Современной образовательной ситуацией востребована модель педагога, не только отвечающая требованиям квалификационной характеристики, но и готовая к отказу от привычных схем и стереотипов в поведении, восприятии и мышлении.
Роль педагога как исполнителя директив меняется на роль субъекта, модернизирующего воспитательный процесс. Включение в разработку комплекса разномасштабных образовательных программ вызывает необходимость обогащения опыта творческой деятельности современного педагога теоретико-методологическими, проектными, конструктивно-методическими, профессионально-деятельностными, диагностическими, исследовательскими, прогностическими умениями.
Фамилия, имя, отчество
Парачук Андрей Валентинович
учреждение
образования
Государственное
«Гомельский городской центр дополнительного
образования детей и молодёжи»
методист
8 (232) 401950
Исследовательская деятельность педагога как
ресурс инновационного развития учреждения
образования
педагога
Исследовательская
дополнительного образования в системе единой
методической сети.
деятельность
Место работы
Должность
Контактная информация:
номер рабочего телефона,
мобильного телефона,
адрес электронной почты
Проблемное поле, в рамках
которого заявляется
материал
ТемаИсследовательская деятельность педагога дополнительного
образования в системе единой методической сети
Современной образовательной ситуацией востребована модель педагога,
не только отвечающая требованиям квалификационной характеристики, но и
готовая к отказу от привычных схем и стереотипов в поведении, восприятии и
мышлении.
Роль педагога как исполнителя директив меняется на роль субъекта,
модернизирующего воспитательный процесс. Включение в разработку
комплекса разномасштабных образовательных программ вызывает
необходимость обогащения опыта творческой деятельности современного
педагога теоретикометодологическими,
конструктивно
методическими,
диагностическими,
исследовательскими, прогностическими умениями.
профессиональнодеятельностными,
проектными,
"В современной парадигме управления одним из основных и
неотложных путей повышения общественного производства является
раскрытие человеческого потенциала, восстановление достоинства и свободы
личности, творческой инициативы и социальной ответственности. Это одна из
сложнейших проблем нашего общества",– указывает Г.С. Гавреева.
За профессиональными, креативными и инновационно устремленными
кадрами – наше будущее, поэтому необходимо создавать условия для
развития их творческой и инновационной устремленности в
профессиональном росте. В качестве характеристик, присущих
инновационному и творческому сознанию,
выделяют высокий
интеллектуальный потенциал, критическое отношение к действительности,
устремленность на поиск альтернативы ее совершенству
Опыт работы с педагогами дополнительного образования в системе
единой методической работы и анализ реальной практики свидетельствуют
о том, что процесс личностнопрофессионального развития педагога носит
стихийный и спонтанный узкопрагматический характер, сводясь к отдельным
креативным умениям.
Потребность в постоянном творческом развитии, саморазвитии
и самореализации не стали нормой профессиональной жизни. В то же время
реальные условия процесса повышения квалификации, способствующие
освоению передового опыта, учету и использованию индивидуальных
творческих особенностей педагога, активному взаимодействию с коллегами
и преподавателями, взаимообмену идеями и результатами практики,
усилению собственных инициатив в профессиональном самоопределении,
непрерывности процесса профессиональнотворческого развития и
саморазвития используются не в полной мере.
2Исследовательская культура педагога включает компоненты:
теоретический,
ценностносмысловой,
творческий,
практический, инновационный.
методологический,
Исследовательская работа педагога отражается на качестве и
количестве исследовательских работ учащихся.
Технология организации процесса личностнопрофессионального
развития педагога дополнительного образования
через исследовательскую деятельность
Й
И
К
С
Е
Ч
П
А
Т
Э
И
П
Т
А
С
Т
О
Э
Н
Й
Г
Ы
А
И
Н
Д
Ь
Л
Е
Т
И
В
О
Т
О
Г
Д
О
П
Й
И
К
С
Е
Ч
И
Т
К
А
Р
П
П
А
Т
Э
Е
Ч
И
Т
И
Л
А
Н
А
П
А
Т
Э
Й
И
К
С
Самоанализ
Педагог
Диагностика
Выявление затруднений в педагогической деятельности и
недостаточно развитых личностных качеств исследование
Целеполагание
Распределение педагогов по группам
педагоги,
испытываю
щие
затруднени
я
педагоги,
которым
требуется
совершенств
ование
методическ
личностных
ого
характера
Практико
ориентиров
анные
формы
качеств
Тренинги,
деловые
игры,
организа
ционно
деятельно
стные игры
педагоги,
испытывающи
е затруднения
в знании
теории науки
Курсы в
ГОИРО,
научные
семинары,
лекции
ученых
педагоги,
испытываю
щие
затруднения
психолого
педагогичес
кого
характера
Психолого
педагогичес
кие
семинары,
дистанционн
ые курсы
3Анализ достигнутых результатов
По мнению В.М. Лизинского структура организации педагогической,
методической, исследовательской, психологической и организационной
работы выглядит следующим образом.
1й уровень. Методический совет во главе с директором учреждения.
Экспертноаттестационный совет.
2й уровень. Методическая служба в составе заместителя директора,
кафедры содержания, форм и методов образования, кафедры воспитательной
и творческой деятельности, проблемных лабораторий, предметные кафедры,
научное общество и педагогический клуб.
3й уровень. Педагогические инициативные практикоориентированные,
научнопрактические малые группы и собственно педагоги.
Современная методическая сеть учреждения образования включает в
себя следующие виды деятельности:
организационнометодическая,
учебнометодическая, научнометодическая, инновационнометодическая.
Каждое из этих направлений имеет свою специфику и свои задачи.
Научнометодическая служба предполагает обеспечение научно
исследовательских подходов в организации образовательного процесса,
совершенствование и повышение профессионального уровня педагогов на
основе достижений современной психологопедагогической науки
и непосредственно научнопрактического опыта. Основными направлениями
методической сети являются:
– непрерывное изучение достижений педагогической науки, теории
и практики обучения и воспитания;
– усвоение научных методов диагностики учебновоспитательного
процесса и формирование у педагогов умения анализировать свою
педагогическую деятельность на основе научных методов исследования;
– совершенствование анализа и планирования работы научно
методической службы исходя из современных научных подходов и
приоритетов в развитии образовательного учреждения;
– совершенствование видов и форм диагностики и контроля уровня
развития педагогического коллектива;
– активизация работы научнометодических подструктур, опытно
экспериментальной деятельности педагогов на основе полученных
результатов диагностики и контроля;
– проведение научноисследовательской работы;
– методическое сопровождение хода инновации в рамках учебного
заведения;
4– обсуждение результатов научноисследовательской работы;
– создание передового педагогического опыта на основе ведущих идей
современной психологии, педагогики и частных методик;
– публикация в педагогической печати материалов из опыта работы;
– сотрудничество с вузами и другими учебнонаучными учреждениями;
– организация работы научного общества обучающихся;
– разработка программ и учебнометодических комплексов.
Таким образом, внедрение модели методического сопровождения педагогов
дополнительного образования в рамках единой методической сети
учреждений дополнительного образования
способствует созданию
современной информационной образовательной среды учреждения
образования.
К конечной цели педагог может прийти, пройдя ряд ступеней. Конечный
результат личностнопрофессионального развития педагога можно
представить как:
Наличие индивидуального стиля педагогической деятельности.
Разработка авторской программы, методики, технологии.
Методическая, психологическая, исследовательская, педагогическая,
технологическая культура педагога.
Авторская педагогическая (диагностическая,
методическая система).
воспитательная,
Этапы работы педагогов в рамках единой методической сети
1этап
Информационноаналитический
Определение состава системы методической работы, то есть выбор
методических объединений педагогов, творческих групп; формирование
банка данных о методической работе педагогов.
Консультации и
собеседования с педагогами дополнительного образования и руководителями
МО по проблематике проекта.
2 этап
Организационноисследовательский
Поиск рациональных форм и способов взаимодействия компонентов
системы методической сети, определение роли и места каждого структурного
компонента внутри целостной системы; обеспечение деятельности педагогов
по работе с обновлением содержания образования, в том числе методическое,
дидактическое, издательское направления.
Изучение членами МО системы ценностей, которых придерживаются
педагоги, соотнесение их с личными представлениями, выстраивание шкалы
ценностей.
5Выработка «ядра ценностей», имеющих важное значение в системе
работы педагогов дополнительного образования, каждого объединения по
интересам.
3этап
Контрольнодиагностический
Создание методического взаимодействия, создание методических
материалов по организации перехода учреждения дополнительного
образования к деятельностному содержанию образования, рецензирование
методических разработок педагогов, публикаций их исследований и работ.
Мы определяем исследовательскую деятельность как творческий
процесс совместной деятельности субъектов (педагога и ученика)
Интегральная характеристика профессионально личностных качеств
педагога, включает творческую мотивацию, активность, способность к
самореализации, самоорганизации в условиях различных нововведений,
профессиональную и методологическую компетентность, которые в
совокупности позволяют эффективно проектировать новые представления и
подходы, идеи и реализовать их в различных видах и формах инновационной
деятельности в сфере дополнительного образования детей и молодёжи.
ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Согласование целей, заинтересованности, механизмов и действий всех
субъектов инновационной деятельности;
наличие действующих механизмов адаптации новых идей к конкретным
условиям и возможностям;
наличие специальных условий, стимулирующих и поддерживающих
инновационную деятельность;
создание специальной инфраструктуры инновационной деятельности –
кафедр, лабораторий и т.д.;
наличие постоянной и эффективной поддержки;
наличие горизонтальных и вертикальных связей между участниками и
организаторами инновационной деятельности, а также преемственность в
целях, содержании и организации инновационной работы;
предварительная подготовка кадров к профессиональному осуществлению
инновационной деятельности.
6Литература и информационные источники
А.И.
1. Жук,
Профессиональная компетентность педагога:
теоретический аспект/ Проблемы профессиональной компетентности кадров
образования: содержание и технологии аттестации. / А.И.Жук, Н.Н.Кошель. –
Минск, 1996.
2. Воронов, А.В. Проектирование деятельности по управлению
инновационными процессами в образовании / А.В. Воронов // Адукацыя i
выхаванне. – 2003. – № 2. – С. 25–36.
3. Глинский, А.А. Управление системой методической работы в
общеобразовательном учреждении: учебнометодическое пособие / А.А.
Глинский. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 252 с.
4.
http://msmag.blog.tut.by/2014/02/06/poryadokzaloguspeha/ more917Основы
педагогики: Учебное пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л.Жук, Е.А.
Коновальчик – Мн.: БГУ, 2003.
5.
Гавреева, Г.С. Социально – психологические условия творчества /
Г.С. Гавреева // Инновации в образовании. – 2007. – №4. – С. 93108.
6. Шумакова, Н.Б., Щелбанова, Е.И. Исследование творческой
одаренности с использованием тестов П. Торренса / Н.Б. Шумакова, Е.И.
Щелбанова // Педагогика и возрастная психология. – 1999. – №5 – С.2732.
7. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы
психологии – 1990. – №1. – С.164168.
7