Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС

  • docx
  • 04.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала исследовательская деятельность в начальной школе.docx

«Формирование  исследовательских умений у младших школьников.

 

Отчёт о работе по теме самообразования

 учителя начальных классов МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовской области Саратовского района»

Деменковой Юлии Леонтьевны.

2018 г

 

 Желание научить детей учиться диктует нам сама жизнь, развитие  педагогических технологий, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания.

С введением государственного общеобразовательного стандарта среднего общего образования, выпускники 11 класса будут сдавать индивидуально-образовательный проект. Подготовку к этому считаю необходимо начинать  с начальной школы.

Если внимательно изучить планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы, то именно исследовательская деятельность становится основой обучения, а также развитием всех УУД.

Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме и т.д. Моя задача – помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными.

Педагогической наукой  и практикой установлено, что если к «творческой деятельности» не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы.

Всё это и обусловило актуальность темы моего самообразования.

«Формирование  исследовательских умений у младших школьников.

По данной теме я работаю как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В основном работу провожу в групповой форме. Ученикам моего класса групповая работа знакома с первого класса.

  Процесс обучения строится на основе самостоятельного поиска новых знаний, на основе наблюдений, сравнений, выявлений закономерностей, классификаций, обобщений, и именно исследовательская деятельность способствует  развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.

  Исследовательскую деятельность я организовываю фрагментарно на определённом этапе урока;  рассчитываю на весь урок или долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. На начальном этапе включаю задания, направленные на овладение общелогическими умениями: анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения. Достигаю этого проблемным, эвристическим или частично – поисковыми методами. Технология опыта.

Моя система работы над проектами строится на следующих основных образовательных технологиях:

1) Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.

2) Технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.

3) Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.

4) Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.

Работа ведется по следующему алгоритму:

Алгоритм проектирования

 

Этапы работы

Содержание работы на этапе

1 этап. Подготовка

Деятельность учителя

Проведение вводной беседы с целью:

– формирования первичного представления об изучаемом объекте;

– формирования интереса к данной теме;

– создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

2 этап. Организация проектной и исследовательской работы

Деятельность учителя и учащихся.

Актуализация знаний

1. Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию,

беседу, анкетирование и т. п.).

2. Определение количества участников проекта, состава группы. Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.

Плановые работы

1. Определение источников информации.

2. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Планирование итогового продукта (формы представления)

Продукт:

– отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов);

– фильм, макет, сборник и др.;

– конференция, праздник и т.п.

4. Выработка критериев оценки результатов работы.

5. Распределение обязанностей среди членов команды Выработка плана действий (как можно это сделать?).

Определение основных методов:

– прочитать в книге;

– понаблюдать;

– посмотреть в Интернете;

– задать вопросы родителям, специалистам;

– подумать самостоятельно;

– посмотреть по телевизору и т.п.

Формулировка задач. Высказывание предположений, определение сроков работы. Исследовательская деятельность. Сбор информации, решение промежуточных задач. Организация экскурсий, проведение экспериментов. Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, схема, изображение символами, закладки. Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью. Результаты и выводы Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата.

3 этап. Представление готового продукта (презентация)

Деятельность учителя и учащихся.

Представление готового продукта (презентация)

Представление результата работы в разнообразных формах: отчет, ответы на вопросы слушателей, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов Знакомство с готовой работой.

4 этап. Оценка процессов и результатов работы

Деятельность учителя и учащихся.

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивание усилий учащихся, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.

  Выбор темы является самым сложным этапом в исследовательской деятельности, т.к. ученику предстоит проанализировать все остальные этапы и пути их решения. Поэтому необходимо помнить, что тема должна быть оригинальной, интересной, увлекательной, выполнимой, решение ее должно приносить реальную пользу участникам исследования.

  Существуют упражнения и задания, при помощи которых я формирую и развиваю у детей умения и навыки исследовательского поиска.

Чтобы стать хорошим исследователем, нужно уметь наблюдать. Наблюдение – это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и неоценимым источником получения разнообразных сведений о мире. Детям часто задаю вопросы: Что у предметов общего? Чем отличаются?

   Эффективным средством развития логического мышления является ассоциация, или умозаключение по аналогии, которое базируется на сопоставлениях и требует не только ума, но и богатого воображения. Предлагаю поразмышлять, на что похоже (облака, деревья за окном, клякса от ручки и т. д.)

  Без умения владеть понятиями «проблема», «причина», «следствие» не может быть абстрактного мышления. Выясняем, насколько дети внимательны в реальной жизни. Предлагаю найти и назвать, что является причиной, а что следствием (мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи; пятерка, отличный ответ, хорошее настроение).

  В процессе работы над темой включаю экскурсии, прогулки – наблюдения, где учу детей видеть проблему. Одно из самых важных свойств в выявлении проблемы – способность изменять свою собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Детям предлагается задание:  Посмотри на мир чужими глазами (водителя грузовика, руководителя города, озябшей вороны).

  На начальном этапе осуществляются коллективные исследования по плану, я помогаю ученикам на каждом этапе работы. Коллективно формулируется проблема, ставится цель, определяются задания исследования, совместно выбираются методы исследования: поиск, опрос, наблюдение, изучение литературы, беседы, подбор музыки и т.д. На более поздних этапах задание исследовательского характера обычно выполняет группа ребят, в отдельных случаях – индивидуально.

  Большое внимание уделяю развитию умения детей работать с добытой информацией: обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его, составлять таблицы, модели, схемы, подтверждать свои открытия цитатами известных личностей, аргументировано представлять результаты своей творческой работы. Таким образом, в процессе осуществления исследования у детей нарабатываются теоретические знания и практические умения и навыки.

 В 1-м классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребенку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

Во 2-м классе, кроме творческих проектов, появляются проекты информационные. На этом этапе, работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал. Нетрадиционные уроки литературного чтения – уроки творчества, уроки-сказки, уроки-утренники позволяют каждому ребенку проявить свои читательские, актерские способности.

Объединившись в группы, дети самостоятельно составляют план, договариваются, распределяют обязанности, создают групповые проекты «Покормите птиц зимой”. Каждое решение уникально, выразительно. Работая в группах, дети понимают, что коллективно они могут создавать замечательные газеты, сказки, книги, инсценировки и т.д. Как нельзя лучше для формирования исследовательской деятельности подходят уроки окружающего мира. Уроки – исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции. “Зачем нужны правила дорожного движения?”. Поиск ответов на эти и многие другие вопросы приводит учащихся к выдвижению своих гипотез, учит искать источники информации, проводить несложные опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Работая же в группе, дети не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный вывод. Как же ввести учащихся в проблемную ситуацию, которая была бы им понятна, как заинтересовать тематикой проекта, поддержать любознательность, устойчивый интерес к проекту? Начинаем с уроков творчества. Дети получают задание принести на урок что-либо из леса, сада. Это может быть ветка, овощ, листочек – все равно что, лишь бы это что-то значило для ребенка, и он мог объяснить свой выбор. На уроке даются инструкции: - “По очереди подойти к столу, положить то, что принесли с собой, объяснить, что это и почему захотелось принести именно это”; - “Взгляните на то, что лежит на нашем столе. Попробуйте создать композицию (картину), которая объединяла бы все эти предметы”. Дети подходят к столу, перекладывают предметы, в итоге появляются групповые композиции. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться видеть прекрасное в обычном, понимать, что одни и те же предметы могут у разных людей порождать различные образы и ассоциации, что собранные вместе предметы могут создать новую картину - главная цель этого урока.

В реализации проекта помогают план, памятка, таблица, т. е. опора, по которой будет работать ученик. Такие опоры представлены в рабочих тетрадях по каждому проекту.

В 3-4-м классах мы встречаемся с практико-ориентированными проектами. К таким проектам можно отнести проекты по темам «Взаимосвязь математики и экологии».Учащимся было предложено в течение выходного дня подсчитать количество проезжающих машин мимо дома за 1 час. И с помощью математической формулы,расчётов сделать вывод о том, сколько деревьев необходимо посадить на расстояние равному 1 км. По результатам наблюдения были сформулированы выводы и выдвинуты предложения, как можно использовать эти выводы в жизни.

И, может быть, решения этой экологической проблемы носили в большинстве своем достаточно фантастический характер, как знать – возможно, это основа для будущего величайшего открытия.

 Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

Это видно из мониторинга: повысился уровень умения ставить творческую цель, работать самостоятельно, планировать свою деятельность, включаться в групповую работу, развитие творческих способностей.

Исследовательская деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Эта форма работы носит исключительно добровольный характер. Каждый год мы являемся активными участниками школьных и районных проектов.

 

 Подчеркивая, таким образом, актуальность и значимость моей темы, подведу некоторые итоги наблюдений:

- заинтересованность учащихся такой организацией обучения

- работа над исследованием помогает лучше учиться

- учит дружить и помогать друг другу

- позволяет показать, что ты умеешь делать

- заинтересовать других тем, что тебе интересно

- проверить свои силы

- стали ярче проявляться познавательные интересы детей,  их творческое участие в проектах, конкурсах, выставках:

-ребята участвуют и занимают призовые места в конкурсах различных уровней;

-класс награждён по итогам 2016-2017 учебного года как  «Лучший класс».

Проекты:

 «Экологическое лото» - 1 место г. Петровск (областной форум «Будущее-это мы»)

«Земля отцов - Текстильный край» (инд.проект)-призёр (Региональный конкурс проектов)

 «Орфографическое лото»

 «Театр кукол» - призёры ( «Региональный фестиваль»)