Исследовательская работа "История прялки"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "История прялки"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
МХК +1
10 кл—11 кл +1
21.06.2017
Исследовательская работа "История прялки"
В работе говорится об истории появления прялки на Руси. Какой она была первая прялка? Из чего её делали ? Какие символы использовали для украшения? Какие традиции, связанные с прялкой, были у наших предков? Об этом и многом другом можно узнать из данной работы.
История прялки.docx
История прялки       Прялка и веретено ­ древнейшие орудия женского труда, на котором пряли  нитки. Труд пряхи и ткачихи издавна почитался у всех народов. Образ пряхи, то  лирический, то поэтически­возвышенный, встречается в сказках, мифах, в  творениях Гомера. В античном мифе три богини судьбы ­ Парки прядут нити  человеческой жизни. У древних греков пряхам покровительствовала Афина, у  славян ­ языческая таинственная Мокошь, а позднее, в средневековой Руси ­  Параскева­Пятница.          Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме. Пряжа от первых старинных  прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в  какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов.  Как выполнялся весь процесс прядения? Правой рукой приводили в движение  большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В  зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или  наматывание пряди.         Прядением занимались женщины, а вот усовершенствование и изобретение –  это было занятие мужчин. В 1530 году Юргенс из Брауншвейга изобрёл прялку с  ножным приводом, при котором обе руки могли заниматься пряжей. Прялку стали  называть самопрялкой.         Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд –  прясть пряжу. «Пряслице» ­ так называлась прялка в Древней Руси. С осени до  Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели  за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни  одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая  хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и  фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали  из клёна, осины, берёзы и липы.        Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Технология изготовления прялки и её символика.  В течение веков у разных народов складывались свои формы прялок и приемы их украшения.         Трудовой остов прялки  очень несложен. Деревянная ручная прялка состоит из  двух главных частей: вертикальной части (лопаска и ножка), куда привязывается  кудель, и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть прялки  вставляется (втыкается, как, например, в прялках ярославского типа, или  ввинчивается, как в прялках тверского типа) в возвышение или подножку, «гнездо»,  сделанное в одном конце донца. В некоторых типах прялок (например, в  вологодских или ярославско­костромских) горизонтальная и вертикальная части  вырезываются из одного цельного дерева, из той нижней части ствола; где он вместе с корнем дает прямой или приблизительно прямой угол. Такие цельные прялки  получили в народном быту северных русских губерний наименование прялок­копыл. Название «копыл» относится, собственно, к дереву с корнем, но позднее название  это стало синонимом слова прялка. Словом копыл или копылка в народном быту  именуют часто и составную прялку, то есть со вставленной в донце вертикальной  частью. Термин этот встречается закрепленным в вырезанной надписи на отдельном  донце: «сей копыл деревни опальнева анны михаилавны сопъственна ея».  (Исторический музей № 49949) *.        Вертикальная часть прялки состоит из двух частей: лопаски и ножки. Лопаска  имеет в большинстве случаев фигуру четырехугольника (прямоугольника, трапеции, ромба) различных размеров; это или довольно большая доска, как, например, в  Вологодских копылках, или очень маленькая, как, например, в составных прялках  Ярославского типа. К лопаске привязывается на стороне, обращенной к донцу,  кудель. Лопаску называют еще «лопаткой» (Вологодская и Архангельская  губерния) или «головкой» (Костромская губ.). Ножка прялки имеет чисто  конструктивную задачу: поддержать лопаску. Она встречается различных форм  (плоская, в виде столба, прорезная и т. д.). Донце представляет собой нижнюю  горизонтальную часть прялки — доску, предназначенную для сиденья. Пряха сидит, обыкновенно, на краю донца. Прялка имеет в народном быту несколько местных  обозначений — например, «пряслице» (Вологодская губ.), «пряха» (Костромская  губ.), «точенка» (Новгородская и Тверская губернии). В одной надписи на  архангельско­вологодской расписной копыле прялка названа «пресница». В  Смоленской губернии прялку­копылку, в отличие от составных называют  «копаная», заключая в этом названии намек на выкопанный корень дерева,  послуживший прялке донцем. В Новгородской губернии употребляется название  «коренюха», применяемое к прялке­копылу.         По характеру декоративной обработки народные русские прялки можно  разделить на две главные группы: расписные и резные.                     Прялка. 1927. Ржевский р­н              Донце прялки. Втор. пол. XIX в.  Калининской обл                                Район Городца Нижегородской губ     Пряли на веселых сборищах деревенской молодежи ­ посиделках ­ и у себя по избам. В прежние времена девочку сажали за прялку лет с семи. Она должна была напрясть и наткать столько, чтобы хватило и на приданое, и на подарки родне. После замужества женщина занималась этой работой урывками. В тех местностях, где   прядение   составляло   промысел,   женщина   за   прялкой   проводила   всю молодость. Прялка служила свадебным даром жениха невесте. Часто ее дарил на память отец   ­   дочери,   муж   ­   жене.   Поэтому   такой   важный   в   крестьянском   обиходе предмет   украшали   особенно   тщательно.   Красивую   прялку­подарок   берегли, передавали из поколения в поколение. Известно, что на территории нашей страны прялки существовали уже в эпоху неолита. Об этом говорят находки археологов в Вологодской области на реке Модлоне. При археологических раскопках в Новгороде были обнаружены гребни, лопасти и донца прялок, относящихся к XI­XV векам. С   XVIII   века   получили   распространение   самопрялки   с   колесом.   Они значительно   убыстряли   работу.   Но   орудие   древней   конструкции   не   было вытеснено. Причины тому различные. Самая существенная, видимо, в том, что на самопрялке   нельзя   выделать   тонкую   пряжу.   Лучшие   сорта   ниток   пряли   по­ старому,   на   веретене.   Изготовление   прялок   продолжалось   до   1930­х   годов. Веретена в деревнях точат и сейчас. В   фондах   отдела   народного   искусства   хранится   более   800   прялок   разных районов  России. Когда­то небольшая, но ценная коллекция их после Великой Отечественной   войны   стала   быстро   пополняться   новыми   экспонатами, приобретенными   во   время   многочисленных   экспедиций.   Резные   и   расписные прялки почти во всем своем разнообразии представлены в экспозиции музея. Расскажем   о   двух   прялках.   Одна   из   Пермогорья,   еще   в   XVII   веке   тесно связанного с крупнейшими культурными центрами Севера ­ городами Великим Устюгом и Сольвычегодском. Стройная, сравнительно небольшая лопасть прялки с   ромбовидными   навершиями­городками   переходит   в   плавно   суживающуюся ножку,   по   краям   украшенную   рядами   резных   кругов.   И   городки,   и свешивающиеся внизу лопасти гирьки­сережки имеют на концах шишечки. Уже форма   прялки,   изобилующая   резными   деталями,   говорит   о   богатой   местной традиции   декоративного   искусства.   На   светло­желтом   фоне   черной   краской прорисованы контуром веерообразные листья и стилизованные цветы и ягоды на ветвях, образующих своими изгибами сердцевидные мотивы. На лицевой стороне лопасти среди побегов ­ птица с раскрытыми крыльями, на оборотной ­ вещий Сирин в короне. Контуры заполнены красной, желтой и зеленой краской. Манера росписи близка графическим приемам миниатюр, украшавших рукописные книги на Двине. Спокойный, уравновешенный орнамент росписи, сделанной в XIX веке, своими   формами   и   композицией   как   бы   воскрешает   стиль   растительных орнаментов XVII столетия. Но не только старинной сказкой веет от северодвинских прялок, как может показаться сначала. В их росписи, как и в росписи местных туесков, хлебниц, иногда   мы   видим   и   целые   рассказы   из   жизни   местных   крестьян.   Такие повествовательные композиции создавал, например, Яков Ярыгин, работавший в первой половине и середине XIX века. Он изображал и живописца за росписью дуги, и женщин за ткацким станком, за прялкой, швейкой, и сцены застолий. Другая северодвинская прялка сделана в 1927 году почужским мастером Федором Филипповичем Кузнецовым. Лопасть прялки гармоничных пропорций и фигурная высокая ножка покрыты мелколистным узором из кудрявых ветвей на белом фоне. Среди ветвей ­ кони, один зеленый, другой серебряный. Они везут разукрашенную   кибитку.   Выше   в   арочном   обрамлении   поверх   листочков сусального золота написано красное дерево. На его вершине сидят птицы. Прялки на   Двине   расписывались   по   меловому   грунту   и   покрывались   олифой   или покупным лаком. Рядом   с   праздничным   горением   красок   северодвинских   прялок   росписи мезенских мастеров кажутся строгими и несколько сумрачными. Но в них своя красота.   Прялки   делали   в   селе   Палащелье   и   еще   в   нескольких   деревнях   по Мезени. Исследователи   народного   искусства   считают   мезенские   росписи   прялок наиболее архаичными среди всех остальных. Действительно, в них будто оживает древняя техника росписи по дереву. Сажа и береговая красная глина ­ их краски, связующее ­ раствор смолы лиственницы в воде. Роспись наносилась прямо на дерево палочкой и тетеревиным пером. Сурик стали применять с конца XIX века. Росписи   покрывали   олифой.   Мезенские   узоры   ­   полосы   из   квадратов, треугольников,   вертикальных   и   косых   черточек,   штрихов   ­   близки   к геометрическому   стилю   резьбы   по   дереву.   Мезенские   мастера   в   отличие   от северодвинских не знали графического рисунка, близкого книжной миниатюре, не знали плавных изгибов певучих мазков кисти, переходящих в тонкие росчерки. Они   в   совершенстве   владели   только   своими   самодельными   орудиями   и выработали изящную каллиграфическую манеру рисунка­скорописи, который при небольшом наборе элементов позволял свободно варьировать и комбинировать мотивы. Орнаментальная   роспись   на   мезенских   прялках   покрывает   ковром   лицевую сторону   лопастей.   В   ней   ­   геометрический   орнамент,  ряды   птиц,  похожих   на завитки­пушинки,   и   самые   главные   изображения   ­   ряды   оленей   и   коней.   Они силуэтны.   Головы   и   спины   намечены   черным   контуром,   туловище   ­   красной краской. Ноги теряются в паутине мелких крестиков, овалов, штрихов, завитков. Фигурки   следуют   одна   за   другой.   Ритмичные   повторы   их   очертаний завораживают. Кони и олени образуют бесконечный волнообразный узор. Ряды животных означают бег стада и табуна, хотя изображения лишены всякого намека на   жанровость.   При   таком   своеобразном   орнаментальном   подходе,   при   всем лаконизме   художественного   языка   в   росписи   проявляется   поэтическое отношение мезенских мастеров к природе, основанное на ее глубоком понимании. Изображения   птицы,   оленя,   коня   сохранялись   неизменно   в   росписи   прялок вплоть   до   1930­х   годов,   когда   производство   в   Палащелье   почти   заглохло. Устойчивость этих образов объясняется их жизненной основой. Жители Мезени веками   занимались   птицеловством,   собирая   гусиный   пух   на   продажу, разведением   оленей,   выращиванием   лошадей,   пригодных   для   извоза.   Лошадей местной породы ­ "мезенок" ­ продавали в другие районы Севера.  Прялка. 1927. Пучуга, Архангельская обл. Устойчивые образы, символы и сюжеты мы можем найти в резьбе на прялках. Ромб с точками — Знак засеянного поля. Знак плодородия Ромб, заштрихованный прямоугольник — Обозначение земли Точки — семя, «запятые» — прорастающее семя. Лучи в кругу, круги, кресты — Солярные знаки, восходящее или заходящее  солнце может быть показано полукругом, бег солнца —  искривленные линии  внутри круга или волюты. Шестилепестковый знак в кругу — Громовый знак Кресты — Огненные знаки Большой круг, заполненный орнаментом — Обозначение неба, белого света — в  основном на прялках Волнистые линии — Знаки вод (земных и хлябей небесных), дождь. Вода —  символика небесного плодородия, урожая, и пути «на тот свет», рубежа между  мирами Дерево, «елочка» — Знак мирового древа Конь — символ солнца, перевозчик солнца по дневному небу Утка — перевозчик солнца ночью Женская фигура — женское божество, может присутствовать в сюжетах прихода  весны, материнства, на предметах женских занятий   Птица — огненно­солярная символика, может быть также перевозчиком или  символом души, пара птиц — в том числе — символ брака  Олень — небесная богиня­ олениха, подательница благ Медведь — древнейший объект поклонения, отождествлялся с Велесом («скотий  бог») — подателем богатства и благополучия, позже — хозяин леса. Знак змеи, имеет отношение к воде Солнечные символы — наряду с собственно солярными знаками — например, по  Рыбакову, птица с распростертыми крыльями) — полдень. В Забайкалье женщины тоже пряли. Традиции передавались из поколения в поколение. Об этом собран  материал и хранится в музее в с.Архангельское Красночикойского района, в этнографическом центре г.  Чита.                 Наш школьный музей «Сердцем прикоснись к истории» тоже пополнился экспонатами. Самопрялка жительницы с. Жипковщина Писаренко М.И.         За работой жительница с. Новая Кука Порядина М.Д.

Исследовательская работа "История прялки"

Исследовательская работа "История прялки"

Исследовательская работа "История прялки"

Исследовательская работа "История прялки"

Исследовательская работа "История прялки"

Исследовательская работа "История прялки"

Исследовательская работа "История прялки"

Исследовательская работа "История прялки"

Исследовательская работа "История прялки"

Исследовательская работа "История прялки"

Исследовательская работа "История прялки"

Исследовательская работа "История прялки"

Исследовательская работа "История прялки"

Исследовательская работа "История прялки"

Исследовательская работа "История прялки"

Исследовательская работа "История прялки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017