Рабочая программа по основам экономики

  • Документация
  • doc
  • 15.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала СВ-16 основы экономики.doc
Департамент образования и науки Кемеровской области Государственное профессиональное образовательное учреждение  «Прокопьевский строительный техникум» УТВЕРЖДАЮ заместитель директора по УР  ГПОУ «Прокопьевский  строительный техникум» _________  Л. Л. Зайкова  «____» _________ 2018г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебной дисциплины  ОП.06 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ   Уровень образования  среднее  общее образование Код и наименование   укрупненной группы  профессий Код и наименование профессии 15.00.00  Машиностроение 15.01.05  Сварщик (ручной и частично механизированной сварки  (наплавки) Срок обучения   2 года 10 месяцев Учебная группа СВ­16 Ф.И.О.  составителя Цикорина Екатерина Николаевна 1Прокопьевск, 2018г.  2Рабочая   программа   учебной   дисциплины   ОП.06   «Основы   экономики»  разработана   на основе   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   среднего профессионального   образования   по   профессии   15.01.05   Сварщик   (ручной   и   частично механизированной сварки (наплавки), утвержденного Приказом Минобразования и науки РФ от 02.08.2013N842 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29669).   Составитель Ф.И.О Цикорина Е.Н. Звание, должность преподаватель             «__»__________2018г Дата Подпись Рассмотрена и одобрена:  на заседании  методического объединения Председатель МО ____________________ Протокол № ___ «Общепрофессиональная  подготовка» А.Р. Прокудина от «____»__________2018 г. 3© ГПОУ «Прокопьевский строительный техникум», Цикорина Е.Н. 4СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины……………………….4 2. Структура и содержание учебной дисциплины…………………………....5 3. Условия реализации программы учебной дисциплины…………………...10 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………12 51. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.6 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ  1.1 Область применения программы Рабочая  программа учебной дисциплины (УД) «ОП.06 Основы экономики» разработана на основе Федерального   государственного   образовательного   стандарта   среднего   профессионального образования   (ФГОС   СПО)   и   является   частью   обязательных   требований   к   профессиональной подготовке обучающихся по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) для ГПОУ  «Прокопьевский строительный техникум», реализующего программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС). Рабочая   программа   УД   может   быть   использована  в   профессиональной   подготовке   и дополнительном   профессиональном   образовании   (в   программах   повышения   квалификации, программах   профессиональной   переподготовки)   для   квалифицированных   рабочих,   служащих согласно   «Общероссийского   классификатора   профессий   рабочих,   должностей   служащих   и тарифных разрядов» (ОК 016­94) газорезчик, газосварщик, электрогазосварщик, электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, электросварщик ручной сварки.  1.2   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной   образовательной программы: общепрофессиональной учебный цикл.  1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен: уметь:  находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда; знать:   общие принципы организации производственного и технологического процесса;   механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в  современных условиях;   цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли. В   результате   освоения   дисциплины   у   студента   должны   быть   сформированы   следующие компетенции Коды формируемых компетенций Содержание компетенции ОК 1 ОК 4 ОК 6 ПК 1.1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Работать   в   команде,   эффективно   общаться   с   коллегами,   руководством, клиентами. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций 1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы УД: максимальной учебной нагрузки студента 42часа, в том числе: ­ обязательной аудиторной учебной нагрузки 28 часов; ­ самостоятельной работы 14 часов. 62. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      практические занятия      теория Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: написание рефератов самостоятельное изучение тем, составление опорного конспекта Форма контроля ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ Объем часов 42 28 14 14 14 6 8 7Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Экономика и ее роль в жизни общества Тема 1.1. Организационно­ правовые формы предприятий. Факторы производства. Тема 1.2 Собственность и ее виды. Типы экономических систем. Конкуренция и монополия. 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 «Основы экономики» Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) Содержание учебного материала, практические работы,   самостоятельная работа  обучающихся Объем часов Уровень освоения 2 Содержание учебного материала 1. 2. Организационно­правовые   формы   предприятий:  организаций.  Типы   организации   хозяйства:  натуральное   и   товарное   производство.   Их   роль   в решении   хозяйственных   задач,   какие   блага,   как   и   для   кого,   производить. Сравнительный анализ натурального и товарного хозяйства. Преимущества товарного производства. Кругооборот богатства. характеристики   данных Домашняя работа: §1.2, с.6, зарисовать схему, устно дать определения понятиям. §1.2, с.6­7, подготовиться к устному опросу. Содержание учебного материала 1. Собственность   и   ее   виды:  собственность   как   основа   социально­экономических отношений   между   людьми.   Отношения   между   членами   общества   по   присвоению, хозяйственному использованию имущества и получению дохода от собственности. Права собственников   и   их   закрепление   в   законодательстве   страны.   Основные   типы собственности: частная, общая долевая и общая совместная. Сравнительные достоинства и недостатки разных видов собственности. Структура отношений собственности в России в начале XXI века. 3 42 2 2 4 2 2 3 82 Конкуренция и монополия:  конкуренция. Ценовые и неценовые методы конкуренции. Виды   конкуренции.   Совершенная   и   несовершенная   конкуренция.   Антимонопольная политика. Происхождение, сущность и функции денег. Практическое занятие: 1. ПЗ №1 "Производственные возможности в экономике". Домашняя работа: Повторить конспект по теме.   Повторить конспект по теме.   §3.2, с.17, подготовиться к устному опросу. Содержание учебного материала 1 Теория   спроса   и   предложения:  спрос   и   предложение   ­   важнейшие   экономические рычаги рыночного механизма. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения. Факторы (детерминанты) спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения. Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке. 2 Рыночное   равновесие:    рыночное   равновесие.   Рыночное   равновесие.   Рыночное ценообразование. Равновесная цена, ее значение в восстановлении рыночного равновесия. Тема 1.3 Теория   спроса   и предложения. Рыночное равновесие. ПЗ №2 "Теория спроса и предложения: спрос." ПЗ №3 "Теория спроса и предложения: предложение." ПЗ №4"Теория  спроса  и  предложения:  равновесная цена." ПЗ №5 "Эластичность спроса и предложения" Практическое занятие: 1 2 3 4 Домашняя работа: §4.6, с.49­52, подготовиться к устному опросу. §4.6, с.51­52, письменно схемы 4.7­4.8. Повторить конспект «Эластичность спроса и предложения» §4.6, с.56, начертить схему 4.11 Содержание учебного материала Тема 1.4. 2 2 8 2 3 3 3 9Распределение  доходов в  обществе.  Государственное  регулирование  экономики. 1 Распределение   доходов   в   обществе:  методы   государственного   регулирования экономики   принципы   распределения   доходов   в   экономике,   факторы   производства   и доходы, получаемые от их использования. Заработная плата работников. Оплата труда. Факторы увеличения оплаты труда. Роль форм вознаграждения за труд в стимулировании деятельности рабочих и специалистов. Номинальная и реальная заработная плата.  2 Прибыль фирмы: образование и распределение, прибыли фирмы. Норма прибыли и ее экономическая   роль.   Прибыльность   бизнеса.   Кредит   и   процент.   Виды   кредита. Прибыльность банковского капитала. Ценные бумаги. Доходы от ценных бумаг. Рынок ценных бумаг и курс акций. Земельная рента и цена земли. Практические занятия: 3 ПЗ №6 "Общественно­необходимые затраты труда". Домашняя работа: Повторить конспект по теме. §5.1, с.60­62, подготовиться к устному опросу.  Содержание учебного материала 1.5. Тема   Финансовая, денежно­кредитная и налоговая системы.   Тема 1.6.  Инфляция.  Сущность и виды. 1 1 2   Функции   налогов.   Принципы   налогообложения. Понятие кредитной системы: принципы кредита. Функции Центрального Банка России в кредитной системе. Понятие финансов. Госбюджет.  Налоги.   Кривая   Лаффера. Макроэкономическое   регулирование   экономики   посредством   бюджетно­налоговой политики государства.  Деньги. Денежная система и ее элементы.  Издержки производства: постоянные и переменные издержки. Общие издержки.  Средние издержки. Предельные издержки. 2 Домашняя работа: §3.9, выписать задачи кредитных отношений. Содержание учебного материала 1 Инфляция:  причины   и   формы   проявления.   Инфляция   спроса,   инфляция   издержек. Инфляция  и  безработица.  Кривая  Филлипса.  Главная   проблема  инфляции.   Уровень и темп инфляции.  Оценка   инфляции:   кейнсианство   и   монетаризм.   Особенности   антиинфляционной политики в России.  2 Безработица: сущность, формы, последствия. Измерение безработицы. Закон Оукена.  2 2 2 3 3 2 2 3 10Практические занятия: 1 ПЗ №7 "Взаимосвязь безработицы и инфляции". Домашняя работа: Повторить конспект по теме. Подготовка к дифференцированному зачёту. Самостоятельные работы Составить опорный конспект по теме: «Особенности создания АО», и подготовиться к  устному опросу. Подготовить реферат по теме: «Понятие качества и конкурентоспособности предприятия», к защите. Изучить теоретический материал по теме: «Отраслевые особенности структуры  себестоимости», и тезисно законспектировать. Составить опорный конспект по теме: «Методы формирования цен», и подготовиться к  устному опросу. Изучить теоретический материал по теме: «Факторы, влияющие на прибыль», и тезисно  законспектировать.  Подготовить реферат по теме: «Безработица», к зм ащите. 1 Дифференцированный зачет 2 Дифференцированный зачет 2 14 2 42 Всего:  Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 3 3 113. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к материально­техническому обеспечению. Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  «Основы  экономики». Оборудование учебного кабинета:  ­посадочные места по количеству обучающихся; ­автоматизированное рабочее место преподавателя; ­комплект учебно­наглядных пособий «Основы экономики»; ­печатные пособия (учебники, справочная литература); ­дидактические материалы; ­таблицы, схемы. Технические средства обучения:  ­персональный компьютер  для преподавателя; ­телевизор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий,   Интернет­ресурсов,   дополнительной литературы 3.2.1  Перечень нормативно­правовых источников (интернет­ресурсы):       03­1810.   – от г.   №   29.05.2007 1. Об образовании [Электронный ресурс]: закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266­1 (действующая редакция). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/. 2. Об   обязательном   общем   образовании   [Электронный   ресурс]:   письмо   Минобрнауки России   Режим   доступа: http://lawrussia.ru/authority/body_55/index.htm. 3. Федеральный Базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений   Российской   Федерации,   реализующих   программы   общего   образования [Электронный ресурс]: приказ Минобразования России от 09.03. 2004 г. № 1312. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/309/39309. 4. Типовое   положение   об   образовательном   учреждении   среднего   профессионального образования   (среднем   специальном   учебном   заведении)   [Электронный   ресурс]: постановление   Правительства   РФ   от   18.07.2008   г.   №   543.   –   Режим   доступа: http://base.garant.ru/193595/. 5. Федеральный   компонент   государственного   стандарта   общего   образования.   Часть   II. Среднее (полное) общее образование [Электронный ресурс] / Минобразования России. – М., 2004. – 266 с. – Режим доступа : http://mon.informika.ru/work/obr/dok/obs/1487/. 6. Рекомендации  по реализации  образовательной  программы среднего (полного) общего образования в образовательных  учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и   примерными   учебными   планами   для   образовательных   учреждений   Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки   России   от   29.05.2007   г.   –   Режим   доступа: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_216/doc216a973x543.htm.   №   03­1180. 127. Разъяснения ФИРО по формированию учебного плана ОПОП НПО и СПО [Электронный ресурс]   /   ФГАУ   «Федеральный   институт   развития   образования».   –   Режим   доступа: http://www.firo.ru/?page_id=774. 8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г. N 2643 "О внесении изменений   в   Федеральный   компонент   государственных   образовательных   стандартов начального   общего,   основного   общего   и   среднего   (полного)   общего   образования, утвержденный   приказом   Министерства   образования   Российской   Федерации   от   5   марта 2004 г. N 1089" 3.2.2  Перечень основных учебных изданий: 1. Соколова   С.В.   Основы   экономики   [Текст]:   учебник   для   учащихся   учреждений начального профессионального образования/ С.В. Соколова./­М.:Изд. Академия, 2013.­ 128с. 2. Борисов,  Е.Ф.  Основы  экономики  [Текст]:  учебник  для  учащихся  проф.  заведений   / Е.Ф.Борисов. /­ М.: ЮНИТИ,2013.­123с. 3.2.3  Перечень дополнительной литературы: 1. Борисов, Е.Ф. Основы экономики [Текст]: Практикум. Задачи, тесты, ситуации./ ­ Е.Ф. Борисов М.: Высшая школа, 2011­124с. 2. Журавлева,   Л.Ю.   Вводный   курс   по   экономической   теории   [Текст]:   Учебник   для лицеев/под общей редакцией акад. Л.Ю.Журавлевой. ­ М., 1912 ­230с. 3. Рябчиков,  Л.К.  Азбука   экономики   [Текст]:   Учебное   пособие   к   курсу   «Основы экономики»./ Л.К. Рябчиков ­ М., 2011­165 с. 4. Грузинов, В.П. , В.Д. Грибов   Экономика предприятия  [Текст]: учебник/, В.Д. Грибов .­М.: Финансы и статистика, 2014.­234с. 5. Жиделеева, В.В. Экономика предприятия [Текст]:  учебное пособие / В.В. Жиделеева.­ М.: ИНФРА ­ М, 2012.­ 154с.  6. Зайцев,   Н.Л.   Экономика   организации  [Текст]:    учебное   пособие   /   Н.Л.   Зайцев.   ­М.: Экзамен, 2012. ­176с. Зайдел, Х.Основы учения об экономике /  Х.Зайдел.­ М.: ЮНИТИ, 2014.­ 169с. 7. Сафонов, Н.А. Экономика предприятия[Текст]:  учебное пособие / Н.А. Сафонов.­ М.: Юрист, 2013. ­136с. 8. Швандара, В.А. Стандартизация и управление качеством продукции  [Текст]:    учебник для учащихся проф. заведений/В.А. Швандара .­ М.:ЮНИТИ,2012. ­148с. 134. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль  и оценка  результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Коды формируемых компетенций ОК   1.   Понимать   сущность   и социальную   значимость   будущей профессии,   проявлять   к   ней устойчивый интерес. ОК   4.   Осуществлять   поиск информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК   6.   Работать   в   команде, эффективно с коллегами, руководством, клиентами. ОК   7.   Исполнять   воинскую обязанность,   в   том   числе   с применением полученных профессиональных   знаний   (для юношей).  ПК 2.5 Читать чертежи средней сложности   и   сложных   сварных металлоконструкций. общаться           Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) уметь: ­находить   и   использовать экономическую   информацию   в целях   обеспечения   собственной конкурентоспособности на рынке труда. знать:  ­общие   принципы   организации производственного и технологического процесса;    ­механизмы   ценообразования   на продукцию, формы оплаты труда в  современных условиях;  ­цели   и   задачи   структурного структуру подразделения, основы организации, экономических знаний, необходимых в отрасли.       Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  ­наблюдение результатов практических заданий;   и     оценка выполнения ­оценка   индивидуального практического задания;  защиты ­оценка выполнения домашней работы; ­оценка результатов дифференцированного  зачета;   ­самооценка.  ­наблюдение результатов практических заданий;   и     оценка выполнения ­оценка   индивидуального практического задания;  защиты ­оценка выполнения домашней работы; ­оценка результатов дифференцированного  зачета;   ­самооценка. 14