Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»
Оценка 4.7

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»

Оценка 4.7
Мероприятия +1
doc
история +1
9 кл—11 кл
10.04.2018
Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие  священномученика Иоанна   Восторгова»
Данная исследовательская работа была представлена на Новоалександровских районных рождественских чтениях «Просвещение и нравственность: забота церкви, общества и государства», где получила 1-е место. Она посвящена судьбе и литературно-письменному наследию священномученика Иоанна Восторгова. который является нашим земляком. Он был причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором в составе Собора святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000г.
Новоалександровские районные рождественские чтения.doc
Новоалександровские районные  рождественские  чтения  «Просвещение и нравственность: забота церкви, общества и государства»             «Литературно­письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»    1 Казакова Н. Ю. ­ учитель истории МОУ СОШ № 10 п. Радуга  2011 г.  Содержание Иоанн Восторгов ­  православный проповедник и литератор………………………....3­6 Мировоззренческие представления Иоанна Восторгова……………………………….6­8  Краткий анализ историографических источников…………………………………….8­10 Выводы……………………………………………………………………………………...10­11 Библиография и источники………………………………………………………………….11 Цель работы ­ кратко осветить проповедническую и  литературную деятельность  протоиерея Иоанна  Восторгова   – проанализировать содержание некоторых его  публицистических произведений   или их  фрагментов;  – определить основные черты мировоззрения священномученника  Иоанна Восторгова. Актуальность избранной темы Начало 90­х годов прошлого столетия ознаменовалось повышенным интересом к истории  крайне правых союзов и организаций, существовавших в начале XXв. в России. Однако в  общей массе исследований не было   работ, посвященных протоиерею Иоанну Восторгову  ­ видному идеологу крайне правого движения, взгляды которого нашли воплощение в его  общественно­политической деятельности, соединившей в себе миссионерство,  просветительство, публицистику, участие в общественных организациях и черносотенных  структурах.                                                                            2 Иоанн Восторгов ­  православный проповедник и литератор   Наш земляк ­ протоиерей Иоанн Восторгов, детство и юность которого прошли в станице  Новоалександровской, был причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором  в составе Собора святых новомучеников и исповедников   Российских в августе 2000г.   Он  был одним из самых известных православных проповедников и литераторов своего  времени.                                                                                                                                            К 1887г. относится и самое раннее  из дошедших до нас сочинений Иоанна Восторгова  «Раскольническая австрийская иерархия с точки зрения церковных канонов», написанное  им в годы обучения в Ставропольской духовной семинарии, которую он  окончил  в 1887г.  по первому разряду со званием студента.  Уже в этой работе  заметны  зачатки дарований,   ярко проявившиеся в последующие годы: глубокое понимание предмета, убедительность  аргументации, ясность слога.                                                                                                           После окончания семинарии он начинает службу в Ставропольской епархии, которую  потом продолжит в Закавказье. Уже на кавказском этапе деятельности Восторгова  принципиально новой формой участия в общественной жизни стали публицистика  и   издание  его проповедей, посвященных актуальным общественно­политическим проблемам. Можно выделить несколько видов проповедей священнослужителя в зависимости от их  тематического содержания. Политические, посвященные отношению Восторгова к  самодержавию и его месту в российской истории. Исторические и философские  проповеди, в которых протоиерей осмысливал роль России во вселенском масштабе. В его  религиозных проповедях акцент делался на противостоянии православия сектантам и  раскольникам. Культурно­просветительские проповеди были посвящены различным  аспектам культуры, просвещения, образования. Через Общество ревнителей русского  исторического просвещения  он стремился к  пробуждению русского национального  самосознания и  приобщению народов  окраин империи к общерусским делам. Многие свои проповеди он посвящал памяти видных деятелей русской культуры  (А.С. Пушкина, Н.В.  Гоголя, А.В. Суворова, В.А. Жуковского, К.Д. Ушинского и других).  Статья «Памяти А.С. Пушкина. Вечное в творчестве поэта» была написана им  к 100­летнему юбилею поэта и в  сокращенном варианте зачитана им 26 мая 1899г. в церкви Тифлисской 1­й женской  гимназии в присутствии преподавателей и учащихся. Говорят, она произвела глубокое  впечатление на слушателей. Мне  в ней также понравился ряд   мыслей, высказанных  Иоанном Восторговым. Например: «Человек не особь только своего рода, не листик от  дерева, не волна ­ одна из бесчисленных волн в море... Человек ­ это личность, и как  личность он не может возникнуть для того, чтобы исчезнуть бесследно.  Отлившись в законченный духовно­нравственный образ, определив себя здесь, в земной жизни, оставив в ней заметный или малоприметный, но все же тот или другой  след, он продолжает жить и после смерти и развиваться в области иного бытия,  для изображения которого у нас нет ни слов в языке, ни красок, ни образов в  3 воображении. И современники, и потомки могут забыть умершего; имя его  может изгладиться быстро, не переживши и холмика земли на его безвестной  могиле; но будет о нем память пред лицом Бога, для которого нет мертвых, а все живы». «Наш Пушкин умер рано; умер не в ослаблении мысли и деятельности, не  уставший от жизни, не изживший своего ума и энергии; умер, еще будучи в состоянии  совершить гораздо более того, чем сколько он сделал… «Пушкин ­ выше своих  произведений;…наиболее совершенные его создания не дают полной меры его сил» ­  такова точка зрения литературной критики, ­ писал отец Иоанн, а далее продолжал, ­ но мы, поминая поэта, поминаем в нем человека­христианина. С этой точки зрения  жизнь человека ценится не количественно, а качественно, и момент смерти есть  дело Божьего Провидения…. Дал бы поэт еще нам что­либо великое, и что именно,  или уж не мог дать, ­ это, собственно, вопрос ненужный, бесполезный. Но то, что он  оставил по себе,  то, чем он сам был в своих воззрениях, в своей личности, в своей  смерти, дает нам залоги для светлых христианских чаяний и упований. Он вечному  служил. Пусть же в памяти нашей сохранится из жизни и деятельности поэта  только то, что по существу своему достойно вечности: не слабости, увлечения и  падения, а то, в чем выражается вечная нравственная природа духа».  Когда я  прочла эти слова, мне очень захотелось, чтобы эти слова прочли   все те «исследователи»  жизни и творчества поэта, которые  до сих пор ищут или придумывают «сенсации» в его  личной жизни, приписывают ему авторство некоторых весьма сомнительных произведений.  Большое внимание в проповедях Иоанна Восторгова  уделялось взаимоотношениям России  и Грузии. Несмотря на отсутствие этнического родства, единая православная вера двух  народов, по его мнению, создала фундамент для прочного духовного союза русских грузин. Интерпретация судеб России и Грузии основана у протоиерея на идее провиденциальной  роли народов в мировой истории. У русского и грузинского народа она заключается в  интегрирующем начале, объединяющем восточную и западную цивилизации.  Эти его мысли о проблеме взаимоотношений двух народов – русского и грузинского,  кажутся мне очень   актуальными  в свете обострившихся в последние годы отношений между двумя  государствами.                                                                                                                                  Говоря о московском этапе общественной жизни протоиерея Иоанна Восторгова,   начавшемся в 1906г., следует отметить, что его характерными чертами является  расширение форм участия  его в общественной жизни: пастырско­миссионерские курсы,   миссионерство, поездки на Урал, Сибирь, Среднюю Азию,  Дальний Восток, Китай. Все это было призвано не только содействовать укреплению позиций православной религии в этих  регионах, но почти всегда сопровождалось публичными выступлениями протоиерея по  различным аспектам российской повседневной жизни. Другими формами общественной  деятельности Восторгова стало   создание образовательных учреждений и  просветительских обществ с целью православно­патриотического воспитания молодежи, а  также  открытие местных ячеек черносотенных союзов и партий.                                              Даже его активное участие в политической жизни страны, мне кажется, также  было    одним из способов проповедничества. Начало первого этапа   в его политической карьере    ознаменовала первая русская революция и последовавший за ней процесс   оформления  крайне правых партий, одним из лидеров которых  он стал. Социальный статус  священнослужителя, идейно­духовные установки, ориентированные на сохранение  незыблемости самодержавия в России, предопределили его политический выбор.   Протоиерей Иоанн  Восторгов стал  членом руководства Союза Михаила Архангела,  Председателем Русской монархической Партии (РМП) в 1907­1911 гг., Председателем  Русского монархического  союза (РМС) в 1911­1913 гг. РМП  не была массовой, партией и  использовала в своей деятельности, в основном такие  методы политического воздействия  4 как доклады, сообщения, литературно­музыкальные вечера. Многочисленные поездки отца  Иоанна по делам политических организация, членом и руководителем которых он состоял  и являлся,  издание газет «Церковность», «Московские церковные ведомости»,  «Русская  земля», ежедневной монархической газета РМС и Русского Монархического Собрания  «Патриот», журналов «Верность» и «Потешный», на страницах которых он разъяснял суть  происходящих в стране событий,  подтверждение этого. Размышляя о роли духовенства в  истории Отечества, он говорил: «Нет в мире более народного духовенства, как в России.  Таким его сделала история… А посему все, что не народно и не патриотично, должно  оставить ряды служителей Церкви, уйти из ее священной дружины…». Проповеди и  поучения  периода его пастырской деятельности ­ с 1906 г. по 1908 г.  проникнуты  преданностью святому Православию, служением верой и правдой Богу, Царю и Отечеству.  Патриотизм, воинский долг и духовное мужество христианина ­ вот главные темы его   проповедей и выступлений  в  тяжелейшие для России времена  революционной смуты и  беззакония. В годы первой русской  революции и после нее  он неустанно проповедовал,  выступал с различными обращениями и воззваниями. Подтверждением этого  служит его  доклад на съезде в Киеве  «Проповедь социализма и успех ее среди учащейся молодежи  и, главным образом, среди рабочих» 1­7 октября 1905г.  В августе 1907г. он участвовал в  работе Нижегородского миссионерского съезда. В 1908г. на IV­м миссионерском съезде в  Киеве он опять выступил с докладом, в котором говорил  о  необходимости борьбы с  социализмом, как одной из главных задач русского духовенства. По его словам, «раз  социализм отрицает Бога, душу, бессмертие, свободу духовную в человеке, постоянные  правила нравственности, то он должен обратиться к единственному средству  воздействия на человека ­ к насилию».  И как не печально это осознавать, он оказался  прав. Социализм, в основе которого лежит принудительная организация общественной  жизни, по мысли Восторгова, противоречит идее человеческой свободы.                                  Второй этап  его политической деятельности  берет свое начало с раскола, произошедшего  в 1908 г. между Дубровиным и Пуришкевичем и создания последним Союза Михаила  Архангела. Попытки объединения правомонархических структур, предпринятые  Восторговым, в частности монархический съезд, состоявшийся в 1909г. в Москве, не  увенчались успехом. Межличностные противоречия, борьба за власть и распределение  финансовых потоков в черносотенном движении обусловили его дальнейшую  организационную  дезинтеграцию. В 1913г. протоиерей Иоанн Восторгов уходит с поста  председателя РМП и из всех черносотенных структур, в которых ранее состоял.  Причинами выхода являлись  и разочарование в деятельности правомонархических союзов  и организаций,  и низкая популярность  партии,  и запрет Синода на участие  представителей духовенства в политических объединениях. «Я не политик, а человек  Церкви, и если бы мне пришлось выбирать между Россией и Церковью, я, конечно,  выбрал бы последнюю», ­ писал Иоанн Восторгов. Уход  Восторгова из политических  структур не означал  однако завершения  его политической деятельности. Она  продолжалась вплоть до его ареста и расстрела большевиками в 1918г.                                    Третий этап деятельности протоиерея на политическом поприще характеризовался  использованием личного влияния и авторитета на паству посредством политических  проповедей, публикаций в газетах на актуальные социально­политические проблемы,  публичных выступлений в общественных организациях. Освободившись от  организационных обязанностей в русском монархическом движении отец  Иоанн смог еще   больше внимания уделять литературно­издательской деятельности. В 1913г. вышел в свет  первый том «Полного собрания сочинений протоиерея Иоанна Восторгова». К 1916г. ему  удалось издать 5 томов.  Надо отметить, что его выступления широко печатались  и  отдельными изданиями. Например, как «Речи о. И. Восторгова и кн. А. Г. Щербатова на  Всероссийском съезде русских людей 6­го апреля 1906г. в Москве» (М., 1906). Он не            5 переставал  заниматься духовным просвещением  и  в годы Первой мировой войны, когда  главным делом стала забота о нуждах больных и раненых воинов. В 1915г. он издал  сборник речей и поучений под названием «Вопросы религии и православия в современной  великой войне». А последний 5­й выпуск сборника «Во дни войны. Голос пастыря­ патриота» вышел уже в 1917г.  Иоанн Кронштадтский высоко оценивал его  проповедническую деятельность, говоря, «… это дивный человек, обладающий  необыкновенным красноречием, … это Златоуст, … он может великую пользу  принести России».                                                                                                                           Радикальные политические изменения, последовавшие после февральских и октябрьских  событий 1917г. привели к постепенному свертыванию  его публицистической деятельности  и прекращению функционирования созданных им общественных организаций.  Единственной формой противодействия  новой советской власти стали политические  проповеди, звучавшие в стенах Покровского собора  на Красной площади вплоть до его  ареста  и отдачи  под суд. Проповеди эти носили  антилиберальной и антибольшевистской  характер.  Путь к разрешению социально­политических конфликтов в российском  обществе протоиерей Восторгов видел в необходимости следования закону  божественному, нравственному в противовес закону формальному, юридическому.                Он оставался активным сторонником сохранения самодержавных устоев в Российской  империи и  оппонентом новых революционных властей. Расстрел Восторгова стал  закономерным итогом его жизненного пути и идейных убеждений, которые шли вразрез с  идеологическими воззрениями большевистской власти.  «Под самыми стенами  захваченного большевиками Кремля, на Красной площади, с высоты Лобного места  еженедельно говорил любимый москвичами батюшка свои вдохновенные проповеди  и, исполняя долг пастыря, сознательно шел навстречу мученичеству», ­ пишет  современный исследователь его жизни  А. Светозарский. Мировоззренческие представления Иоанна Восторгова Исторические взгляды протоиерея Иоанна Восторгова формировались, с одной стороны,  под влиянием православного мировоззрения, а с другой – в условиях жесткого  противостояния революционной и консервативной идеологий на рубеже XIX­XX вв.  Будучи сторонником правомонархического политического лагеря и одним из лидеров  черносотенного движения в России протоиерей сформулировал охранительную    концепцию, основанную на идеях теории «официальной народности» и  постулате  «Москва–третий Рим»,  на русской идее, противопоставлявшей два цивилизационных  начала – восточное и западное, которую с 30­х гг. XIXв. развивали славянофилы. Ключевой идеей  его  исторических и философских трудов и выступлений   является мысль  о том,   мировое призвании России и русского народа  заключается в том,  чтобы нести идеалы  православной веры миру, это, по его мнению подтверждает история Российского   государства.  «В самом географическом положении нашей страны на границе Европы и  Азии, Запада и Востока, и в ее племенном составе указана нам великая задача: нести  полученное сокровище чистой и истинной веры к малоизвестному востоку и северу  Европы и далее, в неведомые и таинственные в то время страны сопредельной  Азии, бороться с мраком язычества и распространяющегося мусульманства,  просвещать дикие многочисленные племена инородцев и приобщать их к участию в  Царстве Божием и в жизни образованного человечества. Поистине, это была  единственная в истории человечества, величайшая мировая задача, данная святой  Руси», ­ отмечал он в своем «Слове в  день празднования Казанской иконы Божией  6 Матери», произнесенном 6 июля 1908г.  Эта его проповедь  известна также под названием  «Мировое призвание России» Там же далее он говорил о том,  праздник Казанской иконы  Богоматери – «не церковный только, но и государственный праздник». Согласитесь,  удивительные,  пророческие слова, ведь сегодня празднование иконы Казанской Божией  Матери 4 ноября ­ государственный праздник.                                                                              В    трудах Восторгова отсутствует детальный и тщательный анализ исторических фактов,  нет научной, объективной оценки правителей России, но в них фигурируют знаковые,  эпохальные события русской истории – монголо­татарское иго, Смута, нашествие  Наполеона. Суждения о российских самодержцах носят  у него выборочный характер.  Правлениям некоторых  уделено   всего по несколько строк, многие не упоминаются    вовсе, а  вот, например,  эпохе Александра III посвящено огромное количество статей. Это  делает большинство выводов священнослужителя дискуссионными и сомнительными на  предмет научной обоснованности. К таковым следует отнести тезис об одиночестве России в противостоянии с сопредельными государствами, об исключительно идейном, а не  захватническом характере войн, которые вела Россия, о цивилизационном превосходстве  России над Японией и конфессиональном превосходстве православия над исламом и  другими религиями. Однако ряд  его оценок  находят свое единодушное подтверждение у  других исследователей. Например, утверждение о том, что Русь ценой утраты суверенитета спасла народы Западной Европы от завоевания монголо­татар.  Так как рассуждения  протоиерея Восторгова построены на  утверждении  определенной идеологической  концепции, то   исторические события интерпретируются таким образом, чтобы  подтвердить ее. Поэтому  понимание истории России  в его трудах становится  тенденциозным.                                                                                                                                  Его перу принадлежит  немало работ и выступлений, посвящённых критике  социалистических и коммунистических учений. Критика Восторговым  социалистических теорий основана на методе противопоставления категорий «свобода»  и «принуждение», которые рассматривались  им в религиозно­нравственном, социально­ экономическом и политическом ракурсах. Фундаментальное расхождение между  принципами христианства и социализма Восторгов усматривал в том, что в  вероисповедании главенствует нравственный закон, а в  социалистическом учении –  формальное (юридическое) право, предоставляющее возможность принудительных  действий. Сущность свободы Восторгов трактовал в сугубо христианском понимании, т. е. как  следование заповедям Евангелия, основанным на моральном долге. В своем обширном  исследовании «Социализм при свете христианства»,  критикуя социализм, он отмечает,  что принуждение противоречит идеям христианской свободы, т. к. в его основе лежат  насильственные действия, нарушающие заповеди Иисуса Христа. Оно  выражает позицию  Восторгова как священнослужителя,  в ней  приоритет за  мерой должного, а не мерой  возможного поведения человека. В рассуждениях протоиерея  Иоанна о религиозно­ нравственном смысле свободы изначально заложена поведенческая ориентация на  смирение, непротивление, социальный компромисс между имущими и неимущими. Данное  понимание свободы носит несколько односторонний характер. Принуждение как  неотъемлемая черта социалистических и коммунистических теорий было главным  объектом критики священнослужителя. Насильственная составляющая понималась им не  только в сугубо экономическом, но и политическом контексте. Социализм в понимании  отца Иоанна ­  это не отвлеченное название государственного строя и  даже не  альтернативная монархизму идеология. Это ­ прямой антипод Христианству, некое  антихристианство. В свое  критике  социалистического учения, Восторгов считал также  необходимым различать смысловую интерпретацию понятия «бедность» в христианстве от  трактовки социально­экономической. Христос, отмечал он, проповедовал духовное  7 нищенство и боролся с нищенством экономическим. При этом Спаситель не призывал к  неповиновению и террору, а действовал милосердием и состраданием. Главный акцент  критики марксизма протоиереем Иоанном Восторговым сделан на монистической  методологии учения (монизм ­ способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете  единой основы   всего существующего). Признание доминирующей роли экономических  отношений в жизни общества, первичности материи по отношению к духу, сведение  идеологии, морали, этики и религии в надстройку, зависящую от развития  производительных сил и производственных отношений (базиса общественно­ экономической формации), по мнению протоиерея Иоанна Восторгова, упрощает  понимание многообразия форм социального и политического устройства  общественной жизни.                                                                                                                      Я прочла лишь малую часть его работ, для  более детального ознакомления с ними у меня  не было достаточно времени и возможности. Но  в них я нашла ответы на некоторые  вопросы, которые меня интересовали  и волновали. Например, почему люди идут в  монастыри? Не бегство ли это от жизни? Не желание ли это уйти от мирских проблем  и суеты?  В своей  беседе в Санкт­Петербургском Троицком Лаврском подворье в Неделю  2­ю Великого поста, 22 февраля 1909 г. (Подвижничество и монашество)  он дает такой  ответ на этот вопрос: «…Есть люди, от природы склонные к тихому пребыванию вне  шума мирского, неспособные к житейской борьбе, чуждые жизни семьи,  расположенные к молитве и созерцанию дел Божиих. Они идут в монашество.  Естественно ли их отвращать от подвига? Есть люди, разбитые жизнью,  потерпевшие кораблекрушение в житейском плавании; им жизнь мира не мила,  они потеряли к ней вкус и склонность, они чувствуют себя там одинокими, у них  опустились руки, упало сердце, погасло мужество. Они идут в монастырь и там  находят для себя покой души и бодрость сил, воодушевление подвига, смысл и полноту  жизни. Естественно ли и соответствует ли требованию любви закрывать им путь к  такому подвигу? Есть люди, всецело преданные Богу и Церкви, высокому  религиозному служению. Они желают до конца и безраздельно отдаться служению  Богу, они живут только религиозной идеей, они служат только Церкви.  Естественно ли им запрещать такое целостное и безраздельное служение?. Также  он  отмечал: «…Христос не требует никакого подвига, ... аскетизм, подвижничество не  указаны в Евангелии, не сказано,  что надо трудиться в семье и общественной жизни, а  не за стенами монастыря. …Отсюда вывод, что монашество есть нечто  неестественное и противоестественное, ибо Бог дал человеку мир, семью, жизнь для  наслаждения, а монашество требует от всех этих благ сурового отказа…. Мало того:  вас будут убеждать, что подвиг монашества есть следствие себялюбия, заботы  только о себе самом, о своем личном спасении, а не о ближних и не о мире…».  Продолжая свою мысль  выступлении  в праздник Успения Пресвятой Богородицы в  Уссурийском Свято­Троицком Николаевском монастыре, на Дальнем Востоке 15 августа  1913г. он говорил: «Люди нынешнего века не понимают, не ценят и, более того,  осуждают монашество. В православном церковном монашестве люди спасаются в уповании и надежде. Оно ­ великий подвиг и добродетель; оно не ненависть, а  любовь; оно не погибель, а спасение. Монашество есть жизнь, а не смерть».  Прочитав это, я понимаю, что есть некие вопросы, которые  волнуют  и  волновали многих  людей во все времена. В этих же проповедях меня поразили другие его слова, которые  можно считать предсказанием: «…Что несет нам будущее? Нет признаков, что оно  несет благо и спокойствие для Церкви. Напротив, много признаков того, что  Церковь ждут тяжкие испытания, что вера Православная от своих родных детей  8 получит удары, и поношения, и лишение прав, что начнутся на нее гонения». Хотя,  если вдуматься, ничего удивительного в этих словах Иоанна Восторгова нет,  просто он  обладал особо чутким и обостренным сознанием,  что позволяло ему делать столь  провидческие выводы о будущем.  Краткий анализ историографических источников Первые   статьи,   посвященные   жизнедеятельности   и     мировоззрению   Иоанна   Восторгова  XX  стали появляться в публицистике в начале 90­х годов     в. Они были изданы в культурно­ просветительских   и   православных   журналах.  В   отличие   от   более   поздних специализированных   научных  трудов  –  монографий  и   диссертаций  ­  они   не  содержали критического   анализа   общественно­политической   деятельности   и   его   взглядов.  Их содержание   было   призвано   сформировать   у   читателя   образ   священнослужителя, принявшего   мученическую   смерть   за   православную   веру.  Во   многих   публицистических статьях   акцент   сделан   на   последний   этап   жизни   священнослужителя   с   целью   просто проиллюстрировать мученическую смерть священнослужителя.  Автор одной из первых статей, посвященных Иоанну Восторгову,  М. Польский отмечал, что Восторгов выступал с обличительными речами после прихода к власти большевиков, осознавая за собой слежку и предчувствуя свою мученическую смерть1. А. Светозарский отмечает,   что   проповеди   отца   Иоанна   фиксировались   агентами   ВЧК,   его   пытались обвинить  в антисемитизме,  так  как в  Покровском  соборе   Москвы   хранились   частицы мощей св. мученика Гавриила Белостокского – жертвы ритуального убийства. Но никаких ссылок на документальные источники автор не приводит2.  На   противостоянии   большевистской   власти   делает   акцент   Л.Ф.   Павликова,   которая отмечает, что Восторгов выступал с обличительными речами среди верующих в храме на Красной площади3.  Но некоторые авторы, наряду с рассмотрением последнего этапа жизни Восторгова,  отмечали  и его активное участие в общественной жизни в годы первой русской революции  и после нее. Так, по мнению Л.Ф. Павликовой, протоиерей олицетворял тип  допетровского священника, характерной чертой которого являлось не только  богослужение, но и активное вмешательство в семейную, государственную и  общественную сферы деятельности4. На отдельных аспектах политической деятельности Восторгова останавливается О. Газизова. Она отмечает, что его личность притягивала  многих сторонников черносотенцев5.                                                                                              Научный интерес исследователей к личности и общественно­политической деятельности и  творческому наследию Иоанна Восторгова  у исследователей с начала 90­х годов прошлого века объясняется  рядом  факторов. Во­первых, это радикальная смена общественно­ политической ситуации в стране и доминирующих идеологических концепций в  исторической науке. Правомонархическое движение, остававшееся на протяжении  советского периода на периферии изучения исторической науки, становится объектом  большого количества научных исследований. Данную историографическую тенденцию  отметил историк А.В. Репников: «Появились труды,  посвященные взглядам В.М.  Пуришкевича, Маркова, В.А. Грингмута, … Восторгова, Шульгина и др.»6. Но  в общей  массе трудов, посвященных крайне правым, обращение к  Восторгову осуществлялось  1  М. Польский «Пастырь и паства. Прот. И. Восторгов» // Журнал Московской патриархии. № 4. 1994. С. 60. 2 Светозарский А. «Отче наш Иоане, моли Бога о нас!» // Памятники Отечества. № 37 (1), Москва, 1997. С.  23. 3 Павликова Л.Ф. Протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов // Записки отдела рукописей. 2000. № 51. С. 310.  4 Павликова Л.Ф. Там же. ­  С. 309.  5 Газизова О. «Яко овцы посреди волков» // Наука и религия 1995 г. №1 С. 38. 9 10  . В диссертации Д.В. Карпухина «Отечественная историография черносотенных  эпизодически без системного анализа ее литературно­письменного наследия, потому что  основным объектом научных исследований являлись консервативная идеология и партии  крайне правых, а не общественно­политическая практика их лидеров.                                      Так, в монографии исследователя С.А. Степанова «Черная сотня (1905–1914)», изданной в  1992 г.   рассматривается лишь политическая деятельность Иоанна Восторгова7. Отдельные аспекты его деятельности отмечал И.В. Омельянчук в  своей монографии «Черносотенное  движение в Российской империи (1901­1914)»8, историк Ю.И. Кирьянов в энциклопедии  «Политические партии в России» и в монографии «Правые партии в России. (1911–1917  гг.)»9.                                                                                                                             Одним из  первых научных исследований, в котором были затронуты  миссионерство и  благотворительность протоиерея Иоанна Восторгова была  диссертация А.В. Давиденко  «Эволюция правомонархических концепций политического устройства России (1900–1917  гг.)»   союзов и организаций» анализируются труды И. Восторгова, посвященные проблеме  возникновения крайне правых политических партий. Исследователь отмечает, что  Восторгов «обусловливал возникновение крайне правых организаций факторами  идеологической борьбы революционных и традиционных начал русской  действительности начала XX в. Черносотенство рассматривалось им как «защитная  реакция русского народа против разрушительных веяний революции»11. Отдельные  аспекты идеологии и последний этап жизни протоиерея Иоанна Восторгова изложены в  монографии А.В. Репникова «Консервативные концепции переустройства России»12. В  частности он  отмечал деятельность протоиерея на Поместном Соборе РПЦ в 1917­1918  гг., который поддержал восстановление патриаршества13. Следует отметить, что в этих  научных работах анализ мировоззренческих взглядов Иоанна Восторгов, как и прежде,   носит фрагментарный характер потому что не они были главным объектом  исследования.                                                                                                                                   Труды, в которых освещалась деятельность Иоанна Восторгова, изданные с начала  90­х годов XX в. по настоящее время можно условно подразделить на две группы:        1. статьи, посвященные личности Восторгова, основным этапам его жизненного пути,  церковной деятельности и участию в политических и общественных структурах;                    2. научные труды – диссертации и монографии, в которых, наряду с анализом  консервативной идеологии и деятельности черносотенных союзов и организаций и на  общероссийском и региональном уровнях, фрагментарно затрагивается общественная  деятельность И. Восторгова.   Все это затрудняло историографическое осмысления этапов его творчества.                          Причисление  протоиерея Иоанн Восторгов в 2000г. к лику святых РПЦ усилило общую  тенденцию  к изучению   личности  и литературно­письменного наследия Иоанна  Восторгова. Наибольшую ценность  среди общей массы публицистических и церковных  публикаций, посвященных, представляет труд А. Гумерова14. В своей работе он  подверг  6 Репников А.В. Консервативные представления о переустройстве России (конец XIX – начало XX веков). М.,  2006. С.  7 Степанов С.А. Черная сотня в России (1905–1914 гг.). М., 1992 8 Омельянчук И.В. Черносотенное движение в Российской империи (1901­1914). Киев. 2006.  9 Кирьянов Ю.И. Правые партии в России (1911–1917 гг.). М., 2001. 10 Давиденко А.В. Эволюция правомонархических концепций политического устройства России (1900–1917  гг.): Диссертация КИН.  ­ Хабаровск, 2001. С. 207­208.  11 Карпухин Д.В. Отечественная историография черносотенных союзов и организаций: Диссертация. …канд.  ист. наук . М., 2008. С. 41. 12 Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.  13  Там же                                                                                                                                                                           14  Гумеров А.  Правда веры и жизни. Житие и труды священномученника Иоанна Восторгова. М., 2004. 10 тщательному  анализу его  биографию, предложил объективную периодизацию жизненного  пути протоиерея (речь о ней шла выше, проанализировал его  проповеди, речи на различные общественно­политические темы. Другим значимым опубликованным источником  в изучении данной проблемы стало  переиздание исследовании 5­томного ПСС протоиерея Иоанна Восторгова в 1995, 1998 гг.  Труды священнослужителя  ­  ценнейший источник научного анализа его мировоззрения, и   изучения его общественной деятельности.  Выводы Завершая работу, одно можно сказать совершенно определенно:  отец  Иоанн был  личностью многосторонней, неординарной и очень деятельной. Учитель, простой сельский  священник, миссионер,   известный политический деятель, религиозный писатель – и все  это об одном человеке.                                                                           Мировоззренческие  представления Иоанна Восторгова носили эклектичный характер  (эклектика ­   механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов,  теорий),  опирались на консервативную традицию предшествующих периодов.                        Компонентами его идеологии являлись: теория «официальной народности», историко­ философская концепция «Москва­Третий Рим»,  русской идея, дихотомия «Восток­Запад» (дихотомия ­  способ классификации, когда понятия разбиваются на пары    элементов.)  Утверждение русской идеи является центральным в воззрениях.                                                В    трудах Восторгова отсутствует детальный и тщательный анализ исторических фактов,  нет научной, объективной оценки правителей России, но в них фигурируют знаковые,  эпохальные события русской истории. Большинство выводов священнослужителя  дискуссионны и сомнительны на предмет научной обоснованности (тезис об одиночестве  России в противостоянии с сопредельными государствами, об исключительно идейном, а не захватническом характере войн, которые вела Россия, о цивилизационном превосходстве  России над Японией и конфессиональном превосходстве православия над исламом и  другими религиями). Его рассуждения  построены на  утверждении  определенной  идеологической концепции, исторические события интерпретируются таким образом,  чтобы подтвердить ее, поэтому  понимание истории России  в его трудах становится  тенденциозно.                                                                                                                                     В основе критики социализма и марксизма лежит негативная отношение  монистическому  методу учения, основанному на абсолютизации экономической составляющей  общественной жизни. Путь к разрешению социально­политических конфликтов в  российском обществе Иоанн Восторгов видел в необходимости следования закону  божественному, нравственному в противовес закону формальному, юридическому.                Изучение мировоззрения видного лидера крайне правых позволило мне существенно  расширить мои представления о становлении черносотенных организаций, методах и  формах деятельности правых монархистов в дореволюционной России, о которых в  школьных учебниках  до сих пор пишут очень мало и чаще всего основном негативно.  Возникновение крайне правых организаций он обосновывал факторами идеологической  борьбы революционных и традиционных начал русской действительности начала XX в».  Черносотенство рассматривалось им как«защитная реакция русского народа против  разрушительных веяний революции». Путь к разрешению социально­политических  конфликтов в российском обществе протоиерей Восторгов видел в необходимости  11 следования закону божественному, нравственному в противовес закону формальному,  юридическому. Он оставался активным сторонником сохранения самодержавных устоев в  Российской империи и  оппонентом новых революционных властей. Расстрел Восторгова  стал закономерным итогом его жизненного пути и идейных убеждений, которые шли  вразрез с идеологическими воззрениями большевистской власти. Библиография и источники 1. Газизова О. «Яко овцы посреди волков» // Наука и религия 1995 г. №1 С. 38. 2. Гумеров А.  Правда веры и жизни. Житие и труды священномученника Иоанна Восторгова. М., 2004 3. Давиденко А.В. Эволюция правомонархических концепций политического устройства России (1900­1917  гг.): Диссертация КИН. ­  Хабаровск, 2001                                                                                                                   4. Карпухин Д.В. Отечественная историография черносотенных союзов и организаций: Диссертация КИН. М., 2008                                                                                                                                                                                    5. Кирьянов Ю.И. Восторгов Иоанн Иоаннович // Политические партии России (конец XIX – первая треть XX  века). Энциклопедия. М., 1996                                                                                                                                        6. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России (1911–1917 гг.). М., 2001                                                                        7. Омельянчук И.В. Черносотенное движение в Российской империи (1901­1914). Киев. 2006.  8. Павликова Л.Ф. Протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов // Записки отдела рукописей. 2000. № 51.               9. Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ века. Энциклопедия. – М., 1996.   10. М. Польский «Пастырь и паства. Прот. И. Восторгов» // Журнал Московской патриархии. № 4. 1994.     11. Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное Собрание Сочинений в 5 тт., издатель «Царское дело», 1998 г. 12.   Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.  13. Светозарский А. «Отче наш Иоанне, моли Бога о нас!» // Памятники Отечества. № 37 (1), Москва, 1997     Википедия    http   .  pravoslavie    ://   days   bogoslov.ru      .  ru   /  Life  /  life   4831.    htm 12 13 14

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие  священномученика Иоанна   Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие  священномученика Иоанна   Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие  священномученика Иоанна   Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие  священномученика Иоанна   Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие  священномученика Иоанна   Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие  священномученика Иоанна   Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие  священномученика Иоанна   Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие  священномученика Иоанна   Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие  священномученика Иоанна   Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие  священномученика Иоанна   Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие  священномученика Иоанна   Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие  священномученика Иоанна   Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие  священномученика Иоанна   Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»

Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие  священномученика Иоанна   Восторгова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018