Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Исследовательская работа
«Совместная работа семьи и школы по
воспитанию детей: деятельность,
функции социального педагога»
Выполнила выпускница 2018 года
ФГБОУ ВО «Курганский
государственный университет»,
педагогический факультет
Сафронова Юлия Вячеславовна
Исследовательская работа «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога» Выполнила выпускница 2018 года ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет», педагогический факультет Сафронова Юлия Вячеславовна
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
План
1.Введение: социально-
педагогическое
взаимодействие семьи и
школы
в системе деятельности
социального педагога в
школе.
2.Основные функции и
направления работы
социального педагога.
3. Содержание
деятельности
социального педагога,
формы работы с семьей.
4.Основные методы
работы социального
педагога с семьей
учащегося.
5.Заключение.
6.Список использованной
литературы.
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
в системе
1.Введение: социально-педагогическое взаимодействие семьи и школы
деятельности социального педагога в школе.
Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи
и школы. В настоящий момент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать
ответственность отцов и матерей за воспитание детей. Организовать эту работу должна школа. В связи
с этим возрастает значение работы социального педагога, учителя, психолога в школе по организации
этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов.
Кто же такой социальный педагог в школе, каковы функции, направления, содержание, формы
работы? Социальный педагог – это человек, обеспечивающий взаимодействие между семьей,
образовательным учреждением, в котором обучается их ребенок и другими организациями.
Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает
родителей в вопросах воспитания детей. Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог - это педагог,
исследующий социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных
групп и социальных категорий людей.
Таким образом, деятельность социального педагога прослеживается во всех направлениях
воспитательной системы школы и является связующим звеном в совместной работе школы с семьёй.
1.Введение: социально-педагогическое взаимодействие семьи и школы в системе деятельности социального педагога в школе. Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы. В настоящий момент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. Организовать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает значение работы социального педагога, учителя, психолога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов.Кто же такой социальный педагог в школе, каковы функции, направления, содержание, формы работы? Социальный педагог – это человек, обеспечивающий взаимодействие между семьей, образовательным учреждением, в котором обучается их ребенок и другими организациями. Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей. Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог - это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей.Таким образом, деятельность социального педагога прослеживается во всех направлениях воспитательной системы школы и является связующим звеном в совместной работе школы с семьёй.
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
2.Основные функции и направления работы.
Нормативноправовой базой, определяющей основные направления, цели и задачи социально
педагогической деятельности в образовательном учреждении являются:
Всеобщая декларации прав человека, согласно которой дети имеют право на особую заботу и
помощь.
Конституция Российской Федерации, гарантирующая государственную поддержку семьи,
материнства и детства.
Принципы Декларации прав ребёнка.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 2017 годы (утверждена Указом
Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) определяющая основные направления и задачи
государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации,
базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Тексты административных документов по социальнопедагогической работе. Законы и
подзаконные акты по осуществлению прав ребенка.
Целью работы социального педагога является создание условий для успешной социализации
личности детей и подростков в современных условиях и развития коммуникативной культуры
в составе классного коллектива и неформальной группы общения. В создании условий для
совершенствования возможностей ребенка и его окружения в решении проблем социальной
жизни.
Главная задача социального педагога
это разрешение проблем социальной
жизни детей.
2.Основные функции и направления работы.Нормативноправовой базой, определяющей основные направления, цели и задачи социальнопедагогической деятельности в образовательном учреждении являются:Всеобщая декларации прав человека, согласно которой дети имеют право на особую заботу и помощь.Конституция Российской Федерации, гарантирующая государственную поддержку семьи, материнства и детства. Принципы Декларации прав ребёнка. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) определяющая основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.Тексты административных документов по социальнопедагогической работе. Законы и подзаконные акты по осуществлению прав ребенка.Целью работы социального педагога является создание условий для успешной социализации личности детей и подростков в современных условиях и развития коммуникативной культуры в составе классного коллектива и неформальной группы общения. В создании условий для совершенствования возможностей ребенка и его окружения в решении проблем социальной жизни.Главная задача социального педагога это разрешение проблем социальной жизни детей.
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
• Организационно-
коммуникативная
функция в деятельности
социального педагога:
способствует вовлечению
добровольных
помощников, населения
в социально-
педагогическую работу,
в совместный труд и
отдых, деловые и
личностные контакты.
Социальный педагог
непосредственно
работает с
профилактическим
советом, с родительским
комитетом.
•Организационно-коммуникативная функция в деятельности социального педагога: способствует вовлечению добровольных помощников, населения в социально-педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты. Социальный педагог непосредственно работает с профилактическим советом, с родительским комитетом.
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
• Управленческая функция
социального педагога:
• 1.Участие в педагогических советах.
• 2.Консультирование классных
родителей .
• 3.Участие в разработке плана работы
службы сопровождения.
• 4.Участие в МО классных
руководителей.
• 5.Помощь в получении паспортов
учащимся, достигших 14 лет.
• 6. Контакт с органами местной власти и
муниципальными службами по
социальной защите семьи и детства, с
правоохранительными органами .
• 7.Организация досуга детей через связь
с детскими объединениями и
учреждениями дополнительного
образования.
• 8. Ответы на запросы в различные
инстанции
• 9. Составление отчетов и справок.
• 10.Участие в совещаниях, семинарах и
рабочих группах для повышения
результативности своей работы и
налаживании контактов.
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Предупредительно-
профилактическая и социально-
терапевтическая функция:
Социальный педагог
учитывает и приводит в
действие социально-правовые,
юридические, психологические
механизмы предупреждения и
преодоления негативных
влияний. Организует
социотерапевтическую помощь
нуждающимся, обеспечивает
защиту их прав.
Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая функция: Социальный педагог учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний. Организует социотерапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту их прав.
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
•Прогностическая
функция:
•Социальный педагог
участвует в
проектировании
процесса
социального
развития
микросоциума
школы.
•Защитно-охранная;
•Аналитико –
диагностическая .
•Прогностическая функция:•Социальный педагог участвует в проектировании процесса социального развития микросоциума школы. •Защитно-охранная;•Аналитико –диагностическая .
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
3.Содержание деятельности социального педагога с семьей.
Формы и методы социально - педагогической помощи семье.
• Деятельность социального
педагога с семьей включает три
основных составляющих
социально - педагогической
помощи: образовательную,
психологическую и
посредническую.
• Образовательная составляющая
включает в себя два направления
деятельности социального
педагога: помощь в обучении и
воспитании.
• Психологическая составляющая
социально - педагогической
помощи включает в себя два
компонента: социально -
психологическую поддержку и
коррекцию.
• Посреднический компонент
социально - педагогической
помощи включает в себя три
составляющие: помощь в
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
• Социальный педагог при работе с
семьей выступает в трех основных
ролях:
• Советник информирует семью о
важности и возможности
взаимодействия родителей и детей в
семье; дает педагогические советы
по воспитанию детей.
• Консультант консультирует по
вопросам семейного
законодательства; вопросам
межличностного взаимодействия в
семье;
• Защитник защищает права ребенка
в случае, когда приходится
сталкиваться с полной деградацией
личности родителей, роблемами
неустроенности быта, отсутствие
внимания, человеческого отношения
родителей к детям.
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
• 4. Одна из форм работы
социального педагога с семьей -
социальный патронаж,
представляющая собой посещение
семьи на дому с диагностическими,
контрольными, адаптационно -
реабилитационными целями.
• Наряду с патронажем,
занимающим важное место в
деятельности социального
педагога, следует выделить
консультационные беседы как
одну из форм работы с семьей.
• Наряду с индивидуальными
•
консультативными беседами, могут
применяться групповые методы
работы с семьей (семьями) -
тренинги.
Еще одна форма работы
социального педагога с семьей -
социально - педагогический
мониторинг семьи - это научно
обоснованная система
периодического сбора, обобщения
и анализа социально -
педагогической информации о
процессах, протекающих в семье, и
•4. Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями. •Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. •Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги.•Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Основные задачи работы социальных педагогов с родителями:
• Систематическое разностороннее педагогическое
просвещение родителей, ознакомление их как с основами
теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.
• Привлечение родителей к активному участию в учебно-
воспитательном процессе.
• Формирование у родителей потребности в самообразовании.
• Ознакомление учителей предметников с разнообразными
методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего
опыта.
• Социально педагогическое исследование семей,
дифференциация их на определенные типы.
• Работа с детьми девиантного поведения.
• Обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.
•Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.•Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.•Формирование у родителей потребности в самообразовании.•Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.•Социально педагогическое исследование семей, дифференциация их на определенные типы. •Работа с детьми девиантного поведения.•Обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
• Изучая семью, важно выяснить, как уживаются в
ней такие понятия, как любовь, понимание,
жалобы, трудности, желания, надежды,
отношение к современному состоянию общества
в стране.
• После изучения семьи стоит задача создать
внутри нее новые отношения. Эту задачу можно
решить, используя различные методы:
• - метод убеждения ;
• - метод наблюдения, который дает педагогу
больше всего материала для воспитательной
работы;
• - метод беседы. Важно, чтобы к беседе
социальный педагог готовился. В этом ему
поможет анкетирование;
• -метод социометрии, при котором, для
математической обработки собираются данные
бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов,
оценки кризисного состояния ребенка.
• -анализ психологического и социального
состояния, того, что исследователи называют
«ядром ребенка».
• Работа социального педагога - это как путь к
горизонту: пройдешь десятки километров,
сотни по полю проблем, а он горизонт, все
равно впереди и все недосягаем. И каждый
«участок» этого поля требует новых усилий,
глубоких раздумий и нестандартных
решений.
•Изучая семью, важно выяснить, как уживаются в ней такие понятия, как любовь, понимание, жалобы, трудности, желания, надежды, отношение к современному состоянию общества в стране.•После изучения семьи стоит задача создать внутри нее новые отношения. Эту задачу можно решить, используя различные методы:•- метод убеждения ;•- метод наблюдения, который дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы;•- метод беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование; •-метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.•-анализ психологического и социального состояния, того, что исследователи называют «ядром ребенка».•Работа социального педагога - это как путь к горизонту: пройдешь десятки километров, сотни по полю проблем, а он горизонт, все равно впереди и все недосягаем. И каждый «участок» этого поля требует новых усилий, глубоких раздумий и нестандартных решений.
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
• 5. Заключение. Многообразие форм и методов, которые социальный
педагог использует в работе с родителями, обеспечивает успешность,
значимость воспитательного процесса. Именно такая работа может
способствовать созданию единого контекста воспитательного процесса
семьи и школы. Их взаимодействие и есть живой процесс организации всей
жизни детей.
• «Дорогие наши воспитатели, мамы и папы, учителя, милые люди,
любящие нас и заботящиеся о нас! Берегите нас такими, какие мы
есть, и сделайте нас такими, какими должен стать каждый из
нас…." (Амонашвили Ш.А. Созидая человека М.,1982).
•5. Заключение. Многообразие форм и методов, которые социальный педагог использует в работе с родителями, обеспечивает успешность, значимость воспитательного процесса. Именно такая работа может способствовать созданию единого контекста воспитательного процесса семьи и школы. Их взаимодействие и есть живой процесс организации всей жизни детей.•«Дорогие наши воспитатели, мамы и папы, учителя, милые люди, любящие нас и заботящиеся о нас! Берегите нас такими, какие мы есть, и сделайте нас такими, какими должен стать каждый из нас…." (Амонашвили Ш.А. Созидая человека М.,1982).
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
• 6.Список использованной литературы.
• 1.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Педагогика, 1983. 318 с.
• 2.Мудрик А. В.Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /Под ред. В.А.
Сластенина. 3е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.
• 3.Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика.
1992. № 5/6. С.45
• 4.Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 416с.
• 5.Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного
образования) 2ое изд. Издво ГФ “Полиграф.ресурсы”. М., 1998, стр.14
• 6.Макаренко А.С.Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8т. М.,
1983. Т. 1. С.297.
• 7.Учитель социальный педагог социальный работник и их практическая деятельность:
Сборник научных статей. Тамбов: Издво ТГУ им. Г.Р.Державина, 1997 С.42
• 8.Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в
должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. С. 210
• 9.Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного
образования) 2ое изд. Издво ГФ “Полиграф.ресурсы”. М., 1998, С. 76.
• 10.Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. 1996. № 11/12.
С.28.
• 11.Концепция о правах ребенка (в приложении к Обуховой Л.Ф. “Детская психология”),
Учебник. М.: Российское пед.агентство. 1996. № 5. С.356
• 12. Амонашвили Ш.А. Созидая человека М.,1982.С.26
•6.Список использованной литературы.•1.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Педагогика, 1983. 318 с.•2.Мудрик А. В.Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /Под ред. В.А. Сластенина. 3е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с. •3.Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. 1992. № 5/6. С.45•4.Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 416с.•5.Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2ое изд. Издво ГФ “Полиграф.ресурсы”. М., 1998, стр.14•6.Макаренко А.С.Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8т. М., 1983. Т. 1. С.297.•7.Учитель социальный педагог социальный работник и их практическая деятельность: Сборник научных статей. Тамбов: Издво ТГУ им. Г.Р.Державина, 1997 С.42•8.Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. С. 210•9.Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2ое изд. Издво ГФ “Полиграф.ресурсы”. М., 1998, С. 76.•10.Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. 1996. № 11/12. С.28.•11.Концепция о правах ребенка (в приложении к Обуховой Л.Ф. “Детская психология”), Учебник. М.: Российское пед.агентство. 1996. № 5. С.356•12. Амонашвили Ш.А. Созидая человека М.,1982.С.26
Исследовательская работа и презентация «Совместная работа семьи и школы по воспитанию детей: деятельность, функции социального педагога»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.