Одна из главных задач преподавателя — повысить познавательную активность, вызвать интерес к изучению физики. А для этого необходимо развивать творческие способности обучающихся на основе определённой системы заданий: постоянно поддерживать и развивать интерес к физике; прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать логическое мышление, воображение обучающихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место физики в общечеловеческой культуре и связи с другими науками.
Мелешина Александра Федоровна, КГБ ПОУ «КомсомольскийнаАмуре
судомеханический техникум»
Исследовательская деятельность как компонент творческого развития
личности
Принято считать, что физика не относится к любимым дисциплинам
теоретического обучения обучающихся. А значит одна из главных задач
преподавателя — повысить познавательную активность, вызвать интерес к
изучению дисциплины. Как и что нужно сделать, чтобы обучающиеся научились
творчески мыслить, смогли раскрыть творческий потенциал личности?
Ответом на этот вопрос является развитие творческих способностей
обучающихся на основе определённой системы заданий. Задания должны быть
посильны для основной массы обучающихся, чтобы развивать в них уверенность
в своих возможностях и способностях. Для этого необходимо выделить ряд
определённых задач: постоянно поддерживать и развивать интерес к физике;
прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать логическое
мышление, воображение обучающихся; учить основам самообразования, работе
со справочной и научной литературой, с современными источниками
информации; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место физики
в общечеловеческой культуре и связи с другими науками. Их решение позволит
сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для обучающегося, и
для преподавателя. Этим задачам нужно подчинить каждый урок физики.
Используя различные методы обучения: словесные, которые дают возможность
задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (демонстрации,
иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с
нагляднообразным мышлением; практические (лабораторные и практические
работы, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки,
создавая одновременно простор для творчества. Этим же задачам подчинены и
различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая.
Подобная деятельность будет способствовать развитию комплекса качеств
творческой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности,
стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретнойпрактической работы, самостоятельность в выборе и решении задачи,
трудолюбие, способность видеть главное.
Каким образом можно создать наиболее благоприятную среду на уроке
физики, которая способствовала бы продуктивному её изучению и осмыслению
тех загадок, которая она в себе таит?
Эксперименты. Физика экспериментальная наука, поэтому развитие
практического направления является одним из главных методов, позволяющих
обучающимся лучше понять изучаемые темы. Основными формами занятий
являются практические работы, на которых обучающиеся приобретают навыки
умения планировать физический эксперимент в соответствии с поставленной
задачей, учатся выбирать наиболее рациональный метод измерений, выполнять
эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение таких заданий
позволяет применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать
компетентными во многих практических вопросах, подготавливают основу для
практического применения полученных знаний, развивают интерес к дисциплине.
Большое значение имеют проведение домашних наблюдений и простых
экспериментов, так как в этом случае к выполнению работ привлекаются и
родители.
Эссе, кроссворды. Одним из видов заданий, задаваемых на дом, является
написание эссе, прозаического сочинения небольшого объема и свободной
композиции выражающие индивидуальные впечатления и соображения
обучающегося, куда необходимо «вплести» главную физическую информацию
об изучаемом объекте или явлении и не претендует на исчерпывающую или
определяющую трактовку. При написании эссе происходит развитие
творческого воображения, образного видения физических явлений. Получив
задание, обучающиеся анализируют и синтезируют знания по физике,
накопленные ими ранее, и в результате возникают образы, отображающие
физические явления. ( «Жизнь без силы трения», «Инерция: польза или вред»,
«Так ли опасны электромагнитные волны?» и.д.) Кроссворды обучающимися
составляются дома после прохождения темы. Защита кроссвордов происходит
на уроке и по результатам защиты выставляются оценки.Литературные фрагменты, пословицы. Отрывки из литературных
произведений могут служить средствами развития творческих способностей.
Преподаватель зачитывает литературный фрагмент и предлагает дать
объяснение физическим явлениям, о которых идет речь в тексте. Использование
литературных фрагментов способствуют видению физических явлений, а это
углубляет восприятие и понимание физики. Часто на уроках зачитываю
пословицы и поговорки, смысл которых обучающиеся должны объяснить на
основе полученных знаний, на уроках физики. Пример: «Иногда и такое
случается, что и камень потом обливается — (конденсация)», «Ложка дёгтя и
бочку мёда испортит» (диффузия).
Внеклассная деятельность. Внеклассная работа по дисциплине
подчинена умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых
или нестандартных ситуациях и развитию творческих способностей
обучающихся. Это разовые мероприятия, проводимые в рамках предметного дня
или недели, парада предметов: олимпиады, викторины, различные игры: «Что?
Где? Когда?», «Своя игра», «Брейн ринг», «Самый умный». В подготовке к
этим мероприятиям принимают участие все: как успешные, так и
слабоуспевающие обучающиеся. Здесь в полной мере проявляются их
способности, развиваются смекалка, логическое мышление.
Задачи. Решению задач на уроках физики отводится огромная роль в
развитии творческих способностей обучающихся. Для изучаемой темы
подбирается система задач таким образом, чтобы все обучающиеся имели
широкий простор для творчества. Это могут быть, ТРИЗ – задачи, имеющие
эффективное решение различными способами и выбором наиболее
рационального из них. Для развития творческих способностей можно
предложить систему качественных задач исследовательского типа. В процессе
решения таких задач прививается навык наблюдательности и умение различать
физические явления в природе, быту, технике, а не только в кабинете физики.
Главное требование к задачам — быть привлекательными для
обучающихся, творческими, позволяющими применить знания в новых условиях.
На таком уроке все работают на высоком эмоциональном подъёме. Атмосферасовместной деятельности, творчества создают комфортную психологическую
обстановку для каждого обучающегося.
Презентациипроекты. Часто обучающиеся сами приносят электронные
презентации, мини проекты об истории развития физики, о жизни и творчестве
великих ученых, о великих экспериментах, опытах, о внедрении достижений
физики в промышленность, интересные видеоролики и гаф анимации по теме.
Они формируют умение публичного выступления, ставить перед собой цели,
прогнозировать результаты деятельности, умение работать в группах,
аргументировано доказывать свою точку зрения. В основе метода проектов
лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического и творческого мышления. Защита проектов
проводится в форме конференций, лекций(уроки самоуправления) или
презентаций. Такая деятельность способствует глубокому, осознанному
усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их
использования в разных ситуациях.
Нестандартные уроки. Такие уроки позволяют вовлечь обучающихся в
творческую деятельность, оценить индивидуальные особенности каждого.
Например, уроксоревнование, прессконференция, устный журнал, ученый
совет, урокпутешествие, урок спор и др. Примеры уроковконференций:
«Радио или телевидение», «История развития тепловых двигателей». На
обобщающем уроке в группе можно провести урок — деловую игру, на котором
обучающиеся доказывают, что полученные на уроках физики знания, умения и
навыки пригодятся им в дальнейшей жизни, в профессиональной деятельности.
Для обучающихся нестандартный урок — переход в иное психологическое
состояние с другим стилем общения, который содержит положительные эмоции,
где он ощущает себя в новом качестве. Это возможность каждому проявить
себя, развить свои творческие способности и личные качества. Они всегда рады
таким урокам, так как здесь обучающиеся поставлены в ситуацию успеха, что
способствует пробуждению их активности в работе на уроке, и в подготовке
творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и
активно воспитывает, развивает логику физического мышления. При подборезаданий важно соблюдать принципы, которые отвечают требованиям по
развитию сообразительности, смекалки, практической направленности. Также
важно, чтобы они были поучительными, расширяли кругозор обучающихся;
являлись занимательными по форме, содержанию, сюжету и по способу
решения(урок «За чашкой чая»).
Предложенные методы — это лишь частичка огромного числа методов,
которые можно использовать в своей педагогической работе для развития
творческих способностей обучающихся. Самое главное, чтобы преподаватель,
ставя своей целью развивать творческие возможности обучающегося, сам
должен работать творчески, постоянно повышать свой научнометодический
уровень, совершенствовать формы и методы работы. Ключевой задачей
преподавателя является способность увидеть, раскрыть и развивать дарования
каждого студента. Ох, нелёгкая эта работа... (из болота тащить бегемота.
Здорово сказал Корней Чуковский!?) Это большое искусство заинтересовать
современных обучающихся таким "трудным" предметом, как наша физика. Но
решение можно найти. И я согласна с мнением, что обучающихся на наших
уроках нужно еще и учить удивляться. Причем не с помощью заумной
информации, а удивляться самому простому, из того, что их окружает.
Список используемой литературы
1. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики,
М.: Просвещение, 1985 г.
2. Лебедева О.В. Организация исследовательской деятельности учащихся в системе
уроков физики// Физика в школе 2011№5