Исследовательская работа "Роль типов памяти в заучивании таблицы умножения"
Оценка 4.6

Исследовательская работа "Роль типов памяти в заучивании таблицы умножения"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
математика
8 кл—11 кл
04.07.2022
Исследовательская работа "Роль типов памяти в заучивании таблицы умножения"
В данной исследовательской работе описываются типы памяти и их роль в заучивании таблицы умножения. Также приведены разные способы заучивания таблицы , которые подойдут детям с тем или другим типом памяти.
Исследовательская работа_Роль типов памяти в заучивании таблицы умножения.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №45»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема работы: Роль типов памяти в заучивании таблицы умножения

 

 

 

 

 

                                                                                            

                                                                                  Проект выполнила:

                                                                              Асеева Елизавета, 3д класс

 

                                                                       Руководитель проекта:

                                                                               Голубина Ольга Борисовна,

                                                                              учитель начальных классов

                                          

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита

  2022г.

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………   3

1. Теоретическая часть…………………………………………………    4-7

    1.1. Что известно о таблице умножения?...................................................4

    1.2. Память. Типы памяти………………………………………………......5

    1.3. Способы запоминания таблицы умножения…………….......……… 6

2. Практическая часть…………………………………………………… 7-11

    2.1. Мониторинг результатов анкетирования «Роль таблицы умножения в жизни человека»..…………………………………………………………… 7-8

    2.2. Изучение типов памяти моих одноклассников……………………… 9

    2.3. Результаты проведенного эксперимента……………………….…...10-11

Заключение…………………………………………………………………....12

Список литературы………………………………………………………… 13

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Когда во 2 классе мы начали изучать по математике тему «Умножение и деление», Ольга Борисовна сказала, что это один из важнейших разделов математики в начальных классах. Она также сказала, что мы должны выучить наизусть всю таблицу умножения, потому что эти знания нам пригодятся в повседневной жизни. Я решила не ждать, когда мы начнем знакомиться с таблицей умножения и начала самостоятельно заучивать таблицу умножения. Учила я таблицу, которая  размещена на обложке тетрадей по математике. Когда я начинала ее повторять, то мне сразу вспоминалась обложка моей тетради. Тогда я задумалась, почему так происходит?  Поэтому решила написать исследовательскую работу «Роль типов памяти в заучивании таблицы умножения». Это для меня очень важно и актуально, потому что мне захотелось помочь легко и быстро выучить  таблицу умножения не только себе, но и  моим одноклассникам.

Цель исследования: изучить типы памяти и их роль в заучивании таблицы умножения.

Задачи исследования:

1. Узнать, что такое память и, какие типы памяти существуют.

2. Изучить, что известно о таблице умножения.

3. Найти разные способы запоминания таблицы умножения.

4. Провести анкетирование «Роль таблицы умножения в жизни человека».

5. Изучить типы памяти моих одноклассников.

Объект исследования: таблица умножения однозначных чисел.

Предмет исследования: типы памяти и их роль в заучивании таблицы умножения.  

Гипотеза исследования: Если при заучивании таблицы умножения учитывать ведущий тип памяти, то заучивание будет наиболее эффективным.

Методы исследования: изучение литературы и материалов сети Интернет, анкетирование, диагностика, эксперимент, наблюдение, анализ полученных данных, обобщение.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что полученные сведения могут использоваться на уроках математики в начальных классах не только в нашей школе, но и в других школах РФ. Изученные способы заучивания таблицы умножения помогут моим одноклассникам быстрее и легче выучить таблицу умножения. Выявленные ведущие типы памяти могут способствовать эффективному обучению моих одноклассников не только на уроках математики, но и на других основных уроках.

 

 

1. Теоретическая часть

1.1. Что известно о таблице умножения?

Поставив перед собой цели, задачи и выдвинув гипотезу, я приступила к исследовательской работе.

Изучая разные источники информации, я узнала, что таблица умножения – таблица, где строки и столбцы озаглавлены множителями, а в ячейках таблицы находятся их произведения.

Недавно при раскопках здания в городе Нара, древней столице Японии VIII века, археологами была найдена деревянная табличка с фрагментом таблицы умножения. Из всех табличек, обнаруженных в Японии, считается, что найденная – самая древняя.

На юге Китая также была обнаружена дощечка, содержащая фрагмент таблицы умножения, возраст которой ученые оценили в 2700-3000 лет.
На основании этой находки ученые Китая предложили гипотезу, согласно которой впервые таблица умножения была составлена в Древнем Китае, а потом вместе с караванами, идущими по Великому шелковому пути, проникла в Индию, а оттуда в страны Азии и Европу.

В детской энциклопедии «От А до Я» я прочитала, что самые старые в мире таблицы умножения были найдены при раскопках городов Древней Месопотамии. Они были нанесены с помощью клинописи на глиняные таблички, возраст которых составляет 5000 лет.

Первое известное в истории математики изображение таблицы умножения в виде квадрата 10х10 приведено в книге «Введение в арифметику» Никомаха Геразского. Автор отмечал, что такое изображение таблицы умножения применял Пифагор. Цифры таблицы были записаны в ионийской нумерации, использующей буквы греческого алфавита и  архаические буквы финикийцев. [П. 1]

В российских школах значения традиционно доходят до 10×10. По горизонтали и по вертикали расположены числа натурального ряда; на пересечении столбцов и строк стоят их произведения. Диагональ таблицы образуют квадраты чисел. [П. 2]

В Великобритании значения таблицы доходят до 12×12, что связано с единицами английской системы мер длины (1 фут = 12 дюймов). [П. 3]

Впервые в школьную программу таблица умножения была введена в Англии в конце средних веков. Позже она появилась и в российских школах.

На основании полученной информации можно сделать вывод, что нет единого мнения о точном происхождении таблицы умножения. В основном авторы разных источников придерживаются мнения, что составителем таблицы является древнегреческий математик Пифагор.

 

 

1.2. Память. Типы памяти

Узнав о происхождении таблицы умножения, мне необходимо разобраться, что такое память и, какие типы памяти существуют.

Вначале я попыталась выяснить, что такое память. Мне видится, что память – это какой-то процесс, в результате которого происходит запоминание информации.

Придя к такому выводу, я решила спросить у учителей. Вот что они мне рассказали: «Память — это способность человека запечатлевать в головном мозгу, сохранять и воспроизводить то, что он ранее воспринимал, переживал, делал, думал. Благодаря памяти люди могут сохранять и использовать накопленный ими опыт, знания, передавать их следующим поколениям».

После этого я решила обратиться к толковому словарю С.И. Ожегова. Там сказано, что память -  способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.

В большом психологическом словаре говорится, что память -  это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Изучая разные источники, я узнала, что в зависимости от того, как человек запоминает информацию, существуют разные типы памяти: слуховая память, зрительная память, двигательная или моторно-слуховая память и комбинированный тип памяти. У каждого человека один из этих типов наиболее развит, то есть является ведущим типом.

При слуховой памяти человек запоминает звуки, музыку, разговоры, то, что воспринимает на слух.

При зрительной памяти хорошо запоминаются зримые детали обстановки, предметы, которые окружают, изображение предметов, людей.

При двигательной памяти человек хорошо запоминает свои и чужие поступки, движения и жесты.

Существует также комбинированный тип памяти, в котором можно наблюдать элементы каждого из вышеназванных типов.

На основании изученной информации можно сделать вывод, что у каждого человека существует преобладающий или ведущий тип памяти в зависимости от того, каким способом он заучивает тот или иной материал.

 

 

 

 

1.3. Способы запоминания таблицы умножения

Изучая информацию в сети Интернет, я выделила разные способы запоминания таблицы умножения.

Литературный способ подойдет тем, у кого ведущим является слуховой тип памяти. Им можно предложить изучить таблицу умножения в стихотворной форме М. Казариной или А. Усачева. Таким образом, при решении примера, у ребят будет возникать ассоциация с рифмованной строчкой. [П. 4]

Музыкальный способ заучивания таблицы умножения также подойдет тем, у кого преобладает слуховая память. Им можно предложить послушать, а затем и выучить песню «Дважды два четыре» (автор текста М. Пляцковский, композитор В. Шаинский). [П. 5] Существует также песенно-игровая методика обучения: поём и решаем, которую можно легко найти в сети Интернет.

Художественный способ запоминания таблицы умножения поможет тем, у кого хорошо развита зрительная память. Им можно предложить для запоминания карточки с таблицей умножения, окрашенные в яркие цвета. Эти карточки можно разместить в классном кабинете в разных местах, где чаще всего бывает человек, так он зрительно быстрее запомнит таблицу умножения. [П. 6]

Также можно использовать различные раскраски с числовыми выражениями на умножение. Человек, раскрашивая картинки, будет решать примеры и запоминать их. Такой способ может подойти не только с ведущим типом зрительной памяти, но и двигательной. [П. 7]

Существуют разные мультфильмы, где встречается таблица умножения.  Например, ребятам с хорошо развитой зрительной памятью можно предложить посмотреть мультфильм «Angry Birds». Этот мультфильм поможет быстро запомнить таблицу умножения и с ведущим слуховым типом памяти, так как там представлена и песня.  

Игровой способ лучше всего подойдет людям с хорошо развитой двигательной памятью, а также с комбинированным типом.

Одной из наиболее известных игр считается игра в карточки. Суть данной игры заключается в том, что ученик в случайном порядке достаёт карточку из общей стопки и видит на ней пример без ответа. Если он может дать правильный ответ, то карточка выбывает из игры. А если ответ не найден, то карточка вновь возвращается в общую стопку, и может быть опять же вытянута.

Также можно использовать игры «Загадочные слова». [П. 8] В интернете есть много игр-тренажеров, которые помогают повторить и запомнить таблицу умножения.

С хорошо развитыми зрительным и двигательным типами памяти можно предложить способы запоминания на пальцах таблицы умножения на 9 [П. 9]

Выявив разные способы запоминания таблицы умножения, я пришла к выводу, что в зависимости от ведущего типа памяти можно подобрать подходящий способ заучивания таблицы.

2. Практическая часть.

2.1. Мониторинг результатов анкетирования

«Роль таблицы умножения в жизни человека»

В начале своей исследовательской работы я стала задумываться о том, зачем нужно учить таблицу умножения наизусть и где в повседневной жизни она мне может пригодиться. Чтобы получить ответы на эти вопросы, я провела анкетирование среди ребят 8 и 9 классов и среди родителей моих одноклассников.

В анкетировании приняли участие 19 обучающихся 8 и 9 классов и 14 родителей.

Для школьников и родителей был задан вопрос: «Необходимо ли современному человеку хорошо знать таблицу умножения?» По мнению большинства опрошенных знание таблицы умножения необходимо современному человеку.

Старшеклассники на вопрос «В изучении каких школьных предметов необходимо знание таблицы умножения?» ответили следующим образом: в изучении математики – 19 учащихся, в изучении физики – 10 учащихся, в изучении химии – 7 учащихся, в изучении информатики – 4, в изучении черчения и географии ответили по 1 учащемуся.

- Хорошо ли вы знаете таблицу умножения? 12 человек ответили, что хорошо знают таблицу умножения, а 7 человек до сих пор знают ее плохо.

- Вспомните, как долго Вы учили таблицу умножения? 7 ребят выучили таблицу за неделю, 11 ребят учили ее от одного до двух месяцев, 1 человек учил ее целый год.

- Испытывали ли Вы трудности при заучивании таблицы умножения? Все ученики ответили, что испытывали трудности в заучивании таблицы умножения.

- Таблица  умножения на какое число Вам давалась труднее всего? 7 школьников ответили, что таблица умножения на 6 и на 9 им давалась труднее всего, 6 ребят испытывали трудности в заучивании таблицы на 8,  5 человек ответили, что таблица на 7 им показалась самой сложной в заучивании, а один человек при ответе на данный вопрос выбрал таблицу на 4.

- Какие способы применяли Вы при заучивании таблицы умножения? В основном учащиеся 8 и 9 классов ответили, что они просто заучивали.

- Большинство человек не знают никаких эффективных способов заучивания таблицы умножения. [П. 10]

Родителям и старшеклассникам был задан вопрос «Где в повседневной жизни Вам помогают знания таблицы умножения?» Вот какие ответы мы получили: при подготовке и сдаче экзаменов, в магазине, аптеке, при ремонте, в строительстве, в домашнем консервировании, при приготовлении пищи, при посадке овощей, во время шитья, при оплате услуг (электричество, телефон, интернет). [П. 11]

Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:

- многие испытывали трудности при заучивании таблицы умножения;

- некоторые старшеклассники до сих пор не знают всю таблицу умножения; 

- мало кто знает эффективные способы заучивания таблицы;

- простое заучивание не приносит высоких результатов;

- знание таблицы умножения необходимо нам не только в учебе и при подготовке и сдаче экзаменов, но и в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Изучение типов памяти моих одноклассников

Чтобы помочь моим одноклассникам быстро и легко выучить таблицу умножения, сначала мне нужно было определить у каждого из них преобладающий тип памяти. Для этого я обратилась к своей учительнице Ольге Борисовне, потому что она в недавнем прошлом работала психологом. Она помогла мне подобрать необходимую методику для изучения типов памяти и провести диагностику.

Для определения преобладающего типа памяти использовали методику "Определение типа памяти" (А.Р. Лурия). [П. 12]

Результаты проведенного исследования приведены в таблице.

Код

Типы памяти

Слуховая

Зрительная

Двигательная

Комбинированный тип

1

А. И.

8

7

4

2

2

А. Е.

7

8

5

3

3

Б. А.

-

-

-

-

4

Б. Э.

6

8

5

5

5

В. Н.

5

7

8

4

6

Д. Е.

9

6

8

5

7

Д. А.

3

6

7

5

8

Ж. А.

5

7

6

4

9

Ж. Р.

4

6

2

4

10

К. В.

6

8

6

7

11

К. М.

2

3

3

5

12

К. В.

-

-

-

-

13

К. Е.

6

9

2

3

14

К. В.

-

-

-

-

15

Л. А.

5

6

3

2

16

М. К.

4

7

4

4

17

М. Т.

5

6

3

4

18

М. М.

7

6

6

8

19

М. Д.

6

8

2

2

20

М. К.

-

-

-

-

21

Н. Д.

4

3

2

2

22

О. А.

6

8

7

6

23

П. А.

5

10

6

7

24

П. З.

5

6

2

5

25

Р. К.

-

-

-

-

26

С. М.

5

7

5

3

27

С. Е.

4

5

3

3

28

С. Р.

5

7

1

2

29

Т. Д.

4

6

4

5

30

Ш. А.

5

6

5

4

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что из 25 ребят у 18 человек преобладающим является зрительный тип памяти, у 3-х больше развит слуховой тип, у 2-х испытуемых развита двигательная память, комбинированным типом памяти обладают 2 моих одноклассников.

 

 

2.3. Результаты проведенного эксперимента

Для того, чтобы подтвердить свое предположение: «Если при заучивании таблицы умножения учитывать ведущий тип памяти, то заучивание будет наиболее эффективным», в самом начале своего исследования я провела проверку знаний таблицы умножения. Для этого ребятам были предложены карточки с примерами на умножение однозначных чисел. Всего было предложено решить 80 примеров за 5 минут, которые были расположены не по порядку, а вразнобой. Из полученных данных видно, что не все ребята в полной мере справились с этим заданием: из 30 человек, пятеро решили чуть больше половины примеров, а остальные ребята не смогли решить и половины примеров. [П. 13]

Когда я изучила разные способы заучивания таблицы умножения и исследовала преобладающие типы памяти моих одноклассников, я решила им помочь повысить результаты. Для этого мне необходимо было провести разные тренировочные упражнения в зависимости от ведущего типа памяти.

Для моих одноклассников со зрительным типом памяти мною были предложены карточки с таблицей умножения, окрашенные в яркие цвета, также они были размещены в кабинете, в котором у нас проходят уроки. [П. 6]

Для лучшего запоминания таблицы умножения на 8, я им предлагала раскраски. [П. 7] А для лучшего запоминания таблицы умножения на 9, я показала им второй способ ее заучивания. [П. 14] Исходя из этого способа запоминания таблицы на 9, я выявила свой способ запоминания таблицы умножения на 5, который тоже предложила ребятам со зрительной памятью. [П. 15]

С ребятами, у которых больше развита слуховая память, я разучила песню «Дважды два четыре» (автор текста М. Пляцковский, композитор В. Шаинский). [П. 5] В нашем классе есть ребята, которые очень быстро заучивают стихи, им я предложила выучить таблицу умножения в стихах  М. Казариной.

Обучающимся с двигательной памятью я скачала с Интернета игры-тренажеры.  [1] Для лучшего запоминания таблицы умножения на 9, я предложила им эту таблицу на пальцах. [П. 9]

Так как все мои одноклассники очень любят мультфильмы, мы все вместе посмотрели мультфильм с таблицей умножения ««Angry Birds».

После заучивания таблицы умножения предложенными способами, я вновь провела проверку знаний. Ребятам также было предложено решить за 5 минут 80 примеров на умножение однозначных чисел, которые были расположены вразнобой. Из полученных данных видно, что 2 обучающихся решили все примеры правильно, 1 девочка не успела решить лишь 4 примера, 8 ребят сделали намного больше половины предложенных примеров, 7 человек решили чуть меньше половины примеров. Те ребята, которые во время первичного исследования слабо справились с предложенным заданием, значительно повысили свои результаты при вторичном исследовании.  [П. 13]

Из проведенного эксперимента можно сделать вывод, если при заучивании таблицы умножения учитывать ведущий тип памяти, то заучивание будет наиболее эффективным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе работы над темой исследования, я выявила, что таблицу умножения нужно знать каждому человеку, потому что она нужна не только во время учебы, но и при подготовке и сдаче экзаменов, в магазине, аптеке, при ремонте, в строительстве, в домашнем консервировании, при приготовлении пищи, при посадке овощей, во время шитья, при оплате услуг (электричество, телефон, интернет) и т.д.

Я также узнала, что во время заучивания в головном мозге происходит сложный процесс, в котором главную роль играет наша память. Существуют разные типы памяти: слуховая, зрительная, двигательная и комбинированный тип. У каждого человека преобладает какой-то один из этих типов. Я исследовала типы памяти моих одноклассников и увидела, какой тип памяти у них является ведущим.

В начале своей работы я выдвинула гипотезу: Если при заучивании таблицы умножения учитывать ведущий тип памяти, то заучивание будет наиболее эффективным. Для того, чтобы подтвердить данное предположение, я провела эксперимент. Сначала я запустила первичную проверку знаний таблицы умножения, результаты которой желали быть лучше. Исходя из преобладания того или иного типа памяти, для своих одноклассников я подобрала наиболее эффективные способы запоминания таблицы умножения. На основании этого были проведены тренировочные упражнения на заучивание таблицы. В заключении я снова провела проверку знаний таблицы умножения. На основании полученных данных выяснилось, что результаты значительно улучшились. Поэтому можно сделать вывод, что мое предположение полностью подтвердилось.

Считаю, что полученные сведения могут использоваться на уроках математики в начальных классах не только в нашей школе, но и в других школах РФ. Изученные способы заучивания таблицы умножения помогут моим одноклассникам быстрее и легче выучить таблицу умножения. Выявленные ведущие типы памяти могут способствовать эффективному обучению моих одноклассников не только на уроках математики, но и на других основных уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Всё о младшем школьнике: Книга для родителей о том, как воспитывать и обучать детей / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – Москва: Вентана, - 2004. – 400 с.

2. Мещерякова,  Б. Г., Зинченко, В. П. Большой психологический словарь /  Б.Г.  Мещерякова, В.П. Зинченко. – Санкт-Петербург: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, - 2006. – 632 с.

3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – Москва: Азъ, -1994. – 907 с.

4. Федоренко, Т.Н. Способы запоминания таблицы умножения [Электронный ресурс] / Т.Н. Федоренко // Исследовательская работа. – 2014. – Режим доступа:   https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/sposoby-zapominaniya-tablitsy-umnozheniya

5. Энциклопедии. Детская энциклопедия от А до Я  [Электронный ресурс] / Энциклопедии. - Режим доступа: http://murzim.ru/jenciklopedii/detskaja-jenciklopedija-ot-a-do-ja/7402-pamyat.html

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №45»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №45»

Оглавление Введение…………………………………………………………………… 3 1

Оглавление Введение…………………………………………………………………… 3 1

Введение Когда во 2 классе мы начали изучать по математике тему «Умножение и деление»,

Введение Когда во 2 классе мы начали изучать по математике тему «Умножение и деление»,

Теоретическая часть 1.1. Что известно о таблице умножения?

Теоретическая часть 1.1. Что известно о таблице умножения?

Память. Типы памяти Узнав о происхождении таблицы умножения, мне необходимо разобраться, что такое память и, какие типы памяти существуют

Память. Типы памяти Узнав о происхождении таблицы умножения, мне необходимо разобраться, что такое память и, какие типы памяти существуют

Способы запоминания таблицы умножения

Способы запоминания таблицы умножения

Практическая часть. 2.1. Мониторинг результатов анкетирования «Роль таблицы умножения в жизни человека»

Практическая часть. 2.1. Мониторинг результатов анкетирования «Роль таблицы умножения в жизни человека»

- многие испытывали трудности при заучивании таблицы умножения; - некоторые старшеклассники до сих пор не знают всю таблицу умножения; - мало кто знает эффективные способы…

- многие испытывали трудности при заучивании таблицы умножения; - некоторые старшеклассники до сих пор не знают всю таблицу умножения; - мало кто знает эффективные способы…

Изучение типов памяти моих одноклассников

Изучение типов памяти моих одноклассников

Результаты проведенного эксперимента

Результаты проведенного эксперимента

Из проведенного эксперимента можно сделать вывод, если при заучивании таблицы умножения учитывать ведущий тип памяти, то заучивание будет наиболее эффективным

Из проведенного эксперимента можно сделать вывод, если при заучивании таблицы умножения учитывать ведущий тип памяти, то заучивание будет наиболее эффективным

Заключение В ходе работы над темой исследования, я выявила, что таблицу умножения нужно знать каждому человеку, потому что она нужна не только во время учебы,…

Заключение В ходе работы над темой исследования, я выявила, что таблицу умножения нужно знать каждому человеку, потому что она нужна не только во время учебы,…

Список литературы 1. Всё о младшем школьнике:

Список литературы 1. Всё о младшем школьнике:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2022