Исследовательская работа: "Значение света в жизни растений".

  • docx
  • 18.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Значение света в жизни растений.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №48 имени Героя России Д.С.Кожемякина»

города Ульяновска

 

 

 

Значение света в жизни растений.

( направление – естественнонаучное)

 

 

 

 

Работу выполнили:

Куранова Марина Александровна

ученица 4 класса Б

Урлапова Анастасия Алексеевна

ученица 4 класса Б

 

Руководитель работы:

Костина Наталья Михайловна

учитель начальных классов

телефон: 89279875245

 

2015 г.

Представьте на несколько минут, что света просто нет, одна темнота кругом… Ну как? Как ощущения? – непривычно и страшно. Мы даже не сможем пройти несколько метров , не говоря уже о дальнейшей жизни.

Итак, свет необходим, безусловно, всем живым организмам!

  Все мы знаем, какую огромную роль играют растения в жизни человека. Растения дают людям пищу, лекарства, сырье для промышленности, обогащают атмосферу кислородом.

  А как свет влияет на растения?

   В процессе исследования мы хотели проверить утверждение о влиянии света на рост и развитие растений.

Цель нашего исследования: изучить влияние света на рост и развитие растений

Задачи исследования:  

1) проверить научную гипотезу о воздействии света на развитие и рост растений;

2) научиться работать с научно-популярной литературой, интернетом;

3) научиться выполнять простейшие исследования;

4) научиться сравнивать полученные результаты, фиксировать свои наблюдения  и делать выводы.

 

Объект исследования:  растения.

 

Предмет исследования: свет как условие развития растений.

 

Гипотезы: 1) если растение получает много света, то оно хорошо растёт; 2) если растение получает мало света, то оно плохо растёт; 3) если растение получает необходимое количество света, то оно хорошо развивается.

 

Методика проведения исследовательской работы.

1)   изучение ранее опубликованных материалов;

2)   поиск информации в интернете;

3)   самостоятельное обдумывание;

4)   опыт;

5)   наблюдение;

6)   вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы, влияющие на рост растений.

   Мы изучили  литературу, поискали информацию по растениям в интернете   и узнали, что для жизни и полноценного роста и развития растений необходимы:

-тепло

-свет

-влага

-минеральные вещества

-воздух.

Солнечный свет является одним из наиболее важных для растений внешних факторов. С самого раннего утра и до самого позднего вечера в растениях происходит удивительный процесс - образования органических веществ необходимых для питания растений.

  В какой части растений и как происходит этот процесс? Какие вещества при этом образуются? Что влияет на процесс?  Человек пытался понять, почему листья растений тянутся к солнцу; их обрывали, и растение погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить.

  Лишь к концу 19 века окончательно стало известно, что на свету листья растений поглощают воду и углекислый газ и образуют органические вещества, которые используются для собственного питания. Этот процесс был назван фотосинтез ( от греч. «фото» - свет, «синтез»-образование) .

http://westud.ru/wp-content/uploads/2015/03/usloviya-dlya-fotosinteza.jpg

 

http://vladam-seeds.com.ua/media/wysiwyg/pages/blog/odin_3.jpg      Первым смог обобщить все данные, известные в науке к началу 20 века и сформулировать научное понятие этого процесса, был русский ученый К.А.Тимирязев. Он более 30 лет отдал изучению фотосинтеза.

   Очень образно описал он это явление: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений».

Свет жизненно необходим для растений. Только растения обладают уникальной способностью расти за счёт солнечного света.

     Из научно - популярной литературы мы узнали, что, зеленый цвет придает растению находящееся в его клетках химическое вещество – хлорофилл, который преобразует солнечный свет в питательные вещества. Фотосинтез происходит с поглощением углекислого газа и одновременным выделением кислорода. Растения ощущают свет и реагируют на него. Например, если поместить растение на солнечный подоконник, то через несколько дней большинство его листьев повернется к свету. Эта реакция известна под названием фототропизма. Большинство растений растут весной и летом, когда света больше всего. Чем теплее, тем быстрее и легче происходит химическая реакция превращения углекислого газа в органическое вещество.

    Все комнатные растения подразделяются на светолюбивые и теневыносливые. При недостатке света многие растения перестают цвести, они начинают чахнуть и могут погибнуть. При избытке света хлорофилл частично разрушается, и цвет листьев становится желто-зеленым. На листьях растений появляется ожог. В первую очередь страдают от прямых солнечных лучей молодые растения, проростки, свежеукоренённые черенки. Им нужен только рассеянный свет. В зависимости от потребляемого света все растения делятся на группы: нейтральные, растения длинного дня, растения короткого дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт №1.

Цель: проверить утверждение о влиянии солнечного света на рост и развитие растений.

Материалы: головки лука, баночки, темный шкаф.

Процесс.

 Мы поместили две головки лука в баночки, наполненные водой.

 

Одну поставили в темное место, другую разместили на окне.

Через 1,5 недели из обеих головок прорезались перья, но они были разной длины и отличались цветом. Цвет перьев лука, который стоял на подоконнике был ярко-зеленым (созданы условия для фотосинтеза), перья – ровными, а у лука, который стоял в темном месте, они были длиннее,  светло-желтым, перья изогнуты. Корневая система у лука, который стоял в темном месте, была развита сильнее .

 

 

 Данные наблюдений позволили нам сделать следующие выводы:

1.Солнечный свет оказывает непосредственное влияние на прорастание, рост и развитие перьев лука.

2. При выращивании лука в условиях достаточной освещенности наблюдается его полноценный рост и развитие: перья естественной длины, насыщенного зеленого цвета. Процесс фотосинтеза идет нормально.

3. При выращивании лука в условиях недостаточной освещенности перья лука тонкие и неестественно бледные, что говорит о недостатке питательных веществ для его нормального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт № 2.

Цель: проверить необходимость света для растений.

Материалы: два маленьких одинаковых зеленых растения в горшочках (фиалка), темный шкаф.

Процесс.

 Мы поместили одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.

 

Оставили растение на неделю.

Сравним затем их цвет.

Поменяли растения местами.

Оставили   растения также на неделю.

Сравнили опять растения.

  В итоге растение находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.

Данные наблюдений позволили нам сделать следующие выводы:

1.     Для того чтобы растение зеленело ей нужно зеленое вещество-хлорофилл.

2.     Растение бледнело и увяло, потому что процесс фотосинтеза не происходил.

3.     Чтобы в растении произошел фотосинтез, им нужен фотосинтез.

 

 

 

 

 

Заключение.

    Свет необходим растениям для важнейшего физиологического процесса - фотосинтеза. Только растения в процессе фотосинтеза образуются органические вещества. В естественных условиях солнечный свет - единственный источник энергии, обеспечивающий процесс фотосинтеза.

   Проведя опыты, мы убедились в том, что если света растениям не хватает, фотосинтез в них протекает вяло, органических веществ образуется мало. Растения вырастают слабыми и бледными.

  Нам было интересно проводить опыты. Изучив литературу, мы узнали много нового о растениях. В дальнейшем мы планируем продолжить исследования в этой области. Нас интересуют вопросы воздействия на растениях других факторов: тепла, влаги, света.

http://1.bp.blogspot.com/-qe1hVxRh4Gg/UP1oNma9i4I/AAAAAAAACRk/1vpSC8Y13-I/s640/PHOTOSYNTHESIS.jpeg


 

Скачано с www.znanio.ru