Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова
Оценка 4.9

Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
русская литература
6 кл
25.04.2018
Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова
Публикация является частью публикации:
моё село исследов.работа.doc

Республиканский  конкурс

«Родной язык – душа моя, мой мир»

« Топонимика  моего села»

 

 

Выполнила:

ученица 8 «Б» класса

МКОУ «СОШ №6 г.Баксана»

Зеушева Лорианна

 

Руководитель:

учитель кабардинского языка и литературы

Сижажева Светлана Сафарбиевна.

 

 

 

 

 

Нальчик, 2017 год

 

                                   

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………….…………………………………3

       1. Происхождение  села и его названия………………………................4

2.Численность населения…………………………………………………7

               3.Самая старая улица…………………………………………………….9

4.Старожилы  села……………………………………………………… 10

5.Знаменитые фамилии…………………………………………………. 11

6.Достопримечательности села………………………………………… 13

Заключение……………………………………………………………….15

Используемая литература………………………………………… …..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Справка о деятельности коллектива.

    С 2015 года в МКОУ "СОШ№6"  г.Баксан функционирует  краеведческий кружок "Моя  Малая Родина" под руководством учителя кабардинского языка и литературы  Сижажевой Светланы  Сафарбиевны.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности,
изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой
родины”, экологического мышления, восстановление духовности для формирования  нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. 

 

Задачи:
• воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать
красоту родной природы, формировать эстетические чувства;
• развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях
родного края;
• формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости – восстанавливать.

 

Введение

 

В настоящее время можно отметить возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Вы, наверное, согласитесь с тем, что многие из нас мало знают о родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Знание своей истории всегда было потребностью общества. Ведь, как известно, без знания прошлого нет будущего. Каждый человек любит то место, где он родился. 
Наша Родина ­ родина наших родителей – это село Дыгулыбгей, особо дорога
нам .Казалось бы, обычное село, со своими проблемами, но оно у нас уникальное. Родное село становится еще более близким и родным, когда знаешь его историю.
Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родное село, а значит, стать созидателем своей малой Родины.
Объект исследования: село Исламей, история названия села, названий
географических объектов на территории села, связь названий географических
объектов с событиями давних лете, его прошлое и настоящее прошлое и настоящее.
Цель исследования: Изучить историю развития села в прошлом и настоящем.
Сегодняшнее поколение должно хорошо знать историю своего народа, земли, где он родился и сделать выводы, что хорошо, а что плохо. Осмыслить экологические проблемы села, внести свой вклад в изучение и охрану его природы.
Актуальность: Из светлых страниц истории наших предков можно взять события и те действия, которые дают достойный пример в воспитании патриотизма у защитников Родины. Мы думаем, что в 21 веке каждый гражданин России, который считает себя представителем нашего великого государства, должен знать историю своего родного края, села и своего народа. Гражданин любого государства должен осмыслить свою вековую историю «Где родились наши предки? Это значит, что история родной земли, народа и своя история не хуже других. Это значит, чтокаждый гражданин должен стремиться быть достойным наследником необъятной земли, которую нам оставили в наследство предки. Знать историю своего села,
родной земли– это традиция , передающаяся из поколения в поколение. История нашей Родины для каждого человека начинается с порога родительского дома, с родной улицы, родного села, района, города. Место, где мы родились, дорого нам на протяжении всей нашей жизни. Оно подобно жизни и невидимыми нитями притягивает к себе и не знать его историю, не помнить и не заботиться о нём нельзя.  Изучение истории всегда актуально, а изучение истории развития малой родины несет большой теоретический и практический вклад в изучение истории страны. 
Методы исследования: в качестве исследовательских материалов были взяты архивные материалы, топонимический словарь, фотографии села. В процессе  исследования используются методы собирательные: сравнение, беседы с бывшими учителями, старожилами и руководителями организаций; анализ материала; подведение результатов. 
     Новизна данной работы заключается в изучении истории села Дыгулыбгей , истории названий нашего села, топонимики, систематизации материалов поисковой работы.
По истории села мало работ, где представлена информация о становлении и
преобразовании села Дыгулыбгей.

По мере узнавания истории села, мы пришли к такому выводу, к такой
мысли, что, будучи учеными ­ исследователями, мы будем трудиться во благо земли и народа.

    Наша работа имеет практическое значение: она может быть использована на уроках истории КБР, на внеклассных занятиях, в воспитательной работе, в работе   краеведческого кружка, служить материалом для краеведческого музея.  География села. История появления и развития села. 

Несколько лет назад я переехала в с.Дыгулыбгей. В этом селе раньше жила моя любимая прабабушка, а потом уехала. По воле судьбы мы снова возвратились в родные места. Каждый вечер мне прабабушка рассказывает  истории, которые происходили с ней в детстве. Она мне рассказывала о медресе, куда она с детьми ходила молиться, о школе, куда бегали босоногие мальчишки и девчонки. Прабабушка мне много  интересного  поведала, и тогда мне стало интересно узнать историю этого села.

Оказалось,  увлекательно изучать историю тех мест, где когда-то жили твои родные, узнавать загадки происхождения этих мест. А недавно мне прабабушка рассказала, где находилась старая  школа, детский садик, магазин , больница.

 Я  рассказала, о своей цели  руководителю кружка и мы решились пройтись по селу Дыгулыбгей, чтобы посмотреть эти здания. Для себя  сделала вывод, что спустя семьдесят  лет в селе всё изменилось. Я поспрашивала у сверстников историю возникновения села, оказалось, что многие дыгулубгеевцы  очень мало знают об истории происхождении родного села. Не знают коренных жителей, не знают первые постройки. Хорошо, что остались старожилы.

Перед собой  мы поставили определенную цель: изучить историю возникновения и развития села.

          Задачи: ВЫЯСНИТЬ:

1.  Как появилось наше село?

    2.  Всегда ли оно было с таким количеством жителей?

3. Кто является старожилами села?

4. Что послужило толчком для образования и роста села?

    5. Какая улица считается основанием села и почему ее             

          так назвали?

   6.  Что, в какое время и зачем было построено?

Предмет исследования:

история возникновения и развития села Дыгулыбгей

        Избранные методы исследования:

-беседа;

-наблюдения;

-опрос;

-поиск и изучение старых фотографий, источников, архивных документов;

Происхождение  села и его названия

 Село наше расположено в Республике  Кабардино-Балкария.  

    Первым вопросом моей исследовательской работы встал, почему наше село имело столько названий: село Тамбиево, Кызбурун -3, Дыгулыбгей.. Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили встретиться с председателем Совета старейшин села  Арвановым Анатолием Забубовичем

От него мы  узнали, что история села очень запутана Ос­но­ва­те­лем села счи­та­ет­ся ка­бар­дин­ский дво­ря­нин Ду­гу­лубг Там­би­ев, в честь ко­то­ро­го аул и был на­зван Там­би­е­во (Тэм­бий хьэблэ).

В ходе Кав­каз­ской войны из-за бо­е­вых дей­ствий, ми­гра­ций и по­сле­ду­ю­щем вы­нуж­ден­ном му­х­аджир­стве в му­суль­ман­ские стра­ны, на­се­ле­ние аула резко сократилось.

В 1865 году в ходе Зе­мель­ной ре­фор­мы Ка­бар­ды и про­грам­мы по укруп­не­нию ка­бар­дин­ских по­се­ле­ний, к аулу За­ра­ку­ша Там­би­е­ва (то­гдаш­ний вла­де­лец аула) были при­со­еди­не­ны аул Берда Там­би­е­ва и аул Шакманей.

В 1920 году, с окон­ча­тель­ным уста­нов­ле­ни­ем со­вет­ской вла­сти в Ка­бар­де, ре­ше­ни­ем рев­ко­ма Наль­чик­ско­го окру­га, Там­би­е­во, как и дру­гие ка­бар­дин­ские по­се­ле­ния, было пе­ре­име­но­ва­но из-за при­сут­ствия в их на­зва­ни­ях кня­же­ских и дво­рян­ских фа­ми­лий. В ре­зуль­та­те село по­лу­чи­ло новое на­зва­ние — Кы­з­бу­рун III.

 

Что такое "Кызбурун"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.
Издали в уступах скалы, подступающих к дороге слева, можно различить профиль человека. Называют это место Кызбурун - Девичий нос. Существует народное предание, что когда полчища завоевателей двигались с востока вдоль Северного Предкавказья, предавая смерти каждого мальчика, рост которого превышал высоту колена завоевателя, трем самым сильным воинам было доверено все золото окрестных племен. Воины поднялись на лесистую вершину горы, неся на плечах тяжкий груз, а потом все трое спустились с горы и присоединились к сражавшимся соплеменникам. Все три воина погибли, а с ними и тайна зарытого клада. Узнав о гибели воинов племени, своих женихов, девушки, не желая попасть в плен к завоевателям, поднялись на выступ скалы и бросились вниз.

 А еще существует молва, что родители сбрасывали с этой скалы непокорных дочерей. Другие же полагают, что со скалы прыгали вниз несчастные невесты, чтобы избавиться от ненавистных женихов.
   Никто не сможет сказать теперь, какая история самая верная, но в одном все соглашаются, что гора эта зовется Девичий носили Девичья скала

Кабардинский поэт Али Шогенцуков  [1900—погиб в 1941], родившийся в этих местах в поэме «Кызбурун»восклицает:


«О Кызбурун! Я слезами омою,

Кровь, что текла по скалистым хребтам!

Слушай, читатель, и следуй за мною -


Скорбную повесть тебе передам».



   Но он не успел выполнить свое обещание, работа над поэмой прервалась осенью 1941 года, когда он ушел на фронт, и в ноябре 1941 года погиб...  Во время вторжения фашистов в Кабарду рукопись пропала, и лишь в 1950-ые годы были найдены и опубликованы отдельные главы поэмы.

   Географическое расположение горы Кызбурун предполагает наличие такого места как «Жьыгъеибг» ­ место, где оплакивают старых. В недалеком прошлом, бурная река Баксан протекала как раз под тем местом, откуда предположительно сбрасывали жертву. 
Русло реки Баксан в том же месте изменили во 2 половине 20 века, т. к. подмывала гору и она могла обрушиться, но до сих пор видно явно старое очертание бывшего русла. 

С вершины «Жьгъеибг» и сейчас видна долина реки Баксан вблизи .
Там же на вершине горы, чуть правее есть место, называемое «Къафэп1эжъ» ­ место, где танцуют. Наверное, там проводили ритуальные танцы наши предки в далеком прошлом. Трава на этом месте начала расти совсем недавно, как­ будто кто­-то расчищал место для танцев.
… На вершине Кызбуруна
Знамя праздничное плещет.
Знамя выбрано мишенью:
  Кызбурун – святое место для тех, кто живет рядом. На ней растут многие ценные растения занесенные в Красную книгу, водятся редкие животные.
И летом и зимой эта гора красива, горделиво возвышаясь над бурной рекой и
селениями Исламей и Атажукино.
Как говорится в преданиях, на вершину этой горы не ступала нога врага. Даже в годы Великой Отечественной войны оборону здесь держали на вершине горы наши солдаты. Остался от них большой солдатский грот.

Во время Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны в ок­тяб­ре 1942 года село было было ок­ку­пи­ро­ва­но немец­ки­ми вой­ска­ми. В ян­ва­ре 1943 годасело было осво­бож­де­но от немец­ких за­хват­чи­ков. В па­мять о пав­ших в боях при осво­бож­де­нии села и сель­чан по­гиб­ших на фрон­тах войны, в селе уста­нов­ле­ны памятники.

    Злые ветры теряют силу, столкнувшись с горой Кызбурун, поэтому здесь бураны возникают редко. Не так давно наши предки спускались с горы по «Выщхьэф1эч», дороге, которая грозилась срывать головы волам,

спускавшимся с горы, настолько  круто шел спуск с вершины вниз. Эта дорога сохранилась и сейчас, хотя по ней давно не идут запряженные в арбы
волы.
По этой дороге шли всадники перегоняя скот из других селений, на этой дороге устраивали засады врагам, тем, кто шел с мечом или плохими намерениями. В романе Али Шогенцукова мы читаем о том, что под этой горой кабардинцы устраивали скачки, соревнования, где молодежь проявляла свою ловкость и силу.
«Здесь в долине Кызбуруна,
Каждая травинка блещет,
На вершине Кызбуруна
Знамя праздничное плещет.
Знамя выбрано мишенью:
Значит празднество открыто
.»
По преданиям в половине 5­го столетия на реке Баксан жил князь Дауо, у которого было восемь сыновей и одна дочь. Старший сын его, Баксан, был знаменитый нарт своего Отечества. Говорят, что он был убит готфским царем со всеми своими братьями и восьмидесятью  знатейшими нартами. Услышав это, предался отчаянью: мужчины били себя в грудь, а женщины рвали волосы на голове, говоря: "убиты, Здесь же в 1913 году был один из центров знаменитого Зольского восстания. 
Впервые легенда о происхождении названия Кызбурун была обнародована
исследователем И. Т. Радожицким во втором томе журнала "Отечественные записки" за 1827 год. Вот что сообщает барон Карл Сталь в работе "Этнографический очерк черкесского народа", написанной им в 1846­-1852 годах: "Каз­Буруном называется возвышенность правого берега реки Баксана при выходе этой реки из ущелья на плоскость. Она известна также и под названием Кыз­Бурун (т. е. девичий мыс) и на наших старых картах именуется Девичьим рынком. Песня о Каз­Бурунской битве приведена Ш. Б. Ногмовым в его "Истории адыхейского народа". Около Исламея, в юго западной части  горы Кьзбурун, находится массив, называемый Махогапс (с кабардинского «махуэ» ­ «день» и «гьэпс» ­ настраивать», т.е. по облакам или их
отсутствию над горой определяли погоду на день). На этой горе, по преданиям, захоронен родоначальник кабардинцев (тот, кто якобы привел часть адыгов на эту территорию и дал им свое имя) КабардаТамбиев. Один из путешественников начала
XIX в. М. Владыкин в своем «Путеводителе и собеседнике в путешествии по Кавказу» (М., 1825) пишет: «Переправившись через Баксан и приехав в аул Атажукина, мы скоро стали взбираться, как велел Измаил (Конов), на вершину и увидели кучу камней, обнесенную полуразвалившимся плетнем. «Здесь!» ­ сказал Бекмурза. «Это могила, ­ пояснил Джамбот, ­ КабардыТамбиева, родоначальника кабардинцев». Я оглянулся кругом и был поражен внезапно открывшейся панорамой.
Лучшего места для могилы своего родоначальника не могла выбрать народная фантазия».

Происхождение названия реки Баксан.


А откуда же произошло, интересно, название реки Баксан, которую мы очень

часто славим? Об этом нам подробно рассказал один из старожилов села Дыгулыбгей ЧеченовИсуфХамидович.
Бакс наа (карач.­балк.
Басхан — «Затопляющая», кабард.­черк. Бэхъсэн) — правый приток Малки (бассейн Терека). Длина реки — 173 км, площадь её водосборного бассейна — 6800 км².
Баксан берёт своё начало из ледников в районе Эльбрус. Бахе(каб. ­пар, пена; сане – означает – напиток, вода). «Пенящаяся вода.» Названа, наверное так в старину за бурное течение, особенно в своем верхнем  течении. Как свидетельствуют некоторые древние источники, в прошлом эта река называлась-Альтуд  Чтобы увековечить память о старшем сыне, реку Альтуд переименовали в Баксан.

Из истории Кабарды известно, что предки адыгов хатты, косоги, меоты
распространились до бассейна реки Терек.
В конце 4­го века пришедшие
воинственные племена гуннов проникают на Кавказ. Гунны разбили готов
тетракситов и вытеснили из Крыма.
Готты стали отступать на юго-­восток, вытесняя адыгские племена. Здесь пришельцы столкнулись с ожесточенным сопротивлением со стороны местного населения. В этой войне погибли, как говорится в предании 80 воинов, в том числе восемь сыновей Уозыра. Готы в 5­м веке исчезли с исторической арены.

Это предание является точной копией предания о князе Дауо, у которого в
войне с готами погибли восемь сыновей и были захоронены поблизости к реке Баксан.
В 1993 году село было пе­ре­име­но­ва­но по прось­бам сель­чан в Ду­гу­луб­гей (Ды­гулы­б­гъ­у­ей), в честь ос­но­ва­те­ля села Ду­гу­луб­га Тамбиева.

В 2003 году село Ду­гу­луб­гей было упразд­не­но и вклю­че­но в со­став го­ро­да Бак­сан.

В 2008 году после мно­го­чис­лен­ных просьб сель­чан, селу Ду­гу­луб­гей был воз­вра­щён ста­тус села. В том же году село Ду­гу­луб­гей пе­ре­име­но­ва­но в Дыгулыбгей.

Ныне село ад­ми­ни­стра­тив­но вхо­дит в со­став го­род­ско­го окру­га го­ро­да Бак­сан, и имеет мест­ное са­мо­управ­ле­ние в форме Со­ве­та старейшин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современное  развитие села
Сравнивая прошлое и настоящее села , мы не устаем восхищаться:
как здорово, что жители шагнули вперед!
 

Сегодня село Дугулубгей самое крупное село Кабардино-Балкарии –

Дыгулыбгей – по численности населения вполне могло бы претендовать на

статус небольшого города. Несколько лет назад его даже сделали частью

районного центра Баксан, однако жители Дыгулыбгея настояли, чтобы им

вернули статус села. Дыгулыбгей – село предгорное. Над уровнем моря оно

возвышается примерно на 500 м. Самая высокая точка в округе – урочище

«Махагапс»–находится к юго-западу от села на высоте около 1000 м над

уровнем моря. Село Дыгулыбгей расположено в двух десятках километров от

столицы республики Нальчика, на правом берегу реки Баксан, в том ее месте,

где река выходит из ущелья на равнину. Баксан отделяет село от

одноименного города, с которым фактически соединилась северная окраина

Дыгулыбгея. Добраться до этого населенного пункта не составляет труда:

прямо через село проходит федеральная трасса «Кавказ». В

непосредственной близости от селения есть трасса, ведущая из Баксана в

Приэльбрусье. Поэтому дороги в Дыгулыбгее всегда оживленные. История

села Дыгулыбгей Впервые о Дыгулыбгее как об ауле упоминается в русских

 летописях XVI века. »

 

В селе четыре школы, три детских садика, есть участковая больница,
стоматологический центр, дом культуры, действует спортивный клуб «Вымпел», а также 4 футбольных поля и 3 спортивных зала в которых в основном занимаются  греко­римской и другими видами борьбы. В селе три мечети, при которых также действуют школы ­медресе по изучению арабского языка и письменности. Одна из этих мечетей является одной из самых старых на территории республики.
Строительство  мечети  началось в 1910 году. Как рассказали старожилы села строили мечеть на средства общества. Собирали по 3 рубля с тех, у кого в этом году родились сыновья. А это были большие деньги. Но для того, чтобы построить мечеть, необходимо было получить разрешение в духовном управлении, который размещался в г. Киев. И в 1909 г это разрешение было подписано.Строительство велось силами односельчан. С середины 20­х годов некоторые большевики из села предложили снести мечеть, мотивируя тем, что не хватает средств на строительство нового амбара для колхоза. Но, односельчане написали  письмо во Владикавказ Сергею Мироновичу Кирову с прошением, чтобы не сносили мечеть. На что получили ответное письмо, в котором писалось, чтобы брали  камни на строительство амбара в пойме реки Баксан и чтобы не трогали мечеть.
Мечеть не функционировала  до середины 60­х годов. В здании  размещался то склад, то клуб сельской молодежи.

С середины 80-­х начала функционировать как медресе. Дети обучались арабскому языку, учились читать Коран. В настоящее время
 на территории села  находятся три мечети , они функционируют по назначению. Сюда приходят старшие мужчины на молебен.

·                    МО «Дыгулыбгъуей 1» — ул. Красноармейская, 2

·                    МО «Дыгулыбгъуей 2» — ул. 40-летия Октября, 218

·                    МО «Дыгулыбгъуей 3» — ул. Гагарина, 1

Учеб­ные за­ве­де­ния на тер­ри­то­рии села:

·                    Средняя школа № 7

·                    Средняя школа № 10

·                    Средняя школа № 11

·                    Средняя школа № 8

·                    Средняя школа № 9

·                    Детская школа искусств № 2

 

   Ос­но­ву эко­но­ми­ки села со­став­ля­ет аг­ро­про­мыш­лен­ный ком­плекс. Также на  его тер­ри­то­рии дей­ству­ют несколь­ко пред­при­я­тий, наи­бо­лее круп­ной из ко­то­рых яв­ля­ет­ся Кы­з­бу­рун­ский кир­пич­ный завод. К югу от села рас­по­ло­жен один из круп­ней­ших на Се­вер­ном Кав­ка­зе теп­лич­ных ком­плек­сов и на­саж­де­ния фрук­то­вых деревьев.

В селе развиты садоводство,  виноградарство, растениеводство и животноводство.

 

 

 

 

Численность населения

       Первые документальные сведения о численности жителей зафиксированы в документах подворной переписи населения . Мы узнали, что население то возрастало, то убавлялось. Это связано с  многими причинами.

    В 1823 году численность населения – 2000 душ, (в основном по национальности кабардинцы)  в 1849г. – 2110 душ населения,  в 1915 – 20002 чел., 1921г – 20064 чел.

     В 1929  г.-19 926чел., в 1940 г. –19 940 чел., 1945 –19 820 чел., 1950 -20538 чел

.2002 году-20355 чел, 2010 г – 20228 чел, а нынешняя перепись показала, что численность населения составляет  20462  человек. Из этой гектограммы  можно сделать вывод, что численность населения то возрастало, то убывало.

Времена менялись. Уменьшению населения способствовала первая мировая война, революция, гражданская война и голодный 1921 год. Если на начало голодного года насчитывалось 20004 человек, то к концу –19940 человек.

     В советские времена увеличению населения способствовало и создание колхозов, сельхозартели,  позже заасфальтированная дорога до села и часть улиц, газифицированные  хозяйственные объекты.

     Но большинство  населения покидали родные места для того, чтобы найти достойную работу.  А некоторые не ждали раскулачивания хозяйств, продавали и выезжали в другие места. Также коснулась и сталинская репрессия.

  Но отрадно то, что село строится.  Возвращаются дети, внуки  тех, чьи родители покинули село когда – то по той или иной причине.

 

 

Самая старая улица

           Самой старой улицей считается Ленина ( ныне – им. Кокова). По национальному составу – кабардинцы. Сейчас тоже преобладают кабардинцы, но есть и семьи русские. В основном все приезжие или те, которые когда – то жили .

           Жизнь  не стоит на одном месте и эта улица процветает. На этой улице построены красивые дома, поликлиника, мечеть, школа, Дом культуры.  На этой улице расположен дом Первого президента КБ В.М.Кокова,

          Самым старинным сооружением  считаются склады (год постройки вторая половина 18 века), где когда- то хранилось зерно для отправки продотряду и  весеннему посеву.  В 1920 году 5 мая состоялся кулацкий бунт, но зерно сумели сохранить.

       

Старожилы  села.

Самым пожилым людям, с кем можно было сейчас побеседовать и спросить, 75-85 лет.  Самыми пожилыми села считаются:

1.Баксанова Лялюся Тутовна, 1941г.р., уроженка с.Малка, кабардинка;

2.Мамхегова Саибат Хасановна, 1941 г.р., уроженка с.Исламей

3.Дудуева Рая Мухамедовна, 1942 г. р. уроженка г.Нальчика

4.Абазова Фатимат Исуфовна,  1942 г.р. уроженка с.Дыгулыбгей

5.Таашев Ауес Мишевич , 1940г.р. уроженец с.Дыгулыбгей

6.Баков Анатолий Бердович, 1939 г.р. уроженец с. Дыгулыбгей

        Из этих данных следует, что в селе коренные жители – кабардинцы. Но среди старожилов многие неместные, а приезжие из других мест. Они здесь обжились,  создали семьи и нисколько не жалеют, что остались в селе. Для многих село Дыгулыбгей- самое родное место и считают своей родиной. Свои дома они выстраивали на понравившихся им местах. Среди старожилов в основном работники сельского хозяйства. Они всю жизнь проработали на земле и достигли определенных успехов.

Знаменитые фамилии

        Коренные жители села  носили, в основном, фамилии Абазовы, Баксановы , Бештоевы, Баковы, Мамхеговы, Хежевы .                                               

         Краевед, учитель кабардинского языка и литературы средней школы № 10 Таашева Зарема Ауесовна,   в  своей работе  «История колхоза  села Кызбурун» (1973 год) выдала интересные  факты  и истории. Одно из них, как жители  села проявили себя во время Великой Отечественной войны.

      Баксанцы на фронтах Великой Отечественной войны за проявленную смелость, мужество и бесстрашие в бою, за героизм в защите родной земли- матери награждены орденами и медалями.  Мы можем гордиться ими. 

    Молодежь также не отстает от них. В нашем селе проживают участники Афганской и Чеченской войн. Они тоже проявили мужество на полях сражения.  Односельчане всегда будут помнить и гордиться генарал-майором  Баксановым Хасаншем Барасбиевичем. Он в 46 лет был уже генералом. Он был полевым генералом, служил в Афганистане, Таджикистане и Чечне, был трижды ранен, Награждён многочисленными орденами и медалями. Он жил и служил своей Родине.   Память о нём односельчане увековечили,   назвав главную улицу с. Дыгулыбгей  в его честь ( ул.имени генарала – майора Баксанова Хасанша Барасбиевича)

  Достопримечательности села.

        В Дыгулыбгее имеются отделение связи,  4-средних школ, фельдшерский пункт, дом культуры, библиотека, 2 детских сада, магазины, три мечети , спортивно-оздоровительный комплекс.

     Селение входит в городской округ Баксан.

       В центре села 9 мая 1987 года около 7 школы установлен памятник, на котором запечатлены имена погибших в боях за Родину жителей села

Заключение

Результаты исследований.
1. Выявили, что название села  менялось три раза: Дыгулыбгей, Кызбурун 3, Дыгулыбгей.
2. Изучили топонимику родных мест:«Кызбурун» в переводе с балкарского означает «Кыз» ­ девушка, «бурун» ­ нос, т.е. скала, скальный выступ.
«Жьыгъеибг» ­ место, где оплакивают старых. 
«Къафэп1эжъ» ­ место, где танцуют.
«Выщхьэф1эч», дорога, которая грозилась срывать головы волам.
«Махогапс» ­ с кабардинского «махуэ» ­ «день» и «гьэпс» ­ настраивать»,
т.е. по облакам или их отсутствию над горой определяли погоду на день.
3. Изучили происхождение названия реки Баксан.
4. Собрали информацию о знаменитых людях  села .

     В  результате проведенной работы цель исследования достигнута.  В итоге встреч со старожилами села,  проработки архивных данных   была изучена малая часть  истории возникновения и развития  села Дыгулыбгей.

     В итоге изучения и анализа обработки информации приходишь к выводу, что  наше село жило обычной жизнью. Люди работали, заботились о своих семьях, вносили свой вклад в развитие истории нашей родины. Наши земляки сражались на фронтах Великой Отечественной войны и многие сложили головы, защищая свое отечество. Жители села проявляли себя и в будничных работах, не помышляя о славе и карьере.

. Для себя доказали, что самое ценное для человека это семья, родной дом и РОДИНА, которую надо знать, любить и охранять!

Заключение
Для нас подрастающего поколения, большое значение имеет сохранение географических и исторических ценностей своей малой Родины.
Исследуя свою работу, мы ставили перед собой задачу: воспитание уважительного отношения подрастающего поколения к историко – географическому прошлому села, бережного отношения к своей малой родине.

Хочу закончить свою проектную работу небольшим стихотворением

 

Мое село, село родное.
Ах, как же я люблю тебя!
Не знаю счастья я другого,
Чем жизнь прожить тебя любя!
Твоя природа так прекрасна,
И Кызбурун, он так велик!
И жизнь проходит здесь как в сказке,
Здесь нет ни горести, ни зла.
Тебя всегда я помнить буду,
В каком краю ни буду я.
Твою красу я не забуду,
И шум Баксана навсегда!
Желаю я тебе лишь счастья,
И светлых дней мое село!
Пусть обойдут тебя несчастья

И мне не нужно ничего!

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература
1. «История Кабардино ­- Балкарии».
Изд. «Эльбрус» 1995г.
2.   «Мылькум еф1эк1 хъугъуэф1ыг1уэ», Нальчик, «Эльбрус» 2002г.
3. Ш. Б. Ногмов «История адыгейского народа» Нальчик 1985г
4.
Ж. Н. Коков «Адыгейская (черкесская) топонимия» Нальчик 1985 г.
5. Большой географический справочник по географии., Москва 2006г.
6. Бураев Р.А, Емузова Р.Б. – География КБР, Москва, «Поматур» 2003г.
7. Бетрозов Р. – «Происхождение и этнокультурные связи адыгов».Нальчик 1991г.
8. Берже А. – «Краткий обзор горских племен на Кавказе». Нальч
ик 1999г.
10 Кармоков Х. –«Адыгэ
хъыбарыжьхэр». Нальчик 1989г.
11. Сукунов Х.Х , Сукунова И. Х. «Черкешенка». Нальчик 1998г.
12. Ж.Н Коков  «Кабардинские географические названия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Архивный отдел местной администрации

с.Дыгулыбгей 

 

 

 

Река Баксан

 

 

Карта с.Дыгулыбгей

            

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Республиканский конкурс «Родной язык – душа моя, мой мир» «

Республиканский конкурс «Родной язык – душа моя, мой мир» «

Содержание Введение……………………………

Содержание Введение……………………………

Справка о деятельности коллектива

Справка о деятельности коллектива

Родины. Объект исследования: село

Родины. Объект исследования: село

Наша работа имеет практическое значение: она может быть использована на уроках истории

Наша работа имеет практическое значение: она может быть использована на уроках истории

Происхождение села и его названия

Происхождение села и его названия

Кабардинский поэт Али Шогенцуков [1900—погиб в 1941 ] , родившийся в этих местах в поэме «Кызбурун» восклицает: «О

Кабардинский поэт Али Шогенцуков [1900—погиб в 1941 ] , родившийся в этих местах в поэме «Кызбурун» восклицает: «О

Злые ветры теряют силу, столкнувшись с горой

Злые ветры теряют силу, столкнувшись с горой

Лучшего места для могилы своего родоначальника не могла выбрать народная фантазия»

Лучшего места для могилы своего родоначальника не могла выбрать народная фантазия»

Современное развитие села

Современное развитие села

Киев. И в 1909 г это разрешение было подписано

Киев. И в 1909 г это разрешение было подписано

Численность населения

Численность населения

Жизнь не стоит на одном месте и эта улица процветает

Жизнь не стоит на одном месте и эта улица процветает

Односельчане всегда будут помнить и гордиться генарал-майором

Односельчане всегда будут помнить и гордиться генарал-майором

Для себя доказали, что самое ценное для человека это семья, родной дом и

Для себя доказали, что самое ценное для человека это семья, родной дом и

Литература 1. «История Кабардино ­-

Литература 1. «История Кабардино ­-

Дыгулыбгей Река Баксан

Дыгулыбгей Река Баксан

Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова

Исследовательская работа Кавказ в произведениях Лермонтова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018