Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Г. Нурлат Республики Татарстан
Исследовательская работа
«Муса Джалиль – образец творчества и
героизма»
Работу выполнили:
ученицы 10а класса
Ахметова Ильмира
Султанова Гузель Руководитель: зав.библиотекой
Козина С.А.
Оглавление.
Введение.
I.
II. Основная часть.
III. Практическая часть
IV.
V.
Заключение.
Список использованной литературы.
Я жить хочу, чтоб Родине
отдать
Последний сердца гневной
толчок,
Чтоб я, и умирая, мог сказать,
Что умираю за отчизну мать.
М.Джалиль. Моабитская тетрадь.
Введение.
Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем
значительнее предстаёт в нашем сознании подвиг народа, спасшего мир от
фашизма. К таким относится подвиг татарского поэта и воина Мусы
Джалиля.
В преддверии памятной даты с этих строк Моабитской тетради мы
продолжаем знакомство с творчеством великого человека и поэта. Слово и
пуля в нашей истории всегда шли бок о бок. Одни воевали, другие
поддерживали моральный дух, мобилизуя на ратные и трудовые подвиги. На
всех фронтах читали патриотические стихи К. Симонова и А.Ахматовой, поэму Александра Твардовского «Василий Теркин». В этом ряду особняком
стоит имя поэта, свои стихи писавшего в плену.
Стихи поэта привлекают своей необыкновенной искренностью. Сама жизнь
воплотилась в его правдивых, потрясающих душу произведениях. Их нельзя
читать без скорби. Читая страницу за страницей встает образ человека
стойкого, мужественного, целеустремленного, для которого смыслом жизни
стала борьба. Он прожил короткую, но яркую жизнь она оборвалась в 38 лет.
Навсегда вошел в историю Великой Отечественной войны подвиг Мусы
Джалиля, поэта и воина. И наш долг знать, помнить и гордится им.
Актуальность: Жизненный и творческий путь М.Джалиля занимает важное
место в истории и литературе в России.
Объект исследования: Поэтический и гражданский подвиг М.Джалиля.
Гипотеза: «Поэт в России больше, чем поэт».
Муса Джалиль родился в татарской деревне Мустафино бывшей
Оренбургской губернии 2 (15) февраля 1906 года в небогатой крестьянской
семье. Учился в Оренбургском медресе. Первое сохранившееся
стихотворение «БӘХЕТ (Счастье)» было написано им в 13 лет. Пережив
многое, Муса становится курсантом Оренбургской военнопартийной школы,
а затем и студентом Татарского института народного образования. В 1920
году по инициативе Мусы в Мустафино возникает комсомольская ячейка. В
1921 году в Оренбуржье пришла жестокая засуха и голод. Бурное богатое
событиями время способствовало идейному раннему созреванию будущего
поэта.
Позднее Джалиль участник Гражданской войны. В то же время он пишет
стихи, рассказы, пьесы. Огромное влияние на формирование внутреннего
мира будущего поэта оказала его мать.
Уже с самых первых стихов чувствуется стихийный демократизм
начинающего автора. Выходец из низов, Муса с искренним сочувствием
относится к народу.
Жизнь моя для народа, все силы ему,
Я хочу, чтоб и песня служила ему.
За народ свой я голову, может, сложу –
Собираюсь служить до могилы ему.
(«Слово поэта свободы») На своем пути к зрелости и мастерству Муса Джалиль прошел несколько
этапов. С некоторой долей условности их можно ограничить следующими
хронологическими рамками:
ранний период(19181923),
путь к зрелости (19241932),
довоенный период(19331940),
поэзия периода Великой Отечественной войны
Сам поэт не раз подчеркивал, что новый этап в его творчестве начинается с
1924 года: «В годы рабфака в моем творчестве наметился переворот. В 1924
году я стал писать совсем иначе».
Когда началась Великая Отечественная война, поэт был призван в армию. Уже
в первые месяцы войны написал стихотворение «Клятва артиллериста».
Был корреспондентом армейской газеты «Отвага» 2й ударной армии на
Волховском фронте. В июне 1942 года попал в окружение, и тяжелораненый,
оказался в плену.
Для того, чтобы иметь возможность продолжать участвовать в борьбе с
врагом, Джалиль вступил в созданный немцами легион «ИдельУрал». Он
организовал среди легионеров подпольную группу и устраивал побеги
военнопленных.
Гараф Фахрутдинов, один из узников польской крепости Демблин, в
которой находился и Муса Залилов, вспоминал: "Ещё до войны я слышал, что
перо можно приравнять к штыку. Здесь, в крепости, убедился – перо острее
штыка. Когда Муса читал свои стихи, все татарские военнопленные
собирались вокруг нас и слушали, боясь пропустить хотя бы слово. Как
загорались их глаза, сжимались кулаки. Муса призывал пленных не падать
духом, не сдаваться фашистам и в плену!"
В августе 1943 года гестапо арестовало Джалиля и большинство членов его
подпольной группы за несколько дней до тщательно подготавливаемого
восстания военнопленных. Тогда он был приговорён к смерти.
В процессе исследовательской работы мы нашли статью итальянца Рениеро
Ланфредени – человека, который был с Мусой Джалилем в одной камере. Он
был единственным свидетелем последних дней жизни поэта и его товарищей. В
своей статье «Муса Джалиль, каким я его знал» он описывает то, что видел
своими глазами, то, что долгое время было неизвестным. Автор отмечает, что
с того момента, как его заключили в одну камеру с Джалилем и Булатовым,
они отнеслись к нему очень сердечно. «В минуты печали он чтото писал. Но
что писал? Мы не знали.», пишет Ланфредени. Он утверждает, что поэт часто говорил о своей Родине, о своей семье, и в эти моменты глаза его были полны
горьких слез. … 25
августа 1944 года… Все татары лагеря Шпандау по приказу Гиммлера были
казнены… И особо хочется отметить слова Р. Ланфредени: «Уважаемые
господа писатели, не забывайте никогда слова падре Юрытко: “Татары умерли
с улыбкой”».
Муса не дожил до тех дней, когда немецкому народу вернули Маркса и
Гейне, когда были распахнуты ворота фашистских тюрем. Но в красном флаге,
который взвился над поверженным Рейхстагом, была частица горячей крови
Мусы Джалиля, пламенного патриота, замечательного поэта, своей смертью
приблизившего победу.
В 1956 году посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957
году стал лауреатом Ленинской премии.
Моабитские тетради со стихами 1942 – 1944 годов, переданные Советскому
командованию, стали достоянием общественности уже после войны. Первая
песня Мусы Джалиля была призывом к подвигу. Через двадцать пять лет он
повторит те же самые слова в застенках фашистской тюрьмы:
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
Сегодня Муса Джалиль – символ поэта и гражданина и Татарстана, и России
в целом.
Мы проследили основные вехи жизненного пути поэта: от фашистского
плена и обвинения в измене Родине до реабилитации и посмертного
признания.
В нашем городе одна из улиц носит имя великого поэта. Знают ли это
жители? Мы решили это выяснить. Спрашивали каждого прохожего, стучались
в дома и задавали этот вопрос. Результат нас приятно удивил.
В начале работы мы предложили ответить на некоторые вопросы жителей
улицы М.Джалиля и взяли у них интервью.
Предлагаем вашему вниманию вопросы и ответы:
Вопрос: Знаете ли вы в честь кого названа улица, на которой выживете? Ответ: Положительно ответили 87% опрошенных.
Вопрос: Знакомы ли вы с поэзией Великой Отечественной войны?
Ответ: Положительно ответили практически все.
В целом, результаты анкетирования удовлетворительные.
Жители улицы
Не владеют этой информацией; 13%
Знаю, чье имя носит улица; 87%
Было опрошено: 23 человека
люди старшего поколения – 8
среднего – 9
школьники – 4
Мы опросили 23 человека, 5 из которых вовсе не жители этой улицы, дали
нам ответ на вопрос. Нас порадовало, что некоторые привели даже факты из
его жизни. Из 23 опрошенных 4 являются дети возраста 915 лет. Трое из
опрошенных детей прекрасно знают, кто такой Муса Джалиль, а один даже
прочитал нам отрывок из стихотворения «Варварство».
Нам стало интересно, в каком году была основана эта улица. Мы
отправились в архитектурный отдел, затем в архив. Со слов работников
отделов мы узнали, что решением райисполкома Октябрьского района в 1957
году одной из улиц города было присвоено имя Мусы Джалиля. К памятной дате 110летию поэта в нашей школьной библиотеке оформлена
тематическая полка «Муса Джалиль – образец творчества и героизма». В
центральной библиотеке нашего города, а именно – в краеведческом отделе
посвящен целый стенд памяти поэта.
Наш опрос показал, что его стихи знают люди разных поколений. А его
мужество еще раз доказывает гипотезу работы: верность выражения Евгения
Евтушенко:
«Поэт в России больше, чем поэт».
Необходимо отстаивать историческую истину, не забывать о подвиге
Советской армии и каждого солдата. Наша благодарность – память!
Помните! Знайте! Гордитесь!
Использованная литература:
1. Герои Советского Союза – наши земляки. –Казань: тат.кн.издво, 1982.
214с. с ил.
2. Корольков, Ю.М. Не пропавшие без вести... / Ю. М. Корольков. М.:
3.
Политиздат, 1971. 120 с.
Татарстан в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг. /
Редакция "Книга Памяти" при Кабинете Министров РТ. Казань. Кн.
Памяти. 2009. На рус. и тат. яз.
Интернетресурсы:
1. kitaphane.tatarstan.ru/jal_3.htm
2. lib.ru/POEZIQ/DZHALIL/izbrannoe.txt_withbigpictures.html
3. https://vk.com/albums11877811
4. https
:// ru . wikipedia
/ wiki
. org
/ Муса
_ Джалиль
Исследовательская работа «Муса Джалиль – образец творчества и героизма»
Исследовательская работа «Муса Джалиль – образец творчества и героизма»
Исследовательская работа «Муса Джалиль – образец творчества и героизма»
Исследовательская работа «Муса Джалиль – образец творчества и героизма»
Исследовательская работа «Муса Джалиль – образец творчества и героизма»
Исследовательская работа «Муса Джалиль – образец творчества и героизма»
Исследовательская работа «Муса Джалиль – образец творчества и героизма»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.