муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Табулгинская средняя образовательная школа им. П. Д. Слюсарева»
Чистоозерного района Новосибирской области
Исследовательская работа
Польза или вред
компьютерных игр
Автор:
Макеев Игорь
учащийся 9 класса
Руководитель:
Жарикова Светлана Семёновна
учитель информатики
Табулга, 2023
Оглавление
Актуальность исследования………………………………………………………….. 2стр.
Глава 1.Теоретическая часть
1.1. Классификация компьютерных игр…………...……………………………….5стр.
1.2. Положительное влияние компьютерных игр на детей……………………….12стр.
1.3. Отрицательное влияние компьютерных игр на детей………………………..14стр.
1.4. Компьютерная зависимость…………………………………………………….18стр.
Глава. 2 Методика и результаты исследований
2.1. Анкетирование…………………………………………………………………..27стр
2.2. Цель анкетирования…………………………………………………………….62стр.
Заключение………………………………………………………………………………57стр
Приложения ……………………………………………………………………………..43стр
Введение
Актуальность исследования
В наш технологически продвинутый век компьютеризация охватила весь мир. Даже в самом отдаленном участке планеты вы найдете компьютер, подключенный к Интернету. С появлением компьютеров появились и компьютерные игры, которые очень скоро приобрели широкую популярность. С каждым годом количество увлеченных ими людей возрастает. Компьютерная техника уже достигла такого уровня развития, что создаются очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. Соответственно, растет и количество компьютерных фанатов.Такие люди живут в основном игрой. Все психические потребности они удовлетворяют в виртуальной реальности, играя на компьютере, а их жизнь в реальном мире ограничена лишь удовлетворением физиологических потребностей.Эта проблема еще очень мало изучена. Но она с каждым годом возрастает, а ее негативные результаты налицо и требуют немедленного вмешательства и решения. Еще более актуальным становится изучение данной проблемы среди школьников.
Актуальность выше обозначенной проблемы ставит передо мной цель исследования.
Цель исследования: выяснение влияния компьютерных игр на развитие и здоровье младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу о истории развития компьютерных игр.
2. Узнать, что говорят о компьютерных играх врачи и психологи.
3. Узнать, в какие компьютерные игры играют мои одноклассники.
4. Сделать вывод о пользе или вреде компьютерных игр.
5. Подготовить рекомендации по правильному отбору компьютерных игр для детей.
Объект исследования: подростки, играющие в компьютерные игры.
Предмет исследования: зависимость подростков от компьютерных игр.
Гипотеза исследования: чрезмерное увлечение компьютерными играми вызывает зависимость и наносит вред здоровью, а значит необходимо исключить компьютерные игры из жизни детей и подростков.
Методы исследования: анкетирование, тестирование, эксперимент, наблюдение, анализ.
Практическая значимость: результаты и материал данной исследовательской работы могут быть использованы учителями информатики, классными руководителями,психологами, родителями с целью проведения разъяснительной работы об опасности компьютерных игр.
Теоретическая часть
1.1. Классификация компьютерных игр
Компьютерная игра - это компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре или сама выступающая в качестве партнёра. Тот, кто играет в компьютерные игры, называется - геймером.
Все дети любят играть. Но обычные игры не интересны или бывает, что в них не с кем поиграть. А вот в компьютерные игры можно играть одному или с друзьями. Используя сеть Интернета можно заводить новых партнеров по играм. С каждым разом компьютерные игры становятся все интересней. Они создаются так, чтобы увлекать игроков. В них хорошие графические и звуковые оформления. Из литературы и сети Интернет я узнала, что мир компьютерных игр широк и разнообразен.
Компьютерные игры могут быть классифицированы по нескольким признакам:
Жанр: игра может принадлежать как к одному, так и к нескольким жанрам;
Количество игроков и способ их взаимодействия: игра может быть однопользовательской — рассчитанной на игру одного человека, или многопользовательской — рассчитанной на одновременную игру нескольких человек; а также вестись на одном компьютере, через интернет, электронную почту, или массово.
Компьютерные игры классифицируют по жанрам:
• Аркады - игры, в которых всё зависит от ловкости и быстроты реакции игрока. Различают детские аркады, где главная задача игрока обычно состоит в том, чтобы избегать врагов, и аркады для более взрослых, где врагов необходимо ещё и убивать.
• Стратегии - игры, где игрок выступает в роли человека, наделённого властью. В экономических стратегиях задача игрока состоит в том, чтобы построить мощную финансовую корпорацию, победив в экономической войне своих конкурентов. В военных стратегиях игрок выступает в роли генерала, управляющего постройкой военных баз и тренировкой войск и должен победить врагов на поле боя.
Квесты (англ. Quest - поиск) - игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки.
Экшен - игры, состоящие в основном из боевых сцен, драк и перестрелок.
Приключения - игры, обладающие полноценным литературным сюжетом, и игрок в процессе игры сам раскрывает все перипетии этого сюжета.
Стрелялки - как видно из названия, игры привлекают тех, кто любит пострелять. Выбор оружия широк - от обычного пистолета до бластера. Игрок либо сам выступает в роли героя и видит виртуальный мир его глазами, либо смотрит на него со стороны.
Головоломки - электронные варианты различных головоломок, одним словом, игры, в которых необходимо как следует напрячь мозги.
3D игры - в них как такового сюжета нет, только иллюзия вида "из глаз” персонажа, основана на трехмерном движении.
Забавы - игры, в основном рассчитанные на детей, где психологическое впечатление от происходящей на экране картинки гораздо важнее самого процесса игры - например, лопание пузырьков.
Образовательные - игры, включающие в себя элементы обучающих программ, которые подаются через сам игровой процесс.
Ролевая игра - жанр игр, где игрок обладает свободой действий - он сам выбирает куда идти, что делать и так далее. Отличительной особенностью которых, является наличие у персонажей определённых навыков и характеристик, которые впоследствии можно улучшать или даже приобретать новые, предварительно выполнив какие либо действия.
Тренажеры - всевозможные гонки, в том числе и в космосе, военные. Перед глазами игрока, находящегося в кабине автомобиля или самолета, находятся различные индикаторы, кнопки, рычаги, руль, штурвал. Ощущения от таких тренажеров близки к тем, что имеют место в реальной жизни. Например, геймер чувствует, как заносит машину, если он отвлечется от управления.
Логические. Прекрасный способ провести несколько свободных минут, не покидая рабочего места (головоломки, шахматы, карточные игры).
Таким образом, я сделал вывод, что с каждым годом качество компьютерных игр улучшается и появляется их огромный выбор. Из всего разнообразия не трудно выбрать подходящие, главное не забывать, что в реальной жизни куда больше интересней.
1.2. Положительное влияние компьютерных игр на детей
Интересно, а какое влияние на детей оказывают компьютерные игры? Приносят ли они пользу или вред? Чтобы ответить на этот вопрос я решил воспользоваться Интернетом и поискать там необходимую мне информацию.
Читая литературу по данному вопросу, я узнал, что компьютерные игры имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
Компьютерные игры помогают ребенку привыкнуть к управлению компьютером, что благоприятно сказывается в дальнейшем, когда дело доходит до более серьезной работы. Самая простая компьютерная игра, соответствующая возрасту, формирует внимание, организацию деятельности, усидчивость, настойчивость.
Игра за компьютером - это сложнейшая координация движений рук, зрительного восприятия и зрительной памяти, это анализ ситуации и процесс принятия решения. Хорошая игра может помочь ребенку преодолеть робость, сформировать коммуникативные навыки.
Зарубежные специалисты считают, что разумная игровая практика способствует развитию познавательных способностей детей. Позитивный эффект компьютерных игр французский детский психиатр Серж Тиссерон видит в формировании способности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, требованиям общества, правилам.
Многие стратегические игры позволяют получить навыки управления ресурсами в стрессовых ситуациях. Современные онлайновые игры, а это в основном "стрелялки”, очень часто воспитывают командный дух, позволяя "притереться” друг к другу в условиях, "приближенных" к боевым. Участники одной такой команды, как правило, хорошо знают друг друга, общаясь не только в виртуальном пространстве. Выяснение отношений между командами происходит лишь внутри компьютерных сетей, а совсем не на темных улицах.
Сам характер игр - постоянное преодоление препятствий делает геймера более целеустремленным и жизнестойким. Он решает проблемы реальной жизни с не меньшим упорством, с каким преодолевает очередной этап игры. Большинство геймеров способны к быстрому восприятию новых идей и перемен.
То, что компьютерные игры учат логическому мышлению, реакции, глазомеру и координации движений, — достаточно очевидно. Практически любая компьютерная игра развивает тот или иной полезный навык, но все-таки не во всякую игру стоит играть. Все дети разные. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим — активные, динамические. Родителям надо знать своего ребенка или ученика и рекомендовать ему такие игры, которые не будут его перегружать.
1.3. Отрицательное влияние компьютерных игр на детей
В чём же вред компьютерных игр? Вред наносится не только в процессе игры, но и в многочасовом занятии перед монитором.
Изучив литературу по данной теме, можно выделить несколько вредных факторов:
Сидячее положение
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Воздействие электромагнитного излучения монитора Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.
Воздействие на зрение
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения. Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром”.
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Психическая нагрузка и стресс при потере информации Компьютер требует сосредоточенности. Однако психическую нагрузку можно уменьшить (в работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной работы за компьютером). Если компьютер "зависает”, в результате действия вирусов или поломки носителей, при сбоях программ теряется важная и полезная информация, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна... Нельзя столь болезненно относиться к таким проявлениям (компьютер - всего лишь «железка»), нужно создавать резервные копии файлов, содержащих важную информацию.
1.4. Компьютерная зависимость
Иногда компьютер не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость. Со временем ребенок, увлеченный играми, становится раздраженным, отрешается от своих сверстников и всего общества в целом, у него нарушается режим сна, ухудшается состояние здоровья, снижается зрение. Также ребенок теряет как бы контакт с реальностью, для него "виртуальный” мир становится альтернативой "реального", тем самым теряется какая-либо взаимосвязь с обществом, в котором он находится, игра для него становится наркотиком. Иногда в медицинской практике встречаются случаи убийства или самоубийства под влиянием компьютерных игр. Игрок воображает себя героем своей любимой игры, и начинает входить в эту роль, путая миры, в которых находится. В результате, это приводит к непоправимым последствиям, как в жизни самого ребенка, так и людей, его окружающих.
Некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного «виртуального» мира.
Результаты изучения положительного и отрицательного влияния компьютерных игр на детей я обобщил в следующей таблице:
Таблица 1
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
Можно весело провести свободное время |
Вызывают привыкание |
Логические игры развивают мозг и память |
Азартная зависимость |
Развивают быстроту реакции внимания |
Ухудшение зрения |
Можно научиться работать в разных программах |
Вызывает болезни суставов и позвоночника |
|
Снижение желания учиться |
|
Снижение успеваемости в школе |
Таким образом, можно сделать вывод, что компьютер - это всего-навсего машина. Им вполне можно управлять. Но если делать это неграмотно - вот тогда он может оказаться вредным для здоровья.
II. Методика и результаты исследований
Анкетирование
Провёл анкетирование среди учащихся ТСОШ 7-11 классов (Приложение № 1), общее количество 41 учеников возраст 14лет- 18 человек, 15 лет-13 человек, 16лет- 6 человек,17лет – 4 человекаКомпьютерные игры отрицательно влияют на человека?>(Приложение № 2).Из них 24 девочек и 17 мальчиков(Приложение № 3),
На вопрос <Компьютерные игры отрицательно влияют на человека?>,участники опроса ответили так: 16 человек ответила «да», 15 человек не влияют отрицательно, 10 человек не знают (Приложение № 4),
На следующий вопрос <Сколько времени вы тратите на компьютерные игры?>:21человек ответили, что сидит за компьютерными играми меньше 1 часа, другие 5человек сидят 1 час,оставшиеся 15 человек сидят больше 1 часа(Приложение № 5),
Следующим вопросом был <Что для вас компьютерные игры?>:для 9 человек - это отдых, 27 ответили -развлечение, и для 5 человек - это информация(Приложение № 6),
На вопрос <Как вы думаете полезно ли играть в компьютерные игры?>: 21 человек ответил полезно, 12 человек ответило неполезно, 8 человек не знают (Приложение № 7),
На вопрос <Вы играете в компьютерные игры с разрешением родителей>: 6 человека - играют с разрешением родителей,35 человек -играют без разрешения родителей (Приложение № 8),
И на ещё один вопрос <Как вы думаете почему родители запрещают играть в компьютерные игры?>: 17 человек ответили, что приносит вред глазам,14 человек ответило- дети не помогают родителям,10 человек ответило -дети перестают слушаться родителей (Приложение № 9).,
На вопрос <Бывают ли у вас ссоры с родителями из -за компьютерных игр?>: 4 человека ответила «да»,28 человек ответило, что не бывает ссор, 9 человек иногда бывают ссоры с родителями(Приложение № 10),
И на последний вопрос <Если появится свободное время, вы сядешь играте за компьютер или займёшься другим делом?> 20 человек -сядут за компьютер, а 21 человек -займутся другими делами (Приложение № 11),
Приложение
Приложение№1
Анкета
Приложение№ 2
Приложение№ 3
Приложение№ 4
Приложение№ 5
Приложение№ 6
Приложение№ 7
Приложение№8
Приложение №9
Приложение № 10
Приложение № 11
Выводы
Результаты проведенного исследования показали, что все ребята любят играть в компьютерные игры. Большинство не задумываются о вреде и пользе этих игр, как и о том, сколько времени можно играть.
Мои предположения не подтвердились. Нельзя сказать, что компьютерные игры – это плохо, и надо отказаться от них. Как нельзя сказать, что хорошо, и можно играть сколько хочется и в любые игры. Влияние компьютерных игр на детей неоднозначно. Кто–то развивает логическое мышление, кто-то забывает про окружающий реальный мир. Здесь нужно придерживаться главного принципа – не навреди. Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Я думаю, что моя работа была полезной и для меня и для ребят, которые увлекаются компьютерными играми.
Источники
1. Исаева Э.Л., Баташева М.А. Заболевания связанные с работой за компьютером и их профилактика // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11
2. Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка, М.: Знание,1988. - 96 С.
3. Родители на MAXIMUM[Электронный ресурс]. Как влияют компьютерные игры на психику ребенка?– Режим доступа:https://roditeli.maximumtest.ru/
4.Дзен/ Подноготная [Электронный ресурс]. Компьютерные игры. Польза и вред.– Режим доступа:https://dzen.ru/a/W3v3moPlZwCpVk_i
Заключение
Компьютерные игры занимают важную часть реальной жизни в нашем НЕ виртуальном пространстве. Для кого-то это просто способ скоротать свободное время, для кого-то – ежедневный выброс эмоций после трудового и учебного дня, а для кого-то - смысл жизни. Каждому - свое. Но для меня гораздо важнее лишний час свободного времени посветить себе или друзьям, выйти погулять… Там небо измеряется не в пикселях и разрешение не повлияет на качество картинки. Да, нельзя выйти из игры и сохранить нужный момент, но так даже интереснее.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.