Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.
Оценка 4.8

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
docx
история +2
10 кл—11 кл +1
03.02.2017
Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.
Музейные мероприятия очень нужны современному обществу . несмотря на то, что большинство культурных инновационных мероприятий несет свои истоки с Запада и является в первую очередь мероприятием европейского характера, России оно необходимо. В условиях падения нравственных ценностей, необходимо укреплять культурные основы современной молодежи, а музеи в этом случае играют ключевую роль, которую мы и рассмотрели на примере хабаровского музея имени Гродекова.
4.docx
Культурно­образовательная   деятельность   Хабаровского   краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта. Возникновение   ночных   массовых   мероприятий   на   Западе, продвижение в России. Культурная политика всегда была одним из приоритетных направлений политики любого государства.  Европейская политика ведущих стран запада предполагала ориентацию на   запросы   общества   в   области   духовных   ценностей.   Но,   вместе   с   этим, происходит   и   политика   ,   акцентирующая   внимание   на   ключевых   аспектах истории.   Молодежь   активно   привлекается   к   политике   формирования духовных   ценностей,   осуществляются   мероприятия   по   привлечению населения   в   художественные   галереи,   библиотечные   фонды,   мемориалы   и музей1. Итак,   отметим,   что   музей   является   основным   социокультурным элементом в сфере духовного развития. Страны   Европы   характеризует   очень   пристальное   внимание   к организации   досуга   своего   населения.   Большие   средства   выделяются   из бюджета на проведение культурно­массовых мероприятий. К мероприятиям культуры   активно   приобщаются   ,   так   называемые   «меценаты»,   готовые финансировать творческие проекты и мероприятия.  Стоит   отметить,   что   проблема   мероприятий   культурного   плана заключается   в   двух   аспектах   –   теоретическом   и   практическом.   В   первую очередь. Это отражает рост ценностей и приоритетов в области культуры. 1 Поляков Т.П. Музей будущего: проблема выбора модели // Теория и практика музейного дела в  России на рубеже XX XXI веков / Труды ГИМ. Вып. 127. М., 2001. С. 77­85. Сегодня   уровень   развития   цивилизации   измеряется   не   столько характером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения2. Поэтому   не   случайно   проект   «Ночь   музеев»   зародился   именно   на Западе.   Первоначально   от   проекта   не   ожидалось   масштабных   результатов. Планировалось в ходе мероприятия пробудить интерес к культуре, прежде всего, у молодежи и подрастающего поколения. Инновационный  проект   было   решено  реализовать   в мае. Связано  это было   с  тем,  что   именно   в   мае, 18  числа   отмечается   международный   день музеев3. Последствием   этого   стало   учреждение   по   всей   стране   мероприятия, связанного с посещением музея. Различались лишь названия: «музейная ночь», «Ночь музеев», «Ночь в музее». В большинстве музеев России, в том числе и в Хабаровском крае было утверждено название  «Ночь в музее». В   рамках   акции   был   выбран   популярный   «общественный»   язык. Общение   было   ориентировано   в   первую   очередь   на   молодежь,   поэтому   и необходимо  было  установить  молодежный  сленг. Первоначально  на Западе стояла   необычная   задача   –   организовать   инновационное   мероприятие   с привлечением   общественных   молодежных   масс.   Для   полноты   мероприятия было необходимо привлечь таких экскурсоводов, которые в необычной форме смогли бы презентовать различным слоям общества культурно­исторические достопримечательности. 2  Поляков Т.П. Музей будущего: проблема выбора модели // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX XXI веков / Труды ГИМ. Вып. 127. М., 2001. С. 77­85. 3 День музеев учрежден в мае 1977 года на XI Генеральной конференции Международного совета музеев в Москве по инициативе советской делегации. Сама акция идет истоками в 1970 е году с первоначальным названием «Весна музеев»4.  Стоит отметить , что изначально вход в музеи в день этого мероприятия был   бесплатный,   а   время   посещения   музея   продлевалось   до   последнего посетителя. Как   масштабное   акционное   мероприятие   «Ночь   музеев»   впервые прошла в 1997 году в Берлине. Название здесь также отличалось от принятого сегодня. «Долгая ночь музеев» (Lange Nacht der Museen). Однако в отличие от всех музейных мероприятий, приуроченных к дню музея и проходящих в мае, это мероприятие проходило и проходит в Берлине два раза в год, в январе и в августе , в последние субботы месяца. Стоит   также   отметить   такую   особенность.  Как  бесплатный   характер мероприятия.   Администрация   Берлинских   музеев   активно   привлекала спонсоров   для   организации   мероприятия.   Для   посетителей   в   эти   дни посещение   музея   абсолютно   бесплатное,   более   того   посетителям предлагается и бесплатное чаепитие, а также приятные сувениры.  Идея   проводить   мероприятия   именно   ночью   также   принадлежала именно берлинским музеям. Впоследствии к этой акции присоединились и другие музеи Германии и акция   получила   общенациональный   характер.   Уже   на   следующий   год   20 городов страны открыли свои музеи в ночь для посетителей. Масштабный характер акции способствовал присоединению к ней музеев Франции, а затем и столицы европейских городов – Прага, Варшава. С 2001 года характерно масштабное распространение.  Так, в 2003 г. в Австрии в рамках праздника огромный интерес вызвала коллекция князя Лихтенштейна Ханса Адама II, который выставил полотна Рубенса, в том числе знаменитую картину «Венера перед зеркалом». 4 РИА Новости http://ria.ru/spravka/20100514/234016337.html#ixzz3qtwkLERV Согласно   музейным   данным.  Самым   популярным   музеем   в   Германии стал Берлинский кафедральный собор. Согласно подведенным данным, только его посетили 22 тысячи человек. Мероприятие с таким масштабным итогом дало   свое   продолжение.   В  2005   году,   во   время   повторения   «Долгой   ночи музеев» были изданы универсальные билеты, по которым можно было пройти в любой музей страны. После   успешного   старта   мероприятий   на   Западе,   «ночи   музеев» переместились и в Россию. Впервые «ночь музеев» состоялась в 2002 году , в Красноярском крае, в Музейном центре, в честь его 15 летнего юбилея. Мероприятие первоначально не имела большой агитации, но население города Красноярска мероприятие оценило, но о масштабности говорить было еще рано. 2005   год   во   Франции   был   ознаменован   тем,   что   французские   музеи заявили о необходимости проведения международной  выставки культурно­ образовательного потенциала под названием «Ночь музеев».  Немаловажным   фактом   стало   вынесение   этого   вопроса   на   заседание Совета Европы. Мероприятие было поддержано Советом, также оно получило поддержку   и   международного   Совета   музеев   –   подконтрольного   Совету Европы. Одобрение мероприятие крупнейшим международным органом дало свои результаты – к акции стали активно присоединяться музеи мира, увидев в этом приоритетное направление культурной  и международной политики. Все это привело к тому, что в 2006 году в проекте участвовало 2 тысячи музеев Европы. Основным направлением мероприятия принято считать привлечение к культурному   наследию   посетителей   всех   возрастов   в   необычной инновационной форме. Яркие музейные акции нацелены на то, чтобы показать зрителю отсутствие обычной будничной обстановки музейных экспозиций, а наоборот наличие красочны представлений, площадок, создающих шоу. Наибольшая   часть   населения   до   проведения   ряда   масштабных инновационных   мероприятий,   считала,   что   музеи   –   это   скучная,   сугубо научная специфическая деятельность. После посещения мероприятий позиция изменилась. Главной целью акции является возможность привлечь и заинтересовать   посвященными   неординарными   программами, посетителей   яркими, культурному   и   историческому   наследию.   Открытость   для   зрителей   – основной девиз «музейной ночи» всего мира. Суть мероприятия заключается в том, что в определенное время музеи мира разнообразных профилей и жанров открывают в нестандартное время свои   двери   для   посетителей,   кроме   того,   вместо   банальных   экскурсий участникам   предлагают   разнообразные   культурно­исторические   шоу разнообразной тематики. Причем, стоит отметить, что тематика мероприятий носит разнообразный характер и нацелена на разноуровневую аудиторию. Также,  стоит  отметить,  что  мероприятия,  как  правило,  посвящаются какой­то   конкретной   теме,   так   например   «ночь   в   музее»   2015   в   России посвящена 70 летию победы в Великой Отечественной войне. Основная идея мероприятия состоит в том, чтобы в определенное время открыть двери музеев для посещения. Как правило, это время отличается от общепринятого, условно – вечерне­ночное время. Характерными   чертами   мероприятия   являются   –   отказ   от   прежней традиционности, исключительный эффект неповторимости для посетителей и наличие какого­либо запланированного творческого мероприятия.  Атмосфера ночного стиля мероприятия дает необычное представление даже рядовым местам. Люди воспринимают музейные экспозиции как нечто необычное, не свойственное повседневному течению времени. В 2007  году   Москва   переняла   эстафету   проведения  культ­массового мероприятия. В программу было включено шесть музеев города, официально было   обозначено   их   одновременное   открытие   в   9   вечера.   За   несколько месяцев до события прошла активная рекламная кампания, призывающая к участию молодежь. Спустя   год,   после   запуска   акции,   уже   9     музеев   решили   повторить данное мероприятие, более того, к мероприятию присоединились и галереи, арт­площади и творческие объединения. Все они решили присоединиться к массовому   именно   ночному   мероприятию,   считая   это   время   наиболее продуктивным   для   приобщения   населения   к   культуре.   Количество участников,   принявших   участие   в   этих   мероприятиях,     превысило   500 человек. Правительство   Москвы   ,   наблюдая   столь   масштабный   успех зафиксировало   «Ночь   в   музее»   как   ежегодную   культурно­образовательную акцию, которую было решено проводить культурными учреждениями в мае месяце. Спустя определенное количество времени, количество, участвующих в акции   музеев   возросло   до   120,   а   число   посетителей   до   800   тысяч,   что свидетельствовало   о   несомненном   успехе   проводимых   культурно­массовых мероприятий. Более того, в планах российского правительства была сформирована идея приобщить к акции не только музеи, но и памятники архитектуры, музеи, расположенные   в   квартирах   и   картинные   галерее(   которые   уже   один   раз принимали участие в акции).5.  Таким   образом,  ночь   музеев —  международная   акция,  основная   цель которой   показать   ресурс,   возможности,   потенциал   современных   музеев, привлечь   в   музеи   молодежь.   «Ночь   в   музее»,   как   инновационный   проект впервые   прошел   во   Франции   и   имел   первоначальное   название   –   «Весна музеев». В 1999 году, в рамках этого направления музеи Франции   18 мая открыли   свои   двери   для   посещения,   была   организована   специальная 5 РИА Новости http://ria.ru/spravka/20100514/234016337.html#ixzz3qtwkLERV программа,  включающая  в  себя  знакомство   с  историей  страны, основными периодами   развития   страны,   посредством   организации   тематических экспозиций.   Грамотные   экскурсоводы   старались   заинтересовать   все возрастные   категории.   Поскольку   эта   акция   получила   успех   и   признание общества, правительством страны было решено повторить эту акцию. Преемственностью стала проведенная в Берлине «ночь музеев». В   2000х   годах   к   акции   присоединились     более   30   стран   Европы   и Америки.   Названия   разнились   –   «весна   музеев»,   «ночь   в   музее»,   «ночь музеев». Однако по­прежнему цели организации акции были неизменными. В   2005   году   название,   установленное   изначально,   было   заменено   на «ночь музеев». России свойственно было именно это название. После проведения мероприятия в центре Красноярска, было принято решение и приобщить к мероприятию как можно большие массы населения. Поэтому вечерне­ночное время было обозначено как самое актуальное для проведения мероприятия. В   Европе   инновационное   направление   также   не   утрачивало   своего развития, привлекая с каждым годом все больше народа. В результате, когда в России акция только набирала свои масштабы, в Европе в акции участвовало уже более 500 музеев, а конкретно во Франции – 750. К акции активно присоединялись и страны бывшего СССР, к таковым, например можно отнести открытие в ночь в мае 2006 года музеев Казахстана. Среди российских городов отдельно стоит отметить музеи Москвы и Екатеринбурга,   открывшие   свои   двери   в   ночь   музеев   2007   года.   Причем говорилось о преемственности акции и необходимости ее распространения по всем российским городам. Спустя еще год к акции присоединилась и северная столица – город Санкт­Петербург. 2008 год ознаменовался событием, которое получило название «длинная ночь музеев».  Культурные учреждения открыли свои двери для посетителей вечером ( время разнилось, в зависимости от города Германии ) и оставались открытыми до самого утра, до последнего посетителя. Инициатором акции стало правительство города Берлина. В   2009   году   акция   приняла   настолько   масштабный   характер,   что участие приняли около 3000 музеев Европы.  В России общее количество учреждений культуры – 100. различался и характер и продолжительность мероприятий : в Европе мероприятия длились «от   заката   до   рассвета»   ,   то   есть   с   вечера   до   утра,   в   России   же   страт мероприятий происходил в районе 9­10 вечера, а заканчивался к полуночи. И на многие российские мероприятия нужно было покупать билеты заранее, так как многие российские учреждения культуры вмещали всего 20­30 человек.  2010­2011 года ознаменовались ростом масштаба акции, как в России , так и в Европе. В   ходе   проведении   мероприятия   в   Москве   в   2015   году   произошло открытие более 200 учреждений разнообразного уровня и тематики : музеи, картинные галереи и арт – организации. Инициатором   проведения   мероприятия   в   очередной   раз   стал Департамент   культуры   Москвы   и   области.   Был   разработан   сценарий мероприятия,   демонстрирующий   общие   положения.   В   рамках   его   каждое учреждение культуры составляло собственную программу. В качестве основного символа мероприятия была выбрана сова – как символ мудрости, переходящий из поколение в поколение. Есть и еще один аспект, сделавший сову символом – сова преимущественно ночная птица, а мероприятия в рамках «ночи музеев» проходят именно в ночное время суток. Причем,   как   сова   видит   необычное   в   темноте,   так   и   люди   должны увидеть необычные элементы и факты в ночной музейной жизни. Совпадение ночи музеев с днем исторического наследия Москвы – еще один повод для организации необычного мероприятия и творческого подхода к нему. Объединение   культурного   пространства   столицы   в  рамках   этих   двух направлений мероприятия стало новым этапом в культурной жизни страны и города. Открытие начиналось в 10 вечера, и открывались не только музеи, но и арт­экспозиции, галереи, творческие мастерские, муниципальные здания и памятники   архитектуры,   столь   завораживающие   взгляд   каждого   жителя Москвы до этого времени. Отличительной чертой мероприятия считается выведение искусства за границы обычной реальность, трансляция его на улицу, в массы. Необычные   выставки   были   организованы   на   пешеходных   переходах, возле остановок. Важна, конечно, и тематика. 2015 год – год юбилейный – 70 лет победе над фашизмом. Но кроме этой тематики, стоит отметить и год литературы в России.  В связи с этими направлениями на открытых площадках устраивались выставочные павильоны с различной литературной и исторической тематикой. Открытие   таких   передвижных   станций   начиналось   в   12   дня   и продолжалось до 11 вечера. Впервые   мероприятие   «ночь   в   музее»   начиналось   днем.   Но   и   это объяснимо, как уже было сказано ранее, в одном мероприятии сочетались два. Для тех граждан , которые не сумели посетить само мероприятие или   были   установлены   специальные   стенды, его   отдельные   площади, демонстрирующие происходящие события. Новшеством   мероприятия   стало   установление   диалога   с художественными мастерами. Впервые художники проведут мастер­классы по живописи для всех желающих, покажут свои мастерские и свое творчество. В рамках мероприятия молодежь активно призывалась для участия в волонтерском   движении.   Прежде   всего,   в   музыкальном   и   художественном направлениях. Была открыта так называемая «Школа ночного экскурсовода». Причем   заявки   на   участие   в   ней   принимались   заранее   и   проходили конкурсные   отбор.   В   результате   была   устроена   площадка   для   подготовки будущих   гидов   и   экскурсоводов   в   различной   жанровой   тематике.   В   этом направлении   приняли   участие   финалисты   конкурса   «Лучший   экскурсовод Москвы». Немаловажным   элементом,   привлекающим   посетителей,   стала   и организация встреч со «звездами» в сфере культуры, кино и спорта. Встречи проходили в формате беседы и демонстрации своих талантов. Для этого были организованы отдельные театральные и спортивные площадки.   Необычные   туры   пройдут   в   формате   беседы   с   авторитетными журналистами   —   голоса   «звездных   экскурсоводов»   также   можно   будет услышать, воспользовавшись специальными аудиогидами6. Таким   образом,   «ночь   в   музее»   ­   это   масштабное   мероприятие, призванное   повлиять   на   становление   культурного   сознания   общества, формирования его индивидуализации и культурологизации. Преемственность мероприятия была отражена и в музейном развитии стран бывшего СССР. Так, например, музеи Белоруссии, в рамках проведения «ночи музеев» устроили выставку в африканском стиле. Необычный характер и   тематика   способствовали   распространению   культурно­исторических ценностей. Международный   характер   мероприятия   лишь   подчеркивает   его созидательную   направленность.   Формирование   системы   новых   культурных ценностей происходит путем приобщения различных категорий населения к ценностям   прошлого.   Также   немаловажным   аспектом   является   и 6 РИА Новости http://ria.ru/spravka/20100514/234016337.html#ixzz3qtwkLERV общественный характер, который способствует объединению людей в рамках культурных мероприятий. Конечно, как и любое другое мероприятие, «ночь в музее» мероприятие достаточно   затратное   и   требует   больших   финансовых   вложений.   Так   как большинство музеев все же государственные. Значит, бремя расходов ложится на   государственный   бюджет,   который   не   всегда   имеет   возможность финансировать   аналогичные   мероприятия,   собственно   поэтому,   многие небольшие   города   не   могут   позволить   проведение   столь   масштабных мероприятий,   что   является   существенным   минусом   культурной   политики современного общества. Музейная деятельность получила свое развитие еще с периода 18 века. Когда музеи стали ценнейшим памятником культуры. Именно тогда посещать музеи   была   престижно   и   почетно.   Сам   музей   являлся   новшеством. Применительно к России можно отметить Кунсткамеру, созданную Петром Первым, которая  функционирует  до  сих пор, с  тех музеи аномалий  стали являться также своеобразным памятником эпохи. Музеи восковых фигур, которые получили свое развитие, как в Европе, так и в России не утрачивают своей популярно. Именно благодаря им люди могут представить себе как выглядели те или иные персонажи определенной эпохи и даже современности. Так, что музеи восковых фигур тоже можно считать инновационным проектом. Кроме того, музеи восковых фигур активно участвуют в проекте «Ночь музеев», как в Европе, так и в России.  За   счет   роста   посетителей   музей   вновь   набирают   популярность   как   Преемственность   интернет­технологий социокультурные   институты. существенно повлияло на развитие культурной деятельность. Так, например, музеи   могут   транслировать   свою   деятельность   посредством   интернет­ сообщений, публикация анонсов и реклама культурных мероприятий. Таким   образом,   правильная   организация   музейной   деятельности способствует   ее   успешному   культурному   распространению.   Верная организация   экскурсоводной   и   экспозиционной   деятельности   является залогом успеха и реализации творческого потенциала музеев.  Проведение проекта «ночь в музее» на Дальнем Востоке. Музейные   мероприятия   очень   нужны   современному   обществу   . несмотря на то, что большинство культурных инновационных мероприятий несет   свои   истоки   с   Запада   и   является   в   первую   очередь   мероприятием европейского   характера,   России   оно   необходимо.   В   условиях   падения нравственных   ценностей,   необходимо   укреплять   культурные   основы современной   молодежи,   а   музеи   в   этом   случае   играют   ключевую   роль, которую мы и рассмотрели на примере хабаровского музея имени Гродекова. Прежде чем рассмотреть инновационное мероприятие и особенности его проведения, необходимо разобраться с историей возникновения музеев и его экспонатов на Дальнем Востоке. Особое внимание занимает рассматриваемый нами Хабаровский музей имени Гродекова. История   нашей   страны   периода   второй   половины   19   века­   первой половины 20 ознаменовалась таким событием как открытие художественных музеев. Прежде всего, это открытие выразилось в потребности общества   к историческому   наследию.   Открытие   музеев   способствовало   развитию эстетических   вкусов   граждан,   формирование   образности   в   познании искусства, формированию чувства патриотизма. Рассмотрим  формирование  музеев  художественного  типа   на  Дальнем Востоке. Первый   музей   был   открыт   в   одном   из   центров   Дальнего   Востока   – Хабаровске.  Первый   художественный   музей   на   Дальнем   Востоке   имел   свою определенную   специфику,   прежде   всего,   выражавшуюся   в   развитии российской общенациональной культуры. Это было особенно важно в до и после   революционные   периоды   времени,   когда   происходила   ломка существовавших ценностей общества и культуры. Поэтому и время становления и развития Хабаровского музея делят на 2 периода:  1 2 года 1941  до   1917 с   1917   по Первый   период   характеризовался   развитием   музеев   провинциального типа и поэтому необычность коллекции музея имени Гродекова привлекала большие массы посетителей. Само становление музейной деятельности в этот период было вызвано необходимостью   естественно­исторического   развития   территории   Дальнего Востока.   Возникала   потребность   в   привлечении   новых   экспонатов,   их   реконструкции.   Музей   должен   был   отразить   богатство сохранении   Хабаровского края, в первую очередь, а во­вторую уже, отразить культурное богатство страны. Развитие   художественных   тенденций   в   художественной   сфере способствовало   и   развитию   музейного   дела,   в   том   числе   и   на   Дальнем Востоке. За счет развития изобразительного искусства развивался и интерес общества к культуре своего края. Следствие   этого   и   стало   развитие   новых   аспектов   в   музеях Владивостока, Благовещенска и, конечно же, Хабаровска. При музеях стали организовывать кружки, школы, где обучали искусству и живописи. Второй   период   был   охарактеризован   необходимостью   сохранения наследия в рамках тоталитаризма. И хотя музей не пострадал от репрессий, его   развитие   шло   замедленными   темпами,   большинство   экспонатов   ждало своего часа в темных коробках, спрятанных от «всевидящего ока НКВД». Также   отличается   уникальность   музея   в   Хабаровском   крае. Современниками отмечался тот факт, что любой другой музей в это время мог   бы   только   скопировать   существующие.   А   музей   Гродекова   создавал уникальные выставки из даже обычных вещей7. Ключевую роль в организации и создания музея сыграл Н.И.Гродеков, который   на   рассматриваемый   момент   времени   занимал   пост   генерал­   Самого   генерала губернатора   Приамурья   на   Дальнем   Востоке. характеризовали как человека деятельного и творческого. Он имел высшее образование,   которое   получило   в   Санкт­Петербурге.     Ознакомившись   с особенностями музейной деятельности  в северной столице, Гродеков решил развить музейную деятельность и на территории Приамурья.  Основными   целями   его   деятельностями   стало   –   сбор   экспонатов, отражающих   развитие   региона;   поиск   историков­   деятелей,   которые   бы сумели воссоздать отдельные аспекты культурного и исторического наследия; поиск   здания   и   меценатов,   которые   бы   оказали   посильную   помощь   в организации музея. В результате его неимоверных усилий музей был открыт8. Период   развития   художественного   музея   Гродекова   проходил   в условиях реализации музейной деятельности во второй период их организации конца 19­начала 20 века. Музеи европейской стороны России имеют свои характерные черты и особенности. Прежде всего, это просветительский и учебный характер.   К основным задачам европейских музеев стало ознакомление населения с   культурным   наследием   страны,   событиями   прошлого,   распространение художественных и иных ценностей. Формирование эстетического восприятия действительности.  7 Ф. 1736 Государственный архив Хабаровского края 1. Оп. 1. Д.8. 8 Ф. 1736 Государственный архив Хабаровского края 1. Оп. 1. Д.8. Н.И.Гродеков.   сыграл   большую   роль   в   организации   культурно­ просветительского института – художественного музея на Дальнем Востоке. Занимая должность приамурского генерал­губернатора, Гродеков привлекал меценатов   для   сбора   экспонатов,   для   организации   экспозиций   музея.   Был организован сбор экспонатов русского искусства как на Дальнем Востоке в условиях приамурья, так и на прибрежных территориях, в частности даже привозились экспонаты из Сибири. Открытие этого музея имело колоссальное значение, так как до него на Дальнем Востоке музеев подобного уровня не было. Привлечение Приамурским генерал­губернатором   Н.И.   Гродековым   в территориально­отдаленную   дальневосточную   провинцию,   не   имевшую   до этого   времени   ни   одного   художественного   музея,   произведений   русского изобразительного искусства и основание первого на Дальнем Востоке России публичного художественного музея, играло решающую роль для организации эстетического,   художественного   и   общеобразовательного   воспитания   не только   учащейся   молодежи,   но   и   всего,   стремительно увеличивавшегося, населения дальневосточной российской территории9. Сохранность   коллекции   Хабаровского   городского   художественного музея   (или   Хабаровской   городской   картинной   галереи)   как   учреждения культуры   зависела   от   формы   юридического   оформления   статуса   музея, единой формы которого в дореволюционной России не было, и отсутствия собственного здания10. После   Великой   Октябрьской   революции   произошла   массовая   большевиками   предметов   русского   искусства.   Был национализация   национализирован и Хабаровский музей имени Гродекова.   9 Ф. Р-1691 Хабаровский краевой отдел по делам искусств1. Оп. 1. Д. 2,3,4, 7. 10 Ф. 1736 Государственный архив Хабаровского края 1. Оп. 1. Д.8. Единственным отличием стало то, что музей получил статус галереи. Сами   же   экспонаты   сохранились   в   изначальном   виде,   в   отличие   от   ряда других музеев страны, экспонаты  которых были изъяты.11. В 20­ е годы Хабаровский музей несколько раз сменял собственников и это сопровождалось расхищением его ценностей и экспонатов. Более того, пострадал   он   и   во   время   индустриализации,   когда   в   рамках   ее   политики большинство ценностей было продано заграницу, из Хабаровска в это время были вывезены картины и гипсовые скульптуры12. В   рамках   еще   одного   направления   политики   советской   власти   – культурной революции, к музеям вновь вернулась публика. При   музеях   стали   открываться   училища,   творческие   образования. Картинные галереи.13 Директором   музея   достаточно   долгое   время   был   его   основатель Гродеков,   затем   эстафету   принял   П.М.Покровский,   который   сумел организовать   экспозиционно­выставочный   комплекс,   более   того,   были организованы экскурсии с тематическими лекциями , которые первоначально вели ученые и историки.14 Приоритетным   развитием   экспозиционного   комплекса   первоначально была   экспозиция   декоративно­прикладного   искусства,   включающая   в   себя произведения народов Дальнего Востока.15 11 Ф. 1736 Государственный архив Хабаровского края 1. Оп. 1. Д.8. 12 Ф. Р-1691 Хабаровский краевой отдел по делам искусств1. Оп. 1. Д. 2,3,4, 7. 13 . Ф. Р­1691 Хабаровский краевой отдел по делам искусств1. Оп. 1. Д. 2,3,4, 7. 14 Ф. 1736 Государственный архив Хабаровского края 1. Оп. 1. Д.8. 15 Ф. 1736 Государственный архив Хабаровского края 1. Оп. 1. Д.8. Коллекция   музея   долгое   время   пополнялась   из   известной   Академии художеств,   первоначально   носившей   звание   императорской.     Из   ее   фонда было выделено около 30 экспонатов, которые составили основу экспозиций выставочного комплекса музея начала 1900х годов. Стоит   отметить,   что   экспонаты   для   экспозиции   отбирали   лично И.Е. Репин, М.П. Боткин, В.Е. Маковский, А.П. Соколов и П.П. Чистяков 16. Развитие   музея   в   первой   половине   20   века   носило   своеобразный характер,   прежде   всего,   отражало   стремление   деятелей   музея   сохранить экспонаты в ходе революции, гражданской войны и сталинского социализма, с другой   стороны,   служители   музея   не   хотели   лишать   народ   культурного достояния   и   поэтому   экскурсии   все   равно   проводились,   правда   не   все экспонаты выставлялись в общие залы.17 Большую   роль   в   развитии   художественного   музея   сыграла   такая категория людей, как интеллигенция. Именно   под   нравы   современной   ему   интеллигенции,   Гродеков   и развивал   музей,   пытаясь   соответствовать   духу   общества   и   общественного мнения. Гродеков в первую очередь, считал, что у музея две основные функции – культурная и образовательная. В   рамках   реализации   функций   этого   направления,   музей   выполняет социализацию   молодежи,   формирует   мировоззрение   и   задают   ценностные ориентации .  Также необходимым моментом является и достижение гармонии в ходе просветительской   деятельности.   Музею   свойственно   за   счет   отдельных 16 Боженко Л. И. Из истории музейного строительства в Сибири в 1920­1925 гг. // Сибирь и  Дальний Восток в Период восстановления народного хозяйства. Томск: Изд­во Томского ун­та,  1971. Вып. 5. С. 180­193. 17 Боженко Л. И. Из истории музейного строительства в Сибири в 1920­1925 гг. // Сибирь и  Дальний Восток в Период восстановления народного хозяйства. Томск: Изд­во Томского ун­та,  1971. Вып. 5. С. 180­193. социокультурных   элементов   ориентировать   молодежь   на   выполнение определенного   вида   задач,   так,   например,   посещение   молодежью   музея воинской   славы   будет   призывать   к   чтению   ветеранов   войн,   организацию помощи, проявлению участия к судьбам отдельных людей . Стоит   отметить   и   пробуждение   интереса   к   истории   своей   страны. Личность начинает воспринимать себя в ее контексте; повышается интерес к событиям прошлого; возникает особый тип патриотического мировоззрения. Само   направление   культурно­образовательной   деятельности   предполагает   достижение социокультурных потребностей.  гармонического   идеала,   реализации Непрерывная   образовательная   музейная   деятельность   связана   с созиданием,   развитием   творческой   активности   учащихся.   Причем,   стоит   что   образовательная   деятельность   музеев   предполагает отметить, региональную   специфику,   это   означает   ,что   обучения   детей   происходит   с учетом особенностей развития региона.  В этом и заключается одна из причин того, что преемником Гродекова стал педагог П.М.Покровский.18 В   21   веке   музей   имени   Гродекова   является   самым   популярным   в Хабаровском крае, как заявляют РИА новости, социальный опрос, о котором я расскажу позднее, который был проведен, привел к тем же результатам. Более того его экспозиции пользуются успехом у разновозрастной категории. Особенно граждане выделяют экспонаты наиболее древние, связанные с основанием   музея,   так,   например,   к   таковым   относятся   предметы, свидетельствующие о развитии промыслов на Дальнем Востоке. 18 Ф. 1736 Государственный архив Хабаровского края 1. Оп. 1. Д.8. Музеи имел достаточно сложную историю своего развития, но даже в условиях отсутствия финансирования в 70 е годы, музей смог сохранить свои экспонаты и продолжить культурно­образовательную деятельность19. Многие   исследователи   высоко   оценили   деятельность   Хабаровского музея. В частности исследователь из Норвегии, северный писатель Ф.Нансен говорил о великой роли музея и его необычных экспонатах. Знаменитые   этнографы   Л.Штернберг   и   С.Широкогоров   говори   о необычном музее в столь отдаленной территории.20. Роль музея была признана и на всероссийском уровне – уже в 1968 году Хабаровский   музей   имени   Гродекова   получил   медаль   «Лучший   музей РСФСР». 2000­е года ознаменовались новым этапом в развитие музея, в период до 2012   года   музей   открыл   более   70   выставок   разных   жанров   и   разной направленности.  2011   год   ознаменовался   тем,   что   на   Дальнем   Востоке   именно   в Хабаровском музее состоялось заседание Президиума союза музее в России. А   год   спустя   на   базе   Хабаровского   музея   прошли   первые   Гродековские чтения,   которые   по   своей   структуре   представляли   научно­практическую конференцию с привлечением ученого мира и молодежи в лице студентов. Как научно­методический   центр   Гродековский   музей   оказывает постоянную поддержку муниципальным и ведомственным музеям края21. 19 Ф. 1736 Государственный архив Хабаровского края 1. Оп. 1. Д.8. 20 Боженко Л. И. Из истории музейного строительства в Сибири в 1920­1925 гг. // Сибирь и Дальний Восток в Период восстановления народного хозяйства. Томск: Изд­во Томского ун­та, 1971. Вып. 5. С. 180­ 193. 21 Ф. Р­1629 Дальневосточный художественный музей Оп. 1. Д. 1, 3, 7,10,11, 13, 16, 23, 24, 26, 27, 29, 30, 31, 33, 39, 41,42, 48,51,61,63. Очередная ночь в музее 2015 год произвела фурор. Вот какие данные были отражены в прессе: Эту пятую по счету особенную ночь краеведческий музей имени Н.И. Гродекова посвятил Дню Победы, сделав маленький, но настоящий праздник для всех неспящих в Хабаровске.  Культурная программа «ночи» этого года была обширна и разнообразна: в двух корпусах музея жизнь сконцентрированно бурлила одновременно на трех десятках площадок. И чего тут только не было! А тех, кто не смог прийти сегодня, музей ждет завтра. С утра и до вечера   в   честь   дня   открытых   дверей   Гродековский   музей   будет   работать абсолютно бесплатно.22 23 Проанализируем программу дня музея. Итак, она запланирована на 16 мая. Торжественное открытие рассчитано по времени: с 21.00 до 21.15. Время достаточно   удобно,   так   как   к   этому   времени   люди   не   только   успели завершить   рабочий   или   учебный   день,   но   и   приготовить   к   культурному ночному   мероприятию24.   Далее   происходит   освещение   проводимых мероприятий. Присутствует следующее разделение: Исторический комплекс, музей Амура, музей под открытым небом, присутствуют также и специальные тематические комплексы для детей. Рассмотрим более подробно программу каждого из них. Итак, исторический комплекс предлагает нам музейный квест по теме «Освоение Россией Приамурья». В программе квеста запланирована особая игра, направленная в первую очередь на такую социальную аудиторию, как молодежь.  22 http://hab1.ru/news/2015/05/17/64024. дата обращения 10.11.2015 23 http://hkm.ru/news/night-at-the-grodekovo-museum-2015/, дата обращения 10.11.2015 24 См. Приложение 1 В   рамках   мероприятия   происходит   выявление   знаний   по   вопросам освоения приамурской территории, причем вопросы предполагают не только исторический   характер,   но   и   выявление   умений   делать   логическое умозаключение.   Еще   одним   квестом,   стартующим   в   историческом   музее является квест «на пути к победе». Он посвящен истории Хабаровского края в   годы   войны,   но   предполагает   знание   основных   событий   Великой Отечественной   и   второй   мировой   не   только   на   Дальнем   Востоке,   но   и   в основной части России.  Для   более   юных   посетителей   музея   здесь   работают   площадки, направленные на: составление агитационного плаката, формирование навыков юного   связиста   и   «кабинет   особиста»   ­   проведение   мероприятия   в   форме беседы. Следующая   площадка   носит   название   «территория   детства».   Она ориентирована на самых маленьких посетителей мероприятия. В рамках этой площади   проходит   кукольный   спектакль,   театрализованное   представление студии «Этюд».  Все это способствует повышению эмоционального восприятия у самых маленьких,   знакомство   детей   с   музеем   и   отдельными   экспозициями, событиями истории. Также немаловажным аспектом этой тематики является проведение   мастер­классов,   в   ходе   которых   дети   учатся   изготавливать поделки – куклу «домовенок», рисунки из песка. Отметим   следующее   направление   –   музей   Амура,   здесь   проходят ночные экскурсии по тематике  «Ночные обитатели леса», «Тропою шамана» и «Посторонним вход разрешен» (музейные фонды). Именно это и привлекает большинство   посетителей,   так   как   именно   в   ходе   этих   экскурсий   они получают   возможность   увидеть   некоторые,   не   выставленные   в   экспозици экспонаты, заглянуть в закрытые для посетителей помещения музея.   Музей   Амура   также   приготовил   мероприятия   и   для   детей, направленное   на   формирование   интереса   у   подрастающего   поколения   к истории своего края – это квест  «Сундук одноногого Джека» и Бродилки по Музею   Амура — познавательное   путешествие   для самых   маленьких посетителей. Следующим   мероприятием,   заинтересует посетителей, является китайская чайная церемония, под названием «Чайная   которое,   безусловно, шкатулка». Это мероприятие не только создает уютную обстановку, которая располагает к исторической беседе, но и знакомить с искусством церемонии. К   еще   одному   направлению   относят   проведение   мастер­классов: Проект «Фонарное дерево» ­ мастер­класс от студии «Творческий войлок» — валяние   из шерсти. «Кофейный   мишка» — мастер­класс   по набивной игрушке25.  Всех желающих также ожидает еще один квест  «Комната доктора Х». на   этот   раз   в   квесте   могут   участвовать   не   только   дети,   но   и   взрослые. Возможны также и командные соревнования. Также   мероприятия   музея   освещают   такие   важные   вопросы,   как организация полевой почты в годы войны, все желающие могут ознакомиться с полевой перепиской.  Также   в   качестве   развлекательных   мероприятий   предлагалась презентация, «Звуки ушедшего века» — патефоны и граммофоны из частной коллекции А.Н. Веретенникова.  Сопровождающим   элементом   в   этом   направлении   стала   музыкальная экскурсия под названием «Звуки ушедшего века», призванная заинтересовать различные   возрастные   категории.  Посетителей  экскурсии   также  ожидает   и поэтическое направление, включающее в себя чтение военной поэзии и прозы, что, безусловно, будет интересно и самым юным посетителям музея. И,   наконец,   последней   площадкой   стала   экспозиция   под   открытым небом.   В   отличие   от   всех   предыдущих   направлений,  здесь   предполагается 25 См. Приложения 3.1-3.4 двигательная   активность   посетителей.   Прежде   всего,   это   организация танцевальных мероприятий. Здесь молодежь ожидало и послевоенной танго – тематика войны сохранялась во всех направлениях – и кадриль. Для тех, кто не был знаком с этими танцевальными направлениями, проводились мастер­ классы.  Для самых юных посетителей и здесь нашлось развлечение – показ кино и  мультфильмов   середины  20  го   века,   что,  безусловно,  вызвало   восторг   у детей. Любителей   песенного   творчества   ждало   мероприятие,   связанное   с развитием хабаровского бардного творчества – «песня на привале». И,   наконец,   заключительное   мероприятие   ­     это   демонстрация автомобилей победы.  С   точки   зрения   развития   культуры,   «   Ночь   в   музее»   прошла   в Хабаровске на высшем уровне. Во­первых, были охвачены основные направления тематики, связанной с войной.  Во­вторых,   программа   разделенная   на   несколько   площадок   с различными мероприятиями , позволяла участникам «ночи в музее» выбрать наиболее подходящее согласно своим интересам. В­третьих,   тематика   программы   была   нацелена   на   разноуровневую аудиторию, включались многочисленные мероприятия и для детей. В   качестве   еще   одного   плюса,   можно   выделить   легкий   свободный характер   мероприятий  –  в   свободной,  интересной   форме,  без   навязывания определенных позиций и избыточной информации. В   рамках   выполняемой   работы   было   проведено   исследование   – социальный опрос, в рамках которого была подобрана возрастная группа 16­ 25 лет. Участникам были заданы следующие вопросы: 1. Как вы относитесь к музейному делу в Хабаровске? 2. Достаточно ли развито музейное дело? 3. Посещали ли вы мероприятие «ночь в музее? 4. Как высчитаете, что дают такие инновационные проекты обществу? 5. Чего не хватает в инновационной деятельности музеев. Опрошено было 100 человек. Отметим,   что   мероприятие   из   них   посетило   82   .   82   процентам опрошенных мероприятие понравилось. Из них 80 процентов заверили, что в дальнейшем обязательно посетят еще раз данное мероприятие. Ответы   были   достаточно   разные,   если   сформулировать   суть.   То получим примерно следующие результаты: 1. Разнообразие тем и направлений, можно выбрать что­то себе по душе  2. Большое внимание уделяется детям. Наличие детских площадок 3. Музыкальное и мультимедийное сопровождение экскурсий 4.   Площадки   под   открытым   небом   дают   возможность   обширного обозрения. На   вопрос,   что   дают   инновационные   проекты   обществу,   посетители музея, также давали разнообразные ответы: 1 новых знаний. 2 с историческим и культурным наследием. 3 Освоение Знакомство приобщени е подрастающего поколения к культуре  необычной форме. 4 проведение масштабных   мероприятий   в   области   культуры,   затрагивающие   большие социальные группы. На вопрос чего не хватает в инновационной деятельности музеев,  люди отвечали так: 1 ия проводятся достаточно редко.­ 27 % Мероприят 2 Хотелось бы, чтобы к культурным мероприятиям , кроме музеев, при соединялись и другие   культурные   учреждения,   например,   театры,   галереи,   библиотеки.   – 56% 3 мероприяти е является платным, стоимость билета средняя, но не по карману, например, школьникам и многодетным семьям ­ 17 %  Таким   образом,   отметим,   что   музей   имени   Гродекова   является приоритетным в инновационном направлении «Ночь в музее» в Хабаровском крае.   Несмотря   на   некоторые   недостатки,   это   разносторонняя   программа, привлекающая   различные   слои   общества.   Знакомство   с   историческим наследием   и   культурой   своей   страны   в   необычной   форме,   несомненно, приведет к продуктивным результатам.  Сам   факт   ,   что   на   каждые   100   опрошенных,   82   посещают   данное мероприятие   и   готовы   прийти   сюда   снова,   уже   говорит   о   том,   что инновационное   направление   в   культуре   дало   свои   результаты. Разновозрастной   состав   участников   тоже   важен   –   совершается   массовый всеохватывающий процесс социализации и окультуривания масс. Итоги   этого   проекта   были   удивительными,   более   80   процентов населения пришли вы музеи. И если первоначально, в качестве участников акции   приглашалась   молодежь,   то   впоследствии   участниками   становились практически   все   –   и   маленькие   дети­дошкольники   и   пожилые   категории граждан. Удобное время проведения – поздний вечер, ночь; различный характер мероприятий , чаепитие и творческие мероприятия как для взрослых, так и для детей – все это создавало необычную историческую атмосферу, которая завлекала как и детей, так и взрослых.  Необычное   мероприятие   не   утруждало   людей,   а   наоборот   давала возможность отдохнуть после полноценного трудового дня. Детей привлекала яркая анимация, мультимедийное сопровождение – показ кинофильмов и мультфильмов, творческие мастер классы, позволяющие создать что­то необычное новое. Таким образом инновационное мероприятия сыграло свою культурную роль   ,   давая   возможность   различным   категориям   населения   приобщить   к наследию прошлого , к своеобразной музейной культуре. Эта мероприятие стало ключевым в 2000х годах, в рамках реализации инновационных   проектов   в   области   культуры,   причем   не   только   в Хабаровском крае, но и в России в целом. Событие, ставшее преемственным из   Европы,   сочетало   в   себе   основные   аспекты   культурно­образовательной деятельности. С   точки   зрения   развития   культуры,   «   Ночь   в   музее»   прошла   в Хабаровске на высшем уровне. Во­первых, были охвачены основные направления тематики, связанной с войной.  Во­вторых,   программа   разделенная   на   несколько   площадок   с различными мероприятиями , позволяла участникам «ночи в музее» выбрать наиболее подходящее согласно своим интересам. В­третьих,   тематика   программы   была   нацелена   на   разноуровневую аудиторию, включались многочисленные мероприятия и для детей. В   качестве   еще   одного   плюса,   можно   выделить   легкий   свободный характер   мероприятий  –  в   свободной,  интересной   форме,  без   навязывания определенных позиций и избыточной информации. Организация музейного дела – мероприятие само по себе достаточно трудоемкое   и   долгое.   Однако   Гродекову   удалось   не   только   организовать крупнейший на Дальнем Востоке музей, но и сохранить его историческое и культурное наследие. Таким образом, развитие культуры в современном обществе является неотъемлемой составляющей современного общества. Непрерывная   образовательная   музейная   деятельность   связана   с созиданием,   развитием   творческой   активности   молодежи.   Причем,   стоит   что   образовательная   деятельность   музеев   предполагает отметить, региональную   специфику,   это   означает   ,что   обучения   детей   происходит   с учетом особенностей развития региона.  Все   это   и   были   реализовано   в   музейной   деятельности   Хабаровского музея, который уже на протяжении ста лет привлекает различные категории граждан своими необычными мероприятиями и выставками. Выделяясь тем самым на фоне остальных музеев Дальнего Востока. Таким образом, музейное направление достаточно своеобразное, но в то же время наиболее продуктивное в рамках развитии культуры. Получив свое развитие   с   18   века,   музеи   оставались   хранителями   наследия   прошлого. Именно   посещая   музеи   можно   было   создать   представление   о   минувших эпохах. Со временем интерес общества к музеям угасал и , чтобы поддержать его   музеи   стали   привлекать   население   путем   организации   необычных мероприятий. Наиболее продуктивным из которых и стала организация «Ночи в   музее».   Несмотря   на   то,   что   названия   в   различных   музеях   и   различных странах было разным, суть была одна – привлечение  населения в музеи для культурной социализации граждан.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.

Культурно-образовательная деятельность Хабаровского краевого краеведческого музея им.Н.И.Гродекова на примере «ночь в музее» как инновационного проекта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2017