Цели и задачи исследовательской работы:
Цель – изучить и проанализировать развитие логического мышления младших школьников на занятиях по обучению игре в шахматы.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
раскрыть приемы и методы формирования логического мышления младших школьников;
изучить потенциал развития логического мышления через обучение игре в шахматы;
рассмотреть методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления младших школьников.
Объект исследования - процесс развития логического мышления младших школьников.
Предмет исследования – процесс организации обучения младших школьников игре шахматам как условие развития логического мышления.
Гипотеза: Мы предполагаем, что методы и приемы, которые применяются при организации обучения младших школьников игре в шахматы, а также использование логических и нестандартных задач на занятиях, способствует развитию логического мышления младших школьников.
Глава 1
Мышление - способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
Подразделяется на:
наглядно - действенное;
наглядно - образное;
словесно - логическое (теоретическое).
Операции логического мышления :
Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия
Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов.
Обобщение - отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.
Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.
:
Процесс формирования данных мыслительных операций эффективно реализуется на занятиях по обучению игре в шахматы, т.к. шахматы:
учат анализировать и планировать;
учат запоминать, сравнивать, обобщать и предвидеть результаты своей деятельности;
учат мыслить системно и нестандартно;
развивают творческих способности;
содействуют совершенствованию усидчивости, внимательности, самостоятельности, терпеливости, изобретательности;
• вырабатывают волю и характер;
улучшают способности к обучению;
Выводы по первой главе:
Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
Логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики» и является высшей ступенью умственного развития.
Процесс обучения игре в шахматы способствует развитию логического мышления: формирует аналитико-синтетическую деятельность; учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; содействует совершенствованию таких ценных качеств, как усидчивость, внимательность.
Глава 2Опытно-экспериментальная работа
I этап: констатирующий
- В опытно-экспериментальной работе приняло участие 24 человека, учащиеся 1 класса МОУ СОШ №4 п. Карымское. Для выявления потенциала детей к обучению шахматной игре проведена методика диагностики развития мышления А.З. Зака
В рамках эксперимента проведено анкетирование среди учащихся 1-4 классов. В опросе приняло участие 80 человек.
Результаты констатирующего этапа показали, что необходимо организовать целенаправленную и систематическую работу по формированию основных мыслительных операций учащихся на занятиях в начальной школе.
II этап: формирующий
Для подтверждения гипотезы исследования разработана рабочая программа «Шахматы» и выстроена система работы по развитию логического мышления через обучение игре в шахматы.
игры на фрагментах шахматной доски;
нестандартные дидактические задания и игры детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
игровые положения с ограниченным количеством фигур;
стержневая игра первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
игровые положения для каждой дидактической игры;
неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
III этап: контрольный
Для учащихся 1 класса была проведена повторная методика диагностики развития мышления А.З. Зака. Сравнительные результаты проведенного тестирования представлены в следующей таблице:
Уровень развития умения понять учебную задачу | Уровень развития умения планировать свои действия. | Уровень развития умения анализировать условия задачи. | ||||
В начале года | В апреле | В начале года | В апреле | В начале года | В апреле | |
Высокий уровень | 6 | 10 | 0 | 0 | 5 | 9 |
Средний уровень | 14 | 12 | 10 | 14 | 11 | |
Низкий уровень | 4 | 2 | 14 | 10 | 5 | 4 |
Оценивание деятельности учащихся по результатам освоения программы
- из 24 обучающихся 8 человек демонстрируют высокую заинтересованность в изучении данного предмета, принимают активное участие в подготовке творческих заданий;
12 человек показывают средний уровень освоения программы;
4 учащихся проявляют слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности.
Выводы по второй главе:
Для определения уровня развития мышления младших школьников используется методика «Логические задачи» А.З. Зака в начальной школе, которая проводится в начале и конце учебного года.
В основу технологии обучения учащихся игре в шахматы положена система игровых заданий на основе шахматного материала, включающая в себя задания по проверке усвоения правил шахматной игры и задания на способность действовать в уме.
Методы и приемы, которые применяются при организации обучения младших школьников игре в шахматы, а также использование логических и нестандартных задач на занятиях, способствует развитию логического мышления младших школьников, что подтверждается результатами итоговой диагностики.
:
«Важная стратегическая государственная задача на сегодняшний день, безусловно, в повышении общего интеллектуального уровня подрастающего поколения, формировании ответственности юных граждан за свои поступки».
В. В. Путин
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.