Исследовательская работа "Искусство нашего времени"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
МХК +1
10 кл—11 кл
29.05.2017
Исследовательская работа "Искусство нашего времени"
Представленная работа "Искусство нашего времени" обладает актуальностью, поскольку ее предмет вызывает огромный интерес у современной молодежи, формирует у нее культуру восприятия и общения с миром искусства. Работа имеет полемический характер, ней доказывается жизнеспособность современных направлений в изобразительном искусстве. В основной части работы прослеживается хронология появления и развития художественных течений в изобразительном искусстве 2 половины XX века.Исследовательская работа содержит большой иллюстративный материал.
Искусство нашего времени Гиззатуллин А.doc
Исследовательская работа Искусство нашего времени Гиззатуллин Азат,  Гиззатуллин Азамат 11 класс Направляющая организация: Частное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа «Елена­Сервис», г.Казань                                                            Научный руководитель:                                                                                                                        учитель высшей категории Сабирова Г.С.                                                                           Казань 2014 Содержание 1. Введение …………………………………………………………………..3 2. Основная часть. Современное искусство. Что это? …………...……….4  История возникновения современного искусства……………..5­6  Искусство ХХ  и  ХХI веков ……………………..…………….7­11  Социологический опрос………………………………..……….....12 3. Заключение. Современная живопись: творчество или искусство?........13 4. Список использованной литературы…..………………………….……..14 5. Приложения ……………………………………………….…………..15­21 . 2 Введение 2014   год   в   России   объявлен   годом   культуры.   В   связи   с   этим   тема искусства   становится   особенно   актуальной.   В   наше   время   огромное количество   людей   пытаются   реализоваться   в   искусстве,   называют   себя современными   художниками,   однако   не   всегда   можно   однозначно   сказать, представляют   ли   их   работы   культурную   ценность.   В   представленной исследовательской   работе   рассмотрена   проблема   неоднозначности   и противоречивости   современного   искусства,  проблема   так   или   иначе касающаяся   всех.   Как   понять   творчество   современных   художников? Базируются ли их работы на опыте предыдущих поколений или они не похожи ни на что, что было до них? На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответы.    На уроках мировой художественной культуры мы не раз затрагивали тему   современного   искусства:   рассматривали   художественные   течения прошлого   века   (модерн,   авангард,   реализм,   символизм,   футуризм, декадентство),   анализировали   картины   современников.   По   реакции сверстников на произведения современных художников мы поняли, что не все понимают, что изображено на них. Тем временем в крупнейших городах мира проходят выставки. Картины продаются на аукционах за огромные деньги. Современные художники получают финансовую поддержку за счёт грантов, наград и премий, а также получают средства от продаж своих работ. И мы задумались: а что такое – современное искусство? 3 Цель работы ­ рассмотреть современное искусство с разных позиций и проанализировать отношение людей разных возрастных категорий к нему. Для предложения путей ее решения были поставлены следующие задачи:   1) подбор и изучение литературы по данной теме,  2) обзор истории возникновения и анализ современного искусства,   3) исследование мнения респондентов  по их отношению к творчеству современных художников,  4) поиск ответа на вопрос: «Современное искусство – это искусство или творчество?»     В процессе исследования была изучена литература и множество Интернет­ ресурсов   по   данной   проблеме,   проведен   обзор   истории   возникновения современного искусства, проанализированы основные течения и направления в современном   искусстве.   Проведено   исследование   работ   некоторых художников. В рамках исследования было проведено анкетирование методом устного опроса жителей Московского района и учащихся школы «Елена­Сервис» с целью выяснения общественного мнения о шедеврах современного искусства. Мнения   разделились   в   зависимости   от   возраста   респондентов.   В   работе представлены диаграммы: взгляды людей старшего поколения и молодежи на современное   искусство.   Проведя   исследование,   мы   получили   интересные данные, которые представлены в разделе социологический опрос.        Основная часть.  Современное искусство. Что это? «У нас художники – они как шпионы…  Сами нарисуют, а потом не понимают, что нарисовали» 4 Никита Хрущев Что мы знаем об этом искусстве сами? Современное искусство в нашем представлении — это то, что отражает действительность. Люди с годами придумывают что­то новое, необычное и если   окружающие   это   воспринимают,   то   творение   рук   становится   чем­то восхитительным.  Ну, конечно, не всем дано это понять. Например, некоторые картины не могут войти в представление людей как реальность. Они думают, что человек, который   создал   данное   произведение,   не   имеет   представления   о   красоте. Люди не понимают, как могут выставлять напоказ публике такие картины. Из этого можно сделать вывод, что современные художники имеют свое видение мира.  Обратимся к теоретическому материалу. Искусство  ­    действительности; (лат. eхperimentum —   опыт)   —   образное   осмысление  внутреннего или   процесс   или   итог   выражения внешнего мира   творца   в направленное таким образом, что оно отражает интересующее                       не людей. только  художественном   образе;  творчество, самого   автора,   но   других     и   Современное   искусство   ­   (англ. contemporary   art)  —   совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века. Обычно под   современным   искусством   понимают   искусство,   восходящее   к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением. История возникновения современного искусства 5 Современное   искусство   в   нынешнем   своем   виде   сформировалось   на рубеже   1960­70­х   годов.   Художественные   искания   того   времени   можно охарактеризовать   как   поиск   альтернатив   модернизму.   Это   выразилось   в поиске  новых  образов,  новых  средств   и материалов   выражения, вплоть  до дематериализации объекта (перфороманс). Многие художники последовали за французскими   философами,   предложившими   термин   «постмодернизм». Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу. Все что теперь считается практически классикой, являлось язвительным модерном. Самыми заметными явлениями рубежа 60­х и 70­х годов можно назвать развитие   концептуального   искусства   и   минимализма.   В   70­х   заметно усилилась   социальная   направленность   арт­процесса   как   с   точки   зрения содержания,  тем,   поднимаемых   в   творчестве   художниками,   так   и   состава: самым заметным явлением середины 70­х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств в 80­х и социальных групп. Конец 70­х и 80­е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»). На середину 80­х   приходится   время   подъёма   движений,   активно   использующих   образы массовой культуры. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве —   всё   больше   художников   начинают   обращаться   к   ней   как   к средству художественного выражения. На   арт­процесс   большое   влияние   оказало   развитие   технологий:   в   60­х — видео­  и аудио­, затем — компьютеры, и в 90­х — Интернет. Современное искусство ­ это как рисунок ребенка, так как  отошло от реалистичности   и   натуралистичности.   После   импрессионистов,   писавших впечатление   от   увиденного     и   выражавших   эмоции   цветом,   искусство   все дальше   отдалялось   от   натуры.   Живопись   отошла   от   классической   школы, 6 цвета,   пропорции,   линии,   построение   композиции   –   полностью   рушат представления прошлых веков и тысячелетий. Если   рассматривать   современное   искусство   –   того   же   Кандинского, Малевича, Ван Гога – все ясно. Да, их не сразу поняли, не сразу отказались от стереотипов,   но   у   них   за   плечами   высшее   художественное   образование, классическое. Это гении, люди, умеющие рисовать натуру с удивительным мастерством, писать  реалистично, но использовавшие эти  навыки  только в ученических работах, отправившиеся на поиски новых образов. Их картины производят огромное впечатление. Приводят в состояние шока, остаются в памяти нестираемым пятном яркой краски. Совершенно неправильно будет назвать их картины «мазней», или сравнивать с детским рисунком, хотя бы по тому, что рисунок ребенка ­ это целый предмет осмысления и исследования, несущий в себе огромную художественную ценность и подоплеку. Однако, несмотря на всю ценность детского рисунка у него совсем другой смысл и эмоциональное наполнение, связанный с особым мироощущением. Искусство ХХ и ХХI веков Художественная культура XX столетия — одна из самых сложных для исследования в истории всей мировой культуры. Это и понятно, ибо ни один век   не   знал   таких   трагических   социальных   потрясений,   таких   страшных мировых войн, такого ошеломляющего научно­технического прогресса, такого широкого   национально­освободительного   движения.   В   общекультурное развитие   включились   народы,   ранее   не   имевшие   профессионального искусства. Территориальные границы изменились, и теперь почти невозможно нарисовать   картину   развития   только   западноевропейского   искусства,   не 7 затрагивая искусства стран других континентов.                                              В XX   в.   человечество   впервые   столкнулось   с   глобальностью   катастроф,   с ощущением порвавшейся «связи времен», с утратой традиционных этических и эстетических ценностей. Все это породило трагический разлад в душах даже крупнейших   самобытных   художников,   привело   к   девальвации   образцов,   к отсутствию авторитетов. Каждый более или менее оригинальный мастер XX в. стремится   породить   свой   стиль,   свою   манеру,   утвердить   свой   почерк. Размытость   всех   и   всяческих   критериев   приводит   к   тотальной   иронии, скепсису, чувству опустошенности, подчас к стремлению паразитировать на художественных   явлениях   прошлого   (примером   может   послужить анахронизм), одновременно и цитируя их, и подвергая осмеянию. Прекрасное подменяется безобразным, духовное — бездуховным, подлинное искусство — подражанием или издевкой. И художник, и зритель остаются один на один с технократической цивилизацией, которая в XX в. вытесняет культуру или — в лучшем случае — приспосабливает ее к своим прагматическим целям(поп­ арт).  Так создается одержавшая к концу столетия победу массовая культура и   китч   как   ее   крайнее   выражение.   Некоторые   художники   полагают,   что власти «современное инструментом   искусство»     становится   «постдемократического   общества.   Этот   процесс   вызывает   энтузиазм   у представителей   арт­системы,   и   пессимизм   у   художников.   Ряд   художников возвращаются к товарному объекту, отказываясь от процесса, и предлагают коммерчески­выгодную попытку модернизма ХХI века.                                      Рассмотрим   основные   направления   современного   искусства XX­XXIвеков: 1960­е годы:    Концептуальное искусство  ­  концепция произведения важнее его   физического   выражения,   цель   искусства —   в   передаче   идеи. Концептуальные   объекты   могут   существовать   в   виде   фраз,   текстов,   схем, графиков,   чертежей,   фотографий,   аудио­   и   видеоматериалов.   Объектом 8 искусства   может   стать   любой   предмет,   явление,   процесс,   поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест. Ярким примером может стать знаменитый «Фонтан» ­ писсуар подписанный художником   под   псевдонимом   «R.Mutt»,   переставший   быть   просто физическим   объектом, (Приложение 1)   превратившись   в   произведение   искусства.                           Перформанс ­ произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время.  К перформансу можно   отнести   любую   ситуацию,   включающую   четыре   базовых   элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. Впервые слово   «перформанс»   было   применено   к   своему   произведению­действию композитором Дж. Кейджем в 1952 году, исполнившим на сцене «4’33"» (4 минуты 33 секунды тишины).               Поп­ ртаа  ­  направление в искусстве, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующее образы продуктов потребления, ориентируясь   на   новую   образность,   создаваемую   средствами   массовой информации   и   рекламой.  К   характерным   творениям   поп­арта   относятся бронзовые пивные банки Джаспера Джонса или «Огрызок» Класа Ольденбурга (Приложение 2) 1970­е годы: Граффити ­ изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные   или   нарисованные   краской   или   чернилами   на   стенах   и   других поверхностях (Приложение 3)               Соц­арт ­ одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1970­х годах в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии того периода.   Соц­ арт   возник   как   пародия   на   официальное   советское   искусство   и   образы 9 целом. современной «Господи!   Помоги   мне   выжить   среди   этой   смертной   любви»  ­   граффити культуры массовой в         Д. В. Врубеля,   изображающее   поцелуй   Генерального   секретаря   ЦК   КПСС Л. И. Брежнева и руководителя ГДР Э. Хонеккера. Одно из самых известных граффити мира (Приложение 4)                                           Гиперманьеризм   (анахронизм)  ­   одно   из   течений постмодернистской   живописи,   предлагающее   авторскую   интерпретацию искусства   прошлого.   Приверженцы   этого   направления   анализировали творения   великих   художником   предыдущих   эпох   и   пародировали, перефразировали их. (Приложение 5) 1980­годы: «Новые дикие» ­ течение немецкого постмодернизма в живописи. Характерна самовыражения, эмоциональность импульсивность,       противостоящая концептуальному искусству или гиперреализму. Сверхзадача «Новых   диких»   ­   обновление   художественного   видения   посредством эстетического шока. Георг Базелиц при экспонировании переворачивает свои полотна ради дестабилизации привычного зрительского взгляда на картину, выявления ее глубинной структуры (Приложение 6)                          Апт­арт ­ «квартирное искусство» ­ термин, изобретенный художником   Никитой   Алексеевым   для   домашней   выставки,   которая оформляется   в   качестве   особого   экспозиционного   жанра,   ставшего   ярким художественным   явлением   и   оригинальным,   чисто   российским   вкладом   в развитие современного искусства (Приложение 7) 1990­годы: Искусство взаимоотношений или эстетика взаимоотношений.      С точки   зрения   художественного   критика   Николя   Буррио   –   набор художественных   практик,   отправной   точкой   которых   является   сфера человеческих   взаимоотношений.   Открытые   художественные   практики   – 10 «социальные   связи»,   «сообщества»,   «урбанизм»   приглашают   зрителя   к соучастию, сотрудничеству (Приложение 8)                    Массюриализм ­ направление, для которого характерно сочетание массмедиа, поп­арта, сюрреалистических образов и современных технологий. Это   своего   рода   эволюция   сюрреализма   с   использованием   технологий   и массмедиа. Конечно, массюрреализм, подвергся  влиянию   средств  массовой информации, являющих примеры использования сюрреалистических образов. Сюда   можно   отнести   печатные   средства   массовой   информации,   кино   и музыкальные видео. 2000­ годы: Живопись и поэзия ­ приверженцы этого течения вдохновившись литературой, рисовали по ней картины, и наоборот. Считают такую форму творчества наиболее полной.                 Стрит­арт  ­   особенностью   этого   искусства   является   ярко выраженный урбанистический стиль. Основной частью стрит арта является граффити (спрей­арт), но нельзя считать, что стрит­арт это и есть граффити. К   стрит­арту   также   относятся   постеры   (некоммерческие),   трафареты, различные   скульптурные   инсталляции   и т. п.   Создает   свой   стилизованный логотип —   «уникальный   знак»   и   изображает   его   на   участках   городского ландшафта (Приложение 9)  Фризлайт ­ в современном виде зародился в России, объединив в себе множество творческих направлений: лайтпентинг, лайтграфити, лайтдроуинг. Freezelight ­ это техника фотосъемки на длинной выдержке, за счет чего на фотографии   при   помощи   света   создаются   разнообразные   узоры,   целые картины. Вот такое определение дают сами создатели, Артем Долгополов и Роман Пальченков. Безусловно, съемка на длинной выдержке существовала и ранее, однако была не более чем элементом реализации творческого замысла 11 фотографа,   не   являясь   отдельным   художественным   течением   со   своими многочисленными техниками, направлениями и последователями. Известно, что   некоторые   эксперименты   создавал   сам   Пикассо.   Однако   сама   техника существовала   в   примитивном   виде.   Зародившись   в   России   несколько   лет назад, фризлайт породил большое количество поклонников. Согласно опросу, опубликованному   на   сайте  Freezelight.ru,   каждый   четвертый   студент экспериментировал в этом направлении. Многочисленные галереи и музеи, в том числе Эрмитаж уже приобрели работы Долгополова и Пальченкова в свои коллекции;   все   большее   количество   художников   стремится   освоить   эту технику.   Неудивительно,   что   сегодня   фризлайт   все   больше   становится известным за рубежом (Приложение 10)     Современное искусство охватывает небольшой период с начала 60­х годов и до сегодняшнего дня.  Возможно именно в это время оно развивалось наиболее динамично и неоднозначно.                                   Социологический опрос Что думают люди о современном искусстве? В рамках исследования было   проведено   анкетирование   методом   устного   опроса   жителей Московского района и учащихся школы «Елена­Сервис» с целью выяснения общественного   мнения   о   шедеврах   современного   искусства.   Всего   в исследовании   приняли   участие   27   взрослых   и   40   подростков.   Они   были опрошены,   с   целью   узнать   их   отношение   к   современной   живописи, архитектуре   и   скульптуре,   музыке.   Им   были   предложены   к   вниманию несколько   произведений   современного   искусства.   Мнения   разделились   в зависимости от возраста респондентов. 12 Результаты исследования представлены в диаграмме (Приложение 11) Проанализировав их, мы замечаем, что люди старшего поколении относятся к современному искусству куда более скептично, чем молодежь. С чем же это связано? На наш взгляд, это происходит из­за того, что взрослые – люди более просвещённые   и   образованные.   Они,   имея   уже   сформировавшиеся представления о том, что есть красота, что есть искусство, не могут принять творения непонятного для них стиля, ни на что не похожие. Для них шедевры – это те произведения, которые прошли проверку временем. Молодежь же, не имея   такого   большого   жизненного   опыта,   оценивает   их,   возможно,   менее предвзято, но не всегда объективно. Радует тот факт, что среди респондентов оказалось   незначительным   число   тех,   кто   был   совершенно   безразличен   к искусству. На   основании   полученных   данных   можно   утверждать:   Современное искусство   –   искусство   экспериментов,   поисков,   постоянно   изменяется. Современное   искусство   –   искусство,   основанное   на   ощущениях,   чувствах, носит чисто субъективный характер. Заключение. Современная живопись. Творчество или искусство? Художники   современной   живописи   не   отрицают,   что   в   их   живописи отсутствуют композиция, перспектива, светотень, предмет и т.д. Основной упор делается на идею, на так называемый концепт. Но насколько мы знаем, отличительная  черта  искусства  заключается  в наличии  образа,  то  есть  тех мыслей и чувств, которые вызывает увиденное. Что есть образ? В искусстве это обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Когда мы смотрим на Мадонну 13 Рафаэля, мы видим красоту и благородство образа, нравственную чистоту и духовное спокойствие. Если взглянуть на Демона Врубеля, мы почувствуем напряженную   мощь,   беспокойную   и   непримиримую   красоту,   окунемся   в пучину душевных мук. Эти образы противоположны по содержанию, но обе эти работы ­ искусство, потому что потрясают человечество своей красотой и благородством уже не один век.  А   что   мы   видим   и   чувствуем,   когда   смотрим   на   работы   современных художников? Образы зачастую отталкивают взгляд, субъективный взгляд на предметы   мира   непонятен   ни   художникам­профессионалам,   ни непросвещенному   народу.   Бывает   ли   искусство   ради   искусства?   Давно доказано   ­   нет,   не   бывает,   искусство   всегда   для   людей.   Может   ли   быть искусством то, что людям непонятно?  Возможно,   ли   создать   что­то   новое   в   искусстве,   отказавшись   от   опыта предшествующих   поколений?   Да,   но   это   скорее   будет   называться творчеством, нежели искусством. В понятии "искусство" важны два фактора ­ это образ и красота. Если что­либо из этого отсутствует, то это не искусство. Без художественного образа искусства нет.   Современные   художники,   каждый   на   свой   лад   стараются   заявить   о своем существовании и окружающем мире. Возможно, ли создать что­то новое в искусстве, отказавшись от опыта предшествующих поколений? Да, но это скорее   будет   называться   творчеством,   нежели   искусством.   В   понятии "искусство" важны два фактора ­ это образ и красота. Если что­либо из этого отсутствует, то это не искусство. Без художественного образа искусства нет. В   современном   обществе   часто   возникает   непонимание   истинного назначения   искусства,   как   самим   художником,   так   и   теми,   кто   его произведениями   интересуется.   Итогом   исследования   были:   презентация 14 «Искусство   нашего   времени»,   показанная   учащимся   11   класса   на   уроке мировой   художественной   культуры,   проведен   конкурс   газет   «Современное искусство:   глазами   подростков»,   проведен   устный   журнал   «Современная искусство?» живопись: творчество     или   Для поиска выхода из данной кризисной ситуации будет предпринята попытка выступления   на  ежегодной  школьной   конференции   с  целью  заинтересовать аудиторию современным искусством.  Список использованной литературы 1. Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ – начала XXI века. СПб.: Азбука­классика, 2007.  2.   Бхаскаран   Л.   Дизайн   и   время.   Стили   и   направления   в   современном искусстве и архитектуре. – М.: Арт­Родник, 2007.  3.   Герман   М.   Модернизм.   Искусство   первой   половины   ХХ   века.   –   М.: Азбука­классика, 2008.  4. Малинина Т. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. – М.: Пинакотека, 2005.  5.   Сюзанна   А.   Стерноу.   Арт   Нуво.   Дух   прекрасной   эпохи.   –     Минск. Белфакс. 1997. Приложения 15 1. «Фонтан» (концептуальное искусство) 2. «Огрызок» Клас Ольденбург (поп­арт) 16 3. Граффити 4. «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви» Д. В. Врубель  (соц­арт) 17 5. Карло Мария Мариани. Коллаж. (анахронизм) 6. Георг Базелиц. «Новые дикие» 18 7. Апт­арт 19 8. «Испытательный полигон» Карстен Хёллер (Искусство  взаимоотношений) 20 9. Стрит­арт 10.Фризлайт 21 11.Отношение молодежи и старшего поколения к современному искусству. 22

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"

Исследовательская работа "Искусство нашего времени"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017