Исследовательская работа "Влияние метода сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу детей с ОВЗ"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Влияние метода сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу детей с ОВЗ"

Оценка 4.8
docx
08.02.2020
Исследовательская работа "Влияние метода сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу детей с ОВЗ"
Исследовательская работа Влияние метода сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу детей с ОВЗ.docx

Исследование возможностей влияния метода сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу детей с ограниченные возможности здоровья.

 

Работа проведена воспитателем высшей квалификационной категории

ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школы-интернат»

Ивановой Елены Викторовны:

 

Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило царство Сказки…

И тот, кто с детства сказку любит,

Тот в жизни злым уже не будет!

 

Сказкотерапия – метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром, способствует повышению чувств уверенности в себе, препятствует эмоциональной нестабильности.

          Можно выделить пять видов сказок: дидактические, психотерапевтические, психокоррекционные, медитативные, художественные (народные, авторские).

Сказка дает разнообразные возможности работы с ней: рассказывание сказки, анализ, переписывание сказки, сочинение сказки. 

Таким образом, в сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, позволяющим  справиться с конфликтами, проблемами и жизненными трудностями

Сказка для ребенка, как и сновидения для взрослого, - мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое «Я», свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.

Объект исследования: сказкотерапия как метод педагогической коррекции умственно отсталых детей.

Предмет исследования: система, виды, коррекционные возможности сказкотерапии в педагогической коррекции умственно отсталых детей.

Цель работы:  исследовать в системе возможности метода сказкотерапии в коррекции развитии и формирования личности детей с отклонениями в умственном развитии.

Задачи: 

·        Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

·        Определить  влияние  метода сказкотерапии на эмоциональную сферу умственно отсталых детей.

·        Провести исследование воздействия курса занятий по сказкотерапии на эмоциональную сферу умственно отсталых детей посещающих эти занятия и детей, не посещающих занятия по сказкотерапии.

         Гипотеза исследования: Метод сказкотерапии оказывает положительное влияние на коррекцию эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей.

Этапы исследования:

1. Изучение личностных особенностей учащихся с отклонениями в

    развитии. (данные мед.работников, соцпедагога)

2. Методика организации занятий по сказкотерапии.

3. Проведение диагностических методов с целью подтверждения

             гипотезы. (помощь психолога)

 Методологической основой: исследования являются общефилософские положения о системном подходе к анализу психолого-педагогических явлений; философские, социокультурные и психологические основы современной специальной педагогики; теория развития поведения психики человека, о зоне ближайщего развития Л.С. Выгодского, его учения о единстве общих и особенных черт в развитии аномального ребенка, общности социальных целей и задач общей и специальной школ при различии средств; теория зарубежной и отечественной психологической науки (К.Г. Юнга, З.Фрейда, Т.Д.Зинкевич-Евстигневой, Т.М. Грабенко, А.А. Осиповой)

  Методы исследования:

·        изучение литературы по теме исследования;

·        анализ психологической и педагогической литературы по теме  исследования;

·        анкетирование, интервьюирование, беседа, наблюдение и тестирование;  

·        эффективность воздействия  метода сказкотерапии на коррекцию эмоциональной сферы умственно отсталых детей определялась с помощью следующих тестов: «Опросник дифференцирующий проявления агрессивности и враждебности» А.Басса и А.Дарки, опросник «Личностная шкала проявления тревоги» В.Г. Норакидзе, «Рисунок человека» К. Маховер, «Уровень воспитанности» Л.М. Фридман

·        общие выводы.

 

 

Ход  исследования:

 

1. Изучение личностных особенностей учащихся с отклонениями в развитии.

 

         Исследование проводилось на базе ГОАУ «Свободненской специальной (коррекционной) школы-интерната» (VIII вида). Данные проводимого исследования были взяты за период 2004-2008гг.  Участие в  эксперименте приняли ученики двух параллельных групп подросткового возраста, разнополые, в количестве 33 человек.

Для того чтобы приступить к проведению  занятий  по сказкотерапии я изучила медико-психологическую характеристику контингента воспитанников моей группы (группы А), с которыми проводила занятия по сказкотерапии, а также в последующем изучила медико-психологическую характеристику воспитанников контрольной группы.

 

Медико-психологическая характеристика группы А:

1.Всего в группе воспитанников – 20 человек, из них: девочек - 8; мальчиков – 12. Возраст воспитанников 13 - 16 лет. Анамнестические данные показали, что  все дети были рождены в неблагополучных, асоциальным поведением семьях, из них:

- рождены в срок – 15 детей,

- преждевременные роды – 1 ребенок

- оценка по Апгар 8-9 балов -16 детей,

- дети, рожденные с патологией – 2 ребенка (шумы в сердце)

- дети, рожденные от родителей олигофренов -1 ребенок

- дети из многодетных семей –  5 детей

- дети, имеющие близких родственников стоящих на учете у психиатра

– 2 ребенка

Все дети этой группы в раннем детстве перенесли следующие заболевания: ОРВИ, стрептодермия, рахит, детские инфекционные заболевания, отит.

 

2.Соматическое состояние – удовлетворительное.

3. Неврологическое состояние – сглаженность правой н/губной складки,, промахивание при выполнении пальце-носовой пробы у 5

детей, девиация языка влево у 1 ребенка, энурез  у 2 детей, энкопрез у 1 ребенка.

4. Психическое состояние:

- олигофрения умеренно выраженной степени дебильности – 16 человек (восприятие преобладает в основном зрительное, низкий уровень концентрации внимания, память - механическая, слабая, кратковременная: мышление –  конкретное, словесно логическое.,  эмоциональная сфера - возбудимые, расторможенные с преобладанием отрицательных эмоций – 6 детей;  заторможенные – 1 человек).

5. Логопедические данные – общее недоразвитие речи III уровня  у 5 детей, из них: словесная дислалия, акустическая дисграфия, дислексия – 3, нарушение слоговой структуры слова, недоразвитие фонематического     восприятия -2, дефектна «р» - велярное, «к» - нет в слове у 1 ребенка;

ОПР II уровня  у 2детей из них: словесная дислалия 1;  акустическая дисграфия, дислексия, словесная дислалия – 1.

 

Медико-психологическая характеристика группы В:

1. Всего воспитанников –20 человек, из них: девочек -  8, мальчиков – 11. Возраст детей 13 - 16 лет. Анамнестические данные показали, что  все дети были рождены в неблагополучных, асоциальным поведением семьях, из них:

- рождены в срок – 16 детей,

- оценка по Апгар  9- 10 балов - 13 детей, 7 балов -2 ребенка, 6 балов – 1 ребенок.

- дети, рожденные с патологией – 3 ребенка (врожденная гипотрофия, натальная энцефолопатия, гипоксия I степени)

- дети из многодетных семей – 3 детей,

Все дети этой группы в раннем детстве перенесли следующие заболевания: ОРВИ, МЦД,  рахит, детские инфекционные заболевания, бронхит.

         2. Соматическое состояние – удовлетворительное.

3. Неврологическое состояние – сглаженность правой н/губной складки,  промахивание при выполнении пальце-носовой пробы, в позе Ромберга покачивание  - 1 ребенок, энурез  у 4 детей, увеличение щитовидной железы I степени - 1 ребенок.

4. Психическое состояние:

- олигофрения умеренно выраженной степени дебильности – 16 человек (восприятие фрагментарное, внимание неустойчивое и низкий уровень его концентрации; память – снижена, кратковременная: мышление –  конкретное, наглядно-образное, анализ, синтез, сравнение и обобщение - затруднены;  эмоциональная сфера - возбудимые, расторможенные с преобладанием отрицательных эмоций – 8 детей;  заторможенные – 1 человек).

5. Логопедические данные – общее недоразвитие речи  III уровня  у 4 детей,

из них:  с дисграфией – 3 ребенка, нарушение слоговой структуры слова, недоразвитие фонематического     восприятия у 1 ребенка. Бедный словарный запас у всех детей.

из них: акустическая дисграфия, дислексия – 2;  нарушение слоговой структуры слова, недоразвитие фонематического восприятия -1;

- нарушение звукопроизношения  по типу ротацизма, и нарушение грамматического строя  у  1 ребенка. У всех учащихся  словарный запас слов обеднен, фразовая речь затруднена.

 

2. Методика организации занятий по сказкотерапии.

 

  Д. Фролов «Волшебная страна внутри нас»; Т.М. Зинкевич – Евстигнеева «Сказки звездной страны Зодиакалии»;  Н.Погосова «Погружение в сказку», О.Смирнова «Как рассказать ребенку о временах года»; Е.Хомякова «Семь сказок Радуги».

 Эти  коррекционно-развивающие программы адресованы детям от 5 до 14 лет (при нормальном интеллектуальном развитии), а также могут быть адаптированы для детей и подростков с проблемами развития путем сокращения  и упрощения заданий. Занятия по сказкам проводила один раз в неделю, во второй половине дня. Длительность их от 25  до 35 минут (в случае утомления детей занятие останавливалось и переносилось до следующей встречи).

Занятия проводились в игровой комнате, сидя на пяточках, в первое время такая поза была дискомфортна для ребят, поэтому занятия по времени были непродолжительными (15-20 минут). В процессе занятия детям периодически давалась возможность говорить о своих ощущениях, а также предлагался им, просто молча «послушать себя».

 Коррекционные занятия состоят из сказок, которые рассказывались или читались вслух. Текст сказок являлся в данном случае  связующим звеном между упражнениями, и создавал определенную атмосферу в классе. Сказки иногда повторялись через определенные промежутки времени, так как дети любят повторения, а кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче и с большим интересом.  Сказки в этих программах делятся на простые и сложные, но все занятия построены  по типу «от простого к сложному».

Цикл называется «Погружение в сказку», что означает движение в глубину, то есть любое, даже самое простое, движение и действие имеет глубину, а под глубиной в данном случае понимается точность, выразительность. В результате чего дети приобретают навыки расслабления и осознанного восприятия  мира, увеличивает их  чувствительность.

Важным моментом в этих занятиях является  «вхождение в сказку». Это- момент волшебства, таинства. Для того чтобы перенестись в необычное пространство я использовала аудиозаписи со звуками природы, куклы (многие сказочные атрибуты для занятий изготовляли вместе с детьми), игры «На кого похож», упражнения на расслабление, таким образом, я помогала ребятам преодолеть барьер трансформации из реального мира  и погружение в сказочный мир. Для меня было важно то, чтобы дети чувствовали  себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и свои силы. Во время занятий я постоянно подбадривала детей, словесно поощряла и за особо трудные упражнения хвалила так,  как  похвала делает ребенка лучше.

Первые коррекционные занятия  по сказкам начинались  с тренировки детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать и выполнять инструкции. Для этого я применила такие техники расслабления:

- расслабление по контрасту с напряжением;

- расслабление с фиксацией внимания на дыхание;

- расслабление – медитация.

При обучению детей расслаблению по контрасту с напряжением в данном случае привлекаем внимание детей к определенным группам мышц ( рук, ног, туловища, шеи, лица).

Контрастными парами служат слова:

Твердый - мягкий,

Сильный – слабый,

Холод – тепло,

Злой – добрый и так далее.

Например, вариант  одного из упражнений:

         Многие упражнения, игры в занятиях по сказкам очень динамичные поэтому рекомендовано заканчивать их расслаблением с фиксацией  внимания на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку, таким образом,  полнее расслабиться.

На каждом занятии детям предлагается как можно внимательнее всматриваться, вслушиваться, погружаться в то или иное состояние. Поэтому моя задача заключается в том, чтобы помочь ребятам максимально глубоко погрузиться в звук, цвет, свет или ощущения. Если медитация предполагает перевоплощение в героев сказок, то детям предлагается как можно ярче и выразительнее передать заданный образ.

Такие подготовительные занятия состоят из трех-четырех упражнений:

- Упражнение на слуховое и зрительное внимание, различные виды ходьбы (руки вытянуты по сторонам, параллельны полу, во время ходьбы с напряжением делаем махи руками верх, вниз, назад, вперед и поочередно вверх, вниз и т. д.)

- Упражнения на расслабление по контрасту с напряжением (холод-тепло, твердый - мягкий)

- Подвижная игра или танец с последующим расслаблением в сочетании с дыханием.

Процесс подготовки детей к занятиям индивидуален и зависит от психологического состояния группы и от возраста детей.

 

3. Проведение диагностических методов с целью подтверждения гипотезы.

 

Для подтверждения поставленной гипотезы: «Метод сказкотерапии оказывает положительное влияние на коррекцию эмоциональной сферы умственно отсталых детей» я пользовалась следующими  диагностическими методами и методиками:

          1. «Уровень воспитанности» Л.М.Фридман. (Приложение №6)

          2. Карта социально-психологической адаптации воспитанников.

              (Приложение №7)

3.  Систематическое наблюдение. (Приложение №8)

         4. Диагностика состояния агрессии (опросник Баса-Дарки)

             (Приложение №9)   

         5. «Опросник измерения уровня тревожности» В.Г.Норакидзе.

             (Приложение №10)

 6. «Рисунок человека» К. Маховер (Приложение №11)

         

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод наблюдения   занимает особое место среди всех возможных методов исследования  достаточно сказать, что ни один из всех методов не обходится без применения метода наблюдения:  по сути все методы исследования в различных областях знания являются модификациями метода наблюдения. Никакой эксперимент не может   дать фактов, если они не наблюдаются в ходе эксперимента и не регистрируются.

         В ходе данного исследования использовался метод системного наблюдения - это регулярное наблюдение в течение определенного периода, с фиксированием проявлений психической  и педагогической деятельности ребенка.

          На основе  метода наблюдения с помощью психолога и социального педагога были заполнены таблицы «Уровня воспитанности» и «Карта социально-психологической адаптации». С помощью  таблицы «Уровня воспитанности» я определила, в процентном соотношении, гуманность, честность, отношение к своим обязанностям, дисциплину, принципиальность, ответственность, любознательность, эстетическое развитие, стремление к физическому совершенствованию каждого воспитанника и всей группы. «Карта социально-психологической адаптации» помогла определить такие критерии как: успеваемость,  способности, общительность, самообслуживание, а также уровень социализации учащихся.  Полученные данные я проанализировала и сравнила результаты уровня воспитанности и социально-психологической адаптации воспитанников своей группы, где проводились занятия по сказкотерапии  и воспитанников параллельной группы, где внеклассная работа проводится по программе «Становление» и программе «Семья мой дом родной».

          Анализ показал, что в группе (группа А), где проводились занятия по сказкотерапии по всем показателям результаты выше, чем в параллельной (группа В).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие выводы

исследования возможностей влияния метода сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу детей с отклонениями в развитии.

 

v Работа была направлена на подтверждение гипотезы «Влияние курса занятий по сказкотерапии на эмоциональную сферу умственно отсталых подростков».  В  исследовании приняли участие подростки из параллельных групп, одна  группа (группа А),  где проводились занятия по сказкотерапии  и (группа В), где занятия проводятся по другим воспитательным программам.  По медико-психологической характеристике группы  дети имеют одинаковые характеристики.

 

v Агрессивность и враждебность чаще наблюдается  у подростков, где не проводятся занятия по сказкотерапии.

 

v В группе, где проводятся занятия по «Сказкотерапии» уровень тревожности подростков приближен к средним показателям.

 

 

v Анализируя результаты проводимого мониторинга можно сказать следующее, что в группе, где проводятся занятия  по сказкотерапии показатели  исследования повысились по отношению стартовых данных. А именно стал адекватен уровень самооценки, повысилась ответственность за свое поведение и поступки, наблюдается выравнивание эмоциональной сферы, у некоторых детей проявился потенциал творческих способностей. Данные исследования позволяют рекомендовать метод сказкотерапии при работе с умственно отсталыми детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.     Аарон Бек, Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери.  Когнитивная терапия депрессии. Интернет ресурс.

 

2.     Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – Екатеринбург, 1999

 

3.     Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М., 2001

 

4.     Гнездилов А.В.  Дым старого камина. – СПб., 1998

 

5.     Гнездилов А.В.  Зеркала старинной мансарды. – СПб.,  2000

 

6.     Джудит Бек. Когнитивная терапия: полное руководство. – Издательский дом «Вильямс», 2006

 

7.     Ермолаеева М.Е.  Практическая психология детского творчества. – М., 2001

 

8.     Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Грабенко Т.М.  Практикум по креативной терапии. -   СПб.,  2001

 

9.     Кряжева Н.Л.  Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1997

 

10. Мак Маллин Райан. Практикум по когнитивной терапии. – СПб., «Речь». 2001

 

11. Малкина -Пых  И.Г. Техники гештальта и когнитивной терапии.- Эксмо; Москва; 2004

 

12. Погосова Н. Погружение в сказку.- СПб., 2000

 

13. Практикум по сказкотерапии. Под ред. Т. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб., 2000

 

14. Сакович Н.А.   Практика сказкотерапии. – СПб.,  2006

 

15. Татаринцева А.Ю.  Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб., 2006

 

16. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб., 2002


 

Исследование возможностей влияния метода сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу детей с ограниченные возможности здоровья

Исследование возможностей влияния метода сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу детей с ограниченные возможности здоровья

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; ·

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; ·

Фридман · общие выводы

Фридман · общие выводы

Неврологическое состояние – сглаженность правой н/губной складки,, промахивание при выполнении пальце-носовой пробы у 5 детей, девиация языка влево у 1 ребенка, энурез у 2 детей,…

Неврологическое состояние – сглаженность правой н/губной складки,, промахивание при выполнении пальце-носовой пробы у 5 детей, девиация языка влево у 1 ребенка, энурез у 2 детей,…

Логопедические данные – общее недоразвитие речи

Логопедические данные – общее недоразвитие речи

Сказки в этих программах делятся на простые и сложные, но все занятия построены по типу «от простого к сложному»

Сказки в этих программах делятся на простые и сложные, но все занятия построены по типу «от простого к сложному»

На каждом занятии детям предлагается как можно внимательнее всматриваться, вслушиваться, погружаться в то или иное состояние

На каждом занятии детям предлагается как можно внимательнее всматриваться, вслушиваться, погружаться в то или иное состояние

Метод наблюдения занимает особое место среди всех возможных мето дов исследования достаточно сказать, что ни один из всех методов не обходится без применения метода наблю…

Метод наблюдения занимает особое место среди всех возможных мето дов исследования достаточно сказать, что ни один из всех методов не обходится без применения метода наблю…

Общие выводы исследования возможностей влияния метода сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу детей с отклонениями в развитии

Общие выводы исследования возможностей влияния метода сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу детей с отклонениями в развитии

Литература: 1. Аарон

Литература: 1. Аарон

Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда

Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2020