Стрессоустойчивость -
(от англ. stress – напряжение) – определяется порогом ранимости и характером нервно-психической реактивности личности. Под порогом ранимости понимается минимальная степень изменения в системе человек-среда, необходимая для возникновения признаков стресса. Высокий порог обеспечивается активностью жизненных позиций и пластичностью жизненного стереотипа.
Поведение отличается отсутствием выраженной тревоги по поводу возможных неудач, стремлением к соревновательной деятельности и высокой активностью в поиске наиболее продуктивных стратегий адаптации.
Кратко о стрессе
Стресс – это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека.
Симптомы стресса могут варьироваться в широком диапазоне, от раздражительности, повышенной утомляемости, до невротических и психосоматических расстройств .
Стресс может негативно отображать на деятельности человека, снижая его эффективность в исполнении функций. Но может и стимулировать деятельность .
Подростковые стрессы
Источниками подростковых стрессов становятся физиологические изменения тела, начавшиеся поиски индивидуальности, зачеты, экзамены, давление родителей, неуверенность в себе и пр.
В подростковом возрасте при испытываемых стрессах снижается продуктивность учебной деятельности и адаптация в школе. В настоящее время значительная часть подростков сталкивается с трудностями в обучении. Около 70% учащихся массовой школы нуждаются в психологической помощи и коррекции; 20% детей имеют различные морфофункциональные отклонения и около 20% – отклонения психоневрологического характера.
Кроме того, современное традиционное школьное образование во многом построено на актуализации и поддержании у учащихся определенного уровня стресса.
Тревожность -
индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же влияние имеет и нечувствительность к реальному неблагополучию, «защищенность», возникающая под действием защитных механизмов, прежде всего вытеснения, и проявляющаяся в отсутствии тревоги даже в потенциально угрожающих ситуациях.
Причины тревожности
Вопрос о причинах тревожности до сих пор открыт;
В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (свойства н. с.), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов;
В дошкольном и младшем школьном возрастах главной причиной бывают нарушения детско-родительских отношений;
В более взрослом возрасте тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.
Виды тревожности
Выделяется устойчивая тревожность
в какой-либо сфере — частная, «связанная» (школьная, экзаменационная, межличностная и др.)
общая, «разлитая», свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека.
Различается также
адекватная тревожность, являющаяся отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы
неадекватная тревожность, или собственно тревожность — в благополучных для индивида областях действительности (Л. И. Божович, В. Р. Кисловская).
Исследования влияния тревожности на стрессоустойчивость
Тревожность (беспокойство, иногда беспричинное) является возможной причиной стресса, понижая при этом порог ранимости.
Тревожность, как симптом стресса. Особенно часто проявляется на ранних стадиях.
В большинстве исследованиях авторы приходят к выводу, что повышенная тревожность является одной из главных причин низкой стрессоустойчивости подростков.
Изучение тревожности и стрессоустойчивости у обучающихся 8-9 классов МБОУ ВМР «Васильевская средняя школа»
Методика «Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет» (Прихожан А.М.)
Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)
9 кл.
44% -уровень «чрезмерного спокойствия»;
56% - уровень тревожности, соответствующий норме.
8 кл.
46 % -уровень «чрезмерного спокойствия»;
27%- уровень тревожности, соответствующий норме;
18%- несколько-завышенный уровень тревожности
9%- высокий уровень тревожности.
9 кл.
33%- высокий уровень;
64% - выше среднего уровень.
8 кл.
55% - высокий уровень;
36% - выше среднего уровня;
9% - средний уровень.
Оптимальный уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная, конструктивная тревожность)
Взаимосвязь тревожности и стрессоустойчивости у подростков
Гипотеза | Коэффициент корреляции | Вывод о достоверности гипотезы |
Общая тревожность связана со стрессоустойчивостью | r=0,5151 | Обнаружена статистически достоверная (значимая) связь |
Школьная тревожность связана со стрессоустойчивостью | r=0,5144 | |
Самооценочная тревожность связана со стрессоустойчивостью | r=0,3941 | Статистически достоверная связь не выявлена |
Межличностная тревожность связана со стрессоустойчивостью | r=0,3511 | |
Магическая тревожность связана со стрессоустойчивостью | r=0,4976 | Обнаружена статистически достоверная (значимая) связь |
Выявлена достоверно значимая связь между школьной и магической тревожностью на высоком уровне
Подведем итоги
Выводы: | Рекомендации: |
1. Примерно у половины обучающихся наблюдается сниженный уровень тревожности, что говорит о преобладании защитных механизмов и снижении адаптивных способностей, в целом. | Низкая тревожность требует внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. |
Подведем итоги
Выводы: | Рекомендации: |
2. Чуть выше показатели тревожности обучающихся по таким шкалам, как школьная и самооценочная тревожность. | В случае высокого уровня тревожности необходимо пересмотреть значимость данной ситуации и найти для себя обоснования, уменьшающие её субъективную значимость, кроме того, следует перенести свое внимание и акцентироваться на осмыслении деятельности. Одним из направлений в составлении рекомендаций для данного случая может стать поиск упражнений для саморегуляции, создание психологической поддержки для формирования чувства уверенности в успехе. Также хорошо снимает тревогу и повышает стрессоустойчивость физическая активность, при которой избыток адреналина и ноадреналина тратится во время мускульных усилий и не влияет на работу внутренних органов. |
Подведем итоги
3. При этом, у обучающихся, в основном, наблюдается достаточно высокий уровень стрессоустойчивости, что говорит о высоком пороге ранимости.
4. Высокий порог ранимости обеспечивается активностью жизненных позиций и пластичностью жизненного стереотипа.
5. У обучающихся 8-9 классов нашей школы выявлена достоверно значимая связь между стрессоустойчивостью и уровнем тревожности, в целом, и такими ее шкалами, как школьная и магическая тревожность, в частности.
Подведем итоги
Выводы: | Рекомендации: |
6. Влияние школьной тревожности на стрессоустойчивость может быть объяснено тем, что большинство переживаний подростков, вызывающих беспокойство связано именно с процессом и результатом обучения. | См. сборник рекомендаций |
7. Магическая тревожность, сама по себе иррациональна, но она частную тревогу генерализирует, делает более общей, тем самым снижая стрессоустойчивость индивида | Д.В. Ковпак «Как обнаружить и устранить иррациональные скрытые установки» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.