Исследование возможностей влияния метода сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу детей с ограниченные возможности здоровья.
Работа проведена воспитателем высшей квалификационной категории
ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школы-интернат»
Ивановой Елены Викторовны:
Спустился вечер за окном,
Затушевал дневные краски,
Окутал город нежным сном,
Вновь наступило царство Сказки…
И тот, кто с детства сказку любит,
Тот в жизни злым уже не будет!
Сказкотерапия – метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром, способствует повышению чувств уверенности в себе, препятствует эмоциональной нестабильности.
Можно выделить пять видов сказок: дидактические, психотерапевтические, психокоррекционные, медитативные, художественные (народные, авторские).
Сказка дает разнообразные возможности работы с ней: рассказывание сказки, анализ, переписывание сказки, сочинение сказки.
Таким образом, в сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, позволяющим справиться с конфликтами, проблемами и жизненными трудностями
Сказка для ребенка, как и сновидения для взрослого, - мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое «Я», свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.
Объект исследования: сказкотерапия как метод педагогической коррекции умственно отсталых детей.
Предмет исследования: система, виды, коррекционные возможности сказкотерапии в педагогической коррекции умственно отсталых детей.
Цель работы: исследовать в системе возможности метода сказкотерапии в коррекции развитии и формирования личности детей с отклонениями в умственном развитии.
Задачи:
· Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
· Определить влияние метода сказкотерапии на эмоциональную сферу умственно отсталых детей.
· Провести исследование воздействия курса занятий по сказкотерапии на эмоциональную сферу умственно отсталых детей посещающих эти занятия и детей, не посещающих занятия по сказкотерапии.
Гипотеза исследования: Метод сказкотерапии оказывает положительное влияние на коррекцию эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей.
Этапы исследования:
1. Изучение личностных особенностей учащихся с отклонениями в
развитии. (данные мед.работников, соцпедагога)
2. Методика организации занятий по сказкотерапии.
3. Проведение диагностических методов с целью подтверждения
гипотезы. (помощь психолога)
Методологической основой: исследования являются общефилософские положения о системном подходе к анализу психолого-педагогических явлений; философские, социокультурные и психологические основы современной специальной педагогики; теория развития поведения психики человека, о зоне ближайщего развития Л.С. Выгодского, его учения о единстве общих и особенных черт в развитии аномального ребенка, общности социальных целей и задач общей и специальной школ при различии средств; теория зарубежной и отечественной психологической науки (К.Г. Юнга, З.Фрейда, Т.Д.Зинкевич-Евстигневой, Т.М. Грабенко, А.А. Осиповой)
Методы исследования:
· изучение литературы по теме исследования;
· анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования;
· анкетирование, интервьюирование, беседа, наблюдение и тестирование;
· эффективность воздействия метода сказкотерапии на коррекцию эмоциональной сферы умственно отсталых детей определялась с помощью следующих тестов: «Опросник дифференцирующий проявления агрессивности и враждебности» А.Басса и А.Дарки, опросник «Личностная шкала проявления тревоги» В.Г. Норакидзе, «Рисунок человека» К. Маховер, «Уровень воспитанности» Л.М. Фридман
· общие выводы.
Ход исследования:
1. Изучение личностных особенностей учащихся с отклонениями в развитии.
Исследование проводилось на базе ГОАУ «Свободненской специальной (коррекционной) школы-интерната» (VIII вида). Данные проводимого исследования были взяты за период 2004-2008гг. Участие в эксперименте приняли ученики двух параллельных групп подросткового возраста, разнополые, в количестве 33 человек.
Для того чтобы приступить к проведению занятий по сказкотерапии я изучила медико-психологическую характеристику контингента воспитанников моей группы (группы А), с которыми проводила занятия по сказкотерапии, а также в последующем изучила медико-психологическую характеристику воспитанников контрольной группы.
Медико-психологическая характеристика группы А:
1.Всего в группе воспитанников – 20 человек, из них: девочек - 8; мальчиков – 12. Возраст воспитанников 13 - 16 лет. Анамнестические данные показали, что все дети были рождены в неблагополучных, асоциальным поведением семьях, из них:
- рождены в срок – 15 детей,
- преждевременные роды – 1 ребенок
- оценка по Апгар 8-9 балов -16 детей,
- дети, рожденные с патологией – 2 ребенка (шумы в сердце)
- дети, рожденные от родителей олигофренов -1 ребенок
- дети из многодетных семей – 5 детей
- дети, имеющие близких родственников стоящих на учете у психиатра
– 2 ребенка
Все дети этой группы в раннем детстве перенесли следующие заболевания: ОРВИ, стрептодермия, рахит, детские инфекционные заболевания, отит.
2.Соматическое состояние – удовлетворительное.
3. Неврологическое состояние – сглаженность правой н/губной складки,, промахивание при выполнении пальце-носовой пробы у 5
детей, девиация языка влево у 1 ребенка, энурез у 2 детей, энкопрез у 1 ребенка.
4. Психическое состояние:
- олигофрения умеренно выраженной степени дебильности – 16 человек (восприятие преобладает в основном зрительное, низкий уровень концентрации внимания, память - механическая, слабая, кратковременная: мышление – конкретное, словесно логическое., эмоциональная сфера - возбудимые, расторможенные с преобладанием отрицательных эмоций – 6 детей; заторможенные – 1 человек).
5. Логопедические данные – общее недоразвитие речи III уровня у 5 детей, из них: словесная дислалия, акустическая дисграфия, дислексия – 3, нарушение слоговой структуры слова, недоразвитие фонематического восприятия -2, дефектна «р» - велярное, «к» - нет в слове у 1 ребенка;
ОПР II уровня у 2детей из них: словесная дислалия 1; акустическая дисграфия, дислексия, словесная дислалия – 1.
Медико-психологическая характеристика группы В:
1. Всего воспитанников –20 человек, из них: девочек - 8, мальчиков – 11. Возраст детей 13 - 16 лет. Анамнестические данные показали, что все дети были рождены в неблагополучных, асоциальным поведением семьях, из них:
- рождены в срок – 16 детей,
- оценка по Апгар 9- 10 балов - 13 детей, 7 балов -2 ребенка, 6 балов – 1 ребенок.
- дети, рожденные с патологией – 3 ребенка (врожденная гипотрофия, натальная энцефолопатия, гипоксия I степени)
- дети из многодетных семей – 3 детей,
Все дети этой группы в раннем детстве перенесли следующие заболевания: ОРВИ, МЦД, рахит, детские инфекционные заболевания, бронхит.
2. Соматическое состояние – удовлетворительное.
3. Неврологическое состояние – сглаженность правой н/губной складки, промахивание при выполнении пальце-носовой пробы, в позе Ромберга покачивание - 1 ребенок, энурез у 4 детей, увеличение щитовидной железы I степени - 1 ребенок.
4. Психическое состояние:
- олигофрения умеренно выраженной степени дебильности – 16 человек (восприятие фрагментарное, внимание неустойчивое и низкий уровень его концентрации; память – снижена, кратковременная: мышление – конкретное, наглядно-образное, анализ, синтез, сравнение и обобщение - затруднены; эмоциональная сфера - возбудимые, расторможенные с преобладанием отрицательных эмоций – 8 детей; заторможенные – 1 человек).
5. Логопедические данные – общее недоразвитие речи III уровня у 4 детей,
из них: с дисграфией – 3 ребенка, нарушение слоговой структуры слова, недоразвитие фонематического восприятия у 1 ребенка. Бедный словарный запас у всех детей.
из них: акустическая дисграфия, дислексия – 2; нарушение слоговой структуры слова, недоразвитие фонематического восприятия -1;
- нарушение звукопроизношения по типу ротацизма, и нарушение грамматического строя у 1 ребенка. У всех учащихся словарный запас слов обеднен, фразовая речь затруднена.
2. Методика организации занятий по сказкотерапии.
Д. Фролов «Волшебная страна внутри нас»; Т.М. Зинкевич – Евстигнеева «Сказки звездной страны Зодиакалии»; Н.Погосова «Погружение в сказку», О.Смирнова «Как рассказать ребенку о временах года»; Е.Хомякова «Семь сказок Радуги».
Эти коррекционно-развивающие программы адресованы детям от 5 до 14 лет (при нормальном интеллектуальном развитии), а также могут быть адаптированы для детей и подростков с проблемами развития путем сокращения и упрощения заданий. Занятия по сказкам проводила один раз в неделю, во второй половине дня. Длительность их от 25 до 35 минут (в случае утомления детей занятие останавливалось и переносилось до следующей встречи).
Занятия проводились в игровой комнате, сидя на пяточках, в первое время такая поза была дискомфортна для ребят, поэтому занятия по времени были непродолжительными (15-20 минут). В процессе занятия детям периодически давалась возможность говорить о своих ощущениях, а также предлагался им, просто молча «послушать себя».
Коррекционные занятия состоят из сказок, которые рассказывались или читались вслух. Текст сказок являлся в данном случае связующим звеном между упражнениями, и создавал определенную атмосферу в классе. Сказки иногда повторялись через определенные промежутки времени, так как дети любят повторения, а кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче и с большим интересом. Сказки в этих программах делятся на простые и сложные, но все занятия построены по типу «от простого к сложному».
Цикл называется «Погружение в сказку», что означает движение в глубину, то есть любое, даже самое простое, движение и действие имеет глубину, а под глубиной в данном случае понимается точность, выразительность. В результате чего дети приобретают навыки расслабления и осознанного восприятия мира, увеличивает их чувствительность.
Важным моментом в этих занятиях является «вхождение в сказку». Это- момент волшебства, таинства. Для того чтобы перенестись в необычное пространство я использовала аудиозаписи со звуками природы, куклы (многие сказочные атрибуты для занятий изготовляли вместе с детьми), игры «На кого похож», упражнения на расслабление, таким образом, я помогала ребятам преодолеть барьер трансформации из реального мира и погружение в сказочный мир. Для меня было важно то, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и свои силы. Во время занятий я постоянно подбадривала детей, словесно поощряла и за особо трудные упражнения хвалила так, как похвала делает ребенка лучше.
Первые коррекционные занятия по сказкам начинались с тренировки детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать и выполнять инструкции. Для этого я применила такие техники расслабления:
- расслабление по контрасту с напряжением;
- расслабление с фиксацией внимания на дыхание;
- расслабление – медитация.
При обучению детей расслаблению по контрасту с напряжением в данном случае привлекаем внимание детей к определенным группам мышц ( рук, ног, туловища, шеи, лица).
Контрастными парами служат слова:
Твердый - мягкий,
Сильный – слабый,
Холод – тепло,
Злой – добрый и так далее.
Например, вариант одного из упражнений:
Многие упражнения, игры в занятиях по сказкам очень динамичные поэтому рекомендовано заканчивать их расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку, таким образом, полнее расслабиться.
На каждом занятии детям предлагается как можно внимательнее всматриваться, вслушиваться, погружаться в то или иное состояние. Поэтому моя задача заключается в том, чтобы помочь ребятам максимально глубоко погрузиться в звук, цвет, свет или ощущения. Если медитация предполагает перевоплощение в героев сказок, то детям предлагается как можно ярче и выразительнее передать заданный образ.
Такие подготовительные занятия состоят из трех-четырех упражнений:
- Упражнение на слуховое и зрительное внимание, различные виды ходьбы (руки вытянуты по сторонам, параллельны полу, во время ходьбы с напряжением делаем махи руками верх, вниз, назад, вперед и поочередно вверх, вниз и т. д.)
- Упражнения на расслабление по контрасту с напряжением (холод-тепло, твердый - мягкий)
- Подвижная игра или танец с последующим расслаблением в сочетании с дыханием.
Процесс подготовки детей к занятиям индивидуален и зависит от психологического состояния группы и от возраста детей.
3. Проведение диагностических методов с целью подтверждения гипотезы.
Для подтверждения поставленной гипотезы: «Метод сказкотерапии оказывает положительное влияние на коррекцию эмоциональной сферы умственно отсталых детей» я пользовалась следующими диагностическими методами и методиками:
1. «Уровень воспитанности» Л.М.Фридман. (Приложение №6)
2. Карта социально-психологической адаптации воспитанников.
(Приложение №7)
3. Систематическое наблюдение. (Приложение №8)
4. Диагностика состояния агрессии (опросник Баса-Дарки)
(Приложение №9)
5. «Опросник измерения уровня тревожности» В.Г.Норакидзе.
(Приложение №10)
6. «Рисунок человека» К. Маховер (Приложение №11)
Метод наблюдения занимает особое место среди всех возможных методов исследования достаточно сказать, что ни один из всех методов не обходится без применения метода наблюдения: по сути все методы исследования в различных областях знания являются модификациями метода наблюдения. Никакой эксперимент не может дать фактов, если они не наблюдаются в ходе эксперимента и не регистрируются.
В ходе данного исследования использовался метод системного наблюдения - это регулярное наблюдение в течение определенного периода, с фиксированием проявлений психической и педагогической деятельности ребенка.
На основе метода наблюдения с помощью психолога и социального педагога были заполнены таблицы «Уровня воспитанности» и «Карта социально-психологической адаптации». С помощью таблицы «Уровня воспитанности» я определила, в процентном соотношении, гуманность, честность, отношение к своим обязанностям, дисциплину, принципиальность, ответственность, любознательность, эстетическое развитие, стремление к физическому совершенствованию каждого воспитанника и всей группы. «Карта социально-психологической адаптации» помогла определить такие критерии как: успеваемость, способности, общительность, самообслуживание, а также уровень социализации учащихся. Полученные данные я проанализировала и сравнила результаты уровня воспитанности и социально-психологической адаптации воспитанников своей группы, где проводились занятия по сказкотерапии и воспитанников параллельной группы, где внеклассная работа проводится по программе «Становление» и программе «Семья мой дом родной».
Анализ показал, что в группе (группа А), где проводились занятия по сказкотерапии по всем показателям результаты выше, чем в параллельной (группа В).
Общие выводы
исследования возможностей влияния метода сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу детей с отклонениями в развитии.
v Работа была направлена на подтверждение гипотезы «Влияние курса занятий по сказкотерапии на эмоциональную сферу умственно отсталых подростков». В исследовании приняли участие подростки из параллельных групп, одна группа (группа А), где проводились занятия по сказкотерапии и (группа В), где занятия проводятся по другим воспитательным программам. По медико-психологической характеристике группы дети имеют одинаковые характеристики.
v Агрессивность и враждебность чаще наблюдается у подростков, где не проводятся занятия по сказкотерапии.
v В группе, где проводятся занятия по «Сказкотерапии» уровень тревожности подростков приближен к средним показателям.
v Анализируя результаты проводимого мониторинга можно сказать следующее, что в группе, где проводятся занятия по сказкотерапии показатели исследования повысились по отношению стартовых данных. А именно стал адекватен уровень самооценки, повысилась ответственность за свое поведение и поступки, наблюдается выравнивание эмоциональной сферы, у некоторых детей проявился потенциал творческих способностей. Данные исследования позволяют рекомендовать метод сказкотерапии при работе с умственно отсталыми детьми.
Литература:
1. Аарон Бек, Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери. Когнитивная терапия депрессии. Интернет ресурс.
2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – Екатеринбург, 1999
3. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М., 2001
4. Гнездилов А.В. Дым старого камина. – СПб., 1998
5. Гнездилов А.В. Зеркала старинной мансарды. – СПб., 2000
6. Джудит Бек. Когнитивная терапия: полное руководство. – Издательский дом «Вильямс», 2006
7. Ермолаеева М.Е. Практическая психология детского творчества. – М., 2001
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - СПб., 2001
9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1997
10. Мак Маллин Райан. Практикум по когнитивной терапии. – СПб., «Речь». 2001
11. Малкина -Пых И.Г. Техники гештальта и когнитивной терапии.- Эксмо; Москва; 2004
12. Погосова Н. Погружение в сказку.- СПб., 2000
13. Практикум по сказкотерапии. Под ред. Т. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб., 2000
14. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – СПб., 2006
15. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб., 2006
16. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб., 2002
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.