исследовательская работа "Почему нас становится меньше?"

  • doc
  • 28.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Демограф. ситуация.doc

 

 

 

 

Краткая рекомендация

 

        Демографическая проблема — это главная проблема России и Ставрополья в частности. Поэтому данная тема является актуальной. В работе исследуется демографическая ситуация конкретной школы № 16 села Александровского.

     Задачи и методы позволили провести анализ динамики количества учащихся

школы и работающих учителей, выпускников школы и вновь прибывших первоклассников. Все данные нашли в работе графическое отображение. В проекте так же показана динамика национального состава, социальные сведения о семьях учащихся, связанные с их миграцией по школам.

       На основе исследования следует вывод: основной путь решения данной проблемы повышение уровня грамотности населения в вопросах семейной жизни населения и воспитания детей, создание рабочих мест, повышение заработной платы сельчан, улучшения здоровья нации; более действенная материальная и моральная поддержка семей с детьми и женщин-матерей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Почему нас становится меньше?»

 

 

Содержание

Введение

1. Цели и задачи

2. Материал, методика, район исследования

3. Демографическая ситуация в Ставропольском крае. 

4. Демографическая политика Российской Федерации

5. Демографическая ситуация в МОУ СОШ №16

         5.1.Динамика количества учеников МОУ СОШ №16

          5.2. Возрастной состав учеников

         5.3. Национальный состав

         5.4. Механическое движение населения

          5.5 Социальные сведения о семьях учащихся МОУ СОШ №16

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Демографическая проблема – одна из самых главных проблем современной  России и Ставропольского края в частности. Я думаю, актуальность этого вопроса осознали не только ученые, исследователи-демографы и политики, но и мы, простые граждане.

Основное богатство России – ее многочисленное население, миллионы людей с вполне надежным базовым образованием и значительным объемом профессиональных навыков. И будущее нашей страны в XXI веке  определяют не только ее природные ресурсы, производственный потенциал, технологии и инфраструктура, но прежде всего – состояние и динамика народонаселения, его количественные и качественные характеристики.

Современное демографическое неблагополучие России общеизвестно. Не случайно  2008 год был назван годом семьи. Причиной этому послужила кризисная демографическая ситуация в стране.

       Проблема депопуляции населения – устойчивого превышения смертности над рождаемостью – настолько обострилась, что в ежегодном послании Президента она обозначена как одна из главных. Правительство утвердило «Концепцию демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.» Демографическая проблема – следствие накопившихся в стране политических, экономических, социальных, психологических проблем, и только комплексное их решение может позволить улучшить ситуацию.

         Особенность современного сокращения численности населения в нашей стране в том, что оно происходит в результате не только самого хода демографического развития, но и общесистемного социально-экономического кризиса, развернувшегося в период перехода к рыночной экономике.

         По прогнозам, если не будет принято радикальных мер, население нашей страны уменьшится к середине XXI века примерно до 100 млн. человек. К 2010 году Россию перегонят по численности населения Бангладеш и Нигерия, далее – Эфиопия, Вьетнам, Республика Конго,   Мексика  и  Иран.

 К 2050 году Россия будет занимать 17 место среди стран мира.

         Таким образом  демографическая ситуация является одной из актуальных проблем нашего времени. В связи с этим нам захотелось узнать какова же демографическая ситуация в нашей школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.       Цели и задачи

 

1. Рассмотреть демографическую ситуацию в Ставропольском крае.

2.   Изучить демографическую ситуацию в МОУ СОШ №16.

3.   Проанализировать собранный материал, сделать выводы.

 

2. Материал, методика, район исследования

 

         Основной материал, который был использован в работе:

        

1.     Социальный паспорт учащихся МОУ СОШ №16.

2.     Материал текущего и периодического учёта количества учащихся.

3.     Обработанный материал анкетирования.

4.     Использование материала периодической печати.

5.     Официальные документы в образовании  (№21 2006г)

 

Методы и приёмы:

 

§   сбор демографической информации

§   обработка и анализ

§   на основе статистического материала расчёт величины элементов естественного движения населения, анализ численности населения, возрастного состава.

§   определение влияния миграции на количество учеников,  прогноз.

 

 

 

Район исследования: учащиеся МОУ СОШ №16.    

 

 

3. Демографическая ситуация в Ставропольском крае

На общем фоне демографической ситуации  на Северном Кавказе, Ставропольский край имеет свои специфические особенности. В течение длительного времени Ставрополье выделялось на общероссийском фоне относительно высоким приростом населения. Это сочеталось с традиционно высокой привлекательностью края для мигрантов. Миграция практически всегда играла важную роль в формировании населения, но все же не была, как в настоящее время единственным источником роста его численности. В связи со снижением рождаемости и повышением смертности с конца 1980-х  происходит резкое снижение естественного прироста.

Сложившаяся в регионе за последнее десятилетие демографическая обстановка характеризуется устойчивой тенденцией депопуляции. В силу своей этнической специфики в крае несколько позже начали наблюдаться депопуляционные процессы. Наиболее наглядно это видно при рассмотрении территории в региональном разрезе. В 1970-1979гг. динамика численности населения в крае определялась в основном естественным движением, механический прирост превалировал в начале рассматриваемого периода и при этом весь механический прирост  приходился на города. При этом выделяются группы  районов, в которых демографическая ситуация встает наиболее остро. Из числа городов: Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск; сельских районов: Грачевский, Новоалександровский, Петровский, Красногаврдейский. На данном этапе в этих районах  развиваются процессы старения населения, которые наиболее ярко выразились в Петровском районе.

   В 80-е годы наблюдается повышение коэффициента естественного прироста, связанное с увеличением коэффициента рождаемости, по времени эти изменения совпали с активной демографической политикой проводимой в те годы (увеличение отпуска по уходу за ребенком, выплаты пособий на новорожденных, введение других льгот). Увеличение происходило вплоть до 1987 года.  За счет повышения коэффициента рождаемости разница между районами, имевшими высокие и низкие показатели естественного прироста, несколько сокращается.   В городской и сельской местностях продолжаются тенденции, отмеченные в 70-х гг., которые характеризовались увеличением темпов прироста численности городского населения, за счет оттока населения из сельских районов края.

Это усугубило процессы различия в возрастной и половой структурах населения. Изменился  характер демографических процессов,  уменьшается роль естественного прироста и увеличивается механический, что в свою очередь привело к изменениям в формировании населения. Восточные и северо-восточные районы края продолжали терять жителей, однако рост численности сельского населения наблюдался в более урбанизированных районах края, например, в  Шпаковском, Георгиевском, Предгорном.

90-е годы в России характеризуются кардинальными изменениями в  общественно-экономических процессах, что существенным образом отразилось на демографической ситуации. Негативные тенденции в характере демографических процессов особенно интенсивно обозначились в начале 90-х годов. Резкое снижение коэффициента рождаемости, роста смертности обеспечили отрицательный естественный прирост.

Анализ динамики рождаемости и смертности позволил установить, что всего за трехлетний период времени (с 1990 по 1993 гг.) коэффициент естественного прироста жителей края принимает отрицательное значение, сократившись с 0,7 до –5,7. При этом в некоторых районах этот процесс затронул как городскую, так и сельскую местность. В 1993 году в 14 из 26 районов отмечался отрицательный показатель естественного прироста. К 1995 г. - в 20-ти районах, а в 1999 г.  незначительный положительный показатель естественного прироста был сохранен только в Курском и Степновском  районах. На фоне резкого снижения рождаемости, миграционный прирост стал основным источником, за счет которого пополнялось население.  В 1999 году впервые в крае за последние десятилетия миграционный прирост не перекрыл его естественную убыль. Чему послужили следующие причины: это период вступления в детородный возраст относительно малочисленного поколения женщин, родившихся во второй половине 60-х начала 70-х годов, негативная социально-экономическая ситуация.

Обобщенные данные свидетельствуют о том, что динамика демографической структуры населения края в 1999 году по сравнению с 1970-ми годами претерпела значительные изменения. Снижение миграционного сальдо и отрицательные показатели естественного прироста привели к тому, что численность населения в крае начинает сокращаться.  Вне зависимости от этнического состава, характера расселения, плотности населения изменился характер демографических процессов по всей территории края. Если ранее разница в характере протекания демографических процессов была ярко выражена как  по типам поселений, так и по территории края, то на современном этапе развития произошло нивелирование этих процессов. Причинами тому могут послужить различные факторы: повышение уровня образованности населения края; интенсивный миграционный отток в начале 90-х годов некоторых народов кавказской группы, на территорию своей этнической родины, существенно нарушивший ход демографических процессов в восточных районах края; повышение уровня образованности населения.

       Демографическая ситуация, сложившаяся в Ставропольском крае к началу 2008 года, несмотря на ряд позитивных изменений, продолжает вызывать серьезную озабоченность.

Численность населения Ставропольского края на 1 января 2008 года впервые с 2000 года выросла почти на 4 тыс. чел. и составила 2705,1 тыс. человек (1,9 % численности населения страны и 11,9 % - Южного федерального округа). Естественная убыль населения сократилась за 2007 год почти вдвое. Коэффициент естественной убыли в расчёте на 1000 населения снизился до -2,1 против -4,1 ‰ - в 2006 году.

Миграционный прирост населения края в 2007 году не только полностью компенсировал, но и на 70% превысил его естественные потери (превышение числа умерших над числом родившихся), обеспечив общий рост численности населения Ставропольского края.

Рост численности населения отмечается в 13 муниципальных образованиях края, городах: Ставрополе, Ессентуки, Кисловодск, Минеральные Воды, Пятигорск, районах: Александровском, Георгиевском, Грачевском, Изобильненском, Курском, Минераловодском, Предгорном, Шпаковском.

В 2007 году отмечаются и другие позитивные изменения. Рождаемость населения выросла на 11,9 %, смертность сократилась на 5,6 %, в том числе младенческая на 14,9 %.

В 2007 году родилось 30,6 тыс. детей, что на 3,2 тыс. больше чем в 2006 году. Общий коэффициент рождаемости в Ставропольском крае составил 11,3 ‰, что на 1,2 пункта выше в сравнении с показателем 2006 года. В сельской местности уровень рождаемости на 7 % выше, чем в среднем по краю. В 20 муниципальных образованиях рождаемость превышает среднекраевой уровень, более всего в Буденновском, Минераловодском, Нефтекумском, Степновском, Благодарненском и Труновском районах, городе Ставрополе.

Причинами роста показателей рождаемости являются благоприятные изменения в структуре репродуктивного возраста населения, изменение репродуктивных установок населения или их более полная реализация (в частности, реализация отложенных рождений).

Уровень брачности населения повысился с 6,0 на 1000 человек населения в 2000 году до 8,4 в 2007 году. Официальная регистрация брака в большинстве случаев сопровождается рождением ребенка (как правило, первой или второй очередности). Таким образом, рост уровня брачности положительно повлиял на численность новорожденных, среди которых основную массу составляют именно первенцы или вторые по очередности.

Общий уровень смертности по краю за 2007 год снизился на 5,6 % и составил 13,4 человека на 1000 населения.

Снижение смертности населения в трудоспособном возрасте на 11,7 % , то есть с 6,0 до 5,3 человек на 1000 населения в трудоспособном возрасте, произошло как среди мужчин на 10,5 %, так и среди женщин на 8,7 %.

Население края, как и страны в целом, относительно молодое - средний возраст жителей на начало 2008 года составил 38 лет. Причем женщины старше мужчин в среднем на 5 лет.

Позитивные изменения в процессах рождаемости и смертности в 2007 году привели к значительному росту средней продолжительности жизни населения Ставропольского края - на 1 год. Следует отметить, что ожидаемая продолжительность жизни населения в крае выше, чем по Российской Федерации. В крае она составляет 69,3 года (мужчин 63,8 года, женщин -74,7 лет).

В 2007 году миграционный прирост населения Ставропольского края составил 9,4 тысячи человек. В край за год переселились на постоянное жительство 30,5 тыс. человек, в том числе 25,3 тысячи (83 %) переехали из других субъектов Российской Федерации, 4,7 тысячи человек - из государств ближнего зарубежья (бывших республик Союза ССР).

Во внешней миграции по-прежнему основная доля приходится на межрегиональные потоки (т.е. миграционный обмен с другими субъектами Российской Федерации). Среди российских территорий наиболее интенсивный обмен мигрантами происходит с соседними по Южному Федеральному округу территориями и Центральным Федеральным округом.

В настоящее время единственным источником пополнения численности населения в Ставропольском крае является внешняя миграция. Несмотря на устойчивое снижение объемов миграции, в целом миграционные процессы не только не утратили массовости, но и заметно стали расти. Интенсивность миграционного прироста составила 3,5 человека в расчете на 1000 человек населения против 0,2 в 2003 году. Миграция в 2007 году не только компенсировала естественную убыль населения, но и обеспечила прирост численности населения.

Вместе с тем демографическая ситуация остается довольно сложной, среди демографических проблем необходимо отметить депопуляцию населения, обусловленную низкой рождаемостью в сочетании с высокой смертностью населения. Депопуляция населения затронула сельскую местность, она наблюдается в 25 муниципальных образованиях края. Вследствие естественной убыли население Ставропольского края в 2007 году уменьшилось на 5,5 тыс. человек.

Суммарный коэффициент рождаемости не превышает 130 родившихся на 100 женщин репродуктивных возрастов (15-49 лет). Это значительно ниже уровня, необходимого для численного замещения поколения родителей их детьми, или простого воспроизводства населения.

Преждевременно (т.е. в трудоспособном возрасте) умирает каждый четвертый человек, из них 80 % составляют мужчины.

Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение численности населения Ставропольского края. В соответствии с прогнозом Росстата (от базы на начало 2007 года) численность населения Ставропольского края к началу 2026 года хотя и более медленными темпами, чем в целом по России, но все же будет сокращаться и составит 2690 тыс. человек.

Возрастно-половая структура населения вызывает все большую тревогу, негативные последствия которой трудно оценить. В 2007 году в расчёте на 1000 женщин приходилось более 870 мужчин, в 2016 году этот показатель составит 867, в 2026 году - 865.

Население Ставропольского края можно отнести к "старому". Согласно классификации ООН, население государства считается старым, если доля людей старше 65 лет в общем числе жителей превышает 7 %. По данным Всероссийской переписи 2002 года доля населения в возрасте 65 лет и старше по краю составила 13 % .

В ближайшей и более отдаленной перспективе будет продолжаться процесс демографического старения, характерный не только для Ставропольского края, но и для России в целом. К 2016 году по прогнозу Росстата, удельный вес лиц старше 65 лет в общей численности населения края достигнет почти 14 %, к началу 2026 года превысит 17 %.Особенно быстрыми темпами будет увеличиваться доля населения старше трудоспособного возраста и, соответственно, демографическая нагрузка на трудоспособное население края престарелыми гражданами. Численность населения трудоспособного возраста будет сокращаться, в ее составе увеличится удельный вес старших трудоспособных возрастов, что может сказаться на мобильности рабочей силы и её способности к восприятию инноваций.

           

4.     Демографическая политика Российской Федерации

 

        Россия, как и большинство стран Ι типа воспроизводства населения, проводит политику, направленную на увеличение численности населения, рождаемости, естественного прироста.

        Основные задачи предпосылок для повышения рождаемости, укрепление здоровья населения, в том числе репродуктивного, увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения, всестороннее укрепление института семьи, обеспечение адресной социальной поддержки семьи, имеющей детей, включая предоставление материальной помощи при рождении и воспитании ребёнка.

        Для решения задач в РФ реализуется Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренная распоряжением Правительства от 24.09.2001 №1270-р. Концепцией определены цели, принципы и приоритеты демографического развития.

         В российских законодательных актах предоставлен комплекс мер по обеспечению правовой, социальной поддержки материнства и детства, охраны труда и здоровья женщин, защиты интересов, прав и здоровья семьи, созданию условий для воспитания детей и другие меры по защите репродуктивных прав и охране репродуктивного здоровья населения.

         Трудовой кодекс РФ содержит ряд гарантий по обеспечению выполнения женщинам репродуктивной функции и функции материнства. Беременным женщинам снижают нормы выработки либо они переводятся на более лёгкую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе, предоставляются дополнительные перерывы в работе для кормления ребёнка, не допускается их увольнение по инициативе администрации, снижение заработной платы по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей, и др.

          В соответствии с федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» устанавливаются пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинские учреждения в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребёнка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребёнка.

         В 2006 году размер единовременного пособия при рождении ребёнка увеличен до 8000 р., ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет повышено до 1500 рублей, второго ребёнка 3000 рублей.

         Действует адресная система выплаты ежемесячного пособия на ребёнка в семьях, где среднедушевой доход не превышает прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. С 1 января 2005 г. размер, порядок назначения, выплаты и повышения ежемесячных пособий на ребёнка определяются органами государственной власти субъектов РФ

            В соответствии с приоритетным национальным проектом «Здоровье» организовало введение «родового сертификата» в деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. С 1 января 2007 года был введен  материнский сертификат в размере 250 тыс. рублей на второго и последующего ребёнка. Этот сертификат может быть использован на  участие в ипотеке, оплату образования и прибавку к пенсионным накоплениям. Начал  действовать с 2007 года. 30.12.2008 года постановлением Правительства РФ этот материнский капитал может быть использован ранее трех лет. Правда, многие специалисты указывают на то, что подобное стимулирование не способно исправить ситуацию.

        Родовой сертификат является документом дополнительной финансовой поддержки деятельности учреждений здравоохранения, дающим право на оплату услуг по медицинской помощи, а также право женщине на повышение качества медицинской помощи в женской консультации, родильном доме, и выдаётся женщине при сроке беременности 30 недель, что должно стимулировать врача к повышению качества оказываемой помощи.

            С учётом Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ, демографической ситуации, происходящих медико-социальных преобразований для решения вопросов здравоохранения, укрепления здоровья населения, в том числе репродуктивного, снижения смертности и повышение рождаемости важным является принятие законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на регулирование правоотношений в сфере  здравоохранения.

Численность населения России будет продолжать сокращаться, что уже очевидно по всем прогнозам, и с этим придется смириться. Однако темпы этого сокращения могут быть или катастрофическими, или более умеренными и приемлемыми.

Многие специалисты считают, что управлять рождаемостью практически невозможно, ссылаясь на то, что почти все европейские страны пытаются это сделать, удается же что-то изменить лишь на доли процента, а кардинального решения нет нигде – рождаемость низка и в богатых странах. Вместе с тем некоторые исследования показывают, что в нашей специфической ситуации улучшение бытовых и материальных условий может быть достаточно действенным.

Назрела необходимость проведения в нашем государстве более активной патерналистской демографической политики, принятия энергичных усилий, направленных на повышение уровня жизни россиян, улучшение здоровья нации, более действенную материальную и моральную поддержку семей с детьми и женщин-матерей. И нужно это не для «всемирного повышения рождаемости», а только для восстановления уровня простого воспроизводства, уровня нулевого естественного прироста, выравнивания рождаемости и смертности.

Предпринимаемые государством материальные государством материальные усилия для нормализации в стране демографической ситуации должны быть мощными, о чем говорят примеры соответствующих дотаций в экономически развитых странах. Ежемесячные выплаты на ребенка в Германии составляют до 300 евро. Значительные пособия на детей в Великобритании, Норвегии, Швеции, Израиле. В США в разных штатах бедным семьям ежемесячно выплачивают от 150 до 700 долларов. В России же выплаты пока явно недостаточны.

Конкретная репродуктивная поведенческая установка в стране на ближайшие годы мало утешительна: 65% российских женщин не настроены заводить детей. В то же время 67% из них согласны пересмотреть свою позицию на определенных условиях. На первом месте из всех условий – уверенность в завтрашнем дне (35%), на втором – хорошие заработки, позволяющие достойно содержать и воспитывать ребенка (32%), на третьем – жилищные условия (17%). Пока не будут созданы соответствующие экономические условия, пока не заработает в полную силу реальная экономика и каждая семья не улучшит свое материальное положение, положительных сдвигов в демографической ситуации ожидать не приходится.

Демографические показатели – очень чуткие индикаторы, при помощи которых можно объективно оценивать, тестировать деятельность власти, общества. Если преобразования в политике и экономике России будут совпадать с ожиданиями общества, то демографическая ситуация может быть значительно выправлена.

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  5. Демографическая ситуация в МОУ СОШ №16

5.1. Динамика количества учеников МОУ СОШ №16

Год

Кол-во учащихся

Кол-во классов

Девочек

Мальчиков

Кол-во учителей

1992-1993

826

 

 

 

59

1993-1994

978

 

 

 

62

1994-1995

960

 

 

 

62

1995-1996

996

 

 

 

64

1996-1997

1037

41

516

521

67

1997-1998

969

40

484

485

67

1998-1999

988

41

501

487

74

1999-2000

983

42

501

482

75

2000-2001

990

43

526

464

63

2001-2002

915

38

468

447

60

2002-2003

903

37

456

447

59

2003-2004

898

36

445

453

56

2004-2005

826

33

426

400

56

2005-2006

749

30

385

364

51

2006-2007

705

29

363

342

57

2007-2008

652

27

331

321

46

2008-2009

617

26

317

300

53

 

Количество учеников в школе

              

 

   В школе наметилась тенденция снижения количества учеников в школе. Максимальное количество учеников (1037 человек) наблюдалось в 1996 -1997 учебном году. Это дети, родители которых родились в 70 е годы. Рождаемость в то время была высокая из-за стабильности в экономике.

Начиная с 2003 – 2004 учебного года количество учеников постепенно снижается.

       За последние годы количество школьников постепенно снижается, т.к. рождаемость в селе низкая, из школы уходят большие выпускные классы, а в 1 класс набирается не более двух классов.  Самое большое число классов (43)  было в 2000-2001 учебном году. В последующие годы количество классов уменьшается. Это происходит из-за снижения количества учеников.

  

     В школе уменьшается также количество работающих учителей. Максимальное число учителей отмечается в 1999-2000 учебном году. В последующие годы количество учителей идет на убыль. Это связано с уменьшением  учеников и классов в школе.

 

 

 

 

 

 

Выпускники школы

 

Год

Кол-во выпускников (11 класс)

Медали

Золотые

Серебряные

1994-1995

37

1

5

1995-1996

43

 

3

1996-1997

48

2

5

1997-1998

59

1

4

1998-1999

47

1

4

1999-2000

57

 

3

2000-2001

81

 

1

2001-2002

62

2

1

2002-2003

60

 

1

2003-2004

64

 

7

2004-2005

73

 

10

2005-2006

60

1

2

2006-2007

47

 

7

2007-2008

24

 

2

2008-2009

 

 

 

 

 

  На графике видно, что количество выпускников из года в год постепенно увеличивалось вплоть до 2000-2001 учебного года, когда было самое большое количество выпускников в школе. В последующие годы количество выпускников уменьшается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество первоклассников

Школа

Кол-во первоклассников

2005-2006

2006-2007

2007-2008

№1

64

64

55

№2

93

87

91

№3

20

15

20

№4

29

23

29

№5

45

44

29

№6

20

49

29

№7

41

31

30

№8

33

31

36

№9

32

23

25

№10

16

9

10

№11

32

18

15

№12

10

10

10

№13

 

5

6

№16

64

64

55

 

 

 

 

Анализируя данные о первоклассников за последние три года, мы видим, что с каждым годом в первый класс  в школах отправляется все меньше детей, за исключением школ №1, №8, , где обстановка за последние годы более стабильна. Снижение количества первоклассников наблюдается в школах №16, №5, №11.

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемое число первоклассников

 

 

       На графике мы видим, что  предполагаемое количество первоклассников незначительно, но постепенно увеличивается. И только в 2013 году в школе, возможно, будет 3 первых класса. Если брать во внимание, что в 1996-1997, 1998-1999 учебных  годах было по пять первых классов, а сейчас в нашей школе за последние пять лет набирается только  по два.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2 Половозрастной состав учащихся МОУ СОШ №16

2008-2009 учебный год

 

Возраст

Всего

Девочек

Мальчиков

6 лет

2

-

2

7 лет

38

24

12

8 лет

49

24

25

9 лет

48

25

23

10 лет

59

23

36

11 лет

48

24

24

12 лет

66

33

33

13 лет

75

41

34

14 лет

72

43

29

15 лет

59

28

31

16 лет

45

25

20

17 лет

46

22

24

18 лет

10

5

5

 

617

317

300

 

Половозрастной состав учащихся МОУ СОШ №16

2007-2008 учебный год

 

Возраст

Всего

Девочек

Мальчиков

6 лет

2

1

1

7 лет

43

20

23

8 лет

49

25

24

9 лет

54

21

33

10 лет

47

22

25

11 лет

61

32

29

12 лет

80

43

37

13 лет

72

45

27

14 лет

68

35

33

15 лет

80

37

43

16 лет

77

38

39

17 лет

17

12

5

18 лет и старше

2

 

2

 

652

331

321

 

 

Половозрастной состав учащихся МОУ СОШ №16

2006-2007 учебный год

 

Возраст

Всего

Девочек

Мальчиков

6 лет

6

4

2

7 лет

42

25

17

8 лет

53

20

33

9 лет

45

21

24

10 лет

63

31

32

11 лет

69

42

27

12 лет

49

29

20

13 лет

84

46

38

14 лет

87

42

45

15 лет

117

55

62

16 лет

76

43

33

17 лет

12

4

8

18 лет и старше

2

1

1

 

705

363

342

 

Половозрастной состав учащихся МОУ СОШ №16

2005-2006 учебный год

 

Возраст

Всего

Девочек

Мальчиков

6 лет

4

2

2

7 лет

48

19

29

8 лет

50

23

27

9 лет

67

35

32

10 лет

71

39

32

11 лет

72

44

28

12 лет

68

32

36

13 лет

83

39

44

14 лет

120

56

64

15 лет

82

44

38

16 лет

69

43

26

17 лет

15

9

6

18 лет и старше

-

-

 

 

749

385

364

 

Половозрастной состав учащихся МОУ СОШ №16

2004-2005 учебный год

 

Возраст

Всего

Девочек

Мальчиков

6 лет

27

19

8

7 лет

23

6

17

8 лет

66

30

36

9 лет

73

40

33

10 лет

77

43

34

11 лет

69

34

35

12 лет

85

42

43

13 лет

110

48

62

14 лет

106

55

51

15 лет

101

58

43

16 лет

76

43

33

17 лет

13

8

5

18 лет и старше

-

-

-

 

826

426

400

 

 

 

 

 

 

 

Половозрастной состав учащихся МОУ СОШ №16

2003-2004 учебный год

 

Возраст

Всего

Девочек

Мальчиков

6 лет

2

1

1

7 лет

57

27

30

8 лет

78

39

39

9 лет

73

39

34

10 лет

66

33

33

11 лет

82

40

42

12 лет

123

54

69

13 лет

113

52

61

14 лет

121

63

58

15 лет

99

52

47

16 лет

74

41

33

17 лет

9

4

5

18 лет и старше

1

-

1

 

898

445

453

 

Половозрастной состав учащихся МОУ СОШ №16

2002-2003 учебный год

 

Возраст

Всего

Девочек

Мальчиков

6 лет

3

1

2

7 лет

68

35

33

8 лет

78

41

37

9 лет

60

31

29

10 лет

78

36

42

11 лет

122

55

67

12 лет

103

53

50

13 лет

115

60

55

14 лет

112

56

56

15 лет

84

44

40

16 лет

62

33

29

17 лет

16

11

5

18 лет и старше

2

-

2

 

903

456

447

 

Половозрастной состав учащихся МОУ СОШ №16

2000-2001 учебный год

 

Возраст

Всего

Девочек

Мальчиков

6 лет

16

12

4

7 лет

61

30

31

8 лет

75

33

42

9 лет

117

58

59

10 лет

92

48

44

11 лет

114

61

53

12 лет

113

52

61

13 лет

112

61

51

14 лет

98

57

41

15 лет

81

44

37

16 лет

90

54

36

17 лет

19

14

5

18 лет и старше

2

2

-

 

990

526

464

 

 

Эта диаграмма наглядно демонстрирует нам отношение между женским полом и мужским. Пусть даже на фоне отдельной школы, но все равно уже заметно численное преобладание женского пола над мужским полом.

 

        Соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах неодинаково. Обычно на 100  девочек рождается 105 – 106 мальчиков. Поэтому до 16 лет наблюдается преобладание мальчиков. В более старших возрастных группах соотношение меняется, и после 20 лет преобладают женщины, особенно в городах. В нашей школе наблюдается  преобладание девочек над мальчиками. Преобладание мальчиков над девочками следующих возрастов: 10 лет, 15 лет, 17 лет.

 

5.3 Национальный состав учащихся МОУ СОШ №16

 

        В результате исследования выяснили, что русских в нашей школе обучается на много большее количество (512 человек - 82%), нежели представителей других национальностей. Второй по численности народ это даргинцы (29 человек – 5%), третий – украинцы (18 человек – 3%), цыгане (10 человек – 2%). Среди других национальностей есть армяне, грузины, немцы, белорусы.    Подобное распределение, на мой взгляд,  является результатом исторического заселения и освоения территории и влиянием внутренней миграции в стране в последние годы, также близостью нашего региона с  их основной территорией проживания. Подобное распределения обязано, прежде всего, миграциям внутри бывшего СССР.

         Но есть и такая ситуация: по крови некоторые ученики нашей школы   являются детьми украинцев и русских, или русских и армян, и при этом считают себя русскими, что вполне закономерно, т.к. они живут на территории  Р.Ф. 

       Самый многонациональный класс 1а – обучаются дети семи разных национальностей. Однонациональный класс 11в – все дети  русские.

       Таким образом, в нашей школе большинство обучается русских по национальности учеников, а лишь малая доля представителей других национальностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.4 Механическое движение учащихся М ОУ СОШ №16

 

Миграция учащихся

в 2007-2008 учебном году

Класс

Кол-во классов

Число учащихся

Прибыли

Выбыли

На конец

1

2

47

2

4

45

2

2

49

3

2

50

3

2

51

 

4

47

4

2

54

3

3

54

5

3

63

 

3

60

6

3

79

1

1

79

7

2

56

2

4

54

8

3

72

1

2

71

9

4

90

2

5

87

10

3

67

 

3

64

11

1

24

 

 

24

 

27

652

14

31

635

 

 

Миграция учащихся

в 2006-2007 учебном году

 

Класс

Кол-во классов

Число учащихся

Прибыли

Выбыли

На конец

1

2

49

2

 

47

2

2

50

2

2

50

3

2

52

1

 

51

4

3

63

4

5

64

5

3

75

2

 

73

6

2

56

3

 

53

7

3

68

9

4

63

8

3

83

4

1

80

9

5

128

2

 

126

10

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

624

29

12

 

 

Миграция учащихся

в 2005-2006 учебном году

 

Класс

Кол-во классов

Число учащихся

Прибыли

Выбыли

На конец

1

2

59

1

2

60

2

3

70

4

9

65

3

3

79

1

2

80

4

2

53

 

 

53

5

3

76

 

 

76

6

3

81

2

3

80

7

5

124

6

4

126

8

2

42

2

2

42

9

4

99

2

7

94

10

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

27

683

18

29

672

 

Миграция учащихся

в 2004-20065 учебном году

 

Класс

Кол-во классов

Число учащихся

Прибыли

Выбыли

На конец

1

2

59

1

2

58

2

3

70

4

9

65

3

3

79

1

2

78

4

2

53

 

 

53

5

3

76

 

 

76

6

3

81

2

3

80

7

5

124

6

4

126

8

2

42

2

2

42

9

4

99

2

7

94

10

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

27

683

18

29

672

 

Миграция учащихся МОУ СОШ №16

 

      На графике видно, что в школе наблюдается отрицательное сальдо миграции: выбывает большее число учеников, чем прибывает.

      Большинство уроженцев нашего села родились и проживают на территории, где, по всей вероятности родились и живут их родители. И лишь некоторые учащиеся нашей школы родились в другом месте (районе, крае, стране). Приблизительно их доли одинаковы и основная масса – коренные жители. Закономерности в перемещениях следующие: при перемене места жительства в селе, по краю. Переезд в поисках более высокооплачиваемой работы по России. Причины миграций такие же, как в целом по России: социальные, экономические.

5.5 Социальные сведения о семьях учащихся МОУ СОШ №16

 

Класс

Семей

Количество детей

Полных

Неполных

1

2

3

4

5

6

22

5

5

18

3

1

 

 

22

4

6

12

7

 

 

 

15

7

7

12

3

 

 

 

20

4

5

14

3

1

1

 

25

3

12

15

1

 

 

 

15

7

2

14

5

1

 

 

22

4

4

22

 

 

 

 

14

12

4

15

5

1

1

 

21

5

8

13

5

 

 

 

18

10

8

16

3

 

1

 

18

5

4

13

6

 

 

 

23

3

5

16

2

 

 

 

10

7

4

11

1

 

1

 

22

4

2

20

4

 

 

 

22

7

8

17

3

1

 

 

23

3

7

14

3

2

 

 

21

4

5

15

3

 

1

1

20

8

13

8

6

 

1

 

19

6

16

5

4

 

 

 

18

4

5

10

4

3

 

 

17

8

7

17

 

1

 

 

10а

16

4

9

9

2

 

 

 

10б

12

4

1

12

2

 

 

1

11а

18

2

4

10

6

 

 

 

11б

14

4

6

7

4

1

 

1

11в

14

6

9

9

1

1

 

 

Итого

481

140

166

344

86

13

6

3

 

         В основном преобладают полные семьи (481),  где 1-2 ребенка.

 Неполных семей – 166.   Основная причина появления неполных семей это разводы.

         В школе 86 детей из семей, в которых воспитываются по 3 детей, 13 детей из семей, где 4 детей, 6 детей из семьи - из 5 детей, трое детей из семьи, где воспитываются 6 детей.

        Если вы обратите внимание на таблицу и диаграмму, приведенные ниже, то сможете заметить, что в основном в семьях по два ребенка. Но, тем не менее, количество семей, в которых лишь один ребенок неустанно растет. По этому поводу можно выразить лишь мнение о том, что Россия по всей вероятности приближается к показателям Европы, где не каждая семья хочет (или может) иметь двух детей и более.

        Но, тем не менее, трое детей в семье пока присутствует как факт. Во время проведения опроса, хоть это и не вошло в статистику, выяснилось, что часть из этих семей или исповедуют мусульманство, либо являются представителями не русской национальности. Возможно, причина низкой рождаемости в России, рассмотренная мною на примере моей школы, в экономической ситуации в стране, сложившейся в девяностые годы прошлого века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    На основе проведенной исследовательской работы и, рассмотрев современные демографическую ситуацию в школе, я пришла к выводу, что она отражает процессы, происходящие в Ставропольском крае,  и в целом в России.

         Количество учеников будет продолжать сокращаться, что уже очевидно по всем прогнозам, и с этим придется смириться.     Наша школа рассчитана на 1300 мест, сейчас 621 ученик обучается в нашей школе.       

       Однако темпы этого сокращения могут быть или катастрофическими, или более умеренными и приемлемыми.

      Причины: падение рождаемости, безработица, низкая заработная плата.

      Что же делать, чтобы школа существовала?

      Администрации района необходимо задуматься о создании рабочих мест, повышении заработной платы, чтобы население нашего района трудилось на благо нашего села, а не стояло на распутье в поисках лучшей жизни.

    Назрела необходимость проведения более активной демографической политики, принятия энергичных усилий, направленных на повышение уровня жизни россиян, улучшение здоровья нации, более действенную материальную и моральную поддержку семей с детьми и женщин-матерей. И нужно это не для «всемирного повышения рождаемости», а только для восстановления уровня простого воспроизводства, уровня нулевого естественного прироста, выравнивания рождаемости и смертности.

     Предпринимаемые государством материальные государством материальные усилия для нормализации в стране демографической ситуации должны быть мощными, о чем говорят примеры соответствующих дотаций в экономически развитых странах. Ежемесячные выплаты на ребенка в Германии составляют до 300 евро. Значительные пособия на детей в Великобритании, Норвегии, Швеции, Израиле. В США в разных штатах бедным семьям ежемесячно выплачивают от 150 до 700 долларов. В России же выплаты пока явно недостаточны.

      На наш взгляд, одним из путей решения данной проблемы является повышение уровня грамотности населения в вопросах психологии семейной жизни, воспитания детей. Ведь, не секрет, что основы психологии получает узкий круг специалистов, отсюда напрашивается вывод, что школа является той ступенью, где можно закладывать основу этим знаниям.

Преодоление демографического кризиса в России – одна из главных стратегических задач государства на ближайшие десятилетия. От ее решения зависит не только будущее страны, но само ее существование, как страны, как нации.

                  

 

 

Литература

 

1. В.С. Белозеров, К.М. Магомедов. Экономическая и социальная география Ставропольского края. Ставрополь: СКИПКРО, 1996.

2. Н.С.Румынина, Л.Н.Комарова. Ставропольеведение: рабочая тетрадь. 8-9 классы. – Ставрополь.Ставропольсервисшкола, 2003.

3. Ставропольский край в цифрах: Краткий статистический справочник. – «Ставрополье» 2006г.

http://www.regnum.ru

http://www.stavstat.ru

http://school-collection.edu.ru


Национальный состав учащихся МОУ СОШ №16

 

класс

Кол-во в клас

се

Рус

ские

Армя

не

Поля

ки

Укра

инцы

Бело

русы

Латы

ши

Дар

гинцы

Езид

Табаса

ране

Авар

цы

Чечен

цы

Корей

цы

Цыга

не

Таджи

ки

Тата

ры

Тур

ки

гру

зи

ны

Лез

гины

Агуль

цы

башкир

ингу

ши

Нем

цы

27

19

1

1

1

 

 

2

 

 

 

 

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

17

2

 

 

 

 

2

2

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

18

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

1

 

 

 

24

21

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

28

21

1

 

 

1

 

2

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

1

22

17

 

 

 

 

 

3

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

23

1

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

22

 

 

1

 

1

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

21

 

 

2

1

 

1

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

25

 

 

1

 

 

2

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

19

1

 

 

 

 

2

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

22

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

13

 

 

 

 

 

3

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

23

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

29

26

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

26

24

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

22

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

28

23

 

 

 

1

 

 

2

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

25

18

 

 

4

 

 

2

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

20

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

25

21

 

 

3

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10а

20

13

 

 

1

 

 

2

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

10б

16

15

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11а

20

14

 

 

2

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

11б

18

15

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

11в

20

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

623

512

9

2

18

8

1

29

7

7

2

1

1

10

1

4

1

2

2

1

1

1

3

 

 

 

Миграция учащихся МОУ СОШ №16

 

 

 

год

На нача-ло года

Выбыли

Прибы-

ли

На конец года

Из района

Из края

Из России

Из СНГ

прибыли

Выбы-ли

прибыли

выбыли

прибыли

Вы-

были

При-

были

Вы-

были

2002-2003

947

38

28

937

18

9

5

16

-

5

 

 

2003-2004

923

52

32

902

15

15

4

8

3

16

 

 

2004-2005

838

36

23

825

15

8

3

3

2

13

1

-

2005-2006

749

33

11

727

2

6

5

8

4

14

 

 

2006-2007

705

21

30

714

23

6

5

2

5

7

 

 

2007-2008

652

14

31

635

8

12

1

3

4

9