Исследовательская работа "Влияние метода сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу детей с ОВЗ"

  • docx
  • 08.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Исследовательская работа Влияние метода сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу детей с ОВЗ.docx

Исследование возможностей влияния метода сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу детей с ограниченные возможности здоровья.

 

Работа проведена воспитателем высшей квалификационной категории

ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школы-интернат»

Ивановой Елены Викторовны:

 

Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило царство Сказки…

И тот, кто с детства сказку любит,

Тот в жизни злым уже не будет!

 

Сказкотерапия – метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром, способствует повышению чувств уверенности в себе, препятствует эмоциональной нестабильности.

          Можно выделить пять видов сказок: дидактические, психотерапевтические, психокоррекционные, медитативные, художественные (народные, авторские).

Сказка дает разнообразные возможности работы с ней: рассказывание сказки, анализ, переписывание сказки, сочинение сказки. 

Таким образом, в сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, позволяющим  справиться с конфликтами, проблемами и жизненными трудностями

Сказка для ребенка, как и сновидения для взрослого, - мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое «Я», свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.

Объект исследования: сказкотерапия как метод педагогической коррекции умственно отсталых детей.

Предмет исследования: система, виды, коррекционные возможности сказкотерапии в педагогической коррекции умственно отсталых детей.

Цель работы:  исследовать в системе возможности метода сказкотерапии в коррекции развитии и формирования личности детей с отклонениями в умственном развитии.

Задачи: 

·        Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

·        Определить  влияние  метода сказкотерапии на эмоциональную сферу умственно отсталых детей.

·        Провести исследование воздействия курса занятий по сказкотерапии на эмоциональную сферу умственно отсталых детей посещающих эти занятия и детей, не посещающих занятия по сказкотерапии.

         Гипотеза исследования: Метод сказкотерапии оказывает положительное влияние на коррекцию эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей.

Этапы исследования:

1. Изучение личностных особенностей учащихся с отклонениями в

    развитии. (данные мед.работников, соцпедагога)

2. Методика организации занятий по сказкотерапии.

3. Проведение диагностических методов с целью подтверждения

             гипотезы. (помощь психолога)

 Методологической основой: исследования являются общефилософские положения о системном подходе к анализу психолого-педагогических явлений; философские, социокультурные и психологические основы современной специальной педагогики; теория развития поведения психики человека, о зоне ближайщего развития Л.С. Выгодского, его учения о единстве общих и особенных черт в развитии аномального ребенка, общности социальных целей и задач общей и специальной школ при различии средств; теория зарубежной и отечественной психологической науки (К.Г. Юнга, З.Фрейда, Т.Д.Зинкевич-Евстигневой, Т.М. Грабенко, А.А. Осиповой)

  Методы исследования:

·        изучение литературы по теме исследования;

·        анализ психологической и педагогической литературы по теме  исследования;

·        анкетирование, интервьюирование, беседа, наблюдение и тестирование;  

·        эффективность воздействия  метода сказкотерапии на коррекцию эмоциональной сферы умственно отсталых детей определялась с помощью следующих тестов: «Опросник дифференцирующий проявления агрессивности и враждебности» А.Басса и А.Дарки, опросник «Личностная шкала проявления тревоги» В.Г. Норакидзе, «Рисунок человека» К. Маховер, «Уровень воспитанности» Л.М. Фридман

·        общие выводы.

 

 

Ход  исследования:

 

1. Изучение личностных особенностей учащихся с отклонениями в развитии.

 

         Исследование проводилось на базе ГОАУ «Свободненской специальной (коррекционной) школы-интерната» (VIII вида). Данные проводимого исследования были взяты за период 2004-2008гг.  Участие в  эксперименте приняли ученики двух параллельных групп подросткового возраста, разнополые, в количестве 33 человек.

Для того чтобы приступить к проведению  занятий  по сказкотерапии я изучила медико-психологическую характеристику контингента воспитанников моей группы (группы А), с которыми проводила занятия по сказкотерапии, а также в последующем изучила медико-психологическую характеристику воспитанников контрольной группы.

 

Медико-психологическая характеристика группы А:

1.Всего в группе воспитанников – 20 человек, из них: девочек - 8; мальчиков – 12. Возраст воспитанников 13 - 16 лет. Анамнестические данные показали, что  все дети были рождены в неблагополучных, асоциальным поведением семьях, из них:

- рождены в срок – 15 детей,

- преждевременные роды – 1 ребенок

- оценка по Апгар 8-9 балов -16 детей,

- дети, рожденные с патологией – 2 ребенка (шумы в сердце)

- дети, рожденные от родителей олигофренов -1 ребенок

- дети из многодетных семей –  5 детей

- дети, имеющие близких родственников стоящих на учете у психиатра

– 2 ребенка

Все дети этой группы в раннем детстве перенесли следующие заболевания: ОРВИ, стрептодермия, рахит, детские инфекционные заболевания, отит.

 

2.Соматическое состояние – удовлетворительное.

3. Неврологическое состояние – сглаженность правой н/губной складки,, промахивание при выполнении пальце-носовой пробы у 5

детей, девиация языка влево у 1 ребенка, энурез  у 2 детей, энкопрез у 1 ребенка.

4. Психическое состояние:

- олигофрения умеренно выраженной степени дебильности – 16 человек (восприятие преобладает в основном зрительное, низкий уровень концентрации внимания, память - механическая, слабая, кратковременная: мышление –  конкретное, словесно логическое.,  эмоциональная сфера - возбудимые, расторможенные с преобладанием отрицательных эмоций – 6 детей;  заторможенные – 1 человек).

5. Логопедические данные – общее недоразвитие речи III уровня  у 5 детей, из них: словесная дислалия, акустическая дисграфия, дислексия – 3, нарушение слоговой структуры слова, недоразвитие фонематического     восприятия -2, дефектна «р» - велярное, «к» - нет в слове у 1 ребенка;

ОПР II уровня  у 2детей из них: словесная дислалия 1;  акустическая дисграфия, дислексия, словесная дислалия – 1.

 

Медико-психологическая характеристика группы В:

1. Всего воспитанников –20 человек, из них: девочек -  8, мальчиков – 11. Возраст детей 13 - 16 лет. Анамнестические данные показали, что  все дети были рождены в неблагополучных, асоциальным поведением семьях, из них:

- рождены в срок – 16 детей,

- оценка по Апгар  9- 10 балов - 13 детей, 7 балов -2 ребенка, 6 балов – 1 ребенок.

- дети, рожденные с патологией – 3 ребенка (врожденная гипотрофия, натальная энцефолопатия, гипоксия I степени)

- дети из многодетных семей – 3 детей,

Все дети этой группы в раннем детстве перенесли следующие заболевания: ОРВИ, МЦД,  рахит, детские инфекционные заболевания, бронхит.

         2. Соматическое состояние – удовлетворительное.

3. Неврологическое состояние – сглаженность правой н/губной складки,  промахивание при выполнении пальце-носовой пробы, в позе Ромберга покачивание  - 1 ребенок, энурез  у 4 детей, увеличение щитовидной железы I степени - 1 ребенок.

4. Психическое состояние:

- олигофрения умеренно выраженной степени дебильности – 16 человек (восприятие фрагментарное, внимание неустойчивое и низкий уровень его концентрации; память – снижена, кратковременная: мышление –  конкретное, наглядно-образное, анализ, синтез, сравнение и обобщение - затруднены;  эмоциональная сфера - возбудимые, расторможенные с преобладанием отрицательных эмоций – 8 детей;  заторможенные – 1 человек).

5. Логопедические данные – общее недоразвитие речи  III уровня  у 4 детей,

из них:  с дисграфией – 3 ребенка, нарушение слоговой структуры слова, недоразвитие фонематического     восприятия у 1 ребенка. Бедный словарный запас у всех детей.

из них: акустическая дисграфия, дислексия – 2;  нарушение слоговой структуры слова, недоразвитие фонематического восприятия -1;

- нарушение звукопроизношения  по типу ротацизма, и нарушение грамматического строя  у  1 ребенка. У всех учащихся  словарный запас слов обеднен, фразовая речь затруднена.

 

2. Методика организации занятий по сказкотерапии.

 

  Д. Фролов «Волшебная страна внутри нас»; Т.М. Зинкевич – Евстигнеева «Сказки звездной страны Зодиакалии»;  Н.Погосова «Погружение в сказку», О.Смирнова «Как рассказать ребенку о временах года»; Е.Хомякова «Семь сказок Радуги».

 Эти  коррекционно-развивающие программы адресованы детям от 5 до 14 лет (при нормальном интеллектуальном развитии), а также могут быть адаптированы для детей и подростков с проблемами развития путем сокращения  и упрощения заданий. Занятия по сказкам проводила один раз в неделю, во второй половине дня. Длительность их от 25  до 35 минут (в случае утомления детей занятие останавливалось и переносилось до следующей встречи).

Занятия проводились в игровой комнате, сидя на пяточках, в первое время такая поза была дискомфортна для ребят, поэтому занятия по времени были непродолжительными (15-20 минут). В процессе занятия детям периодически давалась возможность говорить о своих ощущениях, а также предлагался им, просто молча «послушать себя».

 Коррекционные занятия состоят из сказок, которые рассказывались или читались вслух. Текст сказок являлся в данном случае  связующим звеном между упражнениями, и создавал определенную атмосферу в классе. Сказки иногда повторялись через определенные промежутки времени, так как дети любят повторения, а кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче и с большим интересом.  Сказки в этих программах делятся на простые и сложные, но все занятия построены  по типу «от простого к сложному».

Цикл называется «Погружение в сказку», что означает движение в глубину, то есть любое, даже самое простое, движение и действие имеет глубину, а под глубиной в данном случае понимается точность, выразительность. В результате чего дети приобретают навыки расслабления и осознанного восприятия  мира, увеличивает их  чувствительность.

Важным моментом в этих занятиях является  «вхождение в сказку». Это- момент волшебства, таинства. Для того чтобы перенестись в необычное пространство я использовала аудиозаписи со звуками природы, куклы (многие сказочные атрибуты для занятий изготовляли вместе с детьми), игры «На кого похож», упражнения на расслабление, таким образом, я помогала ребятам преодолеть барьер трансформации из реального мира  и погружение в сказочный мир. Для меня было важно то, чтобы дети чувствовали  себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и свои силы. Во время занятий я постоянно подбадривала детей, словесно поощряла и за особо трудные упражнения хвалила так,  как  похвала делает ребенка лучше.

Первые коррекционные занятия  по сказкам начинались  с тренировки детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать и выполнять инструкции. Для этого я применила такие техники расслабления:

- расслабление по контрасту с напряжением;

- расслабление с фиксацией внимания на дыхание;

- расслабление – медитация.

При обучению детей расслаблению по контрасту с напряжением в данном случае привлекаем внимание детей к определенным группам мышц ( рук, ног, туловища, шеи, лица).

Контрастными парами служат слова:

Твердый - мягкий,

Сильный – слабый,

Холод – тепло,

Злой – добрый и так далее.

Например, вариант  одного из упражнений:

         Многие упражнения, игры в занятиях по сказкам очень динамичные поэтому рекомендовано заканчивать их расслаблением с фиксацией  внимания на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку, таким образом,  полнее расслабиться.

На каждом занятии детям предлагается как можно внимательнее всматриваться, вслушиваться, погружаться в то или иное состояние. Поэтому моя задача заключается в том, чтобы помочь ребятам максимально глубоко погрузиться в звук, цвет, свет или ощущения. Если медитация предполагает перевоплощение в героев сказок, то детям предлагается как можно ярче и выразительнее передать заданный образ.

Такие подготовительные занятия состоят из трех-четырех упражнений:

- Упражнение на слуховое и зрительное внимание, различные виды ходьбы (руки вытянуты по сторонам, параллельны полу, во время ходьбы с напряжением делаем махи руками верх, вниз, назад, вперед и поочередно вверх, вниз и т. д.)

- Упражнения на расслабление по контрасту с напряжением (холод-тепло, твердый - мягкий)

- Подвижная игра или танец с последующим расслаблением в сочетании с дыханием.

Процесс подготовки детей к занятиям индивидуален и зависит от психологического состояния группы и от возраста детей.

 

3. Проведение диагностических методов с целью подтверждения гипотезы.

 

Для подтверждения поставленной гипотезы: «Метод сказкотерапии оказывает положительное влияние на коррекцию эмоциональной сферы умственно отсталых детей» я пользовалась следующими  диагностическими методами и методиками:

          1. «Уровень воспитанности» Л.М.Фридман. (Приложение №6)

          2. Карта социально-психологической адаптации воспитанников.

              (Приложение №7)

3.  Систематическое наблюдение. (Приложение №8)

         4. Диагностика состояния агрессии (опросник Баса-Дарки)

             (Приложение №9)   

         5. «Опросник измерения уровня тревожности» В.Г.Норакидзе.

             (Приложение №10)

 6. «Рисунок человека» К. Маховер (Приложение №11)

         

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод наблюдения   занимает особое место среди всех возможных методов исследования  достаточно сказать, что ни один из всех методов не обходится без применения метода наблюдения:  по сути все методы исследования в различных областях знания являются модификациями метода наблюдения. Никакой эксперимент не может   дать фактов, если они не наблюдаются в ходе эксперимента и не регистрируются.

         В ходе данного исследования использовался метод системного наблюдения - это регулярное наблюдение в течение определенного периода, с фиксированием проявлений психической  и педагогической деятельности ребенка.

          На основе  метода наблюдения с помощью психолога и социального педагога были заполнены таблицы «Уровня воспитанности» и «Карта социально-психологической адаптации». С помощью  таблицы «Уровня воспитанности» я определила, в процентном соотношении, гуманность, честность, отношение к своим обязанностям, дисциплину, принципиальность, ответственность, любознательность, эстетическое развитие, стремление к физическому совершенствованию каждого воспитанника и всей группы. «Карта социально-психологической адаптации» помогла определить такие критерии как: успеваемость,  способности, общительность, самообслуживание, а также уровень социализации учащихся.  Полученные данные я проанализировала и сравнила результаты уровня воспитанности и социально-психологической адаптации воспитанников своей группы, где проводились занятия по сказкотерапии  и воспитанников параллельной группы, где внеклассная работа проводится по программе «Становление» и программе «Семья мой дом родной».

          Анализ показал, что в группе (группа А), где проводились занятия по сказкотерапии по всем показателям результаты выше, чем в параллельной (группа В).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие выводы

исследования возможностей влияния метода сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу детей с отклонениями в развитии.

 

v Работа была направлена на подтверждение гипотезы «Влияние курса занятий по сказкотерапии на эмоциональную сферу умственно отсталых подростков».  В  исследовании приняли участие подростки из параллельных групп, одна  группа (группа А),  где проводились занятия по сказкотерапии  и (группа В), где занятия проводятся по другим воспитательным программам.  По медико-психологической характеристике группы  дети имеют одинаковые характеристики.

 

v Агрессивность и враждебность чаще наблюдается  у подростков, где не проводятся занятия по сказкотерапии.

 

v В группе, где проводятся занятия по «Сказкотерапии» уровень тревожности подростков приближен к средним показателям.

 

 

v Анализируя результаты проводимого мониторинга можно сказать следующее, что в группе, где проводятся занятия  по сказкотерапии показатели  исследования повысились по отношению стартовых данных. А именно стал адекватен уровень самооценки, повысилась ответственность за свое поведение и поступки, наблюдается выравнивание эмоциональной сферы, у некоторых детей проявился потенциал творческих способностей. Данные исследования позволяют рекомендовать метод сказкотерапии при работе с умственно отсталыми детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.     Аарон Бек, Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери.  Когнитивная терапия депрессии. Интернет ресурс.

 

2.     Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – Екатеринбург, 1999

 

3.     Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М., 2001

 

4.     Гнездилов А.В.  Дым старого камина. – СПб., 1998

 

5.     Гнездилов А.В.  Зеркала старинной мансарды. – СПб.,  2000

 

6.     Джудит Бек. Когнитивная терапия: полное руководство. – Издательский дом «Вильямс», 2006

 

7.     Ермолаеева М.Е.  Практическая психология детского творчества. – М., 2001

 

8.     Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Грабенко Т.М.  Практикум по креативной терапии. -   СПб.,  2001

 

9.     Кряжева Н.Л.  Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1997

 

10. Мак Маллин Райан. Практикум по когнитивной терапии. – СПб., «Речь». 2001

 

11. Малкина -Пых  И.Г. Техники гештальта и когнитивной терапии.- Эксмо; Москва; 2004

 

12. Погосова Н. Погружение в сказку.- СПб., 2000

 

13. Практикум по сказкотерапии. Под ред. Т. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб., 2000

 

14. Сакович Н.А.   Практика сказкотерапии. – СПб.,  2006

 

15. Татаринцева А.Ю.  Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб., 2006

 

16. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб., 2002