Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"
Оценка 4.6

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
химия
8 кл—11 кл
20.01.2017
Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"
Цель работы: выявить родство двух наук - литературы и химии, проследить их связь друг с другом на примере художественных произведений. Задачи: • изучить и проанализировать отрывки из произведений художественной литературы, в которых упоминаются химические реакции и опыты; • определить роль каждого предмета по отношению друг к другу. • постараться проделать серию экспериментов, аналогичных сюжетам произведений; • сформулировать выводы.Исследовательская работа
химия и литература.docx
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение  средняя общеобразовательная школа с. Светиловки  Белогорского района  Амурской области ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по теме: Выполнила: обучающаяся 9 класса  МОАУ СОШ с. Светиловки Киселёва Анна Викторовна Руководитель работы: учитель  русского языка и литературы  МОАУ СОШ с. Светиловки Чалая Марина Владимировна. Светиловка, 2015 год. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1. Химия в художественной литературе                                                         1­2 стр. 1.1. Химия в прозаических произведениях                                                  3­9 стр. 1.2. Химия в поэзии                                                                                       10­11 стр. 1.3. Поэзия М.Ю. Лермонтова и отражение в ней химических  1 элементов                                                                                                       12­16 стр.       2. Химические ошибки в литературных произведениях                                 17­20 стр.       3. Заключение                                                                                                       21 стр.       4. Библиография                                                                                                   22 стр.        Приложение.                                                                                                        23­24 стр. Введение.     Знакомство с литературой мы начинаем с детских стихов, затем изучаем более серьёзные произведения.   А   узнав   предмет   «химия»,   вспоминаем   некоторые   отрывки,   начинаем   их анализировать,   появляются   вопросы,   в   которых   порой   хотелось   бы   убедиться экспериментально.                 Химия   на   протяжении   всей   истории   человечества   представлялась   предметом романтическим.  Эта  особенность химии  побуждала  писателей  и поэтов включать     в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов. Всё это делало их произведения более яркими, образными, колоритными.            Связь химии и литературы – настоящая кладезь для реализации творческих замыслов учителя по развитию познавательного интереса учащихся и их мыслительных способностей. Если на уроках химии использовать художественную литературу, то это поможет пробудить и поддержать стойкий познавательный интерес к предмету. Фрагменты   литературных   произведений   могут   быть   иллюстрацией   к   формируемым   у учащихся химическим понятиям, источником знания, увлекательным началом или формой введения   в   тему,   а   также   применяться   как   исследовательская   задача   при   изучении основополагающих понятий химии. Цель работы: выявить родство двух наук ­ литературы и химии, проследить их связь друг с другом на примере художественных произведений.  Задачи:  изучить и проанализировать отрывки из произведений художественной литературы, в которых упоминаются химические реакции и опыты; определить роль каждого предмета по отношению друг к другу. постараться проделать серию экспериментов, аналогичных сюжетам произведений; сформулировать выводы.     2 Объект исследования: являются произведения русской и зарубежной литературы, в которых присутствуют описания химических веществ и их превращений, что делает стихи и прозу более яркими, образными, колоритными, позволяя читателю иметь полное представление о каких­либо событиях. Предмет   исследования:  процесс   формирования   элементов   познавательной   активности   в сознании   учащихся   8­9   классов   через   преподавание   школьного   курса   химии   средствами художественной литературы. Актуальность темы исследования: 2015 год назван «Годом литературы». В последнее время у   школьников   наблюдается   низкая   мотивацию   к   обучению.   Не   секрет,   что   большинство учащихся мало читают художественной литературы, что уроки химии не всегда вызывают интерес к предмету. Являясь ученицей 9 класса, я осознала важность заинтересованности изучаемыми предметами. Такого интереса можно добиться разными путями. Один из них ­ на основе   художественных   произведений.   Литература   помогает   нам   по   ­   новому   раскрыть привычную для нас науку, показать ее в увлекательном, игровом ключе. Гипотеза:  Можно ли на уроках химии и литературы для повышения интереса  к учебному предмету  использовать художественные произведения и химические опыты при объяснении нового материала;  всегда ли писатели и поэты в своих произведениях правильно описывают химические вещества и процессы? Методы исследования:      ­ поиск и анализ литературы;      ­ анкетирование;      ­ беседа с обучающимися и взрослыми.   Результатом работы  будет рассмотрение некоторых литературных произведений с точки зрения химии и их сравнительная характеристика. 3 Основная часть. Глава 1. Химия в художественной литературе. Кто б ни был ты, прекрасный гений, Твои творения окажутся пустыми, Ты должен быть искусством вдохновим. Не станешь ты творцом открытий разных, Когда ты будешь сух и нелюдим. Не сможешь воплотить свои мечты, И знай, тебе скажу без наставлений, Когда к литературе безучастен, Будь ты биолог, физик или химик –  Поэзию не понимаешь ты.                «Не могу представить себе химика, не знакомого   с высотами поэзии, с картинами живописи, с  хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что­либо  значительное в своей области…» ­ писал  академик А.Е. Арбузов.                Многие   химики   были   не   только   великими   учеными,   но   и   одаренными   поэтами, музыкантами. Достаточно вспомнить имена М.В. Ломоносова, А.П. Бородина, Н.А. Морозова, Л.П. Радина и др.   Современники Д.И. Менделеева вспоминали о том, что великий химик высоко ценил У.Шекспира, И.Ф. Шиллера, И.В. Гете, В.М. Гюго, Д. Байрона, а также наших классиков,   начиная   с   В.А.   Жуковского   и   А.С.   Пушкина,   Менделеев   очень   любил   Ф.И. Тютчева,  А.А. Фета. А в молодые годы  сам писал  стихи. Отдыхать  Менделеев  любил за чтением авторов приключенческого жанра: Ж. Верна, Ф.Купера, А.Дюма и др. И, безусловно, произведения этих и других авторов можно использовать на уроках химии, т.к. они изобилуют химическими описаниями.              Готовясь к исследовательской работе, я провела анкетирование среди обучающихся школы (6­11 классы), с целью выяснения: «Связаны ли такие предметы, как литература и химия между собой? Есть ли у них точки соприкосновения?»        В исследовании приняло участие 29   человек. Анализ анкеты показал: 7 обучающихся считают,   что   данные   предметы   имеют   между   собой   точки   соприкосновения,   а   22 обучающихся  ответили, что химия и литература между собой не связаны. 4 7 22 да нет        Проанализировав ответы обучающихся, я решила найти ответы на интересующие меня вопросы. 1.1.Химия в  прозе. Химические сюжеты.            При первом знакомстве с химией важно показать огромную роль этой науки в жизни человека, в природе, обществе, истории. Очень образно и эмоционально о безграничной власти химии сказано одним из героев романа У.Коллинза “Женщина в белом” – графом Фоско: “Химия   всегда   имела   для   меня   неотразимую   привлекательность   благодаря   огромной, безграничной власти, которую она дарует тем, кто ее познает. Химики – я утверждаю это с полной ответственностью – могут, если захотят, изменить судьбы человечества. …Говорят, разум   управляет   Вселенной.   Но   что   правит   разумом?   Тело   находится   во   власти   самого всесильного властителей – химии. Дайте мне, Фоско, химию – и, когда Шекспир задумает Гамлета   и   сядет   за   стол,   чтобы   воспроизвести   задуманное,   несколькими   крупинками, оброненными в его пищу, я доведу его разум посредством воздействия на его тело до такого состояния,   что   его   перо   начнет   плести   самый   несообразный   вздор,   который   когда­либо осквернял бумагу. При подобных же обстоятельствах воскресите мне славного Ньютона. Я гарантирую, что, когда он увидит падающее яблоко, он съест его, вместо того чтобы открыть закон   притяжения.   Обед   Нерона,   прежде   чем   он   его   переварит,   превратит   Нерона   в кротчайшего   из   людей,   а   утренний   завтрак   Александра   Македонского   заставит   его   днем удирать во все лопатки при первом же появлении врага. Клянусь своей священной честью, человечеству   повезло:   современные   химики   по   большей   части   волею   непостижимого счастливого случая – безобиднейшие из смертных…”.     Часто можно встретить такие литературные выражения: «стальной характер», «железные нервы»,   «золотое   сердце»,   «свинцовый   кулак»,   «серебряный   иней»,   «золотая   заря», «свинцовые тучи».     Опыты алхимиков описаны   в произведении Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень». В средние века у алхимиков обязательной составной частью «философского камня»  5 и выражением одного из «основных начал природы» была сера. В романе А.Дюма «Граф  Монте­Кристо» герой­аббат Фариа притворился, что у него кожная болезнь, и  ему для её  лечения дали серу, которую предприимчивый аббат использовал для изготовления пороха.    В далекие времена поваренная соль (хлорид натрия NaCl) представляла собой очень  большую ценность, о чем рассказывается в таких произведениях как «Петр Первый»  А.Н.Толстого, «Князь Серебряный» А.К.Толстого.        При изучении способов разделения смесей, методов очистки воды можно использовать отрывок из сказки “Мороз Иванович”: “Между   тем   Рукодельница   воротится,   воду   процедит,   в   кувшин   нальет;   да   еще   какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода­то знай проходит сквозь песок да сквозь угольки и капает в кувшин чистая, словно хрустальная…”.        Эту же сказку  можно использовать при изучении свойств оксидов углерода: “– А, зачем ты, Мороз Иванович, – спросила Рукодельница, – зимою по улицам ходишь да в окошко стучишься?  – А я затем в окошки стучусь, – отвечал Мороз Иванович, – чтоб не забывали печей топить да  трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу  закрыть, не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки  прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и  совсем умереть от угара можно”. (Вопросы: Почему нельзя закрывать трубу, когда не все угли прогорели? Что такое угар? Почему от угара можно умереть?). Речь идет о сильном яде –  оксиде углерода (II), угарном газе (CO).   Уравнение химической реакции образования  угарного газа:  C + CO  2↔ CO – 175кДж   2 Если порошок алюминия сильно нагреть, то он воспламеняется и сгорает ослепительным  пламенем:  4Al + 3O2 = 2Al2O3. Эта реакция используется для изготовления бенгальских  огней и фейерверков и легла в основу рассказа Н.Носова «Бенгальские огни».       Так при изучении вопросов, связанных с кристаллизацией  веществ, а также с условиями их растворения можно использовать отрывок из романа К. Г. Паустовского «Кара­Бугаз» : «…Мирабилит в заливе начинает кристаллизоваться  в половине ноября; а к половине марта   кристаллизация  прекращается  и  начинается   обратный  процесс  –  растворение мирабилита в воде. В связи с этим мирабилит был назван «периодическим минералом». 6 Учащимся на данном уроке можно дать задание найти ответ на вопрос: «Почему мирабилит был назван «периодическим минералом»?»            Рассказывая   о процессе кристаллизации, можно использовать отрывок из повести К.Г. Паустовского «Золотая роза» ­«  Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут   множеством   белых   кристаллов   и   превратятся   в   подлинные   произведения искусства»  Вопрос: Объясните данное явление. Как оно используется в технике?     ( Ветка или гвоздь выполняют в данном случае роль затравки, на которую нарастают кристаллы из насыщенного раствора.)         «Химической энциклопедией» можно назвать роман Ж. Верна «Таинственный остров». Для многих учащихся нелюбимыми темами являются темы по  производству неорганических и органических веществ. Но если обратиться к данному роману, то мы увидим, как писатель рассказывает в нём о таких химических понятиях как:  Получение железа и его сплавов. (чугун и сталь)  Обработка стали.  Получение серной кислоты.  Получение стекла.   Получение глицерина и нитроглицерина.  Получение мыла.        В романе Ж.Верна вода рассматривается как эффективное топливо будущего « ­Какое топливо заменит уголь? ­Вода, ­ ответил инженер. ­Вода? Переспросил Пенкроф… ­Да, но вода, разложенная на составные части, ­ пояснил Сайерс Смит. – Без сомнения, это   будет   делаться   при   помощи   электричества,   которое   в   руках   человека   станет могучей силой. Да, я уверен, что наступит  день, и вода заменит топливо; водород и кислород,   из   которых   оно   состоит,   будут   применятся   и   раздельно;   они   окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко! Наступит день, друзья мои, и в тюрьмы пароходов станут грузить не уголь, а баллоны с двумя этими сжатыми газами, и они будут сгорать с огромнейшей тепловой отдачей… Вода – это уголь грядущих веков». 7 Писатель­фантаст Ж.Верн обладал великим даром предвидения. В его произведениях содержится более ста научных предсказаний, многие из которых уже получили технические решения.              При изучении  темы «Производство серной кислоты»  можно использовать отрывок из   иллюстрирующий   окислительно­ повести   К.   Паустовского   «Бросок   на   Юг», восстановительные реакции, происходящие с соединениями серы: «На поворотах Келасура намывала маленькие песчаные косы. Они горели под солнцем, как золотой песок. В первый раз, попав на Келасури, я намыл из этого берегового песка горсть темно­золотых чешуек – веселых и невеселых. Но через час они почернели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми мне объяснили, что это №не золото, а серный колчедан». (К.Паустовский «Бросок на юг»).            Для иллюстрации такого свойства серы, как горючесть, можно привести отрывок из романа С. Вилар «Замок на скале» ­ разговор старого война и мальчика из благородной семьи: «Этот серый порошок, малыш, ­ говорил он маленькому лорду, ­ самая сатанинская вещь на свете. Маленькой искры достаточно, чтобы все вокруг превратилось в ад и полыхнуло огнем. У основания башни есть каморка, где твой батюшка хранит запас пороха, и она всегда под замком, дабы какой­нибудь бедолага не вздумал зайти туда с факелом». Сернистый газ, образуемый при горении серы: «Собрав охапку сухой травы, Хуан Дарьен достал из кармана кремень, огниво, фитиль и серную палочку, высек огонь и сунул горящую серную палочку под собранную охапку. На миг взвилось и быстро погасло яркое пламя». Нахождение серы в природе:        Говоря о нахождении серы в природе, можно отметить, что она встречается в природе как в самородном виде, так и в виде соединений, о чем можно прочитать не только в учебнике, но и   в   художественной   литературе.   В   фантастическом   романе   В.А.   Обручева   «Плутония», повествующем об экспедиции ученых в неведомый мир под земной поверхностью читаем: «За площадкой круто поднималась противоположная стена, густо покрытая белыми, желтыми и красными налетами и натеками. В желтых налетах нетрудно было узнать самородную. Серу в виде   мелких   и   крупных   кристаллов,   сидевших   в   пустотах   лавы   или   покрывавших   ее поверхность нетолстым слоем».                  Среди природных соединений серы большое значение минерал пирит. Жюль Верн в «Таинственном   острове»   описал   получение   из   пирита   серной   кислоты.   Учитель   обращает внимание на название материала: прослеживается связь с греческим «пирос» ­ огонь. Исходя 8 из   этого,   пирит   –   огненный   камень,   и   именно   в   этой   роли   он   был   известен   еще   на   заре человечества.   Вот   как   пишет   Э.Штерх   в   своей   книге   «Охотники   на   мамонтов»   о   жизни первобытного человека:  «Копчем увидел у нее на ладони блестящий камушек…вдруг несколько лучей снова упали на камень, и он весь заискрился…Насколько тверд этот  блестящий камень? Кремень скользнул по камню…светящиеся искры разлетелись в стороны и исчезли в темноте… Появление  светящихся искр в  темной пещере тотчас заинтересовало охотников.  Они повскакивали со своих мест, в восторге глядя на руки Копчема, которые так и мелькали, выбивая из огненного камня разлетающие искры. ­Огненный камень! У него есть огненный камень! У нас будет огонь! Будет все!. Кусок пирита выполнял функцию огнива. Этот достаточно распространенный материал стал для наших далеких предков ступенькой к цивилизации. Тема: Фосфор и его соединения   «Крыша в хижине была худая, с потолка падали дождевые капли, но в очаге слабо мерцало   голубое   пламя…Концы   хвороста   тлели   голубоватым   огнем.   О   фосфоре, воспламеняющемся   от   воды,   они   не   вспоминали,   им   было   не   до   химии…»   (Р.А. Штильмарк. «Наследники из Калькутты»).            Во многих детективных, приключенческих произведениях злодеи прибегают к помощи яда, чтобы расправиться со своей жертвой. На химическом кружке или элективном курсе можно предложить учащимся решить детективную задачу.        Представьте себе, что леди Винтер (Миледи), решив покончить со своими заклятыми врагами, приготовила яд, используя сухой остаток бычьей крови. Она решила подмешать яд в вино. Один из гостей любил сухое вино, другой предпочитал сладкое. Провозгласив тост, миледи внимательно следила за действием своего зелья. Допив свой бокал, первый из гостей судорожно схватился за горло, зашатался и упал, губы его посинели, и через несколько минут он скончался. Второй гость почувствовал лишь легкое недомогание и поспешил покинуть “гостеприимный” дом. (Вопросы: Что было действующим началом примененного яда? Каковы причины различного исхода?   Ответ.   Действующим   началом   яда   был   цианид   калия,   который   является промежуточным   продуктом   при   производстве   синькали,   или   желтой   кровяной   соли, прокаливанием животной крови. Этот способ производства синькали был известен с XVIII в. Животная кровь содержит серу и азот. При прокаливании ее с карбонатом калия и железом образуются цианид калия и сульфид железа. Если полученный спек обработать горячей водой, 9 то протекает реакция с образованием гексацианоферрата (II) калия, или желтой кровяной соли. Поскольку один из гостей предпочитал сладкое вино, то он остался в живых. Ведь в самом  вине и  заключалось  противоядие  –  глюкоза, образующая с  цианидами  нетоксичное соединение. А другой гость скончался, причем признаки отравления цианистым калием были налицо. Сухое вино не содержало в достаточном количестве глюкозу.             При изучении  сложных эфиров  на уроке можно использовать строки из “Консуэло” Жорж Санда. “… Ей уже и раньше приходило в голову, что гармония звуков отвечает гармонии красок. А гармонией гармоний ей казался аромат…. Роза говорила о страстной любви, лилия о своей непорочности, пышная магнолия втихомолку поведала о чистых радостях святой гордости, а крошечная маргаритка шептала о прелестях простой, укромной жизни”. (Вопрос. А что такое запахи с химической точки зрения? Ответ. Тысячи ароматов дарит нам природа. В школьной лаборатории можно получить в пробирках вещества с запахом фруктов и цветов. Это пахнут сложные эфиры, которые образовались в результате химических реакций. Например: уксусная кислота + изоамиловый спирт ­> запах груши.)               Большую помощь художественная литература может оказать на уроке при опросе учащихся. На основе фактов, взятых из фантастической или приключенческой литературы, можно составить расчетные и экспериментальные задачи. Такие задания помогут определить уровень   усвоения   материла   учащимися,   их   эрудированность.   При   опросе   по   теме: «Генетическая   связь   между   основными   классами   неорганических   соединений»   можно использовать отрывок из романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов»: «Пожар пылал несколько   часов   подряд.   Пещера   превратилась   в   настоящую   печь   по   обжигу   извести. Неслыханной   силы   пламя   обожгло   весь   известковый   пласт,   который   представляет   собой углекислую   соль   кальция.   Под   действием   огня   известняк   разложился,   угольная   кислота выделилась, и получилось именно, то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы   на   нее   попало   известное   количество   воды.   Так   и   случилось.   Ливень,   который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимавший её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».          В   произведениях   детективного   жанра   К.   Дойла,   А.   Кристи,   А.   Маклина   чаще   всего встречается   описание   действия   хлороформа   на   живые   организма   и   применение   его   в криминальных целях.  10 В художественной литературе много материала для украшения уроков по органической химии.   Это   описание   физических   свойств,   веществ,   действия   их   на   организм   человека   и области применения.        Систематическое использование литературных произведений побуждает учащихся самим сочинять стихи, сказки, внимательнее читать и находить отрывки из произведений, где даны описания физических и химических процессов или явлений. 1. 2.  Химия в поэзии.        Химизация поэзии началась с освоения химического языка, в который входили названия химических элементов и веществ, в первую очередь          В восьмом классе изучение темы «Периодический закон и периодическая система Д.И.  металлов.  ─ Менделеева» можно начать стихотворениями С. Щипачева, Н. Глазкова, или В. Чивилихина, обратив внимание на величие данного открытия. Пусть зимний день с метелями Могу сказать зачем. Не навевает грусть – Таблицу Менделеева Я знаю наизусть. Зачем ее я выучил? 11 В ней стройность и величие Любимейших поэм. Без многословья книжного В ней смысла торжество. И элемента лишнего В ней нет ни одного. В ней пробужденье дерева Таблицу Менделеева Я знаю наизусть. Н. Глазков И вешних льдинок хруст. 1). При изучении темы: Вода. Свойства воды. Можно зачитать отрывок А.С. Пушкина из романа «Евгений Онегин»: В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа, Снег выпал только в январе. Картины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе На третье в ночь, проснувшись рано, И мягко устланные горы В окно увидела Татьяна Зимы блистательным ковром. Поутру побелевший двор,         Это   может   служить   иллюстрацией   того,   как   вода   переходит   из   одного   агрегатного Все ярко, все бело кругом. состояния в другое. 2). Химические свойства воды.  Ты знаешь, газ мельчайший, водород,  В соединенье с кислородом – это  Июньский дождь от всех своих щедрот,  Сентябрьские туманы на рассветах. 3). Значение воды.  У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобою во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты нам возвращаешь силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.             От  значения   воды   необходимо   перейти   к  вопросам   экономного  ее   расходования   и бережного отношения к ней, особо подчеркнув о загрязнении воды и возможных при этом последствиях. Нам снится немая, как камень Земля. И небо, нагое без птицы, И море без рыб и без корабля, Сухие, пустые глазницы. 12 «Предупреждение» А. Тарковский. 4). Агрегатное состояние воды. В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода, И кажется сказкою это, А, в сущности, только вода. Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Вот туча идет грозовая А, в сущности ­ только вода. Высокие гребни вздымая, Бушует морская вода И топит, как будто играя, Большие морские суда. Каскад водопада и брызги фонтана Как пухом зимой одевает А все это ­ только вода. В бирюзовой дали исчезая Лебедями плывут облака. Снег белый родные поля, Но время придет ­ все растает И будет простая вода. 13 1.3.  Художественные образы металлов в лирике Лермонтова.       На   уроке   литературы   мы   сейчас   изучаем   творчество   великого   русского   поэта   М.Ю. Лермонтова.   Так   как   2015   год   является     «Годом   литературы»,   меня   заинтересовали некоторые произведения поэта, в которых нашла своё отражение и химия.   В «Лермонтовской энциклопедии» сказано, что «поэтический язык Лермонтова лишен внешних   украшений;   лексически   и   синтаксически   богатый,   стилистически   разнообразный, эмоционально насыщенный, он напряжен в функциональном отношении и даже как бы суров в этой своей целеустремленности».  Поэт   стремится   придать   точному   и   однозначному   определению   дополнительный смысловой объем и глубину, в этом ему помогают «металлические» эпитеты, «ювелирные» метафоры и другие средства выразительности.  Золото Золото известно человеку с древнейших времен. «Люди издавна считали золото царем металлов. Алхимики обозначали его символом Солнца». С точки зрения химии, золото – это элемент   1   группы   периодической   Системы   Менделеева,   мягкий   ярко­желтый   тяжелый металл. Золото очень ковкое, пластичное, блестящее, довольно легко полируется. Считалось, что   золото   обладает   не   только   материальной   ценностью,   но   и   мистическими   свойствами, позволяет   провести   восстановление   энергии   всего   тела,   помогает   избавиться   от   болей   в сердце, от душевных расстройств и робости. Человек, имеющий при себе золото, не будет знать печали, и чем больше золота, тем радостнее у него на душе.  Прочитав стихотворения М.Ю. Лермонтова, я выяснила, что в раннем творчестве поэт чаще использует «металлические» художественные средства. В одном из первых стихотворений «К Гению» Лермонтов приписывает лире именно золотые свойства.  Молю тебя, молю, хранитель мой святой, Над яблоней мой тирс и лирой золотой Повесь и начерти: здесь жили вдохновенья! У   многих   поэтов,   в   том   числе   и   у   Лермонтова,   лира   «золотая»   ­   ценная,   дающая вдохновение, силы. Золото – ценный металл, поэтому писатель употребляет здесь именно этот эпитет. В то же время этот металл очень красивый: блестящий, ярко – желтый. С помощью этого эпитета создается неповторимый образ. «Парус» ­ одно из самых известных стихотворений Лермонтова. Нам известно, что золото   сравнивали   с   Солнцем,   поэтому   Лермонтов   называет   луч   золотым,   это   и принадлежность   Солнцу,   в   то   же   время   сходство   по   цвету.   Третья   строфа   представляет разгадку того, что ищет, к чему стремится («бежит») лирический герой. Сознавая красоту и многообразие мироздания («золотой», светлый мир охарактеризован при помощи антитезы), он просит о возможности в жизненных бурях проявить свои силы. «Под ним струя светлей лазури,/Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури,/Как будто в бурях есть покой». В   стихотворении   «Утес»   художественное   своеобразие   миниатюры   определяет развернутая   метафора.   Мимолетная   любовная   встреча   ассоциируется   с   игрой   «золотой» тучки, задевающей вершину горы.  В стихотворении «Спор» тоже присутствует образ золота, но здесь он играет другую роль.   Кроме   золота   в   стихотворении   присутствуют   медь   и   железо.   «Злато»   в   этом стихотворении употреблено в прямом значении. То есть золото здесь выступает как вещество, сырье.   Но   у   зрелого   Лермонтова   нет   «безразличных   эпитетов»,   «И   железная   лопата   /   В каменную грудь, / Добывая медь и злато, / Врежет страшный путь». «Здесь столкновение однородных и, казалось бы, «безразличных эпитетов» ­ «железная лопата» и «каменная грудь» высекает   смысловую   искру,   создает   почти   физическое   ощущение   трагизма   вторжения цивилизации в мир «дикой», нетронутой природы. «Безразличные эпитеты» подготавливают появление в тексте эмоционально активного, завершающего эпитета «страшный». Серебро Латинское название серебра — Аrgеntum — связано с цветом этого металла, восходит к греческому  «аргос» — «белый»,  «блестящий».  Русское  слово  «серебро» происходит от слова «серп» (луны). Блеск серебра напоминал таинственное лунное сияние. С   древних   времен   известно,   что   серебро   обладает   охлаждающим   действием   на организм. «Алхимики считали серебро металлом Луны, в их книгах этот металл изображается в виде юноши с полумесяцем в волосах, тогда как золото относили к Солнцу». Серебро ­ металл эмоций, психического ума, любви и заживления. Хорошо известен старинный обычай ­ хранить воду в серебряных сосудах, а также бросать серебряные монеты в водоемы и колодцы при их освящении. Благодаря своей высокой бактерицидности, серебро предохраняет от многих заболеваний.  Образ серебра реже встречается в стихотворениях Михаила Юрьевича (всего 20%), но тоже играет важную роль. В стихотворении «Еврейская мелодия» есть такие строки: « Я видал иногда, как ночная звезда/В зеркальном заливе блестит; Как трепещет в струях, и серебряный прах/От неё, рассыпаясь, бежит». Серебро – это металл Луны, а соответственно, и ночи, то в этом стихотворении автор «правильно» употребляет этот металл, применяет его не к самой Луне, как это есть во многих других его стихотворениях, а к «серебряному праху», то есть к звезде, с которой осыпается эта звездная пыль. Серебро  — белый блестящий металл, звезды  тоже  имеют белый  цвет, ночью на небе блестят, поэтому автор использует здесь именно этот эпитет. В стихотворении «Булевар» значение образа серебра другое: «Подалее на креслах там другой;/Едва сидит согбенный сын земли; Он как знаток глядит в лорнет двойной;/Власы его в серебряной пыли». В данном случае выражение «власы его в серебряной пыли» означает старость, седину.  В   «Завещании»   образ   серебра   создается   «с   помощью»   Луны,   ведь   именно   с   ней   в древности ассоциировался этот металл: Есть место: близ тропы глухой,/В лесу пустынном средь поляны, Где вьются вечером туманы,/Осеребренные луной… Символ   серебра   –  Луна,  а  значит,   этот  лунный  свет   тоже   имеет   серебряный   цвет, поэтому автор употребляет этот необычный эпитет «осеребренные». Поэт «с помощью этого металла» образно описывает туманный вечер, так как серебро – магический металл, создается даже мистическая, завораживающая картина. Серебро – чистый металл, не несущий в себе негативной энергии. В стихотворении автор имеет в виду, что «этот чистый снег» не может сочетаться с порочным, грязным миром, он не радует поэта. В этих строчках используется антитеза. Очень часто серебро встречается и   в   других   «снежных»   словосочетаниях.   Очень   распространены   такие   выражения,   как «серебряный иней», «серебряный лес». В стихотворении «Люблю я цепи синих гор…» Лермонтов пишет: «…Туманный месяц и меня,/И гриву, и хребет коня Сребристым блеском осыпал». Автор   использует   эпитет   «сребристый»,   так   как   это   свет   от   луны,   который   был направлен на лирического героя. «Луна предстает здесь в своих естественных изменениях: в начале южного вечера она «ярка без света и красна»; затем поднималась все выше, её «белое чело» осыпает окрестность «сребристым блеском». Небольшое   по   объему,   но   наполненное   глубоким   смыслом   стихотворение   «Бой». Лермонтов   описывает   сражение   двух   воинов:   светлого   и   темного.   Светлый   ­   в   серебре, поэтому мы опять можем найти соответствие с историей данного металла:  «Один серебряной обвешан бахромою,/Другой – в одежде чернеца. Вдруг поднял он концы сребристого покрова…» Это стихотворение интересно своей словесной живописью. Резко выдвинут на первый план эстетический смысл контраста света и тьмы: светлый всадник «серебряной обвешан бахромою», его противник – в «одежде чернеца», на «черном коне». Железо и его сплавы Немаловажную функцию в стихотворениях М.Ю. Лермонтова выполняет образ железа. Посмотрим, как он влияет на смысловую сторону стихотворения. Железо   –   это   серебристо­белый   металл,   очень   пластичный,   поэтому   легко обрабатывается, куется. «Алхимики обозначали железо в виде копья и щита – характерных атрибутов   Бога   войны   Марса».   Поэтому   железо   носилось   и   использовалось   в   защитных ритуалах.   Оно   притягивает   к   себе   отрицательную   энергию.   Железные   браслеты   и   кольца носят, чтобы оттянуть болезни от тела. Образ железа в стихотворениях  Лермонтова встречается  редко, но в него вложена необыкновенная сила. В   стихотворении   «Как   часто,   пестрою   толпою   окружен,…»   роль   этого   образа проявляется именно в этом «сильном» значении: «О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!...» «Железный» стих в данном случае ­ резкий, острый, пронизывающий. Лермонтов пишет об   обмане,   ему   надоели   ложь   и   интрига,   которые   создаются   вокруг   лирического   героя. Чувства накопились и в душе поэта, он негодует, возмущается; эти эмоции помогает передать «железный эпитет». Автор хочет пронзить сознание людей и заставить задуматься над ложью, своими поступками, обличить их с помощью поэзии. Разорвать эту цепь враждебного мира можно только «железным стихом». Эпитет имеет двоякий смысл ­ сатирическое содержание стиха и действенное оружие. В следующем стихотворении «Кинжал» идет речь о подаренном поэту оружии. Поэт использует образ железа в двух значениях (как «булат» и как само «железо»): «Люблю тебя, булатный мой кинжал,/Товарищ светлый и холодный… ………………………………….. Да, я не изменюсь и буду тверд душой,/Как ты, как ты, мой друг железный». Поэзия   Михаила   Юрьевича   пронизана   духом   борьбы.   В   его   стихотворениях   часто присутствует оружие, сражения, например, в стихотворении «Бородино». В лирике поэта мы можем   заметить   необычные   сравнения:   поэт   –   воин,   поэзия   –   кинжал.   В   предыдущем стихотворении он поэзией, как кинжалом, хотел резко осудить, то есть «вонзить» кинжал.  Автор называет железо булатом, возможно, для того, чтобы не повторять одно слово дважды или чтобы ярче показать свойства металла и описать кинжал по­разному, ведь булат – это   тоже   железо.   В   словосочетании   «булатный   кинжал»   автор   делает   акцент   именно   на материале, из которого сделан кинжал, говорит, что он «железный друг», то есть прочный и надежный. Похож по своему значению образ железа в стихотворении «Пленный рыцарь». Только здесь Лермонтов употребляет вместо булата чугун (сплав железа с углеродом, содержащий постоянные примеси: кремний, марганец, ванадий, алюминий). Это тоже железо, но в сплаве, а значит, более крепкий, мощный металл. В стихотворении есть такие строки: «Помню я только старинные битвы,/Меч мой тяжелый да панцирь железный». Словосочетание «панцирь железный» ­ защитный (что соответствует магическим свойствам этого металла). Не только мечи изготавливались из железа в средневековые времена, но и латы, кольчуги, то есть броня. 2. Химические ошибки в литературных произведениях.           Особенно   интересно   подбирать   выдержки   литературных   произведений,   содержащие научную   ошибку.   Авторы   художественных   произведений   нередко   допускают   ошибки   в описании химических веществ и процессов: А. …Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней – царственное слово… (А. Ахматова. Из.сб. «Бег времени») Ответ:  конечно, золото не ржавеет, не коррозирует. Это ошибка, но как точно подмечена разница в динамике разрушения стали и мрамора! Б. А какую неточность можно заметить в стихотворении Л. Лавренева «Нобуж»? …В озон превращается воздух… Ответ: в озон превращается не воздух, а кислород. В.  Писатели­фантасты   часто   используют   химическую   терминологию,   при   этом   нередко допуская неточности и ошибки. Например, в романе А. Беляева «Продавец воздуха» читаем: «Мистер Бейли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед нами был огромный   подземный   грот.   Десятки   ламп   освещали   большое   озеро,   его   вода   отличалась необычайно красивым голубымцветом… ­Жидкий воздух, ­ сказал Бейли . Я был поражен. До сих пор мне приходилось видеть жидкий воздух только в небольших сосудах нашей лаборатории». Ответ: Хочется заметить, что температура, при которой воздух становится жидким, должна быть   ниже   минус   196   градусов.   Человеку   при   этой   температуре   невозможно   находиться вблизи этого «озера», он погибнет от переохлаждения. Г. Как вы думаете, имеет ли запах серная кислота? Обратимся к популярной повести А.Н. Рыбакова «Приключения Кроша»: «…Стоящий   в   электроцехе   запах   серной   кислоты   напомнил   мне   о   сожженных   в   Липках брюках…».        Что хотел сказать автор повести, и как следует видоизменить фразу, чтобы она звучала химически грамотно? Разумеется, в цехе дуговой электросварки не могло пахнуть серной кислотой   –   ей   там   просто   неоткуда   взяться.   Тогда   что   имел   ввиду   автор?   При   дуговой электросварке   материалы,   чаще   всего   металлы,   сплавляются   теплом   электрической   дуги, температура   которой   достигает   5000   градусов.   При   столь   высокой   температуре   могут образовываться: озон, оксид азота(II). Поэтому фразу в тексте следовало бы изменить так: «…Стоящий в электроцехе запах озона, оксидов азота и азотной кислоты напомнил мне о сожженных в Липках брюках…» Д.  Крылатая   фраза   «без   фосфора   нет   мысли»   появилась   после   установления   Генсингом наличия ионов фосфора в мозговой ткани. Особенно любили применять ее механистические материалисты прошлого века.           Хотя   все   важнейшие   физиологические   процессы   в   организме   человека,   начиная   с сокращения мышц и кончая мышлением, связаны с химическими превращениями фосфора, но это не дает повода считать, что присутствие только фосфора обеспечивает свойство мозга – мыслить.   Называя фосфор «белым», следует иметь ввиду, что мы допускаем ошибку. В чистом виде белый фосфор бесцветное прозрачное вещество. Кристаллы белого фосфора очень сходны с алмазами, они совершенно бесцветны, идеально прозрачны и настолько сильно преломляют свет, что на солнце играют всеми цветами радуги. Е.   Нередко   высказывания   требуют   соответствующих   пояснений.   К   примеру,   у   И. Сильвинского мы читаем: …Видишь – мрамор: Это просто кальций…  Мрамор – это не кальций, а соль, карбонат кальция. Это ошибка.    Ж.  И   конечно,   нельзя   не   вспомнить   отрывок   из   знаменитой   «Собаки   Баскервилей» А.К.Дойла, в котором допущена существенная химическая ошибка: “…Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас, смертных, не видывал. Из  её  отверстой  пасти  вырывалось  пламя,   глаза  метали   искры,  по  морде  и  загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьём воспалённом мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана…   Страшный   пёс,   величиной   с   молодую   львицу.   Его   огромная   пасть   всё   ещё светилась   голубоватым   пламенем,   глубоко   сидящие   дикие   глаза   были   обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. ─ Светится в темноте белый фосфор, а он, во­первых, ядовит, а во­вторых, самовоспламеняется  Фосфор, ­ сказал я”.  на воздухе, поэтому его нельзя использовать для нанесения на тело животного.  В о п р о с ы  : какими свойствами обладает фосфор? Возможны ли явления, описанные в повести А. Конан Дойля?  О т в е т ы : Аллотропное видоизменение фосфора­белый фосфор­ действительно светится в темноте, что объясняется окислением его паров Р4 кислородом воздуха. Мелкодисперсный фосфор (например, выделенный из его раствора в сероуглероде после испарения последнего) самовоспламеняется. Загорается он и при трении. Белый фосфор ядовит : 0,1 г вещества – смертельная   доза.   Из   свойств   белого   фосфора   следует,   что   если   бы   и   удалось   каким­то образом «расписать» содаку не только снаружи, но и её пасть, то она немедленно бы погибла от отравления, а её труп превратился бы в пылающий костёр. З.  В   научно­фантастическом   романе   Александра   Богданова   «Красная   звезда»   приведено описание космического корабля. При этом сказано: «Это была «кислородная комната». В ней хранились запасы кислорода в виде 25 т бертолетовой соли, из которой можно было выделить по мере надобности 10 тыс. кубических метров кислорода». З а д а н и е : По уравнению реакции разложения бертолетовой соли(хлората калия)  2KClO3= 2KCl + 3O2 проверьте вычислением правильность утверждения автора. Р е ш е н и е :                2KClO3= 2KCl + 3O2                                         M(KClO3) = 122,5 г/моль                                         m (KClO3) = 245 т                                         Vm = 22,4 л/моль                                         V(O2)= 67200 м3          Из 245 т KClO3 можно получить 67200 м3   кислорода? А из 25 т ­ х м3. Составив пропорцию и решив её, получаем ответ: из 25 т бертолетовой соли можно получить около 6,8 тыс. м3  кислорода (н.у.), на 32% меньше указанного в отрывке из романа объёма. И. Литературный критик В. Огнев в статье, опубликованной в журнале «Юность», привёл  фразу из дневника поэта Ильи Сельвинского «Ртуть стоит в таблице элементов рядом с  золотом, ей не хватает всего двух нейтронов, чтобы стать золотом». О т в е т : Поэт И. Сельвинский, а следом за ним и критик В. Огнев допустили ошибку:  изменение числа нейтронов в ядре атома не приводит к образованию нового химического  элемента(образуется другой нуклид). Чтобы перейти от ртути к золоту ( порядковый номер  79) надо из ядер атомов ртути ( порядковый номер 80) убрать по одному протону. К. « Тогдашняя весна застала меня в Красноводске… Пахнущий нефтью и негашеной  известью город встретил меня не так радушно, как мне хотелось бы…» О т в е т ы : Негашёная, или жжёная известь – оксид кальция CaO . Это твёрдое  кристаллическое вещество без запаха. Автор, по – видимому, имел в виду хлорную известь –  продукт взаимодействия   гидроксида  кальция (гашёной извести) с хлором. Хлорная известь  обладает сильным запахом и применяется для дезинфекции. Л. « … А знаете, товарищи, ­ объявил он, ­ эти статуи кто­то облил уксусной кислотой.  Кислота разъела гипс, и он за ночь отвалился. Объяснение было правдоподобно». О т в е т : Природный гипс представляет собой  двуводный сульфат кальция CaSO4* 2H2O.  Для  изготовления скульптур  и в строительстве  применяют полуводный гипс 2 CaSO4* H2O  или  безводный – ангидрит, получаемые обезвоживанием   при нагревании природного гипса.  Полуводный гипс и ангидрит­ прекрасные вяжущие материалы. С уксусной кислотой гипс не  взаимодействует, поэтому объяснение, приведённое автором в отрывке, неправдоподобно.  Другое дело, если бы скульптуры были изготовлены из мрамора. М. «Царю и знати принадлежали поля и виноградники, тучные стада и бронзовая руда,  которую добывали в горах Урарту» О т в е т : Название «бронзовая руда» ошибочно. Бронза –  это сплав меди и олова. Заключение. В ходе работы я познакомилась с новыми литературными произведениями и открыла для себя то, что на самом деле содержание предметов литература и химия взаимосвязаны. Использование   отрывков   из   художественных   произведений   на   уроках   способствует пробуждению   и   поддержанию   познавательного   интереса   учащихся.   Учащиеся   выполняют творческую,   поисковую   самостоятельную   работу,   находят   отрывки   из   художественной литературы,   которые   содержат   интересные   описания   тех   или   иных   химических   явлений, физических и химических свойств различных веществ и их применение в самых необычных ситуациях.           Я   считаю,   что   произведения   художественной   литературы,   совершенствуя   образное мышление   учащихся,   могут   оказать   благотворное   влияние   на   развитие   их   воображения, способность   высказывать   оригинальные   идеи,   т.е.   тех   качеств,   которые   необходимы   для научного творчества.      Чтение отрывков из художественных произведений может открыть для учащихся новые и интересные стороны химической науки , как и наоборот знание химии позволит глубже понять некоторые моменты в произведениях, в общем­то от химии далеких.         Фрагменты   литературных   произведений,   зачитанные   на   уроках   химии,   несут  эмоциональную и обучающую нагрузку. Цель таких уроков ­ не только обобщение знаний по рассматриваемой   теме,   но   и   гуманизация   и   гуманитаризация   естественнонаучных   и технических знаний с помощью литературных произведений, установление межпредметных связей между химией и литературой, историей, биологией, физикой.            В ходе изучения литературных произведений, были выявлены следующие   взаимосвязи химии и литературы: 1. Химические   ошибки   в   литературе.   (Например,   в   произведении   А.   Конана   Дойла «Собака Баскервилей» присутствует явная ошибка. В произведении собака светится из­за   нанесенного   на   нее   фосфора.   Однако,   светиться   может   лишь   белый   фосфор, который очень ядовит, и поэтому собака Баскервилей не смогла бы долго прожить.  2. В   качестве   изобразительного   средства.   (Например,   в   произведениях   М.Ю. Лермонтова).            В своей работе я пытаюсь убедить ребят, что науку надо принимать не только умом, но и сердцем. А это возможно только через высоты поэзии, картины живописи и хорошей музыки. Ведь на протяжении всей истории человечества химия представлялась предметом романтическим. Библиография. 1.Беляев А. «Продавец воздуха». М.: «Эксмо», 2008. 25­26 с. 2. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. 1999. 86 с. 3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006. Серебро 4. Верн Ж. Собрание сочинений. М.: Азбука – классика, 2004. 321 с. 5. Верн Ж. Опыт Доктора Окса/Пер. с фр. Алма – Ата: МГП, 1993. С. 238 6. Вилар С. «Замок на скале». М.: «Эксмо»,1994.54 с.10.  7. Занимательно об азоте и фосфоре: Методическая разработка для студентов­практикантов. / Под. Ред. В.И. Толкунова, Л.К. Гиренковой. Куйбышев, 1978. 19 с. 8. Казанцев А.П. «Пылающий остров». М.: Молодая гвардия, 1983.С. 45­48 9. Карпова А.А. Химия и литература// Химия в школе. 2003. №1. С.23­26. 10. Кусаинова К.М. Художественная литература о предмете химия// Химия в школе. 2004.  №6. С.60­61. 11. Корнева Н.В. Интегрированные уроки химии и литературы. 2006. http:// festival. 1  september.ru/articles/211159. 12. Леднев О.Б. Как химический язык попал в литературу// Химия в школе.2001. №6. 63.с 13. Лупаков В.Э. Использование литературных произведений на уроках химии: учебное  пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.  Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006, 147 с. 14. Лермонтов М.Ю. Сочинения. Т.1, М.: Правда, 1989. 15. Пушкин А.С. Евгений Онегин // Собр.соч.: В 10­и т. Т.1. М.: Художественная литература,  1960. 78 с. 16. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии в 8 классе: Методическая  разработка для студентов­практикантов. Куйбышев, 1983. 17. Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. Использование художественной литературы при изучении  серы // Хмия в школе. 2001. №8. С. 27­29. 18. Роллинг Дж.К. Гарри Поттер и философский камень. М.: ООО «Росмэн – Издат», 2000.  С. 258­268. 19. Смолеговский А.М. Химия. Энциклопедия химических элементов. М.: Просвещение. 2000. 335 с. Приложение. Произведения художественной литературы, в которых можно встретить описание  химических элементов и опытов. 1. М. Васин «Два шага до чуда» (Тема «Первоначальные химические понятия») 2. В.   Ф.   Одоевский   «Мороз   Иванович»  (Тема  «Чистые   вещества   и   смеси.   Способы очистки смесей.») 3. А. и С. Голон. «Анжелика» (Тема «Закон сохранения массы веществ») 4. М. И. Алигер. «Ломоносов» (Тема «Первоначальные химические понятия») 5. Ж. Верн. «Опыт доктора Окса» (Тема «Кислород и его свойства») 6. Ж. Верн «Таинственный остров» (Тема «Водород и его свойства. Применение водорода  как экологически чистого топлива») 7. Б. Прус «Фараон» (Тема «Вода. Значение воды в природе и сельском хозяйстве») 8. Л. Н. Мартынов «Вода» (Тема «Вода») 9. Ж.   Верн   «20   000   лье   под   водой»  (Тема  «Основания.   Взаимодействие   щелочей   с оксидами неметаллов») 10. С.   П.   Щипачев   «Читая   Менделеева»  (Тема  «Периодический   закон   и   периодическая система периодических элементов Д. И. Менделеева») 11. Ф. Романцева «Рожденная атомом» (Тема «Теория строения атомов») 12. Г. Б. Адамов «Тайна двух океанов» (Тема «Окислительно­восстановительные процессы. Электролиз») 13. Г. Б. Адамов «Тайна двух океанов» (Тема «Окислительно­восстановительные процессы. Электролиз.») 14. «Нехожеными тропами». Сост. С. Берносов (Тема «Галогены. Значение соединений  фтора») 15. А. П. Беляев «Голова профессора Доуэля» (Тема «Галогены. Свойства хлора») 16. М. Ильин, Е. Сегал «Бородин» (Тема «Галогены. Свойства брома») 17. Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (Тема «Галогены. Значение и свойства йода») 18. А. С. Пушкин «И дале мы пошли – и страх обнял меня…» (Тема «Соединения серы.  Сероводород и сернистый газ.») 19. П. П. Бажов «Медной годы хозяйка» (Тема «Соединения серы. Сульфиды в природе») 20. К. Г. Паустовский «Бросок на юг» (Тема «Соединения серы. Серный колчедан») 21. Ж. Верн «Таинственный остров» (Тема «Производство серной кислот») 22. А. П. Казанцев «Пылающий остров» (Тема «Основные закономерности химических  реакций») 23. А. И. Насибов. «Безумцы» (Тема «Азот и его свойства») 24. А. и С. Голон «Анжелика» (Тема: «Аммиак») 25. Ж. Верн «Таинственный остров» (Тема «Азотная кислота. Нитраты») 26. А. К. Дойль «Собака Баскервилей» (Тема «Фосфор») 27. А. И. Куприн «Суламифь» (Тема «Аллотропия углерода. Свойства алмаза») 28. Г.   Уэллс   «Человек,   который   делал   алмазы»  (Тема  «Аллотропия   углерода.   Свойства алмаза») 29. А. К. Дойл «Голубой карбункул» (Тема «Аллотропия углерода. Свойства алмаза») 30. И. А. Ефремов «Алмазная труба» (Тема «Аллотропия углерода. Свойства алмаза.») 31. А. К. Дойл «Случай с переводчиком» (Тема «Оксиды углерода. Оксид углерода (II)») 32. В.   С.   Короткевич   «Черный   замок   Ольшанский»  (Тема  «Оксиды   углерода.   Оксиды углерода (IV)») 33. А. Н. Ефремов «Звездные корабли» (Тема «Кремний») 34. С. С. Гагарин «Три лица Януса» (Тема «Общие свойства металлов. Никель») 35. Г. Б. Адамов «Тайна двух океанов» (Тема «Металлы и сплавы») 36. Л. Буссернар «Похитители бриллиантов» (Тема «Кальций и его свойства») 37. Г. Б. Адамов «Тайна двух океанов» (Тема «Жесткость воды и способы ее устранения») 38. Н. Г. Чернышевкий «Что делать?» (Тема «Алюминий и его свойства») 39. Ж. Верн «С Земли на Луну» (Тема «Алюминий и его свойства») 40. А. И. Куприн «Суламифь» (Тема «Соединения алюминия») 41. А. М. Горький «Сказки об Италии» (Тема «Соединения алюминия») 42. А. Ивич «Семьдесят богатырей»  (Тема «Железо») 43. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»  (Тема  «Предельные углеводороды. Свойства метана») 44. Д. П. Патни «Розы любви» (Тема «Предельные углеводороды. Свойства метана») 45. «Нахоженными   тропами»   сост.   С.   Бердоносов  (Тема  «Непредельные   углеводороды. Свойства полиэтилена») 46. Л. Буссенар «Похитители бриллианотов» (Тема «Каучук и его свойства») 47. С. П. Щипачев «Размышления о нефти»  (Тема  «Природные источники углеводородов. Нефть») 48. Д. Лондон «Сердца трех» (Тема «Природные источники углеводородов. Нефть») 49. Ж. Верн «Таинственный остров»  (Тема «Многоатомные спирты») 50. Г. Р. Хаггард «Клеопатра» (Тема «Карбоновые кислоты») 51. Ж. Верн «Таинственный остров» (Тема «Сложные эфиры») 52. Ж. Верн «Таинственный остров» (Тема «Углеводы»)

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование художественных текстов на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование  художественных текстов на уроках химии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017