Исследовательская работа Русские народные праздники
Оценка 4.7

Исследовательская работа Русские народные праздники

Оценка 4.7
doc
22.06.2020
Исследовательская работа Русские народные праздники
НПК РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБЫЧАИ.doc

21 районная краеведческая конференция школьников по этнографии

«Народные традиции – моя история и моя культура»

 

             Номинация: «Традиционный праздник – духовная основа жизни предков»

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ и  ОБРЯДЫ»

 

 

 

 

Работу выполнила Третьякова Юлия,

Учащаяся 5 а класса МОАУ «Покровская СОШ»

 

                                                                                                                                                                                        

 

Руководитель -

Болгарова Раиля Раисовна,

учитель истории,

I квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

2016 год

 

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………..с.3

План исследования…………………………………………………………….с.4

Глава 1. Теоретическая  часть.  

1.1       Из истории праздников……………………………………....................с.5                                                                               

Глава 2. Практическая часть

2.1  Результаты исследования.………………………………………………..с.11

2.2. Праздник  Масленицы в селе Покровка………………………………....с.11

Заключение…………………………………………………………………… с. 12                                                                                              

Литература ………………………………………………………….…………с.13

Приложение ………………………………………………………………….с.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     В нашем селе проводится различные  праздники.  И я с раннего детства люблю ходить с мамой  на эти праздники. А иногда и   принимаю участие в них. Больше всего нравится праздник  Масленица, потому что он проходит на улице, где собирается много народу, у всех хорошее настроение и начинает ярче светить солнце.  Мне стало интересно узнать, знают ли мои сверстники о народных праздниках. Для того,  чтобы ответить на эти вопросы, я   изучила  несколько  книг и материалы Интернета, посвящённые традициям и обычаям русского народа.

В данной работе изучены русские народные обычаи, обряды. Проведено социологическое исследование среди  учащихся средних классов, а также их родителей, знают ли они что-либо об обрядах и праздниках. Особый интерес вызвали несколько  семейных традиций (родины, день летнего солнцестояния, поход на рынок (в старину) и т.д.), о которых не было известно учащимся. Предполагается дальнейшее исследование проблемы.

  Цель исследования: изучение значения и символики обрядовых  праздников  с древних времён и их проявления сегодня.

        Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

ü изучить литературу по теме;

ü провести анкетирование, что знают о празднике ученики.

ü изучить историю возникновения праздников, традиции празднования

ü принять участие в праздновании праздника Масленицы

ü полученную информацию проанализировать и обобщить.

                  Объект исследования: обрядовые праздники

        Предмет исследования: – символика  обрядовых праздников

        Для решения поставленных задач были использованы следующие формы и методы работы:  наблюдение, анкетирование, практическая часть, анализ работы.

    Теоретическая значимость исследования в том, что его результаты позволяют расширить и углубить знания о традициях и обычаях своего народа.

        Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный материал может быть использован для составления различных сценарий   празднования  «Масленицы», Ивана Купала.

 

 

План исследований

Проблема: Подавляющее большинство современных детей не знают, какие праздники являются народными и когда они появились.

Гипотеза: Я предполагаю, что народных  праздников было много, но сегодня сохранились лишь некоторые из них.

План исследования

1.     Изучить литературу

2.     Провести анкетирование учащихся

3.     Принять участие в праздновании Масленицы и других праздниках.

4.     Проанализировать и обобщить информацию о праздновании.

5.     Оформить исследовательскую работу в бумажном и электронном варианте.

6.     Защитить исследовательскую работу.

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

Описание работы

Глава 1. Теоретическая часть

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ

  Для начала нужно вспомнить некоторые из обычаев, праздников и обрядовую поэзию, с ними связанную.

 Обряд – это особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. Насчитывается множество самых разных русских обрядов. Некоторые из них языческие, о некоторые христианские. Все они сопровождались песнями.

Обрядовые песни делятся на календарные (связанные с календарем), поблюдные (сопровождали святочные гадания) и свадебные. Но жизнь человека начиналась с рождения, поэтому первые обряды – это родины и крестины.

Родины и крестины.

   Семейные события всегда сопровождались пирами и увеселениями. Рождение младенца ознаменовывалось домашним торжеством. Зажиточные люди учреждали родинные столы, а крестьяне приготовляли особое пивцо и брали для этого разрешение от начальства. Родители от гостей получали подарки, обычно деньгами.

   Имя ребенку давали чаще всего случайно, по названию святого, память которого была в этот день.

   Русские люди спешили крестить младенца. Обычно они делали это на восьмой день после рождения малыша, иногда на сороковой, так как эти числа напоминали о младенческой жизни Иисуса Христа   Духовное рождение считалось значительнее телесного. Поэтому день рождения оставался незаметным, а день ангела или именины всю жизнь праздновался каждым, кому позволяло здоровье.

 Брак.

   Брак сопровождался самыми затейливыми обрядами, и никогда семейная жизнь не была такой веселой, интересной и запоминающейся, как в эти торжественные минуты жизни.

   Русские женились вообще очень рано. Бывало, что жених был в возрасте от 12 до 13 лет. Редко случалось, чтоб русский долго оставался неженатым, если только не болезнь была тому причиной. При ранней женитьбе жених и невеста не знали друг друга до брака. И это было совершенно естественно, ведь будучи детьми, они находились под полной властью родителей и были скрыты от людей.

   Жених даже не смел сказать, что желает жениться; родитель распоряжался его судьбой. Только когда жених вступал в брак во второй раз и уже не имел родителей, то выбор делался им самим.

Венчание.

   Венчание происходило большей частью вечером. Утром в день торжества сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Сваха обходила кругом хоромину, где устраивалось брачное торжество с рябиною в руках, на которой нарезывались символические знаки. Её шествие совершалось церемонно. Между тем у жениха и у невесты пекли свадебные хлебы или караваи и готовили стол.

   После того, как в доме невесты все было готово и сама невеста одета, ей на голову возлагали венец – символ девичества и вели с торжественным шествием в залу, где было устроено место для неё с женихом. А жених, убравшись в венчальный наряд , ожидал, как ему дадут знать, что пора ехать за невестою. С гостями его непременно находился священник, который должен был их венчать.

   Две свахи вели невесту в венце, под покрывалом. За невестой следовали сидячие боярыни, составлявшие её свадебный чин; две из них держали по блюду. На одном лежала кика – головной убор замужней женщины. На другом лежали убрусы, предназначенные для раздачи гостям. Блюдо  с осыпалом и убрусами ставилось на столе перед главным местом, где лежала перепеча с сыром.

   Когда все усаживались, отец и мать невесты, посылали дружку к жениху. Приходя, он извещал, что время ему идти по невесту.

   Священник первый вставал с места провозглашал: «Достойна есть!». Вставали родители, брали по образу и становились рядом. Жених кланялся им в ноги, целовал образ и получал родительское благословение. В торжественном шествии впереди шли каравайщики с караваями, свечники и фонарники со своими принадлежностями, потом священник с крестом, потом бояре, а за ними жених, которого вел под руки тысяцкий, а за ним поезжане, то есть все, составлявшие чин жениха. Они садились на лошадей верхами или в сани. Когда такое шествие доходило до двора невесты, родители невесты выходили к ним навстречу. Они входили в приготовленный покой, где уже сидела невеста. Жених молился, знаменуясь крестом, и кланялся образам на все четыре стороны, потом вместе с дружком подходил к своему месту. Жених садился возле невесты на одну подушку с ней.

   После венчания в церкви, все гости отправлялись в дом мужа. Вероятно, на свадьбах частных людей, если венчание было после обедни, новобрачные разъезжались по своим домам, а уже к вечеру жену привозили в дом мужа, и там происходило брачное торжество.

   Свадьба.

   Свадебный ритуал был строго регламентирован, это был целый спектакль  с множеством действующих лиц, у каждого из которых была своя четко определенная роль. Выбирались дружки, свахи, сопровождающие невесту и жениха, - так называемые чины, каравайщики, свечники, которые шли впереди свадебных поездов невесты и жениха с караваями и свечами. Специальный человек должен был следить, чтоб никто не прошел между женихом  на коне и возком невесты – это было дурной приметой. Немаловажной была роль знахарей на свадьбах: они должны были отвести от новобрачных злых духов, защитить их от сглаза.

В составе свадебного обряда самое важное место занимают песни: они принадлежат обряду и вне обряда не исполняются. Их функция— обрядовая, они придают гласности начало, ход и завершение свадьбы как бытового юридического акта. Своё назначение эти песни сочетают с поэтизацией традиционного ритуала. Отличительной особенностью свадебных песен является эпический, повествовательный стиль.

Новоселье.

   Новоселье в старой русской жизни было торжественным событием; хозяин, входивший в новопостроенный дом, приглашал духовенство освящать его и созывал родных и знакомых. Гости являлись непременно с хлебом и солью – символами желания обилия и благополучия; русские верили, что приносимый хлеб с солью в новом доме изгонял влияние злого духа. Надо было умело выбрать подходящее место, на котором строить новый дом. Для того, чтобы узнать хорошее или плохое это место, у людей были разные гадания: например, клали дубовую кору и оставляли ее на три дня; на четвертый поднимали и замечали, что же под корой; если там находили паука или муравья, то считали место плохом, а если находили  червяков или черную мурашку, то можно было смело ставить дом.

   Во время пиршества на новоселье, комната устилалась травой, и на большом столе, покрытом скатертью, клали принесенные хлебы и ставили  в солонницах соль. После пиршества каждый из гостей должен был что-нибудь подарить хозяевам.

Масленица

В конце марта, в период весеннего равноденствия отмечали масленицу. Масленица - праздник проводов зимы и встречи весны. Непременным спутником этого весеннего праздника были блины, масляные блины. Своей формой они символизировали солнце. Тысячу лет назад вид блинов был еще ближе к древнейшему схематическому изображению Солнца. Объевшись масляными блинами, над толпой возвышалась сама Масленица - олицетворение конца зимы и начала сезона плодоношения. На празднике она присутствовала в виде чучела, разодетого в женские одежды. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным захоронением Масленицы - чучело сжигали или, разорвав, разбрасывали по полям, закапывали. Ознаменовав приход весны, передав свою силу полям, Масленица должна была теперь успокоиться до следующего года.

Дорога наша гостья Масленица

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная,триаршинная,

Лента алая,двуполтинная,

Платок беленький,новомодненький,

Брови чёрные,наведённые,

Шуба синяя,ластки красные,

Лапти частые,головастые,

Портянки белые,набелённые!

           Сброки. Встреча птиц (22 марта)

        22 марта, в день весеннего равноденствия, не было такого уголка в России, где бы не пеклись жаворонки, чувильки и другие печенья в форме птиц. В Каргополье 22 марта называют тетерочным днем: детям пекли тетерок — хрупкое, как кружево, печенье с узорами. В православии день 22 марта посвящен Сорока мученикам, поэтому в народе его называют Сороками. Говорят, что на Сброки из-за моря прилетают сорок птиц вешних. Повсюду в этот день дети песенками, закличками и печеными жаворонками призывали приход весны.

            Вербница

           Это большой праздник, который празднуют в субботу и воскресенье за неделю до Пасхи. Вербница стала своего рода детским праздником с обязательным посещением вербного базара. В Москве такой базар устраивался на Красной площади. Здесь детям покупали красочно оформленные ветки вербы, яркие бумажные цветы, красные шары, искусные игрушки, свистульки и дудки, сладости. Из старинных традиций и сейчас еще сохраняется обычай рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать детей для здоровья освященной веткой вербы.

 

В современном мире считается, что Пасха - это праздник в честь Воскрешения Иисуса и схождения его с креста. В этот день, Распятый спаситель покинул лона своей усыпальницы и вновь возродился на радость всем. При этом на Пасху принято печь куличи и пасху, а также красить яйца.

Радоницей называют Пасхой усопших. Радоница отмечается на девятый день, во вторник после Пасхи, в Фомину неделю. Это поминовение происходит на основании воспоминания о сошествии Иисуса Христа к душам умерших. Издревле поминовение в Фомину неделю называли Радавницей или Радуницей. Название праздника отожествляется с тем, что умершие в этот день радуются. Это первое поминовение усопших после Пасхи. Также, раньше в старину Радоницу еще называли Навием днем, что в переводе с древнеславянского – навий – мертвец.

            Красная горка

        С Пасхальной недели повсюду начинались первые весенние гулянья с качелями, играми, хороводами. Совокупность этих гуляний называлась Красной горкой. Любимая весенняя игра — «В горелки». В давние времена эта игра посвящалась весеннему солнцу. Ее разыгрывали между кострами ранним утром на высоких холмах.

            День Ивана Купалы.

        В этот день, день жатвы, зажигали костер из жертвенных трав, и все, без исключения, независимо от пола и возраста, с песнями плясали вокруг этого костра. Интересно, что богу Купале приносили своеобразную жертву: купание.

        Купала - божество славянской мифологии, связанное с культом солнца. Во время праздника оно было явлено чучелом мужского, а иногда и женского пола. Украшением и символом праздника были цветы иван-да-марья. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника, указывавший место закопанных кладов. Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и открыть клад считалось делом почти невозможным. Особо доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес. Веками из уст в уста передавались в народе небылицы о таких простаках. Обычно с этого дня начиналось массовое купание в реках и озерах.Вечером на Ивана Купалу, одевшись в чистые белые рубахи, русичи разводили на окраинах костры. Огонь непременно надо было добыть древним способом - трением. Как только пламя разгоралось, наступало оживление. Молодые запевали песни, а старики беседовали в сторонке, вспоминая старое житье. Среди игр любимой были прыжки через костер. Парни и девушки, взявшись за руки, перепрыгивали через огонь.  Считалось, что если они не разомкнут рук, то вскоре поженятся.

          1 сентября — старинная встреча Нового года

        Эту дату теперь принято отмечать как День знаний. Кажется, что так было всегда. Однако в давние времена все было по-другому. Присмотримся к родной старине. И мы увидим, что к 1 сентября были приурочены важные события. С середины XIV в. и до 1700 г. в Московском государстве существовал особый ритуал встречи . 1 сентября: ровно в полночь, в глубокой тишине, со стены Московского Кремля раздавался грохот, заревой (то есть вестовой) пушки, вслед за тем гудел самый большой колокол на колокольне Ивана Великого, а за ним начинали звонить колокола во всех московских храмах. Растворялись городские ворота, в церквах начиналась служба. В домах тушили огни, а с появлением солнца зажигали новый огонь. Так хлопотали потому, что в те давние времена 1 сентября считалось днем начала нового года. И сейчас в православии 1 сентября считается днем церковного Новолетия. Его называют днем Симеона-летопроводца.

           Покров Богородицы (14 октября)

      Это один из любимых осенних праздников. В этот день молятся: «Батюшка Покров! Покрой избушку теплом, а хозяйку добром!» Топили печь и шли за дожиночным снопом — тем, что был сжат последним. Его хранили в переднем углу, под божницей, так как верили, что последний сноп хранит силу со всего сжатого поля. На Покров этим снопом кормили домашнюю скотину. В этот день девушки молились о хороших женихах.

Календарные ритуалы по-своему организовывали крестьянский быт. Без них мир распался бы для крестьянина па хаотичные и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия. А те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от которой этот быт зависел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть.

       Меня заинтересовало, знают ли мои сверстники о народных традициях и обрядах.

Я провела анкетирование и  вот, что выяснилось: что знания моих сверстников об этих русских праздниках очень приблизительные и неточные.

В анкетировании принимали участие учащиеся  и родители.

2.1  Результаты исследования.

  На основе данных, полученных в результате исследования, можно сделать вывод, что из 40 опрошенных человек (в том числе учеников и их родителей) знают об обрядах – 100%.

  Наибольшей популярностью среди учеников 5-6 классов пользуются такие обряды, как Масленица, свадьба, крестины, праздник Пасхи, день Ивана Купалы, Радоницу (знают эти обряды 98% всех опрошенных). Взрослым людям, помимо перечисленных обрядов, известны также сватовство, смерть, погребение (из всех опрошенных эти обряды знают 80%).

Меньше знают и взрослые, и дети о таких обрядах, как проводы в армию, новоселье, родины, погребение по языческому обряду (30%). А про обряд, который проводится в день летнего солнцестояния, Крапивное заговенье, Матушка Улита, Макрида, Давид-земляничник, Афанасьев день, Перунов день, знают  9% опрошенных, да и то только взрослые.

2.2. Праздник  Масленицы в селе Покровка.

           Я спросила бабушку и узнала о том, что «Масленица» празднуется в селе  давно. В нём принимают участие творческие коллективы Дома культуры, школа, детский сад, коррекционная школа, ими проводятся театрализованные представления и игры. Проводят спортивные состязания: «Залезание на столб», «Кулачные бои», «Перетягивание каната» и другие, а также конкурсы на лучшую частушку.  На  площади организовывается выездная торговля, где можно купить много вкусной еды. А также полакомиться бесплатными вкусными  блинами,  и горячим чаем.

       В этом году масленичная неделя длилась с 7 марта  по 13 марта. В течение всей недели в детских садах, школах и досуговых учреждениях проходили различные мероприятия, посвящённые этому старинному празднику. 13 марта в «Прощёное воскресение» состоялось массовое гуляние, где я принимала участие. Мы зазывали Весну - Красну, загадывали загадки, проводили игры и конкурсы. Праздник прошёл весело, а в конце мероприятия был хоровод вокруг чучела Масленицы и прощание с ней. Он надолго запомнится мне, потому что я впервые так близко познакомился с обрядами и традициями этого праздника.

                                           

    Заключение

        Проведённая мною работа дала мне много полезной информации о праздниках. Я нашла ответы на все поставленные вопросы.

        Выдвинутая мною гипотеза о том, что народ придумал эти праздники, опираясь на обряды и традиции предыдущих поколений, подтвердилась. И многие праздники сохранились до наших дней. Праздник наполняет жизнь народа духовным содержанием. Проходили века, менялись люди. Например, Масленица частично утрачивала мистический смысл, обрастала новыми традициями, но оставалась всё - же одним из самых любимых народных праздников. В этом я убедился, принимая участие в сельском празднике. На праздник я надела красивый платок. До сих сохранилась традиция  провожать зиму, сжиганием чучела и встречать весну криком гармошек, шумом балаганов, танцами и хороводами, частушками и прибаутками, радостным звоном бубенцов.

 Мне и моим одноклассникам очень понравилось участвовать в праздновании Масленицы.

       Вывод: проведённая  работа позволяет сделать вывод о том, что народные праздники сохранились и до наших дней: с выпеканием блинов, сожжением чучела, танцами и играми.

   Мне очень понравилось быть исследователем. Было очень интересно искать по теме материал, сравнивать, участвовать в играх и  конкурсах. На следующий учебный год я собираюсь продолжить исследовательскую работу по теме «Русские народные праздники».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Гавришина Т.В.. Через игру в народную традицию. Методическое пособие. Санкт-Петербург, 1995.

 2 . Жук Л.И.Традиции. Обычаи. Обряды. Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.

 3. Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа (Сост. А.И.Уткин; Авт. очерка о Н.И. Костомарове и И.Е.Забелине С.О.Шмидт. – М.: Просвещение. – АО «Учебная литература», 1996.

 4. Куфтина О.В.,  Власенко О.П.- Русские фольклорные традиции. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2008.

5. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси: Кн. для чтения. – М.: Просвещение, 1981.

6. Русский фольклор. (Сост. и примеч. В.Аникина). – М,: Худож. лит., 1985.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ: «Знаете ли вы народные  обряды и праздники?»

1. Родины -                                                         13. Масленица –

2.Новоселье -                                                      14.Погребение (по христ.)

3. Пасха -                                                             15.Погребение (по языч.)

4. День летнего солнцестояния -                      16.Крестины –

5. Рождество -                                                     17. Свадьба –

6.Смерть -                                                            18. Сватовство –

7. Проводы в армию -                                        19. Поход на рынок –

8.Радоница -                                                         20.Русальная нед.-

9. День Ивана Купалы -                                      21.Давид-земляничник

10.Крапивное заговенье -                                    22.Афанасьев день –

11. Матушка Улита -                                            23. Макрида –

12. Перунов день -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Масленица в с. Покровка 13 марта 2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Народные традиции – моя история и моя культура»

Народные традиции – моя история и моя культура»

Содержание: Введение………………………………………………………………………

Содержание: Введение………………………………………………………………………

Введение В нашем селе проводится различные праздники

Введение В нашем селе проводится различные праздники

План исследований Проблема:

План исследований Проблема:

Описание работы Глава 1. Теоретическая часть

Описание работы Глава 1. Теоретическая часть

Жених даже не смел сказать, что желает жениться; родитель распоряжался его судьбой

Жених даже не смел сказать, что желает жениться; родитель распоряжался его судьбой

Свадьба. Свадебный ритуал был строго регламентирован, это был целый спектакль с множеством действующих лиц, у каждого из которых была своя четко определенная роль

Свадьба. Свадебный ритуал был строго регламентирован, это был целый спектакль с множеством действующих лиц, у каждого из которых была своя четко определенная роль

Солнца. Объевшись масляными блинами, над толпой возвышалась сама

Солнца. Объевшись масляными блинами, над толпой возвышалась сама

В современном мире считается, что

В современном мире считается, что

Нового года Эту дату теперь принято отмечать как

Нового года Эту дату теперь принято отмечать как

Глава 2. Практическая часть.

Глава 2. Практическая часть.

Заключение Проведённая мною работа дала мне много полезной информации о праздниках

Заключение Проведённая мною работа дала мне много полезной информации о праздниках

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Гавришина

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Гавришина

ПРИЛОЖЕНИЕ. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ: «Знаете ли вы народные обряды и праздники?» 1

ПРИЛОЖЕНИЕ. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ: «Знаете ли вы народные обряды и праздники?» 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2020