Исследовательская работа "Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы". Презентация.

  • Иллюстрации
  • Научно-исследовательская работа
  • Повышение квалификации
  • Презентации учебные
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • ppt
  • 03.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Шахматы — это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед. В шахматах заложены огромные возможности умственного развития с раннего возраста. И именно повышение общего интеллектуального уровня подрастающего поколения является одной из важнейших задач системы образования".
Иконка файла материала презентация к работе.ppt

Исследовательская работа «Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы»

Цели и задачи исследовательской работы:

Цель – изучить и проанализировать развитие логического мышления младших школьников на занятиях по обучению игре в шахматы.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
раскрыть приемы и методы формирования логического мышления младших школьников;
изучить потенциал развития логического мышления через обучение игре в шахматы;
рассмотреть методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления младших школьников.

Объект исследования - процесс развития логического мышления младших школьников.


Предмет исследования – процесс организации обучения младших школьников игре шахматам как условие развития логического мышления.


Гипотеза: Мы предполагаем, что методы и приемы, которые применяются при организации обучения младших школьников игре в шахматы, а также использование логических и нестандартных задач на занятиях, способствует развитию логического мышления младших школьников.

Глава 1

Мышление - способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Подразделяется на:
наглядно - действенное;
наглядно - образное;
словесно - логическое (теоретическое).

Операции логического мышления :

Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия
Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов.
Обобщение - отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.
Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.


:


Процесс формирования данных мыслительных операций эффективно реализуется на занятиях по обучению игре в шахматы, т.к. шахматы:
учат анализировать и планировать;
учат запоминать, сравнивать, обобщать и предвидеть результаты своей деятельности;
учат мыслить системно и нестандартно;
развивают творческих способности;
содействуют совершенствованию усидчивости, внимательности, самостоятельности, терпеливости, изобретательности;
• вырабатывают волю и характер;
улучшают способности к обучению;


Выводы по первой главе:

Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
Логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики» и является высшей ступенью умственного развития.
Процесс обучения игре в шахматы способствует развитию логического мышления: формирует аналитико-синтетическую деятельность; учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; содействует совершенствованию таких ценных качеств, как усидчивость, внимательность.

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа

I этап: констатирующий
- В опытно-экспериментальной работе приняло участие 24 человека, учащиеся 1 класса МОУ СОШ №4 п. Карымское. Для выявления потенциала детей к обучению шахматной игре проведена методика диагностики развития мышления А.З. Зака
В рамках эксперимента проведено анкетирование среди учащихся 1-4 классов. В опросе приняло участие 80 человек.
Результаты констатирующего этапа показали, что необходимо организовать целенаправленную и систематическую работу по формированию основных мыслительных операций учащихся на занятиях в начальной школе.



II этап: формирующий
Для подтверждения гипотезы исследования разработана рабочая программа «Шахматы» и выстроена система работы по развитию логического мышления через обучение игре в шахматы.


игры на фрагментах шахматной доски;
нестандартные дидактические задания и игры детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; 
игровые положения с ограниченным количеством фигур;
стержневая игра первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
игровые положения для каждой дидактической игры;
неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".

III этап: контрольный

Для учащихся 1 класса была проведена повторная методика диагностики развития мышления А.З. Зака. Сравнительные результаты проведенного тестирования представлены в следующей таблице:

Уровень развития умения понять учебную задачу

Уровень развития умения планировать свои действия.

Уровень развития умения анализировать условия задачи.

В начале года

В апреле

В начале года

В апреле

В начале года

В апреле

Высокий уровень

6

10

0

0

5

9

Средний уровень

14

12

10

14

11

Низкий уровень

4

2

14

10

5

4

Диаграмма №1

Диаграмма №2

Диаграмма №3

Оценивание деятельности учащихся по результатам освоения программы


- из 24 обучающихся 8 человек демонстрируют высокую заинтересованность в изучении данного предмета, принимают активное участие в подготовке творческих заданий;
12 человек показывают средний уровень освоения программы;
4 учащихся проявляют слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности.

Выводы по второй главе:

Для определения уровня развития мышления младших школьников используется методика «Логические задачи» А.З. Зака в начальной школе, которая проводится в начале и конце учебного года.
В основу технологии обучения учащихся игре в шахматы положена система игровых заданий на основе шахматного материала, включающая в себя задания по проверке усвоения правил шахматной игры и задания на способность действовать в уме.
Методы и приемы, которые применяются при организации обучения младших школьников игре в шахматы, а также использование логических и нестандартных задач на занятиях, способствует развитию логического мышления младших школьников, что подтверждается результатами итоговой диагностики.

:


«Важная стратегическая государственная задача на сегодняшний день, безусловно, в повышении общего интеллектуального уровня подрастающего поколения, формировании ответственности юных граждан за свои поступки».
В. В. Путин