Исследовательская деятельность педагога дополнительного образования в системе единой методической сети

  • Научные работы
  • doc
  • 23.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современной образовательной ситуацией востребована модель педагога, не только отвечающая требованиям квалификационной характеристики, но и готовая к отказу от привычных схем и стереотипов в поведении, восприятии и мышлении. Роль педагога как исполнителя директив меняется на роль субъекта, модернизирующего воспитательный процесс. Включение в разработку комплекса разномасштабных образовательных программ вызывает необходимость обогащения опыта творческой деятельности современного педагога теоретико-методологическими, проектными, конструктивно-методическими, профессионально-деятельностными, диагностическими, исследовательскими, прогностическими умениями.
Иконка файла материала интернет-фестиваль.doc
Фамилия, имя, отчество Парачук Андрей Валентинович       учреждение образования Государственное «Гомельский   городской   центр   дополнительного образования детей и молодёжи» методист   8 (232)  40­19­50 Исследовательская   деятельность   педагога   как ресурс   инновационного   развития   учреждения образования   педагога Исследовательская дополнительного   образования   в   системе   единой методической сети.   деятельность Место работы Должность Контактная информация: номер рабочего телефона, мобильного телефона, адрес электронной почты Проблемное поле, в рамках которого заявляется  материал ТемаИсследовательская деятельность педагога дополнительного образования в системе единой методической сети Современной образовательной ситуацией востребована модель педагога, не только отвечающая требованиям квалификационной  характеристики, но и готовая к отказу от привычных схем и стереотипов в поведении, восприятии и мышлении.   Роль педагога как исполнителя директив меняется на роль субъекта, модернизирующего   воспитательный   процесс.   Включение   в   разработку комплекса   разномасштабных   образовательных   программ   вызывает необходимость   обогащения   опыта   творческой   деятельности   современного педагога   теоретико­методологическими,   конструктивно­ методическими,   диагностическими, исследовательскими, прогностическими умениями.   профессионально­деятельностными,   проектными, "В   современной   парадигме   управления   одним   из   основных   и неотложных   путей   повышения   общественного   производства   является раскрытие человеческого потенциала, восстановление достоинства и свободы личности, творческой инициативы и социальной ответственности. Это одна из сложнейших проблем нашего общества",– указывает Г.С. Гавреева. За профессиональными, креативными и инновационно устремленными кадрами   –   наше   будущее,   поэтому   необходимо   создавать   условия   для развития   их   творческой   и   инновационной   устремленности   в профессиональном   росте.                   В   качестве   характеристик,   присущих инновационному   и   творческому   сознанию,   выделяют   высокий интеллектуальный   потенциал,   критическое   отношение   к   действительности, устремленность на поиск альтернативы ее совершенству Опыт   работы   с   педагогами   дополнительного   образования   в   системе единой методической работы и анализ реальной практики свидетельствуют о  том,  что   процесс   личностно­профессионального  развития  педагога   носит стихийный и спонтанный узко­прагматический характер, сводясь к отдельным креативным умениям. Потребность   в   постоянном   творческом   развитии,   саморазвитии и самореализации не стали нормой профессиональной жизни. В то же время реальные   условия   процесса   повышения   квалификации,   способствующие освоению   передового   опыта,   учету   и   использованию   индивидуальных творческих особенностей педагога, активному взаимодействию с коллегами и   преподавателями,   взаимообмену   идеями   и   результатами   практики, усилению   собственных   инициатив   в   профессиональном   самоопределении, непрерывности   процесса   профессионально­творческого   развития   и саморазвития используются не в полной мере. 2Исследовательская   культура   педагога включает   компоненты:   теоретический,   ценностно­смысловой, творческий, практический, инновационный.    методологический, Исследовательская   работа   педагога   отражается   на   качестве   и количестве исследовательских работ учащихся. Технология организации процесса личностно­профессионального развития педагога дополнительного образования через исследовательскую деятельность   Й И К С Е Ч П А Т Э     И П Т А С Т О Э Н Й Г Ы А И Н Д Ь Л Е Т И В О Т О Г Д О П   Й И К С Е Ч И Т К А Р П П А Т Э Е Ч И Т И Л А Н А   П А Т Э Й И К С Самоанализ Педагог Диагностика Выявление затруднений в педагогической деятельности и недостаточно развитых личностных качеств­ исследование Целеполагание Распределение педагогов по группам педагоги, испытываю щие затруднени я педагоги, которым требуется совершенств ование методическ личностных ого характера Практико­ ориентиров анные формы качеств Тренинги, деловые игры, организа­ ционно­ деятельно­ стные игры педагоги, испытывающи е затруднения в знании теории науки Курсы в ГОИРО, научные семинары, лекции ученых педагоги, испытываю щие затруднения психолого­ педагогичес кого характера Психолого­ педагогичес кие семинары, дистанционн ые курсы 3Анализ достигнутых результатов   По   мнению   В.М.   Лизинского   структура   организации   педагогической, методической,   исследовательской,   психологической   и   организационной работы выглядит              следующим образом. 1­й уровень. Методический совет во главе с директором учреждения. Экспертно­аттестационный совет.  2­й  уровень. Методическая   служба  в составе  заместителя  директора, кафедры содержания, форм и методов образования, кафедры воспитательной и творческой деятельности, проблемных лабораторий, предметные кафедры, научное общество и педагогический клуб. 3­й уровень. Педагогические инициативные практико­ориентированные, научно­практические малые группы и собственно педагоги. Современная   методическая   сеть   учреждения   образования   включает   в себя   следующие   виды   деятельности:  организационно­методическая, учебно­методическая, научно­методическая, инновационно­методическая. Каждое   из   этих   направлений   имеет   свою   специфику   и   свои   задачи. Научно­методическая   служба   предполагает   обеспечение   научно­ исследовательских   подходов   в   организации   образовательного   процесса, совершенствование   и   повышение   профессионального   уровня   педагогов   на основе   достижений   современной   психолого­педагогической   науки и непосредственно научно­практического опыта. Основными направлениями методической сети являются: –   непрерывное   изучение   достижений   педагогической   науки,   теории и практики обучения и воспитания; –   усвоение   научных   методов   диагностики   учебно­воспитательного процесса   и   формирование   у   педагогов   умения   анализировать   свою педагогическую деятельность на основе научных методов исследования; –   совершенствование   анализа   и   планирования   работы   научно­ методической   службы   исходя   из   современных   научных   подходов   и приоритетов в развитии образовательного учреждения; –   совершенствование   видов   и   форм   диагностики   и   контроля   уровня развития педагогического коллектива; –   активизация   работы   научно­методических   подструктур,   опытно­ экспериментальной   деятельности   педагогов   на   основе   полученных результатов диагностики и контроля; – проведение научно­исследовательской работы; –   методическое   сопровождение   хода   инновации   в   рамках   учебного заведения; 4–  обсуждение результатов научно­исследовательской работы; – создание передового педагогического опыта на основе ведущих идей современной психологии, педагогики и частных методик; – публикация в педагогической печати материалов из опыта работы; – сотрудничество с вузами и другими учебно­научными учреждениями; – организация работы научного общества обучающихся; – разработка программ и учебно­методических комплексов. Таким образом, внедрение модели методического сопровождения педагогов дополнительного образования в рамках   единой                 методической сети учреждений   дополнительного   образования     способствует   созданию современной   информационной   образовательной   среды   учреждения образования. К конечной цели педагог может прийти, пройдя ряд ступеней. Конечный результат   личностно­профессионального   развития   педагога   можно представить как:  Наличие индивидуального стиля педагогической деятельности.  Разработка авторской программы, методики, технологии.  Методическая, психологическая, исследовательская, педагогическая, технологическая культура педагога.  Авторская   педагогическая   (диагностическая, методическая система).   воспитательная, Этапы работы педагогов в рамках единой методической сети 1этап  Информационно­аналитический Определение   состава   системы   методической   работы,   то   есть   выбор методических   объединений   педагогов,   творческих   групп;   формирование банка   данных   о   методической   работе   педагогов.  Консультации   и собеседования с педагогами дополнительного образования и руководителями МО по проблематике проекта. 2 этап  Организационно­исследовательский Поиск   рациональных   форм   и   способов   взаимодействия   компонентов системы методической сети, определение роли и места каждого структурного компонента внутри целостной системы; обеспечение деятельности педагогов по работе с обновлением содержания образования, в том числе методическое, дидактическое, издательское направления. Изучение   членами   МО   системы   ценностей,  которых   придерживаются педагоги, соотнесение их с личными  представлениями, выстраивание шкалы ценностей. 5Выработка   «ядра   ценностей»,   имеющих   важное   значение   в   системе работы   педагогов   дополнительного   образования,   каждого   объединения   по интересам. 3этап  Контрольно­диагностический Создание   методического   взаимодействия,   создание   методических материалов   по   организации   перехода   учреждения   дополнительного образования   к   деятельностному   содержанию   образования,   рецензирование методических разработок педагогов, публикаций их исследований и работ. Мы определяем исследовательскую деятельность   как творческий  процесс совместной деятельности субъектов (педагога  и ученика)  Интегральная характеристика профессионально­ личностных качеств  педагога, включает творческую мотивацию, активность, способность к  самореализации, самоорганизации в условиях различных нововведений,  профессиональную и методологическую компетентность, которые в  совокупности позволяют эффективно проектировать новые представления и  подходы, идеи и реализовать их в различных видах и формах инновационной  деятельности в сфере дополнительного образования детей и молодёжи.  ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  Согласование   целей,   заинтересованности,   механизмов   и   действий   всех субъектов инновационной деятельности;  наличие действующих механизмов адаптации новых идей к конкретным условиям и возможностям;  наличие   специальных   условий,   стимулирующих   и   поддерживающих инновационную деятельность;  создание   специальной   инфраструктуры   инновационной   деятельности   – кафедр, лабораторий и т.д.;  наличие постоянной и эффективной поддержки;  наличие   горизонтальных   и   вертикальных   связей   между   участниками   и организаторами инновационной деятельности, а также преемственность в целях, содержании и организации инновационной работы;  предварительная подготовка кадров к профессиональному осуществлению инновационной деятельности.                                       6Литература и информационные источники   А.И. 1. Жук,   Профессиональная   компетентность   педагога: теоретический аспект/ Проблемы профессиональной компетентности кадров образования: содержание и технологии аттестации. / А.И.Жук, Н.Н.Кошель. – Минск, 1996. 2. Воронов,   А.В.   Проектирование   деятельности   по   управлению инновационными   процессами   в   образовании   /   А.В.   Воронов   //   Адукацыя   i выхаванне. – 2003. – № 2. – С. 25–36. 3. Глинский, А.А.   Управление   системой   методической   работы   в общеобразовательном   учреждении:   учебно­методическое   пособие   /   А.А. Глинский. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 252 с. 4.   http://msmag.blog.tut.by/2014/02/06/poryadok­zalog­uspeha/   ­   more­917Основы педагогики: Учебное пособие / А.И. Жук,   И.И. Казимирская, О.Л.Жук, Е.А. Коновальчик – Мн.: БГУ, 2003. 5.    Гавреева, Г.С. Социально – психологические условия творчества / Г.С. Гавреева // Инновации в образовании. – 2007. –  №4. –  С. 93­108. 6. Шумакова,   Н.Б.,   Щелбанова,   Е.И.   Исследование   творческой одаренности   с   использованием   тестов   П.   Торренса   /   Н.Б.   Шумакова,   Е.И. Щелбанова // Педагогика и возрастная психология. – 1999. – №5 – С.27­32.  7. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии – 1990. – №1. – С.164­168.    7