Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 села Верхние Татышлы муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан
Исследовательская работа
«Опыты подручными средствами»
Выполнила: Фахртдинова Ирина
обучающаяся 7А класса МБОУ СОШ №2,
Руководитель: Утяшева А. Н.
с. Верхние Татышлы
2017 год
Оглавление
I.Введение «актуальность темы»
II.Основная часть
1.Схема исследовательской работы……………………… 3
2.Опыты по теме «Атмосферное давление»……………………..4
3.Опыты по теме «Диффузия»……………………………………4-5
4.Опыты по теме «Взаимодействие молекул»……………................5
III.Заключение
.............................................................................................................5
IV.Список изученной литературы
I. ВВЕДЕНИЕ.
Физика – это не только научные книги и сложные законы, не только огромные лаборатории. Физика – это еще интересные эксперименты и занимательные опыты. Физика – это фокусы, показанные в кругу друзей, это смешные истории и забавные игрушки-самоделки.
Самое главное, для физических опытов можно использовать любой подручный материал.
Физические опыты можно делать с шарами, стаканами, шприцами, карандашами, соломинками, монетами, иголками и т.д.
Опыты повышают интерес к изучению физики, развивают мышление, учат применять теоретические знания для объяснения различных физических явлений, происходящих в окружающем мире.
При проведении опытов приходится не только составлять план его осуществления, но и определять способы получения некоторых данных, самостоятельно собирать установки и даже конструировать нужные приборы для воспроизведения того или иного явления.
Поэтому было решено провести исследовательскую работу по теме «Занимательные опыты по физике из подручных средств».
Цели исследовательской работы следующие:
1. Освоить методики физических исследований, овладеть навыками правильного наблюдения и техникой физического эксперимента.
2. Организация самостоятельной работы с различной литературой и другими источниками информации, сбор, анализ и обобщение материала по теме исследовательской работы.
3. Научиться применять научные знания для объяснения физических явлений.
4. Привить любовь к физике, концентрация их внимания на понимании законов природы, а не на механическом их запоминании.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Исследовательская работа проводилась по следующей схеме:
1) Постановка проблемы.
2) Изучение информации из разных источников по данной проблеме.
3) Выбор методов исследования и практическое овладение ими.
4) Сбор собственного материала – комплектование подручных материалов, проведение опытов.
5) Анализ и обобщение.
6) Формулировка выводов.
Наблюдение и моделирование.
При наблюдении за явлениями, происходящими в опыте, мы обращали особое внимание на изменение физических характеристик (давления, объема, площади, температуры, направления распространения света и т.д.), при этом мы получали возможность обнаруживать закономерные связи между различными физическими величинами.
Моделирование является основой любого физического исследования. При проведении опытов мы моделировали действие атмосферного давления, явление диффузии в жидкостях ,взаимодействие молекул.
Тема: «АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ»
Опыт№1: «Яйцо в бутылке»
Материалы: Литровая стеклянная бутылка ,сваренное в крутую яйцо, спички.
Последовательность действий:
Взяла стеклянную бутылку(приложение 1) ,сваренное вкрутую яйцо(приложение 2) и спички(приложение 3) .Подожгла спичку и опустила ее в бутылку(приложение 4) .Затем накрыла горлышко бутылки яйцом(приложение 5). Спичка потухла и яйцо оказалось в бутылке(приложение 6), так как в бутылке образуется безвоздушное пространство, поэтому возникает разность давлений(внутри бутылки и снаружи).
Тема: «ДИФФУЗИЯ»
Опыт№1:« Зависимость диффузии от температуры»
Материалы: Два стакана с водой разной температуры ,марганцовка.
Последовательность действий:
Взяла марганцовку, два одинаковых стакана (приложение 7) . В один стакан налила теплую воду при температуре 50 градусов, а в другом воду при комнатной температуре(примерно 20 градусов)(приложение 8).В каждый стакан положила несколько крупинок марганцовки.(приложение 9) Наблюдала растворение марганцовки в воде(в течение 5-7 минут)В результате увидела, что теплая вода быстрее приняла фиолетовую окраску, чем холодная.(приложение 10) Значит диффузия зависит от температуры воды.
Опыт№2: «Зависимость диффузии от внешних действий»
Материалы: Два стакана с водой одинаковой температуры ,чайная ложка, марганцовка.
Последовательность действий:
Тот же опыт повторила при одинаковых температурах воды(приложение 11) ,но при этом помешала ложкой воду с марганцовкой во втором стакане(приложение 12) и увидела что во втором стакане вода быстрее приняла окраску марганцовки(приложение 13) .Значит диффузия зависит и от механического действия.
Тема : «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОЛЕКУЛ»
Опыт №1.
Материалы: полиэтиленовый мешок ,карандаш, вода.
Последовательность действий:
Взяла полиэтиленовый мешок(приложение 14) и карандаш(приложение 15). Мешок наполовину наполнила водой(приложение 16). Затем проткнула насквозь карандашом этот мешок(приложение 17).(карандаш остался воткнутым).Вода почти не вытекает. Это происходит из-за того, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу.
III.Заключение. Выводы.
Проделав такие опыты ,я убедилась ,что явления природы можно доказать и в домашних условиях, имея подручные средства. И таким образом, я добилась той цели, которую поставила перед собой в данной исследовательской работе.
Список изученной литературы
1.О.Ф Кабардин, В.А .Орлов ,А.В Пономорева «Факультативный курс физики»
2.Н.А.Родина,Е.М. Гутник, И.Г. Кириллова «Самостоятельная работа учащихся по физике»
3.О.Ф.Кабардин,С.И.Кабардина, В.А.Орлов «Физика 7-11 классы»
4.А.В Перышкин «Физика-7 класс»
5.З.А Вологодская, А.В Усова «Дидактический материал по физике-7 класс
Приложения
Приложение 1:
Приложение 2:
Приложение 3:
Приложение 4:
Приложение 5:
Приложение 6:
Приложение 7:
Приложение 8:
Приложение 9:
Приложение 10:
Приложение 11:
Приложение 12:
Приложение 13:
Приложение 14:
Приложение 15:
Приложение 16:
Приложение 17:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.