Исследовательская деятельность школьников по физике как основа реализации ФГОС ООО
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
физика +1
Взрослым
06.09.2018
Данная работа посвящена организации исследовательской деятельности учащихся и исследованию ее роли в реализации ФГОС основного общего образования. Разработано теоретическое обоснование методологической основы обучения учащихся к исследовательской деятельности по физике и их творческой самореализация. Выявлены основные направления и этапы работы над научным исследованием, намечены пути их решения. Дается анализ результатов научно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО. Обоснована роль научно-исследовательской деятельности учащихся к выявлению наиболее одаренных детей в области физики и техники и развитию их творческих способностей.Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, физика, педагогическая технология, ФГОС, одаренные и талантливые дети, творческие способности, качество образования, конкурентоспособность выпускников.
Копырина ТЕ_Исследовательская деятельность школьников по физике как основа реализации ФГОС.doc
Копырина Татьяна Егоровна
Учитель физики МОБУ СОШ №26 (с углубленным изучением отдельных
предметов), г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Исследовательская деятельность школьников по физике как основа
реализации ФГОС ООО
Учебноисследовательская деятельность учащихся – это одна из
приоритетных форм обучения в современной школе в условиях внедрения и
реализации ФГОС основного общего образования, так как она выступает
фактором саморазвития творческих способностей, оказывает существенное
влияние на личностно профессиональное становление. В настоящее время
исследовательскую деятельность учащихся можно рассматривать как новую
педагогическую технологию, как инструмент повышения качества образования и
творческую самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе
исследовательской деятельности.
С 2001 года в нашей школе начали внедряться формы научно
исследовательской работы учащихся. Новые технологии обучения, широко
вводимые в последние годы в образовательное пространство, коснулись и
уроков физики, и дополнительных внеклассных занятий. Как учитель
исследователь стараюсь приобщать учащихся к научно исследовательской
деятельности. Ежегодно наши учащиеся становятся победителями городских,
республиканских, Российских научных конференций “Шаг в будущее” и
международных научных конференций. Но успехи эти приходили после
скрупулезной, обучающей работы, в тесном сотрудничестве с учащимися, их
родителями и научными работниками. Сотрудничая с Физикотехническим
институтом и Инженернотехническим институтом СВФУ, мы добились высоких
результатов.
Формирование общеучебных и исследовательских умений происходит,
прежде всего, на уроке. Логическим продолжением урочной деятельности
является внеклассная работа, связанная с изучаемым предметом, но выходящая за рамки базового школьного расписания. Внеурочная деятельность позволяет
повысить познавательную активность учащихся, вызвать интерес к более
формирует информационные навыки,
глубокому изучению предмета,
коммуникативную компетенцию, самостоятельность в выборе путей и методов
поиска. Во внеурочной деятельности участвуют не все учащиеся, а наиболее
увлеченные предметом, имеющие повышенную мотивацию к учению.
Поддержка одаренных детей в отношении их профессионального и личного
становления, стимулирование ребенка к интеллектуальным и творческим видам
деятельности, создание условий для реализации его потенциальных
возможностей основная задача, стоящая перед научным обществом учащихся.
По результатам научноисследовательской работы по физике и техническим
наукам наши учащиеся стали лауреатами премии Президента Российской
федерации (Ксенофонтов Иннокентий, 2009), Президента Республики Саха
(Якутия), обладателями стипендии Главы городского округа «город Якутск» в
рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»,
лауреатами номинации «Юные дарования» Международного фонда «Дети Саха
Азия», стипендиатами Национального фонда возрождения «Баргарыы» при
Президенте Республики Саха (Якутия), обладателями золотой медали
«Академик В. Ларионов», гранта управления образования ГО «город Якутск»,
стипендии действительного члена Малой Академии наук Республики Саха
(Якутия) (Петрова Раиса, 2016).
Платонова Анна по результатам международной научной конференции в
Мальте удостоена золотой медали (2013) и является участницей
международной научной конференция по следам Нобелевских премий, г.
Стокгольм (2014).
Работы наших учащихся и автора этих строк опубликованы в трудах
международного форума по проблемам науки, техники и образования «III
тысячелетие – новый мир», г. Москва (2010), Российских, республиканских
научных конференций школьников «Шаг в будущее». Создание условий для научноисследовательской деятельности школьников
позволяет реализовать право на получение качественного и современного
образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении
в вузы, реализовать их жизненные цели.
Организация научноисследовательской деятельности в образовательном
учреждении имеет огромное значение в формировании интеллектуальных и
творческих способностей учащихся, развитию мышления, любознательности,
интереса к науке и внедрении в учебный процесс новых форм и методов
обучения. В ходе исследовательской работы у школьников формируются умения
работать с научной литературой, анализировать и констатировать факты;
навыки составления проблемных вопросов, развивается умение публичного
выступления, самостоятельного исследования.
Итогом научной деятельности является повышение внутренней мотивации
школьника к процессу познания, целенаправленное развитие его креативных
качеств, формирование навыков самообучения, активизация личностной позиции
учащегося в образовательном процессе, выходящем далеко за рамки школьной
программы. Умения и навыки, полученные ребенком при проведении
исследования, легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды
деятельности.
Опыт показывает, что знания и навыки исследовательской работы,
полученные учащимися в школьные годы, помогают быть успешными в
дальнейшей учебе в высших учебных заведениях.
1. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь
Литература
вхождения подростка в пространство культуры [Текст] / А.С. Обухов //
Школьные технологии. 2001, № 5. – 26 с. 2. Слепцов, А.И. Творческая самореализация личности в исследовательской
деятельности [Текст] / А.И. Слепцов// Философия образования. №2 –
Новосибирск, 2009 – С.162169.
Исследовательская деятельность школьников по физике как основа реализации ФГОС ООО
Исследовательская деятельность школьников по физике как основа реализации ФГОС ООО
Исследовательская деятельность школьников по физике как основа реализации ФГОС ООО
Исследовательская деятельность школьников по физике как основа реализации ФГОС ООО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.