Муниципальное казенное образовательное учреждение
МКОУ Куртамышкого района
«Куртамышская средняя общеобразовательная школа № 2»
Исследовательская работа
по технологии на тему
«Мы с природой дружим,
мусор нам не нужен
Автор проекта:
Бухалко Екатерина,
обучающаяся 8 «Г» класса.
Руководитель проекта:
Татарникова О.С.,
учитель технологии
г. Куртамыш
2021 год
Содержание.
1.Введение
1.1. обоснование выбора темы работы…………………………………………….. 5 с.
1.2. объект и предмет исследования ………………………………………………. 5 с.
1.3. цель и задачи исследования …………………………………………………... 5 с.
1.4. гипотеза ………………………………………………………………………… 6 с.
1.5. методы исследования…………………………………………………………... 6 с.
1.6. новизна исследовательской работы…………………………………………… 6 с.
1.7. значимость и прикладная ценность работы…………………………………... 6 с.
2.Основная часть
2.1.Подготовка к
исследованию.......................................................................................7
с.
2.1.1. Исторические сведения.....................................................................................7
с.
2.2. Проведение исследования..........................................................................................8
с.
2.2.1. Первый этап - количество пластиковых бутылок на улице..........................8 с.
2.2.2. Второй этап - ассортимент
продуктов питания в магазине
«Магнит» с использованием упаковки из пластика………………………….8 с.
2.2.3. Третий этап - социологический опрос одноклассников…………………….8 с.
2.2.4. Четвёртый этап - опыты по сжиганию и разложению пластика……………9 с.
2.3. Результаты исследований…………………………………………………………...9 с.
2.4. Утилизация пластика………………………………………………………………..10 с.
2.5. Вторая жизнь пластиковой бутылки……………………………………………….11 с.
3. Практическая часть
3.1. Введение…………………………………………………………………………...12 с.
3.2. Изготовление «Райской
птицы» ……………………………………………….12-13 с.
4.Заключение....................................................................................................................14-15
с.
5.Источники информации..............................................................................................15
6.Приложения...................................................................................................................16-24
с.
Этапы выполнения исследовательской работы
№ п/п |
Этапы |
Сроки |
1 этап |
Подготовка к исследовательской работе |
Март 2021 |
1.1 |
Найти проблему – то, что хотелось бы изучить и исследовать. |
|
1.2 |
Определить тему исследовательской работы. |
|
1.3. |
Описать актуальность исследовательской работы, т.е. обосновать выбор именно этой темы работы. |
|
1.4. |
Сформулировать цель исследовательской работы и задачи исследовательской работы. |
|
1.5. |
Выбрать оптимальный вариант решения проблемы. |
|
1.6. |
Составить вместе с учителем план работы для реализации своей исследовательской работы. |
|
2 этап |
Планирование исследовательской работы |
|
2.1. |
Определиться, где планирую искать информацию. |
|
|
Определить способы сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию. |
|
2.2. |
Выбрать способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет отчет: текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования и опытов, конечного результата. |
|
3 этап |
Исследование |
Апрель 2021 |
3.1. |
Собрать необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, провести расчеты, замеры, подобрать качественный и безопасный материал и оборудование для эксперимента, опыта, наблюдения . |
|
3.2. |
Провести запланированные действия: опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую исследовательскую работу, поисковую работу. |
|
3.3. |
При использовании лабораторного оборудования, инструментов, при выходе на природу и т.д. соблюдать правила техники безопасности, пожарной безопасности, быть внимательной и осторожной. |
|
3.4. |
Найти информацию о том, где и как проходит утилизация пластика. |
|
3.5. |
Найти информацию о предприятиях нашего региона, которые занимаются переработкой пластика. |
|
3.6. |
Выбрать изделие из пластиковой бутылки, спланировать этапы работы по её изготовлению.
|
|
4 этап |
Выводы |
|
4.1. |
Провести анализ информации, полученной в ходе исследовательской работы. |
апрель 2021 |
4.2. |
Дать экономико-экологическое обоснование: экономически выгодно, экологично ли выполнение данной исследовательской работы. |
|
4.3. |
Сформулировать выводы: добилась ли того, что ставила в цели и задачах. |
|
5 этап |
Отчет и защита исследовательской работы |
апрель 2021 |
|
Оформить и подготовить представление результатов своей работы: устный отчет с демонстрацией презентации. |
|
План работы
№ п\п |
Форма проведения |
Тема |
Срок реализации |
Исполнители и участники |
1 |
Проведение социологического опроса. |
Анкета «Что ты знаешь о бытовых отходах?» |
Март 2021 |
Бухалко Е.М., ученица 8-го класса. |
2 |
Классный час. |
Определение содержания, форм и методов организации работы над проектом. |
Март 2021 |
Татарникова О.С, учитель. |
3 |
Урок химии. |
Проведение опытов о разложении и горении пластика. |
Апрель 2021 |
Пономарева О.Ю., учитель химии. |
4 |
Уборка территории учебного заведения. |
Проведение субботника в школьном парке среди обучающихся школы. |
Апрель 2021 |
Белослудцев В.И., классный руководитель |
5 |
Изготовление продукта исследовательской работы. |
Работа над созданием «Райской птицы» |
Апрель 2021 |
Бухалко Е.М., ученица 8-го кл. |
6 |
Классный час. |
«Очистим планету от мусора» |
Апрель 2021 |
Белослудцев В.И., классный руководитель |
Введение
Обоснование выбора темы работы
Загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Ежедневно в населенных пунктах образуется огромное количество бытовых отходов. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. Если весь накопившийся мусор не уничтожать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с самую высокую горную вершину мира – Эверест около 9 км. Статистика показывает, что количество мусора растет с каждым днем.
Да, человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. В каждом доме образуется огромное количество различных бытовых отходов, которые в конечном итоге выбрасываются на свалки, сжигаются.
Проблема мусора в последние годы стоит на первом месте среди других экологических проблем. По мнению специалистов, в настоящее время на каждого жителя планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год.
На территории нашего города тоже увеличилось количество мусорных отходов. Порой люди забывают, что для них существует специально-отведенное место – мусорный бак. Особенно весной, после схода снега, мы видим большое количество мусора на улицах города. Всё чаще и чаще, идя на работу, на учёбу, в магазин или просто прогуливаясь по улицам города, местные жители сталкиваются с загрязненными улицами и с неприглядными кучками в самых разных местах. Мне бы не хотелось видеть свой город в таком состоянии, поэтому я надеюсь, что люди задумаются над данной проблемой и в дальнейшем будут более обдуманно поступать с выбросом мусора.
Объектом исследования для меня стали пластиковые бутылки.
Предмет исследования: возможность вторичного использования пластиковых бутылок.
Тема исследовательской работы: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»
Цель: исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы, узнать, наносят ли они вред человеку, природе и как можно дать «вторую жизнь» использованным пластиковым бутылкам.
Задачи исследования:
· изучить литературу и интернет-ресурсы по данной теме;
· провести исследование о том, какое количество продуктов питания упаковывается в пластик, какой вред может нанести сжигание пластика и можно ли использовать его вторично;
· познакомиться с предприятиями, работающих на основе современных производственных технологий по переработке бытового мусора и узнать, есть ли такие в нашем регионе;
· показать на примере своей работы, как можно использовать бытовой мусор в целях сохранения окружающей среды;
· привлечь внимание школьников к данной проблеме и научиться делать красивые вещи из мусора.
Гипотеза: можно ли уменьшить количество мусора в природе, если использовать вторично пластиковые бутылки, например, делать из них простые поделки для украшения дома, дачи или садового участка.
Методы исследования:
v метод социологического исследования – анкетирование;
v метод анализа литературных источников, интернет;
v метод наблюдения;
v лабораторный опыт;
v практическая деятельность;
v сравнение;
v фотографирование.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что вторичное использование пластиковых бутылок сохраняет окружающую среду, развивает творческие способности.
Значимость и прикладная ценность работы:
сохранение окружающей среды
изготовление «Райской птицы» из бутылок для украшения сада.
Ожидаемый результат:
- узнаю, кто и когда придумал пластиковые бутылки;
- выясню, пользу или вред они приносят;
-узнаю о предприятиях нашего региона, которые занимаются утилизацией мусора;
- придумаю вторую жизнь;
-привлеку внимание ребят к сохранению окружающей среды;
- постараюсь вызвать интерес к творчеству и выдумке обучающихся нашей школы.
Подготовка к исследованию
По рассказам моих родителей, бабушек и дедушек во время их молодости проблемы с мусором, экологией не существовало, т.к. не было производства пластика в таком огромном количестве, как сейчас. Упаковки для продукции были такие, что их можно было бы сразу сжечь или сдать на переработку и это не приносило никакого вреда ни человеку, ни природе. Стеклянные бутылки собирали и сдавали в магазины в обмен на деньги. Эти бутылки увозили на переработку и изготовление новых. А теперь? Теперь и стеклянные, и пластиковые бутылки засоряют наши улицы.
Исторические сведения
Мусор всегда играл важнейшую роль в человеческой культуре. История мусора показывает, что эта проблема решалась уже в далёком прошлом. Примерно 3 тыс. лет до н.э. на острове Крит были построены первые в истории человечества централизованные помойки: мусор сваливали в специально вырытые ямы, слои мусора пересыпали слоями земли.
А 2500 лет до н.э. был принят закон, в котором граждане города Афин должны вывозить мусор на расстояние не менее 1,5 км от городской черты.
16 век - английская королева Елизавета Первая даровала специальные привилегии сборщикам тряпья, которое шло на производство бумаги.
Во многих странах Европы свиней выгоняли на улицу, чтобы те поедали мусор, отходы.
18 век - мусор на службе войны. Сбор металлических отходов в США был объявлен патриотическим долгом, он шёл на переплавку.
1895 год. В Нью-Йорке создана первая в мире сортировка мусора. Жители города были обязаны разделять пищевые отходы, бумагу, металл и выбрасывать их в отдельные баки, стоящие на улице.
В СССР утилизации придавалось большое значение, по всей стране существовали пункты сбора стеклотары. Для сбора макулатуры и металлолома привлекались школьники.
В настоящее время мы имеем возможность пользоваться посудой из самых различных материалов – от «древних» глины и дерева, до ультрасовременных пластиков и композитных материалов.
Одноразовая пластиковая посуда – это продукт, разработанный специально для того, чтобы быть дешевым заменителем фарфоровой и стеклянной посуды, с большинством видов, а также многоразовым (с разной по времени длительностью) и одноразовым использованием. Впервые пластиковая бутылка появилась на рынке США в 1970 году. На территории России пластиковые бутылки получили популярность после прихода на рынок безалкогольных напитков западных корпораций «Кока-Кола» и ПепсиКо. Первый завод по производству пластиковых бутылок для лимонада в СССР открыла компания «ПепсиКо» в 1974 году в Новороссийске. В наше время пластиковые бутылки используют не только производители газированных напитков, но и косметические и парфюмерные фабрики, молочные комбинаты.
Проведение исследования
Первый этап - количество пластиковых бутылок на улице
К концу марта потепление добралось и до города Куртамыша: начал таять снег, а вместе с этим на улицах обнажился прошлогодний мусор. На снегу разбросаны бутылки и банки из-под горячительных напитков, использованные маски, пластиковые стаканчики и многое другое.
По дороге из школы я решила посчитать, сколько же бутылок встретится на моём пути. Результаты исследования меня очень огорчили. Пройдя путь в 3 км, было обнаружено 47 бутылок! Пластик встречался на каждом шагу: на территории жилых домов, на проезжей части и даже на школьном участке.
Вывод: многие улицы, дороги захламлены мусором, большую часть которого составляют пластиковые бутылки (Приложение 1).
Почему же в настоящее время стало так много мусора именно в пластиковых упаковках?
Второй этап - ассортимент продуктов питания в магазине «Магнит» с использованием упаковки из пластика.
Посетила наш магазин «Магнит», что расположен рядом со школой. Квасы, лимонады, растительное масло, соусы, кетчупы, молочные продукты, минеральная вода, приправы – это неполный список продуктов, которые человек чаще всего покупает в пластиковой бутылке. В хозяйственном магазине встретился также немалый перечень товаров, упакованных в пластиковую тару: шампуни, ополаскиватели, жидкое мыло, моющие и чистящие средства, стеклоочистители и др. Посмотрела и посчитала товар, упакованный в пластик:
масло подсолнечное – 20 разновидностей;
напитки-56 разновидностей;
молочная продукция-18 разновидностей и многое другое.
Вывод: почти весь товар упакован в пластик. Не все люди привыкли его правильно утилизировать, поэтому мы видим его на улицах города в большом количестве (Приложение 2).
Третий этап - социологический опрос
В социологическом опросе приняли участие мои одноклассники в количестве 20 человек. Отвечая на вопрос «Куда деваются пластиковые бутылки после использования?», 14 чел. сразу утилизируют данный мусор, не задумываясь, что он может стать очень полезным сырьем для многих нужных и интересных вещей, изготовленных своими руками.
Ответы восьмиклассников на вопросы анкеты «Что ты знаешь о вторичной жизни бытовых отходов?» (приложение 3) показали, что 12 человек не знают о способах утилизации и переработки мусора.
Анализируя результаты анкетирования (приложение 4), можно отметить необходимость в изучении и распространении среди учащихся нашего класса методов использования вторичного сырья.
Вывод: именно пластиковые бутылки являются самым распространённым бытовым мусором. Большинство людей сразу выбрасывают их, не задумываясь, что он может стать очень полезным сырьем для многих нужных и интересных вещей, изготовленных своими руками.
Четвёртый этап - опыты по сжиганию и разложению пластика
На уроке химии с учителем Пономарёвой О.Ю. мы провели опыты.
Сжигание: при сжигании пластика различных видов выделяется ядовитый дым, который загрязняет атмосферу.
Мы с одноклассниками и учителем химии решили провести несколько опытов, чтобы наглядно увидеть и убедиться в необходимости изучения данной проблемы.
Опыт 1. Разложение веществ под действием химических реактивов.
Фрагменты пластиковой бутылки, капроновой и атласной ленты, воздушного шарика и бумаги мы поместили в раствор серной кислоты и в гидроксид натрия (щёлочь) и наблюдали результат в течение недели.
Опыт 2. Горение.
Мы взяли фрагменты тех же предметов, по очереди сжигали их и наблюдали за результатом. Работа проводилась в вытяжном шкафу при искусственной тяге (Приложение 5).
Вывод: при сжигании предметов из поливинилхлорида (ПВХ), выделяется газ фосген, известный еще со времен Первой мировой войны как боевое отравляющее вещество. При горении ПВХ образуются диоксины - самые токсичные вещества, которые не выводятся из организма. По своей "убойной силе" они превышают действие синильной кислоты и цианистого калия. Также, при сжигании полиэтиленовых пакетов и бутылок выделяется углекислый газ, который разрушает озоновый слой в атмосфере.
Итак, при сжигании пластиковых бутылок выделяется ядовитый дым, который загрязняет воздух и плохо влияет на здоровье человека. Я убедилась, что ни сжигать, ни выбрасывать пластиковые бутылки нельзя.
Требования безопасности во время проведения опытов
1. Демонстрационные опыты по химии, при которых возможно загрязнение атмосферы кабинета токсичными парами и газами, необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу с включённой вентиляцией.
2. Опыты нужно проводить с использованием только чистой посуды.
3. В процессе работы необходимо следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук.
4. Склянки с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой поддерживать за дно.
5. Реактивы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в ладонь!). Каплю, оставшуюся на горлышке сосуда, снимают верхним краем той посуды, куда наливается жидкость.
6.Твёрдые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок. Для твёрдой щелочи пользоваться только пластмассовой или фарфоровой ложечкой. Не использовать металлических ложечек и не насыпать щелочи из склянок через край!
7. Для нагревания жидкостей разрешается использовать только тонкостенную посуду.
8.Пробирки для нагревания жидкостей запрещается наполнять более чем на одну треть их объема. Отверстие пробирки при нагревании нельзя направлять в сторону учащихся и на себя.
9. Нельзя смотреть сверху в открыто нагреваемые сосуды во избежание возможного поражения в результате химической реакции.
10. Запрещается использовать в работе самодельные приборы и нагревательные приборы с открытой спиралью.
Результаты по проведению исследований
В различных продуктовых и строительных магазинах огромный ассортимент продуктов в пластиковых упаковках. Население получило доступный и удобный вид упаковки - легкий, практичный, дешевый. Стирать не нужно, мыть не нужно. Места занимает мало. Влагу, воздух, микроорганизмы ни внутрь, ни вовне не пропускает. Гниению практически не подвержен, а значит, экологически чистой утилизации не подвержен. Отлично горит, но при этом выделяет в атмосферу такое количество вредных веществ, что становится страшно. Не все люди знакомы со способами утилизации и переработки бытовых отходов. Вследствие данной проблемы мы можем наблюдать массовое загрязнение окружающей среды.
Итак,
· пластиковая бутылка удобна в применении, благодаря таким свойствам как лёгкость, упругость, прочность, поэтому и занимает всё большее место в жизни человека;
· пластиковую бутылку невозможно уничтожить после использования. Время разложения пластиковых бутылок 500 – 1000 лет;
· пластиковые упаковки не разлагаются даже под действием химических реактивов, а при горении выделяют ядовитый дым, опасный для здоровья человека;
· пластиковая упаковка действительно засоряет Землю и наносит вред природе.
Утилизация пластика (мусора)
Итак, вопрос « куда деть мусор?» становится всё актуальнее. Как правило, у нас проблема утилизации мусора решается двумя путями – чаще вывозом на свалку, реже – сжиганием. Оба способа избавления вызывают загрязнение почвы, воды и воздуха, что в итоге влияет на природу и здоровье человека. Объем бытовых отходов постоянно увеличивается.
Утилизация мусора в России происходит в меру возможности разных регионов. В некоторых регионах с каждым годом увеличивается количество свалок, а в других – работают мусоросжигательные заводы.
На Западе одним из способов утилизации мусора является его вторичная переработка. Однако в нашей стране население не задумывается об экологических проблемах и поэтому отказывается сортировать свой мусор.
Современные люди привыкли, что бытовые отходы утилизируются как бы сами собой. В каждом жилом дворе Куртамыша есть огромные контейнеры для мусора, куда попадают отходы из разных квартир дома. После этого о нем просто забывают, потому что вывозом и утилизацией занимаются другие лица.
На ком лежит ответственность за вывоз строительного и бытового мусора в Куртамыше?
В соответствии с новым законом, принятым в конце 2020 года, ответственность за сбор, вывоз, переработку, обезвреживание и захоронение отходов возлагается на региональных операторов.
В Куртамыше ведут предпринимательскую деятельность несколько фирм оказывающих услуги вывоза и утилизации мусора (грунт, бытовой, снег, строительный) населению. Все они имеют в наличии автопарк спецтехники, что позволяет предоставлять объемные услуги и в кратчайшие сроки ( Приложение 6).
Субботники по очистке территорий
После схода снега и завершения ремонтных работ, на территории нашей школы образовалось большое количество различного мусора. Оглянувшись вокруг, я задумалась: а что можем мы, школьники, сделать для того, чтобы у нас было уютно и хорошо. Может провести небольшой субботник?
Субботник – это прекрасный способ проявить наше желание жить в красивом мире, всем вместе пообщаться в неофициальной обстановке на открытом воздухе в осенний денёк, ведь порядок должен быть как в человеке, так и вокруг него, поэтому субботники просто необходимы.
И как приятно, проведя уборку, смотреть на мир, который стал ещё красивее благодаря нашим стараниям.
15 апреля среди 8-классников, в сопровождении классных учителей, был проведён субботник в школьном парке. Для проведения субботника по очистки территории был составлен план мероприятий генеральной уборки территории.
Кто – то подметал листву, кто – то её сгребал в кучки, кто – то собирал в мешки. Приятно было видеть результат своего труда, каждый внес в это дело частичку своего тепла, чистая территория нашего приюта радует глаз всех окружающих, везде чисто и сказочно красиво. (Приложение 7). Такие субботники проводятся во всём нашем городе.
Вторая жизнь пластиковой бутылки
Практическое применение использованных бутылок
Оказывается, за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый приказ, где запрещалось выбрасывать мусор на улицы. Были выделены специальные площадки для сброса отходов не ближе чем за милю от города. С тех пор мусор сваливали на выделенные полигоны в сельской местности. Бутылка проводит в руках человека 10-15 минут, а последующие тысячи лет – на свалке, или в воздухе после сжигания.
Давайте познакомимся, как в наши дни эту проблему решают другие страны. Например, в Китае один дизайнер решил привлечь внимание жителей к проблеме экологии и предложил повторно использовать пластиковые бутылки в качестве вешалки.
(Приложение 8).
Также другой дизайнер предложила продлить жизнь бутылки с помощью ее формы и придумала гантели. Свою бутылку она назвала «Спортивный напиток Гантели». Для увеличения веса бутылку можно наполнить водой, песком или другой массой.
(Приложение 9).
Пластиковые бутылки находят большое применение в домашнем хозяйстве. Они используются в виде контейнеров для пищевых сыпучих продуктов (Приложение 10).
В некоторых странах, где обычная европейская посуда, пластиковые тары имеют существенный спрос. В Эфиопии использованные бутылки продаются прямо на рынках. В странах Африки из сплющенных полутора литровых бутылок делают сандалии.
(Приложение 11).
Также из бутылок делают скворечники, мышеловки, воронки и горшочки для рассады. Используют для защиты молодых ростков риса. Вешают на забор в качестве пугало от ворон, а также используют в качестве водонепроницаемых колпаков на верхушках столбов.
В Казахстане из пластиковой бутылки делают рукомойники (Приложение 12), а в Индонезии – стабилизаторы для придания устойчивости рыбацким лодкам
(Приложение 13).
В настоящее время существуют заводы, которые дают вторую жизнь пластику. В нашем регионе находится ООО «Шадринский завод полимерной мешкотары», в продукцию которого входит самый различный ассортимент, полученный в качестве переработки пластических масс. (Приложение 14)
24 января 2019 года в Кургане состоялся запуск производственной линии для переработки пластиковых бутылок. Полимер, из которого изготовлены бутылки, измельчается и превращается в пластиковые хлопья (флексы). Это вторичное сырье можно переработать в новый полезный продукт. Флексы используют для производства синтепона, пленки, пэт-листа и многих других полезных материалов. (Приложение 15)
Сортировка
и переработка –
это тоже хороший вариант, но требующий больших финансовых затрат. Во многих странах
мира человек, прежде чем выбросить мусор на свалку или в мусорные контейнеры
сортирует его. Для какой цели они это делают?
Мусор сортировать или собирать раздельно
необходимо для того, чтобы вторичное сырье, на данный момент это около 50% из собираемого мусора вместо того,
чтобы просто быть перевезенным с одного места на другое, т.е. на полигон, попал
бы на перерабатывающие заводы и после обработки использовался повторно! Таким
образом, мы спасаем самих себя от большого количества вокруг города свалок.
Так что же можно изготовить из пластиковых бутылок?
Пластиковые бутылки являются универсальным материалом для изготовления поделок. Из них можно изготовить:
- игрушки из пластиковых бутылок;
- детские поделки из пластиковых бутылок;
- вазы из пластиковых бутылок;
- цветы из пластиковых бутылок;
- украшения из пластиковых бутылок;
- коробочки из пластиковых бутылок;
- поделки для дачи из пластиковых бутылок;
- поделки для сада из пластиковых бутылок.
С каждым днём люди всё больше и больше экспериментируют и создают своими руками невероятные шедевры (Приложение 16).
Практическая часть
Введение
Приближается самое прекрасное и всеми любимое время года – лето. Наши бабушки и мамы, дождавшись первых тёплых денёчков, уже спешат в огороды и сады.
Что делает садовый участок уникальным и запоминающимся? Отъявленные садоводы скажут, что это редкие сорта цветов, которые получилось вырастить на клумбах, мастера на все руки предположат, что это уникальная система полива, которую им удалось собрать и установить на своем участке. Но есть одна особенность, которая сделает участок неповторимым – это декор для сада, часто изготавливаемый своими руками и несущий частичку автора, его отношение к жизни. Ведь участок, облагороженный различными декорациями, смотрится невероятно уютно, именно сюда хочется возвращаться вновь и вновь, отдыхать здесь телом и душой.
Я решила узнать, что предпочитают видеть мои одноклассники в своём саду. Провела анкетирование «Что бы вы изготовили из бутылок на своем приусадебном участке?»
Результаты показали, что наилучшим вариантом решения данной проблемы является птица. (Приложение 17)
Просмотрев большое количество различных птиц из бутылок для украшения сада, я определилась с дизайном своего изделия. Для украшения своего сада мне захотелось сделать своими руками «Райскую птицу». (Приложение 18)
Для её изготовления потребуются следующие материалы:
· Пластиковые бутылки разного объёма — от 0,5 л до 10 л
· Линолеум. Этот материал используют как основание для хвоста, на которое крепятся перья
· Газеты для создания туловища и головы птицы
· Острый нож для обрезки линолеума
· Ножницы
· Клей-пистолет
· Акриловые красители для наружных работ и кисти
· Скотч (Приложение 19)
Описание работы по изготовлению павлина.
Макет туловища. С помощью газет и скотча формируют цельное туловище с шеей и головой или каждую деталь по отдельности и склеивают их. (Приложение 19)
Лапки. Лапки мастерят из 2 бутылок по 0,5 л. У них обрезают дно и прикрепляют к туловищу горлышками вниз. Для устойчивости поделки в бутылки вставляют пластиковые трубы.
Хвост. Из отреза линолеума вырезают кусок длиной 1,5 м — это основа хвоста. Тот край, который будет крепиться к туловищу птицы, делают узким. Край широкой части округляют.
Заготовки перьев. Это самый сложный этап работы, занимающий много времени. Потребуется большое количество пёрышек для оформления хвоста, туловища, крыльев, шеи, головы. Перья необходимо будет располагать в несколько рядов, поэтому изготавливают их неодинаковой длины, используя для этого пластиковые ёмкости разного объёма. (Приложение 20)
Хвост. Из каждого прямоугольника следует вырезать перо, а края обработать ножницами, образуя кайму и бахрому. Это перо нужно сделать похожим на натуральное, а хвостик получится объемным. Оперение павлиньего хвостика является самой трудоемкой и красивой частью садовой поделки, на которую уйдет большая часть усилий. Перышки для хвоста должны быть толще и длиннее, чем для туловища, и потому делать их следует таким образом – у бутылки из пластика следует убрать горлышко и дно, а все остальные части следует поделить на 3-4 пластины. Оперение следует выкладывать слоями на крепежную основу, в роли которой применяют лист линолеума, длина которого 1 метр. Края напольного покрытия следует сделать округлыми, а ту часть, которая присоединилась к павлину, стоит обрезать до ширины туловища. Перед креплением перышек из прозрачных бутылок следует окрашивать в требуемый цвет посредством акриловой краски и дать ей просохнуть. (Приложение 21)
После того, как лапки будут прикреплены к туловищу, а хвост заполнен перышками внахлест, можно соединять все составные части между собой. Хвост следует прикрутить к туловищу посредством саморезов, а оформление крылышек завершается у верхней части малыми по размеру перышками, чтобы создать более густое оперение для садовой птички. Если туловище птицы изготовлено из пластика или пенопласта, вместо саморезов можно применять жидкие гвозди.
Техника безопасности.
При выполнении продукта учитывались все правила безопасности труда при работе с инструментами, необходимыми в процессе изготовления «Райской птицы».
1. Правила безопасной работы с ножницами:
· во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми;
· не держать ножницы острыми частями вверх, а также не использовать их при ослабленном центральном креплении;
· при работе внимательно следить за направлением резки. Не резать на ходу;
· во время работы удерживать материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
2.Правильная посадка во время работы
· Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
· Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.
· Голову слегка наклонить вперёд.
· Нельзя опираться грудью о стол.
· Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
· При работе не следует ставить локти на стол.
· Расстояние от глаз до изделия должно быть в среднем 30 см.
· В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
3.Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом (термопистолетом)
· Не оставлять без присмотра.
· При работе термопистолет ставить на подставку, а не класть на бок.
· Работать только исправным инструментом.
· Не прикасаться к кончику пистолета и не трогать горячий клей.
· По окончанию работы выключить.
Заключение
В процессе моего исследования я узнала об одной из самых актуальных проблем в наши дни – это экологическая проблема, связанная с пластиковыми бутылками, утилизация бытовых отходов.
Оказывается, что кроме пользы для человека бутылка несет «экологическую проблему». Куда же девать такое большое количество бутылок, которые мы используем?
В океанах пластиковые бутылки скопились на многих берегах. Горы пластмассы под действием морской воды превращаются в разноцветные камушки. С одной стороны это красиво, а с другой стороны, этот мусор представляет большую угрозу для живых организмов. Многие птицы погибают, так как с рыбой поедают эту пластмассу. Она не перерабатывается, и птицы погибают от голода.
Уже зафиксировано много случаев, когда части тела животных попадают в пластиковые бутылки и животные от этого страдают.
Люди уже устали от пластикового мусора, который они сами же и создают. Мусор, который оставляли наши деды уже давно превратился в пыль, а наши пластиковые бутылки увидят даже наши внуки и правнуки, потому что они «вечны».
Познакомилась с
· с историей появления пластиковой бутылки;
· с преимуществами ее перед другими видами тары;
· с влиянием пластиковых бутылок на окружающую среду;
· со способами утилизации пластиковых бутылок в разных странах мира;
· с широтой использования пластиковых бутылок в современном обществе, в нашем городе;
· со способами полезного применения пластиковых бутылок в быту.
Изготовила изделие в виде павлина для украшения сада.
Выяснила, что создание поделок из пластиковых бутылок способствует развитию творческих способностей, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приемами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность мышления, художественный вкус. Формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и т. д.)
Гипотеза, сформулированная в начале работы, подтвердилась. Действительно, если использовать вторично пластиковые бутылки, делая из них простые поделки для украшения дома, дачи или садового участка, то можно уменьшить количество мусора в природе.
После того, как я начала работу над своим исследовательским проектом, все члены моей семьи начали очень ответственно относиться к утилизации твёрдых бытовых отходов. Теперь, перед тем как выбросить ту, или иную бутылку, ненужную вещь, мы задумываемся, а можно ли использовать этот материал вторично? Вместе с одноклассниками в каждом мусоре мы видим будущий шедевр, произведение искусства!
Считаю, что просто необходимо уделять внимание экологическому воспитанию подрастающего поколения. Взрослые должны приучать своих детей с малых лет бережно относиться к природе и сами быть для них примером: не выбрасывать из окон автомобилей пустые бутылки, не мусорить в лесу, парке, в общественных местах.
Чтобы уменьшить объем производимого мусора и вовлечь его во вторичную переработку, нужны совместные усилия всего населения и правительства.
Думаю, что идея моей работы интересна всем жителям нашего города, потому что она поможет уменьшить количество бытового мусора, ежедневно выбрасываемого людьми.
Источники информации
· https://cleanbin.ru/terms/garbage
· https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D1%83%D1%82%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B0
· https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2016/01/21/instruktazhi-po-tehnike-bezopasnosti-pri-rabote-v-himicheskom
· https://glav-dacha.ru/21-variant-ispolzovaniya-plastikovyh-butylok-na-dache/
· Интернет-ресурсы.
Приложения
Приложение 1.
Мусор, большую часть которого составляют пластиковые бутылки
Приложение 2.
Посещение магазина «Магнит»
Приложение 3.
Анкета «Что ты знаешь о бытовых отходах?»
1.Сразу ли вы выкидываете стеклянную или пластиковую тару после использования?
2.Известно ли вам, какой вред окружающей среде наносит мусор? Если да, то какой?
3. Знаете ли вы, где у нас в городе находятся места для сбора вторичного мусора?
4. Знаете ли вы, как можно вторично использовать мусор? Если да, то как?
Приложение 4.
Результаты анкетирования, проведенного в марте 2021
Приложение 5.
Проведение опытов на уроке химии
Приложение 6.
Фирмы, оказывающие услуги вывоза и утилизации мусора
Приложение 7.
На субботнике
Приложение 8.
Использование пластиковых бутылок в качестве вешалки
Приложение 9.
«Спортивный напиток Гантели»
Приложение 10. Приложение 11.
Использование пластиковых Сандалии в странах Африки
бутылок в виде контейнеров
для сыпучих продуктов
Приложение 12.
Рукомойники из пластиковых бутылок
Приложение 13.
Стабилизаторы для придания устойчивости рыбацким лодкам
Приложение 14.
Ассортимент ООО «Шадринского завода полимерной мешкотары»
Приложение 15.
Производственная линия для переработки пластиковых бутылок
Приложение 16.
Приложение 17.
«Что бы вы изготовили из бутылок на своем приусадебном участке?»
Приложение 18.
|
|
Приложение 19. Приложение 20.
Материалы для изготовления Изготовление макета туловища
райской птицы
|
Приложение 21. Приложение 22.
Заготовка перьев Окрашивание деталей
акриловой краской
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.