Исследовательская работа на тему "Развитие речи младших школьников средствами синтаксиса"
Оценка 5

Исследовательская работа на тему "Развитие речи младших школьников средствами синтаксиса"

Оценка 5
docx
02.05.2020
Исследовательская работа на тему "Развитие речи младших школьников средствами синтаксиса"
2016!!!!!!!Готовцева диплом.docx

Тема: Развитие речи младших школьников средствами синтаксиса

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Известно, что человеческая речь начинается с синтаксиса, с осознания его законов, с усвоения правила построения единиц языка - словосочетания и предложения, с употребления в речи этих синтаксических единиц.

Синтаксический строй речи - интегральное качество, в котором проявляется уровень общей образованности и культуры личности, её своеобразия, способности овладеть новыми навыками, знаниями и умениями, воплощать полученные знания в своём мировоззрении и деятельности. Такое понимание синтаксического строя речи обеспечивает выбор методических приёмов, средств изучения синтаксиса в школе, которые решают вопросы развивающего и воспитывающего обучения применительно к каждому школьнику.

По словам известного психолога Н.И. Жинкина, письменная речь - это сложная аналитико - синтетическая деятельность, в которой действуют следующие механизмы: механизм отбора слов, механизм контроля и критики текста.[4] Без специальной работы по составлению вариантов предложений, по образованию словосочетаний, которые необходимо включить в состав предложений, по удержанию в памяти основы предложений, оборотов предложений, словосочетаний невозможно формирование синтаксического строя речи младших школьников.

Традиционно курс грамматики начинается с синтаксической темы «Предложение». В современных, коммуникативно - направленных курсах некоторые авторы вводят такую модель: общение - речь - текст - предложение - слово - слог - звук. Такой подход логичен, он функционален и сразу раскрывает перед учащимися систему языка и его прагматики.

Синтаксические значения и умения способствуют пониманию текста при его чтении и развитию собственной речи - устной и особенно письменной. Критерием потребности в синтаксисе служит уровень практических умений школьников: в своей речи они свободно строят и сложные предложения, и прямую речь, даже обособленные обороты, подчинительные конструкции. Всё это нуждается в теоретическом осмыслении и в корректировании с позиций культуры речи.

Наиболее значительные исследования русского синтаксиса относятся ко второй половине ХIХ в - началу XX века. Они представлены тремя методическими направлениями: логическим, психологическим, формальным. [6]

Эти направления были значительным достижением для лингвистики своего времени, однако они страдали односторонностью. Представители каждого направления считали всякий иной поход к синтаксису неверным. А.А. Потебня начал разрабатывать свою синтаксическую систему с критики логической концепции Ф.И. Буслаева. Представители формального направления, приняв некоторые положения психологической концепции, сделали упор на роль форм слова в синтаксической системе. [6]

Важным этапом в изучении русского синтаксиса явился многоаспектный подход к предложению как к синтаксической единице, имеющей и логическую, и психологическую, и формальные стороны. Сущность диалектического метода заключается в совместном рассмотрении означаемой и означающей сторон синтаксических единиц. [17]

В основу описания синтаксических единиц кладётся как их грамматическая семантика, так и формальные средства.

В целом для изучения в начальном звене школы выделены три синтаксические единицы: словосочетание, предложение и сложное предложение, а слово и словоформа отнесены к числу синтаксических объектов, свойства которых проявляется лишь при связи с другими словами в составе синтаксических единиц. [9]

Такое понимание синтаксиса, синтаксических единиц, их структуры позволяет сделать вывод о важности и необходимости работы над словосочетанием, предложением, сложным предложением для решения задач развития мышления и связной речи, для развития синтаксического строя речи младших школьников, для усвоения синтаксических норм русского языка, для организации взаимосвязи между различными уровнями языка: лексикой, морфологией и синтаксисом.

Таким образом, все это определяет актуальность темы курсовой работы. Объект исследования: процесс развития речи младших школьников

Предмет исследования: развитие речи младших школьников средствами синтаксиса

Проблема исследования:  каковы возможности синтаксиса как  средства развития речи?

Цель исследования: раскрыть возможности синтаксиса как  средства развития речи

Задачи исследования:

1.изучить психолого - лингвистическую литературу по проблеме исследования;

2.раскрыть научные основы изучения синтаксиса в начальной школе;

3.описать приёмы и формы работы над словосочетанием, видами предложения и их структурой на уроках русского языка в начальных классах;

4.организовать практическую работу   на уроках русского языка  по изучению синтаксиса в целях развития речи младших школьников;

5. разработать рекомендации для учителя  по развитию речи  на синтаксическом уровне языка.

Методы исследования:  изучение и анализ литературы, классификация, обобщение.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, теоретической части,  практической части, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 


 

1.     ТЕОРЕТИЕЧКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

 

1.1.Научные основы изучения синтаксиса

в начальной школе

 

 

Основными единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение.

В данной работе мы будем придерживаться определения, которое даётся в учебнике Д.Э. Розенталя «Современный русский язык»:

 «Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности: человек маленького роста, читать про себя, жаркое лето».

Являясь наряду со словами элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Различаются словосочетания синтаксические, которые изучаются в синтаксисе (синяя материя, железная решетка), и фразеологические, которые изучаются во фразеологии (красная смородина, железная дорога). Среди синтаксических словосочетаний выделяются свободные и несвободные. Первые легко разделяются на составляющие их части (лекция по математике, нужная книга), вторые образуют синтаксически неразложимое единство (три студента, несколько цветов).

Другой основой синтаксической единицей является предложение. Существует несколько определений предложения.

Учебник В.В. Бабайцевой определяет предложение как «основную единицу синтаксиса, так как в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить слушающему или читающему».

     Д.Э. Розенталь рассматривает предложение как «минимальную единицу человеческой речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью».

В данной курсовой работе мы будем придерживаться определения Д.Э. Розенталя, т.к. оно, на наш взгляд, наиболее точно отражает сущность языкового явления. Кроме того, будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чём находит своё проявление единство языка и мышления.

Проблема словосочетаний издавна привлекала внимание русских языковедов. Интерес к проблеме словосочетаний возрождается в конце ХIХ века и сама проблема становится центральной в лингвистической системе Ф.Ф.Фортунатова и его учеников. Он считал синтаксис учением о словосочетании, а предложение рассматривал как один из видов словосочетания. В ряде учебников и учебных пособий для высшей и средней школы словосочетание стало рассматриваться как пара по смыслу и грамматически связанных слов, выделяемая из предложения.

Представляет интерес трактовка словосочетания А.А. Шахматовым: «Словосочетанием называется такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других». По Шахматову, синтаксис словосочетаний занимается главным образом второстепенными членами предложения в их отношении к главным членам или во взаимном отношении друг к другу, тогда как синтаксис предложения занимается главными членами предложения в их отношении к предложению или во взаимном отношении друг к другу. Предложение тоже является словосочетанием, но словосочетанием законченным, а остальные словосочетания характеризуются как незаконченные.

Спорным является вопрос о подразделении словосочетаний на подчинительные (общепризнанный вид словосочетаний) и сочинительные ( сочетание однородных членов предложения).

Таким образом, принципиальными вопросами теории словосочетаний являются следующие:

·        существуют ли словосочетания вне предложения, в которое оно входит как конструктивный элемент наряду с отдельным словом;

·        существуют ли « предикативные словосочетания», то есть, образует ли словосочетания пары, состоящие из подлежащего и сказуемого;

·        существуют ли « сочинительные словосочетания», то есть, образует ли словосочетание группа однородных членов.

Многие исследователи при решении этих вопросов считают, что словосочетание - это синтаксическое единство, вычленяемое из предложения, поэтому возможны и предикативные словосочетания. Иное решение проблемы выдвинул В.В. Виноградов, исходя при определении словосочетания не из предложения, а из слова.

В отличие от предложения, являющегося единицей сообщения (коммуникативной единицей), словосочетание представляет собой единицу называния, номинативную единицу, которая наряду с отдельным словом входит в состав предложения, выполняя лексико - семантическую функцию сложного наименования предметов и явлений. Поэтому не всякое соединение слов образует словосочетание, а только такое, которое, подобно слову, служит строительным материалом для предложения.

Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Большинство типов предложения соотносится с логическим суждением. В суждении что - то о чем - то утверждается или отрицается, и в этом находит свое выражение так называемая предикация, т.е. раскрытие содержания логического субъекта логическим предикатом.

Отношения между субъектом и предикатом в суждении находят свою параллель в предикативных отношениях между подлежащим и сказуемым в предложении, в которых выражается связью между предметом мысли, обозначенным подлежащим, и его признаком, обозначенным сказуемым. Например:

Наступила осень. Лекция не состоится.

Таким образом, основным признаком предложения многие грамматисты считают предикативность, понимая под нею отнесенность содержания предложения к объективной действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность и т.п.). Так как, выражая свои мысли, чувства, волеизъявления, говорящий вместе с тем выражает и свое отношение к содержанию высказываемого (его желательность или не желательность, долженствование или условность и т.д.), то существенным признаком предложения является также модальность.

Средствами выражения модальности являются категория наклонения (изъявительное, повелительное, условно - желательное) и особые лексическо - грамматические средства ( так называемые модальные глаголы и модальные слова и частицы).

Наконец, существенным признаком предложения, который наряду с предикативностью и модальностью, ограничивает предложения от словосочетания, является интонация. Различаются интонации сообщения, вопроса, побуждения и т.д.

Таким образом, основными признаками предложения являются предикативность (отношение содержания к действительности), модальность (отношение говорящего к высказываемому), интонационная оформленность и относительная смысловая законченность.

 

 

1.2. Методика работы над словосочетанием

 

 

Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и признаки, но более конкретно: стол и письменный стол, читать и читать книгу, большой и очень большой. В речевой практике словосочетание, как правило, используется не самостоятельно, а в предложении. В предложении выделяется несколько словосочетаний. Модели словосочетаний усваиваются человеком в детстве. Упражнения в выделении, составлении, преобразовании и использований словосочетаний развивают речь школьников, повышают ее культуру, вырабатывают у детей речевую интуицию, без которой невозможно подлинное овладение языком.

В словосочетании закрепляются традиционная связь между словами, так называемая словесная.  Можно сказать: возникли опасения, но нельзя сказать явились опасения, хотя слова возникли и явились - синонимы.

 В словосочетании образуются словесные ассоциации. Например, слово, погода вызывает ассоциации со словами хорошая, плохая, холодная, теплая и т. д.

Для эффективного освоения материала и с целью развития речи и мышления учащихся разработана система работы над словосочетанием. Выделяются три этапа системы:

1. пропедевтический (предварительный, подготовительный) -  наблюдения, которые предшествуют изучению темы «Словосочетание» в 3 классе;

2. знакомство с понятием «словосочетание» и особенностями словосочетаний;

3. углубление знаний о словосочетании, об особенностях словосочетаний, формирование навыков использования знаний о связи слов.

Пропедевтика изучения словосочетания начинается уже с 1 класса и продолжается во 2 классе, когда не вводится ещё понятие «словосочетание». На данном этапе рассматривается связь слов, учащиеся учатся задавать смысловые вопросы к словам в рамках предложения.

Цель пропедевтической работы состоит в проведении подготовительной работы в рамках основной синтаксической единицы - предложения.

Задачи пропедевтической работы:

- научить учащихся устанавливать связь слов в словосочетании;

- формировать умения учащихся в составлении словосочетаний из слов, устанавливать между ними связь по вопросам.

Знакомство с понятием «словосочетание» проходит в 3 классе. Здесь проходит ознакомление учащихся не только с самим понятием, но и с особенностями словосочетаний.

Цель второго этапа: знакомство с понятием «словосочетание», с особенностями словосочетания.

Задачи второго этапа:

- познакомить учащихся с понятием «словосочетание» и с его особенностями;

- совершенствовать умения учащихся устанавливать по вопросам связь между словами;

- научить вычленять словосочетания из предложения;

- учить составлять словосочетания;

- учить отделять словосочетания от других сочетаний слов (от предикативных сочетаний, от сочинительного ряда слов).

Цель третьего этапа - получение новых знаний по теме на основе более сложного материала, закрепление изученных знаний.

Задачи третьего этапа:

- совершенствовать знания учащихся о связи слов в предложении, о словосочетании;

- развивать умения учащихся вычленять словосочетания из предложений;

- совершенствовать знания и умения учащихся по установлению связи между словами по вопросам в словосочетании;

Знакомство со словосочетанием полезно провести на основе показа связи двух слов. К примеру, учитель предлагает данные на доске слова объединить по смыслу, записать образованные словосочетания.

День, осенний; солнце, раннее; погода, холодная; дожди, частые. Под руководством учителя дети образуют словосочетания, выясняют, что обозначает слово день, словосочетание осенний день.

Работа над словосочетанием проводится:

·        как выделение словосочетаний в предложении и установление связей между словами при помощи вопросов;

·        в форме составления самостоятельных словосочетаний при изучении частей речи и при активизации новых словосочетаний.

Наиболее распространено в современной школе выделение словосочетаний в предложении и постановка вопросов от главного к зависимому слову. При этом все предложение может предстать перед учащимися как цепь словосочетаний, идущая от предикативной группы. Рябина краснеет; рябина высокая; краснеет на краю; на краю леса; леса осеннего.

На краю осеннего леса краснеет высокая рябина.

Также важным моментом является образование словосочетаний из отдельных слов.

Например, данные слова объедините по смыслу. Запишите образованные словосочетания. Там, где нужно, изменяйте окончания и вставляйте предлоги.

Урок, чтение; день рождение; друг, птицы; ветка, сирень; дом, дорога; рассказ, лето.

Образец: урок (чего?) чтения.

Данные слова объедините по смыслу. Изменяйте окончания, если нужно, вставляйте предлоги. Образованные словосочетания запишите.

Гулять, лес; идти, школа; помочь, товарищ; писать, письмо; сажать, деревья; копать, земля.

Образец: гулять в лесу.

При выполнении этих упражнений дети учатся образовывать словосочетания из данных слов – значит, устанавливать между словами логическую и грамматическую связь.

Школьники работают над словосочетанием в составе предложений, где они выстраиваются в подчинительные цепи и составляют отдельные, изолированные словосочетания, которые затем можно включать в предложения. Иными словами, упражнения могут быть аналитическими и синтетическими. Упражнения соединяют грамматико - орфографическую работу с развитием речи учащихся. Так, при изучении склонения имен прилагательных, дети склоняют прилагательное вместе с существительными и составляют предложения с формами косвенных падежей этих словосочетаний.

В работе над словосочетанием обращается внимание на две стороны:

·        грамматическую структуру;

·        семантику словосочетания, выражающего то или иное значение.

Работа над значениями словосочетаний состоит в их соотнесении с реальными предметами, явлениями. Для этого используются наблюдения, картины и воспоминания. Пониманию значений способствуют составление или замена близкими по смыслу словами и оборотами речи. В иных случаях само словосочетания не объясняется, но указывается, где, в каких условиях, когда имеет место явление или обозначаемое.

Приведем образцы упражнений со словосочетаниями, в которых основное внимание уделяется формированию синтаксического строя речи:

·        постановка вопросов к подчиненными словам в предложении, выяснение связей между словами;

·        схематическое изображение связей между словами в предложении;

·        объединение значений встретившихся в текстах словосочетаний;

·        составление словосочетаний с новыми словами;

·        усвоение оборотов речи, устойчивых сочетаний;

·        составление словосочетаний в связи с изучением частей речи;

·        преобразование, изменение словосочетаний путем замены одного или двух слов.

 Упражнения указанных видов вряд ли могут увлечь детей, но они необходимы, их результаты скажутся позднее. Умение разбираться в связях между словами в предложении помогает школьниками строить более сложные конструкции.

Таким образом, нами рассмотрены основные виды работы над словосочетанием, которые способствуют повышению культуры речи, ее своеобразия, способности овладеть знаниями и изменениями, воплощать полученные знания в своем мировоззрении и деятельности.

При всем внимании, уделяемом словосочетанию в системе формирования синтаксического строя речи и ее развития следует работу над словосочетанием выводить на более высокую ступень речевых упражнений - к составлению предложений, к связной речи.

 

 

1.3.Методика работы над предложением

 

 

Предметом изучения синтаксиса является грамматическая форма предложения, его структура, однако изучение грамматической формы, структуры предложения может осуществляться только при анализе конкретных предложений, их содержательной стороны.

Она представляет собой внутреннее единство членов предложения, порядка их расположения и интонации.

Предложение - основная единица общения между всеми членами общества; это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица языка, речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.

Предложение состоит из словосочетаний, объединенных по грамматическим правилам и законам, свойственными данному языку. Оно характеризуется основными существенными признаками: со стороны значения - функцией единицы сообщения и средствами общения; со стороны формы - интонацией предложения.

Предложение как смысловая и структурно - грамматическая единица характеризуется тем, что выражает законченность. При помощи предложений сообщаются знания о предметах и явлениях действительности, дается оценка этим явлениями. Мысль, высказанная в форме предложения, может содержать утверждение или отрицание.

Для передачи грамматической структуры предложения, для передачи смысла в языке существуют определенные средства, служащие для выражения законченной мысли: каждое предложение с грамматической точки зрения представляет внутреннее единство членов предложения, главных и второстепенных, порядка их расположения и интонации. Слова и словосочетания  в предложении связаны между собой по определенным грамматическим законам.

Любое предложение в русском языке, в отличие от слова и словосочетания, имеет два основных характерных признака: интонацию сообщения и предикативность, то есть отнесенность высказываемого содержания к реальной действительности, утверждение или отрицание чего - либо по отношению к явлениям действительности. Наличие обоих этих признаков для предложения обязательно.

Так как предложение - единица звучащая, то объединение слов в предложении и отделение одного предложения от другого в звучащем потоке речи оформляется с помощью интонации. С ее же помощью образуются различные виды предложений по целевой направленности: повествовательные, вопросительные, побудительные.

В работе над предложением в начальных классах условно выделяет пять направлений:

1. формирование грамматического понятия «предложение» (изучение существенных признаков данной языковой единицы);

2. изучение структуры предложения (работа над пониманием существенности связи слов в словосочетаниях, обозначение грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспространенных предложений);

3. формирование у учащихся умения использовать в своей речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации; овладение правильным интонированием предложений;

4. развитие умения точно употреблять слова в предложении;

5. формирование умения оформлять предложения в письменной речи  (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).

Согласно ныне действующей программе, учащиеся начальных классов с постепенными расширением и усложнением должны усвоить следующие сведения о предложении:

·        предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные;

·        главные и второстепенные члены предложения;

·        связь между словами в предложении.

Тема «Предложение» является сквозной. Она изучается в течение всех четырех лет. Постоянно углубляются знания о признаках предложения. От элементарных представлений о предложении как единице речи, выражающей мысль, учащиеся переходят к изучению главных и второстепенных членов, связи слов в предложении, к изучению предложений с однородными членами.

Первоначальный этап работы над предложением совпадает с периодом обучения грамоте. Именно в этот период учащиеся знакомятся с важнейшими особенностями предложения: предложение выражает мысль, для него характерна интонационная завершенность. Если этих качеств нет, то слова не составляют предложения, это только группа слов.

Осознать учащимся предложение как целостную единицу речи невозможно, если они не в состоянии выделить главные члены. Именно подлежащее и сказуемое составляют структурную и смысловую основу предложения. Вот почему уже в букварный период, как показывают специальные исследования, целесообразно проводить элементарные наблюдения над главными членами предложения (без терминов), предложениями распространенными и нераспространенными). Наблюдая над главными членами предложения, учащиеся учатся четкому выражению своих мыслей, у них формируется умение делить поток речи на предложения. Для учащихся сам по себе ответ на вопрос: «Почему определенную группу слов можно назвать предложением?» - теснейшим образом связан с распознаванием главных членов, поскольку именно они составляют структурную основу предложения. По мере изучения предложения уточняется представление о его составных частях, и в частности о словосочетании. Одновременно углубляется знание учащихся о каждом члене предложения. Что представляют собой подлежащее и сказуемое? В каком отношении они находятся? Какова роль второстепенных членов?

В начальных классах учебный материал о предложении изучается таким образом, что в течение всего года работа над предложением пронизывает все другие темы, хотя в целом объем синтаксического материала, изучаемого в I - IV классах, мал.

В I классе, согласно программе, учащиеся учатся различать в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится в предложении и что о них говорится. Фактически это означает начало работы над грамматической основой предложения и представляет собой пропедевтику изучения главных членов. Второй класс - это качественно новый этап работы над предложением. С эмпирического уровня овладения предложением учащиеся поднимаются на уровень понятийный. Происходит это вследствие того, что учащиеся овладевают существенными признаками предложения, вводится определение главных членов, входят в практику термины подлежащее и сказуемое. Большое внимание в III классе уделяется связи слов в предложении. В предложении третьеклассники выделяют основу предложения (подлежащее и сказуемое) и слова (два слова), из которых одно зависимое, а другое - главное, т. е.  словосочетания. Узнают третьеклассники и о том, чем выражается грамматическая связь слов: окончанием и предлогом.

В IV классе дальнейшим развитием знаний о членах предложения является понятие об однородных членах.

Итак, ведущим при усвоении предложения является развитие у учащихся правильного представления о членах предложения. Во-первых, младшие школьники усваивают, что все члены предложения делятся на две большие группы: главные и второстепенные. Для усвоения предложения раскрывается сама сущность главных и второстепенных членов: главные члены составляют структурную основу предложения, они нередко берут на себя и основную смысловую нагрузку, а второстепенные члены выполняют функцию уточняющую (хотя и не менее важную для выражения мысли). Для раскрытия сущности второстепенных членов учащиеся проводят анализ предложения и устанавливают, какие члены предложения уточняются второстепенными членами. Особенно наглядно специфика второстепенных членов выступает в процессе распространения предложения. Например, учащимися записано предложение: Ласточки улетают. Для того чтобы мысль была выражена более полно, им предлагается включить в предложение слова, отвечающие на вопросы куда? и когда? Отвечая на эти вопросы, учащиеся наглядно убеждаются в том, какой член предложения распространяется, становится более точным.

Таким образом, по этим направлениям строится работа над предложением в начальной школе.

Основной путь вооружения учащихся младшего школьного возраста теоретическими сведениями о предложении, его признаках - специально подобранные упражнения, формирующие у детей понятие « предложение» в совокупности его смысловых и формально - грамматических признаков, знакомящие с содержательной, формально - грамматической и интонационной сторонами в их единстве.

1.Изучение видов предложений

Для формирования общего понятия « предложение», для развития речевых навыков важное значение имеет знакомство учащихся с коммуникативной функцией предложения.

В программе для начальных классов говорится, что по теме  «Предложение» учащиеся получают сведения « о видах и предложений: повествовательных, вопросительных и восклицательных». Далее это конкретизируется данными по каждому классу.

Так, в I - IV классах учащимся должны уметь выделять из речи предложения, соблюдать при чтении предложений интонацию и паузы по знакам препинания и после предварительного анализа записывать их, ставить точку в конце предложения. Учащиеся усваивают правила употребления большой буквы в начале предложения, знакомятся с поставкой вопросительного и восклицательного знаков».

Это значит, что уже в 1 классе учащиеся практическим путем знакомятся с предложением как единицей речи, приобретают элементарные умения оформлять эту единицу на письме.  В программе говорится, что «в 3 классе учащиеся должны усвоить понятия и термины  «повествовательное предложение», « вопросительное и восклицательное предложения», учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, усваивают правила употребления не только точки, но и знака вопроса в конце предложений. Во всех классах они составляют предложения указанных типов.

В работе над предложением можно выделить два этапа: начальный и основной.

На начальном этапе главное внимание  уделяется развитию интонационных умений детей. Так, на одном из уроков по теме "Предложение" дети читают предложения по учебнику, устанавливают, о ком, о чём говорится в них, что говорится. После этого учитель обращает внимание детей на правильное чтение предложений, показав их интонационную схему. Повествовательные предложения предполагают чтение в спокойном тоне, с некоторой нагрузкой в середине предложения и с обязательным понижением тона в конце предложения, на конце предложения ставится точка.  Вопросительное предложение надо читать с интонацией законченности, но с сильным повышением тона на том слове, которое содержит вопрос.

В целях закрепления умений в правильном чтении повествовательных и вопросительных предложений полезно предложить учащимся прочесть одно и то же предложение сначала с повествовательной интонацией, затем с вопросительной, потренировать их в чтении предложений. (Мороз разрисовал окна белыми узорами.?)

Цель следующего урока: научить детей определять границы предложения, тренировать их произношении предложений, чтении диалога, составлении вопросительных предложений.

Для анализа учащимся даётся текст.

Три медведя.

В домике жили три медведя один медведь был отец он был другой была медведица она была поменьше.

Под руководством учителя дети делят данный текст на предложения, выясняют, о ком говорится в каждом предложении, тренируются в чтении предложений (понижение голоса к концу предложения, пауза внутри предложения), затем проводится подготовка к письму предложений. Под диктовку дети записывают три предложения: В домике жили три медведя. Медведь был большой и лохматый. Медведица была поменьше.

В дальнейшем при анализе различных упражнений дети будут убеждаться в том, что предложения, которые произносятся с чувством радости, восторга, гнева, называются восклицательными.

Прочитайте текст. Назовите сначала повествовательные, затем вопросительные, потом восклицательные предложения. Спешите восклицательные предложения.

Леночка вернулась в комнату, за ней бежал щенок. Мишка схватил его на руки.

Дружок! Верный мой пес! Ты не забыл нас? Леночка хлопала в ладоши и кричала:

Мы его в чемодане с поезда принесли! Мы по ошибке ваш чемодан взяли! (Н. Носов).

Таким образом, интонация - сложное фонетическое явление. Она связана с линейным характером предложения, то есть с последовательным произнесением составляющих его слов.

2.     Ознакомление младших школьников с главными и второстепенными членами предложения.

Теория членов предложения предлагает деление этой языковой единицы на составляющие - на синтаксические формы слов и словосочетаний - аналитическая операция, позволяющая ответить на вопрос: « Как сделана данная языковая единица?»

Теория актуального членения рассматривает предложение как часть более сложной синтаксической единицы - текста - роли предложения в конкретном тексте.

Школьный курс синтаксиса основан на теории членов предложения в том виде, в каком она существовала в первых русских грамматиках, а принципы этой теории были сформулированы еще античными грамматиками. Учение о членах предложения было создано в рамках грамматики, еще не делившийся на две части - на морфологию и синтаксис, и поэтому оно тесно связано с морфологией, учением о частях речи и их формообразованием.

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое - являются равноправными, взаимозависимыми членами предложения. Одним из существенных свойств второстепенных членов предложения являются выражения определенных синтаксических отношений.

Работа по осознанию языковых единиц предполагает обучение построению простого предложения в зависимости от задач и целей высказывания, распространение основы предложения словами и словосочетаниями. Приведем примеры некоторых упражнений.

·        Прочитайте. Спишите.

Дубы. Наступила осень. Вспыхнули березы, осина. Только дубы стояли посреди леса зеленые. Прошла осень. Опали листья. Лес почернел. Только дубы золотились в лесу. ( Ю. Коваль.)

В предложениях найдите слова, показывающие о чем говорится в предложении, что говорится. Подчеркните их.

·        Прочитайте.

Пришла осень. Астры загорелись ярким костром. Клены пожелтели. Рябины гнуться к земле.

В предложениях найдите подлежащее и сказуемое. Подчеркните их.

Образец. Астры загорелись ярким костром.

·        Из слов, данных в скобках, выберите подходящее по смыслу подлежащее. Предложения запишите.

В рощах ( лето, весна, зима) недавно гостило..

Пришел (сентябрь, осень).

Могучие (дубы, дерево) гордо стоят посреди леса.

Для развития умений находить главные члены предложения целесообразно использовать распространенные предложения и предложения с однородными подлежащими:

Вспыхнули березы, осины. Важно обратить внимание на то, что в предложении при одном сказуемом два подлежащих, что эти подлежащие на письме отделяются запятой.

При выполнении любых упражнений в дальнейшем следует обращать внимание детей на однородные члены предложения, на знаки препинания между ними, включать распространенные предложения в состав упражнений для синтаксического разбора.

Дальнейшая работа по определению подлежащего и сказуемого будет иметь определенную вариативность: 1) дети должны учиться находить подлежащее по значению, по вопросу, вне зависимости от места, занимаемого подлежащим в предложении. Вот почему для анализа нужно брать предложения, в которых подлежащее было бы и в начале, и в конце предложения; 2) дети должны понимать, что сказуемое может отвечать на разные вопросы: не только на - вопрос что делает?, но и на вопрос что делается? Например: Поля покрываются цветами (что с полями делается?).

Работа такого рода должна предостеречь учащихся от ошибок в определение подлежащего и сказуемого.

Разбор второстепенных членов в сначала производится в группе подлежащего, затем в группе сказуемого.

Полезно детям дать инструкцию:

Разбирайте предложение так:

(Кто?) Пчелы (что делали?) гудели

(Как?) (где) (в чем?)

шумно в кустах

Кроме того, следует предложить детям составление предложений по данным схемам.

Для формирования умения производить синтаксический разбор предложения и устанавливать связь между словами в предложении на основе смысловой зависимости и по вопросу можно разобрать следующее предложение: Желтые листья медленно падают на влажную землю. При анализе прежде всего определяется, о чём говорится в предложении - о листьях; что говорится о листьях - падают, называется основа предложения - листья падают.Затем по вопросам устанавливается связь между словами: листья какие? - желтые; падают как?- медленно; падают куда? - на землю; на землю какую? - влажную.На основе этого же предложения связь слов можно показать графически.

Полезна работа по распространению главных членов предложения:

а) При помощи нескольких пояснительных слов, отвечающих на разные вопросы.

Мы живём где? (палатки), где? (лесные озера). - Мы живём в палатках на лесных озерах.

Руки пахнут чем? (дым, грибы). - Руки пахнут дымом, грибами.

б) При помощи пояснительных слов и словосочетаний.

Дети кормят … (зима, синицы). - Дети кормят зимой птиц.

Синицы зимуют … (города, села). - Синицы зимуют в городах и селах.

Итак, работа по распространению главных членов предложения помогает не только осознавать структуру предложения, но и правильно употреблять предложно - падежные формы существительных. Особенно эффективны виды упражнений, направленных на то, чтобы  учащиеся понимали сущность зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания.

3.Изучение однородных членов предложения в начальной школе

В общей работе по формированию у младших школьников синтаксических знаний и умений важная роль принадлежит четвертому классу, где учащиеся изучают тему «Однородные члены предложения» и на основе полученных знаний учитель формирует у них пунктуационные умения, связанные с постановкой запятых между перечисляющимися однородными членами предложения, а также между однородными членами, объединенными союзами а, но. В процессе изучении темы учащиеся должны осознать, что однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, а однородные второстепенные члены предложения, отвечая на определённые вопросы, относятся к одному из главных членов предложения: или подлежащему, или сказуемому; что однородные члены предложения могут быть главными членами и второстепенными членами. Умение находить в предложении однородные члены предложения формируются, во - первых, при установлении связи между словами в предложении, во - вторых, при постановке одного и того же вопроса к ряду однородных членов предложения, в - третьих, при развитии способности ребенка слышать в чужой речи и передавать в собственной речи интонацию перечисления, противопоставления, в - четвертых, при составлении схем предложении с однородными членами.

На основе этих умений у учащихся формируются речевые и пунктуационные навыки, связанные с правильным употреблением в собственной устной и письменной речи предложений с однородными членами, с постановкой запятых между однородными членами предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СИНТАКСИСА  В ЦЕЛЯХ  РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

2.1.     Задачи и организация опытно-практической работы

 

 

Практическая работа по использованию современных методов и приемов на уроках литературного чтения  была организована на базе МКОУ Сокольской средней школы  в поселке Сокольское в 3 «В» классе.

Сроки опытно-практической работы: с 19.04.16г. по 15.05.16г.

Этапы работы: проектировочный, исполнительский, контрольно-оценочный.

На проектировочном этапе:

·     были определены цели и задачи опытно-практической работы;

·     изучен календарно-тематический план по русскому языку (для 3 класса на месяцы  апрель и май);

·     произведён подбор дидактических материалов для составления конспектов по русскому языку с использованием синтаксических упражнений.

·     разработаны планы – конспекты уроков русского языка  с использованием синтаксических упражнений.

На исполнительском этапе:

·     осуществлялась деятельность по реализации задач опытно-практической части работы;

·     были апробированы уроки русского языка с использованием синтаксических упражнений.

На контрольно-оценочном этапе:

·              на основе педагогического наблюдения, с опорой на изученную методическую литературу  разработаны рекомендации учителям по развитию речи  на синтаксическом уровне языка

Задачи опытно-практической работы:

·     разработать дидактический материал для проведения уроков русского языка с использованием синтаксических упражнений;

·     апробировать уроки русского языка с использованием синтаксических упражнений;

·      разработать рекомендации учителям по развитию речи  на синтаксическом уровне языка.

В опытно-практической работе принимали участие учащиеся 3 «В» класса (в составе 26 человек).

 

Список учащихся:

 

1.Соня. С

 2.Александр. П

3.Никита. П

 4.Тая.К

 5.Анна. Б

6.Александр. Г

 7.Ксения. Р

 8.Влад. К

 9.Максим. Б

10.Ангелина. М

 11.Елена. В

 12.Платон. С

 13.Игорь. П

 14.Ксения. С

15.Полина. А

 16.Павел. П

 17.Никита. Т

 18.Никита. Ч

 19.Андрей. В

 20.Вероника. М

 21.Всеволод. Т

 22.Ксения. С

 23.Илья. С

 24.Варвара. Л

 25.Илья. К

 26. Алена. С

   


2.2. Педагогическая работа  по развитию речи школьников средствами синтаксиса на уроках русского языка

 

Таблица 2.1.

Основные этапы

Цель

Сроки проведения

1.

Планирование и проведение серии уроков русского языка с использованием синтаксических упражнений

 

Совершенствование синтаксических навыков учащихся

20.04.2015 г. -

15.05.2015 г.

 

2.

 

Разработка рекомендаций для учителя по развитию речи  на синтаксическом уровне языка

 

Методическое сопровождение развитию речи  на синтаксическом уровне языка

 

07.05.2015г.- 15.05.2015г.

 

В работе представлено 6 уроков с использованием с использованием синтаксических упражнений. В каждом конспекте представлена работа по развитию речи средствами синтаксиса -  работа над предложениями. Конспекты данных уроков представлены в Приложениях 1-6.

Содержание практической работы представлено в Таблице 2.2. В данной таблице представлено планирование проведенных уроков русского языка с использованием синтаксических упражнений .

 


Таблица 2.2

Планирование уроков с использованием синтаксических упражнений на уроках русского языка

 

Дата:

Тема

Цель

синтаксической работы

Используемое упражнение

Этап урока

Фрагмент урока русского языка с использованием синтаксических упражнений

1.

19.04.2016

Правописание окончаний имен прилага-тельных

Восстановить текст, обозначив границы предложений, дописав недостоющие прилагательные и указав главные члены предложения

Редактирование-восстановление правильных границ предложений

Синтакси-ческая пятими-нутка

-Перед вами текст, в котором всего только одно предложение, ваша задача разделить данный текст на небольшие предложения, для этого вам нужно

ü  подчеркнуть подлежащее и сказуемое

ü  озаглавить текст

ü  проставить знаки препинания

ü  дописать недостающие прилагательные и подчеркнуть их.

Мышь увидела врага  куда спрятаться на ее пути оказалась длинная труба мышь юркнула туда горностай за ней но после трубы он потерял свою жертву а она пробежала  в трубу и запрыгнула на нее сидит и не шевелится

- а теперь прочитайте мне текст со знаками препинания.

- Маленькая мышь увидела злого врага. Куда спрятаться? На ее пути оказалась длинная труба. Испуганная мышь юркнула туда. Горностай за ней. Но после трубы он потерял свою маленькую жертву. А беззащитная мышь пробежала трубу и запрыгнула на нее. Сидит и не шевелится.

-Как вы озаглавили текст?

Дети высказывают свои мнения ( «Перехитрила врага», «Злобный враг атаковал»..), выделяют подлежащее и сказуемое

2.

20.04.2016

Краткая форма качественных прилагатель-ных

Сформировать умение редактировать текст, заменяя полные прилагательные краткими.

Воссстановление-редактирование деформированного текста

Закрепление нового материала

- Перед вами текст, вам нужно

ü  из полных прилагательных образовать краткие прилагательные, подчеркнуть их,

ü  определить синтаксическую функцию кратких прилагательных, подчеркнуть части речи

Тяжелые мокрые ветви деревьев и кустарников. Воздух чистый и прозрачный. Пейзаж. Изображенный художником, простой и прекрасный.

-как будет правильно звучать текст?

Тяжелы мокрые ветви деревьев и кустарников. Воздух чист и прозрачен. Пейзаж, изображенный художником, прост и прекрасен.

-Какой частью речи является краткое прилагательное в предложении?

-Сказуемым

3.

22.04.2016

Учимся писать сочинение

Научить писать сочинение, с опорой на схемы  предложений, с использованием опорных слов.

Написание сочинения по опорным словам и схемам предложений.

Выполне-ние творчес-кого задания

- Перед вами опорные слова, по которым вы должны составить сочинение, озаглавить текст, расставить знаки препинания

ромашка-маленький, кусочек неба, солнышко, лепестки, много ромашек, ветер, облака плывут, дети, венки.

- а теперь прочитайте, что у вас получилось

- Ромашка-маленький кусочек неба: жёлтое солнышко и белые лепестки облаков. Когда ромашек много в поле, то кажется, что небо опустилось на землю. Ветер колышет стебли ромашек, и создается впечатление, будто облака плывут по небу. Дети плетут венки из ромашек и надевают кусочки неба себе

4.

10.05.2016

Местоимение

Сформировать умение редактировать текст, исправляя грамматические ошибки в употреблении  местоимений.

Редактирование текста с грамматическими ошибками

Повторе-ние изученного материала

-На доске записан текст:

Вернулся хозяин. Каштанка пошла за им. Она ходила около его и следила за каждым его движением. Хозяин взял блюдечко, налил в его воды. Собака и гусь жались к ему. Они очень любили него.

Спишите. Исправьте ошибки, назовите местоимения

-Вернулся хозяин. Каштанка пошла за ним. Она ходила около его и следила за каждым его движением. Хозяин взял блюдечко, налил в его воды. Собака и гусь жались к нему. Они очень любили его.

5.

12.05.2016

Личные местоимения

Сформировать умение редактировать текст, употребляя личные местоимения в нужной форме и определяя синтаксическую роль в предложении местоимений.

Воссстановление-редактирование деформированного текста

Закрепление нового материала

-Перед вами текст, ваша задача, восстановить текст с нарушенным порядком предложений, выпишите словосочетания

Вышла она из берлоги. Пригрело весеннее солнце. Вышла она из берлоги. Они были маленькие. За ней выбежали медвежата. Весело малышам. Медвежата рады теплу.

-А теперь прочитайте этот текст в правильном порядке:

Пригрело весеннее солнце. Проснулась медведица. Вышла она из берлоги. За ней выбежали медвежата. Они были маленькие. Медвежата рады теплу. Весело малышам.

-Словосочетания: вышла из берлоги

                              выбежали за ней       

                              рады теплу

6.

13.05.2016

Личные местоимения «Закрепление»

Формирование умения составлять предложения и разбирать их по членам.

Распространение заданных предложений с помощью до-полнительных вопросов и определение синтаксической роли членов предложения.

Закрепление

-На доске представлен текст,выполните следующие задания к нему:

ü  спишите текст, вставив в него подходящие по смыслу слова в нужной форме,

ü  определите какими членами предложения являются вставленные слова;

ü  найдите личные местоимения и определите их синтаксическую роль.

- Наступили (какие?)  деньки. (где?)растаял (какой?) снег. Он лежал ( какой?) (где?). Ребята вышли (куда?) убрать( что?). Ульяна и Инна вычищают ( что?) ( чем?). Они собирают (что?)(куда?) (где?). Мальчики собирают (что?) и (что?). Девочки (где?) сажают (что?). (какой?) труд приносит ( кому?) ( что?).

- Проверим, как вы справились с заданием:

Наступили весенние деньки. На солнце растаял последний снег. Он лежал грязный в оврагах.Ребята вышли на улицу убрать территорию.  Ульяна и Инна вычищают землю граблями. Они собирают мусор в кучу на участке.  Мальчики собирают ветки и мусор. Девочки на клумбе сажают цветы. Совместный труд приносит всем радость.

-Назовите основу получившихся предложений.


 

2.3. Рекомендации для учителя по развитию речи  на синтаксическом уровне языка

Хочу поделиться некоторыми видами упражнений при работе над предложением.

1.Вычленение предложений из потока речи. 
-Использую графический диктант, при котором ученики, слушая текст, графически обозначают количество предложений, их целевую и интонационную характеристику. 
-Отрабатываю это и на письменных текстах, в которых не обозначены границы между предложениями. В эти упражнения закладываю орфографические ошибки. Поэтому идет всесторонняя работа над текстом, которая продолжается во 2-х, 3-х, 4-х классах.

2. Редактирование – восстановление правильных границ предложения. Условием дидактической эффективности этого упражнения является наблюдение над интонацией, ее сопоставление при различном членении предложений. Часто предлагаю  детям текст с оборванными фразами, поставив задачу завершить эти фразы.

3. Конструирование предложений из отдельных слов. 

Выполняя это упражнение, учащиеся должны по данным разрозненным словам и наименованию темы восстановить смысл, содержание предложения, затем расположить слова в нужном порядке и связать их союзами, предлогами, окончаниями. Обучающий эффект можно повысить, если деформированное предложение давать не изолированно, а в составе контекста.

4. Распространение заданных предложений с помощью дополнительных вопросов. Эти упражнения могут иметь и более выраженную грамматическую направленность. Предлагаю составить предложения по заданной схеме. Упражняясь в построении той или иной конструкции, учащиеся приучаются задумываться над смыслом, и учатся поиску адекватных языковых средств. Для этого даю упражнения типа: из слов, стоящих в скобках, выбрать более точное.

5. Творческие упражнения предполагают отсутствие каких-либо образцов, школьник составляет предложение совершенно свободно. 
- Даю тему для составляемого предложения. 
- Даю задание составить предложения по данной картинке. 
- Даю «опорные» слова, которые должны быть употреблены в составляемом предложении. 
- Даю словосочетание или какой либо оборот речи, обладающий особенной выразительностью, которые должны быть использованы в предложении. 
- Прошу составить рассказ по его началу или дописать стихотворение.

6.  Распространение предложения.

Можно заранее указать, какой член предложения требуется распространить. Например, для анализа дано предложение Цветет черемуха. Выделяется подлежащее и сказуемое (основа предложения), ставятся вопросы: какое слово нужно включить в предложение, чтобы сказать о том, когда цветет черемуха? Каким членом предложения будет это слово? (Второстепенным.) От какого члена предложения оно будет зависеть? (От сказуемого. Цветет когда? в мае.) Включите в предложение еще одно слово, которое будет пояснять подлежащее. Какое предложение получилось? (В мае цветет душистая черемуха.)

7. Восстановление деформированного предложения.

 Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов «находятся» словосочетания. Например грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких.

— О ком говорится в предложении? (О грачах. Кто? грачи.) Что о них говорится? (Вьют. Грачи вьют — главные члены.)

— С помощью вопросов найдите словосочетания. (Вьют что? гнезда. Вьют г д е? н а чем? на деревьях. На деревьях каких? высоких.) После того как «восстановлены» словосочетания, выясняется наиболее удачный порядок слов в предложений в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий (или пишущий); отрабатывается интонация.

8.  Деление сплошного текста на предложения.

Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.

9. Анализ предложения и составление его схемы.

При анализе предложения выделяются основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий подлежащее, второстепенный член, поясняющий сказуемое, и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения. Так постепенно устанавливаются словосочетания.

10. Составление предложений по данной учителем схеме или по вопросам.

например: Где? Что делают? Кто?

 

11. Составление рассказа с последующим анализом предложений определенной структуры.

Выделяются предложения, которые начинаются с подлежащего, со сказуемого, с второстепенного члена. Выясняется, почему такой порядок слов в предложении целесообразно использовать.

 

     Систематическая работа над предложением способствует развитию умственной деятельности учащихся. К.Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития». 

 

 


 

Тема: Развитие речи младших школьников средствами синтаксиса

Тема: Развитие речи младших школьников средствами синтаксиса

Критерием потребности в синтаксисе служит уровень практических умений школьников: в своей речи они свободно строят и сложные предложения, и прямую речь, даже обособленные обороты, подчинительные…

Критерием потребности в синтаксисе служит уровень практических умений школьников: в своей речи они свободно строят и сложные предложения, и прямую речь, даже обособленные обороты, подчинительные…

Таким образом, все это определяет актуальность темы курсовой работы

Таким образом, все это определяет актуальность темы курсовой работы

Исследовательская работа на тему "Развитие речи младших школьников средствами синтаксиса"

Исследовательская работа на тему "Развитие речи младших школьников средствами синтаксиса"

ТЕОРЕТИЕЧКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ТЕОРЕТИЕЧКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

В данной курсовой работе мы будем придерживаться определения

В данной курсовой работе мы будем придерживаться определения

Многие исследователи при решении этих вопросов считают, что словосочетание - это синтаксическое единство, вычленяемое из предложения, поэтому возможны и предикативные словосочетания

Многие исследователи при решении этих вопросов считают, что словосочетание - это синтаксическое единство, вычленяемое из предложения, поэтому возможны и предикативные словосочетания

Например: Наступила осень. Лекция не состоится

Например: Наступила осень. Лекция не состоится

В предложении выделяется несколько словосочетаний

В предложении выделяется несколько словосочетаний

Знакомство с понятием «словосочетание» проходит в 3 классе

Знакомство с понятием «словосочетание» проходит в 3 классе

Наиболее распространено в современной школе выделение словосочетаний в предложении и постановка вопросов от главного к зависимому слову

Наиболее распространено в современной школе выделение словосочетаний в предложении и постановка вопросов от главного к зависимому слову

Иными словами, упражнения могут быть аналитическими и синтетическими

Иными словами, упражнения могут быть аналитическими и синтетическими

Таким образом, нами рассмотрены основные виды работы над словосочетанием, которые способствуют повышению культуры речи, ее своеобразия, способности овладеть знаниями и изменениями, воплощать полученные знания в…

Таким образом, нами рассмотрены основные виды работы над словосочетанием, которые способствуют повышению культуры речи, ее своеобразия, способности овладеть знаниями и изменениями, воплощать полученные знания в…

При помощи предложений сообщаются знания о предметах и явлениях действительности, дается оценка этим явлениями

При помощи предложений сообщаются знания о предметах и явлениях действительности, дается оценка этим явлениями

Согласно ныне действующей программе, учащиеся начальных классов с постепенными расширением и усложнением должны усвоить следующие сведения о предложении : · предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные; ·…

Согласно ныне действующей программе, учащиеся начальных классов с постепенными расширением и усложнением должны усвоить следующие сведения о предложении : · предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные; ·…

Наблюдая над главными членами предложения, учащиеся учатся четкому выражению своих мыслей, у них формируется умение делить поток речи на предложения

Наблюдая над главными членами предложения, учащиеся учатся четкому выражению своих мыслей, у них формируется умение делить поток речи на предложения

В IV классе дальнейшим развитием знаний о членах предложения является понятие об однородных членах

В IV классе дальнейшим развитием знаний о членах предложения является понятие об однородных членах

В программе для начальных классов говорится, что по теме «Предложение» учащиеся получают сведения « о видах и предложений: повествовательных, вопросительных и восклицательных»

В программе для начальных классов говорится, что по теме «Предложение» учащиеся получают сведения « о видах и предложений: повествовательных, вопросительных и восклицательных»

Вопросительное предложение надо читать с интонацией законченности, но с сильным повышением тона на том слове, которое содержит вопрос

Вопросительное предложение надо читать с интонацией законченности, но с сильным повышением тона на том слове, которое содержит вопрос

Мы его в чемодане с поезда принесли!

Мы его в чемодане с поезда принесли!

Прочитайте. Спишите. Дубы.

Прочитайте. Спишите. Дубы.

Вот почему для анализа нужно брать предложения, в которых подлежащее было бы и в начале, и в конце предложения; 2) дети должны понимать, что сказуемое…

Вот почему для анализа нужно брать предложения, в которых подлежащее было бы и в начале, и в конце предложения; 2) дети должны понимать, что сказуемое…

Руки пахнут чем? (дым, грибы). -

Руки пахнут чем? (дым, грибы). -

На основе этих умений у учащихся формируются речевые и пунктуационные навыки, связанные с правильным употреблением в собственной устной и письменной речи предложений с однородными членами,…

На основе этих умений у учащихся формируются речевые и пунктуационные навыки, связанные с правильным употреблением в собственной устной и письменной речи предложений с однородными членами,…

ВЫВОДЫ

ВЫВОДЫ

ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО

ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО

Задачи опытно-практической работы: · разработать дидактический материал для проведения уроков русского языка с использованием синтаксических упражнений; · апробировать уроки русского языка с использованием синтаксических упражнений;…

Задачи опытно-практической работы: · разработать дидактический материал для проведения уроков русского языка с использованием синтаксических упражнений; · апробировать уроки русского языка с использованием синтаксических упражнений;…

Педагогическая работа по развитию речи школьников средствами синтаксиса на уроках русского языка

Педагогическая работа по развитию речи школьников средствами синтаксиса на уроках русского языка

Таблица 2.2 Планирование уроков с использованием синтаксических упражнений на уроках русского языка №

Таблица 2.2 Планирование уроков с использованием синтаксических упражнений на уроках русского языка №

Дети высказывают свои мнения ( «Перехитрила врага», «Злобный враг атаковал»

Дети высказывают свои мнения ( «Перехитрила врага», «Злобный враг атаковал»

Когда ромашек много в поле, то кажется, что небо опустилось на землю

Когда ромашек много в поле, то кажется, что небо опустилось на землю

Личные местоимения Сформировать умение редактировать текст, употребляя личные местоимения в нужной форме и определяя синтаксическую роль в предложении местоимений

Личные местоимения Сформировать умение редактировать текст, употребляя личные местоимения в нужной форме и определяя синтаксическую роль в предложении местоимений

Рекомендации для учителя по развитию речи на синтаксическом уровне языка

Рекомендации для учителя по развитию речи на синтаксическом уровне языка

Предлагаю составить предложения по заданной схеме

Предлагаю составить предложения по заданной схеме

О ком говорится в предложении? (О грачах

О ком говорится в предложении? (О грачах

Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития»

Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020