исследовательская работа «Восстановление исторической памяти»

  • docx
  • 29.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РАБОТА.docx

«Восстановление исторической памяти»

 

 

 

 

 

Содержание

1.Введение

2. Глава I. Моя Семья в годы Великой Отечественной войны

3.Заключение

4.Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Род, семья. Эти слова нам известны с детства. Самые близкие люди в жизни объединены общими узами. А задумывались ли мы, что же нас объединяет с близкими? Ответ на этот вопрос дает генеалогия.

К сожалению, мало кто из нас знает историю и родословную своей семью, просто имена предков дальше своих бабушек-дедушек, максимум прабабушек и прадедушек.…Живем, не ведая своих собственных корней? Хотя давно уже разработаны методики поиска, существует специальная литература, открываются архивы.  (Аксенов, 1972)

 В древнейшие времена знание своей родословной было частью традиций народа, в основном потому, что от этого зависела передача имущества и в целом власти. Знание истории семьи закрепляло социальный статус человека. И помогало доказать, особенно на Руси, право на владение землей или другим недвижимым имуществом.

 Свои корни нужно знать. Жаль, что революция, гражданская война, террор обрубили наши родственные связи.

   1. Обзор литературы и обоснование направления исследования

Наиболее интересные работы, которые я изучила по данной теме - это Абассов «Семейный родословник»  (1994г.),  где раскрывается понятие родословие, история генеалогии.

Из монографии Бычкова «Генеалогия в советской литературе» я узнала, что информацию о родственниках было принято скрывать от всех, даже от своих детей, если они были замечены в «чем-то», например, были раскулачены, служили в белой армии, относились к духовенству. А затем еще Великая Отечественная война, где тоже были пленные, предатели, просто жители оккупированных территорий. Логика понятна: зачем помнить о них или их предках? И забвению предаются самые близкие родственники. Неудивительно, что родившиеся в середине прошлого века не всегда знают своих бабушек и дедушек, не говоря уже о более дальних предках. Поэтому так трудно сейчас составить свое генеалогическое дерево.

  Место, материал и методика исследования

 

Я считаю, что знать историю своей семьи необходимо и интересно. Кто они - ваши предки, как жили, чем занимались, как ушли из жизни, совершали ли какие-нибудь благородные дела. Думаю, что жизнь наших предков оставляет отпечаток и на нашей жизни, жизни их последователей. Своих предков нужно знать и помнить.

 Тип проекта: информационно-исследовательский, направление

 - «генеалогия».

 Одна из проблем состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Поэтому необходимо осознавать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.

 В работе я применяла теоретические методы исследования. Они необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др. Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.  (Соколова Е.Т.,1980 г.)

 Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование - сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы.

 Я столкнулась с социальной проблемой: по результатам социологического опроса, проводимого мною среди учащихся 7-8 классов МОУ СОШ № 16 на тему: «Знаете ли вы историю своей семьи», многие дети не знают своего генеалогического древа и истории своей семьи.    Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема изучения истории семьи в современном мире является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении этой темы.

 Исследование охватывает территорию Польши, Алтайского  края Ставропольского края (с.Александровского, с.Старомарьевского).

Объект исследования: история семьи Сероштан.

 Предмет исследования: генеалогическое древо семьи Сероштан, судьба прадедушек, участвовавших в Великой Отечественной войне.

 Великая Отечественная война в истории моей семьи

 Результаты исследования

Я расскажу о своих прадедушках, судьба которых так или иначе была связана с событиями Великой Отечественной войны. Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины.

 После беседы со своими бабушками и дедушками, а также родителями, я узнала многое и сделала выводы о том, что Великая Отечественная война оставила след в каждой семье.

 Многие не вернулись с фронта, другие потеряли свои семьи в результате вражеских бомбардировок.

 Война - это горе! Чем измерить потери человеческих жизней?

 И те, кто отдали свои жизни за победу, думали, прежде всего, о нас, о своих детях, внуках, о нашем счастливом будущем…

 Человеческая память… Она безгранична, она может быть долгой и благодарной. Но как человек может помнить о большом, об истории целой страны, не зная малого, историю своей семьи, рода. Задумавшись над этим, я решила узнать, кого из моих родных и близких коснулась та страшная трагедия, кто с оружием в руках защищал нашу Родину. Для этого мне пришлось провести настоящую поисковую работу. Я и моя семья решили составить генеалогическое древо семьи Сероштан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

Судьба семьи Гиль – Родионовых.

Гиль Дорофей Васильевич- (1910- первые годы войны) начало войны встретил в Польше дошел с войсками до Смоленска, дальше его путь обрывается. Его жена Гиль Матрена Ивановна (1912- 1989г)пережила все трудности эвакуации. Сначала ее эвакуировали на Алтай позже она трудилась на одном из оборонных заводов. Фронту были нужны снаряды, а их сын, мой  дедушка, один сидел дома. Во время войны он говорил, что люди не озлобились, а наоборот, помогали друг другу, становились ближе.  Дедушка вспоминал, что он всё время мечтал, как после войны наестся досыта белого хлеба. Однажды, когда его мама была на работе к ним домой пришла какая-то незнакомая женщина, сказала, что она знает их маму, что-то ещё рассказывала, а потом обнаружили, что исчезли карточки на хлеб, на всех троих, на целый месяц. Помогли соседи.  А еще дедушка Петя рассказывал ,что увидел собаку, которая бежала, держа в зубах буханку чёрного хлеба. Он был голодный, поэтому побежал за собакой, чтобы отнять хлеб. А когда принёс его домой, вдруг подумал, что у соседей совсем нечего есть, и отдал буханку им.

Еще один прадедушка по материнской линии Родионов Алексей Васильевич(1927-1943) Родился Алтайском крае село Угловское .Погиб смертью храбрых при форсирование Днепра, так по словам моей бабушки было на писано в похоронке. Она  помнит, как её мать рыдала несколько месяцев и бабушка Маша в мете с ней. А потом вдова ещё несколько лет после войны ждала, что муж вернётся, и дочь тоже надеялась.  Лидия Гавриловна(1926-2007гг) как не было велико ее горе продолжала работать в колхозе , так как фронту нужен был хлеб, тёплая одежда. 

Судьба семьи Сероштан - Родионовых

         Мой прапрадедушка Некрасова Ивана Никитовича родился 1896 в селе Александровское. Всматриваясь в пожелтевшие страницы красноармейской книжки я узнаю все больше и больше о своем прапрадедушке восторгаюсь его отвагой. Все из той же красноармейской  книжке я узнаю, что он служил рядовым в 65 краснознаменном полку в первом эскадроне.(Приложение №1) Призван в армию был 1.10.1942 года Александровским Районным военкоматом. Был женат на Некрасовой Наталье Георгиевне, которая перенесла все ужасы оккупации. После войны трудилась в колхозе, восстанавливала село после войны. Мой прапрадед служил при штабе ездовым. Войну встретил в Праге. Демобилизовался в 23.06.1945 года. За добросовестную службу награжден Медалями  «За отвагу», «За боевые заслуги»,а также «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». После демобилизации трудился на благо родины в колхозе учетчиком.  

 Еще один мой прадед Родионов Александр Яковлевич родился в селе Александровском в1925 году в сентябре 1943 был призван на службу. В одном из боев   тяжело ранен в левую руку и  демобилизован в августе 1944 года. Был награжден орденом «Славы 3 степени» и  медалью  «За победу над Германией ».(Приложение №2)   Во время оккупации нашего села фашистскими войсками  моей прабабушке Родионовой Ефросинье было четырнадцать лет, но в её памяти сохранились те страшные дни. Её семья числилась в военкомате, как семья офицера. В то время была подпольная комсомольская организация, которая выкрала в военкомате списки семей, где имелись коммунисты, офицеры. Этим они спасли многие семьи. Ещё был один случай, когда рано утром прабабушка выгоняла скот на пастбище, она заметила спрятанного за кустами  фашиста, который направлял на неё свой автомат. Только по счастливой случайности в это время побежала корова, в неё-то пуля и попала.

Мой прадедушка Сероштан Серей Федорович родился в городе Невестинск Воронежской области  в семье рабочего. Прошел всю войну, участвовал взятии Бреста, овладении города Лодзь(Приложение №3), городом- крепостью Познань(Приложение №4), в прорыве обороны прикрывавшей подстступы к Берлину(Приложение №5) с востока, и овладением Берлином(Приложение  №6).За годы войны награжден орденом «Славы III» и медалью «За отвагу» .

Его жена Евдокия  Антиповна, родилась1915 года  в селе Старомарьевское спасаясь от раскулачивания, ее семья переселяется в село Александровское. Сероштан Евдокия в годы войны работала на оборонном заводе города Перми, который находится на Урале.  С этого завода на фронт отправляли танки, пушки, снаряды.  Они работали день и ночь, делая всё для победы. За свой труд она награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945». Дедушка Анатолий Сергеевич рассказывал ,что мама целыми сутками работала, домой приходила только поспать, а иногда засыпала на работе – домой идти сил не было. Заботиться о детях войны, и даже пожалеть их было некому. Школьные учителя военной поры давали детям материнскую заботу. Дедушка помнит, как учителя их и жалели, и подкармливали, и лечили, в том числе и от педикулёза(вши). Многие дети падали во время урока в обморок от голода. Особенно тяжело было встречать утром в школе ребёнка, у которого семья получила похоронку. Дедушка  рассказывал, как их учительница Нина Ивановна молча прижимала к себе такого ребёнка, и вместе горько плакали.

 

 

 

 

 

Заключение.

 В настоящее время мало кто изучил историю своего рода. Самое важное - начать её создавать, собирать по малым крупицам, что бы восстановить преемственность поколений. Понятие «безродности», как «бездомности», должно уйти из нашей жизни, потому что род - это одно из главных наследий, которое получает ребенок от рождения. Он наследник, он - продолжение рода.

 Когда в роду сильна преемственность и достоинство в почете, то чувство гордости за род укрепляет силы подростка, «поднимает» планку его целеустремленности и достижений».

 Да, многое о жизни и подвигах моих предком остается еще не известно, но я надеюсь, что данная работа будет продолжаться. Вся семья заинтересовалась поисковой работой в данном направлении. Мы подняли семейные архивы, нашли фотографии военных лет, воспоминания очевидцев.

 Война… Произносишь это слово и страшные картины встают в нашем воображении. Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей. Ее не вычеркнут из воспоминаний те, кому довелось сражаться. В истории человечества, к сожалению, немало войн, больших и малых. Это потом для Истории будет поле Куликово, Бородино, Прохоровка. А для русского солдата-это все родная русская земля. Так русский человек выполнял испокон веков свой долг, долг защитника отеческой земли…

 Война - жесточе нету слова.

 Война - печальней нету слова.

 Война - святее нету слова.

Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, Новороссийска, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, на Северном Кавказе, Днепре, в предгорьях Карпат, при штурме Берлина и в других сражениях. С каждым годом и каждым днём мы  уходим, уходим все дальше от тех страшных событий. Прошлый век. Но без прошлого нет и будущего. А будущее – это мы, наши дети и внуки, которым предстоит строить свою жизнь уже в другое время, в другом веке. Но память человеческая перешагнёт через века. И от поколения к поколению, из уст в уста будет передаваться: 1941-1945: помним, знаем». Я выступала с этой работой перед своими одноклассниками, и надеюсь, что ребята тоже заинтересуются своей родословной и через некоторое время результаты социологического опроса изменятся в лучшую сторону.

 

Список литературы

 

1. Аббасов А.М. Семейный родословник. Воронеж, 1994г. С 24-26.

2. Аксенов А.И. Генеалогия. // Вопросы истории, 1972. N10. С.206-212.

 3. Аксенов А.И. Очерк истории генеалогии в России.// История и генеалогия. М., 1977. С. 57-79.

4. Барсуков А.П. Обзор источников и литературы русского родословия. СПб.,1987.С 54-59.

 5. Богатырев С.Н. Историко-генеалогический журнал "Новик" в 1934-1963 гг.// Историческая генеалогия, Екатеринбург, 1993. Вып.2. С.87-113.

 6. Данилов А.А. Отечественная история: Учебник для вузов. М., 2003г. С 99-112. 11. Зуев М.Н. История России. Учебник. М, 2004г. С 68-73.

 7. Лобанов-Ростовский А.Б. Русская родословная книга.Т.1-2.СПб.,1995. С 89-114.

8. Лукичев М.П., Назаров В.Д. Документы XVI в. из новых родословных росписей конца XVII в. // Генеалогические исследования. М., 1994. С. 88-112.

9. Мошаров Н.Д. Как начать составлять свою родословную: консультации для начинающих. М., 1991. С 34-38.

10. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. -М., 1980г. С 33-34.

11. Семейный архив семьи Сероштан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

1.                  Введение

2.                  Моя семья в годы Великой Отечественной войны

2.1              Судьба семьи Гиль – Родионовых

2.2              Судьба семьи Сероштан – Родионовых

3.                  Заключение

4.                  Список литературы

5.                  Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

 

 

Копия страницы из красноармейской книжки Некрасова Ивана Никитовича.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

 

Копия страницы  из свидетельства об освобождении от воинской повинности Родионова Александра Яковлевича.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

 

Копия благодарности за взятие города Лодзи

 

 

 

 

Приложение №3

 

Копия благодарственной грамоты за взятие Бреста

 

 

 

 

Приложение №5

 

Копия благодарности за прорыв обороны прикрывающей подступы к Берлину.

 

 

 

 

 

 

Рекомендации по составлению генеалогического древа.


 Правило первое: работа над родословной бесконечна, она может продолжаться всю жизнь и потребует тщательных изысканий, поэтому необходимо запастись терпением, старанием и аккуратностью.
 Правило второе: ветви (корни) дерева должны быть абсолютно симметричны, а количество ветвей – четным, число предков с каждым восходящим поколением удваивается: 2 родителя, 4 деда, 8 прадедов и т.д.
 Правило третье: при заполнении родословной старайтесь, чтобы каждая веточка содержала фамилию, имя, отчество. Вспомните состояние здоровья обозначенных в ней родственников, особенности характера, судьбы каждого. Расспросите об этом всех, кто знал их. Может, кто-то из них был долгожителем, а кто-то умер. Поставьте даты рождения и смерти, и сделайте отметки о перенесенных заболеваниях.
 Правило четвертое: при описании вашего рода вы стараетесь узнать как можно больше о тех, кого уже нет в живых, и совершенно забываете о тех, кто рядом, между тем, дедушки, бабушки, мамы и папы могут существенно помочь.
 Правило пятое: при сборе информации не надо сразу разделять факты на существенные и кажущиеся тебе не существенными.
 Правило шестое: не откладывайте ни на один день задуманного в работе над родословной, особенно если это касается людей старшего возраста.
 Правило седьмое: пока ты не можешь определить значимость того или иного документа, материала, собирай все, что касается твоей семьи.