Исследовательская работа "О чем поет Ямал?"
Оценка 4.9

Исследовательская работа "О чем поет Ямал?"

Оценка 4.9
docx
05.02.2020
Исследовательская работа "О чем поет Ямал?"
исследовательская работа О чем поет Ямал.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Новопортовская школа-интернат имени Л.В. Лапцуя»

Научно-исследовательская работа участника

ХIV школьной научно-исследовательской конференции

«Детство. Юность. Творчество. Интеллект»

 

Секция: Естественно-научная.

 

 

 

 

«О чем поет Ямал?»

 

Исследовательская  работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Выполнил ученик 5-а класса

                        Герасимова Ирина                 

                                                                          Научный руководитель:

                                                                      Ильиных Лариса Фёдоровна, учитель музыки

                                                       Консультант: Салиндер Зоя Хосевна,

                                                                 учитель родного языка, родной литературы

                                                               

                                                                            

                                                                                       

 

 

с. Новый Порт, 2020

 

 

 

 


Оглавление

 

Аннотация……………………………………………………………………………………4

 

Научная статья

Описание первого этапа             …………………………………………………………....5

 

Описание второго этапа (сотрудничество с предприятиями города)……………………6

 

Описание третьего этапа (слагаемые выбора)…………………………………………......7

 

Заключение……………………………………………………………………………..…… 9

 

Список используемой литературы………………………………………………………....10

 

Приложения……………………………………………………………………………...…..11

 

Продукт исследовательской работы………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«О чем поет Ямал?»

 

Аннотация

Ямальские песни хынабц способствуют сохранению и развитию национальной культуры.

Целью исследования: Выявить влияние ненецких песен хынабц на сохранение и развитие национальной культуры. В ходе работы я изучила литературу по истории песенного фольклора ненецкого народа; жанры ненецкого фольклора; характерные особенности хынабц, как жанра лирической поэзии ненцев; провела анкетирование и интервьюирование школьников на предмет актуализации исследовательской работы; выявила значение песенного фольклора хынабц в развитии и сохранении национальной культуры.

В итоге я решила,  чтоб сохранить национальную культуру, самобытность народа, любовь к песне необходимо начинать с себя. И я предлагаю ввести в школе новую традицию «День музыки», в этот день рассказывать ребятам о народных песнях, композиторах, исполнителях, на переменах прослушивать народные песни. В нашей школе обучаются дети разных национальностей, в каждой из которых свои традиции, свои песни. Было бы здорово познакомиться с ними со всеми. И первыми это будут песни Ямала. Через песни мы будем едины и дружны!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Начиная с самого рождения, нас окружают самые разнообразные мелодии и звуки, это и голос матери, напевающий колыбельную, и шелест листьев, и мелодичные переливы множества птиц, и стрекот кузнечиков, и раскаты грома. Ежедневно мы слышим огромное количество самых разнообразных звуков и их влияние на нашу жизнь сложно переоценить. Достаточно сказать, что слух является одним из способов познания окружающего мира. Человеку трудно представить свою жизнь в полной тишине, особенно без звуков музыки, которая делает нашу жизнь более насыщенной и яркой. Без музыки жизнь человека была бы скучной и унылой. Существует множество жанров музыки. Однако у каждого народа есть свои традиции и фольклор, который передается из поколения в поколения многие века.

Занимаясь три года в музыкальной школе, я познакомилась с фольклором и песнями разных народов, но мне не пришлось исполнять песни северных народов, ненцев. Проживая уже год на Ямале я обратила внимание, что здесь не смотря на то что в школе проходит много музыкальных мероприятий мало поют для души, от сердца. Редко можно услышать народную музыку. Для того чтобы выявить проблему я провела анкетирование среди учащихся МБОУ «Новопортовской школы-интернат им. Л.В. Лапцуя» и взрослых с. Новый Порт. По результатам анкетирования я выявила следующее 87 % респондентов предпочитают современную музыку.  63 % ответили, что не знакомились в школе на уроках музыки с ненецкими национальными музыкальными инструментами и не изучали ненецкие народные песни. Ни один из респондентов не смог назвать ни одного жанра ненецкого фольклора. А между тем 67% респондентов назвали ненецких певцов, но к сожалению, не назвали ни одного композитора. И на вопрос поете ли вы народные песни к сожалению 89 % ответили нет.  Мне стало интересно, а какая же она ненецкая песня, о чем поют ненецкие девушки? И почему народная песня в этих краях стала не популярна?

Актуальность выбранной темы подчеркивал и губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Николаевич Кобылкин в ежегодном обращении к жителям региона и депутатам окружного Законодательного собрания. В своём докладе Дмитрий Николаевич представил свою позицию по стратегическим направлениям социально-экономического развития автономного округа. «Развивая Ямал, мы помогаем создавать богатую и благополучную Россию. Этого от нас ждут жители округа. К этому нас призывает президент РФ.  Ближайшие годы будут решающими для нас – как в геополитическом плане, так и в региональном. Совершая глобальный рывок, нам важно оставаться собой, сохранить национальный и культурный дух, присущее ямальцам единство». Не зная своих корней, не зная истории и культуры коренного населения очень сложно  соответствовать тем требованиям, которые сегодня предъявляет государство к развитию Ямала.

Гипотеза: Ямальские песни хынабц песни характеризуют историю ненцев,  способствуют сохранению и развитию национальной культуры.

Цель исследования: Выявить значение ненецких песен хынабц и влияние на сохранение и развитие национальной культуры.

Задачи:

·         Изучить литературу по истории песенного фольклора ненецкого народа;

·         Изучить жанры ненецкого фольклора;

·         Изучить характерные особенности хынабц, как жанра эпической поэзии ненцев;

·         Провести анкетирование и интервьюирование школьников на предмет актуализации исследовательской работы;

·         Выявить значение песенного фольклора хынабц в развитии и сохранении национальной культуры.

Предмет исследования:

Объект исследования:

 

Глава 1. Путешествие в историю ненецкого народа.

Ненцы - представители одного из коренных народов Европейского Севера и севера Западной Сибири. Они имеют достаточно высокий интеллектуальный уровень развития, физически хорошо подготовлены, в основном занимаются оленеводством. Им свойственны аккуратность, старательность и выносливость в трудовой деятельности. Забота об оленях закрепила многие привычки бережного отношения к природе. Кочевой образ жизни позволил ненцам выработать черты, исключающие потребительское отношение к природе и ее дарам. Немногословность, сдержанность - характерные качества в межличностных отношениях ненцев. В тундре человека ценят за его самостоятельность и здравомыслие. Когда юноши своими делами и поступками заслуживают высокой оценки взрослых, к ним обращаются уже не просто по имени. Юноша именуется нека - старший брат, тидя или мянг. Эти слова выражают значительно больше, чем просто родство, - здесь и уважение, и нежность, и доверие. Отношения между людьми у ненцев издавна складываются на принципах взаимного доверия, взаимовыручки и поддержки. Их культурные обычаи и традиции, выработанные в течение веков, являются апробированным опытом адаптации человека к суровым природно-климатическим условиям. [3]

Относительно  истории происхождения ненцев до сегодняшнего дня единого мнения нет. За три века исследования  этой проблемы утвердились три основные точки зрения, детально освещенные в монографии Л.В.Хомич «Ненцы» [7]:

1) северные самодийцы, в том числе ненцы, сформировались в результате продвижения самодийских племен из районов Южной Сибири и ассимиляции ими сравнительно немногочисленного аборигенного населения приполярной зоны, которое, видимо, было различным на Европейском и Азиатском Севере;

2) северные самодийцы являются автохтонным населением приполярной зоны, откуда часть их проникла в Присаянье;

3) древние самодийцы распространились в Южную Сибирь и на Север из места формирования — Верхнего Поволжья (Западного Приуралья).

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2010 года в России проживает 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе. И по данным отчета главы муниципального образования село Новый Порт за 2011 год количество постоянно проживающего населения на территории составляет 1949 человек.  Представителей коренного населения   1529 человек из них проживающих в тундре и ведущих кочевой образ жизни – 495 человек. (6)

Традиционным типом хозяйственной деятельности ненцев является санное крупностадное оленеводство с применением пастушеской собаки. Ненцы также заняты в рыболовстве, пушном промысле, рыбообрабатывающей промышленности. Небольшая часть их работает в гаэодобывающей промышленности. Ненецкая интеллигенция представлена учителями, врачами, журналистами, кинодокументалистами, писателями, ветеринарами, зоотехниками, инженерами, юристами, учеными. Немало представителей ненцев и на административной работе.

Традиционное жилище ненцев — чум. Это — коническое сборно-разборное сооружение из деревянного каркаса, покрытого нюками (полотнищами) из оленьих шкур зимой и нюками из брезента — летом. 

Традиционное питание ненцев основывается на тех пищевых ресурсах, которые дает территория их расселения — тундровая и таежная зоны с многочисленными реками; флора и фауна этих территорий и являются основой питания ненцев: они употребляют в пищу мясо домашнего и дикого оленей, лося, медведя, морских животных, дичь и разнообразную рыбу. Все это может употребляться в сыром, мороженом, вареном, жареном виде, из них изготавливают жиры, сало, юколу, колбасы, балыки. Летом в пищу употребляют ягоды, как в свежем виде, так и в виде ягодных супов. За последние двести лет непременным компонентом питания стал хлеб и хлебные изделия. В последние десятилетия питание ненцев претерпело существенные изменения, в их пищевом рационе появились свежие и консервированные продукты со всего мира.

 

Глава 2 Жанры ненецкого фольклора.

Проанализировав различные литературные источники и интернет-ресурсы я пришла к выводам, что первые источники, в которых встречаются упоминания о ненцах являются русские летописи конца XI века н.э. С той поры ненцы являются постоянными персонажами писаной истории. Первый цельный образец ненецкого фольклора "Вада хасово" был опубликован И. Фатером в Санкт-Петербурге в 1787 году. (4) Это послужило началом его собирания и изучения. За два с лишним века был собран материал, позволяющий  изучать  сюжетный состав и поэтический строй, а так же  отражение тех или иных социальных явлений в нем. Устное народное творчество ненцев, возникшее несколько столетий назад, продолжало широко бытовать в народе и в начале 20 века. Изучение опубликованного материала и записей фольклора, осуществлённых в наше время, позволяют выделить в ненецком народном творчестве виды различных жанров: скороговорки, заклички, детские песни, загадки, предания, былички, эпические песни - сюдбабцы, ярабцы, хынабцы, личные песни и песни шаманского камлания. Некоторые произведения незатейливы и коротки: один-два стиха, длительность звучания других достигает полутора часов.

За последние 150 лет такими учеными, как  М.А. Кастреном, Т. Лехтисало, З.Н. Кутфияновой, Н.М. Терещенко и А.М. Щербаковой собран полевой материал почти по всем жанрам ненецкого фольклора. (4) Не все его виды  одинаково широко бытовали и не все с одинаковой охотой рассказывались исполнителями постороннему человеку. По этой причине в поле зрения собирателя прежде всего попадали наиболее распространённые  – сказки, песни, загадки. 

«сё» - «песня (голос)». «нацекы сё» – «детская песня», «ябе сё» – «хмельная (пьяная) песня». Такая терминология свидетельствует об огромном развитии песенного творчества ненцев. Все ненецкие песни можно условно разделить на эпические и лирические. К эпическим песням относят сюдбабц, сюдпабцарка, ярабц, ярабцарка, хынабц и мифы-сказки лаханако.  Все они обладают сходством сюжетов, но в первую очередь их объединяет особая техника исполнения, при которой первому, основному, вторит другой исполнитель, называемый тэлтанггода. Такая же техника исполнения присуща и шаманскому камланию самбдабц. Кроме этих непосредственных исполнителей в действии участвуют все присутствующие, комментируя происходящее или выражая возгласами одобрение или неодобрение.

Дословный перевод слова сюдбабц - песня о великанах, в которых страшный великан и жестокий людоед, прежде чем съесть несчастного, попавшего в его руки, мучает беспощадно, качая его на качелях. В ярабцах тоже встречаются великаны-людоеды, поедающие людей и оленей, но борьба с великаном-людоедом в этих песнях не является центральной. Во многих произведениях под словом сюдбя понимаются не страшные чудовища, а силачи-богатыри. О жанре ярабц З.Н. Куприянова писала: "Хотя сам термин "ярабц" и означает "плач", "оплакивание", эти песни отличаются от плачей, известных нам в русском фольклоре, и не связаны с ненецким похоронным обрядом. (6)Вярабц рассказывается о страданиях, злоключениях, борьбе и победе героев.   Сюдбабцарка, по определению, особый подвид эпических сказаний сюдбабц - полусюдбабц. "Они близки к сюдбабц, но отличаются от них более реалистическими чертами повествования. В этих произведениях больше типичных бытовых зарисовок, деталей, характеризующих своеобразие норм поведения и всего жизненного уклада народности"(4)

В ненецком языке помимо терминов сюдбабц и ярабц, есть термин хынабц от глагола хыноць - петь  ненецкую песню. Являясь как бы общим термином по отношению ко всем другим видам песни, термин хынабц связывается обычно в народе с жанром лирической песни.

Песня-хынабц — это вид музыкально-поэтического многочастного диалогического произведения, в котором отражаются события хроникального характера. Одной из особенностей этих песен является продолжительность их исполнения — от получаса до нескольких вечеров. Песни-хынабцы — один из любимых фольклорных жанров ненцев, бытующий и в настоящее время. Они раскрывают высокое исполнительское искусство ненцев, позволяют сохранить традицию исполнительства и художественное видение народом своей истории.

Особый вклад в изучении песен хынабц внесла Е.Т. Пушкарева. В своей монографии «Ненецкие песни-хынабцы» она  впервые  исследует сюжетику песен, в которой нашли отражение классические темы эпоса; кровная месть, добывание жены, а также темы становления шамана и человека-волка; виды хозяйственных занятий персонажей: оленеводство, охота, рыбный промысел; именной состав персонажей; поэтика и особый тип дуэтно-реферирующего пения.

По словам учителя родного языка З.Х. Салиндер ненецкая лирическая песня по своей форме разнообразна. Одни лирические песни представляют собой повествование о жизни героя, чаще такими являются женские песни о тяжёлой жизни с нелюбимым мужем. Примером таких песен может служить песня «Нюдя Тадибей» («Младший Тадибе»). Но подавляющая масса лирических песен – это песня-импровизация. Едет человек по тундре на оленях и поёт. Поёт о том, что видит, или о том, что его в данный момент волнует, о чём думает. Свои думы, мечты, чувства он изливает в своей импровизированной песне. Если эту песню слышат другие и она нравится, её запоминают и начинают петь вслед за автором. Обычно исполнители лирической песни указывают, чья это песня, кто её сложил. Песни-импровизации часто создавались на семейных праздниках, вечерах, когда развеселившиеся мужчины начинали петь. Такие песни в народе получили название ябе сё – «пьяные песни», нередко они вольного содержания. Сам характер лирической песни-импровизации определяет и характер бытования. Являясь выражением личных чувств, настроений, дум, песня не получает такого широкого распространения, как эпическая песня, и живёт она сравнительно недолго.

Образцы лирической песни есть в опубликованных материалах Кастрена (6 текстов).  Сравнительно немного песен мы имеем и в рукописных архивах – до 30 текстов. Имеющийся весь опубликованный и рукописный материал позволяет нам говорить о разнообразии тематики лирических песен. Как в лирике каждого народа, у ненцев есть любовные песни. Одни из них рассказывают о нежных чувствах, о счастливой любви юноши и девушки, другие - о неудачной любви. Некоторые любовные песни проникнуты весёлым смехом, иронией.

Большой интерес представляют семейно-бытовые песни, рисующие положение женщины в семье. В старых дореволюционных песнях женщина часто поёт о тяжёлой жизни, о том, как её бьёт муж и как она, будучи не в силах жить, уходит в дом родителей.

Особую тематическую группу составляют песни, в которых поющий выражает любовь к своему краю, к окружающей природе. 

Великая Октябрьская социалистическая революция, коренным образом изменившая быт, хозяйственный уклад жизни народа, не могла не отразиться на устном творчестве, в частности, и на лирической песне. Если эпические песни в настоящее время являются репертуаром пожилого населения и чаще стариков, то лирические песни создают и поют представители всех возрастов: и молодёжь, и пожилые, и мужчины, и женщины. Лирическая песня и в настоящее время является песней-импровизацией, но она существенно меняет свою тематику, она отражает сегодняшний день тундры, новый быт, новое миропонимание народа.

Приехала женщина в поселок  из тундры, увидела других людей, и своё настроение она изливает в своей песне-импровизации. В то время, как в старых семейно-бытовых песнях чаще пелось о тяжёлом положении женщины, в современных песнях женщина поёт о новом труде, о том, как она участвует в общественной работе.

Меняется и любовная лирическая песня. Образ девушки или юноши в песне связан с современной деятельностью и новыми идеалами. Лирическая песня по своим размерам невелика. Она не имеет каких-либо установившихся зачинов или концовки. Повествование в песне ведётся от первого лица. В некоторых песнях оно более  развёрнуто и сочетается с диалогом. В других оно настолько лаконично, что без соответствующего комментария песня для постороннего непонятна. Например:

Мамочка, я всё плачу,
теперь-то я навсегда
попала в посёлок!
Мне не придётся сесть 
на нарту с четырьмя оленями.

По словам исполнительницы, автором песни является девушка, жившая всё время в тундре и переехавшая позднее жить в посёлок. Свою тоску по тундре она и раскрывает в этой песне.

Общий характер и тон повествования в лирических песнях тоже может быть различен. В песнях, в которых певец говорит просто о своих думах, размышлениях, причём самых житейских, тон повествования спокойный, ровный.

У меня-то четыре внучки,
только один сын.
Женщина из Колгуева
Сватает себе невестку,
я ни одну не отдам,
хоть у ней и сын матрос.

И, наоборот, в песнях, раскрывающих сильные чувства, большие переживания, взволнованный характер подчёркивается введением в повествовательную речь вопросительных и восклицательных предложений. Мать, потерявшая сына, в своей песне поёт:

Большая каменистая река
Моего сына унесла,
Гришеньку, моего сына, унесла!
Теперь когда он придёт?
Теперь он не придёт!.. 

Но при всём разнообразии размера и характера повествования в лирических песнях можно наметить некоторые общие стилистические приёмы. К числу таких относятся постоянно встречающиеся повторения отдельных слов и целых предложений. Этот приём повторения сохраняется и в песнях с современной тематикой.

Целых три дня
Щучью равнину,
Равнину я пересекаю,
Пересечь не могу.
Равнина широкая была,
Равнина большая была, 
три дня я еду.

Лирическая песня  любит использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы, придающие всей песне эмоциональную окраску. Иногда даже шутливая песенка строится на широком использовании уменьшительного суффикса -ко-.

Если я поеду на Большую землю,
Там ведь стройненькие, высоконькие,
Всякие есть.
Я поеду на Большую землю,
Я выйду за стройненького, за высоконького.

 

 

Глава III

Познакомившись поближе с ненецкими девушками, проживающими в интернате, я услышала, как напевают они тихие звучные песни занимаясь рукоделием. А ведь в народной песне отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания. Народная песня нужна людям как вид искусства, создающий красоту своеобразными выразительными средствами: музыкальными, динамическими, ритмичными и слышимыми. Этими средствами она служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости. Музыкальные образы народной песни всегда эмоциональны, заразительны, увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику народной песни, ее связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом ненецкого искусства.

Вывод.

Изучив различные литературные источники, послушав ненецкие песни, просмотрев документальный фильм «», побеседовав с представителями коренного населения я пришла к выводам, что песня сопровождает северного человека повсюду: во время каслания по тундре, на рыбалке и охоте, при ловле оленей, в играх детей, в часы рукоделия и долгого ожидания мужа или отца с промысла, при воспитании ребенка. Сама бесконечная и таинственная полярная ночь способствовует появлению новых мотивов и песен. Песня заполняла и нередко заполняет еще и сейчас досуг северянина и удовлетворяет его потребность в отвлечении от тягот повседневных забот. Песня выполняет и другую функцию — она является своеобразным оберегом родившегося ребенка, воплощенной в мелодию мечтой матери о счастье сына или дочери. Взрослеют дети — «взрослеет» песня, в ней мать характеризует ребенка в младенчестве, поет о его нраве, поведении, привычках в подростковом возрасте, выражает свои пожелания на будущую взрослую жизнь. Девочке желают в будущем быть хорошей матерью, хозяйкой, мастерицей. Мальчику желают стать удачливым охотником, умелым оленеводом, отважным рыбаком, заботливым отцом, рачительным хозяином большого стойбища. Помимо песни-оберега у северных народов существуют песни о животных, в первую очередь о священных зверях у ненцев — об олене. Популярны также песни-биографии, сложенные в честь выдающихся предков и вождей, исторические песни, песни-легенды. Главной отличительной чертой ненецкой песни хынабц является ее импровизационный характер: меняющийся ритм, лад варьируется от восторженно-мажорного до скорбно-минорного. По характеру приближается к ярабц живёт недолго, не получает широкое распространение, как эпическая и лирическая песня.

Мотивы, настроения, художественные приемы народной песни органично вошли в поэтическое творчество выдающихся ненецких поэтов — Л. Лапцуя, Л. Ненянг, В. Неркаги, Явтысия, Г. Пуйко, В. Ледкова. Выдающимися исполнительницами ненецкой песни в классическом стиле являются Полина Турутина и Елена  Сусой — солистка известного песенного ансамбля «Сёётэй Ямала» («Поющий Ямал»).

В 1965 году у ненцев появился первый профессиональный композитор и исполнитель ненецкой песни Семен Няруй. Его песни собраны в четырех сборниках ненецкого фольклора. Огромную роль в формировании творчества С. Няруя сыграл музыкальный талант его отца — Николая Тимофеевича Няруя, песни которого легли в основу многих произведений композитора. Одной из самых популярных песен С. Няруя стала «Суляко» («Олененок»), слова к ней написал Л. Лапцуй. Музыка С. Няруя органично сочетается с поэзией И. Истомина, Л. Ненянг, Р. Ругина, Г. Пуйко, Х. Яунгада, А. Тарасовой и других ненецких поэтов. Исполнителями песен С. Няруя были Арка Лаптандер. Гавриил Лагей, Татьяна Лар, Няруй Нядма (сын композитора), Явна и Валентина Нёлёковна Няруй.

В результате исследования ненецкого фольклора, лирических песен хынабц я изучила литературу по истории песенного фольклора ненецкого народа; жанры ненецкого фольклора; характерные особенности хынабц, как жанра лирической поэзии ненцев; провела анкетирование и интервьюирование школьников на предмет актуализации исследовательской работы; выявила значение песенного фольклора хынабц в развитии и сохранении национальной культуры.

 Чтоб сохранить национальную культуру, самобытность народа, любовь к песне необходимо начинать с себя. И я предлагаю ввести в школе новую традицию «День музыки», в этот день рассказывать ребятам о народных песнях, композиторах, исполнителях, на переменах прослушивать народные песни. В нашей школе обучаются дети разных национальностей, в каждой из которых свои традиции, свои песни. Было бы здорово познакомиться с ними со всеми. И первыми это будут песни Ямала. Через песни мы будем едины и дружны!

Гипотеза доказана. Ямальские песни хынабц способствуют сохранению и развитию национальной культуры.

 

 

 

Литература.

1.      Крысько В.Г. «Этнопсихологический словарь».- М., 1999.- 343 c.Хомич, 1995, с. 36-41

2.      Лар Л.А. «Мифы и предания ненцев Ямала». -  Тюмень, Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001 г, 294 с.

3.      Лар Т., Сейхат нгэда сё», «От сердца идущие песни», музыкальная запись авторских песен.

4.      Попов Ю.И. Цымбалистинко Н.В. «Мифология, фольклор и литература Ямала» Тюмень. 2001г.

5.      Пушкарева Е., «Картина мира в фольклоре ненцев: системно-феноменологический анализ», Екатеринбург, 2007, - 248 с.

6.      Пушкарева Е.Т. «Ненецкие песни-хынабцы». — М.: Издательская фирма  «Восточная литература» РАН, 2000. — 200 с

7.      Пушкарева Е.Т., Бурыкина А.А., «Фольклор народов Севера (культурно-антропологические аспекты) – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011.-390 с.

8.      Семен Няруй, музыкальная запись авторских песен.

9.      «Удивительное путешествие в тундру», режиссер Валерий Крылов, документальный фильм 2008 года.

10.   

 

 

 

Приложение 1

 

№37

Песня записана в 1959 году от Телеевой З.И. Автор песни Ледкова А., колхозница. Она поёт про себя, что хотя она и многодетная, но она хозяйка в доме. По принятому обычаю, она о муже говорит в третьем лице.

 

 

Я мать десятерых детей.

В колхозе, кроме меня,

Нет матери,

Имеющей десятерых детей.

В колхозе «Нарьяна ты»

Только я имею десятерых

детей.

На самолёте и на пароходе

Я бесплатно проеду.

Средний сын Инако,

Что он знает без меня?

№38.

Песня записана в 1959 году Талевой З.И. Автор песни Ледков Н.М., бывший председатель колхоза. Сложил песню в дороге, спеша попасть как председатель раньше других на избирательный участок.

 

Целые три дня

Щучью равнину,

Равнину я пересекаю,

Пересечь не могу.

Равнина широкая была,

Равнина большая была.

Три дня еду,

Целых три дня еду.

Ведь мне очень нужно

                     Ехать домой,

Скоро нужно было доехать.

Ведь на выборах я главный.

№42.

Песня записана в 1959 году в п. Нельмин Нос, колхоз им. И.П.Выучейского, малоземельскоготунсовета, Ненецкого национального округа, от Талевой Е.Г.

 

Эти сопки

Никогда не умрут.

Две женщины, стройные

                           Женщины,

Две женщины,

Высокие женщины,

Когда вы будете кочевать,

эта моя песня

пусть всегда будет

с вами.

 

№ 43

Песни 43,44,45 записаны в 1958 году в г.Ленинграде самой исполнительницей М.А.Соболевой, студенткой  5 курса ЛГПИ им . А.И.Герцена, уроженкой Малоземельской тундры, Ненецкого национального округа.

 

Отчего мне так хочется петь?

От чего мне так хорошо?

Наша Малая тундра

Хорошо, как невеста.

 

№44.

В нашем колхозе много

оленей.

В нашем колхозе жить

хорошо.

Растёт наш посёлок,

Есть свои доктора для

оленей.

 

№45

Мой старший брат Талеев-

Хороший охотник и пастух.

В колхозе все его знают.

Невесты все его любят,

А я горжусь им.

 

№46

Песни №46,47 записаны в 1949 году Куприяновой в посёлке Нельмин Нос, колхоз им. И.П.Выучейского, Малоземельскоготунсовета, Ненецкого национального округа, от Косковой Е., 12 лет

 

Раньше тундровых женщин

Грязными считали,

Теперь тундровые женщины

Больше дела делают.

 

№47

Раньше тундровых женщин

Насильно замуж отдавали,

Теперь-то тундровые

женщины

женихов выбирают.

 

 

 

                Дополнительный материал           

 

 

№29    «Младший Тадибей» (НюдяТадибей)

 

Песня записана в 1946 году Лаптандер Ф.Е. в колхозе им. С.М. Кирова, Малоземельского тунсовета, Ненецкого национального округа от Выучейской А.П., 45 лет.

 

Младший Тадибей-мой муж.

Сама я как будто плохого не делаю,

А младший Тадибей меня бьёт,

 Всё бьёт, всё кулаком бьёт.

Что прикажет он-всегда сделаю.

Сама не знаю, за что он меня бьёт.

Каждый день покоя не знаю.

Тогда уж свекровь сказала:

- Пока жива, домой надо уйти тебе,

 К своей матери…

 

Один раз, когда мы ели,

После еды кости на улицу я вынесла,

Собаке отдала. А сама

Вот и пошла в Салехард,

К своей матери.

Целую неделю иду. Вот и домой пришла,

и в чум зашла. Мать сказала:

- Бедняжка, почему ты пришла?

Я так сказала (ответила)

-Мой муж бьёт, всё кулаками бьёт…

 

В тот же день младенец сын,

Сын у меня родился.

С того времени так мы и живём.

Целыми днями я шью, только нитка свистит.

Как- то я вышла на улицу,

Взглянула - ездоки едут.

Сюда приехали.

Тут оказался и младший Тадибей.

Только остановились, звать меня стали…

 

Как начали звать, так три года зовут,

Отступиться не хотят.

Тогда мать сказала:

- Пока пойди, посмотришь, каков будет.

Если опять плохой будет, тогда уйдёшь.

 

Сын уже трехлетним стал.

Я так сказала:

- Мальчика-сына моя мать вырастила,

Пусть у ней останется.

И  вот опять к ним поехала.

 

Младший Тадибей всё ещё сердится.

Приготовленные мною пимы не надевает.

Опять меня бить стал…

Тогда свекровь моя говорит,

Она так сказала:

-У Младшего Тадибея есть четыре белых оленя.

Двух из них завтра привяжи позади своих саней.

Если мы там будем, то драться к тебе он не бросится.

Потом оленей запряги. Когда начнёшь запрягать аргиш

И младший Тадибей к тебе подойдёт,

Ты беги к концу аргиша.

Упряжку привяжи, чтобы быстро отвязать.

Ты побежишь, он тоже следом побежит.

Сильнее беги, раньше у тебя ноги бойкие были.

Он  от тебя приотстанет.

Когда добежишь-уезжай.

 

Тут мы оленей согнали,

Оленей навязывать стали.

У младшего Тадибея,

Моего мужа, лицо почернело.

Я запрягла упряжку оленей.

Стала запрягать аргиш.

Младший Тадибей ко мне подошёл.

Я побежала, и он бежит.

Я остановилась-он остановился.

Опять побежала со всех ног.

Вдоль аргиша до конца нарт добежала.

У четырёх белых вожжу дёрнула

И поехала. Домой приехала.

Четырёх белых оленей забила.

Двух пёстрых оленей тоже забила.

Мясо- мясом, камусы - камусами,

Шкуры-шкурами.

И тут я четыре года

Живу без горя.

В это время я хорошо шью,

Только шью.

Мальчик сам играет на улице.

Однажды мне в чум закричал:

-Мама, что-то чёрное видно!

Я так сказала:

- Это отец твой!..

 

Сюда приезжали, опять звать стали.

Я сказала:

- Уходите прочь, очень-то я вам нужна!..

Я так сказала:

- Если опять по-старому меня

Держать будешь,- не пойду!

А если пойду, то мать не оставлю.

Теперь у меня бумаги написаны,

Если опять бить будешь.

В Салехарде к начальнику ходила я.

Он так сказал:

- Почему раньше не пришла7

Пришла бы раньше, давно бы

По узенькой дороге отправили его.

Если нужна я, то завтра приезжай!

 

Младший Тадибей назавтра приехал,

Нас увёз. Вот в тундру приехали.

И тогда зажили.

Я сказала:

- Мальчика сына не ты вырастил,

Тебе до него дела нет.

Вот с того времени мы и зажили.

Я стала хозяйкой.

Когда снимаемся с места, когда кочуем, я распоряжаюсь.

И вот живём без всякого горя.

 

Тут  и конец.    

 

 

 

№28

Песня записана в 1946 году А.М.Щербаковой в г. Нарьян-Маре от Лагейской А.М.

Женщина говорит о своих детях (трёх дочерях и сыне), которые не были похожи друг на друга.

 

Всю свою жизнь

Очень плохо

Всегда живу.

Чужую работу

Всё делаю.

Руками, спиной

Всю жизнь

Работаю.

Когда же хорошо буду жить?

Не знаю.

Когда между четырёх досок

Меня заколотят,

Только тогда, может быть,

Хорошо буду жить.

Четверо моих разных, если живы будут, тогда-то,

Может быть, хорошо буду

Жить.

Всю-то жизнь

Мой муж

Каждый день

Меня, бедную, бьёт,

не знаю, за что.

Когда же хорошо

Жить я буду ?

Четверо неодинаковых моих

Если живы будут,

Может быть, и хорошо буду

Жить.

 

 

№ 39  Песня записана в 1958 году Бобриковой У.С. в Канино-Тиманской тундре от Бобриковой А.

 

Теперь я приехала сода и увидела всех жителей полуострова.

Такого человека я за свою жизнь не видела.

Латышева красивая, стройная,

Лицо красивое, стройная, умная.

Жаль, что мой сын женатый.

Если бы мой сын был холост,

Я бы её взяла.

Очень красивая, очень хорошая.

Лицом красивая, стройная.

Из рода Сядей (мать) она-то ведь вырастила

Дитя, невесту вырастила.

В Тиманской земле такого человека

Я не видела.

Я приехала не для гулянья, - я приехала,

Чтобы посмотреть жителей полуострова.

На большом собрании я всех, теперь-то всех увидела.

Хотя я сейчас и весела,

Но семьдесят моих оленей

Я не проела и не пропила

После смерти моего мужа- старшего Вэра.

Я всё ещё держу трёх белоносых оленей.

После моего мужа осталось двое детей.

Я ведь не пьяная, я играю своим голосом,

Мне всегда поётся.

Латышева, приезжай хоть теперь ко мне в гости,

Наконец-то я тебя увидела,

Я всё время хотела увидеть тебя!

 

№33

Песня записана в 1946 году самим исполнителем И.К. Вылка, 1880г.рождения. Переведена песня А.М.Щербаковой.

И.К. Вылка вырос и провёл большую часть своей жизни на Новой Земле. Большой любитель своего фольклора. В 1909, 1910 и 1911 годах Вылка принимал участие в трёх экспедициях В.А. Русанова. Песня о Русанове сложена им по воспоминаниям об экспедиции 1910 года.

   После Великой Октябрьской социалистической революции И.К. Вылка активно участвовал в строительстве новой жизни. С 1924 года по 1956 год он работал председателем Новоземельского островного совета.

 

Мы живём у морской

Бухты.

Никто к нам не приходит,

И никто от нас не уходит.

Однажды с большого моря

Идёт двухмачтовая лодка.

Мотор шумит, гремит.

Двухмачтовая лодка

Остановилась.

С двухмачтовой лодки

Приплыла шлюпка.

К берегу подплывает

Русский человек,

Русанов оказался.

Русанов так сказал:

- Где находится

Старший из четырёх

Братьев Вылка?

Мой отец-старик, так сказал:

-Мой старший сын

Вот, рядом.

Русанов русский

Так говорит:

-В этом году

Я повезу твоего сына

Вокруг земли.

Отец мой сказал:

- Как хочешь?

Поедешь или нет?

Я так сказал:

- Пожалуй, поеду.

Русанов в шлюпку меня посадил,

По-хорошему посадил.

На двухмачтовую лодочку

Я сел, по-хорошему

Сел.

Долгое-долгое лето

Среди пловучих льдов

Я веду десять русских

Вместе с Русановым.

Долгое-долгое лето

Идёт двухмачтовая лодка,

Стуча мотором.

С русским Русановым

У нас была хорошая

Дружба.

Было у нас две головы,

А сердце одно.

 

 

 

 

 

 

 

 № 22

Песня записана в 1958 году Е.Г. Сусой в г. Нарьян-Маре от студентки педагогического училища Бобриковой М., 20 лет, уроженка Канинской тундры.

 

Четыре светлосерых,

Четыре серебристых

Ищут себе хозяина.

Они бояться движения вожжи6

Я не пугаю их хореем.

 

Четыре светлосерых,

Четыре серебристых, связанные сиротой,

Моим Выучей,

Пусть стоят они в упряжке.

 

Четыре светлосерых,

Четыре серебристых,

Развязать их вожжу

Не нужно большой силы,

Хозяин не требуется.

 

Четыре светлосерых,

Четыре серебристых,

Как и мне, им кажется,

Что они везут

Среднего Талеева.

 

 

№30

Песня записана в 1959 году Ледковой Е.Д. в пос. Берёзовка, колхоз «Нарьяна ты», Оксинского тунсовета, Нарьян-Марского района, от Талевой Зои Игнатьевны, 48 лет. От неё записано 15 лирических песен-импровизаций, и почти всякий раз, исполняя ту или иную песню, она указывала, чья это песня, т.е. кто её сложил.

    Данную песню сложила женщина-мать, потерявшая своего сына, о чём помнят все колхозники.

   Три-четыре года назад, по рассказу Талевой, пять человек колхозников поехали в лодке за продуктами, в их числе был и её сын- юноша. Поднялся сильный ветер, начался шторм и все ехавшие утонули. Мать, оплакивая молодого сына, сложила эту песню.

 

 Большая каменистая река

Унесла моего сына,

Низенького Вэра.

В глубину моря,

В морскую пучину ушёл

                        Мой сын.

До сих пор я всё плачу.

Большая каменистая река

Унесла моего сына.

Унесла Гришеньку, моего

сына.

Теперь он не придёт!

Мой сын Степан меня

                                Не жалеет


 

Скачано с www.znanio.ru

Секция: Естественно-научная. «О чем поет

Секция: Естественно-научная. «О чем поет

Оглавление Аннотация……………………………………………………………………………………4

Оглавление Аннотация……………………………………………………………………………………4

О чем поет Ямал?» Аннотация

О чем поет Ямал?» Аннотация

Введение. Начиная с самого рождения, нас окружают самые разнообразные мелодии и звуки, это и голос матери, напевающий колыбельную, и шелест листьев, и мелодичные переливы множества…

Введение. Начиная с самого рождения, нас окружают самые разнообразные мелодии и звуки, это и голос матери, напевающий колыбельную, и шелест листьев, и мелодичные переливы множества…

Глава 1. Путешествие в историю ненецкого народа

Глава 1. Путешествие в историю ненецкого народа

Глава 2 Жанры ненецкого фольклора

Глава 2 Жанры ненецкого фольклора

Песня-хынабц — это вид музыкально-поэтического многочастного диалогического произведения, в котором отражаются события хроникального характера

Песня-хынабц — это вид музыкально-поэтического многочастного диалогического произведения, в котором отражаются события хроникального характера

Меняется и любовная лирическая песня

Меняется и любовная лирическая песня

Глава III Познакомившись поближе с ненецкими девушками, проживающими в интернате, я услышала, как напевают они тихие звучные песни занимаясь рукоделием

Глава III Познакомившись поближе с ненецкими девушками, проживающими в интернате, я услышала, как напевают они тихие звучные песни занимаясь рукоделием

Чтоб сохранить национальную культуру, самобытность народа, любовь к песне необходимо начинать с себя

Чтоб сохранить национальную культуру, самобытность народа, любовь к песне необходимо начинать с себя

Я бесплатно проеду. Средний сын

Я бесплатно проеду. Средний сын

Мой старший брат Талеев- Хороший охотник и пастух

Мой старший брат Талеев- Хороший охотник и пастух

Бедняжка, почему ты пришла? Я так сказала (ответила) -Мой муж бьёт, всё кулаками бьёт…

Бедняжка, почему ты пришла? Я так сказала (ответила) -Мой муж бьёт, всё кулаками бьёт…

Вдоль аргиша до конца нарт добежала

Вдоль аргиша до конца нарт добежала

Всю свою жизнь Очень плохо

Всю свою жизнь Очень плохо

Я всё ещё держу трёх белоносых оленей

Я всё ещё держу трёх белоносых оленей

Сел. Долгое-долгое лето Среди пловучих льдов

Сел. Долгое-долгое лето Среди пловучих льдов

Данную песню сложила женщина-мать, потерявшая своего сына, о чём помнят все колхозники

Данную песню сложила женщина-мать, потерявшая своего сына, о чём помнят все колхозники
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020