Исследовательская работа "Мы гордость -селения Чираг"

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 29.10.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

У каждого человека есть свой предмет гордости. Гордиться можно красивыми вещами или правильными поступками, хорошо сделанными делами или удачно проведенным праздником. Моя гордость возвышенна и проста. Я горжусь своей малой родиной. Моя исследовательская работа посвящена тому, чтобы люди не забывали и гордились своей Родиной. В своей работе я хочу затронуть тему обычаев и ритуалов, неповторимости и красоте своего народа.
Иконка файла материала исследовательская работа.doc
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ  «МЫ ГОРДОСТЬ РОДИНЫ»  Направление работы:  Моя Семья, Родословие Тема: « Моя гордость – селение  Чираг» Автор:  Магомедова Амина Магомедзагидовна Научный руководитель: Джалилова Эльмира Ибрагимовна Место выполнения работы:  село Чираг.2019  «Мы гордость ­ селение Чираг»План  1.Введение 2. Основная часть.      1.История моего села      2.Гордость нашего села 3.Заключение. 4.Список используемой литературы.1.Введение Будем Родиной своей гордиться, Будем ей одной всегда верны. Солнечные, яркие страницы Впишем в биографию страны! Республика Дагестан является составной частью Российской Федерации. О Дагестане, его традициях, культуре его народа в состоянии судить не понаслышке, не только по литературе и СМИ, но и по личным впечатлениям. Традиционная культура предназначена  специально для  того, чтобы с   детских лет привить   чувство любви, патриотизма и гордости, за свою   родину, чтобы познавать, преумножать культурное наследие   прошлых поколений и воспитывать подрастающее поколение на морально нравственных и культурных традициях отцов и дедов. Цель моей исследовательской работы: изучение жизни и деятельности чирагцев, которые прославили своим героизмом и трудом свою  малую родину,  Задачи:  ­ Узнать когда и как возникло село. ­ Рассказать о сыновьях чирагского народа, которые отдали свою жизнь защищая интересы российского мирного народа. Актуальность работы  У каждого человека есть свой предмет гордости. Гордиться можно красивыми вещами или правильными поступками, хорошо сделанными делами или удачно проведенным праздником. Моя гордость возвышенна и проста. Я горжусь своей малой родиной. Ни для кого не секрет, что много сёл и деревень вымирают и постепенно о них забывают, поэтому   я   решила   собрать   материал   о   своём   селе   и   оставить   его   в   школе   для   других   детей, которым тоже будет интересно узнать о своей малой родине. Я хочу узнать о событиях, которые происходили в нашем селе. Мне интересно то, каким оно было   много   лет   назад. Каждое   село   вправе   гордиться   своей   историей.   У   каждого   она   своя, неповторимая, особая, самобытная. Её год за годом формировали, созидали десятки поколений. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто неимоверными усилиями, потом и кровью наших предшественников. Поэтому мы с благодарностью помним о них, бережно сохраняем всё, что они нам оставили.  Моя исследовательская работа посвящена тому, чтобы люди не забывали  и гордились своей Родиной. В своей работе я хочу затронуть тему обычаев и ритуалов, неповторимости и красоте своего народа.Глава 1. История моего села. Есть местечко на земле Где легко и мирно мне Я не скрою :это мой Чираг край родной. Родина….Казалось  бы какое обширное необъятное неисчерпаемое понятие. О ней можно  много писать и каждый раз находить что­то новое для себя. На нашей Земле много государств,  стран, но одна у человека мать, одна у него и Родина. У каждого из нас на Земле есть такой уютный  светлый уголок, которому душа радуется. Таким уголком для меня является мое родное село  Чираг. Это место, где я родилась, провела свое детство. Оно раскинулось в живописном месте,  высоко в горах, на берегу реки с кристально чистой водой Чираг­чай.Мне очень дорого все, что связано с историей села. Согласно преданиям оно образовалось в  результате объединения многих поселков, расположенных  вокруг него. По словам старейшин,  Чираг семь раз разрушался в результате нашествия врагов и затем снова восстанавливался. В начале девятнадцатого столетия , когда началось и утвердилось царское владычество на Кавказе, на  правом берегу Чираг­чая была построена крепость. Она позволяла просматривать все дороги,  ведущие в село, так как находилось  на отвесной скале. Сигнальные и сторожевые башни,  расположенные вдоль дороги, освещались чирагами (светильниками), которые зажигались и  потухали в зависимости от приближения врагов к селу.. От слова чираги и произошло название села Чираг, что означает  «светильник».      Много лет прошло с тех пор, многое в селе изменилось. Лишь красота родного края  остается  неизменной. Величественные горы, цветущие поля и луга, густые леса­ вся эта роскошь, которая  природа так щедро одарила нас, заставляет сердце биться учащеннее. Каждый раз, когда я  приезжаю в село, мне нравится высоко в горы, по крутым извилистым тропинкам, прокладывать  себе путь к Большому озеру. Вода здесь изумрудного цвета и всегда очень холодная, почти  ледяная. По легенде на дне этого озера покоятся драгоценности сельчан, которые были спешно  сброшены сюда для того, чтобы они не достались врагам.Вообще, люди, живущие в Чираге, они особенные. От  них я унаследовала гостеприимство,  уважение к старшим, добродушие, трудолюбие. Последнее качество я думаю очень важно для  сельчан. Люди занимаются земледелием, земля отличается большим плодородием. Это обширные  поля пшеницы, ржи, огромные участки посаженной картошки, капусты.  А какие там пышные, красивые альпийские луга, на которых пасутся стада коров, овец. Ведь  Животноводство играет  немаловажную роль в жизни сельчан. Все идет в дело: молоко, мясо,  шерсть, даже кизяк.Почти на каждом участке, словно застывшие валуны, стоят огромные стога сена. Иначе нельзя.  Зимы здесь холодные и длинные, а скотине нужен корм и хороший уход.  Но, не смотря на трудности, чирагцы не унывают. Они всегда приветливы и веселы. До сих пор у  меня звенит в ушах звонкий и заразительный смех моей бабушки. Ни одна работа по хозяйству  или  по дому не проходит без ее шуток и прибауток. Даже мой дед истинный горец, прошедший с  мужеством и честью немало суровых испытаний по жизни, незаметно улыбается, искоса поглядывая на свою половинку.      А чего грустить? Ведь жизнь в этом райском уголке поистине прекрасна. От  нас требуется лишь малость: добродушие, чтобы жить в гармонии с  собой и окружающим миром и трудолюбие, чтобы  воплощать свои светлые мечты в реальность.Я горжусь своей малой  Родиной, ее природой, людьми, историей и без преувеличения могу  назвать  ее долиной любви , согласия, счастья и красоты.Глава 2. Гордость нашего села  Нелегкие испытание пришлось преодолеть жителям Чирага во время Великой Отечественной  Войны. Все мужское население Чирага было мобилизовано в ряды Красной Армии с самого начала  войны. Через каждые два­три месяца приходили сообщения о гибели чирагцев на фронтах войны.  Всего погибло на войне по рассказам бабушки и дедушки свыше 90 человек. Многие вернулись с  победой, но большое число их стало инвалидами, потеряло трудоспособность. На колхозных полях пахарей заменили женщины, мужья которых воевали на полях сражений.  Большое количество женщин и мужчин принимало активное участие в строительстве  оборонительных сооружений  в Каякенте, Дербенте и Махачкале. Возвращались домой с трудового  фронта не многие. Горянки, непривычные к невыносимой жаре, заболевали различными  инфекциями (малярией и др.) и погибали. Умерших привозили на арбах и хоронили на сельском  кладбище. За добросовестный труд в годы войны на трудовом фронте Рукият Исмаилова награждена медалью  «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Активное участие в строительстве  противотанковых рвов на территории Дагестана принимал колхозник Ибрагим Матаев     Просили, также, чтобы эскадрилье присвоили звание «Пионер Дагестана». В ее создание внесли  свою лепту и жители села Чираг. Не только взрослое население, но и дети ­ учащиеся Чирагской  неполной средней школы, учителя выполняли почти все сельскохозяйственные работы. Во время  летних каникул они принимали участие в заготовке кормов для общественного скота, мальчики  ходили подписками в горы, помогали чабанам доить овец. Учащиеся школы только в 1944 году  собрали колосья озимой ржи и ячменя с площади 45 га. Кроме того они принимали участие в сборе  и заготовке лекарственных растений, в сборе черного и цветного металлолома. Большую заботу  проявляли пионеры и школьники о семьях и детях фронтовиков, помогая им в ведении домашнего  хозяйства.Учителя и учащиеся принимали участие и в сборе теплых вещей для фронтовиков, средств в Фонд  обороны. Внесли средства на строительство авиаэскадрильи «Пионер Дагестана» и бронепоезда  имени М. Гаджиева (всего по республике было собрано 31 млн. рублей). Ученик 4 класса Магомед  Рабданов внес в Фонд обороны 250 рублей. Многие сельчане сдали в Фонд обороны свои  сбережения – Магомед Яхъягаджиев, Гамзат Омаров и Гасан­Гусейн Омаров по 40 тысяч рублей. В  помощь фронту было сшито и отправлено 280 тулупов, собрано 300 овчин, 80 пар теплых  шерстяных носков и т.п. От воина Красной Армии, которому досталась одна пара теплых носок,  чирагцы получили благодарственное письмо, в котором он сообщал, что носки спасали его от  холодов в трудную зиму на фронте. Во время войны и после многие семьи красноармейцев получали помощь от колхоза и государства.  Семьи красноармейцев получали пособия, а колхоз выделял малообеспеченным хозяйствам  молодняк для содержания. 98 хозяйств малообеспеченных семей военнослужащих было  освобождено от налога по самообложению. Решением общего собрания колхозников от 15 июня  1946 года было выделено 130 голов крупного рогатого скота для улучшения материально­бытовых  условий колхозников. Несмотря на тяжелое материальное положение в первые годы войны, чирагцы оказывали помощь  беженцам с оккупированных западных территорий – Украины и Белоруссии, Молдавии и  Ростовской области, которые добирались до населенных пунктов, преодолевая пешком сотни и  десятки километров пути. По рассказам бабушки и дедушки : Лишь два жителя села не поехали воевать на фронт, как сейчас говорят, «относили» от службы.  Звали одного из них Акверди, другого – Муртазали. Один убежал из селения и жил в окрестностях  села в пещере на вершине горы «Ххвала кIукIулаба». Ночью выходил из пещеры, забирал пищу,  воду и помогал родственникам косить траву, а в светлое время оставался в глубокой пещере в  скале. Второго спрятала в деревянном хранилище зерна – лари (гъамас) его молодая жена Патимат. На  вопрос представителей властей она отвечала, что мужа нет дома и в селении. Таким образом ей  удалось почти до окончания войны скрыть своего возлюбленного от призыва на фронт в этом  деревянном ящике. После окончания войны, когда все возвращались домой, он вышел из своего подполья. Сельчане  стали приходить к нему, как вернувшемуся с войны, приветствовать. Когда они задали ему вопрос:  «Как там на войне, куда ты дошел?», отвечал: «Бутун дуйна къиргъизла де» (Везде, кругом весь  мир – Киргизия»). Да, действительно, он не знал, что война шла в Европе, но знал точно, что до  войны многие зажиточные сельчане (кулаки) были высланы в Киргизию.Сегодня все жители нашего села увековечили на мемориале десятки фамилий своих односельчан,  которые сражались в Великой Отечественной Войне и работали в тылу.  Всего получилось более двухсот фамилий, они выбиты на мемориальной доске. Оставили также  место и под новые фамилии, ведь сбор информации продолжается.Заключение Культурные   ценности   не   дадут   желаемых   результатов,   если   достижения   не   будут передаваться   из   поколения   в   поколение,   или   другими   словами,   если   не   будут   соблюдаться преемственность и традиции. Таким образом, традиция есть передача из поколения в поколение культурных достижений.  В более  широком смысле  под традицией  следует понимать не только передаваемые из поколения в поколение материальные, социальные и духовные ценности и опыт, но и веками устоявшиеся обычаи, обряды, морально – этические нормы и другие устои и приоритеты того или иного народа.  Верю, что  традиционная культура Дагестана всегда останется в памяти каждого поколения. Что  традиционные праздники, обычаи и традиции наш дагестанский  народ  никогда не забудет и будет  содействовать тому ,чтобы  оно  передавалось  из  поколения поколению. Работая над темой, я открыла для себя много нового: лучше изучила историю своего края, много   интересного   узнала   о   жизни   людей,   живущих   со   мной   рядом,   наших   земляках.   Эти замечательные люди своим каждодневным трудом приносят пользу многим людям, работают на благо   своего   края   и   процветания   всей   страны.   Поэтому   долг   каждого   человека   уважительно относится к истории родного села, края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского  достоинства.  Спасибо  им, нашим замечательным  землякам,  которые  по ­ своему делают историю, внося свой посильный труд в трудовую славу, трудовое наследие нашей большой страны.Список использованной  литературы: 1. Ш.Ш.Мусаев, М.Г.Магомедов «Чираг»  Махачкала .2002г. 2. Магомедов   М.   «История   Дагестана   с   древнейших   времен   до   конца XIXв.Махачкала 1997г 3. Из книги Е. Маркова «Очерки  Кавказа» М.,1987г 4. Суханов И.В «Обычаи ,традиции и преемственность  поколений» М.,1976г 5. Интернет ресурсы. Список информаторов:  Дедушка  Гасангусейнов Магомед Абдуллаевич  Бабушка Гасангусейнова Саният Яхъягаджиевна