественным произведением не может быть подчинена единой схеме. В то же время задача учителя состоит не в том, чтобы изобретать новейшие методы и приемы работы на уроке литературного чтения, а в том, чтобы выработать общий методический подход, направленный на формирование и воспитание личности ребенка, приобщение его к искусству слова и  к азам читательской самостоятельности.

Каждый урок – творчество учителя и учащихся, и чем большего разнообразия, чем большей живости и гибкости удается добиться на этих уроках, тем больше успехов достигает учитель со своим классом.

Но при всем этом уроки внеклассного чтения подчиняются определенным требованиям, без соблюдения которых уроки не выполняют своих задач (см. табл. 3).

Таблица 3

Требования, предъявляемые к урокам внеклассного чтения

Требование к уроку внеклассного чтения

Сущность предъявляемого требования

Учет самостоятельного чтения

На каждом уроке проводить учет того, что дети читали самостоятельно. Дети приносят в класс и показывают те книжки, которые они прочитали или читают в данное время. Учитель создает такую ситуацию, в которой происходит взаимный обмен мнений, продолжающийся и вне урока. На уроке воспитывается у школьников потребность поделиться с товарищами своими мнениями о прочитанных книгах.

Обязательная рекомендация новых книг

На каждом уроке организуется рекомендация новых книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе – тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций и т.п.

Обязательное прочитывание небольших произведений или отрывков книги, читаемой всеми детьми класса

На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему; читают подряд на 2-3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух, но используется также и тихое чтение, и инсценирование, и чтение по ролям.

 

Использование элементов анализа прочитанного произведения

На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения – не только в форме беседы (ответы на вопросы учителя), но предпочтительнее в форме свободных высказываний. Вопрос в последнем случае ставиться в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книгу?» или «Что тебе особенно в ней понравилось?»

На каждом уроке дается что-то новое в читательских умениях: умение найти сведения об авторе, умение сориентироваться в книге по ее оглавлению, умение составить выставку, умение вести читательский дневник и т.п.

Словарная работа и работа над языковыми средствами играет вспомогательную роль

Словарная работа, как и работа над средствами языка в целом, на уроках внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль: объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить. Разобрать все слова, которые могут оказаться детям трудными, непонятными, на уроках внеклассного чтения просто невозможно. Словарная работа в значительной степени ориентируется здесь на справочники, на ссылки и сноски внизу страницы, на примечания в конце книги. Иными словами эта работа приближается к тем формам, которые используются в жизни.

Использование различных форм пересказа и творческих способов передачи текста

Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близко к образцу пересказа:

ü  дети передают сюжет прочитанного книги (т.е. пересказывают сжато),

ü  пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ),

ü  передают прочитанное в ролях,

ü   инсценируют отдельные сцены из прочитанной книги.

Как видим, уроки внеклассного чтения создают условия для творческих форм пересказа, как впрочем, и для иных видов творческой работы:

ü  иллюстрирования прочитанного (словесного и графического),

ü  аппликации и лепка ,

ü  музыкальное сопровождение – используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты, диафильмы.

 Использование методов и приемов: беседа - обсуждение прочитанных книг, диспут

Беседа на уроках внеклассного чтения используется, но не так развернуто, как обычно на уроках литературного чтения. Форму беседы принимает и обсуждение прочитанных книг, и рекомендация новых: элементы беседы помогают выделить главное в прочитанном произведении, выяснить последовательность событий, время и место действия, причинно-следственные связи. Своеобразие беседы на уроках внеклассного чтения состоит в том, что все вопросы рассчитываются на более высокую самостоятельность учащихся, чем обычно, на развернутые, несложные ответы, на привлечение дополнительных сведений – из жизни, из других книг.

Значительное место на уроках внеклассного чтения принадлежит элементам занимательности, использованию творческих работ (инсценирование, иллюстрирование, сочинение, декламация и пр). Уместны на уроках также литературные викторины, конкурсы на лучшее сочинение, на лучшее чтение стихотворений, на лучшую иллюстрацию, отгадывание сказок – коллективная или индивидуальная и пр. Нельзя забывать, насколько велика роль интереса, настроения и эмоционального фактора в развитии ребенка.

Для повышения эффективности уроков внеклассного чтения и формирования читательской самостоятельности, по мнению Н. Светловской, могут быть использованы следующие творческие виды работ:

ü краткий пересказ, где ребенок должен отобрать главное, отсеять второстепенное: он выбирает из текста основное содержание, передает его связно, последовательно;

ü пересказ с изменением лица рассказчика;

ü пересказ от одного из персонажей, чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, взглянуть на события его глазами;

ü передача прочитанного по ролям;

ü инсценировка;

ü иллюстрирование прочитанного (словесное, графическое).

М.Оморокова указывает на то, что иллюстрирование проводится с разными целями: и при составлении плана, и при подготовке к пересказу, и для уточнения какого-то эпизода [8,31]. Например, детям может быть предложено нарисовать словесную картину к наиболее понравившемуся отрывку и подобрать к ней слова автора. Этой работой любят заниматься все без исключения дети. С большим удовольствием и интересом дети на уроках литературного чтения занимаются экранизацией, т.е. составлением диафильмов – это работа, сочетающая в себе рисунок с текстом. Она требует от учащихся знания содержания текста. В процессе работы над экранизацией желательно вместе с педагогом определять кадры, подбирать подписи к ним, иногда и музыкальное сопровождение. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельность творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи, а для этого необходимо много читать, общаться с книгами.

Еще одним способом развития читательской самостоятельности учащихся начальных классов, по мнению Е.Никоновича, может стать творческая деятельность детей, направленная на использование и подбор рифмы, а также собственное сочинение сказок и историй[16,53]. Данные задания способствуют развитию детского литературного творчества, приобщению к литературе, а это способствуют развитию навыков читательской самостоятельности, т.к. ученик, который может сочинить, то у него и появляется необходимость записать придуманное, а затем и прочитать произведения других авторов.

Как считает Н.Лифинцева, с целью повышения интереса у младших школьников к урокам внеклассного чтения помогают методы самостоятельной проверки домашнего задания[5,10]. Дети на этапе проверки домашнего задания работают в парах постоянного состава. При этом, если задано выразительное чтение текста, то первую часть читает один ученик, а другую – второй, аналогично и с заданием отвечать на вопросы к тексту. Дети задают их друг другу по очереди и отвечают по очереди. Тем самым можно избегнуть лишних повторов и детям не становится скучно.

Используя этот метод работы при изучении произведений, можно прочитать по ролям. Предварительно выяснив у учащихся, сколько в рассказе действующих героев, их имена выписываются на доске. Затем дети образуют группы, часть учащихся встают, разворачивают стульчики и образуют группы по 4-6 человек. Дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный учащийся, а остальные роли распределяют по степени трудности. Также на уроках литературного чтения может быть использована методика «Мозаика» - обучение детей в группе, где каждый учащийся что-то усваивает сам, а затем передает свои знания другим.

С первого класса важно не просто познакомить своих детей с книгой, научить читать, а сделать, чтобы чтение стало их неотъемлемой частью жизни, а книга источником познания мира. Поэтому Г.Первова отмечает, что при проведении уроков внеклассного чтения важно[9,33]:

ü использовать яркие книги с яркими иллюстрациями, которые точно соответствуют содержанию книги;

ü на каждое занятие использовать новую книгу с целью расширения читательского кругозора;

ü проводить простейшие литературные игры, например «Назови героя по описанию», «Найти ошибки в последовательности сказки», «Догадайся по иллюстрации, о чем пойдет речь в книге» и т.д.;

ü стремиться, чтобы на каждой парте была книга, с которой дети знакомились на уроке (в этом оказывали помощь родители), для того, чтобы каждый ребенок имел возможность лично «пообщаться» с книгой.

Педагог Е.Мороз, делясь своим опытом развития читательской самостоятельности первоклассников, рекомендует с целью привития любви к чтению, предлагать ученикам помочь «распуститься дереву познания» [9,33]. Для этого педагог предлагает использовать плакат, на котором нарисовано сказочное дерево, где цветы - это лепестки, на которых написано название книг (сказки), которые дети прочитали дома. В оформлении лепестков участвуют родители. Утром, придя в класс, ребенок вешает лепесток, затем перед началом занятий дети вместе с учителем подходят к дереву и учащиеся называют сказки или рассказы, которые они прочитали.

На уроке чтения пять минут отводится тому, чтобы дети обменялись мнением о прочитанном, поделились своими переживаниями, тем самым ребята, не подозревают о том, что рекламируют книги. А это способствует развитию интереса к чтению. Ребята обмениваются не только мнениями, впечатлениями, но и книгами.

Традиционны игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, «хитрые» вопросы по прочитанным книгам (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий писателей, названий книг и произведений по серии вопросов, отгадывание героев и книг по описанию.

Среди многообразных литературных игр, удобных для использования на уроках внеклассного чтения, наиболее распространены всевозможные загадки. В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется их кругозор.

Литературные игры – это игры-состязания, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает книги. Они являются занимательными, оживленными и даже веселыми, литературные игры в то же время очень содержательны. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги. Участие в игре, радость узнавания знакомых книг и их героев доставляют ребятам настоящее удовольствие.

Психолог А.Леонтьев выделяет следующие основные направления руководства чтением [1,36]:

ü воспитание потребности в чтении;

ü расширение содержания чтения и направленности читательских интересов; совершенствование культуры чтения;

ü организация информационного потока, целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей.

Поскольку уроки внеклассного чтения проводятся сравнительно редко, то очень важным представляется вопрос об их системе, об их планировании на длительный срок.

 Обычно уроки внеклассного чтения рекомендуют планировать на полугодие или на весь год. Планирование уроков на длительный срок позволяет предусмотреть их разнообразие, последовательность, связь между ними, а также распределение тем в соответствии с задачами воспитания и развития детей, сезонными интересами учащихся и другими факторами. 

Система уроков внеклассного чтения в общих чертах определяется программой тех знаний, умений и навыков, которыми школа должна вооружить детей

Для проведения уроков необходим специальный психологический настрой. Нельзя проводить внеклассное чтение в разные дни и увеличивать или уменьшать количество встреч учащихся с книгой и удлинять эти занятия (в группе продленного дня  не следует нагружать чтением – это переизбыток). Нужно учить слушать и размышлять над прочитанным.

Чтобы вызвать у детей интерес к чтению книг необходимо соблюдать методические принципы отбора книг, рекомендуемых детям (см. табл.4).

Таблица 4

Принципы отбора книг для чтения младших школьников

Принцип

Сущность методического принципа отбора книг

Руководство воспитательными целями

 В целях реализации  воспитательного принципа в  круг детского чтения должны входить книги о нравственных проблемах, возникающих в семье, в быту, в школе, в отношениях между товарищами, о любви к природе и об ее охране.

 

Учет жанрового и тематического разнообразия книг

 Подбор произведений разных жанров с целью развития информационной и коммуникативной компетенции: проза и стихи; художественная и научно-популярная литература; произведения писателей-классиков и современных   авторов; фольклор — сказки,   загадки;   книга   и  журнал,   газета;   произведения русских авторов и переводы.

Учет возрастных особенностей детей - принцип доступности

Отбор литературы — дело учителя, библиотекаря. Но рекомен­дация должна быть тактичной, книгу нельзя навязывать, книгой надо заинтересовать юного читателя.

 

Учет прочитанного

Учитывать прочитанное можно и по библиотечным формулярам. Желательно к этой работе привлечь каждого школьника-читателя. В школе используются читательские дневники. Прочитанное учитывается и в устных формах: учащиеся говорят о прочитанных книгах на уроках внеклассного чтения, на обычных уроках чтения, в индивидуальных беседах с учителем.

Принцип пропаганды книги

В классе вывешиваются списки рекомендуемой литературы, они периодически обновляются и дополняются. Учителем организуются выставки книжных новинок, книги пропагандируются в непосредственном общении с учащимися: в выступлениях библиотекаря в классе, в индивидуальных беседах учителя с детьми.

Принцип инди­видуального интереса, самостоятельности учащегося в выборе книги

Самостоятельность не означает стихийность: самостоятельность воспитывают.

Для воспи­тания читателя ценно, если он сам выберет себе нужную книгу, и эта книга будет действительно хороша.

Принцип целесообразности

Детям нужно рекомендовать только подлинно художественные, образцовые книги, отличающиеся вы­сокими художественными достоинствами. Тем не менее, далеко не все книги действительно могут быть названы образцовыми по языку, по стилю и содержанию. Поэтому необходимо ориентироваться в первую очередь на книги уже признанные, получившие положительную оценку в критике, а также те, которые вы­держали проверку временем.

 Принцип оказания индивидуальной помощи и контроля

Беседы с учащимися о той книге, которую он читает или прочитал, обмен мнениями, сравнение книги с кинофильмом, обсуждение иллюстраций, просмотр записей ученика о прочитанных книгах, посещение учащегося на дому и знакомство с его домашней библиотечкой, беседа с родителями о чтении школьника и т.п.

 

Следование эти принципам позволит повысить интерес к чтению, к книге, а это в свою очередь расширит кругозор детей.

Следует остановиться на вспомогательных формах, обеспечивающие непрерывность всей работы, создающие фон для уроков внеклассного чтения.

Массовые внеклассные мероприятия: литературные утренники, викторины, КВН, встречи с писателями, учителями литературы старших классов, литературные экскурсии. В подготовке массовых мероприятий обязательно участвуют сами школьники: они готовятся к выступлениям, выпускают монтажи, оборудуют выставки, встречают гостей, организуют игры. На массовые мероприятия приглашаются родители; нередко они участвуют и в подготовке праздника, утренника, встречи.

Как указывает М.Качурин, фомированию читатьельской самостоятельности младших школьников способствует внеклассная работа  по литературному чтению, которая раскрывает учеников, они учатся раскованнее, свободнее, охотно обращаются к дополнительной литературе по предмету, приобретают вкус к самостоятельной работе с книгой[12,33]. А продуктивность уроков литературного чтения, в свою очередь, в значительной степени определяется повышенным интересом учащихся к искусству.

Таким образом, внеклассная работа по литературному чтению — это сложная, многообразная система. Она складывается из работы

ü повседневной (руководство внеклассным чтением),

ü эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии),

ü циклической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.).

Она может быть индивидуальной, групповой и массовой. Урок литературного чтения и внеклассная работа связаны между собой.

Внеклассная работа выявляется продолжением уроков литературного чтения, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся. Уроки дают возможность все время опираться на багаж самостоятельного чтения учеников; учитывать знания, приобретённые в учебном процессе; проводить сообщения, доклады по внеклассному чтению, пересказы.

Запись в библиотеку. В школьную библиотеку первоклассники записываются по мере овладения навыком чтения. К концу первого полугодия все первоклассники уже становятся читателями библиотеки. 1 – 2 раза в месяц учитель посещает библиотеку, знакомиться с читательскими формулярами и беседует с библиотекарем школы.

Обычно дети записываются также и в другую библиотеку – по месту жительства, городскую. Посещение внешкольной библиотеки очень развивает детей.

Несмотря на то, что это вспомогательная работа тем не менее, она приучает детей к правильному общению с книгой, к бережному отношению к книге, а это немаловажная задача.

Отметим, что именно в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы. Эта система характеризуется не столько программой знаний, сколько программой умений и ориентирования в мире книг. Она подчинена задаче привития потребности чтения книг, газет и журналов, так как в современном обществе каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний», к обновлению своих познаний.

Таким образом, для развития читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения наиболее оптимальными методами будут выступать: беседа о прочитанном, обмен мнением, чтение - рассматривание, специальные упражнения направленные на формирование читательской самостоятельности; пересказ прочитанного; передача прочитанного по ролям; иллюстрирование прочитанного; творческая деятельность детей, направленная на использование и подбор рифмы, собственное сочинение сказок и историй; литературные игры, учет прочитанного.

 

 

 

3.     Возможности формирования  читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе

 

 

В действующих программах по литературному чтению к решению вопроса о формировании читательской самостоятельности младших школьников авторы подходят по-разному.

Так, например, Л.Климанова в УМК «Школа России» неотъемлемой частью курса литературного чтения считает внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения[4,16].

Программы «Школа 2100» (Р.Бунеев, Е.Бунеева) и  «Планета знаний» (Э.Э.Кац) предусматривают организацию самостоятельного домашнего чтения детей[13,45]. Главная особенность: дети читают «в рамках книг для чтения», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, следующие главы из повести. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.

Урок по материалам домашнего чтения проводится после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждой книги для чтения приводится примерный список книг для самостоятельного чтения.

Таким образом, процесс формирования читательской самостоятельности младших школьников предусмотрен в каждой из вышеуказанных программ, но формы и методы для достижения данной цели предлагают разные.

Вся учебная деятельность по внеклассному чтению классе должна проверяться и оцениваться учителем.

Систематическому учету подлежит, во-первых, ход обучения; т.е. его содержание и последовательность, а во-вторых, его результаты, а именно:

ü объем и глубина читательского кругозора учащихся;

ü отношение детей к книге и самостоятельному чтению;

ü уровень соблюдения учащимися общепринятых норм и правил при самостоятельном выборе и чтении детских книг.

Ведущим методом учета О.Джежелей называет ежедневное наблюдение за читательской деятельностью учащихся, разностороннее изучение учителем каждого ребенка с точки зрения динамики овладения им требованиями школьной программы и анализ учебной деятельности с детьми на уроках внеклассного чтения [3,24].

Для разработки системы уроков внеклассного чтения, как и других форм этой работы важно знать, как формировать читательскую самостоятельность младших школьников на каждом этапе (см. табл. 5).

 

Таблица 5

Особенности построенияуроков внеклассного чтения на каждом    этапе формирования читательской самостоятельности

Подготовительный этап (1 класс)

Урок литературного слушания.

Для достижения цели 2 раз в неделю в течение 20-25 минут проводится занятие с детской книгой (в составе урока обучения грамоте).

В жанровом отношении книги для чтения вслух должны содержать сказки, стихи, загадки, рассказы и охватывать традиционные темы ( о Родине, о детях, о животных, о приключениях и волшебстве).

Отбираемые книги должны быть относительно новыми, неизвестными первоклассникам.

 Избранная книга должна быть доступна по содержанию (тема, идея, язык).

 Отбирать необходимо те книги, которые нравятся самому учителю.

 Книги и художественные произведения должны быть невелики по объему (3-7 минут чтения вслух).

 Книги для чтения и рассматривания должны быть разными по структуре и содержать:

а) одно произведение;

б) несколько произведений одного автора;

в) произведения разных авторов.

     Книги  должны быть крупного формата, с четко выраженными элементами, яркой понятной обложкой, яркими иллюстрациями и с малообъемными текстами, напечатанными жирным крупным шрифтом.

Основная роль в занятии с детской книгой на подготовительном этапе отведена учителю: он отбирает учебный материал, готовит учащихся к восприятию выбранной книги и произведения, объявляет тему чтения и читает произведение вслух; он же демонстрирует образец рассматривания книги, дает рекомендации к деятельности с книгой во внеурочное время. Домашнего задания нет. Ученики на подготовительном этапе должны научиться слушать произведение, делиться впечатлениями по поводу услышанного, запомнить необходимые действия при рассматривании книги и уметь действовать с книгами так же во внеурочное время.

Начальный этап  (2 класс)

На начальном этапе меняется содержание деятельности учащихся и возрастает степень их активности.

 В первой части урока учащиеся коллективно определяют тему урока с опорой на выставку книг;

Затем, ориентируясь на название книги, фамилию автора и иллюстрации, выбирают книгу для чтения вслух учителем;

Далее слушают выбранное произведение и участвуют в его обсуждении.

Работая с книгой, учащиеся усваивают термины: обложка, переплет, корешок, страницы.

Во второй части урока:

ü  самостоятельно прогнозируют содержание и читают под наблюдением учителя одно произведение из незнакомой книги;

ü   принимают участие в беседе о прочитанном;

ü  по желанию во внеурочное время выполняют рекомендации учителя относительно чтения-рассматривания книг по теме следующего урока.

 Домашнее задание на начальном этапе не задается, так как вся обязательная деятельность с книгой должна протекать под наблюдением учителя, А самостоятельно – только по желанию.

Меняются требования и к учебному материалу. Для коллективной работы под руководством учителя привлекаются книги с осложненным оформлением:

ü  с графически осложненным начертанием надписей;

ü   с дополнительными надписями на обложке;

ü   с отсутствием надписей на обложке;

ü  с несколькими фамилиями авторов на обложке;

ü  с непривычным расположением надписей на обложке и т.п.

На начальном этапе в качестве учебного материала используется детская художественная, научно-художественная и научно-познавательная книга по различным темам и разных жанров.

Для самостоятельного чтения-рассматривания учебным материалом является книга в типовом оформлении объемом 8 – 30 страниц, высота шрифта должна быть не менее 4,5мм, в книге должно быть много иллюстраций, занимающих 75% страницы; длина строки – 80 – 126 мм, не более. Для организации самостоятельной работы с книгами учитель должен иметь в классе несколько комплектов книг-коллективок: наборов книг одинакового издания по количеству учеников в классе.   

На начальном этапе рассматривание предшествует первичному чтению. Работа по цепочке: автор – название – иллюстрации – содержание.

К концу начального этапа ученики должны уметь:

- правильно назвать полюбившиеся книги;

- перечислить несколько книг одного автора или одной тематики;

- понять и пересказать небольшое произведение;

- самостоятельно читать предложенную книгу, предваряя чтение ее рассматриванием.

Основной этап (3 класс)

На основном этапе внеклассное чтение становится по-настоящему чтением вне класса: учащиеся получают задание на дом, т.к. их читательские умения достигают порогового уровня, и они могут самостоятельно действовать с книгами и среди книг.

В качестве учебного материала на основном этапе обучения привлекается русская классическая, современная и зарубежная детская книга – художественная, научно-познавательная, справочная для младшего школьного возраста – всех видов и типов (структур); детская периодическая печать.

При этом учитывается вся традиционная для младших школьников тематика чтения и видо-жанровое разнообразие.

Принципиально меняется содержание деятельности учащихся и учителя.

Ведущая роль на уроке принадлежит детям:

ü  самостоятельно  осуществляют отбор книг и их чтение по теме предстоящего урока;

ü   приносят прочитанные книги в класс и самостоятельно организуют книжную выставку;

ü   принимают участие в обсуждении и анализе прочитанных книг, выслушивая впечатления друг друга о прочитанных дома книгах, расширяют свой читательский кругозор.

Однако это не означает, что роль учителя на этом этапе незначительна. Учитель должен позаботиться о создании для своих учеников поля читательской деятельности. Познавательная задача предстоящего урока должна быть сформулирована четко и ясно. Во внеурочное время с детьми следует беседовать по поводу прочитанного, чтобы знать круг выбранных книг. На уроке учитель организует обсуждение прочитанных книг, а также демонстрирует результат собственной читательской деятельности, рассказывая о незнакомой книге по теме урока, тем самым, расширяя читательский кругозор детей. Уроки внеклассного чтения в 3-ем классе проводятся 1 раз в неделю, а на завершающем этапе – 1 раз в две недели. В уроке основного этапа – три обучающих центра, каждый из которых выполняет свою роль:

ü    самостоятельное составление выставки прочитанных книг, их рассматривание и выделение книг, вызвавших наибольший интерес;

ü    обсуждение выделенных книг, обмен впечатлениями по поводу прочитанного. К беседе привлекаются все дети.

ü    расширение читательского кругозора детей, осуществляемое учителем.

На основном этапе рассматривание книги осуществляется учеником полностью самостоятельно до чтения с опорой на автора, название, предисловие, содержание. Тематику внеклассного чтения и рекомендательный список книг учитель дает заранее.

Заключительный этап (4 класс)

Уроки разного типа (урок литературного чтения, урок – слушание, нетрадиционные формы уроков).

      К концу обучения в начальной школе дети должны владеть следующими знаниями:

ü  виды доступной литературы – художественной, научно-познавательной, справочной, периодической, публицистической;

ü   возможные темы чтения;

ü   виды возможной библиотечно-библиографической помощи;

ü   внешние приметы книги и разные типы внетекстовой информации;

ü   правила гигиены чтения.

Должны обладать следующими умениями:

ü  ставить для себя цель обращения к книгам;

ü   обращаться к библиотечно-библиографической помощи;

ü   пересмотреть как можно больше книг, прежде чем выбрать книгу для чтения;

ü  выделить для себя внешние показатели содержания книги и, ориентируясь на них, осуществить прогнозирование содержания книги;

ü  выбрать книгу, наиболее полно соответствующую поставленной цели;

ü  осознать содержание выбранной книги, максимально используя свои читательские возможности;

ü   соблюдать при самостоятельной работе с книгой правила гигиены чтения.

Итогом занятий по внеклассному чтению должно стать понимание учеником основной заповеди читателя: читать книги не потому, что ты должен их «запомнить и отчитаться», а потому, что тебе нужно это самому, чтобы познать окружающий мир.

 

4. Исследование читательской самостоятельности младшего школьника

 

 

В рамках производственной практики была проведена исследовательская работа по выявлению уровня читательской самостоятельности в рамках проведенных уроков литературного чтения.

База практики: МБОУ СОШ № 7

Класс: 4 «А»

Диагностика:  Светловской Н.Н. «Выявление  развитие уровня читательской самостоятельности»

Цель исследования: выявление уровня читательской самостоятельности

Рассмотрим критерии, по которым можно судить об уровне сформированности читательской самостоятельности на выпуске из начальной школы:

ü систематическое чтение художественной литературы во внеурочное время;

ü регулярное чтение справочной литературы;

ü  умение внятно и содержательно рассказывать о прочитанном литературном произведении и его авторе;

ü систематическое чтение материалов детской периодики;

ü  умение определять и передавать содержание незнакомой книги, привлекая сведения из аннотации;

ü знание книг из доступного круга чтения.

На основе указанных показателей определяем уровни читательской самостоятельности младших школьников (см. табл.6):

Таблица 6

Показатели уровня развития читательской самостоятельности

 младших школьников

Уровень

Характеристика сформированности читательской самостоятельности

Высокий уровень

(34 - 40 баллов)

Ученик систематически обращается к художественной литературе во внеурочное время; регулярно пользуется справочниками; может без затруднения назвать прочитанное художественное произведение, его автора, передает содержание произведения без замен, пропусков, искажения фактов; систематически читает материалы в детской периодике; умеет определять и передавать содержание незнакомой книги, привлекая сведения из аннотации; называет 3-4 произведения и их авторов по любой теме детского чтения.

Средний

(21 - 33 балла)

редко обращается к справочной литературе, читает периодику нерегулярно, пользуется аннотацией лишь с помощью учителя, систематически читает книги по теме урока во внеурочное время, на уроке может рассказать о литературном произведении; называет 1-2 произведения и их авторов по любой теме детского чтения.

Низкий

(менее 20 баллов)

Ученик  не читает периодику, не умеет пользоваться аннотацией, во внеурочное время читает по теме предстоящего урока значительно меньше нормы, описывает содержание произведения только при помощи учителя, не может назвать произведения по определенной теме, вспоминает отдельные произведения или автора, допускает ошибки в названии книг.

После выполнения учащимися заданий были составены  таблицы с результатами ( см. табл.7):

Таблица 7

Результаты ответов  учащихся на тестовые задания № 1-3, 6, 8-10

                 ФИО                

№ вопроса

1

2

3

6

8

9

10

Антон Р.

Д

А

А

Б

А

 В

А

Витя Г.

Г

Б

Б

А

Д

Б

А

Вероника .С

А

А

А

А

А

В

А

Валя О.

Г

А

А

Б

Е

Б

А

Дима Ф.

Б

А

А

А

Д

В

А

Екатерина В.

 В

А

В

А

Б

А

А

Евгений Г.

А

А

А

Б

А

А

В

Людмила Ч.

А

А

А

А

Д

В

А

Мира К.

Б

А

В

А

Е

А

А

Мария Л.

А

А

А

В

А

А

А

Обще количество

4-А,

2-Б,

1-В,

2-Г,

1-Д.

9-А,   1-Б ,

0-В

7-А,

2-В,

1-Б.

6-А,

3-Б,

1-В

3-А,

1-В,

1-Б,

0-Г,

3-Д,

2-Е

4-А,

2-Б,

4-В

9-А,

0-Б ,

1-В.

 

Переведем ответы детей в баллы (см. табл.8):

Таблица 8

Результаты ответов  учащихся на тестовые задания № 1-3, 6, 8-10 в  баллах

ФИО

Итого-вый балл по зада-ниям

№ Вопроса

1

2

3

6

8

9

10

Антон Р.

12

 

2

2

2

2

 2

2

Витя Г.

6

 

 

 

2

2

 

2

Вероника .С

14

2

2

2

2

2

2

2

Валя О.

8

 

2

2

2

 

 

2

Дима Ф.

12

 

2

2

2

2

2

2

Екатерина В.

9

 

2

1

2

 

2

2

Евгений Г.

12

2

2

2

2

2

2

 

Людмила Ч.

14

2

2

2

2

2

2

2

Мира К.

9

 

2

1

2

 

2

2

Мария Л.

12

2

2

2

 

2

2

2

Всего в тестировании учувствовало 10 человек.  Материал теста (см. Приложение 1,2) был направлен на выявление  уровня сформированности некоторых навыков читательской самостоятельности. Таких как: насколько  развит интерес к чтению книг, насколько учащиеся знают структурные элементы книги, насколько развит читательский кругозор и умение работать с текстом, вычитывая информацию.

 На вопрос  задания №1 «Чем Вы любите заниматься в свободное время?» 4 респондента  выбрали ответ «читать книги», что составляет 40% от всех опрошенных. 20% (2 человека) предпочитают в свободное время «смотреть телевизор».  10% , т.е. 1 человек любит «играть в компьютерные игры» , двое учащихся , что составляет 20%  опрошенных выбрали вариант «гулять»,  и 1 человек выбрал вариант ответа, предполагающий любимое занятие, но не указал, какое. Можно сделать вывод, что всего лишь 40% опрошенных предпочитает чтение  книг другим занятиям, а остальные 60% не считают этот  вид деятельности приорететным ( см. рис. 1).

Рис. 1. Ответ на вопрос 1

На вопрос № 2 «Нравится ли вам читать книги?» 9 человек, что составляет  90% учащихся ответили положительно, и лишь 1 человек ответил, что не любит читать.  По данным видно, что к 4 классу у 90% респондентов хорошо развит читательский интерес( см. рис. 2).

Рис. 2. Ответ на вопрос 2

На вопрос «Посещаете ли вы библиотеку? 70% респондентов  ответили, что посещают, 10% посещает иногда, и 20 %  не посещают  библиотеку. Таким образом, можно сделать вывод, что 80%  респондентов пользуются услугами библиотеки, что свидетельствует  о развитом читательском интересе ( рис.3).

Рис. 3. Ответы на вопрос  3

На вопрос «С какой целью Вы обращаетесь к справочной литературе (справочники, энциклопедии)?» 6 учащихся-  60% ответили , что обращаются за дополнительной информацией к уроку, что свидетельствует о положительной мотивации к учению и о  сформированном читательском интересе. Трое респондентов, что составляет 30% обращается к справочной литературе, чтобы «узнать что-то новое», 1  учащийся не дал ответ( см. табл. 4).

Рис. 4. Ответы на вопрос  6

 

На вопрос «Что может содержать предисловие?» тое  учащихся - 30% ответили, что предисловие содержит «сведения об авторе и  его произведениях вариантом, правильный ответ « объяснение того, как расположен материал в книге выбрал  1 учащийся, 30 % ответили, что предисловие содержит  « рассказ об эпохе, показанной в произведении». Всего правильных ответов дали 60% респондентов, а 40%  ответили неверно, что говорит о том, что  большинства обучающихся  сформировано правильное  представление о структурных элементах книги ( см. рис. 5)

Рис. 5. Ответ на вопрос 8

На вопрос «Для чего служит оглавление в книге?» правильно ответило 80% обучающихся, что свидетельствует о том, что  остальные  20% обучающихся знают не всех структурных элементов книги (см. рис.6).

Рис. 6. Ответ на вопрос 9

 

В задании продолжить утверждение « Аннотация в книге нужна для того, чтобы…», 90% респондентов ответило верно, что аннотация в книге, чтобы «узнать, о чем эта книга, кто ее герои, кому она адресована», что говорит о том , что только один учащийся не знаком с понятием структурного элемента книги  - понятием «аннотация» ( см. рис. 7).

Рис. 7. Ответ на вопрос 10

 Рассмотрим задания  открытого типа, где учащимся предлагалось дать свой вариант ответа, записав его в бланк.

В задании 4  было предложено выбрать подходящий ответ, раскрывающий  проблему, насколько часто  учащийся обращается к чтению  книг. Критерии оценивания по данному заданию были следующие:

«Ежедневно читают литературу» - 5баллов

«Читают раз в неделю» - 2балла

«Читают раз в месяц»- 0баллов

Результаты ответов учеников представлены ( в баллах) ( см. табл.9)

Таблица 9

Ответы учеников на задание 4

ФИО

Ежедневно

Раз в неделю

Количество баллов

Антон Р.

10

4

14

Витя Г.

5

4

9

Вероника .С

5

2

12

Валя О.

5

2

7

Дима Ф.

10

2

12

Екатерина В.

10

2

12

Евгений Г.

5

2

7

Людмила Ч.

-

2

4

Мира К.

5

-

5

Мария Л.

5

2

7

По данным таблицы, представленной выше, можно сделать ввод, что регулярно читают лишь 4 человека из 10, а остальные дети данного класса не очень любят читать и  использовать при этом  дополнительную литературу, так как ежедневно читают произведения, заданные учителем, 9 человек , художественную литературу-  3 человека , никто из детей не читает ежедневно  журналы и газеты,  энциклопедии и справочники читают 2 человека.

 Раз в неделю по заданию  учителя не читает никто из респондентов, художественную литературу читает - 6 человек, журналы и газеты - 3 человека, энциклопедии и справочники - 4 человека.

Раз в месяц произведения, заданные учителем  читают 2 человека, художественную литературу- 1 человек, журналы и газеты - 8 человек, энциклопедии и справочники - 4 человека.

Из представленных результатов мы можем наблюдать, что у респондентов «низкий» уровень заинтересованности в чтении дополнительной литературы. Это  свидетельствует  о  слабой сформированности  читательского интереса.

Из выполнения Задания 5 «Расскажи кратко о книге, которую ты недавно прочитал, о её авторе» можно ещё раз удостоверится в этом.  Книги,  перечисленные в  бланках ответов   входят в  программу по литературному чтению. Аннатация детей  была маленькой, речь скудной .

На вопрос 7 «Назови несколько знакомых тебе художественных произведений о природе» 7 детей вообще не ответили на вопрос, 2 человека смогли  указать название лишь одного рассказа.

Также дети плохо ориентируются в тексте. Это можно увидеть из ответов на вопросы  задания №11 «Прочитай стихотворение в учебнике на странице 108. Продолжи данные ниже высказывания:

1) Из стихотворения я узнал(а),что…

2) Из стихотворения я узнал (а), как тяжело было…

 3)  Стихотворение пред назначено для…»

4человека  не приступили к выполнению задания, четверо респондентов  ответили только на 2 или 1 вопрос односложным, не развёрнутым ответом, и  только 2 человека ответили на все поставленные  вопросы. Таким образом, получились следующие результаты по сформированности уровня читательской самостоятельности у учеников 4 класса ( см. табл. 10):

Таблица 10

Результаты сформированности уровня читательской самостоятельности

ФИО

Итого-вый балл по зада-ниям

№ Вопроса

Уро-вень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Антон Р.

25

-

2

2

10

2

2

-

2

 2

2

1

средний

Витя Г.

12

-

-

-

5

1

2

-

2

 

2

-

низкий

Вероника .С

22

2

2

2

5

2

2

-

2

2

2

1

средний

Валя О.

15

-

2

2

5

2

2

-

 

 

2

-

низкий

Дима Ф.

28

-

2

2

10

2

2

2

2

2

2

2

средний

Екатерина В.

25

 -

2

1

10

2

2

2

 

2

2

2

средний

Евгений Г.

19

2

2

2

5

2

2

-

2

2

-

-

низкий

Людмила Ч.

17

2

2

2

-

2

2

-

2

2

2

1

низкий

Мира К.

16

 

2

1

5

2

2

-

 

2

2

-

низкий

Мария Л.

19

2

2

2

5

2

-

1

2

2

2

-

низкий

По данным таблицы видно, что из 10 учащихся лишь 4 человека имеет средний уровень читательской самостоятельности, что составляет 40%, а 60 % (6 человек) имеет низкий уровень развития читательской самостоятельности, основные трудности у обучающихся вызывают задания, выявляющие следующие показатели читательской самостоятельности: регулярное чтение справочной литературы, умение внятно и содержательно рассказывать о прочитанном литературном произведении и его авторе, умение определять и передавать содержание незнакомой книги, привлекая сведения из аннотации, знание книг доступного круга чтения.

В ходе исследования было обнаружено, что уровень развития читательской самостоятельности учащихся 4-го класса является недостаточным. Это свидетельствует о необходимости введения в процесс обучения специально организованной работы, направленной на развитие всех сторон читательской самостоятельности младших школьников.

В рамках производственной практики ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования  проведен урок внеклассного чтения  на тему: «Знакомство со стихотворением  А.Н.Толстого «Илья Муромец» (конспект урока прилагается в Приложении 3)

Тема урока: «Знакомство со стихотворением  А.Н.Толстого «Илья Муромец»

Цель урока: Познакомить с биографией А.Н.Толстого и стихотворением «Илья Муромец…»

 Тип урока: внеклассное чтение.

Структура соответствовала системе обучения, программе и специфике учебного предмета, произведение расположено в рубрике «Читальный зал» и предназначено для проведения внеклассного чтения, изучается после былин об Илье Муромце.

На уроке учитель опирался на принципы обучения: связи теории с практикой, целесообразности. Чтобы достичь цели урока, были использованы: разноуровневые задания, вопросы, примеры произведений разных видов искусств (литература, музыка, живопись). Содержание заданий соответствовало по своей сложности возможностям детей и обеспечивало зону ближайшего развития. Материал урока был интересен для учащихся.

В ходе урока, на этапе  речевой разминки был использован прием драматизации - чтение по ролям небольшого стихотворного диалога. В начале урока проводилась викторина по  пройденному материалу - былины о богатырях народные и авторские.

. На этапе вторичного чтения и литературоведческого анализа использовалась индивидуально - фронтальная  форма работы.  В конце урока использовалась форма драматизации «постановка  живых картин» - конкурс на лучшее исполнение роли Ильи Муромца.

Руководство учителя было инструктивным, потому что учитель только направлял детей. Учитель отслеживал усвоение детьми учебного  материала и правильность выполнения заданий.

Распределение времени было рациональным. Темп урока был оптимальным. Все наглядные материалы были уместны и функциональны .

Учитель проводил целенаправленную работу по формированию у учащихся положительной учебной мотивации, используя различные разноуровневые задани, мультимедийную презентацию и наглядность.

Для эффективного развития уровня читательской самостоятельности разработаны методические рекомендации для родителей, т.к. мы видим, что  у детей данного 4 «А»  класса преобладает низкий  уровень читательской самостоятельности, поэтому есть необходимость в проведении рекомендательной беседы с родителями о развитии читательских навыков  детей дома, во внеурочное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

     В курсовой работе «Формирование читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе» была реализована цель:  изучены особенности формирования читательской        самостоятельности млад-шего школьника на уроках литературного чтения.

     Реализация данной цели осуществлялась  через решение следующих задач: рассмотрено понятие читательской самостоятельности, изучены методы и средства развития читательской самостоятельности у младших школьников, раскрыты возможности формирования  читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе, организовано исследование читательской самостоятельности учеников 4 класса.

Для этого был изучен теоретический материал  по вопросам  формирование читательской самостоятельности; были определены основные условия проведения, требования к подготовке читательской самостоятельности; выявлены методов и способов.

В ходе исследования было обнаружено, что уровень развития читательской самостоятельности учащихся 4-го класса является недостаточным. Это свидетельствует о необходимости введения в процесс обучения специально организованной работы, направленной на развитие всех сторон читательской самостоятельности младших школьников.

В ходе производственной практики  разработан конспект урока литературного чтения в 4 классе. Проведённая практическая работа позволила сделать следующие выводы:  грамотное, планомерное применение средств для формирования читательской самостоятельности, несомненно, повышает заинтересованность детей. Кроме того, учитель должен помнить о том, что наибольшего эффекта   принесет, если  формирования читательской самостоятельности осуществляется систематично  и в благоприятной комфортной предметно-развивающей среде.

Таким образом, формирования читательской самостоятельности в процесс обучения младших школьников способствует повышению познавательной активности и интереса к другой литературе, что, в свою очередь,  способствует более качественному усвоению знаний. А значит, формирования читательской самостоятельности – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника.

В перспективе, мы планируем продолжить работать над данной темой.

Данная работа имеет ценность,  как для самого автора, так и для студентов педагогических колледжей и ВУЗов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.     Боразнова Г.Д. Техника обучения чтении. / Початкова школа. - 2002. - № 10. - С.36-38.

2.     Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учим читать книгу. Пособие для учителя / О.В. Джежелей. - М.: Просвещение, 1983.

3.      Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005.

4.     Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. [Текст] // Школа, 1999. -  № 18.- с.2- 24

5.      Лифинцева Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Начальное образование. - 2004. - № 3. - С. 10-15.

6.      Мороз Е.И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wpcontent/uploads/2007/litdeyatelnoct. htm

7.     Никонович Е.В. Развитие творческих способностей на уроках внеклассного чтения / Начальная школа. - 2005. - № 6. - С. 35-37.

8.     Оморокова М.Н. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М.Н. Оморокова. - М.: Аркти, 1999.

9.     Первова Г.М. Формирование круга детского чтения учителем / Начальная школа. - 1999. - № 12. - С. 33-38.

10. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. - №1. - 2003.

11.  Светловская Н.Н. Что такое полноценное чтение с позиций читательской самостоятельности // Начальная школа. - №2. - 2000.

12. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением // Начальная школа. - №6. - 2005.

13. Светловская Н.Н. Науке о формировании читателя-40 лет // Начальная школа. - №5. - 2006.

14.  Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Минск: Народна Асвета, 1981. - 288 с.

15. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М.: Учпедгиз, 1954.

16. Шкабура И.А. Педагогическая поддержка младшего школьника в процессе читательской деятельности // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №11

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ В XXI веке, объявленном веком информации и коммуникаций, оказалось, что чтение книги перестаёт быть основным источником получения информации и приобщения к культурным ценностям человечества

ВВЕДЕНИЕ В XXI веке, объявленном веком информации и коммуникаций, оказалось, что чтение книги перестаёт быть основным источником получения информации и приобщения к культурным ценностям человечества

Объект исследования : процесс формирования читательской самостоятельности младшего школьника

Объект исследования : процесс формирования читательской самостоятельности младшего школьника

Понятие читательской самостоятельности

Понятие читательской самостоятельности

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что читательская самостоятельность представляет личностное свойство школьника, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников…

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что читательская самостоятельность представляет личностное свойство школьника, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников…

Литературное чтение тесно связано с уроками внеклассного чтения

Литературное чтение тесно связано с уроками внеклассного чтения

При формировании типа правильной читательской деятельности младшие школьники проходят 4 этапа: подготовительный, начальный, основной и заключительный

При формировании типа правильной читательской деятельности младшие школьники проходят 4 этапа: подготовительный, начальный, основной и заключительный

Начальный (2 класс) развитие читательских и речевых умений ü формировать правильное, осознанное, плавное чтение; ü развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор; ü воспитывать нравственно-этические…

Начальный (2 класс) развитие читательских и речевых умений ü формировать правильное, осознанное, плавное чтение; ü развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор; ü воспитывать нравственно-этические…

Поэтому работа с художественным произведением не может быть подчинена единой схеме

Поэтому работа с художественным произведением не может быть подчинена единой схеме

Использование элементов анализа прочитанного произведения

Использование элементов анализа прочитанного произведения

Значительное место на уроках внеклассного чтения принадлежит элементам занимательности, использованию творческих работ (инсценирование, иллюстрирование, сочинение, декламация и пр)

Значительное место на уроках внеклассного чтения принадлежит элементам занимательности, использованию творческих работ (инсценирование, иллюстрирование, сочинение, декламация и пр)

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельность творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их…

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельность творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их…

Мозаика» - обучение детей в группе, где каждый учащийся что-то усваивает сам, а затем передает свои знания другим

Мозаика» - обучение детей в группе, где каждый учащийся что-то усваивает сам, а затем передает свои знания другим

Традиционны игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, «хитрые» вопросы по прочитанным книгам (викторины,…

Традиционны игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, «хитрые» вопросы по прочитанным книгам (викторины,…

Система уроков внеклассного чтения в общих чертах определяется программой тех знаний, умений и навыков, которыми школа должна вооружить детей

Система уроков внеклассного чтения в общих чертах определяется программой тех знаний, умений и навыков, которыми школа должна вооружить детей

Принцип пропаганды книги

Принцип пропаганды книги

Как указывает М.Качурин, фомированию читатьельской самостоятельности младших школьников способствует внеклассная работа по литературному чтению, которая раскрывает учеников, они учатся раскованнее, свободнее, охотно обращаются к дополнительной…

Как указывает М.Качурин, фомированию читатьельской самостоятельности младших школьников способствует внеклассная работа по литературному чтению, которая раскрывает учеников, они учатся раскованнее, свободнее, охотно обращаются к дополнительной…

Отметим, что именно в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы

Отметим, что именно в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы

Программы «Школа 2100» (Р.Бунеев,

Программы «Школа 2100» (Р.Бунеев,

Таблица 5 Особенности построенияуроков внеклассного чтения на каждом этапе формирования читательской самостоятельности

Таблица 5 Особенности построенияуроков внеклассного чтения на каждом этапе формирования читательской самостоятельности

Домашнее задание на начальном этапе не задается, так как вся обязательная деятельность с книгой должна протекать под наблюдением учителя,

Домашнее задание на начальном этапе не задается, так как вся обязательная деятельность с книгой должна протекать под наблюдением учителя,

На основном этапе внеклассное чтение становится по-настоящему чтением вне класса: учащиеся получают задание на дом, т

На основном этапе внеклассное чтение становится по-настоящему чтением вне класса: учащиеся получают задание на дом, т

Исследование читательской самостоятельности младшего школьника

Исследование читательской самостоятельности младшего школьника

Средний (21 - 33 балла) редко обращается к справочной литературе, читает периодику нерегулярно, пользуется аннотацией лишь с помощью учителя, систематически читает книги по теме урока…

Средний (21 - 33 балла) редко обращается к справочной литературе, читает периодику нерегулярно, пользуется аннотацией лишь с помощью учителя, систематически читает книги по теме урока…

Людмила Ч. 14 2 2 2 2 2 2 2

Людмила Ч. 14 2 2 2 2 2 2 2

Рис. 2. Ответ на вопрос 2 На вопрос «Посещаете ли вы библиотеку? 70% респондентов ответили, что посещают, 10% посещает иногда, и 20 % не посещают…

Рис. 2. Ответ на вопрос 2 На вопрос «Посещаете ли вы библиотеку? 70% респондентов ответили, что посещают, 10% посещает иногда, и 20 % не посещают…

На вопрос «Что может содержать предисловие?» тое учащихся - 30% ответили, что предисловие содержит «сведения об авторе и его произведениях вариантом, правильный ответ « объяснение…

На вопрос «Что может содержать предисловие?» тое учащихся - 30% ответили, что предисловие содержит «сведения об авторе и его произведениях вариантом, правильный ответ « объяснение…

В задании продолжить утверждение «

В задании продолжить утверждение «

Дима Ф. 10 2 12

Дима Ф. 10 2 12

Из стихотворения я узнал(а),что… 2)

Из стихотворения я узнал(а),что… 2)

В рамках производственной практики

В рамках производственной практики

Руководство учителя было инструктивным, потому что учитель только направлял детей

Руководство учителя было инструктивным, потому что учитель только направлял детей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В курсовой работе «Формирование читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе» была реализована цель: изучены особенности формирования читательской самостоятельности млад-шего школьника на…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В курсовой работе «Формирование читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе» была реализована цель: изучены особенности формирования читательской самостоятельности млад-шего школьника на…

Таким образом, формирования читательской самостоятельности в процесс обучения младших школьников способствует повышению познавательной активности и интереса к другой литературе, что , в свою очередь, способствует…

Таким образом, формирования читательской самостоятельности в процесс обучения младших школьников способствует повышению познавательной активности и интереса к другой литературе, что , в свою очередь, способствует…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

Светловская Н.Н. Науке о формировании читателя-40 лет //

Светловская Н.Н. Науке о формировании читателя-40 лет //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020