Исследовательская деятельность как условие эффективно организованного процесса обучения
Оценка 4.8

Исследовательская деятельность как условие эффективно организованного процесса обучения

Оценка 4.8
Семинары
docx
естествознание
3 кл
05.04.2017
Исследовательская деятельность как условие эффективно организованного процесса обучения
В настоящее время, в связи с переходом на новые стандарты обучения, большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Необходимо научить школьников умению анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет младшим школьникам правильно оценить результат своего исследования. Итогом исследовательской работы является выступление на детской научно - практической конференции.
статья Бочарова О.В..docx
Исследовательская деятельность как условие эффективно организованного процесса  обучения                                                                                                                                 О.В. Бочарова,                                                                                                             учитель начальных  классов                                             МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа №2»                                                                                    «Знание только тогда становится знанием,                                                      когда оно приобретено усилиями своей                                                      мысли, а не памятью».                                                                                                                                    Л. Н. Толстой. Быть педагогом ­ это ответственно. Ещё Луначарский писал о том, как важно, чтобы педагог был самым универсальным и самым прекрасным человеком в обществе, потому что он   должен   быть   источником   радостного   перерождения   для   маленьких   людей,   которые живут в процессе постоянного развития своих сил. Никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку. Каждого учителя, который набирает  первый класс, тревожит вопрос: смогу ли я научить этих своих учеников ей хорошо писать, читать и считать, а главное ­ думать и рассуждать?         «Концепция   модернизации   российского   образования»   и   государственные образовательные стандарты второго поколения подчеркивают необходимость  ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие   его   личности,   его   познавательных   и   созидательных   способностей. Общеобразовательная   школа   должна   формировать   целостную   систему   универсальных знаний,   умений   и   навыков,   а   также   самостоятельной   деятельности   и   личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».  Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.   Формирование   ключевых   компетентностей   на   начальной   ступени   школьного обучения   должно   обеспечить   познавательную   мотивацию   и   интересы   учащихся,   их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и   одноклассниками,   сформировать   основы   нравственного   поведения,   определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.      Многие годы традиционной целью начального школьного образования было овладение системой   знаний,   составляющих   основу   наук.   Память   учеников   загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями.      За последние десятилетия обозначилась тенденция к изменению целей и ценностей начального образования. Образовательный процесс в современной школе ориентируется на развитие   творческих   возможностей   детей   и   формирование   способности   к самообразованию.   В   связи   с   этим   приоритетной   целью   современного   начального образования является формирование у младших школьников умения учиться.   Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Задачей   учителя   в   настоящее   время   является   включение   самого   ученика   в   учебную деятельность,   организация   процесса   самостоятельного   овладения   учащимися   новыми знаниями, применение приобретённых знаний и умений в решении познавательных проблем, в реальных жизненных ситуациях. Уровень усвоения общих учебных умений и навыков, в значительной   мере  предопределяет  успешность  всего   последующего  обучения.  Учителя начальных   классов   осознают   важность   самостоятельной   работы   как   метода   обучения, реализация   которого   способствует   подготовке   к   самообразованию,   самоконтролю, формированию   умений   планировать,   анализировать,   обобщать.  Обществу   нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать вопросы, самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, учиться, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди!      Развитие информационного общества, научно­технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.          Государство перед школой ставит задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире.    Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь,   он   она   может   и   должна   вооружить   его   методами   познания,   сформировать познавательную самостоятельность.       Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, межпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности.       Наиболее эффективным методом в формировании познавательной активности, на мой взгляд, является проектно­исследовательская работа.       Организуя исследовательскую деятельность на уроках, я использую различные формы, методы   и   приёмы   развивающего     обучения:     групповые   и   индивидуальные   задания поискового характера, учебные проекты, детские конференции, практические  задания, что позволяет   лучше   учесть   личные   склонности   учеников,   способствует   формированию   их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации.           Эффективность использования на уроках исследовательского метода заключается в том, что не просто формируются умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.    обучению, так как она: ­ личностно ориентирована;  ­ характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; ­ позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;  ­позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;  ­ приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.           Формирование   исследовательской   позиции   учащихся   –   задача   нелегкая.   Ребят   к поисковой деятельности необходимо подготавливать  годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».        Сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания.              Он   подчеркивал   исключительную   важность   мыслительных   умений   школьников   – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме.               Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких   методов   научного   исследования,   с   помощью   которых   учащиеся   открывают ранее неизвестное для них знание.          Цель исследовательского метода – «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия.             Но недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет младшим школьникам правильно   оценить   результат   своего   исследования,   особенно   если   результат   получится  Проектно­исследовательская   деятельность   учащихся   способствует   истинному отрицательным. На этом этапе исследовательской работы требуется деликатная помощь педагога  для  того, чтобы  выяснить  возможные  причины  неудачи  и  убедить  ребёнка  не разочаровываться и продолжать исследование. Итогом   исследовательской   работы   и   главным   этапом   обучения   юного   исследователя является выступление на детской конференции. Форму её проведения можно выбрать на усмотрения педагога с учётом  общего уровня развития и подготовки класса.  В отличие от взрослой   конференции   здесь   необходимо   создать   «ситуацию   успеха»   для   каждого школьника.      Основные этапы учебного исследования: 1)  Проблема или мотивация исследовательской деятельности; 2)  Формулирование проблемы и темы исследования; 3)   Актуальность темы; 4)   Цели и задачи; 5)   Сбор, систематизация и анализ фактического материала; 6)   Выдвижение гипотез; 7)   Проверка гипотез; 8)  Доказательство или опровержение гипотез; 9)  Итог  исследовательской работы. Детская  конференция.   исследовании, изучении, доказательстве, открытии ранее неизвестного.       Тема исследования отражает проблему в её характерных чертах. Формулировка темы должна   быть   чёткой,   конкретной,   уточняющей   проблему,   очерчивающей   рамки исследования, тем самым создавая предпосылки для успешной работы в целом.   исследования.       Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.            Объект   исследования  –   это   область,   в   рамках   которой   ведётся   исследование совокупностей связей, отношений и  свойств как источника необходимой для исследования информации.              Предмет  исследования белее конкретен и включает только те связи и отношения, которые   подлежат   непосредственному   изучению   в   данной   работе,   он   устанавливает границы научного поиска в каждом объекте.        Итог исследовательской работы. Детская научно­практическая конференция.           Проблема  или   мотивация   исследовательской   деятельности   заключается   в   Актуальность  выбранной   темы   обосновывает   необходимость   проведения

Исследовательская деятельность как условие эффективно организованного процесса обучения

Исследовательская деятельность как условие эффективно организованного процесса обучения

Исследовательская деятельность как условие эффективно организованного процесса обучения

Исследовательская деятельность как условие эффективно организованного процесса обучения

Исследовательская деятельность как условие эффективно организованного процесса обучения

Исследовательская деятельность как условие эффективно организованного процесса обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017