Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"
Оценка 5

Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
география
7 кл
14.09.2019
Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"
Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности Цель – приобщение молодежи, заинтересованной в эколого-практической деятельности, к природоохранной деятельности. Задачи: формирование мотивации к изучению школьниками своей малой родины, ознакомлению с природой родного края; создание условий для учебно-исследовательской деятельности средствами краеведческих практикумов. В работе обобщен опыт по созданию учебной экологической тропы, расширяющей возможности учебно-воспитательного процесса в области экологического образования и краеведения.
Исследовательская работаТилипалова Т.А. НВМУ г. Мурманск.doc
Исследовательская работа 1 Тема: Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого­ практической деятельности Автор:  Ф.И.О.: Тилипалова Татьяна Алексеевна                                                                                     Должность: преподаватель географии Название образовательной организации: филиал НВМУ  Город: Мурманск                                                         Аннотация Работа   посвящена   исследованию   природного   комплекса   Фадеева   ручья   с   целью изучения   возможностей   его   использования   для   создания   организованного   маршрута (экологической тропы «Фадеев ручей») на местности для проведения учебной деятельности и пропагандистской работы по охране природы. Исследование представляет интерес, т.к. опыт, который   обучающиеся   получат   на   тропе:   1)   поможет   расширить   и   углубить   знания, приобретенные   на   уроках   географии   и   экологии;   2)   будет   способствовать   формированию экологического   сознания   и   практических   навыков   природоохранной   деятельности   у нахимовцев. Цель   исследования  обосновать   обустройства экологической тропы «Фадеев ручей». Ожидаемый результат: создание учебной экологической тропы, расширяющей возможности учебно­воспитательного процесса в области экологического образования и краеведения. Практическая   значимость:  в   перспективе   экологическая   тропа   «Фадеев   ручей»   станет постоянно действующим объектом экологического образования и учебных исследований для обучающихся нахимовского училища.  приобретение   научно­ Возможности   эффективного   использования   результатов: исследовательских   компетенций   нахимовцев   при   реализации   краеведческих   и природоохранных проектов.   необходимость  проектирования   и   практического   Оглавление 4 Оглавление1 Введение 2 1.Фадеев ручей - уникальный объект северной природы 2.Подготовительные исследования местности экотропы 3.Обустройство маршрута экологической тропы «Фадеев ручей» 3 Заключение Литература 5 Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 6 6 8 2 3 Введение 2 Мурманск ­ крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. В условиях арктической природы городское хозяйство формирует уникальную экосистему, наглядно демонстрирующую взаимодействие человека и природы. Разработка экологической тропы   в   районе   Фадеева   ручья   позволит   решать   практические   задачи   экологического просвещения, патриотического воспитания и современного образования обучающихся НВМУ. Актуальность: большинство современных детей редко общается с природой, проводя свое   свободное   время   за   компьютером.   Зачастую,   дети   школьного   возраста,   включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях, в их поведении   проявляется   нейтрально­безразличное   отношение,   а,   зачастую,   и   просто отрицательное.   Для   решения   этой   проблемы   в   рамках   экологического   образования необходимо создание учебно­просветительского «кабинета» в природных условиях. Проблема: значительная часть обучающихся в НВМУ приехала в Мурманск из других регионов   страны   и   не   имеет   ни   знаний,   ни   опыта   взаимодействия   с   северной   природой. Участие   в   проектировании   экологической   тропы   позволит   восполнить   пробелы   в   личном опыте   нахимовцев,   а   также   будет   способствовать   расширению   их   кругозора   в   области географии, экологии и культуры природопользования Кольского Заполярья. Цель   работы:  обосновать       необходимость  проектирования   и   практического обустройства экологической тропы «Фадеев ручей». Объект исследования: природный комплекс Фадеева ручья. Предмет исследования:  элементы северной лесной, лесотундровой природной зон в сочетании с экосистемами небольших водоемов. Задачи:  разработать   план   экологической   тропы   «Фадеев   ручей»   с   выделением природных, антропогенных объектов и зон проведения краеведческих практикумов; составить описание выделенных объектов  экологической тропы; произвести чистку и благоустройство территории по маршруту экологической тропы; 1. Фадеев ручей ­ уникальный объект северной природы По количеству и красоте рек Мурманская область может легко соперничать с другими регионами страны. Их общая протяженность составляет 63 тыс. км­это в 1,5 раза больше протяженности   экватора   Земли!   Для   нашей   области   характерны   небольшие   реки, отличающиеся обилием порогов и водопадов. [1] Фадеев   ручей   находиться   в   северо­восточной   части   г.  Мурманска,   вытекает   из   оз. Нижнее Фадеевское, проходит под Восточно­объездной дорогой, пересекает город и впадает в Кольский залив в районе Кольского моста. Исток ручья находится примерно в километре от КПП филиала НВМУ, что существенно упрощает организацию выхода нахимовцев на объект для   проведения   учебных   работ   и   организации   информационно­просветительской деятельности.  Фадеев  ручей по­ своему  уникален:  во­первых,  на сравнительно  небольшом участке   (длина   ручья,   примерно,   12   км)   встречаются   все   основные   элементы   северной природы  (лес,  лесотундра, болота, водоемы),  а это значит, что нахимовцы,  прибывшие  из 3 других регионов нашей Родины,  посетив Фадеев ручей, получат полное представление  об особенностях   природы   Заполярья.   Во­   вторых,  несмотря   на   длительное   и   масштабное строительство Восточно­объездной дороги и активное посещение его жителями близлежащих микрорайонов, он остается достаточно чистым, в ручье встречается рыба.  2. Подготовительные исследования местности экотропы Экологическая   тропа  –  это  специально   оборудованная   территория,  где   создаются условия   для   выполнения   системы   заданий,   организующих   и   направляющих   деятельность учащихся   в   природном   окружении.   Это   своего   рода   «зелёный   кабинет»,   лаборатория   в природе, где можно проводить комплексные наблюдения и исследования. [2] Экологическая тропа «Фадеев ручей» будет расположена в районе истока Фадеева ручья   на   территории   площадью   около   0,3   км2.   Для   этой   территории   характерна   как эстетическая привлекательность (разнообразие ландшафтов), так и информационная емкость, заключающаяся   в   разнообразии   природных   объектов,  природные «достопримечательности»   (например,   валуны   со   следами   выветривания,   ассиметричная форма ели и т.п.), а также антропогенные объекты.    включая Для   удобства   маркирования   тропы   осуществлено   картографирование   района протекания   Фадеева   ручья   и   выделен   участок,   пригодный   для   проведения   краеведческих практикумов (Приложение 1). [3] Оборудование и уход за тропой –важный этап приобщения учащихся к общественно полезному   труду   природоохранительного   характера.  [2]  Силами   экологического   десанта «Полярные   нахимовцы»   произведена   очистка   береговой   линии   ручья   от   мусора,   а   для безопасного перехода людей на другой берег ручья сооружены деревянные мостки. Позже, в мастерских училища были изготовлены таблички­указатели (техника: выжигание по дереву), которые   будут   установлены   возле   экскурсионных   объектов.  Следует   отметить,   что результаты труда школьников по защите и улучшению природного окружения производят положительный воспитывающий эффект на посетителей тропы разного возраста.   3. Обустройство маршрута экологической тропы «Фадеев ручей» 3.1. Определение участков для проведения картографических практикумов   Для   отработки   практических   умений   в   рамках   учебного   курса   географии, целесообразно использовать ресурсы тропы для проведения краеведческих практикумов, в частности, гидрологических исследований (Приложение 2). Ресурсы рассматриваемой тропы позволяют использовать в этих целях как участки со спокойным (равнинным) типом течения, так и порожистые участки. [4,5] Следует отметить, что особенностью тропы является то, что в её маршрут включаются прежде   всего   типичные   объекты   природы   (леса,   луга,   болота,   озера,   ручьи),   так   и «памятники»   природы   небольшого   масштаба:   ассиметричные   формы   деревьев   (фото   1), валуны со следами выветривания (фото 2), порожистые участки рек (фото 4) (Приложение 3). В   качестве   зрительного   образа   в   процессе   экскурсии   могут   быть   использованы элементы антропогенного ландшафта (транспортная магистраль, архитектурные сооружения и т.п.). Кроме того, на маршруте следует  показывать и следы нежелательного  вторжения человека в природу (порубленные деревья, разрушенный почвенный слой, кострища). 3.2. Экологическая игра «Паутина жизни» 4  Ход   игры: Взаимодействие организмов и компонентов неживой природы, а также антропогенное воздействие на окружающую среду, наглядно демонстрируют экологические игры, например, «Паутина   жизни».  Участниками   являются  дети   разных   возрастов,   не   менее   5   человек (оборудование:   веревка,   нитка).  участники   встают   в   круг   и   постепенно разматывают клубок, оставляя у себя в руках часть веревки, т.е. получается подобие паутины. Затем участники отклоняются назад, так что веревка натягивается, если один из них уходит, веревка   ослабевает.  Игра   наглядно   показывает   взаимосвязи   в   природе   и   трансформацию экосистемы в целом. Возможен другой вариант: дети стоят в кругу, веревку держат одной рукой.  Ведущий,  создавая  экосистему,  называет  детей  (можно раздать карточки)  разными компонентами этой экосистемы  (живые  + неживые)  после создания экосистемы.  Ведущий рассказывает   легенду   (здесь   будет   стройка,   лесоповал,   осушение   болота,   пожар   и   т.п.). Компоненты от этого гибнут по очереди, соответственно происходит ослабление и нарушение связей. [6] Заключение     Организация экскурсий, наблюдений и исследований по маршруту экотропы «Фадеев ручей» поможет развитию интереса нахимовцев к изучению природы Севера, ее уникальных особенностей,   научит  бережному   отношению  к  ней,   способствует  решению   экологических проблем,   пониманию   взаимосвязей,   которые   происходят   в   природе,   даст   возможность реализовать интеллектуальные, технические, художественные и другие способности детей.  Знания,   которые   учащиеся   получают   на   тропе,   тесно   связаны   с   программным материалом, они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что ребята овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека. На данном этапе реализации создания экологической тропы выполнено:        картографирование местности района протекания Фадеева ручья; составлен   план   экологической   тропы   «Фадеев   ручей»   с   антропогенных объектов; составлено описание выделенных объектов экологической тропы; произведена   уборка   от   бытового   мусора     и   благоустройство   территории   по   маршруту экологической тропы; изготовлены информационные таблички­указатели; построены деревянные мостки; осуществлена фотосъемка объектов живой и неживой природы.   выделением   природных   и 5 Работа   по   созданию   и   благоустройству   экотропы   будет   продолжена.  Планируемые мероприятия:  осуществление   инструментальной   съемки   территории   с   использованием топографических  приборов, а также  проведение учебных исследований  по планам работы экологической лаборатории и секции спортивного ориентирования филиала НВМУ. Итак,   для  этой   территории   характерна   как   эстетическая   привлекательность (разнообразие ландшафтов), так и информационная емкость, заключающаяся в разнообразии природных объектов, включая природные «достопримечательности» и следы антропогенного воздействия. Таким   образом,   в   ходе   исследования   была   доказана   целесообразность обустройства экотропы в рамках выше названной территории, следовательно, заявленная цель достигнута. Результатом так же можно считать создание маршрута наблюдений и исследований объектов   природы,   а   материал   экологической   тропы   может   стать   базой   для   создания исследовательских   проектов.  Мы   хотим,   чтобы   у   каждого,   кто   пройдет   по   этой   тропе, укрепилось   желание   сохранить   и   защитить   природу   родного   края   от   бездушного   и неразумного обращения с ней! Литература 1. Авраменко О.А. реки и озера Мурманской области. ­ Североморск: Информ.­библиогр. отд., 2008. ­ 44 с. 2. Цвиль   В.С.,   Воробьева   В.С.,   Борисова   М.С.   Учебные   экологические   тропы.   ­ Архангельск:   Архангельское   региональное   отделение   общественной   организации "Всероссийское общество охраны природы", 2000. ­ 40 с. 3. Орестов Я.И., Буторина Н.Н. Тропа в гармонии с природой // Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп.. ­ М: Р.Валент, 2007. ­ С. 176. 4. Возница В.М. География Мурманской области. ­ Мурманск: МОИПКРОиК, 2007. ­ 160 с. 5. Кузнецов   В.Н.   Справочные   и   дополнительные   материалы   к   урокам   экологии.   ­   М: Дрофа, 2002. ­ 128 с. 6. Экологические   игры.   Летний   лагерь   //   summercamp.ru   URL: https://summercamp.ru/Экологические_игры 6 Приложение 1 Рисунок 1 Картосхема зоны проведения краеведческих практикумов №1­обнажения горных пород №2­ 3 –участок для измерения скорости течения ручья (равнинный участок) №4 –измерение температуры и прозрачности воды №5­ порожистый участок ручья №6­7 ­ участок для измерения скорости течения ручья (порожистый участок) №8­ выветривание горных пород Приложение 2 Краеведческий практикум: проведение гидрологических исследований Цели: овладеть умениями определять ширину реки, скорость течения, прозрачность и температуру воды. Оборудование:  рулетка, план местности, водный термометр, поплавок, секундомер, диск для измерения прозрачности воды. Ход выполнения работ: 1. С помощью термометра измерьте температуру воды в реке: на поверхности, на глубине, в среднем течении и у берегов. Сделай вывод о причинах распределения температур в толще воды. № точки 1 Расположение точки у берега Глубина, м  0 Температура, °С ­ 1 Примечание у берега начинает формироваться мелкий ледок 7 2 3 у берега 0,25 середина ручья 0,65 0 0 Вывод:  1.   у   берегов   очень   маленькая   глубина   и   чтобы   застыть,   нужна   не   очень   низкая температура. 2. При установлении минусовых температур на озёрах и мелких водоёмах у берегов, где глубина маленькая появляется мелкий ледок, в народе его называют закраины. По мере усиления морозов вода охлаждается и в более глубоких местах и замерзает. Процесс оледенения идёт от берегов водоёма к центру. 2. С помощью поплавка и секундомера определи скорость течения реки.  2.1. Выберите хорошо просматриваемый и относительно прямой участок реки. Определите   верхнюю   и   нижнюю   точки,   измерь   между   ними   расстояние.   Затем   забросьте поплавок чуть выше верхней точки и, когда поплавок будет проплывать через отмеченную точку,   засеките   время   по   секундомеру.   При   прохождении   поплавка   через   нижнюю   точку время   на   секундомере   остановите.   Эту   процедуру   повторите   2­3   раза.   Затем   определите среднюю скорость течения реки. № точек (начало 1   замера) 2 (окончание замера)  Координаты точек 68.902971 N 33.146679 E 68.902735 N 33.146031 E Расстояние, метры  Время,  минуты Скорость 40 7 мин   5,7 м/мин 0,095 (приблизительно 0,1 м/с) м/с 2.2. Определите взаимодействие реки с рельефом (как влияет рельеф на реку, на пример, на скорость ее течения). № точек (начало 1   замера) 2 (окончание замера)  Координаты точкек 68.902673 N 33.144726 E 68.902686 N 33.144651 E Расстояние, метры  Время,  минуты 22 0,5 мин Скорость 44 м/мин 0,6 м/с Вывод:  скорость течения воды в ручье  зависит от особенностей рельефа: на относительно прямом и широком участке составляет, приблизительно, 0,1 м/с, а на порожистых и узких – увеличивается до 0,6 м/с. 3. Определение прозрачности воды в реке. Для этого белый диск следует опускать в воду до тех пор, пока он не начнет исчезать из поля 8 зрения. Затем по смоченной части веревки измерить прозрачность воды в сантиметрах. № точки 1 Прозрачность Примечание Вода   прозрачная   (диск виден) Глубина, м 0 Расположение точки На поверхности воды На глубине  2 0,65 Вода   имеет   светло­ бурый цвет (диск виден) Вывод: вода по мере погружения белого диска на дно ручья происходило изменение оттенка воды. Светло­бурый оттенок воды (в зависимости от количества растворенного в воде гумуса) свидетельствует о болотном питании ручья.  № объекта 1 Изображение объекта Краткое описание Приложение 3 Ель,   в   отличии   от     не листопадных   деревьев, сбрасывает   хвою   на   зиму   и поэтому   имеет   огромную «парусную»   (по   сравнению   с березой)   и   испаряющую поверхность,   в   связи   с   чем больше,   чем   береза,   теряет влаги.   Выжить   в   условиях сильных ветров с оттепелями ель не может, поэтому в зоне лесотундры встречается довольно   редко   в   виде угнетенных   стланиковых   и флагообразных   (с   однобокой кроной) деревьев.   Фото 2 Ассиметричная форма ели 2 2 Фото 3 Валун со следами выветривания Фото 4 Порожистый участок реки 9 Биологическим выветриванием   называют разрушение   горных   пород растениями   и   мельчайшими живыми   организмами   – бактериями. Разрушает горные   породы   не   только корневая   система   крупных растений,   но   и,   например, растущие на поверхности скал лишайники.    Порожистые   участки   рек­ характерная особенность всех рек Кольского полуострова и Фадеев ручей не исключение. Пороги   образуют   выходы твердых   кристаллических пород   или   вымытые   из ледниковых отложений   крупные камни.

Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"

Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"

Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"

Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"

Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"

Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"

Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"

Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"

Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"

Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"

Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"

Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"

Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"

Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"

Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"

Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"

Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"

Исследовательская работа "Формирование экологической компетентности нахимовцев средствами эколого-практической деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2019