Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»
Оценка 4.8

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
26.02.2018
Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»
Исследовательская работа "Моя малая Родина - Илекский край многонациональный", разработан в совокупности с другой работой "Моя добрая малая родина" и является продолжением исследования многонациональных этносов в Илекском районе и села Илек. Переселенцы кто они и как появились в нашем краю.
Моя малая Родина-многонациональный Илекский край.doc
Отдел образования  администрации Илекского района МО «Илекский муниципальный район» МБУДО «Дом творчества Илекского района Оренбургской области» Областной конкурс детских исследовательских(проектных) работ «Многонациональное Оренбуржье»    направление: «Я живу в многонациональном крае» Исследовательская работа: «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»                                                                                                 ВЫПОЛНИЛ:                                                          Мещерин Никита, 13 лет                                                          обучающийся РПДОО «Радуга», Клуб социальной активности подростков  «Юные активисты России» E­mail: ilek   22@   yandex    .  ru                                                                                                    Телефон: 2­11­60                                                      РУКОВОДИТЕЛЬ:                                                            Желудкова Ульяна Юрьевна,                                                             педагог дополнительного образования                                                            МБУДО «Дом творчества                                                            Илекского района Оренбургской области» Илек­2017 Содержание Введение                                          Организация проекта 1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач  исследовательской работы.  1.1. Тема исследовательской работы «Моя малая Родина – Илекский край  многонациональный»         1.2. Сбор информации       2 этап. Основной.            1. История Оренбургского края  2. Страницы истории села Илек и Илекского района. 3. Национальный состав села Илек и Илекского района. 4. Переселенцы. 3 этап. Заключение. «Связь времен – связь поколений».                                      Литература                                                                                                                  Приложение 2 Над рекою, над речушкой, Что сверкает и поёт Стоит Илек – село родное, Так народ её зовёт. И пусть мест красивей наших Есть немало на Земле, Только нет родней и краше Милой  Родины моей! Введение На придворном балу к маркизу де Кюстину, автору одной из популярных на Западе книг о России (русофобской), обратился император Николай 1: ­ Вы думаете, все эти люди вокруг нас – русские? ­ Конечно, Ваше Величество…. ­ А вот и нет. Это – татарин, это – немец, это – поляк, это – грузин, а вон там стоят еврей и молдаванин. ­ Но тогда кто же здесь русские, Ваше Величество? ­ А вот, все вместе они русские! Историческая быль Этот   диалог   царя   и   маркиза   характеризуют   Россию,   как многонациональное государство. В Российской Федерации проживает более 190   народов.   Все   эти   народы   объединяют   проблемы   нашего   государства, победы, радости и горести. Я ученик, человек… Я – сын своих родителей, своего времени и своей страны, а чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории. В последние годы воспитание патриотизма становится задачей государственной важности. В энциклопедиях  патриотизм описывается как принцип или чувство человека, 3 содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. 1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы. 1.1. Тема исследовательской работы «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный» Тема: «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный».   Объект   исследования:  являются   отношения   между   народами Илекского района и села Илек, и связь национальных культур в современном обществе и взаимоотношения между людьми разной национальности. Цель  исследования   ­   рассмотреть   особенности   национального   состава Илекского   района   и   села   Илек,   отношения   между   народами,   и   связь национальных культур. Развитие чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам, патриотизма, чувства общности, дружбы и единства с людьми разных национальностей. Для достижения цели должны решаться следующие задачи:  сохранять и развивать  чувства  гордости за свой район и села;  его выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.  привить   интерес   к   познанию   и   сохранению   культурных   ценностей своего района и села.  выявить многонациональный состав села и района. Актуальность  работы стало развитие патриотических чувств, изучение исторического прошлого и настоящего своей малой Родины.  Россия   всегда   являлась   многонациональным   государством,   а   регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп   и   традиций,   можно   считать   уникальной   лабораторией   поиска   путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок 4 живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности   и   нравственные   ориентиры,   заложенные   в   культуре   народа. Взрослея,   он   сам   становится   представителем   своего   народа,  хранителем   и продолжателем традиций. Гипотеза:  изучение   исторического   прошлого   родного   края   и   его  Требуется настоящего   будет   способствовать   развитию   патриотизма. к постоянное   внимание   к   воспитанию   толерантного   национальным культурам,   для сохранения мира и стабильности в Илекском отношения   районе. Методы:   ­ изучение работы объединений национальных диаспор Илекского района и с. Илек; ­изучение теоретического банка данных (литературы,   исторических   документов,   публикаций)   и   Интернет­ ресурсов; ­ анкетирование, опрос о  сохранение в семье национальных традиций; ­ сопоставление наблюдений и имеющихся публикаций. 1.2. Сбор информации Дата образования района – 1927 год. Расстояние до областного центра – 128 км Площадь территории – 3,6 тыс. кв.км Население района – 24,9 тыс. чел. Илеекский район — административно­территориальная единица (район)  и муниципальное образование (муниципальный район) в Оренбургской  области России. В Илекском районе 25 населённых пунктов в составе 15  сельских поселений. Административный центр — село Илек. Численность населения района составляет 25200 человек, из которых  17140 человек находятся в трудоспособном возрасте. Район имеет аграрную  5 направленность. Агропромышленный комплекс нашего района является  важнейшим сектором экономики, от эффективности работы которого зависит  благосостояние населения. Я провел анкетирование  среди учащихся МБОУ Илекская СОШ № 2 В анкете спрашивалось:  ­К какой национальности принадлежит ваша семья?  ­Говорите ли вы в семье на родном языке? ­Соблюдаются в вашей семье национальные традиции  и обычаи? ­Как вы относитесь к людям другой национальности? Среди опрошенных:  русских – 245 человек, дети из смешанных семей  ­  11, татары – 23, корейцев – 4, армяне – 9, казахи – 5, украинцы – 3. Всего –300 человека. Из них говорят на родном языке – 274 человек, не говорят – 19.  Соблюдают традиции – 283 человек, не соблюдают – 17. Хорошо относятся к  людям другой национальности  – 293 человек, плохо  ­ 7. Также я встречался с людьми разных национальностей, беседовал с ними. При администрации  МО Илекского района  Отдел  по делам казачества  и национальных диаспор. Руководит отделом  Лукьянов Владимир  Александрович. Я беседовал по телефону или встречался лично:  ­ с заместителем главы администрации района по социальным вопросам, Кирпичниковой Ольгой  Михайловной ­ с директором МБУК «Межпоселенческая централизованная  библиотечная система» Илекского района Оренбургской области, Савич  Еленой Анатольевной, ­ с директором МБУК «Илекский народный краеведческий музей»,  Павлычевым Вячеславом Геннадьевичем. На основе их рассказов, материалов интернета написал  исследовательскую работу о культуре  и взаимоотношении  людей разных  6 национальностей, проживающих на территории Илекского района и  в селе  Илек. Свое   исследование   я   начал   с   расспросов   своих   родителей.   Но     они немного знали о истории возникновения села.  Поэтому продолжить свое исследование я решил с посещения районного историко­краеведческого музея. Мне рассказали о том, что наше село раньше называлось   Илецкий   городок,     и   находился   на   противоположенном   берегу реки Урал. В последствии, после восстания Емельяна Пугачева чтобы забыть об этом эпизоде в истории России императрица Екатерина  II  издала указ об изменении названия и переносе места расположения села. Хотя историки до сих пор не могут определиться в дате возникновения села.  Изучил быт уральских казаков, их традиции и обычаи, также любимые блюда наших прадедов, мне показали макет Илецкого городка.   Продолжил   свое   изучение   истории   села   в   районной   центральной библиотеке. Мне рассказали о героической летописи и о знаменитых земляках села и Илекского района. В   краеведческом   отделе   библиотеки   рассказали   о   народах, проживающих на территории села, показали книги и буклеты. Многонациональность нашего края меня поразила, придя в школу я стал внимательно   смотреть   на   одноклассников   и   понял,   что   никакие   войны   и катаклизмы   нам   не   страшны,   живя   ни   один   век   все   вместе   мы   перестали замечать и разделять друг друга по национальной принадлежности ведь мы одна большая семья и одна большая нация –РОССИЯНЕ.  7 2 этап. Основной. 1. История Оренбургского края Оренбуржье   –   удивительный   край.   Мы   любим   его   просторы,   реки, раздольные степи и леса, бодрый морозец зимой и жаркое лето. Сама природа оренбургских степей, а не горы, препятствующие общению, издревле   объединяла   людей,   способствовала   их   продвижению,   превращала край в своеобразный мост, связывающий различные национальности. Основанный   по   мысли   и   по   воле   Петра  I  его   талантливыми сподвижниками Оренбургский край стал вскоре не только защитой империи от кочевников, но и зоной процветания торговли на стыке Европы и Азии. Оренбург тесным образом связал европейское и азиатское население России. Здесь мирно уживались различные народы и религии, возникло и стало одним из   самых   значительных   казачье   войско.   На   Меновом   и   Гостином   дворах зазвучала   разноязыковая   речь.   Город   и   губерния   стали   поистине   вратами России в азиатские страны, а для последних­ в Европу. Оренбургский край стал эпицентром самой крупной в истории России и Европы крестьянской войны. Не забыть и героическое участие оренбуржцев в Отечественной войне 1812 г.., в освобождении Европы. Наш край был местом ссылки, и это в немалой степени способствовало пробуждению политического сознания людей. Из среды оренбуржцев вышли видные представители народничества. Трагичны   страницы   истории   края,   как   и   всей   страны,   связанные   со сталинскими репрессиями. 8 Величайшие   испытания   во   время   Великой   Отечественной   войны оренбуржцы   выдержали   с   честью.   Широкое   добровольческое   движение, полтора   десятка   дивизий,   сражавшихся   с   фашизмом,   бурный   рост производства для нужд фронта, поставки сельскохозяйственной продукции – все это ярко свидетельствует о преданности наших земляков своей великой Родине. В   послевоенные   годы   шло   наращивание   промышленного     потенциала, осваивались целинные   и залежные земли, мощная река оренбургского газа потекла во многие районы страны.  Переход к рыночным отношениям открыл новые перспективы в развитии России и Оренбуржья. Из любви к своим родным и близким, к своему селу, своему жилищу, своей   школе,   своему   району   и   области   складывается   великая   любовь   к России.   Чем   краше   и   надежнее   малая   родина,   тем   мощнее   и   прекраснее Россия. Неразрывно существуя, малая и великая немыслимы друг без друга. Могущество России в расцвете ее областей, в процветающей великой Родине – гарантия и перспектива развития нашего Оренбуржья.  2. Страницы истории села Илек и Илекского района. Знакомство с историей необходимо каждому человеку. А история страны –   это   множество   историй   сел,   деревень,   городов.   Заинтересовавшись вопросом, когда был основан Илек, мы сходили в историко­ краеведческий музей   нашего   села,   в   районную   библиотеку,   удалось   узнать   о   Илекском городке, а именно так изначально назывался Илек, возник на берегу Яика как военное укрепление. Обосновавшиеся в нем казаки долгие годы несли службу по защите окраинных российских рубежей от степных кочевников. В     1738   году     в     Илецкой     крепости       проживало     450   казаков, подчиненных  Яицкому  войску. Были  здесь  мещеряки, татары  и  крещенные калмыки.   Городок   рос   постепенно, но   так   как   он   не   проходил   по 9 реестрам   Оренбургской   комиссии   и   как   бы   не   существовал, то   его официально  оформили  лишь  в  1737 году.  В 2017 году мы отметили 280­ летие села Илек и  90­летие Илекского района. Русский ученый Петр Симон Палас, побывавший   в 1768 году, описал внешний   вид   Илецкого   городка:   "Это   крепость,   обнесенная   бревенчатой стеной с бойницами, пушками, окруженная глубоким рвом (ширина 10 аршин, глубина   3   аршина),   в   городке   имеется   300   дворов   и   стоит   в   центре   его деревянная церковь". В XVIII веке здесь разворачивались события Крестьянской войны под   что   нашло   отражение   в предводительством   Емельяна   Пугачева, произведениях   А.С.Пушкина,   посетившего   Оренбуржье,   в   том   числе   и Илекский городок, в 1833 году. В   1900   году   великий   русский   писатель   Владимир   Галактионович Короленко,   совершавший   поездку   в   Уральск,   останавливался   в   Илеке   и ночевал в гостинице в здании "чайной". Об этом он написал в своей книге очерков   "У   казаков",   где   ярко   и   красочно   описал   удивившую   его   своим своеобразием природу уральских степей. До революции 1917 года в  Илеке  имелись четыре церкви, одна мечеть, две   школы.   Токмаковская   4­классная   школа   была   открыта   в   1897   году (нынешняя средняя школа № 1). Работали две паровые мельницы, несколько ветряных,   овчинно­кожевенный   завод.   Советская   власть   в  Илеке  была установлена в 1918 году. 30 мая 1927 года постановлением ВЦИК РСФСР был образован Илекский район в составе 29 сельских Советов. В том же году, в сентябре, в Илекский район уже входят 40 сельских Советов с населением в 50 тыс. человек, которые проживают в 80­ти населенных пунктах. Итак, за свою историю Илекский район несколько раз менял свои границы, но основа территории   оставалась   неизменной.   Последнее   административное 10 территориальное преобразование было в 1965 году, которое сохранилось до настоящего времени. В   истории   Илека   отразились   многие   яркие   события,   связанные   со становлением   Оренбургского   края,   превращением   его   в   крупный   аграрно­ промышленный регион. Основавшие его уральские казаки положили начало освоению   заповедной   степи,   развитию   скотоводства   и   землепашества. Присущие   им   трудолюбие,   упорство,   стремление   к   лучшей   жизни унаследовали   последующие   поколения   илекчан,   много   сделавшие   для укрепления села, приумножения его лучших традиций. 3. Национальный состав села Илек и Илекского района. В современной этнографической науке особую актуальность приобретает комплексное изучение полиэтнических хозяйственно­культурных общностей различных регионов России. По национальному составу в Илекском районе проживает более 12 национальностей: русские – 74%, татары – 12%, казахи – 9%, украинцы – 2%, мордва – 1% и др. Интересным   в   данном   отношении   районом,   мне   представляется   Илек. Переселенцы,   большинство   из   которых   были   русские, историческое   ядро русского   населения   составляло   казачество,   которое   принесло   с   собой специфические   культурно­бытовые   особенности,   оказавшие   влияние   на коренное население, но с другой стороны сами подверглись значительному культурному воздействию иноэтнического местного населения.  Почти   все   население   Илека   относится   к   индоевропейской,  алтайской   и уральской   языковым   семьям.   Самые   многочисленные   ­   народы   славянской группы.   Историческое   ядро   русского   населения   образует   казачество, расселившееся издавна в селе. Многие  жители   Илека  отличаются двуязычием, с детства усваивая два языка,   иногда   совершенно   не   родственных.   Духовная   культура   илекчан складывается   под   влиянием   многих   этнокультур,   общим   для   которых 11 является   уважение   к   традициям   другого   народа,   понимание   его самобытности, стремление заимствовать лучшее.  В   процессе   длительного   совместного   проживания   происходило взаимовлияние   и   взаимопроникновение   культур   народов.   Так,   русская колонизация привела к оседлости башкир, к развитию среди них и других народов хлебопашества и ремесел, к переселению из юрт в избы, к изменениям в   одежде   и   питании.   Большому   влиянию   русских   культурных   традиций подверглись   чуваши,   удмурты,   мордва   и   др.   Русские   приобрели   здесь некоторые черты культуры других народов. Например, знаменитый татарский чак­чак   ­   одно   из   любимых   блюд   всех   илекчан.   Существуют   примеры языковых заимствований.  Украинцы способствовали распространению свиноводства, птицеводства, огородничества. Особенно среди казахского населения, проживающего там, где и украинцы.  Илекский район   пограничный, многонациональный. Здесь по соседству находятся   татарские,   казахские,   русские,   украинские   села.   Есть   масса удивительных примеров благополучного межэтнического соседства. Озерки, например, – село татарское. В нем нет неблагополучных семей, брошенных   детей   или   детей,   состоящих   на   учете   в   полиции.   Секрет благополучия   в   том,   что   весь   уклад   жизни   в   Озерках   строится   на национальных традициях. В одном доме зачастую живут представители сразу трех   поколений.   Татарский   язык   дети   не   только   слышат   от   бабушек   и дедушек,   пап   и   мам,   но   и   изучают   в   школе   –   на   национальный   язык   и литературу отведены отдельные часы. С Озерками соседствует казахское село Димитрово. За много лет эти два села   обзавелись   родственными   связями.   Казахское   население   в   Димитрове преобладает   и   составляет   63%.   Казахи   мирно   соседствуют   с   русскими, татарами, узбеками, таджиками… В Димитрове одинаково дружно и широко 12 отмечают как казахский наурыз, так и русскую масленицу. И хотя казахский язык не изучают в школе, но для желающих есть кружок в сельском Доме культуры.   А   для   обучения   сельчан   основам   ислама   и   арабскому   языку   в Димитрово из Оренбурга приезжает мулла. В Илекском районе есть и село с украинскими корнями – Кардаилово. И хотя украинцев в селе сегодня немного, традиции этого народа здесь бережно хранятся. Матушка Зоя Логачева переехала в Кардаилово 29 лет назад из Волынской области Украины. С собой привезла украинские народные платья своих бабушек и прабабушек, вышивки… И до сих пор их аккуратно хранит. Просто,   будучи   общими   и   едиными,   мы   ценим   индивидуальность каждого. Мы даем возможность сохранить обычаи, традиции, культуру всех национальностей, которые живут на территории России и нашей области в частности.   В   разности   быть   едиными   –   это   и   есть   задача   национальной политики.   Возможно,   цементом,   которые   соединяет   народы,   является патриотизм. Патриотизм, который воспитывается на любви к своему народу, а не   на   ненависти   к   другому.   Я   считаю,   что   это   нужно   брать   за   основу национальной политики. 4. Переселенцы. Значительным источником прироста населения  в Илеке были и остаются миграции.   Современное   население  Оренбуржья  по   численности   и   составу является   результатом   длительного   исторического   процесса   освоения   и заселения.  В   древности   через   нашу   территорию,   как   через   ворота,   сжатые между Уральскими горами на севере и Каспийским морем на юге, проходили с востока на запад волны кочевых народов, оставивших здесь свой культурный след.   Население   прибывало   на   стройки   30­х   годов,   в   период   Великой Отечественной войны вместе с эвакуированными  предприятиями, в период освоения целинных земель и создания газового комплекса. 13 Это люди, приехавшие в наше село в разное время, их дети и внуки. Причины,   побудившие   людей   переехать   самые   разные.   Но   в   основном приезжали   по   переселению.   Их   привлекла   наша   природа   –   удивительно красивые   и   спокойные   места.   Есть   у   нас   переселенцы   из   Белоруссии, Украины,   Мордовии,   Башкирии,   Бурятии,   Латвии,   Эстонии,   Армении   и других краев нашей необъятной родины. А раз переселенцы, то, наверное, это люди разных национальностей. История   Илека,   заселявшегося   на   протяжении   нескольких   столетий представителями самых разных национальностей, объективно способствовала тому,   что   на   относительно   небольшой   территории   сложилась   уникальная полилингвистическая   ситуация,   при   которой   соседствуют   и   развиваются одновременно множесво языков.         На сегодняшний день преобладающим этносом на территории Илека являются русские.     Этнический состав населения (расположены в порядке  численности) 14 Русские   Украинцы   Татары   Казахи   Белорусы   Армяне   Азербайджанцы   Евреи   Цыгане   Таджики   Мордва   Корейцы   Узбеки   Башкиры Чуваши   Взаимовлияние   проявляется   и   в   сфере   профессионального   искусства, Молдаване   литературы,   традициях,   этикете.   Илекчане   не   слишком   религиозны,   как   и большинство   населения   России.   Однако   религиозно­культурные   традиции влияют   на   особенности   культуры,   поведения,   образ   жизни.   Разумеется, религиозный   состав   не   идентичен   этническому,  тем   не   менее   традиционно православными   являются   представители   славянских   и   финноугорских народов, среди верующих тюркского населения преобладают мусульмане.  У   представителей   разных   народов   растет   интерес   к   соблюдению религиозных обрядов. Так, свыше 65% русских крестят своих детей, свыше 96% празднуют Рождество. 77% татар празднуют Курбан­байрам. В последнее время изменилось отношение к верующим. Им переданы культовые здания, строится новая церковь, отремонтирована мечеть.  Заметно стало, что в последнее время люди тянутся к своим корням.  Стараются не забывать прошлого. Ведь без него не будет у нас будущего. Вот  почему я занимаюсь исследованиями в области краеведения. Стараюсь, чтобы  люди не забывали своего прошлого. 3 этап. Заключение.  «Связь времен – связь поколений». В жизни каждого человека происходи события, которые влияют на его судьбу и определяют его суть на все оставшиеся годы. Мне посчастливилось родиться и жить в таком месте, где меня окружают добрые, отзывчивые люди, мои родные и друзья. В   ходе   работы   я   убедился   в   том,   что   Илекский   край   очень   богат народами   и   нациями.   Пришел   к   выводу,   что   для   сохранения   мира   между разными народами, поддержания добрососедских отношении, толерантности и доброжелательности, необходимо знать культуру разных народов и наций. В Илекском районе работают общественные организации, которые делают очень много,   для   сохранения   добрых   отношений   между   людьми   разных национальностей, веры и культур. Администрация Илекского района и села Илек   уделяют   большое   внимание   национальному   вопросу   в   целом, недопущению межнациональных конфликтов. Благодаря общим усилиям,   в нашей   многонациональном   районе   сохраняется   мир   между   народами, проживающими на ее территории. Данная   исследовательская   работа     направлена   на   улучшение нравственной   атмосферы   в   обществе,   развитие   духовной   культуры, способствует   становлению   личности,   помогает   формированию   твердой гражданской   позиции,   устойчивого   национального   самосознания   у подрастающего   поколения.   Исследовательская   работа     направлен   на расширение кругозора детей и подростков в этнической области: он помогает убедиться   в   неповторимости,   уникальности   культуры   каждого   народа, проживающего  в   Илекском районе, формирует ответственность   за судьбу своей страны, толерантность к иному образу жизни, способствует укреплению дружбы между народами Оренбуржья. В настоящее время важно не растерять ценности духовной культуры прошлого, которые были накоплены многими поколениями.  Исследовательская   работа     способствует   повышению   уровня социальной, эстетической и образовательной культуры детей и подростков, включающей   усвоение   накопленных   нашими   предками   знаний,   народного опыта и мудрости. Связь времен – это значит и связь поколений. А как нам сохранить эту связь?   Как   сделать   так,   чтобы   не   порвалась   та   тоненькая   ниточка,   что связывает   прошлое   с   настоящим?   Ответ   всему   этому   –   память. Память   о   том,   что   было   до   нас   и   та   память,   которую   мы   можем   дать последующим поколениям. Сохранить   же   связь   времен,   поддержать   интерес   подрастающего поколения нам помогает исследовательская работа по истории родных мест. Мы   думаем,   что   нашу   работу   можно   использовать   на   уроках   МХК, географии, природоведения, на классных часах, а так же на беседах по теме «Наша страна». Литература 1. «Моя мала родина» под руководством В.И. Еремина, изд­во газета  «Урал»,  2007г.; 2. Газета «Урал», № 56 2012 г.; 3. «Тайны пятимаров» С.А. Попов, южно­уральское книжное изд­во,  2002г.; 4. Буклеты «Илеку­ 275 лет», «Илекский район­ 85 лет», «Метрика»,  «Илек­ наш край благословенный»; 5. «Мое родное село» сборник стихов, изд­во газета «Урал», 2007г. Приложение Старый Илек Изучение материала в районной библиотеке и краеведческом музее Фестиваль казачьей  культуры Фестиваль  казачьей культуры «Оренбург – форпост России» ­2017

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»

Исследовательская работа «Моя малая Родина – Илекский край многонациональный»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018