Исследовательская работа "История прялки"

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 21.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В работе говорится об истории появления прялки на Руси. Какой она была первая прялка? Из чего её делали ? Какие символы использовали для украшения? Какие традиции, связанные с прялкой, были у наших предков? Об этом и многом другом можно узнать из данной работы.
Иконка файла материала История прялки.docx
История прялки       Прялка и веретено ­ древнейшие орудия женского труда, на котором пряли  нитки. Труд пряхи и ткачихи издавна почитался у всех народов. Образ пряхи, то  лирический, то поэтически­возвышенный, встречается в сказках, мифах, в  творениях Гомера. В античном мифе три богини судьбы ­ Парки прядут нити  человеческой жизни. У древних греков пряхам покровительствовала Афина, у  славян ­ языческая таинственная Мокошь, а позднее, в средневековой Руси ­  Параскева­Пятница.          Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме. Пряжа от первых старинных  прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в  какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов.  Как выполнялся весь процесс прядения? Правой рукой приводили в движение  большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В  зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или  наматывание пряди.         Прядением занимались женщины, а вот усовершенствование и изобретение –  это было занятие мужчин. В 1530 году Юргенс из Брауншвейга изобрёл прялку с  ножным приводом, при котором обе руки могли заниматься пряжей. Прялку стали  называть самопрялкой.         Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд –  прясть пряжу. «Пряслице» ­ так называлась прялка в Древней Руси. С осени до  Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели  за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни  одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая  хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и  фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали  из клёна, осины, берёзы и липы.        Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Технология изготовления прялки и её символика.  В течение веков у разных народов складывались свои формы прялок и приемы их украшения.         Трудовой остов прялки  очень несложен. Деревянная ручная прялка состоит из  двух главных частей: вертикальной части (лопаска и ножка), куда привязывается  кудель, и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть прялки  вставляется (втыкается, как, например, в прялках ярославского типа, или  ввинчивается, как в прялках тверского типа) в возвышение или подножку, «гнездо»,  сделанное в одном конце донца. В некоторых типах прялок (например, в  вологодских или ярославско­костромских) горизонтальная и вертикальная части  вырезываются из одного цельного дерева, из той нижней части ствола; где он вместе с корнем дает прямой или приблизительно прямой угол. Такие цельные прялки  получили в народном быту северных русских губерний наименование прялок­копыл.Название «копыл» относится, собственно, к дереву с корнем, но позднее название  это стало синонимом слова прялка. Словом копыл или копылка в народном быту  именуют часто и составную прялку, то есть со вставленной в донце вертикальной  частью. Термин этот встречается закрепленным в вырезанной надписи на отдельном  донце: «сей копыл деревни опальнева анны михаилавны сопъственна ея».  (Исторический музей № 49949) *.        Вертикальная часть прялки состоит из двух частей: лопаски и ножки. Лопаска  имеет в большинстве случаев фигуру четырехугольника (прямоугольника, трапеции, ромба) различных размеров; это или довольно большая доска, как, например, в  Вологодских копылках, или очень маленькая, как, например, в составных прялках  Ярославского типа. К лопаске привязывается на стороне, обращенной к донцу,  кудель. Лопаску называют еще «лопаткой» (Вологодская и Архангельская  губерния) или «головкой» (Костромская губ.). Ножка прялки имеет чисто  конструктивную задачу: поддержать лопаску. Она встречается различных форм  (плоская, в виде столба, прорезная и т. д.). Донце представляет собой нижнюю  горизонтальную часть прялки — доску, предназначенную для сиденья. Пряха сидит, обыкновенно, на краю донца. Прялка имеет в народном быту несколько местных  обозначений — например, «пряслице» (Вологодская губ.), «пряха» (Костромская  губ.), «точенка» (Новгородская и Тверская губернии). В одной надписи на  архангельско­вологодской расписной копыле прялка названа «пресница». В  Смоленской губернии прялку­копылку, в отличие от составных называют  «копаная», заключая в этом названии намек на выкопанный корень дерева,  послуживший прялке донцем. В Новгородской губернии употребляется название  «коренюха», применяемое к прялке­копылу.         По характеру декоративной обработки народные русские прялки можно  разделить на две главные группы: расписные и резные.                     Прялка. 1927. Ржевский р­н              Донце прялки. Втор. пол. XIX в.  Калининской обл                                Район Городца Нижегородской губ     Пряли на веселых сборищах деревенской молодежи ­ посиделках ­ и у себя по избам. В прежние времена девочку сажали за прялку лет с семи. Она должна была напрясть и наткать столько, чтобы хватило и на приданое, и на подарки родне.После замужества женщина занималась этой работой урывками. В тех местностях, где   прядение   составляло   промысел,   женщина   за   прялкой   проводила   всю молодость. Прялка служила свадебным даром жениха невесте. Часто ее дарил на память отец   ­   дочери,   муж   ­   жене.   Поэтому   такой   важный   в   крестьянском   обиходе предмет   украшали   особенно   тщательно.   Красивую   прялку­подарок   берегли, передавали из поколения в поколение. Известно, что на территории нашей страны прялки существовали уже в эпоху неолита. Об этом говорят находки археологов в Вологодской области на реке Модлоне. При археологических раскопках в Новгороде были обнаружены гребни, лопасти и донца прялок, относящихся к XI­XV векам. С   XVIII   века   получили   распространение   самопрялки   с   колесом.   Они значительно   убыстряли   работу.   Но   орудие   древней   конструкции   не   было вытеснено. Причины тому различные. Самая существенная, видимо, в том, что на самопрялке   нельзя   выделать   тонкую   пряжу.   Лучшие   сорта   ниток   пряли   по­ старому,   на   веретене.   Изготовление   прялок   продолжалось   до   1930­х   годов. Веретена в деревнях точат и сейчас. В   фондах   отдела   народного   искусства   хранится   более   800   прялок   разных районов  России. Когда­то небольшая, но ценная коллекция их после Великой Отечественной   войны   стала   быстро   пополняться   новыми   экспонатами, приобретенными   во   время   многочисленных   экспедиций.   Резные   и   расписные прялки почти во всем своем разнообразии представлены в экспозиции музея. Расскажем   о   двух   прялках.   Одна   из   Пермогорья,   еще   в   XVII   веке   тесно связанного с крупнейшими культурными центрами Севера ­ городами Великим Устюгом и Сольвычегодском. Стройная, сравнительно небольшая лопасть прялки с   ромбовидными   навершиями­городками   переходит   в   плавно   суживающуюся ножку,   по   краям   украшенную   рядами   резных   кругов.   И   городки,   и свешивающиеся внизу лопасти гирьки­сережки имеют на концах шишечки. Уже форма   прялки,   изобилующая   резными   деталями,   говорит   о   богатой   местной традиции   декоративного   искусства.   На   светло­желтом   фоне   черной   краской прорисованы контуром веерообразные листья и стилизованные цветы и ягоды на ветвях, образующих своими изгибами сердцевидные мотивы. На лицевой стороне лопасти среди побегов ­ птица с раскрытыми крыльями, на оборотной ­ вещий Сирин в короне. Контуры заполнены красной, желтой и зеленой краской. Манера росписи близка графическим приемам миниатюр, украшавших рукописные книги на Двине. Спокойный, уравновешенный орнамент росписи, сделанной в XIX веке, своими   формами   и   композицией   как   бы   воскрешает   стиль   растительных орнаментов XVII столетия. Но не только старинной сказкой веет от северодвинских прялок, как может показаться сначала. В их росписи, как и в росписи местных туесков, хлебниц, иногда   мы   видим   и   целые   рассказы   из   жизни   местных   крестьян.   Такие повествовательные композиции создавал, например, Яков Ярыгин, работавший впервой половине и середине XIX века. Он изображал и живописца за росписью дуги, и женщин за ткацким станком, за прялкой, швейкой, и сцены застолий. Другая северодвинская прялка сделана в 1927 году почужским мастером Федором Филипповичем Кузнецовым. Лопасть прялки гармоничных пропорций и фигурная высокая ножка покрыты мелколистным узором из кудрявых ветвей на белом фоне. Среди ветвей ­ кони, один зеленый, другой серебряный. Они везут разукрашенную   кибитку.   Выше   в   арочном   обрамлении   поверх   листочков сусального золота написано красное дерево. На его вершине сидят птицы. Прялки на   Двине   расписывались   по   меловому   грунту   и   покрывались   олифой   или покупным лаком. Рядом   с   праздничным   горением   красок   северодвинских   прялок   росписи мезенских мастеров кажутся строгими и несколько сумрачными. Но в них своя красота.   Прялки   делали   в   селе   Палащелье   и   еще   в   нескольких   деревнях   по Мезени. Исследователи   народного   искусства   считают   мезенские   росписи   прялок наиболее архаичными среди всех остальных. Действительно, в них будто оживает древняя техника росписи по дереву. Сажа и береговая красная глина ­ их краски, связующее ­ раствор смолы лиственницы в воде. Роспись наносилась прямо на дерево палочкой и тетеревиным пером. Сурик стали применять с конца XIX века. Росписи   покрывали   олифой.   Мезенские   узоры   ­   полосы   из   квадратов, треугольников,   вертикальных   и   косых   черточек,   штрихов   ­   близки   к геометрическому   стилю   резьбы   по   дереву.   Мезенские   мастера   в   отличие   от северодвинских не знали графического рисунка, близкого книжной миниатюре, не знали плавных изгибов певучих мазков кисти, переходящих в тонкие росчерки. Они   в   совершенстве   владели   только   своими   самодельными   орудиями   и выработали изящную каллиграфическую манеру рисунка­скорописи, который при небольшом наборе элементов позволял свободно варьировать и комбинировать мотивы.Орнаментальная   роспись   на   мезенских   прялках   покрывает   ковром   лицевую сторону   лопастей.   В   ней   ­   геометрический   орнамент,  ряды   птиц,  похожих   на завитки­пушинки,   и   самые   главные   изображения   ­   ряды   оленей   и   коней.   Они силуэтны.   Головы   и   спины   намечены   черным   контуром,   туловище   ­   красной краской. Ноги теряются в паутине мелких крестиков, овалов, штрихов, завитков. Фигурки   следуют   одна   за   другой.   Ритмичные   повторы   их   очертаний завораживают. Кони и олени образуют бесконечный волнообразный узор. Ряды животных означают бег стада и табуна, хотя изображения лишены всякого намека на   жанровость.   При   таком   своеобразном   орнаментальном   подходе,   при   всем лаконизме   художественного   языка   в   росписи   проявляется   поэтическое отношение мезенских мастеров к природе, основанное на ее глубоком понимании. Изображения   птицы,   оленя,   коня   сохранялись   неизменно   в   росписи   прялок вплоть   до   1930­х   годов,   когда   производство   в   Палащелье   почти   заглохло. Устойчивость этих образов объясняется их жизненной основой. Жители Мезени веками   занимались   птицеловством,   собирая   гусиный   пух   на   продажу, разведением   оленей,   выращиванием   лошадей,   пригодных   для   извоза.   Лошадей местной породы ­ "мезенок" ­ продавали в другие районы Севера.  Прялка. 1927. Пучуга, Архангельская обл. Устойчивые образы, символы и сюжеты мы можем найти в резьбе на прялках. Ромб с точками — Знак засеянного поля. Знак плодородия Ромб, заштрихованный прямоугольник — Обозначение земли Точки — семя, «запятые» — прорастающее семя.Лучи в кругу, круги, кресты — Солярные знаки, восходящее или заходящее  солнце может быть показано полукругом, бег солнца —  искривленные линии  внутри круга или волюты. Шестилепестковый знак в кругу — Громовый знак Кресты — Огненные знаки Большой круг, заполненный орнаментом — Обозначение неба, белого света — в  основном на прялках Волнистые линии — Знаки вод (земных и хлябей небесных), дождь. Вода —  символика небесного плодородия, урожая, и пути «на тот свет», рубежа между  мирами Дерево, «елочка» — Знак мирового древа Конь — символ солнца, перевозчик солнца по дневному небу Утка — перевозчик солнца ночью Женская фигура — женское божество, может присутствовать в сюжетах прихода  весны, материнства, на предметах женских занятий   Птица — огненно­солярная символика, может быть также перевозчиком или  символом души, пара птиц — в том числе — символ брака  Олень — небесная богиня­ олениха, подательница благ Медведь — древнейший объект поклонения, отождествлялся с Велесом («скотий  бог») — подателем богатства и благополучия, позже — хозяин леса. Знак змеи, имеет отношение к воде Солнечные символы — наряду с собственно солярными знаками — например, по  Рыбакову, птица с распростертыми крыльями) — полдень.В Забайкалье женщины тоже пряли. Традиции передавались из поколения в поколение. Об этом собран  материал и хранится в музее в с.Архангельское Красночикойского района, в этнографическом центре г.  Чита.                 Наш школьный музей «Сердцем прикоснись к истории» тоже пополнился экспонатами.Самопрялка жительницы с. Жипковщина Писаренко М.И.         За работой жительница с. Новая Кука Порядина М.Д.