Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №48 имени Героя России Д.С.Кожемякина»
города Ульяновска
Значение света в жизни растений.
( направление – естественнонаучное)
Работу выполнили:
Куранова Марина Александровна
ученица 4 класса Б
Урлапова Анастасия Алексеевна
ученица 4 класса Б
Руководитель работы:
Костина Наталья Михайловна
учитель начальных классов
телефон: 89279875245
2015 г.
Представьте на несколько минут, что света просто нет, одна темнота кругом… Ну как? Как ощущения? – непривычно и страшно. Мы даже не сможем пройти несколько метров , не говоря уже о дальнейшей жизни.
Итак, свет необходим, безусловно, всем живым организмам!
Все мы знаем, какую огромную роль играют растения в жизни человека. Растения дают людям пищу, лекарства, сырье для промышленности, обогащают атмосферу кислородом.
А как свет влияет на растения?
В процессе исследования мы хотели проверить утверждение о влиянии света на рост и развитие растений.
Цель нашего исследования: изучить влияние света на рост и развитие растений
Задачи исследования:
1) проверить научную гипотезу о воздействии света на развитие и рост растений;
2) научиться работать с научно-популярной литературой, интернетом;
3) научиться выполнять простейшие исследования;
4) научиться сравнивать полученные результаты, фиксировать свои наблюдения и делать выводы.
Объект исследования: растения.
Предмет исследования: свет как условие развития растений.
Гипотезы: 1) если растение получает много света, то оно хорошо растёт; 2) если растение получает мало света, то оно плохо растёт; 3) если растение получает необходимое количество света, то оно хорошо развивается.
Методика проведения исследовательской работы.
1) изучение ранее опубликованных материалов;
2) поиск информации в интернете;
3) самостоятельное обдумывание;
4) опыт;
5) наблюдение;
6) вывод.
Факторы, влияющие на рост растений.
Мы изучили литературу, поискали информацию по растениям в интернете и узнали, что для жизни и полноценного роста и развития растений необходимы:
-тепло
-свет
-влага
-минеральные вещества
-воздух.
Солнечный свет является одним из наиболее важных для растений внешних факторов. С самого раннего утра и до самого позднего вечера в растениях происходит удивительный процесс - образования органических веществ необходимых для питания растений.
В какой части растений и как происходит этот процесс? Какие вещества при этом образуются? Что влияет на процесс? Человек пытался понять, почему листья растений тянутся к солнцу; их обрывали, и растение погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить.
Лишь к концу 19 века окончательно стало известно, что на свету листья растений поглощают воду и углекислый газ и образуют органические вещества, которые используются для собственного питания. Этот процесс был назван фотосинтез ( от греч. «фото» - свет, «синтез»-образование) .
Первым смог обобщить все данные, известные в науке к началу 20 века и сформулировать научное понятие этого процесса, был русский ученый К.А.Тимирязев. Он более 30 лет отдал изучению фотосинтеза.
Очень образно описал он это явление: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений».
Свет жизненно необходим для растений. Только растения обладают уникальной способностью расти за счёт солнечного света.
Из научно - популярной литературы мы узнали, что, зеленый цвет придает растению находящееся в его клетках химическое вещество – хлорофилл, который преобразует солнечный свет в питательные вещества. Фотосинтез происходит с поглощением углекислого газа и одновременным выделением кислорода. Растения ощущают свет и реагируют на него. Например, если поместить растение на солнечный подоконник, то через несколько дней большинство его листьев повернется к свету. Эта реакция известна под названием фототропизма. Большинство растений растут весной и летом, когда света больше всего. Чем теплее, тем быстрее и легче происходит химическая реакция превращения углекислого газа в органическое вещество.
Все комнатные растения подразделяются на светолюбивые и теневыносливые. При недостатке света многие растения перестают цвести, они начинают чахнуть и могут погибнуть. При избытке света хлорофилл частично разрушается, и цвет листьев становится желто-зеленым. На листьях растений появляется ожог. В первую очередь страдают от прямых солнечных лучей молодые растения, проростки, свежеукоренённые черенки. Им нужен только рассеянный свет. В зависимости от потребляемого света все растения делятся на группы: нейтральные, растения длинного дня, растения короткого дня.
Опыт №1.
Цель: проверить утверждение о влиянии солнечного света на рост и развитие растений.
Материалы: головки лука, баночки, темный шкаф.
Процесс.
Мы поместили две головки лука в баночки, наполненные водой.
Одну поставили в темное место, другую разместили на окне.
Через 1,5 недели из обеих головок прорезались перья, но они были разной длины и отличались цветом. Цвет перьев лука, который стоял на подоконнике был ярко-зеленым (созданы условия для фотосинтеза), перья – ровными, а у лука, который стоял в темном месте, они были длиннее, светло-желтым, перья изогнуты. Корневая система у лука, который стоял в темном месте, была развита сильнее .
Данные наблюдений позволили нам сделать следующие выводы:
1.Солнечный свет оказывает непосредственное влияние на прорастание, рост и развитие перьев лука.
2. При выращивании лука в условиях достаточной освещенности наблюдается его полноценный рост и развитие: перья естественной длины, насыщенного зеленого цвета. Процесс фотосинтеза идет нормально.
3. При выращивании лука в условиях недостаточной освещенности перья лука тонкие и неестественно бледные, что говорит о недостатке питательных веществ для его нормального развития.
Опыт № 2.
Цель: проверить необходимость света для растений.
Материалы: два маленьких одинаковых зеленых растения в горшочках (фиалка), темный шкаф.
Процесс.
Мы поместили одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.
Оставили растение на неделю.
Сравним затем их цвет.
Поменяли растения местами.
Оставили растения также на неделю.
Сравнили опять растения.
В итоге растение находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.
Данные наблюдений позволили нам сделать следующие выводы:
1. Для того чтобы растение зеленело ей нужно зеленое вещество-хлорофилл.
2. Растение бледнело и увяло, потому что процесс фотосинтеза не происходил.
3. Чтобы в растении произошел фотосинтез, им нужен фотосинтез.
Заключение.
Свет необходим растениям для важнейшего физиологического процесса - фотосинтеза. Только растения в процессе фотосинтеза образуются органические вещества. В естественных условиях солнечный свет - единственный источник энергии, обеспечивающий процесс фотосинтеза.
Проведя опыты, мы убедились в том, что если света растениям не хватает, фотосинтез в них протекает вяло, органических веществ образуется мало. Растения вырастают слабыми и бледными.
Нам было интересно проводить опыты. Изучив литературу, мы узнали много нового о растениях. В дальнейшем мы планируем продолжить исследования в этой области. Нас интересуют вопросы воздействия на растениях других факторов: тепла, влаги, света.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.