Исследовательская работа «Значение железной дороги в истории города Балашова»
Оценка 4.8

Исследовательская работа «Значение железной дороги в истории города Балашова»

Оценка 4.8
doc
09.06.2020
Исследовательская работа «Значение железной дороги в истории города Балашова»
Проект.doc

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Балашовский политехнический лицей»

 

 

 

          

 

 

 

Исследовательская работа

«Значение железной дороги в истории города Балашова»

 

                                                                               Выполнил:

                                                                               Лукьяница Владимир Александрович

                                                       обучающиеся группы №23

                                                       по професси «Машинист локомотива»

                                                       Руководитель:

                                                       Ишунькина Елена Александровна,

                                                       мастер производственного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 год

Содержание

1.                 Введение…………………………………………………………………………3

2.                 Основная часть………………………………………………………………….4

2.1.          История основания города Балашова ………………………………………....5

2.2.          Строительство железной дороги - импульс ускоренного развития города Балашова …………………………………………………………………………….....6

2.3.          Балашовская железная дорога в годы  Великой Отечественной войны…….9

3.                 Заключение……………………………………………………………………...11

4.                 Список использованных источников………………………………………….12

5.                 Приложение……………………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Введение.

     На территории Саратовской области проложено 2326 км железных дорог. Из них большая часть принадлежит Приволжской железной дороге и меньшая, на западе области, — Юго-Восточной дороге, которая пролегает через наш город Балашов. Из всех городов Саратовской губернии Балашов является одним из самых железнодорожных. Через него идут поезда на Москву и Новороссийск, Казань и Екатеринбург, Адлер и Воркуту, Ижевск и Чебоксары, Кисловодск и Томск...      

     Большинство рабочих города — железнодорожники. Возможно, я тоже буду работать на балашовской железной дороге, освоив профессию «Машинист локомотива». В связи с этим, мне стало интересно узнать о значении железной дороги для города Балашова, как она повлияла на развитие нашего города, какую роль сыграла в годы Великой Отечественной войны. В этом и заключается актуальность моего исследования.   

      В своей работе я опирался на исторические источники краеведческого музея, музея локомотивного депо, а также литературу об истории нашего города.

     При изучении данной темы я поставил перед собой определенные цели и задачи.

     Цель: Познакомиться с историей и развитием железной дороги в городе Балашове.

    Задачи:

1.     Изучить историю основания города Балашова.

2.     Изучить влияние железной дороги на  развитие г. Балашова.

3.     Понять значение балашовской железной дороги в годы  Великой Отечественной войны.

4.     Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

     Объект исследования железная дорога.

     Предмет исследования - значение железной дороги в истории города Балашова.

 

 

 

 

2.     Основная часть.

2.1.          История основания города Балашова.

     По преданию, примерно в XVII веке, первым на землях, где раскинулся нынешний город, поселился беглый крестьянин Балаш. Именем этим стало называться и возникшее здесь поселение, а в последствии дворцовое село.

     Вначале селились здесь беглые крестьяне и казаки. Река Хопер была богата рыбой, леса - зверями, а луга - травами.

     В своих записях Тамбовский воевода Нарышкин в 1685 году отмечал, что «…по Хопру в городках, где еще недавно было 15-20 человек, теперь по 200-300 и женского полу…». Земли Прихоперья раздавались направо и налево боярам и дворянам Нарышкиным, Чернышевым, Воронцовым и Разумовским.

     Раздача царским приближенным огромных площадей заселенной и незаселенной земли вела к дальнейшему закрепощению вольных крестьян, развитию крупного помещичьего хозяйства. В Прихоперье до 80% земель перешли в руки помещиков-крепостников.

     7 ноября 1780 года указом императрицы Екатерины II дворцовое село Балашово было преобразовано в уездный город Балашов. В это время в нем имелось несколько десятков домов, первыми «общественными» зданиями стали полицейская часть и арестантский дом.

     По ведомости казенной палаты за 1786 год в г. Балашове было 58 душ купцов и мещан мужского пола. В последующие годы население города увеличивалось, но Балашов  оставался по своей сути бедным городом. Историк Саратовского края А.Ф. Леопольдов так описывает Балашов в своём «Статистическом описании Саратовской губернии», изданном в 1839 году: "Домов в городе Балашове 239 и 2104 жителя. Вообще город худо устроен и походит на деревни. Главное занятие жителей его состоит в земледелии. Особенно примечательного в городе ничего нет. Город образован в 1781 году из дворцового села; в 1799 году вновь обращен в село, а в 1804 году снова стал городом..."

     Балашов в то время был десятый по количеству жителей среди городов губернии, он быстро разрастался: появилась пристань, по реке сплавляли хлеб, в городе начали  действовать ярмарки и базары.

     К 1890 году в Балашове проживало уже 11030 человек, город по количеству населения стал восьмым в губернии. Сразу после реформ Александра II в Балашове появляется приходское училище. Позднее открылись мужская и женская гимназия, четырехклассное училище, духовные и ремесленные училища.

 

2.2.          Строительство железной дороги - импульс ускоренного развития города Балашова.

     В 90-е годы XIX века в Балашов практически одновременно (с разницей всего в несколько лет) пришли две протяженные железные дороги, Тамбов-Камышин и Харьков-Пенза, и Балашов практически с самого начала своей железнодорожной истории стал узлом на 4 направления.

     Первой линией была транзитная линия Тамбов-Балашов-Камышин (1894 год). На момент начала строительства эта линия относилась ещё к Тамбово-Саратовской дороге. Хотя к завершению строительства уже была создана объединённая Рязано-Уральская дорога. Для этой линии в 1894 г. был построен первый железнодорожный мост через реку Хопер.

     Следующим проектом была линия Харьков-Балашов-Пенза (3 сентября 1895 год). Кому принадлежала линия на начало строительства, не совсем понятно (вероятно, это был проект Воронежско-Ростовской дороги). Но к окончанию строительства линии уже была создана объединённая Юго-Восточная дорога. Последним проектом стала линия Балашов-Пенза, на момент постройки Таволжанка-Пенза. Эта линия была проектом Разано-Уральской дороги. Таким образом, примерно в 1895 году Балашов стал передаточной станцией с объединённой Разано-Уральской дороги на объединённую Юго-Восточную дорогу.

     Город Балашов, сразу после постройки Тамбово-Камышинской железной дороги, приобрел довольно крупное значение, как торговый и промышленный центр. К периоду шестидесятых годов XIX века Балашов уже разросся. Тогда он был втянут в хлебную торговлю, сделался ссыпным пунктом и состоял в сношениях по сбыту хлеба, главным образом, с Ростовом на Дону. По переписи 1897 года в нем оказалось более 12 тысяч человек, на 1 января 1910 года числится 25500 человек (в 1992 году 97600 человек).

     В первые годы, после того, как Балашов стал узловым пунктом двух сходившихся в нём железных дорог, население его более чем утроилось. С этим периодом совпадает и развитие в Балашове промышленных предприятий.  В 1897 году в городе действовало шесть школ, земская больница, детский приют, две богадельни, семь церквей, в том числе Свято-Троицкий собор.  

     Работали различные заводы: два крупных кирпичных завода, два маслобойных завода Иванова и Назарова, салотопленные, чугунно-литейные и механические мастерские. Одна за другой выросли мельницы, работали уже 6 механических паровых мельниц с иностранным оборудованием. К 1913 году 3 очень крупных паровых мельницы братьев Арзамасцевых производили 1 350 000 пудов в год; первое и второе товарищества мукомолов работало с одинаковой годовой производительностью 2 500 000 пудов в год.

     В городе, в начале XX века, проходили еженедельные базары и три ярмарки в году: Евдокиевская в марте, Троицкая и Ильинская, главными предметами торговли которых служил скот, мануфактура, кустарные изделия и другие товары.

     Значительными были торговые заведения "шелковых, суконных, шерстяных, бумажных, полотняных и меховых товаров, чаю и сахару братьев Дозоровых", игольно-галантерейная торговля М.К.Васильева, колбасная торговля Павловых, булочные и кондитерские Д.Дудакова и И.Ваккера, винно-гастрономическая торговля В.Р.Ваваева, мануфактурные магазины В.Ф.Семенова, М.А.Богатырева. В городе были открыты представительства компаний "Зингер" и "Форд".

С момента появления железных дорог в Балашове было пять банковских учреждений: отделения русского торгово-промышленного, русско-азиатского, воронежского банков, городской общественный банк и общество взаимного кредита.

      Наиболее крупными предприятиями считались станции Рязано-Уральской и Юго-Восточной железных дорог с их службами, депо и мастерскими. С 1894 года станция Балашов стала узловой, постепенно соединила Балашов с Украиной, югом и центральными районами страны. На Балашовском узле имелись две отдельные станции: это ст. Балашов Рязано-Уральской железно дороги — нынешняя станция Балашов-1 и станция Балашов Юго-Восточной железной дороги - она располагалась в районе колхозного рынка до кирпичного завода. Сейчас это улица «30 лет Победы», здесь разбит сквер и проходит дорога из центра в военный городок.   

     Строительство железных дорог требовало рабочих разных специальностей. На пустырях, поросших бурьяном, между этими двумя станциями с обеих сторон стали появляться первые селения железнодорожников. Эти заселения образовали целый поселок, который назвали «Япония». К началу революции 1917 года сформировался большой по численности рабочий класс. Только в паровозном депо работало 1500 человек.

По соседству со станцией был расположен Покровский женский монастырь, при котором работала иконописная мастерская и имелся обширный сад, с искусственным орошением, плантацией тутового дерева и шелководством.

На станции Балашов-1 было открыто два начальных железнодорожных училища: мужское на 230 человек и женское на 100 человек, переселенческий пункт, коренное депо с двумя паровозными зданиями на 29 стойл, и мастерские для малого ремонта паровозов.

При станции имелось 6 частных хлебных амбаров, общей вместимостью на 450 тысяч пудов, несколько складов для нефти, керосина и других товаров. Было возведено железнодорожное зернохранилище на 150 тысяч пудов и элеватор на 300 тысяч пудов. Работа элеватора за 5 лет выразилась в следующих цифрах:

 

Поступило

 

Год поступления

Пшеницы

Ржи

Овса

Разн. хлеба

ИТОГО

1906

62317

561387

57427

-

681131

1907

24203

367163

107520

40324

539210

1908

50848

75418

16412

24378

167056

1909

223383

37783

23200

51987

336353

1910

96992

82015

53225

22984

255216

Всего

457743

1123766

257784

139673

1978966

В 1911 году со станции Балашов отправлено более 68 тысяч пассажиров и 6551 тысяч пудов (107,3 тысяч тонн) грузов; прибыло грузов 6217 тысяч пудов (101,8 тысяч тонн). В отправлении преобладали мука, хлеб в зерне, скот, растительное масло, колоб; в прибытии – хлеб в зерне, подсолнечное семя, лесные материалы, нефтяные продукты, антрацит, спирт, рыба, мануфактура, стекло, сахар, железо и другие товары.

 

2.3.          Балашовская железная дорога в годы  Великой Отечественной войны. 

      В годы Великой Отечественной войны Балашов являлся важным железнодорожным узлом, через который шло снабжение Сталинградского и Донского фронтов. 

     Балашовский узел входил в состав Юго-Восточной железной дороги, которая с первых месяцев войны имела исключительно важное значение. Она представляла собой самый короткий и самый мощный путь из южных и юго-восточных районов на восток и в центр страны. Юго-восточная дорога обслуживала территорию в 400 тысяч квадратных километров.

     Особое значение в это время стала иметь линия Пенза-Балашов-Харьков, названная «Балашовский ход», так как основной поток поездов всех назначений шел по этому направлению.

     Балашов давал составам «зеленую улицу» несмотря ни на что. Работали без освещения. Враг бомбил станцию - люди тотчас же восстанавливали разрушенные пути и даже во время бомбежек не уходили с поста.

     С первых дней войны на фронт ушли добровольцами более 30 человек, только из паровозного депо добровольцами ушли воевать 16 рабочих. Всего за время войны на фронт ушли около 800 человек (из паровозного депо 220 человек).

     В паровозном депо создалась трудная обстановка, некому было работать. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины и подростки.

     Станцию Балашов несколько раз бомбили немецкие самолеты. Особенно сильному налету подвергся город и железнодорожный узел в августе 1942 года и летом 1943 года. Было сброшено свыше 200 бомб. Сильное повреждение получили пути северного и южного парка. Связистам дистанций пути приходилось восстанавливать линии связи на Поворинском участке, на станции Балашов. Путейцы, женщины, подростки после каждой бомбежки выполняли большой объем работы. Все делалось для победы над врагом, работы велись круглосуточно. Во время Отечественной войны работники предприятий узла в отпуск не уходили и работали, не считаясь со временем.

     Фашисты старались разбомбить мост через реку Хопер, вокзал, вывести из строя аэродром. В одном из информационных сообщений о бомбардировке в г. Балашове говорилось: «Сброшено 100 фугасных бомб и 200 зажигательных бомб». [Книга Памяти- Саратов- 1994 г. – т. 3.- с.12,15] В одну из таких бомбежек были сожжены 276 вагонов, сортировочная платформа и санитарная летучка с ранеными.

     Пострадали все железнодорожные службы, особенно грузовое, вагонное и паровозное депо. Ущерб составил 46 млн. 908 тыс. руб. Пострадали и частные домовладения. Особенно большие разрушения были от бомбежек 25 августа 1942 года и 24 июля 1943 года. Балашовцы, не смотря ни на что, самоотверженно продолжали восстанавливать ущерб на железных дорогах, чтобы не прекращалось снабжение фронтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Заключение.

      Город Балашов практически с самого начала своей железнодорожной истории стал узлом на 4 направления и остался узлом на 4 направления до наших дней. Это само по себе довольно редкая ситуация. Постройка железной дороги и узловой станции положительно повлияла на развитие города, облегчила доставку сырья и топлива, стимулировала развитие легкой и тяжелой промышленности, сельского хозяйства. Также железная дорога сыграла большую роль в годы Великой Отечественной войны. Это является огромным вкладом не только в развитие моего города, но и в развитие всей страны.

     На сегодняшний день железная дорога является одним из основным предприятий нашего города. Именно благодаря железной дороге город Балашов становится значительным транспортным узлом и приобретает экономические связи с крупным городами.

Хотелось бы, чтобы предприятие железной дороги успешно развивалось, у него были бы перспективы на будущее, успешно внедрялись новые технологии, улучшались условия труда работников, рос их уровень жизни. Железная дорога является  тем предприятием, которое обеспечивает работой большую часть населения города. Среди работников железной дороги много заслуженных людей, чьи успехи в труде, общественной работе, в деле защиты Родины отмечены высокими правительственными наградами. Мы гордимся этими людьми, они своим примером воспитывают подрастающее поколение,  подталкивают их стремиться к боевым и трудовым подвигам.

     Занимаясь исследовательской деятельностью, я подбирал различные источники: посещал библиотеку, краеведческий музей и музей локомотивного депо.

     В дальнейшем я хочу расширить свои знания  о железной дороге, а в частности об железнодорожных станциях и вокзалах. Ведь железнодорожные вокзалы имеют большое значение для транспортной системы, для осуществления грузовых и пассажирских перевозок. Здание вокзала, как и все сооружения вокзального комплекса, также представляют большой интерес в истории архитектуры железнодорожных сооружений.

4.     Список использованных источников.

1.                 Большой филателистический словарь - www.philately.h14.ru/BS/Z.html / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2. (См. Земские почтовые марки.)  

2.                 Замятин Дмитрий. Балашов - magazines.russ.ru/nov_yun/2010/4/za7-pr.html // Новая Юность. — 2010. — № 4 (97).

3.                 Кавунов П. А. Города Саратовской области. — 2-е изд. — Саратов, 1963.

4.                 Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2010 года - www.gks.ru/bgd/regl/b10_109/Main.htm

5.                 Посёлок Восход (Балашов-13), в/ч 44231 - www.statetenders.ru/Trade/ItemShowTempl.asp?itemcont=p&proc_id=19215

6.                 БАЛАШОВ 1 | Железнодорожная станция | Справочник - www.translogist.ru/railway_stations.asp?st_id=12814

7.                 БАЛАШОВ II | Железнодорожная станция | Справочник - www.translogist.ru/railway_stations.asp?st_id=12854

8.                 БАЛАШОВ-ПАССАЖИРСКИЙ | Железнодорожная станция | Справочник - www.translogist.ru/railway_stations.asp?st_id=12817

9.                 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 6. Восьмеричный путь — Германцы. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. — 767 с.: ил.: карт.

http://kopatel.0pk.ru/viewtopic.php?id=266

https://krasoty-balashov.nethouse.ru/articles/153573

 

 

 

 

 

 

 

5.     Приложение.

Город Балашов в 80-е годы 19 века

 

https://pnm.ucoz.ru/getImage-36-.jpg

Река Хопер

 

http://oldsaratov.ru/sites/default/files/photos/gubernia/getimage_6.jpg

Базарная площадь

 

 

 

 

 

 

Железнодорожный мост через реку Хопер

XIX-01

 

 

Строительство Рязано-Уральской и Юго-Восточной железных дорог.

i?id=9a5e79a2cbe1d671dc6eecfc34ce0406-l&n=13

 

 

 

Пассажирский вокзал Рязано-Уральской дороги (со стороны ж/д и города).

 

https://pnm.ucoz.ru/1-1.jpg

Город Балашов в начале 20 века.

 

https://img-fotki.yandex.ru/get/51057/97833783.1659/0_1db11f_889665a0_XXXL.jpg

Земская больница.

 

https://img-fotki.yandex.ru/get/16129/97833783.cc7/0_12ad72_8dd225f0_XXXL.jpg

Детский приют.

https://pnm.ucoz.ru/getImage-4-.jpg

Свято-Троицкий собор.

 

http://xn---88-5cdega7e9c.xn--p1ai/_ph/119/122246420.jpg

Мельница 2-го товарищества.

 

https://pnm.ucoz.ru/13-1.jpg

     Игольно-галантерейная торговля М.К.Васильева, колбасная торговля Павловых.

 

 

https://pnm.ucoz.ru/getImage-18-.jpg

мануфактурные магазины В.Ф.Семенова

 

http://s02.radikal.ru/i175/1006/27/e7e902952c32.jpg

Центральное депо готового платья.

https://pnm.ucoz.ru/15-1.jpg

 

 

https://pnm.ucoz.ru/getImage-9-.jpg

 

Банковские учреждения.

http://s7.uploads.ru/t/E0PQy.jpg

 

Открытие депо1894 год.

 

http://s7.uploads.ru/t/Mw3vE.jpg

 

Работники депо Балашов у отремонтированного паровоза Щ-6517.

 

http://s7.uploads.ru/t/5Ogkz.jpg

 

Паровоз Уч-117 в депо Балашов.

 

https://pastvu.com/_p/a/0/j/u/0ju43iwe23lvljpfdr.jpg

 

Поселок Япония.

https://pnm.ucoz.ru/getImage-28-.jpg

Покровский женский Монастырь.

 

https://pnm.ucoz.ru/getImage-27-.jpg

 

Жел.-дор. училище

Железнодорожное училище.

 

http://s2.uploads.ru/t/5zQYh.jpg

 

Работники депо Балашов у паровоза после коммунистического субботника.

 

https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/19234738/19234738_original.jpg

Железная дорога г. Балашов.

 

https://www.kramatorsk.info/talk/images/images/699/post-665-1288333044.jpg

Балашовская железная дорога в годы Великой Отечественной войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Город Балашов в годы Великой Отечественной войны.

s1200

 

 

 

http://waralbum.ru/wp-content/uploads/2013/10/339540.jpg

 

Korean_War%2C_train_attack

 

foto_26_09_2013_7

 

a828_1

 

38743112

 

http://waralbum.ru/wp-content/uploads/yapb_cache/il_2_sturmovik__ostrogoshsk.56ky49ifxios0wos08w4c8ksw.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpeg

 

1299603329_oboro13

 

Балашовская железная дорога в современности.

i?id=88d1f8aad4992f11dc07a604c28bf0d3-srl&n=13

https://pp.userapi.com/c849524/v849524687/a5712/P97PcrKf_vs.jpg


Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Содержание 1.

Содержание 1.

Введение. На территории

Введение. На территории

Основная часть. 1.1.

Основная часть. 1.1.

Балашов в то время был десятый по количеству жителей среди городов губернии, он быстро разрастался: появилась пристань, по реке сплавляли хлеб, в городе начали действовать…

Балашов в то время был десятый по количеству жителей среди городов губернии, он быстро разрастался: появилась пристань, по реке сплавляли хлеб, в городе начали действовать…

Ростовом на Дону. По переписи 1897 года в нем оказалось более 12 тысяч человек, на 1 января 1910 года числится 25500 человек (в 1992 году…

Ростовом на Дону. По переписи 1897 года в нем оказалось более 12 тысяч человек, на 1 января 1910 года числится 25500 человек (в 1992 году…

Наиболее крупными предприятиями считались станции

Наиболее крупными предприятиями считались станции

Всего 457743 1123766 257784 139673 1978966

Всего 457743 1123766 257784 139673 1978966

Станцию Балашов несколько раз бомбили немецкие самолеты

Станцию Балашов несколько раз бомбили немецкие самолеты

Заключение. Город Балашов практически с самого начала своей железнодорожной истории стал узлом на 4 направления и остался узлом на 4 направления до наших дней

Заключение. Город Балашов практически с самого начала своей железнодорожной истории стал узлом на 4 направления и остался узлом на 4 направления до наших дней

Список использованных источников

Список использованных источников

Приложение. Город Балашов в 80-е годы 19 века

Приложение. Город Балашов в 80-е годы 19 века

Базарная площадь

Базарная площадь

Исследовательская работа «Значение железной дороги в истории города Балашова»

Исследовательская работа «Значение железной дороги в истории города Балашова»

Железнодорожный мост через реку

Железнодорожный мост через реку

Строительство Рязано-Уральской и

Строительство Рязано-Уральской и

Пассажирский вокзал Рязано-Уральской дороги (со стороны ж/д и города)

Пассажирский вокзал Рязано-Уральской дороги (со стороны ж/д и города)

Город Балашов в начале 20 века

Город Балашов в начале 20 века

Детский приют. Свято-Троицкий собор

Детский приют. Свято-Троицкий собор

Мельница 2-го товарищества.

Мельница 2-го товарищества.

В.Ф.Семенова Центральное депо готового платья

В.Ф.Семенова Центральное депо готового платья

Банковские учреждения.

Банковские учреждения.

Открытие депо1894 год.

Открытие депо1894 год.

Паровоз Уч-117 в депо Балашов.

Паровоз Уч-117 в депо Балашов.

Покровский женский Монастырь.

Покровский женский Монастырь.

Железнодорожное училище.

Железнодорожное училище.

Железная дорога г. Балашов.

Железная дорога г. Балашов.

Город Балашов в годы Великой Отечественной войны

Город Балашов в годы Великой Отечественной войны

Исследовательская работа «Значение железной дороги в истории города Балашова»

Исследовательская работа «Значение железной дороги в истории города Балашова»

Исследовательская работа «Значение железной дороги в истории города Балашова»

Исследовательская работа «Значение железной дороги в истории города Балашова»

Исследовательская работа «Значение железной дороги в истории города Балашова»

Исследовательская работа «Значение железной дороги в истории города Балашова»

Балашовская железная дорога в современности

Балашовская железная дорога в современности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020