Коррупция в Финляндии
Введение
Влиятельная неправительственная международная организация “Международная прозрачность” (её отделение имеется и в России), целью которой является противодействие коррупции в государственных органах, начиная c 1995 года публикует Индексы восприятия коррупции. Cтраны ранжируются в зависимости от степени представлений о коррупции среди государственных служащих и политиков на основе данных 17 опросов и исследований, проводимых 13 независимыми организациями среди предпринимателей и местных аналитиков. Внимание фокусируется на коррупции в государственном секторе и определяет её как злоупотребление служебным положением в целях личной выгоды, например подкуп государственных должностных лиц при осуществлении государственных заказов.
Согласно данным, в 1995–1997 годах Финляндия занимала четвёртое место среди наименее коррумпированных стран мира, затем в течение последующих трёх лет – второе, а в 2001 году стала лидером и прочно удерживает эти позиции в международных рейтингах. Достижения Финляндии в борьбе с коррупцией подтверждаются и другими исследованиями, проводимыми указанной организацией, в частности Барометром мировой коррупции и Индексом взяткодателей.
По десятибалльной шкале (10 баллов – полное отсутствие коррупции) Финляндия в 2001 году получила 9,9 балла (исследовались 102 страны), за ней шли Дания и Новая Зеландия, разделившие второе и третье места (9,5), четвёртая – Исландия и на пятом-шестом – Швеция и Сингапур.
Наиболее “чистой” по степени коррупции страной Финляндия остаётся и в последующие годы. Согласно данным, опубликованным в октябре 2004 года (опрос проводился в 146 странах), её показатели составили (9,7 балла). В шестёрку наименее коррумпированных стран мира (9 баллов) вошли Новая Зеландия, Дания, Исландия, Сингапур. Практически все страны Северной Европы вошли в десятку наименее коррумпированных.
Финская модель борьбы с коррупцией:
Успешно происходит процесс противодействия коррупции в Финляндии, что позволяет выделить особую финскую модель борьбы с коррупцией. Достижения Финляндии в борьбе с коррупцией подтверждаются и другими исследованиями, проводимыми ТИ, в частности, Барометром мировой коррупции и Индексом взяткодателей.
Финляндия отличается бескомпромиссной судебной системой. От обвинений в коррупции и наказаний не спасают ни высокое положение, ни депутатские мандаты, ни общественная популярность.
В деле борьбы с коррупцией особую роль играют канцлер юстиции и омбудсман парламента (уполномоченный по правам человека), которые являются полностью независимыми в своей повседневной деятельности и имеют в своем распоряжении все инструменты и права, необходимые для проведения расследований и принятия мер.
Государственная служба в Финляндии отличается высокой степенью профессионализма и количественной устойчивостью. Государственные должности могут занимать только лица, имеющие диплом юриста. Общая же численность финских чиновников стабильна на протяжении многих лет.
Более того, в 90-е годы прошлого века в Финляндии было проведено широкомасштабное сокращение государственного аппарата - количество государственных служащих всех уровней сократилось практически на половину - с 230 до 127 тысяч. Еще одним из основных факторов, стоящих на пути разрастания коррупции в Финляндии, является высокая материальная и социальная обеспеченность чиновников.
Стоит отметить, что низкий уровень коррупции в стране обусловлен крайне малым разрывом между доходами самых бедных и самых богатых слоев населения. Если взять в качестве меры социальной несправедливости соотношение между доходами 20 % самых богатых и 20 % самых бедных граждан, то в США оно составит 9 раз, в Сингапуре - 9,6, в наиболее развитых странах - в среднем 5,8 раз, а в Финляндии - 3,6 раз.
Главное в «финской модели борьбы с коррупцией» - формирование условий, которые не образовывали бы благоприятную среду для коррупции и существенно минимизировали вредоносные последствия этого социально-экономического явления, делали бы возможным максимально эффективную борьбу с ним.
Исторический опыт антикоррупционной деятельности западноевропейских стран бесспорно важен для России, но уже сегодня необходимо учитывать опыт стран центральной и восточной Европы.
Сейчас в Финляндии ежегодно рассматриваются три-четыре дела по обвинению во взяточничестве и столько же – взяткодательстве. Наибольший пик дел о взятках пришёлся на первое послевоенное десятилетие и на 1980-е годы, когда страна вступила в полосу экономического кризиса. В 1945–1954 годах были осуждены за получение взяток 549 лиц, в 1980–1989 годах таких приговоров было вынесено 81, а в 90-х годах всего 38.
Барометр мировой коррупции за 2002 год (опросы проведены в 44 странах) показывает, что на первое место они поставили бы политические партии (38%), суды (27,7), лицензирование бизнеса (9,5), медицинское обслуживание (6,2), полицию (4,4%). Любопытно, что во многом эти приоритеты совпадают и с мнением опрошенных в России.
Факторы обеспечивающие низкий уровень коррупции в стране:
• развитые институты гражданского общества;
• политическая, финансовая и кадровая независимость системы правосудия;
• независимые СМИ;
• открытость процесса принятия решений должностными лицами;
• минимизация вмешательства государства в экономический сектор;
• государственная гарантия защиты лиц, оказавших компетентным органам содействие в борьбе с коррупцией;
• эффективная организация административной системы (компактность, малая степень бюрократизации, отсутствие кастовости, клановости и др.);
• адекватная система внутреннего и внешнего контроля за действиями должностных лиц, широкие полномочия в этой области у канцлера юстиции, парламентского уполномоченного по правам человека, парламента;
• достойный уровень зарплаты государственных служащих, наличие ”социального пакета” (пенсионное обеспечение, выходное пособие), размер которого устанавливается по выслуге лет;
• морально-психологический настрой общества и всего корпуса должностных лиц на неприятие коррупции.
Основные антикоррупционные принципы:
Прозрачность процесса отправления власти, обеспечение законности в государственной администрации, ответственность и добропорядочность государственных должностных лиц и служащих. Государственная политика профилактики и пресечения коррупции изложена в общенациональной Программе по борьбе с преступлениями в экономической сфере (1996 г.). Другие специализированные антикоррупционные проекты, а также специальные правоохранительные службы в стране отсутствуют.
В соответствии с Законом ”О государственных служащих” чиновникам запрещается принимать подарки, угощения, пользоваться услугами увеселительного характера за счет заинтересованных лиц, на прохождение дел которых они могут оказать влияние. Высшие должностные лица страны (в том числе, члены правительства и депутаты парламента) обязаны периодически представлять декларации о своих доходах и их источниках, которые обычно предаются публичной огласке.
В Уголовном кодексе Финляндии само слово “коррупция” не упоминается. Вместо этого говорится о взяточничестве чиновников, за которое предусматривается наказание от штрафа до тюремного заключения не более четырёх лет в зависимости от серьёзности правонарушения.
В Уголовном кодексе Финляндии за совершение государственными должностными лицами коррупционных преступлений предусмотрены различные наказания: от штрафа до двух лет лишения свободы (с освобождением от занимаемой должности, запретом замещать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух месяцев до четырех лет при наличии отягчающих обстоятельств). Они назначаются по следующим составам преступлений: получение государственным должностным лицом взятки либо принуждение к ее даче, равно как и сама дача взятки; злоупотребление должностными полномочиями; служебный подлог; фальсификация доказательств; подкуп для дачи ложных показаний или неправильного перевода официального текста и т.д.
В стране фактически никогда не издавались специальные законы о коррупции или о создании специальных органов для контроля за ней. Коррупция рассматривается как часть уголовной преступности и регулируется на всех уровнях законодательства правовыми нормами о противодействии взяткам.
Контроль за соблюдением антикоррупционных норм и принятие мер в случае их нарушения осуществляют традиционные судебные и правоохранительные органы. Особую роль играют канцлер юстиции и омбудсмен парламента (уполномоченный по конституционным и другим правам человека), которые назначаются Президентом Республики и полностью независимы от всех государственных структур, в том числе, и друг от друга. В своей деятельности они руководствуются только законом. В их распоряжении все инструменты права, необходимые для проведения расследований и принятия соответствующих мер.
Канцлер юстиции осуществляет контроль за деятельностью всех ветвей и уровней государственной власти, за исключением депутатов парламента. Похожими полномочиями обладает и его коллега – омбудсмен, но он вправе контролировать членов парламента.
Для рассмотрения обвинений против высших должностных лиц особой категории (членов правительства, канцлера юстиции, омбудсмена парламента, членов Верховного или Административного суда) существует специальный институт – Государственный суд, который созывается по мере необходимости, но действует на основании установленных конституцией страны правил. Этот суд может также рассматривать обвинения против президента страны.
Государственный суд, возглавляемый президентом Верховного суда, состоит из председателя Административного суда, Надворного суда и пяти депутатов парламента, избираемых самим парламентом. Фактически это ”суд импичмента”, который может принимать решения об отстранении от должности лиц указанной категории. За послевоенную историю страны Государственный суд созывался только один раз.
Таким образом, от обвинений в коррупции и наказаний в Финляндии (в отличие от России) не спасают ни высокое положение, ни депутатские мандаты, ни общественная популярность.
Вот несколько примеров.
В 1993 г., впервые за послевоенные десятилетия, был созван специальный Государственный суд для рассмотрения дела бывшего министра торговли и промышленности, депутата парламента от Партии центра К.Юхантало. Он обвинялся в том, что в бытность министром содействовал выдаче государственных гарантий для одного из финских банков, находящегося на грани банкротства, взамен на получение с помощью этого банка кредитов для собственного бизнеса. В соответствии с решением Государственного суда Юхантало был лишен депутатского мандата. Правда, позднее он, будучи в своем округе весьма популярным политиком, был вновь избран в парламент.
В том же году в прессу просочились сведения, что бывший министр промышленности и торговли, депутат парламента, председатель Социал-демократической партии У.Сундквист также способствовал выдаче кредита под правительственные гарантии банку, в котором он имел собственный интерес и который находился на грани банкротства. Сундквист, обвиненный в преступлении (а он, кстати, считался одним из наиболее вероятных претендентов на пост Президента Финляндии), подал заявление об отставке с поста председателя СДПФ. Позднее окружной суд Хельсинки приговорил его к выплате большой денежной компенсации за причиненный ущерб.
За последние десять лет были уволены или сами ушли в отставку по юридическим или этическим мотивациям шесть членов правительства и 23 высших правительственных чиновника.
В борьбе с коррупцией Финляндия активно использует международно-правовые инструменты, сотрудничает в этой области с другими странами, приводит свое законодательство и практику в соответствие с международными нормами и стандартами. Она подписала и ратифицировала основные документы, в том числе Конвенцию ЕС о борьбе с коррупцией 1997 г., Конвенцию ОЭСР 1998 г. по борьбе со взятками, конвенции Совета Европы 1999 г. по уголовному и гражданскому праву, касающиеся коррупции, Конвенцию ООН ”Против коррупции”, принятую в Мехико в декабре 2003 г.
Определенные сложности возникли с ратификацией антикоррупционных документов Совета Европы, действие которых распространяется не только на всех государственных служащих и судей, но и на членов парламента и в ряде случаев требует внесения изменений в национальное законодательство.
При обсуждении этого вопроса возникли разногласия. В Комиссии финского парламента по конституционным делам высказывалось мнение, что при ратификации следует сделать оговорку, что Конвенция по уголовному праву не распространяется на парламентариев, однако не все депутаты согласились с этим. Процесс затянулся на несколько лет, и только в конце 2002 г. Финляндия ратифицировала европейскую конвенцию, подписанную в 1999 г.
В целом нужно отметить, что было бы преувеличением говорить о какой-то специфической ”финской модели” борьбы с коррупцией. Разумеется, имеется ряд законодательно-правовых особенностей, которые могли бы быть использованы и в России. Главное все же заключается в ”финской модели” социально-экономического развития и формировании условий, которые минимизируют это явление, делают возможной эффективную борьбу с ним.
«Скрытая» коррупция:
Согласно отчету Европейской комиссии в 2014 у Финляндии есть коррупция. Коррупция в Финляндии структурна, и существование «старого доброго клуба мальчиков», основанного на взаимном доверии, является проблемой. Принятие решения в государственных инвестициях также проблематично. Государственные закупки часто решаются частными компаниями, у которых нет обязательства показать детали публично.
Восприятие и возникновение коррупции обычно очень низкие в Финляндии. Мелкая и административная коррупция более или менее не существует, что означает, что граждане или компании вряд ли столкнутся с коррупцией, имея контакт с должностными лицами. Однако некоторые случаи показали, что личные связи, подарки и гостеприимство и конфликт интересов - проблемные области, которые представляют некоторые типы нетрадиционной коррупции.
Антикоррупционные соглашения Финляндии:
Соглашения включают:
· Соглашение Гражданского права Совета Европы по Коррупции (подписанный июнь 2000; ратифицированный октябрь 2001).
· Соглашение Уголовного права Совета Европы по Коррупции (подписанный январь 1999; ратифицированный октябрь 2002).
· Соглашение ОЭСР по Сражающемуся Взяточничеству Иностранных Должностных лиц (подписанный декабрь 1998; ратифицированный февраль 1999).
· Конвенция ООН против Коррупции (подписанный декабрь 2003; принятый июнь 2006).
· Конвенция ООН против Межнациональной Организованной преступности (подписанный декабрь 2000; ратифицированный февраль 2004).
Заключение
1. Опыт Финляндии показывает, что развитое государство благосостояния не является несовместимым с развитием информационного общества и с динамичной, конкурентоспособной новой экономикой. Наоборот, государство благосостояния представляется одним из решающих факторов роста этой новой экономики на стабильной основе. Без высокого уровня налогообложения государство благосостояния нельзя воспроизводить и поддерживать. Но до тех пор, пока производительность и конкурентоспособность растут быстрее, чем налоги, и пока народ признает блага, получаемые в виде социальных услуг и качества жизни, налогообложение не является экономической проблемой. В этом смысле финская модель представляет собой резкий контраст с моделью Силиконовой долины, которая развивается исключительно и всецело под воздействием рыночных механизмов, индивидуального предпринимательства – при значительных социальных издержках, остром социальном неравенстве.
2. Государство благосостояния и сотрудничество труда и капитала, опосредствованное правительством, допускают развитие гибких форм использования труда в рамках стабильной системы индустриальных отношений. Финский опыт показывает, что профсоюзы могут принять трансформацию методов ведения бизнеса при условии, что на них не взваливают несправедливую долю социальных издержек, с которыми сопряжён переход к информационной модели. Способность финских методов найма и использования рабочей силы в обмен на предоставление социальных благ государством и высокие темпы экономического роста резко контрастируют с жёсткостью трудовых и управленческих отношений, например в Германии, где упорное сопротивление профсоюзов стало одним из главных препятствий на пути перехода к новой экономике.
3. В Финляндии государство играло и продолжает играть важную роль при определении направления экономического развития и в построении информационного общества. Но государство не поставило экономику под бюрократический контроль. Вместо этого оно стало одним из главных агентов либерализации экономической системы. Финское государство использовало стимулы и стратегическое планирование в качестве дополнения к рыночным механизмам, а не в качестве замены их.
4. У Финляндии есть ярко выраженная политика, направленная на включение в информационное общество всего населения страны. Она стала во многом экспериментальной площадкой для измерения степени освоения людьми результатов информационно-технологической революции.
Литература
1.Дерябин Ю. С. Образование, наука и инновации; Финское чудо? // Высшее образование сегодня. № 11, 2003. С. 34–40.
2.Дерябин Ю.С.
Когда почетно быть на последнем месте. Финский опыт
борьбы с коррупцией // Электронный ресурс: www.uatender.com/komitet/biblioteka/66.doc
3.Ригер Х.-И. Предотвращение - ключевой фактор в борьбе с коррупцией // Электронный ресурс: www.sapa.sib.ru/Podrazd/riger.doc
4.Пекка Химанен. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель, М.:2002. – 276с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.