Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»
Оценка 4.7
Мероприятия +1
doc
история +1
9 кл—11 кл
10.04.2018
Данная исследовательская работа была представлена на Новоалександровских районных рождественских чтениях
«Просвещение и нравственность: забота церкви, общества и государства», где получила 1-е место. Она посвящена судьбе и литературно-письменному наследию священномученика Иоанна Восторгова. который является нашим земляком. Он был причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором в составе Собора святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000г.
Новоалександровские районные рождественские чтения
«Просвещение и нравственность: забота церкви, общества и государства»
«Литературнописьменное
наследие
священномученика Иоанна
Восторгова»
1 Казакова Н. Ю.
учитель истории
МОУ СОШ № 10
п. Радуга
2011 г.
Содержание
Иоанн Восторгов православный проповедник и литератор………………………....36
Мировоззренческие представления Иоанна Восторгова……………………………….68
Краткий анализ историографических источников…………………………………….810
Выводы……………………………………………………………………………………...1011
Библиография и источники………………………………………………………………….11
Цель работы
кратко осветить проповедническую и литературную деятельность протоиерея Иоанна
Восторгова
– проанализировать содержание некоторых его публицистических произведений или их
фрагментов;
– определить основные черты мировоззрения священномученника Иоанна Восторгова.
Актуальность избранной темы
Начало 90х годов прошлого столетия ознаменовалось повышенным интересом к истории
крайне правых союзов и организаций, существовавших в начале XXв. в России. Однако в
общей массе исследований не было работ, посвященных протоиерею Иоанну Восторгову
видному идеологу крайне правого движения, взгляды которого нашли воплощение в его
общественнополитической деятельности, соединившей в себе миссионерство,
просветительство, публицистику, участие в общественных организациях и черносотенных
структурах.
2 Иоанн Восторгов православный проповедник и литератор
Наш земляк протоиерей Иоанн Восторгов, детство и юность которого прошли в станице
Новоалександровской, был причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором
в составе Собора святых новомучеников и исповедников
Российских в августе 2000г. Он
был одним из самых известных православных проповедников и литераторов своего
времени.
К 1887г. относится и самое раннее из дошедших до нас сочинений Иоанна Восторгова
«Раскольническая австрийская иерархия с точки зрения церковных канонов», написанное
им в годы обучения в Ставропольской духовной семинарии, которую он окончил в 1887г.
по первому разряду со званием студента. Уже в этой работе заметны зачатки дарований,
ярко проявившиеся в последующие годы: глубокое понимание предмета, убедительность
аргументации, ясность слога.
После окончания семинарии он начинает службу в Ставропольской епархии, которую
потом продолжит в Закавказье. Уже на кавказском этапе деятельности Восторгова
принципиально новой формой участия в общественной жизни стали публицистика и
издание его проповедей, посвященных актуальным общественнополитическим проблемам.
Можно выделить несколько видов проповедей священнослужителя в зависимости от их
тематического содержания. Политические, посвященные отношению Восторгова к
самодержавию и его месту в российской истории. Исторические и философские
проповеди, в которых протоиерей осмысливал роль России во вселенском масштабе. В его
религиозных проповедях акцент делался на противостоянии православия сектантам и
раскольникам. Культурнопросветительские проповеди были посвящены различным
аспектам культуры, просвещения, образования. Через Общество ревнителей русского
исторического просвещения он стремился к пробуждению русского национального
самосознания и приобщению народов окраин империи к общерусским делам. Многие свои
проповеди он посвящал памяти видных деятелей русской культуры (А.С. Пушкина, Н.В.
Гоголя, А.В. Суворова, В.А. Жуковского, К.Д. Ушинского и других). Статья «Памяти А.С.
Пушкина. Вечное в творчестве поэта» была написана им к 100летнему юбилею поэта и в
сокращенном варианте зачитана им 26 мая 1899г. в церкви Тифлисской 1й женской
гимназии в присутствии преподавателей и учащихся. Говорят, она произвела глубокое
впечатление на слушателей. Мне в ней также понравился ряд мыслей, высказанных
Иоанном Восторговым. Например: «Человек не особь только своего рода, не листик от
дерева, не волна одна из бесчисленных волн в море... Человек это личность, и как
личность он не может возникнуть для того, чтобы исчезнуть бесследно.
Отлившись в законченный духовнонравственный образ, определив себя здесь, в земной
жизни, оставив в ней заметный или малоприметный, но все же тот или другой
след, он продолжает жить и после смерти и развиваться в области иного бытия,
для изображения которого у нас нет ни слов в языке, ни красок, ни образов в
3 воображении. И современники, и потомки могут забыть умершего; имя его
может изгладиться быстро, не переживши и холмика земли на его безвестной
могиле; но будет о нем память пред лицом Бога, для которого нет мертвых, а все
живы». «Наш Пушкин умер рано; умер не в ослаблении мысли и деятельности, не
уставший от жизни, не изживший своего ума и энергии; умер, еще будучи в состоянии
совершить гораздо более того, чем сколько он сделал… «Пушкин выше своих
произведений;…наиболее совершенные его создания не дают полной меры его сил»
такова точка зрения литературной критики, писал отец Иоанн, а далее продолжал,
но мы, поминая поэта, поминаем в нем человекахристианина. С этой точки зрения
жизнь человека ценится не количественно, а качественно, и момент смерти есть
дело Божьего Провидения…. Дал бы поэт еще нам чтолибо великое, и что именно,
или уж не мог дать, это, собственно, вопрос ненужный, бесполезный. Но то, что он
оставил по себе, то, чем он сам был в своих воззрениях, в своей личности, в своей
смерти, дает нам залоги для светлых христианских чаяний и упований. Он вечному
служил. Пусть же в памяти нашей сохранится из жизни и деятельности поэта
только то, что по существу своему достойно вечности: не слабости, увлечения и
падения, а то, в чем выражается вечная нравственная природа духа». Когда я
прочла эти слова, мне очень захотелось, чтобы эти слова прочли все те «исследователи»
жизни и творчества поэта, которые до сих пор ищут или придумывают «сенсации» в его
личной жизни, приписывают ему авторство некоторых весьма сомнительных произведений.
Большое внимание в проповедях Иоанна Восторгова уделялось взаимоотношениям России
и Грузии. Несмотря на отсутствие этнического родства, единая православная вера двух
народов, по его мнению, создала фундамент для прочного духовного союза русских грузин.
Интерпретация судеб России и Грузии основана у протоиерея на идее провиденциальной
роли народов в мировой истории. У русского и грузинского народа она заключается в
интегрирующем начале, объединяющем восточную и западную цивилизации. Эти его мысли
о проблеме взаимоотношений двух народов – русского и грузинского, кажутся мне очень
актуальными в свете обострившихся в последние годы отношений между двумя
государствами.
Говоря о московском этапе общественной жизни протоиерея Иоанна Восторгова,
начавшемся в 1906г., следует отметить, что его характерными чертами является
расширение форм участия его в общественной жизни: пастырскомиссионерские курсы,
миссионерство, поездки на Урал, Сибирь, Среднюю Азию, Дальний Восток, Китай. Все это
было призвано не только содействовать укреплению позиций православной религии в этих
регионах, но почти всегда сопровождалось публичными выступлениями протоиерея по
различным аспектам российской повседневной жизни. Другими формами общественной
деятельности Восторгова стало создание образовательных учреждений и
просветительских обществ с целью православнопатриотического воспитания молодежи, а
также открытие местных ячеек черносотенных союзов и партий.
Даже его активное участие в политической жизни страны, мне кажется, также было
одним из способов проповедничества. Начало первого этапа в его политической карьере
ознаменовала первая русская революция и последовавший за ней процесс оформления
крайне правых партий, одним из лидеров которых он стал. Социальный статус
священнослужителя, идейнодуховные установки, ориентированные на сохранение
незыблемости самодержавия в России, предопределили его политический выбор.
Протоиерей Иоанн Восторгов стал членом руководства Союза Михаила Архангела,
Председателем Русской монархической Партии (РМП) в 19071911 гг., Председателем
Русского монархического союза (РМС) в 19111913 гг. РМП не была массовой, партией и
использовала в своей деятельности, в основном такие методы политического воздействия
4 как доклады, сообщения, литературномузыкальные вечера. Многочисленные поездки отца
Иоанна по делам политических организация, членом и руководителем которых он состоял
и являлся, издание газет «Церковность», «Московские церковные ведомости», «Русская
земля», ежедневной монархической газета РМС и Русского Монархического Собрания
«Патриот», журналов «Верность» и «Потешный», на страницах которых он разъяснял суть
происходящих в стране событий, подтверждение этого. Размышляя о роли духовенства в
истории Отечества, он говорил: «Нет в мире более народного духовенства, как в России.
Таким его сделала история… А посему все, что не народно и не патриотично, должно
оставить ряды служителей Церкви, уйти из ее священной дружины…». Проповеди и
поучения периода его пастырской деятельности с 1906 г. по 1908 г. проникнуты
преданностью святому Православию, служением верой и правдой Богу, Царю и Отечеству.
Патриотизм, воинский долг и духовное мужество христианина вот главные темы его
проповедей и выступлений в тяжелейшие для России времена революционной смуты и
беззакония. В годы первой русской революции и после нее он неустанно проповедовал,
выступал с различными обращениями и воззваниями. Подтверждением этого служит его
доклад на съезде в Киеве «Проповедь социализма и успех ее среди учащейся молодежи
и, главным образом, среди рабочих» 17 октября 1905г. В августе 1907г. он участвовал в
работе Нижегородского миссионерского съезда. В 1908г. на IVм миссионерском съезде в
Киеве он опять выступил с докладом, в котором говорил о необходимости борьбы с
социализмом, как одной из главных задач русского духовенства. По его словам, «раз
социализм отрицает Бога, душу, бессмертие, свободу духовную в человеке, постоянные
правила нравственности, то он должен обратиться к единственному средству
воздействия на человека к насилию». И как не печально это осознавать, он оказался
прав. Социализм, в основе которого лежит принудительная организация общественной
жизни, по мысли Восторгова, противоречит идее человеческой свободы.
Второй этап его политической деятельности берет свое начало с раскола, произошедшего
в 1908 г. между Дубровиным и Пуришкевичем и создания последним Союза Михаила
Архангела. Попытки объединения правомонархических структур, предпринятые
Восторговым, в частности монархический съезд, состоявшийся в 1909г. в Москве, не
увенчались успехом. Межличностные противоречия, борьба за власть и распределение
финансовых потоков в черносотенном движении обусловили его дальнейшую
организационную дезинтеграцию. В 1913г. протоиерей Иоанн Восторгов уходит с поста
председателя РМП и из всех черносотенных структур, в которых ранее состоял.
Причинами выхода являлись и разочарование в деятельности правомонархических союзов
и организаций, и низкая популярность партии, и запрет Синода на участие
представителей духовенства в политических объединениях. «Я не политик, а человек
Церкви, и если бы мне пришлось выбирать между Россией и Церковью, я, конечно,
выбрал бы последнюю», писал Иоанн Восторгов. Уход Восторгова из политических
структур не означал однако завершения его политической деятельности. Она
продолжалась вплоть до его ареста и расстрела большевиками в 1918г.
Третий этап деятельности протоиерея на политическом поприще характеризовался
использованием личного влияния и авторитета на паству посредством политических
проповедей, публикаций в газетах на актуальные социальнополитические проблемы,
публичных выступлений в общественных организациях. Освободившись от
организационных обязанностей в русском монархическом движении отец Иоанн смог еще
больше внимания уделять литературноиздательской деятельности. В 1913г. вышел в свет
первый том «Полного собрания сочинений протоиерея Иоанна Восторгова». К 1916г. ему
удалось издать 5 томов. Надо отметить, что его выступления широко печатались и
отдельными изданиями. Например, как «Речи о. И. Восторгова и кн. А. Г. Щербатова на
Всероссийском съезде русских людей 6го апреля 1906г. в Москве» (М., 1906). Он не
5 переставал заниматься духовным просвещением и в годы Первой мировой войны, когда
главным делом стала забота о нуждах больных и раненых воинов. В 1915г. он издал
сборник речей и поучений под названием «Вопросы религии и православия в современной
великой войне». А последний 5й выпуск сборника «Во дни войны. Голос пастыря
патриота» вышел уже в 1917г. Иоанн Кронштадтский высоко оценивал его
проповедническую деятельность, говоря, «… это дивный человек, обладающий
необыкновенным красноречием, … это Златоуст, … он может великую пользу
принести России».
Радикальные политические изменения, последовавшие после февральских и октябрьских
событий 1917г. привели к постепенному свертыванию его публицистической деятельности
и прекращению функционирования созданных им общественных организаций.
Единственной формой противодействия новой советской власти стали политические
проповеди, звучавшие в стенах Покровского собора на Красной площади вплоть до его
ареста и отдачи под суд. Проповеди эти носили антилиберальной и антибольшевистской
характер. Путь к разрешению социальнополитических конфликтов в российском
обществе протоиерей Восторгов видел в необходимости следования закону
божественному, нравственному в противовес закону формальному, юридическому.
Он оставался активным сторонником сохранения самодержавных устоев в Российской
империи и оппонентом новых революционных властей. Расстрел Восторгова стал
закономерным итогом его жизненного пути и идейных убеждений, которые шли вразрез с
идеологическими воззрениями большевистской власти. «Под самыми стенами
захваченного большевиками Кремля, на Красной площади, с высоты Лобного места
еженедельно говорил любимый москвичами батюшка свои вдохновенные проповеди
и, исполняя долг пастыря, сознательно шел навстречу мученичеству», пишет
современный исследователь его жизни А. Светозарский.
Мировоззренческие представления Иоанна Восторгова
Исторические взгляды протоиерея Иоанна Восторгова формировались, с одной стороны,
под влиянием православного мировоззрения, а с другой – в условиях жесткого
противостояния революционной и консервативной идеологий на рубеже XIXXX вв.
Будучи сторонником правомонархического политического лагеря и одним из лидеров
черносотенного движения в России протоиерей сформулировал охранительную
концепцию, основанную на идеях теории «официальной народности» и постулате
«Москва–третий Рим», на русской идее, противопоставлявшей два цивилизационных
начала – восточное и западное, которую с 30х гг. XIXв. развивали славянофилы. Ключевой
идеей его исторических и философских трудов и выступлений является мысль о том,
мировое призвании России и русского народа заключается в том, чтобы нести идеалы
православной веры миру, это, по его мнению подтверждает история Российского
государства. «В самом географическом положении нашей страны на границе Европы и
Азии, Запада и Востока, и в ее племенном составе указана нам великая задача: нести
полученное сокровище чистой и истинной веры к малоизвестному востоку и северу
Европы и далее, в неведомые и таинственные в то время страны сопредельной
Азии, бороться с мраком язычества и распространяющегося мусульманства,
просвещать дикие многочисленные племена инородцев и приобщать их к участию в
Царстве Божием и в жизни образованного человечества. Поистине, это была
единственная в истории человечества, величайшая мировая задача, данная святой
Руси», отмечал он в своем «Слове в день празднования Казанской иконы Божией
6 Матери», произнесенном 6 июля 1908г. Эта его проповедь известна также под названием
«Мировое призвание России» Там же далее он говорил о том, праздник Казанской иконы
Богоматери – «не церковный только, но и государственный праздник». Согласитесь,
удивительные, пророческие слова, ведь сегодня празднование иконы Казанской Божией
Матери 4 ноября государственный праздник.
В трудах Восторгова отсутствует детальный и тщательный анализ исторических фактов,
нет научной, объективной оценки правителей России, но в них фигурируют знаковые,
эпохальные события русской истории – монголотатарское иго, Смута, нашествие
Наполеона. Суждения о российских самодержцах носят у него выборочный характер.
Правлениям некоторых уделено всего по несколько строк, многие не упоминаются
вовсе, а вот, например, эпохе Александра III посвящено огромное количество статей. Это
делает большинство выводов священнослужителя дискуссионными и сомнительными на
предмет научной обоснованности. К таковым следует отнести тезис об одиночестве России
в противостоянии с сопредельными государствами, об исключительно идейном, а не
захватническом характере войн, которые вела Россия, о цивилизационном превосходстве
России над Японией и конфессиональном превосходстве православия над исламом и
другими религиями. Однако ряд его оценок находят свое единодушное подтверждение у
других исследователей. Например, утверждение о том, что Русь ценой утраты суверенитета
спасла народы Западной Европы от завоевания монголотатар. Так как рассуждения
протоиерея Восторгова построены на утверждении определенной идеологической
концепции, то исторические события интерпретируются таким образом, чтобы
подтвердить ее. Поэтому понимание истории России в его трудах становится
тенденциозным.
Его перу принадлежит немало работ и выступлений, посвящённых критике
социалистических и коммунистических учений. Критика Восторговым
социалистических теорий основана на методе противопоставления категорий «свобода»
и «принуждение», которые рассматривались им в религиознонравственном, социально
экономическом и политическом ракурсах. Фундаментальное расхождение между
принципами христианства и социализма Восторгов усматривал в том, что в
вероисповедании главенствует нравственный закон, а в социалистическом учении –
формальное (юридическое) право, предоставляющее возможность принудительных
действий. Сущность свободы Восторгов трактовал в сугубо христианском понимании, т. е.
как следование заповедям Евангелия, основанным на моральном долге. В своем обширном
исследовании «Социализм при свете христианства», критикуя социализм, он отмечает,
что принуждение противоречит идеям христианской свободы, т. к. в его основе лежат
насильственные действия, нарушающие заповеди Иисуса Христа. Оно выражает позицию
Восторгова как священнослужителя, в ней приоритет за мерой должного, а не мерой
возможного поведения человека. В рассуждениях протоиерея Иоанна о религиозно
нравственном смысле свободы изначально заложена поведенческая ориентация на
смирение, непротивление, социальный компромисс между имущими и неимущими. Данное
понимание свободы носит несколько односторонний характер. Принуждение как
неотъемлемая черта социалистических и коммунистических теорий было главным
объектом критики священнослужителя. Насильственная составляющая понималась им не
только в сугубо экономическом, но и политическом контексте. Социализм в понимании
отца Иоанна это не отвлеченное название государственного строя и даже не
альтернативная монархизму идеология. Это прямой антипод Христианству, некое
антихристианство. В свое критике социалистического учения, Восторгов считал также
необходимым различать смысловую интерпретацию понятия «бедность» в христианстве от
трактовки социальноэкономической. Христос, отмечал он, проповедовал духовное
7 нищенство и боролся с нищенством экономическим. При этом Спаситель не призывал к
неповиновению и террору, а действовал милосердием и состраданием. Главный акцент
критики марксизма протоиереем Иоанном Восторговым сделан на монистической
методологии учения (монизм способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете
единой основы всего существующего). Признание доминирующей роли экономических
отношений в жизни общества, первичности материи по отношению к духу, сведение
идеологии, морали, этики и религии в надстройку, зависящую от развития
производительных сил и производственных отношений (базиса общественно
экономической формации), по мнению протоиерея Иоанна Восторгова, упрощает
понимание многообразия форм социального и политического устройства
общественной жизни.
Я прочла лишь малую часть его работ, для более детального ознакомления с ними у меня
не было достаточно времени и возможности. Но в них я нашла ответы на некоторые
вопросы, которые меня интересовали и волновали. Например, почему люди идут в
монастыри? Не бегство ли это от жизни? Не желание ли это уйти от мирских проблем
и суеты? В своей беседе в СанктПетербургском Троицком Лаврском подворье в Неделю
2ю Великого поста, 22 февраля 1909 г. (Подвижничество и монашество) он дает такой
ответ на этот вопрос: «…Есть люди, от природы склонные к тихому пребыванию вне
шума мирского, неспособные к житейской борьбе, чуждые жизни семьи,
расположенные к молитве и созерцанию дел Божиих. Они идут в монашество.
Естественно ли их отвращать от подвига? Есть люди, разбитые жизнью,
потерпевшие кораблекрушение в житейском плавании; им жизнь мира не мила,
они потеряли к ней вкус и склонность, они чувствуют себя там одинокими, у них
опустились руки, упало сердце, погасло мужество. Они идут в монастырь и там
находят для себя покой души и бодрость сил, воодушевление подвига, смысл и полноту
жизни. Естественно ли и соответствует ли требованию любви закрывать им путь к
такому подвигу? Есть люди, всецело преданные Богу и Церкви, высокому
религиозному служению. Они желают до конца и безраздельно отдаться служению
Богу, они живут только религиозной идеей, они служат только Церкви.
Естественно ли им запрещать такое целостное и безраздельное служение?. Также он
отмечал: «…Христос не требует никакого подвига, ... аскетизм, подвижничество не
указаны в Евангелии, не сказано, что надо трудиться в семье и общественной жизни, а
не за стенами монастыря. …Отсюда вывод, что монашество есть нечто
неестественное и противоестественное, ибо Бог дал человеку мир, семью, жизнь для
наслаждения, а монашество требует от всех этих благ сурового отказа…. Мало того:
вас будут убеждать, что подвиг монашества есть следствие себялюбия, заботы
только о себе самом, о своем личном спасении, а не о ближних и не о мире…».
Продолжая свою мысль выступлении в праздник Успения Пресвятой Богородицы в
Уссурийском СвятоТроицком Николаевском монастыре, на Дальнем Востоке 15 августа
1913г. он говорил: «Люди нынешнего века не понимают, не ценят и, более того,
осуждают монашество. В православном церковном монашестве люди спасаются в
уповании и надежде. Оно великий подвиг и добродетель; оно не ненависть, а
любовь; оно не погибель, а спасение. Монашество есть жизнь, а не смерть».
Прочитав это, я понимаю, что есть некие вопросы, которые волнуют и волновали многих
людей во все времена. В этих же проповедях меня поразили другие его слова, которые
можно считать предсказанием: «…Что несет нам будущее? Нет признаков, что оно
несет благо и спокойствие для Церкви. Напротив, много признаков того, что
Церковь ждут тяжкие испытания, что вера Православная от своих родных детей
8 получит удары, и поношения, и лишение прав, что начнутся на нее гонения». Хотя,
если вдуматься, ничего удивительного в этих словах Иоанна Восторгова нет, просто он
обладал особо чутким и обостренным сознанием, что позволяло ему делать столь
провидческие выводы о будущем.
Краткий анализ историографических источников
Первые статьи, посвященные жизнедеятельности и мировоззрению Иоанна Восторгова
XX
стали появляться в публицистике в начале 90х годов
в. Они были изданы в культурно
просветительских и православных журналах.
В отличие от более поздних
специализированных научных трудов – монографий и диссертаций они не содержали
критического анализа общественнополитической деятельности и его взглядов. Их
содержание было призвано сформировать у читателя образ священнослужителя,
принявшего мученическую смерть за православную веру. Во многих публицистических
статьях акцент сделан на последний этап жизни священнослужителя с целью просто
проиллюстрировать мученическую смерть священнослужителя.
Автор одной из первых статей, посвященных Иоанну Восторгову, М. Польский отмечал,
что Восторгов выступал с обличительными речами после прихода к власти большевиков,
осознавая за собой слежку и предчувствуя свою мученическую смерть1. А. Светозарский
отмечает, что проповеди отца Иоанна фиксировались агентами ВЧК, его пытались
обвинить в антисемитизме, так как в Покровском соборе Москвы хранились частицы
мощей св. мученика Гавриила Белостокского – жертвы ритуального убийства. Но никаких
ссылок на документальные источники автор не приводит2.
На противостоянии большевистской власти делает акцент Л.Ф. Павликова, которая
отмечает, что Восторгов выступал с обличительными речами среди верующих в храме на
Красной площади3.
Но некоторые авторы, наряду с рассмотрением последнего этапа жизни Восторгова,
отмечали и его активное участие в общественной жизни в годы первой русской революции
и после нее. Так, по мнению Л.Ф. Павликовой, протоиерей олицетворял тип
допетровского священника, характерной чертой которого являлось не только
богослужение, но и активное вмешательство в семейную, государственную и
общественную сферы деятельности4. На отдельных аспектах политической деятельности
Восторгова останавливается О. Газизова. Она отмечает, что его личность притягивала
многих сторонников черносотенцев5.
Научный интерес исследователей к личности и общественнополитической деятельности и
творческому наследию Иоанна Восторгова у исследователей с начала 90х годов прошлого
века объясняется рядом факторов. Вопервых, это радикальная смена общественно
политической ситуации в стране и доминирующих идеологических концепций в
исторической науке. Правомонархическое движение, остававшееся на протяжении
советского периода на периферии изучения исторической науки, становится объектом
большого количества научных исследований. Данную историографическую тенденцию
отметил историк А.В. Репников: «Появились труды, посвященные взглядам В.М.
Пуришкевича, Маркова, В.А. Грингмута, … Восторгова, Шульгина и др.»6. Но в общей
массе трудов, посвященных крайне правым, обращение к Восторгову осуществлялось
1 М. Польский «Пастырь и паства. Прот. И. Восторгов» // Журнал Московской патриархии. № 4. 1994. С. 60.
2 Светозарский А. «Отче наш Иоане, моли Бога о нас!» // Памятники Отечества. № 37 (1), Москва, 1997. С.
23.
3 Павликова Л.Ф. Протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов // Записки отдела рукописей. 2000. № 51. С. 310.
4 Павликова Л.Ф. Там же. С. 309.
5 Газизова О. «Яко овцы посреди волков» // Наука и религия 1995 г. №1 С. 38.
9 10 . В диссертации Д.В. Карпухина «Отечественная историография черносотенных
эпизодически без системного анализа ее литературнописьменного наследия, потому что
основным объектом научных исследований являлись консервативная идеология и партии
крайне правых, а не общественнополитическая практика их лидеров.
Так, в монографии исследователя С.А. Степанова «Черная сотня (1905–1914)», изданной в
1992 г. рассматривается лишь политическая деятельность Иоанна Восторгова7. Отдельные
аспекты его деятельности отмечал И.В. Омельянчук в своей монографии «Черносотенное
движение в Российской империи (19011914)»8, историк Ю.И. Кирьянов в энциклопедии
«Политические партии в России» и в монографии «Правые партии в России. (1911–1917
гг.)»9. Одним из
первых научных исследований, в котором были затронуты миссионерство и
благотворительность протоиерея Иоанна Восторгова была диссертация А.В. Давиденко
«Эволюция правомонархических концепций политического устройства России (1900–1917
гг.)»
союзов и организаций» анализируются труды И. Восторгова, посвященные проблеме
возникновения крайне правых политических партий. Исследователь отмечает, что
Восторгов «обусловливал возникновение крайне правых организаций факторами
идеологической борьбы революционных и традиционных начал русской
действительности начала XX в. Черносотенство рассматривалось им как «защитная
реакция русского народа против разрушительных веяний революции»11. Отдельные
аспекты идеологии и последний этап жизни протоиерея Иоанна Восторгова изложены в
монографии А.В. Репникова «Консервативные концепции переустройства России»12. В
частности он отмечал деятельность протоиерея на Поместном Соборе РПЦ в 19171918
гг., который поддержал восстановление патриаршества13. Следует отметить, что в этих
научных работах анализ мировоззренческих взглядов Иоанна Восторгов, как и прежде,
носит фрагментарный характер потому что не они были главным объектом
исследования.
Труды, в которых освещалась деятельность Иоанна Восторгова, изданные с начала
90х годов XX в. по настоящее время можно условно подразделить на две группы:
1. статьи, посвященные личности Восторгова, основным этапам его жизненного пути,
церковной деятельности и участию в политических и общественных структурах;
2. научные труды – диссертации и монографии, в которых, наряду с анализом
консервативной идеологии и деятельности черносотенных союзов и организаций и на
общероссийском и региональном уровнях, фрагментарно затрагивается общественная
деятельность И. Восторгова.
Все это затрудняло историографическое осмысления этапов его творчества.
Причисление протоиерея Иоанн Восторгов в 2000г. к лику святых РПЦ усилило общую
тенденцию к изучению личности и литературнописьменного наследия Иоанна
Восторгова. Наибольшую ценность среди общей массы публицистических и церковных
публикаций, посвященных, представляет труд А. Гумерова14. В своей работе он подверг
6 Репников А.В. Консервативные представления о переустройстве России (конец XIX – начало XX веков). М.,
2006. С.
7 Степанов С.А. Черная сотня в России (1905–1914 гг.). М., 1992
8 Омельянчук И.В. Черносотенное движение в Российской империи (19011914). Киев. 2006.
9 Кирьянов Ю.И. Правые партии в России (1911–1917 гг.). М., 2001.
10 Давиденко А.В. Эволюция правомонархических концепций политического устройства России (1900–1917
гг.): Диссертация КИН. Хабаровск, 2001. С. 207208.
11 Карпухин Д.В. Отечественная историография черносотенных союзов и организаций: Диссертация. …канд.
ист. наук . М., 2008. С. 41.
12 Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.
13 Там же
14 Гумеров А. Правда веры и жизни. Житие и труды священномученника Иоанна Восторгова. М., 2004.
10 тщательному анализу его биографию, предложил объективную периодизацию жизненного
пути протоиерея (речь о ней шла выше, проанализировал его проповеди, речи на различные
общественнополитические темы.
Другим значимым опубликованным источником в изучении данной проблемы стало
переиздание исследовании 5томного ПСС протоиерея Иоанна Восторгова в 1995, 1998 гг.
Труды священнослужителя ценнейший источник научного анализа его мировоззрения, и
изучения его общественной деятельности.
Выводы
Завершая работу, одно можно сказать совершенно определенно: отец Иоанн был
личностью многосторонней, неординарной и очень деятельной. Учитель, простой сельский
священник, миссионер, известный политический деятель, религиозный писатель – и все
это об одном человеке. Мировоззренческие
представления Иоанна Восторгова носили эклектичный характер (эклектика
механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов,
теорий), опирались на консервативную традицию предшествующих периодов.
Компонентами его идеологии являлись: теория «официальной народности», историко
философская концепция «МоскваТретий Рим», русской идея, дихотомия «ВостокЗапад»
(дихотомия способ классификации, когда понятия разбиваются на пары элементов.)
Утверждение русской идеи является центральным в воззрениях.
В трудах Восторгова отсутствует детальный и тщательный анализ исторических фактов,
нет научной, объективной оценки правителей России, но в них фигурируют знаковые,
эпохальные события русской истории. Большинство выводов священнослужителя
дискуссионны и сомнительны на предмет научной обоснованности (тезис об одиночестве
России в противостоянии с сопредельными государствами, об исключительно идейном, а не
захватническом характере войн, которые вела Россия, о цивилизационном превосходстве
России над Японией и конфессиональном превосходстве православия над исламом и
другими религиями). Его рассуждения построены на утверждении определенной
идеологической концепции, исторические события интерпретируются таким образом,
чтобы подтвердить ее, поэтому понимание истории России в его трудах становится
тенденциозно.
В основе критики социализма и марксизма лежит негативная отношение монистическому
методу учения, основанному на абсолютизации экономической составляющей
общественной жизни. Путь к разрешению социальнополитических конфликтов в
российском обществе Иоанн Восторгов видел в необходимости следования закону
божественному, нравственному в противовес закону формальному, юридическому.
Изучение мировоззрения видного лидера крайне правых позволило мне существенно
расширить мои представления о становлении черносотенных организаций, методах и
формах деятельности правых монархистов в дореволюционной России, о которых в
школьных учебниках до сих пор пишут очень мало и чаще всего основном негативно.
Возникновение крайне правых организаций он обосновывал факторами идеологической
борьбы революционных и традиционных начал русской действительности начала XX в».
Черносотенство рассматривалось им как«защитная реакция русского народа против
разрушительных веяний революции». Путь к разрешению социальнополитических
конфликтов в российском обществе протоиерей Восторгов видел в необходимости
11 следования закону божественному, нравственному в противовес закону формальному,
юридическому. Он оставался активным сторонником сохранения самодержавных устоев в
Российской империи и оппонентом новых революционных властей. Расстрел Восторгова
стал закономерным итогом его жизненного пути и идейных убеждений, которые шли
вразрез с идеологическими воззрениями большевистской власти.
Библиография и источники
1. Газизова О. «Яко овцы посреди волков» // Наука и религия 1995 г. №1 С. 38.
2. Гумеров А. Правда веры и жизни. Житие и труды священномученника Иоанна Восторгова. М., 2004
3. Давиденко А.В. Эволюция правомонархических концепций политического устройства России (19001917
гг.): Диссертация КИН. Хабаровск, 2001
4. Карпухин Д.В. Отечественная историография черносотенных союзов и организаций: Диссертация КИН. М.,
2008
5. Кирьянов Ю.И. Восторгов Иоанн Иоаннович // Политические партии России (конец XIX – первая треть XX
века). Энциклопедия. М., 1996
6. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России (1911–1917 гг.). М., 2001
7. Омельянчук И.В. Черносотенное движение в Российской империи (19011914). Киев. 2006.
8. Павликова Л.Ф. Протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов // Записки отдела рукописей. 2000. № 51.
9. Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ века. Энциклопедия. – М., 1996.
10. М. Польский «Пастырь и паства. Прот. И. Восторгов» // Журнал Московской патриархии. № 4. 1994.
11. Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное Собрание Сочинений в 5 тт., издатель «Царское дело», 1998 г.
12. Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.
13. Светозарский А. «Отче наш Иоанне, моли Бога о нас!» // Памятники Отечества. № 37 (1), Москва, 1997
Википедия
http
. pravoslavie
:// days
bogoslov.ru
. ru / Life
/ life
4831.
htm
12 13 14
Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»
Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»
Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»
Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»
Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»
Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»
Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»
Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»
Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»
Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»
Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»
Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»
Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»
Исследовательская работа «Литературно-письменное наследие священномученика Иоанна Восторгова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.