Исследовательская работа "Деятельность школ района во время войны"
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
классное руководство
10 кл
17.01.2018
В последние годы популярным стало понятие «микроистория». Сюда относят и историю семьи, и историю села, улицы. Думается, что с полной уверенностью сюда можно отнести и историю школы. Потому что в школе, как в зеркале, отражаются все особенности общественного развития, его противоречия, тенденции.Объектом исследования мною была избрана организация деятельности школ Щучанского района в годы великой Отечественной войны, которая рассмотрена на материалах книг приказов районного отдела народного образования.
деятельность школ района во время войны.doc
1 2
Оглавление
Введение…………………………………………………………..…………………3
Деятельность школ района во время войны ....................................................…. 4 – 12
Заключение...............................................................................................................13
Список литературы………………………………………………………….…… 14 3
Введение
В последние годы популярным стало понятие «микроистория». Сюда относят и
историю семьи, и историю села, улицы. Думается, что с полной уверенностью сюда
можно отнести и историю школы. Потому что в школе, как в зеркале, отражаются все
особенности общественного развития, его противоречия, тенденции.
Объектом исследования мною была избрана организация деятельности школ
Щучанского района в годы великой Отечественной войны, которую я попыталась
рассмотреть на материалах книг приказов районного отдела народного образования.
Образованные в 20 – 30 годах 20 века, наши школы вместе со всей страной прошли
непростой путь развития. В работе я старалась не просто перечислить факты из жизни
школ. Главной задачей было рассмотреть влияние событий Великой Отечественной
войны на развитие школы. Хронологические рамки были выбраны не случайно. Сейчас,
когда школа переживает очередной виток реформ, когда нет четкой образовательной
политики, нам ученикам XXI века очень интересно и полезно провести
сравнительный анализ состояния сегодняшней школы и школы тяжелого военного
времени.
Цель проекта: изучить историю школьной жизни города и района в годы Великой
Отечественной войны по книгам приказов.
Задача: провести поисковоисследовательскую работу по данной теме.
Принципы: исторической достоверности, системности, документальности, творческой
активности и самостоятельности при руководящей роли учителя. 4
Деятельность школ района во время войны
В годы войны в районе работало много школ:
1. Даньковская начальная школа
2. Тихоновская школа
3. Сухоборская неполная средняя школа
4. Зайковская неполная средняя школа
5. Чумлякская неполная средняя школа
6. Щучанская начальная школа
7. Щучанская средняя школа
8. Щучанская неполная средняя школа
9. Белоярская неполная средняя школа
10. Советская начальная школа
11. Калмык – Калмышская неполная средняя школа
12. Яковлевская
13. Юрузановская
14. Чистенькая
15. Куликовская начальная школа
16. Нифанская начальная школа
17. Войковская школа
18. Пивкинская неполная средняя школа
19. Красноярская школа 5
20. Калмык – Миасская школа
21. Новостроевская школа
22. Монастырская школа
23. Ново – Калмыковская школа
24. Косулинская школа
25. Медведская школа
26. Петрушинская школа
27. Козинская школа
28. Чистовская неполная средняя школа
29. Фролихинская начальная школа
30. Военстроевская школа
31. Военскладовская школа
32. Мясосовхозная школа
33. Притчинская начальная школа
34. Александровская школа
35. Ягодинская школа
36. Тунгуйская школа
37. Старо – Калмыковская школа
38. Араслановская школа
39. Ключевская начальная школа
40. Кузнецовская школа
41. М – Логовская школа
42. Тукманская школа
43. Худяковская школа
44. Чесноки 1
45. Чесноки 2
46. Ново – Польская школа
47. К – Татарская школа
48. Никитинская школа
49. Моховская школа 6
50. Притчинская 2 школа
51. Школа треста № 8
52. Красный Увал
53. Мокрый Лог
54. Кагановича
Для данного периода были определены следующие задачи работы школы:
1. Организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех
детей школьного возраста;
2. Повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители призваны в армию
или заняты на производстве;
3. Перестройка учебновоспитательного процесса, подготовка детей к труду и
обороне;
4. Повышение роли идейнополитического, патриотического воспитания,
укрепление дисциплины;
5. Улучшение военнофизической подготовки;
6. Всемерное развертывание массовой оборонной и политикопросветительской
работы среди учащихся и населения.
7. Оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному
производству, семьям фронтовиков.
Несмотря на испытания войны, школы должны подготовиться к новому учебному
году лучше, чем в условиях мирного времени. Но не всем школам это удавалось,
поэтому многие приказы звучат очень грозно: школы на военный лад не перестроились,
ремонт не произведен, условия всеобуча не выполнены.
Приведу в пример выписку из приказа №1 от 2 января 1942 года:
«Проверка состояния работы по ряду школ Щучанского района показала:
директора и зав. ряда школ не выполняют указаний РайОНО по перестройке
учебновоспитательной, военнофизкультурной и хозяйственной работы в
условиях отечественной войны. До сих пор отсутствует наглядная агитация,
школы не перестроились в своей работе на военный лад. Не охвачены полностью 7
всеобучем дети школьного возраста. Школы находятся исключительно в
антисанитарном состоянии, потолки, стены увешаны в тенетах и покрыты
толстым слоем пыли, полы грязные. Приказываю: Добиться в 3хдневный срок
безукоризненной чистоты в школе».
Приказ № 14 от 7 февраля 42г.: «Придавая исключительное значение
надлежащей организации в жизни школьных интернатов и детских домов, а
также постановки всей учебновоспитательной работы в них, приказываю: в
период с 10 по 20 февраля провести взаимопроверку состояния хозяйственной и
воспитательной деятельности детских учреждений и обсуждением итогов на
расширенных производственных совещаниях...»
Главными проблемами по содержанию школ в годы войны были дрова и свет.
«По проверке школ поселка Щучья школьными инспекторами выявилось
следующее, что в Щучанской средней школе, Щучанской семилетней школе т
Щучанской начальной школе посещаемость школы учащихся низкое, доходящее
до 50% и ниже. Это объясняется тем, что отопление школ плохое доходящее ниже
5˚С. Исходя из вышеизложенного приказывваю: директорам и заведующим
школами довести температуру в классах и коридорах до 14˚С…»
Дров не хватало, на их заготовку отправляли и учеников, и учителей. Валили деревья,
распиливали, складывали.
Приказ № 68 от 18 июня 1942 года: «Заготовка топлива для учителей
обязательная. За неподчинение директору выйти на заготовку топлива объявляю
выговор и предупреждаю, что при повторении подобных случаев буду
привлекать к ответственности»
Но приказы не только констатировали факты, но и предлагали пути решения.
Как решить серьёзные задачи, которые Великая Отечественная война выдвинула перед
властью и обществом:
– подчинить всю деятельность разгрому немецких захватчиков;
– приобщить к работе новые кадры вместо ушедших на фронт, привлечь к решению
насущных вопросов жизнедеятельности предприятий, учреждений, организаций. Вот один из таких приказов.
8
В приказе №25 от 10 марта 1942 года предупреждают, что новый учебный год будет
проходить в условиях военного времени, в условиях более трудных. «К 194243
учебном году будет проходить в условиях военного времени, в условиях более
трудных, поэтому директора и заведующие школами должны еще более широко
привлечь на помощь школам собственную общественность: организовать
стахановское движение, наряду с этим проявить больше своей инициативы в
преодолении трудностей силами своей же школыучителей, учащихся,
тимуровских команд, родительского комитета, в том числе и в таких вопросах
как заготовка и вывозка топлива, изыскание стройматериалов, заготовка семян
для учащихся, проведение ремонта зданий школы…»
В школах проводилась большая работа по соблюдению санитарной гигиены.
Многие дети оставались без родительского присмотра, так как родители были заняты
на работе почти круглые сутки. Поэтому в школе, где были классы переполненными,
появилась новая опасность: вши, блохи, реальная возможность распространения
серьезных инфекционных заболеваний. Вот выписка из приказа, которых было великое
множество в те годы:
«В целях борьбы с предохранением с распространением эпидемии сыпного и
брюшного тифа, приказываю: во всех школах провести обязательную стрижку
волос мальчикам 17 кл. и девочек до 12 лет включительно. Мальчиков 810 кл, и
девочек старше указанного возраста (12 лет) стричь при случаях обнаружения
завшивливости».
Тех классных руководителей, которые не проводили работу по соблюдению
санитарных условий, наказывали, объявляли выговор, даже называли пособниками
фашистов.
Война затормозила осуществление всеобщего семилетного обязательного обучения.
Всеобщему обучению препятствовали уход учителей в армию, включение учащихся в
трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи.
Иногда местные органы оправдывали срыв всеобуча тем, что в военное время надо 9
воевать, а не учиться. Коммунистическая партия указала на ошибочность таких
позиций: «Как бы мы ни были поглощены войной, — писала газета «Правда», — забота
о детях, их воспитании остается одной из главных задач... закон о всеобщем обучении
остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть
хорошо, несмотря на сложность военного времени... Никаких ссылок на военную
обстановку».
Приказ № 2 от 2 января 42 года: «В целях охвата всех детей начальным
обучением школа организовала проверку квартир и бытовых условий учся,
провели беседы с родителями…Но до конца данная работа не доведена, т. к. вне
школы осталось еще 2 ученика, нуждающихся в материальной помощи, а таковой
данная школа не создала…»
«В условиях тяжелой борьбы с фашистскими варварами, разрушителями
культуры, несмотря на небольшие трудности, задач неуклонного выполнения
закона о всеобщем обязательном обучении является предметом особого внимания
и особых забот совместного правительства, партии, учителя, заведующие
школами, директора. В целях выше указанного отделом народного образования с
15 сентября 1943 года по 19 сентября была проведена проверка всех школ
Щучанского района. Результаты проверки показали, что директора и зав.
школами не проявили особой заботы в устранении причин, снижающих
эффективность всеобуча….»
Приказ № 38 от 13 апреля 1942 года гласит:
«Предлагаю немедленно обеспечить возвращение в школу отсеявшихся
учащихся. Организуйте с ними индивидуальные групповые занятия. В случае
необходимости продлите занятия на летние месяцы, испытания и перевод
проведите в августе, мобилизуйте для этого весь коллектив Вашей школы,
привлеките в помощь общественность села.»
Оказывается, была даже такая школа переростков при Щучанской семилетней школе.
Это следует из приказа № 1 от 10 января 1945 года: 10
«Освободить от работы учительницу школы переростков при Щучанской
семилетней школе т. Самохвалову А.И. по собственному желанию».
С первых дней Великой Отечественной войны проблема охраны жизни детей, их
обучения и воспитания приобрела особую остроту.
Приказ № 92 от 29 июля 42 года: «Учительницу Даньковской школы тов.
Булыгину С. Г. Направить в Миасс для определения беспризорных детей,
оставшихся после смерти матери и ухода отца в РККА»
Одной из составных частей программы спасения подрастающего поколения в годы
войны была эвакуация детей из фронтовых районов в тыл страны. Из г. Москвы
эвакуированных школьников размещали в интернаты Зайковской и Белоярской школ.
Об этом свидетельствует приказ №86 от 11 октября 1941 года.
В годы войны в районе действовали детские дома:
Белоярский, Зайковский, Даньковский дом – интернат, Чумлякский дом – интернат.
Не все в них было гладко: продуктов не хватало, не все работники понимали, что,
кроме них, у детей не никого. Иногда работники кухни просто детей «объедали»:
воровали продукты, недокладывали по норме. Вот такой приказ:
Приказ № 47 от 4 мая 1942 года: «Инспекторским обследованием установлено,
что в Зайковском детском доме директором тов. Батасовой производится обмен
продуктов из детского фонда (мясо, масло) на продукты, купленные
воспитателями: капусту и др. За допущение незаконных действий обмена
продуктов тов. Батасовой, ставлю на вид и предупреждаю, если будут
повторяться подобные действия, буду привлекать к ответственности».
Много выговоров объявляли директорам за грязь в помещении, за холод. Некоторые
приказы жутко читать: на момент проверки дети не ушли в школу, они сидят голые на
кроватях, завернувшись в одеяла, так как их одежду постирали не вовремя, и она не
высохла.
Кадровая политика тоже была настроена на военный лад.
Конечно, самые первые приказы – это об уходе учителей – мужчин на фронт. 11
С 11 июля 1941 года очень частыми стали такие приказы: «Освободить от
занимаемой должности военрука Щучанской ср. т. Ваганова С. М. в связи с
уходом в Р.К.К.А.»
В один только день их было 5. Педагоги уходили на фронт. Это стало причиной
нехватки учителей в школах района.
Но на место мужчин приходили женщины, эвакуированные из занятых фашистами
территорий. Поэтому много приказов о назначении на работу, о переводе из школы в
школу, из класса в класс.
А с 1944 года появились уже другие приказы: учителей освобождали от работы, чтобы
они могли уехать на работу на освобождённые от фашистов территории.
Приказ № 9 от 15 января 1944 года «Директора Чистовской школы щучанского
района от работы освободить на основании вызова Наркомпроса и
командировать на прежнее место работы в Ленинградскую область» .
№ 64 от 8 апреля 1944 года «Освободить о работы директора щучанской средней
школы товарища Борейко К.Н. ввиду вызова на работу в освобожденные
регионы».
С этого же года на место военруков возвращались из армии мужчины в звании
лейтенанта, старшего лейтенанта, капитана.
Приказ № 348 от 28 августа 1944 года «Назначить старшим военруком в
Щучанскую НСШ лейтенанта Шерстобитова В.А. с 28 августа 1944 г.»
Самым главным было помощь фронту.
Любое задание, связанное с обороной страны, проводимое в городе и районе,
учительством выполнялось: будь то агитация за подписку на государственные займы,
сбор денег и вещей в фонд обороны, депутатская деятельность, работа с родителями,
участие в субботниках и воскресниках, трудработах.
Производственные пайки учителям, как служащим, выдавались невысокие. Собирали
ягоды, грибы. Учителя привлекались к заготовке дров не только для школ, но и для
нужд заводов, а также сельскохозяйственные работы с учениками и без них.
Приказ № 67 от 16 июня 1942 года
«Мобилизовать на сельскохозяйственные работы в колхозы и передать в 12
распоряжение правлений колхозов персонально следующих учителей…»
Приказ № 68 от 18 июня 1942 года
«Заготовка топлива для учителей обязательна. За неподчинение директору выйти
на заготовку топлива объявляю выговор и предупреждаю, что при повторении
подобных случаев со стороны других учителей буду привлекать к
ответственности как за невыполнение правительственных указаний.»
Много приказов, посвященных курсовой подготовке учителей, методической работе.
«Назначить товарища Павлова Г.А. заведующим учительскими курсами с 20
декабря 1943 года.»
С тех, кто работал над этим недобросовестно, спрашивали очень строго.
Об этом свидетельствует приказ №24 от 5 марта 1942 года: «…таким образом,
неаккуратная часть учительского состава тянет район по методической работе
назад и не хочет выполнять постановления партий и правительства...мы имеем
такой больной процент неуспеваемости28%...». «За срыв урока чтения в 1 классе
средней школы, курсантке Маловой Нине Григорьевне ввиду
неподготовленности к уроку объявляю выговор и предупреждаю, что в случае
повторения со стороны ее и других курсантов, будут приняты меры, вплоть до
отчисления с курсов»
Отчислить с месячных курсов учителей 1 4 классов как не соответствующих по
знаниям для дальнейшего слушания….»
Учителя должны были организовать работу летом с отстающими.
Приказ № 63 от 10 июня 1942 года «Проведение летних школ с учащимися,
получившими испытания на осень для каждого директора и зав. школами
обязательное. Несмотря на это ряд школ летней школой не занимаются,
преступно тянут район назад и не хотят понять политической важности летней
школы. Приказываю: до 12 июня начать занятия в летней школе…»
Во всех школах в годы войны проводилась огромная воспитательная работа – линейки,
митинги, на которых обсуждались вопросы и школьные, и военнополитические,
слушали сообщения информбюро. Ходили в кино. 13
Все годы войны в летний период работали загородные лагеря.
Приказ № 320 от 18 декабря 1943 года «Назначить для проведения
оздоровительной кампании по сан. лагерям…»
Отдела народного образования города и района уделяли большое внимание
организованному проведению каникул. Зимой – новогодние ёлки, походы на лыжах,
экскурсии на природу, чтение книг и журналов; летом – школьные и загородные
пионерские лагеря. Во всех школах велась кружковая работа.
С руководителей строго спрашивали за выполнение учебных планов и программ.
Оценивая самоотверженную работу учителей в годы войны и первые послевоенные
годы, правительство приняло решение о массовом награждении их за выслугу лет.
Заключение 14
Работая над этим исследованием, я поняла, что память – это не только воспоминания
о военных действиях на фронтах, работе промышленности, транспорта, сельского
хозяйства. Память – это знамя жизни народа, отдельных людей, разных поколений для
нас особенно важно в годы Великой Отечественной войны, так как с каждым днём всё
меньше остаётся в живых свидетелей лихолетья.
Таким образом, мы видим, что школы нашего района испытала на себе все тяжести
военной поры.
Помимо учебных занятий, в содержании которых также нашло отражение
военного времени, школы участвовали во все мероприятиях. В тяжелые годы школы
не теряли оптимизма. Школа в годы войны заменила многим детям семью, так как их
родители были либо на фронте либо заняты на производстве. Большая заслуга в этом
принадлежит учителям. 15
Список литературы
Книги приказов по районо за 1941 – 1945 годы
Исследовательская работа "Деятельность школ района во время войны"
Исследовательская работа "Деятельность школ района во время войны"
Исследовательская работа "Деятельность школ района во время войны"
Исследовательская работа "Деятельность школ района во время войны"
Исследовательская работа "Деятельность школ района во время войны"
Исследовательская работа "Деятельность школ района во время войны"
Исследовательская работа "Деятельность школ района во время войны"
Исследовательская работа "Деятельность школ района во время войны"
Исследовательская работа "Деятельность школ района во время войны"
Исследовательская работа "Деятельность школ района во время войны"
Исследовательская работа "Деятельность школ района во время войны"
Исследовательская работа "Деятельность школ района во время войны"
Исследовательская работа "Деятельность школ района во время войны"
Исследовательская работа "Деятельность школ района во время войны"
Исследовательская работа "Деятельность школ района во время войны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.