МБОУ "Средняя общеобразовательная школа р.п. Свободный
Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области"
"И все-таки я буду историком!"
Л.Н.Гумилев
Исследовательская работа
на тему:
Работу выполнила:
ученица 10 класса
Митрофанова Александра
Евгеньевна
Научный руководитель:
Воробьева Екатерина
Андреевна
Саратов
2019г.
План
Введение……………………………………………………………..…3-5
Глава I. Жизнь и деятельность Л.Н. Гумилева…………………….…6-8
Глава II. Исторические труды Л.Н. Гумилева………………………..9-12
Заключение …………………………………………….………………13-14
Список используемой литературы………………….…………………15
Введение
Сегодня в нашей стране наблюдается небывалый рост интереса к истории. Чем он вызван, на чем основан? Часто можно слышать, что запутавшись в проблемах современных, люди обращаются к истории, в поисках выхода из тяжелых ситуаций. Как говорили в старину, «за поучительными примерами»[1]. Пусть так, но в таком случае интерес к истории свидетельствует о другом: современность и история воспринимаются большинством как принципиально разные, несовместимые временные стихии. Часто история и современность просто сталкиваются лбами: «Нам интересна только современность и нужно знание только о ней!»[2].
Действительно, для противопоставления современности и истории есть некоторые основания. Само слово «история» подразумевает «бывшее, раньше, не сегодняшнее», а значит, и историческая наука, немыслима без учета изменений, отделяющих «вчера» от «сегодня». Говоря «современность», мы, напротив, имеем в виду некоторую привычную и кажущуюся нам стабильной систему взаимоотношений внутри страны и за ее пределами. Вот это-то привычное, знакомое, почти неизменное и понятное и противопоставляется истории - чему-то неочевидному, неосязаемому и потому непонятному.
И ведь мало кому приходит в голову, что в свое время прошлое тоже было современностью. Значит, видимое постоянство современности - обман, и сама она ничем не отличается от истории. «Все настоящее - лишь момент, тут же становящийся прошлым, а вернуть сегодняшнее утро ничуть не легче, чем эпоху Пунических войн. И как это ни парадоксально, именно современность мнима, а история - реальна. Для нее характерна смена эпох, когда внезапно рушится равновесие народов и держав: малые племена совершают великие походы и завоевания, а могучие империи оказываются бессильными; одна культура сменяет другую, а вчерашние боги оказываются никчемными истуканами»[3] - утверждает Лев Гумилев, гениальный русский историк и философ ". Чтобы понять исторические закономерности, работали поколения настоящих ученых, книги которых до сих пор находят своего читателя.
Итак, история - это постоянные изменения, вечная перестройка кажущейся стабильности. Вся история человечества состоит из череды изменений. «Может быть, смена империй и царств, вер и традиций не имеет никакой внутренней закономерности, а представляет собой не поддающийся объяснению хаос? Издавна люди пытливые стремились найти ответ на этот вопрос, понять и объяснить истоки своей истории. Ответы получались, естественно, разные, ибо история многогранна: она может быть историей социально-экономических формаций или военной историей; историей техники или культуры; историей литературы или религии»[4].
В своей работе мне бы хотелось рассказать вам о неординарном мыслителе Гумилеве Льве Николаевиче. Человек широкого кругозора: географ, историк, востоковед, этнолог.
Научное творчество Льва Гумилева актуально и в международно-политическом и практическом смысле - оно является научно-историческим обоснованием толерантных евро-азиатских подходов к современному миру в условиях региональной интеграции и глобализации. Л.Н. Гумилев, как ученый-гуманист, доказывал, что «... истинная дружба народов возможна только при глубоком уважении к достоинству, чести, культуре, языку и истории каждого народа, широком общении между ними. Мы должны всячески способствовать дальнейшему расширению контактов национальных культур, их взаимному обогащению, их подъему и расцвету[5]».
· Целью моей работы было:
- рассмотреть идеи на видение исторического прошлого, которые представлены в научных трудах Льва Николаевича;
- при каких обстоятельствах они были созданы и как отразились на его судьбе.
· Перед собой я поставила задачи:
- познакомиться с жизненным путем Льва Николаевича, его деятельностью, м научных взглядов и выявить их роль в современной истории.
Для написания данной работы мною была использована следующая литература: Беем А.Л. «Еще о Гумилеве»[6], в данной работе множество чрезвычайно любопытных штрихов для понимания личности Гумилева. Здесь переданы факты интересных событий из жизни Льва Николаевича.
Лавров С. «Лев Гумилев. Судьба и идеи»[7], в книге отражена жизни Льва Николаевича: его жизнь среди современников, жизненный путь с подъемами и срывами. Перед нами раскрывается образ ученого, его мысли и идеи, его мировоззрение на жизнь и видение исторического прошлого России, которые в последствие отражаются в научных трудах Льва Николаевича.
Лукницкая В. Н. «Л.Н.Гумилев»[8], в данной книге рассматриваются жизнь и творчество Гумилева. Ценность данной работы в том, что автор пользовался дневниковыми записями Льва Николаевича.
Одоевцева И. «Жизнь и творчество Л.Н. Гумилева»[9], в данной книге рассматривается становление Льва Николаевича как ученого, так же здесь анализируются его исторические труды, показано как и при каких обстоятельствах они были созданы и каким образом они отразились на судьбе Л.Н. Гумилева.
Ставицкий В. «Тайна жизни и смерти Н. Гумилева»[10], данная работа вызывает непосредственный интерес к жизни и деятельности Льва Гумилева. Перед нами раскрывается портрет Льва Николаевича еще с детских лет до конца его жизни, так же прослеживается его дальнейшее становление как ученого.
Беляков С.С. «Гумилёв сын Гумилёва[11]», в ней раскрывается полная картина его деятельности, в частности создание таких работ как «От Руси до России» и «Этногенез и биосфера Земли» и др..
Глава I. Жизнь и деятельность Л.Н. Гумилева
Гумилев Лев Николаевич родился 1 октября 1912 в Царском Селе в доме на Малой улице, в семье знаменитых русских поэтов Н.С.Гумилева и А.А.Ахматовой[12]. Брак родителей фактически распался в 1914, воспитанием занималась его бабушка, в усадьбе которой около Бежецка (Тверская область) прошли детские годы ребенка. С 6 лет он жил в Бежецке. «Я родился, правда, в Царском селе, - писал Лев Николаевич, - но Слепнево и Бежецк - это моя отчизна, если не родина. Родина - Царское село. Но отчизна не менее дорога, чем родина»[13].
Когда мальчику исполнилось 9 лет, его отец был обвинен в участии в белогвардейском заговоре и расстрелян. Позже этот факт не раз служил поводом для политических обвинений «сына врага народа»[14]. «Конечно, я узнал о гибели отца сразу: очень плакала моя бабушка, и такое было беспокойство дома», - вспоминал он в 1991 г. – «Прямо мне ничего не говорили, но через какое-то короткое время из отрывочных, скрываемых от меня разговоров я обо всем догадался. И, конечно, смерть отца повлияла на меня сильно, как на каждого влияет смерть близкого человека. Бабушка и моя мама были уверены в нелепости предъявленных отцу обвинений. И его безвинная гибель, как я почувствовал позже, делала их горе безутешным»[15].
В 1926г. переехал жить из Бежецка в Ленинград, к своей матери. В 1930г. ему отказали в поступлении в Пединститут им. Герцена из-за непролетарского происхождения и отсутствия трудовой биографии. Четыре года ему пришлось доказывать свое право на образование, работая чернорабочим, коллектором, лаборантом. В 1934г. поступил на исторический факультет Ленинградского университета, в 1935г. его впервые арестовали. Гумилева быстро выпустили, но отчислили из университета. В течение следующих двух лет он продолжал образование самостоятельно, изучая историю древних тюрок и восточные языки.
В «самом автобиографичном» из всех интервью Льва Николаевича так объясняется повышенное внимание к Льву в 30-х гг.: «Одно дело рядовой коллектор в окраинной экспедиции, а тут - студент исторического факультета, будущий общественный деятель. Как мог попасть в университет дворянский отпрыск, сын офицера-заговорщика, расстрелянного Советской властью?»[16].
В 1937г. его восстановили на историческом факультете, но год спустя вновь арестовали. После долгого следствия осудили на 5 лет ссылки в Норильске. После окончания срока он не мог покинуть Север и работал в экспедиции Норильского комбината. В 1944г. ушел добровольцем на фронт и в составе Первого Белорусского фронта и дошел до Берлина. В апреле 1945 г. он напишет: «Воюю я пока удачно: наступал, брал города, пил спирт, ел кур и уток, особенно мне нравилось воронье; немцы, пытаясь задержать меня, несколько раз стреляли в меня из пушек, но не попали. Воевать мне понравилось, в тылу гораздо скучнее»[17].
Сразу после демобилизации Лев Николаевич экстерном закончил исторический факультет Ленинградского университета и поступил в аспирантуру Института Востоковедения. Наученный горьким предыдущим опытом, Гумилев опасался, что на свободе ему долго находиться не дадут, поэтому в сжатые сроки сдал все экзамены и готовил диссертацию. Однако защитить ее молодой ученый не успел – в 1947г. его как сына опальной поэтессы исключили из аспирантуры. Научная биография вновь прервалась, Гумилев работал библиотекарем психиатрической больницы, а затем научным сотрудником Горно-Алтайской экспедиции. Наконец в 1948г. ему удалось защитить кандидатскую диссертацию по истории Тюркского каганата. Меньше года он проработал старшим научным сотрудником Музея этнографии народов СССР, пока его опять не арестовали. Новый 7-летний срок он провел в лагерях под Карагандой и под Омском. За это время он написал две научные монографии – Хунны и Древние тюрки[18].
В 1956г. вернулся в Ленинград, устроился работать в «Эрмитаж». В 1960 вышла в свет книга Хунну, вызвавшая противоположные рецензии – от разгромных до умеренно хвалебных. Докторскую диссертацию Древние тюрки, написанную им еще в лагере, Гумилев защитил в 1961г., а в 1963г. стал старшим научным сотрудником Института географии при Ленинградском университете, где и проработал до конца жизни.
В университете раскрылся еще один талант Льва Николаевича, как лектора, на его лекции по народоведению, которые он читал для небольшой группы студентов, собиралась огромная аудитория.
Пожалуй, спокойной и относительно благополучной можно назвать лишь четверть его жизни - последние двадцать лет. В 70-80-х гг. она текла спокойнее, не же ли раньше. Но в 1973г. эта благодать была временно нарушена самим Львом Николаевичем, вздумавшим стать «дважды доктором»[19]. Он представил свою диссертацию "Этногенез и биосфера Земли" на географический совет. Идея неплохая, оппоненты солидные: известный исследователь Средней Азии профессор Э. М. Мурзаев (Москва), заведующий кафедрой физической географии Пединститута им. А. И. Герцена профессор А. М. Архангельский и биолог профессор Ю. П. Алтухов. Защита прошла хорошо, даже красиво. Но вот начались неприятности - последовал вызов «на ковер» в Москву. В ответ на нелепый в эпоху интеграции наук вопрос: «А кто же Вы все-таки: историк или географ?», наш "подзащитный" наговорил много лишнего и был провален[20].
Лев Николаевич получал письма со всех концов нашей страны и даже из-за «бугра». На ТВ был организован курс его лекций. За 1970 – 1975 гг. число статей резко увеличилось. Книги Льва Николаевича переводят за границей.
Всего в 1977 – 1988 гг. было опубликовано 2 книги и 14 статей. Статьи выходят не только в СССР, но и за рубежом – в США, Англии, Италии, Венгрии, Польше.
Хотя многие взгляды ученого вызывали резкую критику его коллег, среди советской интеллигенции они пользовались все большей популярностью. Этому способствовала не только неординарность его идей, но и удивительная литературная увлекательность их изложения. В 1980-е Гумилев стал одним из самых читаемых советских ученых, его труды издавались большими тиражами.
В 1990 он перенес инсульт, но не прекратил научной деятельности. 15 июня 1992 Лев Николаевич Гумилев умер, его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавре.
Глава II. Исторические труды Л.Н. Гумилева
Историки ценят Гумилева прежде всего как тюрколога, внесшего большой вклад в изучение истории кочевых народов Евразии. В своем труде «Древняя Русь и Великая степь» он протестовал против распространенного мифа о том, будто кочевые народы играли в истории исключительно роль грабителей и разрушителей[21]. Взаимоотношения Древней Руси и степных народов (в том числе Золотой Орды) он рассматривал как сложный симбиоз, от которого каждый народ что-то выигрывал. Такой подход противоречил патриотической традиции, согласно которой монголо-татары якобы всегда являлись непримиримыми врагами русских земель. Монголы, воевавшие на трех фронтах: в Китае, в Иране, и с половцами в Поволжье, посылать большую армию на третьестепенный фронт просто не могли.
Батый совершил по Руси глубокий рейд, чтобы зайти в тыл половцам. Поэтому он и не оставил гарнизонов на Руси, а договор о дани был заключен через 20 лет после похода Батыя Александром Невским.
Наконец, почему надо пугаться термина «симбиоз», ведь буквально это значит совместная жизнь. «С XIII по XV век татары жили на Нижней Волге, а границей Руси была Ока, т.е. между ними простиралось огромное малонаселенное пространство. Обе стороны подчинялись правительству в Сарае. Все татарские походы на Русь совершались при помощи русских князей для борьбы с их соперниками, а русские сражались в татарских войсках во время гражданской войны в Орде: Ногая убил русский ратник»[22].
Так же заслугой Гумилева является внимание к исторической климатологии. Изучая «великие переселения» кочевых народов, ученый объяснял их колебаниями климатических условий – степени увлажненности и средних температур. В советской исторической науке такое объяснение крупных исторических событий не социальными, а естественными причинами казалось сомнительными.
Хочется отметить еще один труд Льва Николаевича «От Руси до России», если взглянуть на Евразию в начале I в. н.э. Западную оконечность великого Евразийского континента занимала Римская империя. Эта держава за восемь столетий до нашей эры, вобрала в себя множество народов. С германцами, жившими за Рейном, римляне воевали. И хотя их победоносные полководцы Германик и будущий император Тиберий доходили во главе легионов до Эльбы, уже к середине I в. н.э. от покорения германцев римляне отказались.
К востоку от германцев обитали славянские племена. Римляне называли их, как и германцев, варварами, но в действительности это был совершенно другой народ, отнюдь не друживший с германцами.
Еще восточнее, в беспредельных степях Причерноморья и Казахстана, мы обнаруживаем в это время народ, мало напоминающий европейский, - сарматов. А на границе с Китаем, на территории нынешней Монголии, кочевал народ хунны.
Восточная окраина Евразии, так же как и западная, была занята огромной державой - империей Хань. Китайцы, подобно римлянам, считали себя культурным, цивилизованным народом, живущим среди окружающих их варварских племен. Друг с другом римляне и китайцы практически не сталкивались, однако связь между ними все же была. Нитью между двумя империями, невидимой, но прочной, стал Великий шелковый путь. Но и на Великом шелковом пути китайцы и римляне не встречались, так как международной торговлей занимались евреи и согдийцы.
Зададимся простым вопросом: а что помешало этой отлаженной статичной системе отношений дожить до нашего времени? Почему мы сегодня не видим ни римлян, ни Великого шелкового пути? Да потому, что уже в конце I - начале II в. н.э. положение изменилось принципиально: пришли в движение многие народы, дотоле спокойно жившие в привычных им условиях[23].
Великое переселение народов началось с десанта готов - обитателей Скандинавии - в устье Вислы и германцев на юго – запад Римской империи. Последствием этого движения в IV в. стало причиной гибели единой Римской империи. Тогда же начали свое продвижение и славяне, покидавшие территорию между Вислой и Тисой и распространившиеся впоследствии от Балтики на севере до Адриатики и Балкан на юге, от Эльбы на западе до Днепра на востоке.
Из возникших в Сирии и Палестине христианских общин к тому времени возник новый этнос - "этнос по Христу". Носители некогда преследовавшегося учения сумели не только сохранить его, но и сделать официальной идеологией в одной из частей распавшейся империи. Так в противовес умирающему Западному Риму - возникла новая, христианская держава - Византия.
В той же Палестине возник очаг сопротивления римскому господству. Небольшой народ - иудеи - после двух восстаний, жестоко подавленных римлянами, покинул свою историческую родину. Но появление иудейской диаспоры и проповедь христианства обернулись для римлян усилением позиций восточных религий в самом центре империи и в ее провинциях.
Не только Ближний, но и Дальний Восток стал в это время источником бед для Рима. Ветвь хуннов, покинув степи Монголии, в результате беспримерной миграции оказалась в Европе. Уже в IV в. их потомки сокрушили королевство готов и едва не уничтожили саму Римскую империю.
Таким образом, если мы попытаемся представить себе Евразию V-VI вв., то увидим картину, совершенно не похожую на ту, что была в I в. Новые империи располагаются на окраинах континента – варварские королевства остготов, вестготов, франков - и совсем другие народы кочуют по просторам Великой степи.
После крушения советских идеологических догм, многие идеи Гумилева были приняты российским научным сообществом. В частности, возникла школа социо-естественной истории (ее лидером является Э.С.Кульпин), сторонники которой развивают концепцию Гумилева о сильном влиянии климатической среды и ее изменений на развитие добуржуазных обществ[24].
Среди «широкой публики» Гумилев известен не только как кочевниковед и историк-климатолог, а так же как создатель оригинальной теории формирования и развития этносов, в своем труде «Этногенез и биосфера Земли»[25].
Рассматривая с географической точки зрения, все человечество следует как антропосферу - одну из оболочек Земли, связанную с бытием вида Homo sapiens. Человечество, оставаясь в пределах этого вида, обладает замечательным свойством - оно мозаично, то есть состоит из представителей разных этносов. После зарождения в процессе формирования получают энергию из космоса и начинают свою активную деятельность - миграцию, военные столкновения, создание государств – это называется пассионарность. Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится исторический процесс. Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории.
Для Гумилева Л.Н. главным были люди, персонажи истории, их характеры, объяснение их поступков. «Со многими ханами и полководцами,- писал Гумилев,- я смог познакомиться, как будто они не истлели в огне погребальных костров 1300 лет назад»[26]. Итак, люди, а не просто рукописи; объяснение их помыслов и поступков, что не всегда реально основывать на рукописных свидетельствах.
В последние годы существования СССР, когда учение Гумилева об этногенезе впервые стало объектом публичного обсуждения, вокруг нее сложилась парадоксальная атмосфера. Людям, далеким от профессионального обществоведения, теория пассионарности казалась новаторской. Напротив, в профессиональной среде теория этногенеза считалась в лучшем случае сомнительной («цепью гипотез»), а в худшем – паранаучной так утверждал А.Т.Фоменко[27].
Труды Л.Н.Гумилева продолжают переиздаваться крупными тиражами, но их рассматривают скорее как своеобразную научную публицистику, чем научные труды в собственном смысле слова.
Заключение
Научные труды Л.Н. Гумилева стали прорывом к новым горизонтам исторического познания. В условиях, когда в исторической науке доминировал безжизненный социально-экономический материализм и европоцентризм, он смело применил к региональной и мировой истории этнологический подход, развил идею тюрко-славянской «комплиментарности» в Евразии. Л.Н. Гумилев вел в научный оборот новое фундаментальное цивилизационное понятие - «Великая Степь». Во многом через его концепцию произошло возвращение в общественное сознание культурно цивилизационной проблематики, идеи многообразия человеческой истории, ее нелинейного, циклического хода, осознание ограниченности европоцентризма. Поэтому не удивительно, что официальная историческая наука в 1970-е - 1980-е годы встала на путь замалчивания его работ. Однако бесконечно так продолжаться не могло. И к концу 1980-х годов в условиях гласности и взрывного общественного интереса к истории Л.Н. Гумилев стал по сути живым «классиком» - «евразийцем» (а для новой эпохи - «первым» открывшим дорогу современному евразийству). Именно поэтому пятнадцать лет назад, в 1996 году в будущей столице г. Астана, Указом Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева был открыт Евразийский национальный университет, которому было присвоено имя Л.Н. Гумилева. За прошедшие годы университет стал крупным столичным центром науки и образования.
Благодаря исследованиям Л.Н.Гумилёва загадочная и зачастую малопонятная история пространств, на которых развивалась история России и других народов, начиная с первых веков н.э., становится составной частью всемирной истории.
Сочетание традиционных приемов исторического исследования с глубоким географическим, климатологическим и этнологическим анализом позволило автору из разрозненных, внешне не взаимосвязанных событий, череды набегов, войн создать целостную картину событий истории, которые играют немаловажную роль в нашем мире.
Профессор Р. Итс так сказал о Гумилеве Л.Н.: «Удивительно! Читаешь текст и не хочется перепроверять факты, хочется верить, верить автору безусловно»[28].
Список используемой литературы
1. Беем Л.А. Еще о Гумилеве. М., 1989
2. Лавров С. Лев Гумилев. Судьба и идеи. М., 2000
3. Лукницкая В. Н. Гумилев Л., 1990
4. Одоевцева И. Жизнь и творчество Л.Н. Гумилева. М., 1982
5. Ставицкий В. Тайна жизни и смерти Н. Гумилева М., 1992
6. Беляков С. С. Гумилёв сын Гумилёва. М., 2013.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Беем Л.А. Еще о Гумилеве. М., 1989 С. 3
[2] Беляков С.С. Гумилёв сын Гумилёва. М., 2013 С.11
[3] Беляков С.С. Указ. соч. С.14
[4] Беем Л.А. Указ. соч. С. 4
[5] Беляков С.С. Указ. соч. С.21
[6] Беем Л.А. Указ. соч. 2
[7] Лавров С. Лев Гумилев. Судьба и идеи. М., 2000. С.3
[8] Лукницкая В. Л.Н. Гумилев Л., 1990. С. 2
[9] Одоевцева И. Жизнь и творчество Л.Н. Гумилева. М., 1982. С. 2
[10]Ставицкий В. Тайна жизни и смерти Н. Гумилева М., 1992
[11] Беляков С. С. Гумилёв сын Гумилёва. М., 2013.
[12] Лавров С. Указ. соч. С.8
[13] Лукницкая В. Указ. соч. С.14
[14] Одоевцева И. Указ. соч. С.17
[15] Лукницкая В. Указ. соч. С.21
[16] Ставицкий В. Указ. соч. С. 34
[17] Лукницкая В. Указ. соч. С.43
[18] Лавров С. Указ. соч. С.76
[19] Ставицкий В. Указ. соч. С. 74
[20] Там же. С. 76
[21] Одоевцева И. Указ. соч. С.87
[22] Одоевцева И. Указ. соч. С.90
[23] Лавров С. Указ. соч. С.124
[24] Ставицкий В. Указ. соч. С. 97
[25] Беляков С. С. указ. соч. С. 152
[26] Ставицкий В. Указ. соч. С.173
[27] Беем Л.А. Указ. соч. 165
[28] Лавров С. Указ.соч. С. 267
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.