Исследовательская работа на тему: "Кукла это игрушка или..."
Оценка 4.6

Исследовательская работа на тему: "Кукла это игрушка или..."

Оценка 4.6
docx
20.10.2024
Исследовательская работа на тему: "Кукла это игрушка или..."
НПК кукла 4А.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 Г. ЧЕРЕПАНОВА»

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

 

 

 

 

Кукла- это игрушка или...

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

Епанчинцева Марианна

Михейченко Ксения

ученицы 4 класса «А»

МАОУ «СОШ № 3 г. Черепанова»

Руководитель:

Куцевол Елена Викторовна

учитель высшей

 квалификационной категории

 

 

 

 

 

г.Черепаново

2020 год

Оглавление.

I .ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………….5

1. Теоретический обзор темы ..…………….…………………………………….5

1.1. Что такое кукла и её особенности ………………………..……….………..5

1.2. Когда появилась первая кукла ..…………………………………..…………5

1.3.Типы и назначение кукол ..…………………………………………...………6

 1.3.1. Куклы-обереги…….……….……………………………………………….6

 1.3.2. Игровые куклы ..……………...……………………………………..……..7

 1.3.3. Обрядовые куклы ..…………………………………………………….…..8

III. Практическая часть работы ………………………………………………….9

 1. Встреча с творческими людьми ……….……………………………..………9

 2.Изготовление кукол ……….………….…………………………………..……9

 3. Социологический опрос ……………………………………….…..…………10

 4.Мастер класс по созданию куклы “Домашняя масленица”………….…….10

IV.ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………....11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ………………………..........….12

ПРИЛОЖЕНИЯ. .…………………………………………………………………..13

 

 

 

 







 

 

I. ВВЕДЕНИЕ

Ей меняю  я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я,

Подскажите- ка друзья?

   Конечно же - это кукла. С детства мы любим, играть в куклы. Дома у нас много кукол. Шьём им наряды, разговариваем с ними. От мам нам достались куклы, с которыми они играли в детстве. Мамины куклы совсем не такие, как наши куклы. Мы  поинтересовались у мам, какие ещё куклы у них были, и какие у бабушек. Бабушки рассказали, что у них в детстве куклы были самодельные из тряпок, из травы. Нас  это очень заинтересовало, и захотелось узнать - какими куклами играли раньше и только ли для игры делали кукол.

У нас возникло много вопросов:

·         Что такое кукла?    Когда и где появилась первая кукла?   Какие же куклы были раньше?    Из чего делали кукол?   Как их делали?

Актуальность исследования:  тема  исследовательской работы очень важна, потому что любой человек, независимо от возраста и профессии, независимо от того, в какой стране, городе он живет, помнит игрушки своего детства. Неотъемлемой частью мира игрушек являются куклы. В куклы играли всегда и во все времена. В разных странах,  куклы служили не только детской игрушкой, но и являлись предметом, связанным с культурой и традициями.

Цель исследования: изучение истории возникновения куклы и её назначение.

Задачи исследования:

·        познакомиться с историей возникновения куклы;

·        изучить виды народных  кукол и технологии их изготовления;

·        изготовить традиционные народные куклы;

·        выявить информированность современных детей по теме исследования;

·        провести мастер-класс по изготовлению куклы-оберега.

Гипотеза: предположим, куклы существуют не только для игры, есть куклы, которые связаны с народными традициями.

Объектом   является - кукла.

Предмет исследования -  процесс   изготовления  куклы.

Были использованы следующие методы:

·        изучение литературы и обобщение полученной информации;

·        наблюдение;

·        социологический опрос (подтверждение гипотезы);

Чтобы ответить на возникшие у нас вопросы мы обратились к мамам, бабушкам, творческим людям, искали материал в интернете, изучали научно-познавательную литературу, проводили опрос среди учащихся нашего  класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Теоретический обзор темы

1.1. Что такое кукла и её особенности.

       Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю С. И. Ожегова. Там объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. Из интернета узнали, что, по мнению других учёных - это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

Куколки делались и  для того, чтобы защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастия, помочь состояться хорошему урожаю, чтобы были в доме достаток и изобилие. На Руси кукол делали и для совершения разных обрядов. Обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде. У  традиционных народных кукол лицо не изображалось. Считалось, что если нарисовать лицо кукле, в неё может вселиться «злой дух». Были ещё особенности в изготовлении рукодельных кукол сделанных для обрядовых целей.  Их делали  «в один присест», никогда не оставляя недоделки на потом.

1.2. Когда появилась первая кукла?

История кукол почти такая же длинная, как и история всего человечества. Как только появился « человек разумный», а у него родились дети, встал вопрос о развлечении маленьких чад. Правда, кукол древние люди ещё не знали. В качестве игрушек они давали своим детям различные камушки и деревяшки.

Первые детские куклы были обнаружены на территории   Египта.

(Приложение 1)

Развитая египетская цивилизация умела делать игрушки ещё 4,5 тысяч лет назад. Ноги и руки египетских кукол могли двигаться, они имели волосы и их украшали бусинами. Таким куклам можно было делать прически, а также одевать и раздевать их. Доказательством тому служат египетские барельефы, на которых видно, что дети играют куклами. В Древней Греции и Древнем Риме куклы занимали немалое место в жизни детей. В основном игрушки делали из глины, реже из воска. Уже тогда куклы ярко раскрашивались, чтобы привлечь внимание.

В эпоху античности куклы стали делать из дорогих материалов, тщательно работать над их лицами. Самыми дорогими куклами считались игрушки из слоновой кости. Часто их использовали не только для забавы, но и в различных ритуалах (свадебных).

В Древней Руси также знали о куклах. В простых семьях их для своих детей делали мамы. В тряпичные куклы играли как девочки, так и мальчики. По мере взросления девочки сами начинали мастерить себе кукол.

Первые куклы были достаточно примитивными, но их старались сделать похожими на людей, поэтому уже у доисторических кукол двигались руки и ноги. Вплоть до 19 века игрушечные фабрики могли порадовать девочек только деревянными или восковыми куклами, а тряпичные куклы шили или вязали их мамы. В середине 19 столетия, когда стал очень популярен фарфор, куклы стали делать из него. Пластиковая или резиновая кукла стала обычной для детей во всём мире. А продаваться такие куклы стали только в 1940-х годах.

Через куклу взрослые передавали детям накопленный опыт своего мастерства и традиции народной культуры.

По назначению куклы различались по группам – обереги, игровые и обрядовые. (Приложение №2)

1.3.Типы и назначения кукол

1.3.1. Куклы – обереги

 Куклы делали из разных подручных материалов - из соломы, дерева, бересты, глины, льна, скручивали из ниток и ткани. Самая распространённая была тряпичная кукла. Тряпичные куклы делали свёрнутыми из лоскутов и перевязанными нитками (скрутки) – такие куклы делали без иголок. Ткань, которую использовали для тряпичной куклы, была изношена и легко рвалась. Считалось, что ношенная одежда хранит тепло души человека, который её носил и поэтому она обережная (оберегает).

В глубокой древности  куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.  О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых они  являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы.  

Куколки «День и Ночь»  оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную.  Куколка «День» следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно.   Куколка «Ночь» - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Она следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.

 Колокольчик - кукла добрых вестей.  Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Пеленашка - древнейшая кукла-оберег.  Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх.  Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

1.3.2. Игровые куклы

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые.  К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Часто таких кукол делали сами дети.

Самая распространенная детская игровая кукла - Стригушка.  Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

В подарок на именины делали куклу  Ангелочка.

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.

Столбушки.  Среди русских крестьянских девочек была распространена игра «в свадьбу». Для этой игры девочки делали куколок - столбушек. Дети старались скопировать не только основные действа свадебных обрядов, совершавшихся на их глазах, но и костюмы персонажей.

1.3.3.  Обрядовые куклы

Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

Кукла  Купавка - это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, а тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды.

 Домашняя масленица сильно отличается от главного чучела, предназначенного для сожжения. По-другому ее называют «дочкой масленицы». Она не превышает размера в 1 локоть и выполняется в качестве оберега домашнего лада да склада. Делается на каждого члена семьи. Если в доме случались проблемы или неприятности, люди делились с куколкой, кто-то просто рассказывал, кто-то узелок завязывал или ленточку привязывал. При наступлении следующей масленицы данная куколка сжигалась на общем костре. Вместе с дымом рассеивались и все невзгоды. Домашнюю масленицу можно изготовить за несколько дней до начала праздника или непосредственно в течении веселой недели. В современном мире, где место традициям практически не осталось, данная куколка все еще не утратила своего смысла. Многие делают оберег или покупают на ярмарке. Стоит отметить, что оберег созданный своими руками всегда будет иметь большую силу. Ведь в его создание мастер вкладывает часть своей души.

Кукла Десятиручка  помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

Неразлучники.  В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя.

Для того чтобы в доме сытно было и богато, хозяйка дома делала   куклу 

Зернушку.  Её делали  после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

III. Практическая часть работы

1. Встреча с творческими людьми.                    

Мы посещаем кружок «Паучок» в ДДТ. Руководитель кружка Зайцева Елена Владимировна. На кружке мы делаем разных кукол и участвуем в различных конкурсах.  (Приложение №3)

Дубровская Алла Сергеевна

     Дома у Аллы Сергеевны большая коллекция разных кукол. Куклы и одежду для них она шьёт сама с детства и по сегодняшний день. Мы побывали у неё в гостях и поинтересовались о её увлечении. Первую куклу Алла Сергеевна сшила в 10лет. Сейчас она шьёт куклы из разного материала, использует любые ненужные вещи, остатки ткани, атласные ленты. В создании кукол помогает ей её фантазия, а также большой опыт. Свои работы Алла Сергеевна выставляет на разные конкурсы, выставки и шьёт на заказ. Делится своим опытом с другими людьми. (Приложение №4)

2. Изготовление кукол

Кукла сувенирная. Кукла в подарок. Сделайте куклу своими руками и подарите её подруге, маме, бабушке и все будут очень рады. Подарок к празднику готов.

Для выполнения работы понадобиться: ткань разных цветов, нитки,  украшения и хорошее настроение. (Приложение №5)

3. Социологический опрос

Мы решили провести социологический опрос среди учащихся нашего класса и выяснить, в какие игрушки они играют и что им известно о народных куклах.

Было опрошено 27 учащихся. Им  было предложено ответить на следующие вопросы:

1.      Есть ли у тебя игрушки?

2.     Есть ли у тебя любимая игрушка?

3.     Любишь ли ты игрушки, сделанные своими руками?

4.     Известны ли тебе народные  куклы?

Результаты социологического опроса приведены в диаграмме.

(Приложение 6)                          

Вывод: наши  сверстники любят мастерить и играть в игрушки, сделанные своими руками, но о народных игрушках знают немногие. Поэтому мы решили поделиться своими навыками, которые приобрели во время исследовательской работы и встречи с творческими людьми.

4. Мастер класс по созданию куклы “Домашняя масленица”

          Правила создания куклы.

Изготовление оберега под силу даже не опытным мастерам. К созданию масленичного сувенира можно привлечь всех. Создание обережной куклы выполняется с соблюдением простых правил: на кукле нельзя резать и пришивать. Применение острого инвентаря допускается на этапе подготовки. Можно отрезать необходимые лоскуты, прошить юбочку, пришить украшения. После начала сборки ляльки - мотанки нить отрывается руками. Ножницы не применяются. При создании оберега обязательно нужно использовать красную нить, можно как основную или в дополнение к другим. Для изготовления куклы-талисмана используйте яркие расцветки ткани и ниток. Мрачные и черные цвета для славянских кукол не используются. Весенние мотанки делаются из ткани содержащей растительные орнаменты или однотонной. Предпочтительнее красные, желтые, оранжевые, зеленые и небесные оттенки. Никогда не оформляйте лицо. Это защитит куклу от вселения злого духа, и она будет нести, лишь, светлую энергию. Самый лучший размер для куклы масленицы 20-25 см, это локтевая кукла. Размещается  напротив входной двери. Домашняя масленица может быть с косой или без неё. С поднятыми или опущенными руками. Украшена солнцем, блинами, деревянной ложкой или бубликами. Для изготовления куклы «Домашняя масленица» нам понадобится немного времени, хорошее настроение и материал, а именно:

Белый лоскут 20Х20 см – для головы.

Два белых лоскута 10х12 см. - для рук.

Два цветных лоскута 20х20 см для юбки.

Красный лоскут для косынки.

Вата – для головы.

Красные нитки.

(Приложение №7)

IV. ВЫВОДЫ

В ходе работы мы узнали много нового и интересного об истории создания куклы, познакомились с её назначением и  с технологией изготовления, встречались с творческими и увлечёнными людьми.

В результате опроса и после проведения мастер-класса по изготовлению куклы Домашняя масленица, мы пришли к выводу, что всем детям нравится мастерить куклы своими руками и играть ими, даже мальчикам.

Исследование подтверждает гипотезу, ведь куклы используются и для игры, и для передачи традиций народной культуры.

На игрушку куклу не влияет время, и  она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла всегда сопровождала людей, имела различные назначения и развивалась вместе с обществом.

Мы  получили огромное удовольствие. В дальнейшем планируем продолжить работу по этой же теме.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Ресурсы интернет:

www.krupenichka.ru

http://www.oxanafa.ru/narkykla/

http://slovarozhegova.ru

·         http://www.rukukla.ru

2.     Я познаю мир. Игрушки // Энциклопедия для детей. - Москва: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». -  1998г.

3..Большая энциклопедия школьников. Москва «РОСМЭН»-2007г.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва. «Русский язык»,1991г.

 5. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала.

Москва, Просвещение,1991г.

  6. Левина М.С. 35 игрушек со всего света. М.,Рольф,2000г.

 

 















 

Приложение 1

егип.jpgПервая кукла

             

 

 

           

 

Приложение 2

Куклы-обереги

                 

Игровые куклы

 

    

 

 

       

 

 

 

 

 

Обрядовые куклы

               

           

Приложение 3

        

 

  

Приложение 4

Приложение 5

            

 

 

 

 

Приложение 6

Результаты социологического опроса учащихся 4 класса А (27детей)

 

 

 

 

  Приложение 7

Мастер класс по созданию куклы “Домашняя масленица”

                     

 

 

              


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Оглавление. I .ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

Оглавление. I .ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

I. ВВЕДЕНИЕ Ей меняю я наряды,

I. ВВЕДЕНИЕ Ей меняю я наряды,

Гипотеза: предположим, куклы существуют не только для игры, есть куклы, которые связаны с народными традициями

Гипотеза: предположим, куклы существуют не только для игры, есть куклы, которые связаны с народными традициями

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.Теоретический обзор темы 1

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.Теоретический обзор темы 1

В эпоху античности куклы стали делать из дорогих материалов, тщательно работать над их лицами

В эпоху античности куклы стали делать из дорогих материалов, тщательно работать над их лицами

Куколки «День и Ночь» оберегают смену дня и ночи, порядок в мире

Куколки «День и Ночь» оберегают смену дня и ночи, порядок в мире

Столбушки. Среди русских крестьянских девочек была распространена игра «в свадьбу»

Столбушки. Среди русских крестьянских девочек была распространена игра «в свадьбу»

На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов

На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов

Социологический опрос Мы решили провести социологический опрос среди учащихся нашего класса и выяснить, в какие игрушки они играют и что им известно о народных куклах

Социологический опрос Мы решили провести социологический опрос среди учащихся нашего класса и выяснить, в какие игрушки они играют и что им известно о народных куклах

Самый лучший размер для куклы масленицы 20-25 см, это локтевая кукла

Самый лучший размер для куклы масленицы 20-25 см, это локтевая кукла

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

Приложение 1 Первая кукла

Приложение 1 Первая кукла

Приложение 2 Куклы-обереги

Приложение 2 Куклы-обереги

Игровые куклы

Игровые куклы

Обрядовые куклы

Обрядовые куклы

Приложение 3

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 5

Приложение 6 Результаты социологического опроса учащихся 4 класса

Приложение 6 Результаты социологического опроса учащихся 4 класса

Приложение 7 Мастер класс по созданию куклы “Домашняя масленица”

Приложение 7 Мастер класс по созданию куклы “Домашняя масленица”

Исследовательская работа на тему: "Кукла это игрушка или..."

Исследовательская работа на тему: "Кукла это игрушка или..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2024