Исследовательская работа по русскому языку "Изучение влияния СМИ на речь современного школьника"

  • docx
  • 25.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дебердеева Карина.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 пос. Чаадаевка

 

 

                          

 

 

 

 

 

Изучение влияния СМИ на речь современного школьника

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ученица 10 класса Дебердеева Карина

Руководитель: Маракаева Ольга Владимировна

 

 

 

2021 год

 

 

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………………...............3

 2. Теоретическая часть ……………………………………………………….………….5    

    2.1. Что такое СМИ?........................................................................................................5 

    2.2. Влияние СМИ….…………………………………………………....…...……..….6

 3. Практическая часть……………………………………………………….…...…….…7

     3.1. Проведение исследования «Влияние СМИ на речь подростков» .....………….7 

     3.2. Способы решения выявленных проблем…….……………………….…..…….10

4. Заключение…..……………………….…………………………….……...………..…12

5. Список информационных источников…………………..………...…..…………….13    6. Приложение…………………………………….……………………..………….……14

6.1. Приложение……………………….……………………………………………14

6.2. Приложение……………………………….……………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 1.  Введение

В последнее время уровень грамотности и культуры речи современных людей  значительно снизился. Я стала  замечать, что мои сверстники стали говорить и писать, не соблюдая правил русского языка. Но наш родной язык - это великое богатство, которое мы должны сохранять. Мы засоряем его иностранными словами, упрощаем речь и перестаём уделять внимание тому, как мы говорим, каков наш речевой портрет. Именно поэтому я решила провести исследование и выяснить причину падения уровня грамотности и культуры речи.

Объект исследования: средства массовой информации

Тема: «Изучение влияния СМИ на речь современного школьника»

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в настоящее время уровень грамотности школьников, а также их речевой этикет снижается, а способствуют этому, безусловно, источники СМИ: Интернет, телевидение, радио, газеты, журналы. 

На основе определённой цели мною была выдвинута гипотеза данного исследования: я считаю, что причиной снижения уровня грамотности и культуры речи у подростков является не только снижение читательского интереса, но и огромное воздействие на нас  средств  массовой информации и интернета.

Цель исследования: выяснить причину падения уровня грамотности и культуры речи у подростков, влияние на речевую культуру средств массовой информации.

Задачи исследования:

- Рассмотреть понятие «СМИ».

- Проанализировать функции СМИ.

- Выявить сущность влияния СМИ на речь подростка.

- Провести опрос среди учащихся школы с целью выяснения их отношения к СМИ.

- Определить способы решения выявленных проблем.

Методы исследования. Для решения поставленных задач я использовала следующие методы:

- эмпирический (анкетирование, наблюдение за речью учащихся, сравнение, анализ, обработка данных анкетирования)

- теоретический (изучение научной литературы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретическая часть

1.1.Что такое СМИ?

Что такое СМИ? СМИ - это средства массовой информации, которые уведомляют нас о происходящих в мире изменениях.

Отличительная черта СМИ – это публичность, неограниченный круг пользователей,  непостоянный объём аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса.

К СМИ относятся:

- Печатные издания (пресса): газетыжурналы

- Электронные СМИ: телевидениерадио, интернет

Функции СМИ:

1.     Информирование о происходящих событиях.

2.     Помощь в решении отдельных проблем.

3.     Развлечение и досуг.

Кроме информационных и развлекательных программ, телевидение и радио предлагают нам познавательные передачи. Много полезного об окружающем мире и обществе можно узнать из научно-популярных журнальных изданий. В этом проявляется ещё одна функция СМИ – передача знаний об обществе от одного поколения к другому.

Но есть и другое, менее заметное влияние СМИ на каждого из нас. От увиденного по телевизору,  прочитанного в газете и журнале, услышанного по радио  меняются сложившиеся взгляды и предпочтения людей.

 

 

 

2.2. Влияние СМИ

Под влиянием СМИ, происходит изменение речевой культуры, формируются процессы, которые ведут к снижению качества речи. Особое беспокойство вызывает  негативное влияние современных средств массовой информации на молодое поколение.  Подростки бессознательно впитывают в себя всё, что их окружает. СМИ оказывает влияние не только на грамотность людей, но и на их поведение.

Именно в средствах информации происходят изменения норм русского языка. С одной стороны, СМИ держат нас в курсе событий. С другой же стороны, мы отступаем от норм речи и  используем:

- жаргонизмы («кайф», «тусовка», «крыша поехала» и др);

-иноязычные слова («эксклюзивный», «харизма», «прайс-лист», «тинейджер»,«секьюрити» и др.);

- разговорные и просторечные слова ( «чё», «щас», «гриш» и др.);

- интернет-сленг («инфа», «уважуха», «по чесноку» и др.);

- использование графических элементов или пиктограмм ( « :) -улыбка», « :(-грусть» и др.)

 С этой целью мной был составлен словарь подросткового сленга (Приложение 6.1).

 

 

 

 

 

3. Практическая часть

3.1.Проведение исследования «Изучение влияния СМИ на речь подростка»

  Подростки формируют свои мнения и вкусы  под воздействием телевидения и Интернета.  Большую часть информации, которую школьники получают из интернета, начинают считать собственным мнением.

В исследовании я нашла ответы на следующие вопросы: Действительно ли существует проблема снижения уровня культуры речи и грамотности? В чём её причины? Каковы последствия? Возможно ли остановить падение уровня грамотности и культуры речи школьников и как это сделать?

Я провела небольшой опрос для учащихся 10 класса с целью выяснения их отношения к современным источникам информации. Анкетирование проводилось в течение недели. ( Приложение 6.2)

На первый вопрос: «Используете ли вы в устной речи сленг, заимствованный из Интернета?» - все участники (100%) используют сленг в своей речи.

( Приложение1)

Вывод: Интернет-сленг активно употребляется в речи подростков.

На второй вопрос: «Чем вы займётесь в свободное время?»  - 70% ответили, что будут общаться в социальных сетях, лишь 30 %  предпочитают читать книгу.

( Приложение2)

 Вывод: Интернет-общение способствует развитию безграмотности у молодого поколения.

На третий вопрос: «Общаешься ты в Интернете?» -  все участники (100%) используют Интернет для общения. ( Приложение3)

Проанализировав ответы на вопрос: «Какой способ общения ты предпочитаешь?» - получила результат, что  50% участников предпочитает общаться в социальных сетях, а другие 50% - при встрече. ( Приложение 4).

Из ответов на вопрос "Почему ты используешь сленг?" -  я поняла, что сленг стал популярным благодаря  современному способу  общения между людьми и потому, что «это модно». Сленговые выражения переходят от одного человека к другому не только из уст в уста, но и при переписке. ( Приложение 5).

Полученные ответы на вопрос «Применяешь ли ты орфографические правила, когда общаешься в Интернете?» - были разными.

Многие из опрашиваемых ответили : «Иногда». Можно сделать вывод, что современные подростки выражают свои мысли быстро и эмоционально, не обращая внимания на грамотность.

 Примеры вариантов ответов на вопрос: «Какие слова ты чаще всего изменяешь при общении?" - были такими:

пж - пожалуйста;

щас – сейчас;

ок - хорошо;

хай, пиривет, прив, привки – привет;

седня – сегодня;

чё? - что говоришь?;

норм – нормально;

ахах – «смех»;

чмоки-чмоки - целую;

пасибки, спс, пасиб – спасибо;

 супер – здорово;

здаров, даров - здравствуй;

дз - домашнее задание;

комп – компьютер;

родаки, предки – родители;

 Ава — сокращённый вариант от слова "аватарка"; фотография пользователя в профиле соцсети;

Бомбит — бесит, раздражает, напрягает;

Бра, бро — уважительная и дружественная форма обращения;

Варик — сокращённое от слова "вариант";

Го — пойдём, начинай, давай; от английского глагола go (давай, пойдём);

Жиза — правда, жизненная ситуация, близкая читателю; 

Зашквар — позор, недостойно, плохо, не модно;  

ЛС — личные сообщения;

ЛП/ЛД — лучшая подруга, лучший друг;

Поч — сокращённое от наречия, местоимённого вопросительного союзного слова «почему»; 

Паль — подделка;

Рофлить  — смеяться до слёз;

Сорян — прости, извини;

Топ — самое актуальное, лучшее, модное;  

Фейк — подделка, неправда, обман;

Харе, стопэ — хватит, остановись;

Шмот — модная, крутая одежда. 

Среди причин использования замены, искажения слов опрашиваемые отмечали следующие: «так короче», «так прикольно», «приколдес».

На вопрос «Как ты думаешь, влияет ли изменение написания слов в Интернете на твою практическую грамотность?»  - ответили «да» - 80%  и 30% «нет».  (Приложение 6)

3.2. Способы решения выявленных проблем

Моё исследование показало, что уровень грамотности и культуры речи снижается и наибольшее влияние на современного человека оказывают СМИ и Интернет. Из-за неграмотной речи блогеров, музыкальных исполнителей, из-за ошибок, допускаемых тележурналистами и авторами объявлений, мы тоже  начинаем говорить и писать неправильно.

    Я считаю, что решить эту проблему сможем с помощью сознательной работы по повышению культуры речи человека. Если люди, распространяющие массовую информацию, будут показывать пример грамотной речи, любви к чтению хорошей литературы, то и мы сможем противостоять вредному влиянию СМИ на сознание и речь подростков.

Я хотела бы дать советы моим одноклассникам и их друзьям:

1)Больше читать классическую и научно-популярную литературу.

2) Просматривать развивающие видеоролики, фильмы, телепередачи.

3)Сокращать количество времени, проведённого за компьютером и планшетом (за компьютером – не более 3 часов в день, за планшетом – не более 2 часов).

4)Слушать много разнообразной и качественной музыки.

6)Следить за своей речью (не употреблять разговорные и иноязычные слова, нецензурные выражения и жаргонизмы). 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  4.Заключение

По итогам проведенного исследования можно сделать вывод,  что влияние СМИ на подростков чрезвычайно велико, причем наибольшее воздействие  оказывает Интернет.
На первом месте у современного общества стоит общение в социальных сетях. Подростки практически перестают следить за правильностью написания слов в переписке друг с другом в чатах и электронной почте. При общении в социальных сетях они используют сокращения и жаргонизмы, применяют заимствованные иностранные слова вместо существующих русских. Информацию различного содержания черпают  не в книгах, энциклопедиях и справочниках, а в сети Интернет и из СМИ.

Языковая культура речи и грамотность зависят от самих людей. Наш язык настолько богат, что позволяет при помощи слов  передать красоту природы и окружающего мира, показать эмоции и чувства, рассказать о любом событии   полно ивыразительно.

 

 

 

 



 

 

 

 

 

5. Список информационных источников

1. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студентов вузов / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.; Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект-Пресс, 2014. — 213 с.

2. https://moluch.ru/archive/189/47856/

3.Https://www.prodlenka.org/publikacii-uchaschihsja/proektnye-raboty/8927-vliyanie-smi-na-podrostkov

4. https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-smi-na-formirovanie-lichnosti-podrostka

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Приложение

6.1. Приложение

                              Словарь подросткового сленга

Пж - пожалуйста

Щас – сейчас

Ок - хорошо

 Хай, пиривет, прив, привки – привет

Седня – сегодня

Чё? - что говоришь?

Норм – нормально

Ахах – «смех»

Чмоки-чмоки - целую

Пасибки, спс, пасиб – спасибо

 Супер – здорово

Здаров, даров - здравствуй

Дз - домашнее задание

Комп – компьютер

Родаки, предки – родители

 Ава — сокращённый вариант от слова "аватарка"; фотография пользователя в профиле соцсети. 

Бомбит — бесит, раздражает, напрягает. 

Бра, бро — уважительная и дружественная форма обращения

Варик — сокращённое от слова "вариант". 

Го — пойдём, начинай, давай; от английского глагола go (давай, пойдём).

Жиза — правда, жизненная ситуация, близкая читателю. 

Зашквар — позор, недостойно, плохо, не модно.  

ЛС — личные сообщения.

ЛП/ЛД — лучшая подруга, лучший друг. 

Поч — сокращённое от наречия, местоимённого вопросительного союзного слова «почему» 

Паль — подделка

Рофлить  — смеяться до слёз

Сорян — прости, извини

Топ — самое актуальное, лучшее, модное  

Фейк — подделка, неправда, обман 

Харе, стопэ — хватит, остановись

Шмот — модная, крутая одежда   

 

6.2. Приложение

Результаты анкетирования учеников 10 класса

Приложение 1


   Приложение 2

 

Приложение 3

 

 

Приложение 4

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

 

Приложение 6

 


 

Скачано с www.znanio.ru