Конспект урока по окружающему миру "Круговорот воды в природе"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
естествознание
3 кл
31.03.2017
Главная предметная задача - сформировать важное для мировоззрения представление о единстве водных ресурсов всей планеты и многократном повторении процессов превращения воды в природе сформировать представление о круговороте воды в природе, о его протекании и превращениях, моментах загрязнения и очищения воды на этапах круговорота. Урок соответствует требованиям ФГОС НОО.
Урок Круговорот воды в природе.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луначарская средняя общеобразовательная школа №8.
Тема урока «Круговорот воды в
природе»
Подготовила учитель начальных классов
Тищенко Светлана Александровна.
2014 – 2015 учебный год. Задачи урока.
Предметные:
сформировать важное для мировоззрения представление о единстве водных ресурсов
всей планеты и многократном повторении процессов превращения воды в природе
сформировать представление о круговороте воды в природе, о его протекании и
превращениях, моментах загрязнения и очищения воды на этапах круговорота;
обобщить и систематизировать знания о воде;
развивать умение моделировать природные процессы с помощью условных знаков;
продолжить формирование экологического мышления;
формировать у учеников понимание необходимости сохранения чистоты воздуха,
воды и почвы всеми людьми планеты.
УУД:
Личностные
формировать познавательный интерес к изучению природных процессов;
способствовать развитию эмоционального восприятию окружающего мира;
Познавательные
развивать нагляднообразное, логическое, экологическое мышление;
способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы
(вербальной, наглядной) в другую (знаковосимволическую, словесную) способствовать
развитию умения выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при
наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
Регулятивные
формировать умение принимать (ставить) учебнопознавательную задачу и сохранять
её до конца учебных действий, действовать согласно составленному плану,
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их
устранения.
Коммуникативные
способствовать формированию умения осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме, аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать
свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы,
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность в малых и больших группах;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять
терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное
отношение к партнёрам;
Оборудование: заготовки для моделирования процесса круговорота воды в природе;
оборудование для моделирования малого круговорота воды в лабораторных условиях:
ковш с кубиками льда, тарелка (блюдце)
Основное понятие – круговорот воды. Ход урока:
1. Оргмомент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Ребята, я надеюсь, что вы все чувствуете себя хорошо и настроены на рабочий лад.
Улыбнитесь друг другу. Сегодня у всех всё получится, вы все сможете выполнить
задания и узнаете много нового. Ведь вы у меня самые умные и добрые дети.
2. Активизация знаний, повторение основных понятий.
1) Кто наш самый первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама,
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку ну никак?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли
Жить нельзя нам без … ( воды)
Верно. Сегодня мы продолжим наш разговор о воде.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Какие ассоциации у вас возникают, когда произносите слово “вода”?
2) Чтобы продолжить наше знакомство с водой, вспомним то, что мы уже о ней знаем.
Вспомните слова Леонардо Давинчи: «Вода – сок жизни на Земле» (Вода – источник
жизни). Докажите. (Каково значение воды на Земле?)
Где в природе можно встретить воду?
Какие свойства воды мы выявили с помощью опытов на прошлых уроках?
Чем важно такое свойства, как прозрачность (растворимость, текучесть)?
В каких состояниях может находиться вода? По праву воду можно назвать
волшебницей. Она обладает памятью. (кристаллы, образовавшиеся после
прослушивания разной музыки). Это единственное в природе вещество, которое можно
встретить сразу в трёх состояниях. Работа в парах. Определить состояние воды.
снежинка
Иней
Твёрдое
Жидкое
Вода в тумане
Газообразное
Водяной пар
Роса
Сосулька
Как называется процесс превращения воды из жидкого состояния в газообразное?
Из газообразного в жидкое? Из жидкого в твёрдое? Из твёрдого снова в жидкое?
Испарение (на доске появляются таблички – карточки).
Конденсация
Замерзание
Таяние
– От чего зависят различные состояния воды? (От температуры воздуха.)
3) Проверить свои знания вы сможете в самостоятельной работе. (выполнение тестов)
Самооценка
если вы уверены, что ответы выбраны верно, то поставьте знак «!»
если неуверенны, то знак «?»
если вы не допустили ошибку – «!»
если допустили и исправили – «?»
Если есть ребята, которые нашли свои ошибки, то это отлично, вы внимательны, но
постарайтесь запомнить правильные ответы, чтобы не допустить ошибок в дальнейшем.
3. Выяснение темы урока.
1) Чего же мы ещё не знаем о воде?
– Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они
впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не
выходят из берегов? (Ответы детей) Кто прав, вы сейчас решите сами.
Помогите мне раскрыть тему нашего урока.
Работа в группах по разгадыванию кроссвордов
Ключевые слова: круг, ворот, вода, природа
Что означает слово «Круговорот»?
Ворот – вращение. (вода вращается по кругу) Открывается тема урока «Круговорот воды в природе»
Какую задачу поставим перед собой? (узнать, что
происходит с водой в природе с течением времени)
2) Опыт (помним о правилах безопасности)
– Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет. Наблюдаем. Что
происходит с водой? (Вода кипит, идёт пар. Пар поднимается к стеклу. На стекле
появляются капельки воды.)
– Откуда появились капельки воды? (Образовались из пара.)
– Почему они образовались? (Пар, соприкасаясь с холодным предметом, снова
превратился в воду.)
– Сделайте вывод. (Вода нагрелась, стала испаряться, т.е. превращаться в пар. Пар
от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получился
круговорот.)
У нас получился малый круговорот воды в природе. Который можно наблюдать над
океаном. Но в природе существует и большой круговорот. О нём мы сейчас и
поговорим.
Мы отправляемся в путешествие с самой весёлой капелькой Капитошкой.
Перед путешествием – отдых
Физминутка – флешмоп под песенку «Дождя не боимся»
4. Работа над новым материалом.
Работа проводится параллельно с моделированием круговорота воды в природе
на листах учащихся.
«Жил Капитошка в большом океане. Его братья и сёстры жили, кто на цветке, кто в
реке, кто в море, а кто и в луже. Нужно же им гдето жить. Жили они там и мечтали
увидеть мир.(прикрепить каплю к поверхности воды)
Пригрело както яркое солнышко. (прикрепить солнышко)
Что же произошло с нашими капельками? (испарились, превратились в пар –
прикрепляется молекула)
С тёплыми потоками воздуха они стали подниматься вверх.(табличка со стрелками
вверх) Летят они вверх, рассматривают красоты нашей Земли, а ветер несёт их всё
дальше и дальше.
Но вверху оказалось ужасно холодно, и пар стал превращаться в капельки воды, а
некоторые превратились в льдинки – снежинки. (прикрепляется капелька и
снежинка) Капелек становилось всё больше и больше. И, наконец, они соединились в
большое облако. Ветер перенёс облака на большое расстояние.(прикрепляется карточка с ветром) Капелькам стало очень тесно. Потемнело облако. Не удержались
капельки и стали падать на землю: кто дождинкой, кто снежинкой, а кто и градинкой.
Так вернулись наши капельки снова землю. Кто на цветочек, кто в море, кто в океан,
кто в родник, а кто и в лужу.
5. Закрепление.
1) Этапы круговорота воды
• Испарение с поверхности океана
• Охлаждение пара и конденсация
• Образование облаков
• Перемещение облаков на сушу
• Выпадение осадков
• Пополнение рек и подземных вод
• Сток в океан
2) Работа с учебником (в парах)
С. – самостоятельное чтение текста и в парах, работая со схемой, рассказать
друг другу о круговороте воды в природе
3) Важен ли круговорот воды в природе.
Что случилось бы, если бы круговорота воды не было?
(прекратились дожди, пересохли реки, иссякли подземные воды, исчезла бы
растительность, меньше стало бы кислорода, изменился бы ход процессов в природе)
Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные
питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая
вода, но в последнее время изза различных загрязнений она тоже стала грязной и
содержит много ядовитых веществ.
4) – Всегда ли дождевая вода бывает самая чистая и безобидная?
В какой момент круговорота она может стать ядовитой? Что необходимо
предпринять в этих случаях?
Почему природу нужно охранять всем вместе, сообща?
Дополнительно:
Капитошка для вас приготовил интересную информацию о необыкновенных явлениях
в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннеса.
Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен
9 см 4 мм.
Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31
июля 1861 года.
Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 км 940 метров. Может быть, и у вас найдется интересная информация о воде, мы с удовольствием ее
послушаем на следующем уроке.
6.Подведение итога урока. Рефлексия.
1) Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!
Я узнал …
Я запомнил …
Я расскажу дома …
Мне понравилось …
2) С помощью смайликов оцените свою работу на уроке.
( Дети аргументируют своё мнение)
Тест учени___ 3 класса
Тест учени ___ 3 класса
___________________ __________________ .
__________________ _________________ .
ВАРИАНТ 1
1. Обведи нужную букву.
Лёд и снег – эта вода…
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
ВАРИАНТ 2
1. Обведи нужную букву.
Водяной пар – эта вода…
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.
в) в газообразном состоянии.
2. Обведи нужную букву.
2. Обведи нужную букву.
Вода превращается в лёд при
температуре:
Вода превращается в пар при
температуре:
а) выше 0 0 С;
б) ниже 0 0 С.
3.Допиши предложения:
1) В ясный солнечный день высоко в
небе плывут облака, похожие на белые
кружева.
Это ________________ облака.
а) ниже 50 0 С;
б) выше 100 0 С;
в) 100 0 С.
3.Допиши предложения.
1) Они похожи на разбросанные по небу
яркобелые клочки ваты и быстро
движутся по небу.
Это _______________ облака. 2) Летом и осенью эти облака являются
вестниками затяжных дождей, а зимой –
обильных снегопадов.
Это _______________ облака.
4. За счет чего зимой могут лопаться
водопроводные трубы?
а) за счёт того, что вода, превращаясь в
лёд, расширяется;
б) за счёт того, что вода, превращаясь в
лёд, сжимается;
в) повреждение труб с наличием в них
воды не связано.
5. Обведи нужную букву:
Туман, роса, иней
а) выпадают из облаков
б) выделяются из воздуха
2) Они обрушивают на землю ливневые
дожди, грозы, град.
Это _______________ облака.
4. Ты вымыл пол в классе. Почему через
некоторое время он стал сухим?
а) вода с поверхности пола испарилась;
б) вода впиталась в поверхность пола;
в) вода осталась на подошвах обуви
учеников,
которые ходили
классу.
по
5. Обведи нужную букву:
Туман, роса, иней
а) выпадают из облаков
б) выделяются из воздуха
.
Конспект урока по окружающему миру "Круговорот воды в природе"
Конспект урока по окружающему миру "Круговорот воды в природе"
Конспект урока по окружающему миру "Круговорот воды в природе"
Конспект урока по окружающему миру "Круговорот воды в природе"
Конспект урока по окружающему миру "Круговорот воды в природе"
Конспект урока по окружающему миру "Круговорот воды в природе"
Конспект урока по окружающему миру "Круговорот воды в природе"
Конспект урока по окружающему миру "Круговорот воды в природе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.