МБОУ «Уинская средняя общеобразовательная школа»
Математика в паркетах
Работу выполнили ученицы 7 «а» Трушникова Арина и Фокина Ульяна
Руководитель: учитель математики
Соловьёва Нина Анатольевна
2016 год
Содержание.
Введение.
Что такое паркет?.
Паркет в России.
Художественный паркет
Щитовой паркет
Цветной паркет
Различие паркета по внешнему виду.
Сортировка (селекция) паркетных планок
Влияние паркетов на здоровье
Итоговые работы учащихся
Заключение
Используемая литература
Приложение
Цель работы:
1. Выяснение связи математики и паркета.
2. Показать удивительный мир геометрических фигур в рисунках паркетов.
Задачи:
1. Показать взаимосвязь паркета и математики.
2. Рассмотреть историю развития паркета.
3. Ознакомиться с видами паркетов.
4. Выявить влияние паркетов на здоровье человека.
План исследования:
· определение источников информации;
· проведение исследования;
· сбор и систематизация материалов;
· вывод.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью выявления взаимосвязи математики с предметами, которые нас окружают, возможностью заинтересовать учащихся в выборе профессии, связанной с изучением математики. Актуальным является то, что паркет не только прочный строительный материал, но и экологически чистый.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются паркеты. Предметом исследования является история их развития и связь с математикой.
Методы исследования:
1. Наблюдение
2. Сравнение
3. Анализ
4. Обобщение
Во все времена и у всех народов в строительстве интерьера полам и их убранству уделялось большое внимание. Еще в древние времена и в Египте, и в Индии, и в Китае, и во многих других странах создавали прочные и красивые полы. Наше исследование ставит главной задачей рассказать об истории появления паркета, его видах, показать красоту, прочность, практичность паркета. Кроме этого, мы покажем удивительный мир геометрических фигур в рисунках паркетов.
Паркет – это…
1)
а) Небольшие гладкие дощечки из
твердых пород древесины, используемые для настилки лицевого слоя пола.
б) Настил на полу из таких дощечек, выложенных по определенному рисунку.
в) Пол с таким настилом.
2)
а) Каменные или бетонные плиты,
используемые для мощения мостовых или укладки пола.
б) Настил на мостовой или на полу из небольших плит камня, бетона.
в) Мостовая, пол с таким настилом 2 м.
Отгороженное и крытое пространство для содержания кроликов небольшими группами.
Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой
Само слово паркет происходит от французского "PARQUET" , оттуда же пришла мода на фанерованный паркет для оформления помещений.
Следует отметить, что художественная форма паркета тесно связана с общим стилистическим развитием искусства и архитектуры. В средние века строители отдавали предпочтение полам из древесины, так как дерево лучше сохраняет тепло, легче, более упруго, да и лесные ресурсы в то время казались неисчерпаемыми. Начиная с XVI в. вряд ли можно найти в Европе дворец, в котором хотя бы один зал или кабинет не был бы украшен щитовым мозаичным паркетом. Паркет начинает восприниматься как одна из важных составляющих единого художественного пространства. Полы выкладывают разноцветными многоугольниками и звездами из дерева, на некоторых изображаются жанровые сценки, фантастические звери и птицы, геральдическая символика и вензеля владельцев. Наиболее роскошны и красивы были французские интерьеры. Оформление монарших резиденций отличалось изысканностью. Каждый ансамбль в таких дворцах, как Версаль, Лувр, Фонтенбло отличается уникальными мозаичными паркетами.
На протяжении многих веков полы и в России
изготавливались из дерева. В основном использовались толстые строганые половицы
из мягких сортов дерева: сосны, ели, березы, пихты, которые крепились непосредственно
к несущим балкам перекрытий. Лишь во дворцах можно было встретить деревянный
пол с элементами декора. Такой пол был дешев, легко обрабатывался и в тоже
время был достаточно прочен и хорошо сохранял тепло. Но уже к 16 веку в
некоторых домах полы стали настилать из дубовых клепок в «елочку».
Позднее наряду с местными породами деревьев (дубом, буком, березой, яблоней, ольхой, ясенем) для отделки дворцов и домов состоятельных граждан стали использовать и дорогостоящие привозные сорта деревьев: палисандр, сандаловое, оливковое и многие другие. Все эти разнообразные по оттенкам и рисунку породы деревьев дали возможность создавать узоры практически любой сложности.
Поэтому в России паркет как таковой известен с XVI в. В древней Руси в общественных зданиях полы изготовлялись из дерева — из досок или деревянных брусков, так называемых «кирпичей». В средние века такое напольное покрытие получило достаточно большое распространение: паркет стал неотъемлемой частью новых домов, замков и дворцов. В XVI веке в России распространилась технология настила пола из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который до сегодняшнего дня носит название «в елочку», сам пол назывался «косящатым». Клепки, как правило, крепили на основание из мягкой древесины. Уже в XVII в. в царском дворце, в отличие от домов простолюдинов, стали придавать особое значение разнообразию орнаментов деревянных полов. В это время в моду вошел «дубовый кирпич», предшественник торцевого паркета.
«Дубовый кирпич» представлял собой квадратные дубовые бруски торцевого распила шириной от 6 до 8 вершков (от 27 до 36 см) и толщиной от 2 до 3 вершков (от 9 до 13,5 см). «Дубовый кирпич» стали укладывать на дощатые и каменные основания, используя в качестве клеящего состава сухой песок или известь, смешанные со смолой, а также известь, смешанную с сырым яйцом и несоленым творогом, разведенную в воде до консистенции сметаны. Дубовые бруски настилали друг за другом, как тогда говорили «косяками», поэтому и пол сначала именовался «косящатым», а спустя некоторое время — брусчатым.
Но своего художественного совершенства пол из «деревянных кирпичей» достигает к началу XVII в. Иногда вдоль стен делались дубовые бордюры. Такой паркет и раньше был известен на Руси (Дмитровский собор во Владимире, храм Василия Блаженного, Донской монастырь в Москве), но к концу XVII в. он стал более искусным в художественном отношении. Высокохудожественная резьба по дереву в то время процветала в московских мастерских Оружейной палаты. И вплоть до конца XVII в. единственным видом декорирования пола в России оставалось устройство фриза вдоль стен по периметру помещения, которое использовалось не столько для украшения, сколько для маскировки стыков и креплений досок.
В успешном развитии техники укладки пола сыграли роль немаловажные факторы: прежде всего, это широко распространенное искусство резьбы по дереву, которым славилась Русь. Также огромное значение имели навыки художественной обработки дерева в древнерусском зодчестве. В России эпоху художественного паркета открыл Петр I, познакомившийся с технологиями и особенностями паркетного дела во время своего европейского путешествия. Задумывая строительство Петергофа, Петр I собственноручно копировал из альбомов голландских архитекторов рисунки художественного паркета. Для изготовления паркетов в новых дворцах император перевез в Петербург мастеров художественной резьбы Оружейной палаты. И с началом масштабного строительства дворцов Санкт-Петербурга идеи и технологии укладки паркета стали быстро развиваться и совершенствоваться.
В начале и середине XVIII в. укладка паркета осуществлялась в стиле русского барокко. Доминировали геометрические рисунки паркета — кубы, квадраты, ромбы, кресты, многолучевые звезды. Помимо художественных предпочтений, это определялось простотой изготовления. Плафоны, бордюры и розетки практически не встречались.
Вершиной барокко по праву считается стиль рококо. Многообразие выразительных форм, сюжетных линий пола и потолка дополнялось элементами мебели, напольными вазами, гардинами, порталами каминов. В помещении преобладали деревянные поверхности, богато украшенные резьбой (маркетри) и позолотой. Большое внимание уделялось отделке стен: многочисленные панно с разнообразными сюжетами, пейзажи, натюрморты, в промежутках между которыми располагались деревянные золоченые полочки-консоли.
Паркет оформлялся наподобие расписных плафонов потолка. В паркете использовались промежуточные пространственные фризы. Фриз — это элемент конструкции пола, выполненный в форме прямых или изогнутых линий, которые шли либо по периметру помещения, либо выделяли центральные участки пола. Вставки в виде фриза маскировали несовершенные и некрасивые стыки дощатых полов. Фризы (бордюры) укладывались вдоль стен, увеличивая объем помещения. (Приложение)
В залах, предназначенных для официальных приемов, выделялся центр пола: из досок разного размера выкладывались орнаменты в форме круга, овала, квадрата, изображались фамильные гербы или инициалы хозяина.
Часто в цельной доске фриза вырубали стамесками или
вырезали резцами полую форму, которую затем целиком заполняли древесиной другой
породы (интарсия), вставками из слоновой кости, перламутра, золота, серебра,
бронзы и полудрагоценных камней (инкрустация). Своего наивысшего развития
дощатые полы с инкрустацией достигли в XVII в. Орнаменты полов стали
гармоничным продолжением орнамента стен и потолка. Дощатые полы с инкрустацией
— хороший подарок для всей семьи и в наши дни. Такой пол передает атмосферу
средневековых замков, царских покоев, патриарших палат.
В композиции паркета наблюдалось смешение орнаментов — переплетение строгих геометрических линий с растительными, включение в растительный орнамент изображений животных и птиц, что придавало полу вычурность и пышность. В паркетных орнаментах прослеживалась тема функционального назначения помещения. Так, например, в музыкальной комнате изображались различные музыкальные инструменты, в охотничьем кабинете — сцены охоты, а в коронном зале — родовой герб.
Характерной особенностью стиля рококо было сочетание (стилизация) разных национальных мотивов в интерьере (щитовой паркет Малого китайского кабинета в Китайском дворце, архитектор А.Ринальди; интарсия Большого зала в Екатерининском дворце, архитектор Ф.Б.Растрелли). С переходом от рококо к классицизму от техники паркетри в паркете не отказались. Однако сменились мотивы орнаментов: вместо утонченных, трудных в исполнении построений стали использовать упрощенные, ритмичные орнаментальные мотивы, взятые из эпохи Древней Греции и Рима. В рисунке паркета строгая геометрия сочеталась с незатейливым растительным орнаментом (паркет Итальянского павильона в Останкинском дворце, мастер Ф.Прядченков).
Художественный паркет - что это: искусство, ремесло, таинство? Многовековая история в России и в Европе, творческие находки знаменитых зодчих и художников, шедевры мастеров-резчиков и краснодеревщиков, услада царских дворцов и современных конгресс - холлов. И при этом почти полное отсутствие сведений в литературе, опыт, передаваемый от отца к сыну, от Мастера к подмастерью. И в то же время художественный паркет это:
Паркет начала XVIII века связан с русской резьбой, которая искони была самым излюбленным видом народного искусства. Предметы материальной культуры нашего народа, а также фольклор, былины, сказки ярко показывают ту любовь к резным украшениям, которую через многие века пронесли мастера и художники в украшениях жилища, утвари и мебели.
Художественный паркет, созданный по индивидуальным рисункам вручную, стал большой редкостью. Тем не менее, в нем нашла отражение смена художественных стилей. Наступление эпохи модерна характеризовалось смещением центров симметрии, созданием в паркете асимметричных рисунков, широким использованием абстрактного орнамента, многообразием цветов и форм. Но паркет новых стилей получил значительно меньшее распространение, нежели классические варианты. (Приложение)
Розетка – один из самых распространенных декоративных элементов художественного паркета. Чаще всего это многоцветный рисунок округлой или иной формы. Розетка, как правило, является центром паркетной композиции. Рисунок розетки может быть как очень сложным, так и простым. В розетке используется от 2 до 15 пород древесины.
Русские художественные паркеты XVII — XIX вв. явились подлинно художественными произведениями, равным которым нет во всем мире.
В конце XVII — начало XVIII в. появился первый щитовой паркет — это деревянное напольное покрытие, имеющее форму квадрата, из отдельных планок дерева, наклеенных на сосновое основание (паркетри). Щитовой паркет различался по своей конструкции. Щит представлял двухслойную или трехслойную конструкцию, где толщина полезного слоя планки составляла не менее 15 мм. Из кусочков разных пород дерева одной толщины подбирали рисунок или узор. В отделке щита применялась древесина благородных пород, таких как: дуб, граб, орех, вишня, груша и др. Щиты собирались в орнамент, композиция которого могла быть самой разнообразной. Щиты укладывались прямыми рядами, т.е. параллельно стенам помещения. Позднее перешли к диагональной укладке щитов. В щитовом паркете преобладал повторяющийся геометрический орнамент. Этот прием позволял производить укладку сложных рисунков, которые составлялись из типового набора паркетных заготовок.
Размер щита доходил до 2,6 кв.м. Изготовленные и снабженные по краям пазами сосновые щиты поставлялись затем на стройку. Там они соединялись друг с другом при помощи вкладных шипов или через промежуточные доски, которые выполняли функцию фриза. Щиты прибивались к дощатому основанию впотай в торец гвоздями под углом 45 градусов.
Основной дефект щитового паркета как раньше, так и в наши дни — ни на одном оборудовании в мире невозможно идеально ровно вывести угол щита в 90 градусов. Поэтому между щитами всегда будет виден стык, что не устраивает заказчиков и до сего дня.
Щитовой паркет не позволял реализовать стремление к совершенным и вычурным формам, поэтому в инкрустации техника наборного дерева получила свое дальнейшее развитие. Модификация техники паркетри заключалась в том, чтобы, в отличие от щитового паркета, гарантировать идеальное прилегание каждого фрагмента. Теперь орнамент стал набираться из массивных планок различных ценных пород дерева толщиной не менее 15 мм прямо на основании пола. Технику паркетри дополняли инкрустацией из кости, перламутра, янтаря, стекла и др. материалов. Планки стыковались без шпунта и гребня, крепились к основанию на клей и дополнительно на гвозди впотай. Клей наносился в разогретом состоянии на оборотную сторону заготовки.
С XVI в. стали делать полы из обрезной доски с инкрустацией и с окрашиванием древесины пропитками.
Там, где выразительных средств интарсии не хватало, использовался цветной паркет. Уже в XVII в. было известно, что под воздействием различных реактивов древесина может окрашиваться во многие цвета, которые в природе отсутствовали. Планка пропитывалась на всю толщину. «Протравы» состояли из органических компонентов. Так древесину клена окрашивали в зеленый цвет смесью железного и медного купоросов. Светлые породы древесины приобретали коричневые оттенки после того, как их вымачивали в воде, в которой до трех лет пролежала кожура зеленых грецких орехов. Мастера научились окрашивать паркет патинирующими составами под мрамор, имитировать природные оттенки, добиваться эффекта мореного дерева.
Если было необходимо покрасить пол, то в красители добавляли воск, которым натиралась поверхность. Кроме того, можно было использовать наносимые на древесину окрашенные грунты, получаемые с использованием клея на протеиновой и казеиновой основах.
В Итальянском павильоне композиция паркета представляет огромный круг, составленный из восьми больших треугольных щитов высотой около 2 метров, опоясывающих круглый средний щит диаметром 1,20 метра. Такой же паркет в виде круга, но составленный не из восьми, а из четырех больших треугольных щитов, имеется и в Ротонде. Таким образом, щитовой паркет составлялся не только из квадратных и прямоугольных щитов, но и из щитов, имеющих различную форму: кругов сегментов и пр. Рисунок из цветного дерева набирался на щитах таким образом, чтобы при сборке на месте получался бы цельный узор.
В конце XIX — начале XX в. на смену кропотливой ручной обработке дерева пришли фабричные технологии. Сложные наборные паркеты стали выходить из употребления даже во дворцах. На их смену пришел штучный паркет (впервые появился в 1840 г.), который мог застилаться роскошным ковром.
В начале XX в. классические композиции в интерьерах уступили место орнаментам в стиле модерн. В оформлении полов, при сохранении общей симметрии ритм орнамента стал другим: исчезли монотонно повторяющиеся формы и цвета. На их место пришло чередование цветов и многообразие форм.
Паркет различается по внешнему виду, а именно: по цвету, текстуре древесины, фактуре. Породы дерева, из которых изготавливают паркет, условно разделяются на светлые и темные. К светлым породам дерева относятся бук, ясень, береза, сосна, клен, лиственница и т. д. Темные породы - орех, красное, черное дерево и т. д. Дуб, граб, груша, вишня, тик, оливковое дерево занимают промежуточное положение. Такие породы, как клен, бук, черешня, груша меняют оттенок цвета в зависимости от угла падения света.
Кроме прочности и цвета, паркет различается по текстуре. Существует паркет "радиальный", "тангенциальный" и "рустик". В "радиальном" паркете волокна древесины направлены параллельно длинной стороне планки, такой пол более гладкий и считается более дорогим. Текстура "тангенциального" паркета состоит как бы из "разводов" - волокна расположены поперечно. В "рустике" могут встречаться заболонь, есть внешние, молодые и более светлые слои древесины и сучки диаметром не более 5 мм. Если сучки имеют диаметр не более 3 мм, такой паркет называют "стандарт". Разновидности "рустик" и "стандарт" не сортированы по цветности и текстуре, поэтому они более дешевые. У паркета высшего сорта все дощечки должны быть одного цвета и подобраны по текстуре.
Наибольшей популярностью для укладки в России традиционно пользуется паркет, изготовленный из дуба. Дубовый паркет прочен, долговечен, устойчив к внешним воздействиям, обладает красивым рисунком.. Зрелая древесина имеет оттенки от светло-коричневого до желтовато-коричневого. Со временем дуб немного темнеет, что придает оттенок благородной старины длительное время находящемуся в эксплуатации, но хорошо ухоженному полу.
Древесина гигроскопична, она "стремится" поддерживать такую же
относительную влажность, что и у окружающего воздуха. Если влажность воздуха
высокая, древесина расширяется и сжимается, когда влажность уменьшается -
паркет "дышит". Исходя из этого, паркет должен быть хорошо упакован и
его необходимо хранить в сухом, проветриваемом помещении. Транспортировать и
разгружать паркет в сырую погоду не рекомендуется. ГОСТ устанавливает уровень
влажности для паркетных планок в пределах от 6 до 12%. Основные породы дерева,
используемые в производстве, сравнительно легко держат этот уровень, кроме
бука. Это дерево требует специальной водоотталкивающей обработки, иначе оно
может разбухнуть так, что деформирует паркетную кладку.
Сортировка (селекция) паркетных планок производится по определенному набору показателей, как правило, или по внешнему виду (наличие или отсутствие сучков, заболони, та или иная цветовая гамма, наклон волокон древесины и др.) или по виду распила древесины (радиальный, тангенциальный) или по тому и другому вместе.
По ГОСТ 862.1-85 в зависимости от уровня качества, породы древесины и обработки паркетные планки подразделяются на две марки: А (высшая категория качества) и Б (первая категория качества).
Радиальный — паркет высшего сорта (категория А Гост 862.1-85) только радиального распила (плоскость разреза проходит через радиус ствола или 60 градусов перпендикулярно оси. Обладает ровной текстурой. Сердцевинные лучи (мраморные) присутствуют, пороки древесины и механические повреждения не допускаются. |
Тангенциальный — паркет высшего сорта тангенциального распила (категория А Гост 862.1-85) (плоскость разреза на расстоянии от сердцевины или по касательной к годичному слою ствола). Обладает живой, насыщенной текстурой, которая образуется при пересечении годовых слоев благодаря сбегу ствола. Пороки древесины и механические повреждения не допускаются. Сердцевидные лучи практически не видны. |
Стандарт — паркет высшего сорта (категория А Гост 862.1-85) без отбора по распилу. Заболонь, сучки, механические повреждения не допускаются. |
Натуральный — паркет без отбора по распилу, обладающий натуральным рисунком древесины. Допускается заболонь не более 25%, сучки и глазки диаметром до 3 мм не более 3 штук на верхнюю часть клепки, наклон волокон присутствует, прожилки допускаются. Механические повреждения не допускаются. |
Рустик — паркет без отбора по распилу, соответствующий 1 категории качества (категория Б Гост 862.1-85). Допускаются большие светлые и темные сучки диаметром свыше 3 мм не более 3 штук на верхнюю часть клепки, заболонь, наклон волокон, трещины, не выходящие на верхнюю часть клепки, механические повреждения (глубиной не более 1,5 мм). |
Паркеты экологически чистые, достаточно практичные. Некоторые виды древесины полезны для организма человека. Паркет настилают в жилых и общественных зданиях, так как он отличается красивым внешним видом, долговечностью, малой теплопроводностью и звукопроницаемостью. Для изготовления паркета используются преимущественно твердые породы дерева.
Проследим это на одном виде паркета – паркет ТИК
Без сомнения, считается самой благородной древесиной не только из-за золотого цвета и превосходной текстуры, но и по причине своей долговечности, прочности и невероятной устойчивости в различных погодных условиях.
Различают две коммерческие разновидности этой породы: Тик лесной (дикорастущий) и Тик плантационный (искусственно выращиваемые деревья).
Тик пользуется огромным спросом благодаря своему прекрасному естественному рисунку. Он великолепно лакируется и полируется, предельно устойчив к гниению и плесени. Известно, что знаменитый крейсер «Аврора» под броневыми листами был полностью отделан Тиком, которая после почти вековой службы отнюдь не потеряла своих качеств.
Благодаря своим замечательным качествам, Тик широко используется в различных целях: колонны, балки в строительстве, двери, дверные и оконные коробки, корпуса и палубы судов (особенно курсирующих в тропических водах), паркет, массивная доска, настилы и лестничные ступени. Тик – непревзойденный материал как для эксклюзивной домашней, так и для садовой мебели.
Тик также хорош для бочек, ёмкостей и труб, используемых
в химической промышленности, а также для рабочих поверхностей кухонь благодаря
своей исключительной устойчивости к химическим реактивам.
Спрессованная тиковая пыль используется в качестве благовоний, а также
применяется как средство от опухолей и головных болей в традиционной медицине.
Тик подвергается цветовым изменениям с течением времени со значительным отличием от первоначальной цветовой гаммы, начиная разнообразием цветов сразу после шлифовки и заканчивая темным золотисто-коричневым оттенком.
Паркет можно использовать для различных помещений: на улице, в спортзале, на кухне, в любой комнате дома или дворца…
На занятиях кружка в своей исследовательской деятельности мы создавали рисунки паркетов, используя специальную программу на компьютере. Оказалось, что это сложно, но интересно. Надо было подобрать геометрические фигуры так, чтобы между ними не было пустот. Для создания рисунков использовали разные геометрические фигуры: квадраты, равносторонние треугольники, правильные шестиугольники и другие. Кроме этого подбирали соответствующую цветовую гамму. На наш взгляд, работы получились интересными. Надеемся, что эти знания помогут нам в будущем для создания уюта в собственном доме.
Паркет имеет многовековую историю и многообразие выбора. При составлении паркетного рисунка используются геометрические фигуры. Паркеты придают красоту, уют и тепло дому. Они изготавливаются, в основном, из экологически чистого материала.
Используя художественный паркет, Вы покажете свою оригинальность, а если предпочитаете элитный художественный паркет, то можете быть уверены, что получите роскошный и прочный пол, который будет служить Вам долгие годы, радовать своей красотой, необычным дизайном и качеством. Элитный художественный паркет – это показатель вашей индивидуальности. Художественный паркет всегда пользовался популярностью у всех, так как это гарантия красоты в Вашем доме.
1. Интернет:
2. Энциклопедия «Кирилла и Мелодия»
3. Статьи из газеты «Математика» (приложение к «1 сентября»)
4. Диск «Математика и конструирование»
ГАЛЕРЕЯ ГОТОВЫХ РАБОТ
Экологически чистая квартира
Кухонный паркет
Паркет различается по внешнему виду (Паркетные фризы)
Наборный и штучный паркеты
Декоративный паркет
Паркет в ванной комнате
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наши работы
Осетров Степан
Бакарев Виталий
Федотовских Алексей
Трушникова Арина
Фокина Ульяна
Рязанов Максим
Юдина Настя
Раянова Ярослава
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.