Исследовательская работа "Сохранившие русскую духовность"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Сохранившие русскую духовность"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
история
11 кл +1
08.04.2024
Исследовательская работа "Сохранившие русскую духовность"
Исследовательская работа на основе краеведческого материала
Сохранившие русскую духовность.docx

Исследовательская работа:

 

                «Сохранившие русскую духовность»

Автор:

Дружинин Тихомир,  8 класс

Всехсвятская основная школа

Первомайский МР Ярославская область

Руководитель:

Рыбакова  Валентина Владимировна

                    учитель истории Всехсвятская основная школа

                                                                                         

 

                                                

 «Я воспринимаю веру не столько, как

 религию, которая существовала в течение

20 столетий минувшего, а как путь в грядущее»

А.Мень

 

   21 век по праву считается веком информации, которая меняется столь быстро, что люди порой не успевают за темпом современной жизни. Вместе с приходящими технологиями всё старое быстро заменяется новым. Такой ритм жизни, безусловно, накладывает отпечатки на людей, которых часто постигает стресс, боязнь не успеть сделать что-то. В погоне за материальными ценностями, веяниями моды люди забывают обо всем. Недаром нашу эпоху часто называют веком грубого капитализма. И в таких условиях общество забывает о духовных и материальных ценностях, о чистоте души. Но все же находятся те, которые пресытившись материальными благами, устав от стрессов современной жизни, создают прослойку дауншифтеров. Этот западный термин обозначает добровольный отказ от высокой должности и доходов ради простой и неторопливой жизни. Русские дауншифтеры уезжают в сёла, далекие от цивилизации, возвращаются к своим корням, занимаются сельским хозяйством, ведут аскетический образ жизни, становятся глубоко верующими людьми.

   Христианская вера имеет глубокие корни на моей Родине. Вера – это источник любви. Вера – это источник милосердия. Главное богатство России – в широте человеческой души, в вере. Проблема духовного развития волнуют и нас – современную молодежь. В течение нескольких лет я изучаю историю родного края, знакомлюсь с традициями русского народа, собираю материал о моей семье. В основу данного исследования легли встречи и беседы со старожилами нашего края: Савельевой Екатериной Васильевной, правнучкой и праправнуком старообрядца Берсеньева Петра Филипповича, Смирновой (Берсеньевой) Лидией Александровной, Смирновым Николаем Александровичем, Путковым Валентином Ивановичем.

В начале исследования я попытался выяснить причины выделения староверов из общей массы верующих. Исследование этого вопроса я начал с изучения литературных источников. И следует заметить, что интересующей нас темой занимаются не только философы, культурологи, но также писатели, такие как, Ф.О.Мельников, В.Фармаковский, С.С. Стенбок, и даже врачи (С.А. Апраксин).

Итак, согласно историческим фактам в 1650-60 г.г. патриарх Никон в лице русской православной церкви и царь Алесей Михайлович предприняли реформу, целью которой была унификация богослужения русской церкви с греческой церковью. Эта реформа, касающаяся церковных канонов, вызвала раскол в среде верующих людей. Те, кто не захотел принимать эти изменения, стали называться «раскольниками» вплоть до 1905 г. Они считали себя лишь в полной мере православными христианами. Не приняв новых измененных правил русской Церкви, они были названы еретиками, подвергались гонениям, а особо восставшие были казнены. В результате чего раскольники стали объединяться в общины и уходили вглубь страны, где создавали поселения. Случалось, что они жили и отдельными семьями. Ярким примером тому служит семья Лыковых, проживавшая в глухой тайге вплоть до ХХ века, практически не имея связь с внешним миром.  Исторически на территории Средней и Верхней Волги, а так же ее притока Оки сформировалось 2 центра старообрядчества. Во-первых, это так называемое Нижегородское Заволжье.

Второй центр старообрядцев сформировался на месте соприкосновения Рязанской, Владимирской и Московской губернии. Со второй половины XVIII века крупнейшим центром старообрядчества становится и Москва. Однако кроме широко известных старообрядческих центров существовали центры второго порядка. Именно к ним следует отнести территорию Нерехтского, Костромского, Кинешемского, частично Галичского, Буйского уездов Костромской губернии, соседних с ними Ярославского, Даниловского, Любимского и Романова-Борисоглебского, Пошехонского, Угличского уездов Ярославской губернии. На территории Ярославской губернии находился самостоятельный центр старообрядчества второго порядка, отделенный от более крупных Нижегородского и Московского центров, но сохранивший с ними личные, деловые и религиозные связи. Село Сопёлки стало центром старообрядчества Ярославской губернии. Старообрядчество постепенно начало разделяться на два течения, первое их которых – течение старообрядчества, приемлющее священство (поповцы); второе течение – не принимающее институт священства (беспоповцы). В нашей местности староверы поселились в деревнях: Кубье, Данилов-Починок, Старое Борисоглебское (ныне Старое село), Клементьево, Глядинец. Здесь они образовали свою общину. Отдельные семьи староверов обосновались в деревнях: Вязовка, Оносово, Заемье, Балуйки, Починок Ухтомский.  Из рассказов старожилов Савельевой Е.В. и Путкова В.И. стало известно, что кроме обосновавшихся в деревнях староверов было очень много пришлых странников. Среди них встречались и юродивые. «Гнездо» староверов находилось в доме Галкина Павла Архиповича сначала в деревне Клементьево, а затем в деревне Пеньково. К нему периодически приезжал старец и г.Углича. Гонимые христиане собирались на молитву в этом доме. Прибывшие староверы расселялись в невидимых глазу деревнях, расположенных вблизи старообрядческих общин. Они скрывали свою веру, берегли ее. А местные жители не выдавали староверов.  Рассмотрев предысторию староверов, я, наконец, дошел до сути  работы и хотел бы рассмотреть их уклад, образ жизни и традиции. Во-первых, чтобы понять их образ жизни, были изучены отличия старой веры от новой и выделены следующие аспекты.

Крестное знамение у староверов

Это так называемое двуперстие в отличие от троеперстия, которое используют православные.

Поскольку верующий осеняет себя крестом, то в старообрядческом двуперстии есть своя логика, т.к. крестясь они изображают распятие только Христа, в то время как православные, получается, распинают всю Троицу.

Земные поклоны

Поклоны подразделяются на обычные, средние, малые земные. Но старообрядцы предпочитают великий земной поклон. При совершении земных поклонов человек должен пасть вниз и коснуться коленями и челом пола, точнее молитвенного коврика(подручника).

Знаменное пение

Знаменное пение старообрядцы используют при богослужении т.н. знаменное (крюковое) пение, господствовавшее в русской церкви до  XVII века. В отличие от введенного Никоном партенского пения, знаменное имеет две главные особенности:

А. Это пение одноголосное, т.е независимо от количества голосов песнопения должно звучать в один голос в унисон.

В. Из-за небольшого количества гласных звуков напев получается мелодичный.

Восьмиконечный крест

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, считая его завершенным, и единство полноценным. Православные же ничего не имеют против «неполноценных» четырех- и шести-конечных крестов.

Нательный крест, лестовка, подручник

Каждый старообрядец должен иметь эти три предмета. Во-первых, нательный крест(тельник), который носится на шее и выдается при крещении. Его непозволительно снимать даже в бане, у врача и т.п. Но если по тем или иным причинам такое все-таки произойдет, необходимо произнести специальную молитву.

Тельники у старообрядцев имеют две отличительные особенности. На них никогда не изображается распятый Христос. Объясняют это по-разному.

1.Крест и так символ распятия и, изображая на нем Христа. Православные как бы распинаю его дважды.

2.Изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а скрытая от глаз(под одеждой) икона, превращается в языческий амулет. Кресты с распятием можно носить только поверх одежды. Нательный крест всегда восьмиконечный внутри четырехконечного. На умершего надевали вместо металлического деревянный крестик.

Во-вторых, необходимой принадлежностью любого старообрядца является лестовка(от слова лестница). Лестовка – это тип четок, плетенная кожаная лента, сшитая в виде петли, которая употребляется для облегчения подсчета молитв и поклонов. Православные использую четки, но молиться по ним мирянам позволительно только по благословлению священника. И третья реалия сохранившаяся только у старообрядцев, - подручник.

Это молитвенный коврик, особым образом сшитый из лоскутков материи квадрат, простеганный и набитый конским волосом и иным материалом, используемы для того, чтобы полагать на него руки при земных поклонах, поскольку во время молитвы руки должны сохраниться чистыми.

Особенности образования

И действительно, как показывают литературные источники, у старообрядцев сохранялась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики, знаменному пению. Основными учебниками традиционно были Азбука, Псалтырь и Часослов. Особо одаренных детей учили славянскому письму и иконописи. Обучая детей грамоте, староверы рассказывали или о православном «Никониянской» церкви. Весь курс обучения подчинялся постепенному утверждению, что только их вера истинная.

Внешний вид

Старообрядцы всегда серьезно относились к вопросу об одежде, достойной христианина. Она должна быть одноцветной и скромной, так как верующему нужен всего лишь покров, а не пестрота, к тому же такая одежда(особенно у женщин) не будет «соблазнять малодушных братьев».

Мужской «дресс код» - традиционная русская рубашка на выпуск, подпоясанная тканым или плетеным поясом с орнаментом, вышитой молитвой (обыкновенно стих из Псалма) или памятной надписью, поверх которой желательно надеть кафтан, на ноги обязательно сапоги. Недопустимо входить в храм Божий «при галстуке», так как это «Иудина удавка», то есть символ христоотступничества (Иуда по преданию повесился после предательства Христа). По этой же причине не носили обуви со шнурками. И, конечно, борода. Брадобритие у старообрядцев считалось серьезным грехом, в нем видели «поругание образа Божия», желание «поправить Бога», ведь «бритое мужское лицо подобно женскому». Нельзя губить то, что дано Богом, при воскрешении сбритые бороды и усы человеку не вернутся, а без них он не войдет в Царствие небесное. Неудивительно поэтому, что старообрядцы отказывались сбривать бороды даже под нажимом правительства Петра I, предпочитая платить специальную пошлину. Полемика с православными отразилась в пословицах. Старообрядцы: «Образ Божий в бороде , а подобие в усах; Без бороды и в рай не пустят; Брить бороду – портить образ Христов; Режь наши головы, не тронь наши бороды»; на что «Никонеане ответили своими пословицами: Образ Божий не в бороде, а подобие не в усах; Борода- трава, скосить можно»…

Женский «дресс код».

Женщины одеты в сарафаны ниже колен и кофты, которые ни в коем случае не дожна обнажать ни плеч ни рук. На голове платок – в знак преданности воле мужа. Он должен быть из непрозрачной ткани, неярким и нецветастым, покрывать голову так, чтобы не было видно волос и накрывались плечи и грудь. Замужняя женщина под платком должна носить еще и особый чепец – повойник. Платок закалывают под подбородком булавкой, в отличие от православных, завязывают на узел. Причина все та же – «Иудина удавка». И никакой косметики. Недопустимо, когда «женщины лица вапами мажут и белят, брови же начерневают, и власы вонями умащают». Обувь без каблуков, так как при ходьбе каблуки производят громкий и резкий стук, отвлекающий от молитвы, кроме того, в такой обуви тяжело совершать земные поклоны и отстоять службу до конца. Одним слово, все веяния моды, что вошли в обиход с конца XVII века староверами не приветствуются, ибо «дружба с миром есть вражда против Бога».

Воспоминания старожилов о жизни старообрядцев нашей местности.

Первое, что я сделал, чтобы узнать что-либо о жизни староверов нашей местности, провел опрос старожилов.

К сожалению, живых свидетелей того времени в селе осталось очень мало, а их дети мало, что помнят.

Старейший житель деревни Клементьево Путков В.И.(84 года) охотно поделился своими воспоминаниями: « В нашей деревне Клементьево в маленьком домике жили староверы. Раньше было принято, если зашли в чужую избу, нужно перекреститься. Перешли через порог, услышали: «Не крестись, не молись!» У них была своя вера. Женщины обязательно встречали посторонних людей в платках на голове и фартуке».

Но, самое главное, мне посчастливилось встретиться с правнучкой Берсеньева Петра Филипповича, одного из членов староверческой общины в деревне Кубье Смирновой (Берсеньевой) Лидией Александровной (78 лет), жительницей деревни Старое село.

«Мой прадед Петр Филиппович Берсеньев приехал в деревню Кубье Пошехонского уезда Ярославской губернии в середине XIX века из города Санкт-Петербурга со своим другом Савельевым Ефимом, к нему в гости. Женился на его сестре Ольге Савельевой. Семьи Берсеньвых и Савельевых породнились. Скупил земли в Кубье. Супруги Берсеньевы имели пятерых сыновей и дочь Ольгу. Всем сыновьям построил по дому, а дочь выдал замуж. Я его прекрасно помню, волосы кудрявые по плечи, с сединкой, пальто по колено, он хорошо одевался, из богатых. Он хотел еще меня крестить в староверы. Я упала с высокого крыльца, лежала в больнице г. Пошехонье. А дедушка пришел к нам: «Лидку крестить будем, - а мама не дала: «Не будем, дюдька». А он как хлопнул дверью, печка затряслась,», - вспоминает Лидия Александровна. Все дети и внуки Петра Филипповича – староверы. Старший сын Петра Филипповича Петр Петрович – земский ветврач. Младший сын Петра Петровича Александр Петрович (отец Лидии Александровны) участник Великой Отечественной войны, погиб в январе 1942 года под Смоленском. Награжден двумя медалями «За отвагу».

Петр Филиппович и Петр Петрович Берсеньевы похоронены на своей земле, недалеко от своего дома в деревне Кубье. Лидия Александровна знает, где находятся могилы ее прадедушки и дедушки.

В семье Савельевых старую веру принял сын Ефима Савельева Александр Ефимович и его внуки: Савельев Иван Александрович и Василий Александрович. Они жили в деревне Кубье. Савельев Иван Александрович умер в 1935 году. Он был не женат, после смерти своих родителей жил один в небольшом старом доме. Рассказывают, что был странноват, как в то время называли - убогий.  Крестьянки уходили в поле, а Иван водился с детьми. Имел после крещения второе имя, какое именно выяснить не удалось. Похоронен в лесу, родственники знают, где его могила. Он временами уходил в странствие.

Второй брат Савельев Василий Александрович тоже был старовером, был женат, имел двоих детей, умер в шестидесятилетнем возрасте. Его дочь рассказывала, что он долго болел, перед смертью был совершен обряд омовения. На больного вылили сорок ведер воды, староверка Марфа читала молитвы, через 2 дня он скончался в 1939 году. Похоронен в огороде, под березами.

Для странников у староверов был распространен обычай «тайной милостыни»: подаяние для странников клалось вечером на специальную полочку или подоконник со стороны улицы, чтобы те, кто его берет, не унижались чувством стыда. «Тайная милостыня» подавалась не только за упокой, но и за здравие.

Все опрошенные отмечали, что образ жизни староверов имел свои особенности. Дисциплина в этих семьях, как правило, очень строгая, впрочем, как и вся вера и быт старообрядцев. Каждому было отведено свое место по установленному рангу. Непререкаемым авторитетом был отец, слово которого – закон. За малейшее непослушание – наказание.

В семье большое внимание уделялось нравственному воспитанию, дети чтили своих родителей, был запрет на произнесение ругательств. Любое дело начиналось и заканчивалось с молитвы. В будни староверы работали, а на церковные праздники жизнь затихала, и проводились торжественные богослужения. К работе, труду староверы относились так же серьезно и ревностно, как к исполнении религиозных обрядов.

Обряд крещения

Очень интересным мне показался обряд крещения. При крещении человек получал новое имя. Наиболее распространенными женскими именами были Вера, Марфа. Крещение проходилось на реке, если была такая возможность, или дома. Зимой на реке прорубали прорубь и купали человека 40 раз или выливали на него 40 ведер воды. Если крещение проходило дома, с колодца приносили 40 ведер воды и лили на человека. Крещение проводил старец, приезжающий из Углича. Вся процедура держалась в великой тайне.

Обряд погребения

Уникальным кажется обряд погребения. Умершего человека хоронили не в гробу, а зашивали в полотняную простынь. Все мною опрошенные говорили, что староверы долго мучились перед смертью. К умирающему приходили прощаться все жители деревни, поэтому можно сделать вывод, что никакой вражды люди друг к другу не испытывали. Ритуал проводила женщина – староверка. Хоронили в 12 часов ночи. Могилы не копали, а рыли ямы, в виде норы, покойника совали в эту нору, поэтому они были не очень глубокие. Проанализировав обряд погребения, я пришел к выводу, что странствующих людей хоронили около дорог, соединяющих деревни, местных одиноких староверов, не имеющих семьи, хоронили в лесу. Семейных очень фанатичных старообрядцев хоронили в подполье своего дома. Главный старообрядец нашей местности Галкин Павел Архипович захоронен был под своим домом. Многие захоронения делали у себя в огородах или под стенами сарев. Старообрядческие ритуалы погребения преследовались властями. Им запрещалось хоронить покойников помимо кладбищ, но те шли на обман, набивали гробы досками и заколачивали. Гроб хоронили на кладбище, а тело умершего по старообрядческому обычаю тайно в огороде. В конце 40-х годов советсвкая власть строго следила за похоронными обрядами и старообрядцев заставляли открывать гробы перед захоронением. Был специально поставлен человек, который это контролировал.

Бытовые обряды

Ряд бытовых черт старообрядчества выработался в результате их длительных преследований властями и церковью. Эта замкнутость, нежелание общаться с «иноверцами» утвердили обычай пить и есть только из своей посуды, не допуская к ней других. Для староверов характерны многие обряды, связанные с верой в нечистую силу. Сосуды должны быть закрытыми, чтобы туда не забрался бес, печку следовало открывать и закрывать со словами «Господи благослови». От беса охраняли и покойника и вырытую могилу. Старообрядцы отстаивали незыблемость обряда потому, что обряд есть символ, выражение их веры.

Работая с данной темой, я узнал от правнучки Берсеньева Петра Филипповича, что у староверов нашего края была своя церковь, которая находится в деревне Старое село. Узкая тропинка привела меня в эту деревню. В настоящее время она насчитывает 8 домов, из них 1 жилой, в котором проживает двое жителей. Деревенька раскинулась среди лесов, на берегу речки Спица, приток реки Ухтома, в двадцати километрах от села Семеновское. На окраине деревни я увидел деревянную разрушенную старообрядческую церковь. Обычно старообрядческие церкви строились в отдаленных от  глаза местах, подтверждением тому старообрядческая церковь в д. Старое село.

Возможно, подобное строительное решение было продиктовано замкнутым характером жизни старообрядческой общины, не желавшей допускать к себе посторонних.

В начале XX века старообрядческие храмы явили собою уникальное явление. Старанием ли зодчих, тщением ли заказчиком старообрядцев или благодаря совместным усилиям были созданы уникальные храмы в XVII-XIX веках, сочетающие в себе верность древним, дораскольным традициям.

Можно выделить 3 вида старообрядческих церквей: деревянные часовни – церкви. Это соборные часовни – церкви без алтаря.

Домовые церкви – в центре (маленького дома) вытянутого здания устраивается повышение – трибуна; восточная часть здания выделяется под алтарь. Западная часть молитвенного дома получает вид трапезной. К ней пристраивается колокольня.

Ярусные церкви – это вытянутые двухэтажные деревянные здания.

Борисоглебская старообрядческая церковь – единственная , частично сохранившаяся в Первомайском районе.

Существует легенда о создании этой церкви. Она гласит: разбойники напали на почтовую карету, ограбили ее, скрывались в глухих местах, а чтобы искупить свою вину, отдали украденные деньги на строительство этой церкви.

Церковь в деревне Старое Борисоглебское ( ныне Старое село) построена в 1730 году местными жителями. Они рубили лес, сушили его под соломенными навесами, а сруб церкви поставили на фундамент из красного кирпича. Рубленая деревянная церковь построена без единого гвоздя с деревянной колокольней, покрыта тесом.

В 1731 году церковь освещена, престол – во имя святых Бориса и Глеба.

Я считаю, что по сохранившимся частям здания Борисоглебской церкви можно сделать заключение о соответствии архитектурно - стилистическим особенностям домовых церквей XVII-XIX века.

Одноэтажное здание старообрядческой церкви деревни Старое село имело простую и ясную композицию. Просторному четырехстенному срубу примыкали прирубы: паперть с колокольней, на которой была устроена шестигранная «бочка», увенчанная главой с крестом с запада и маленькая, в виде трапезной с востока. Стены срубов внутри были обиты досками и побелены. Фасад церкви не имел каких-либо декоративных деталей. Изначально северную и южную стороны храма прорезали по 5 оконных проемов и двери. В церкви было много икон. Все крестились и кланялись в одно время, все в раз. Постоянно в храме служили священники.

Рядом с церковью располагалось старообрядческое кладбище, обнесенное частоколом. Сейчас на этом кладбище сохранился памятник священнику, служившему здесь в конце XIX века.(см.приложение). На памятнике можно прочитать надпись на старославянском языке:

Помни ме, гди, егда

Придеш во царстви и си

Священник

Алексей Иванович

Смирнов

Род. 1852 г. 11 мар.

Сконч. 1906 г. 5 сент.

 

Последний священник Смирнов Леонид Алексеевич.

Борисоглебская церковь закрыта в 1929 году. Старообрядческая община в нашей местности перестала существовать в 30-е годы прошлого века, отдельные старообрядцы стали молиться у себя дома перед своими иконами.

 

1.      Заключение

Будучи гонимыми на протяжении стольких веков, страдая за свою религию и убеждения, старообрядцы смогли сохранить свою самобытность, традиции и обычаи. Их бесценные реликвии, долгое время истребляемы и сжигаемые, сейчас представляют огромную духовную ценность.

Архиепископ Андрей Уфимский (князь Ухтомский), епископ Православной Российской Церкви, один из основателей и лидеров катакомбной церкви СССР, так оценил старообрядчество: «Исторические заслуги старообрядчества перед церковным и русским народом. Таковы они в прошедшем и еще более так называемое старообрядчество может сделать доброго в будущем. Но и православные, и старообрядцы должны помнить, что старообрядчество есть религиозно – культурно -  бытовое, а не только узко обрядовое явление. Что это не преувеличение, а историческая правда».

На основании всего вышесказанного я сделал следующие выводы:

1.      Старообрядцы, защищая чистоту Евангельского христианства, восстали против самовластия иерархии в лице патриарха Никона и охранили тем чистоту русского православия.

2.      Старообрядцы во всей своей жизни стремились осуществить подлинную свободу духа, социальное равенство и церковное братство.

3.      Старообрядцы выработали великолепную форму отношения к церковным обрядам. Они говорят, что обряды – это драгоценный сосуд, который сохраняет  в себе церковные чувства.

4.      Старообрядческие общины продемонстрировали способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, часто проявив себя трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.

5.      Старообрядцы прилагали большие усилия в деле сохранения памятников средневеково русской культуры. В общинах бережно хранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь.

При написании исследовательской работы я постарался обобщить и систематизировать информацию об истории староверов и их жизненном укладе. На мой взгляд, в ходе работы я достиг поставленной цели.

Литература

1.      Буганов В.И. Россия в 17 столетии. М. «Молодая гвардия»; 1989 г.

2.      Большая советская энциклопедия. М. Политиздат, Т41, 1953 г.

3.      Зеньковский С.А. Русcкое старообрядчество: духовное движение XVII века. М. Церковь, 1995 г.

4.      Кусков В.В. История древнерусской литературы. М. Высшая школа, 1977 г.

5.      Лихачёв Д.С. Земля родная. М. «Просвещение», 1983 г.

6.      Критский П.А. Наш край, Ярославль, 1907 г.

 

 

 

 


 

Исследовательская работа: «

Исследовательская работа: «

Христианская вера имеет глубокие корни на моей

Христианская вера имеет глубокие корни на моей

Именно к ним следует отнести территорию

Именно к ним следует отнести территорию

Поклоны подразделяются на обычные, средние, малые земные

Поклоны подразделяются на обычные, средние, малые земные

Во-вторых, необходимой принадлежностью любого старообрядца является лестовка(от слова лестница)

Во-вторых, необходимой принадлежностью любого старообрядца является лестовка(от слова лестница)

Петра I , предпочитая платить специальную пошлину

Петра I , предпочитая платить специальную пошлину

Но, самое главное, мне посчастливилось встретиться с правнучкой

Но, самое главное, мне посчастливилось встретиться с правнучкой

Для странников у староверов был распространен обычай «тайной милостыни»: подаяние для странников клалось вечером на специальную полочку или подоконник со стороны улицы, чтобы те, кто…

Для странников у староверов был распространен обычай «тайной милостыни»: подаяние для странников клалось вечером на специальную полочку или подоконник со стороны улицы, чтобы те, кто…

Архипович захоронен был под своим домом

Архипович захоронен был под своим домом

Домовые церкви – в центре (маленького дома) вытянутого здания устраивается повышение – трибуна; восточная часть здания выделяется под алтарь

Домовые церкви – в центре (маленького дома) вытянутого здания устраивается повышение – трибуна; восточная часть здания выделяется под алтарь

Священник Алексей Иванович

Священник Алексей Иванович

России, часто проявив себя трудолюбивыми и предприимчивыми людьми

России, часто проявив себя трудолюбивыми и предприимчивыми людьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2024