Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.
Оценка 4.8

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
17.01.2017
Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.
Данная работа посвящается человеку выдающейся судьбы - Седых Михаилу Васильевичу. Он прожил яркую и интересную жизнь,оставил после себя гн только для родственников, но и для земляков - след в жизни, след на земле. Именно им была создана история села Кирсановка Тоцкого района Оренбургской области, именно он создал родословную рода Седых, именно им были написаны книги, которые хранятся в школьном музее " Истоки".
я недаром в этом мире жил....docx
РАЙОННЫЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ « ЧЕЛОВЕК  В  ИСТОРИИ. РОССИЯ   ХХ ВЕК» НАПРАВЛЕНИЕ «ЧЕЛОВЕК И МАЛАЯ РОДИНА» «Я  НЕДАРОМ  В  ЭТОМ МИРЕ  ЖИЛ»   Автор  Насибуллина  Анжелла  Рашидовна, учащаяся  11 класса Кирсановской  средней общеобразовательной школы.  Домашний адрес: 461121 Оренбургская область Тоцкий район  село Кирсановка улица Ленинская 4/1 Руководитель Еремина Ольга Михайловна учитель истории  первой квалификационной категории. СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. 2. История образования села Кирсановка. 3. Жизнь, прожитая не зря. 4. Род, или как самому составить родословное древо. 5. Заключение. 6. Список литературы. 7. Приложение. Введение Прошлое   нашей   многострадальной   Родины   надо   знать   таким,   каким     оно   было,   с   его героическими и драматическими событиями, с его плюсами и минусами, то есть многогранным, реальным.  Известно, что знание истории помогает лучше понять прошлое и осмыслить настоящее, а также представить будущее.  Корни нашего интереса к истории своей родословной, страны, города или  села , где бы ты не родился, не только в атмосфере  исторической образованности и начитанности, но и  от природы, от какой­то подспудной потребности знать прошлое своего рода – племени. Плохо, когда кто­то не чувствует и не понимает очевидного, а именно, что предкам мы обязаны всем, и в первую очередь жизнью своим  существование на земле.   Не было бы их,  не было бы и нас.   Мы похожи на своих родителей, предков и внешним обликом и душевным складом, доказано и то, что таланты и способности в какой­то степени передаются по наследству. Народная мудрость гласит: «От орла – орленок, от курицы – цыпленок», «Каково семя, таково и племя», «Яблоко от яблони недалеко падает». Ежегодно с наступлением осени к нам в село приезжал человек, которого знали все в лицо, особенно   школьники   –   это   Седых   Михаил   Васильевич.   Благодаря   ему,   теперь   история возникновения села Кирсановки и судьбы многих людей стали известны широкому кругу. М. В. Седых был из тех людей, которые встречаются не каждый день. Он работал учителем, восемь лет удостаивался   звания   лучшего   инженера­технолога,   рационализатора   Горьковского   автозавода, проектировал   автомобильные   и   автобусные   заводы   страны,   он   альпинист,   садовод,   автор многочисленных книг и публикаций по истории его родного села Кирсановка Тоцкого района. Наконец, он  «умудрился» в наше время дожить до 92 лет бодрым, не уставал  делиться своими энциклопедическими   знаниями.   На   его   глазах   разворачивались   почти   все   крупные   события ушедшего 20  века.  И совсем недавно его не стало. До последней минуты он посвящал   свою жизнь служению родной Отчизне. Мне памятны его слова, сказанные при встрече: «Мы люди – часть природы. Наш организм состоит из атомов материи, соков Земли тех мест, где мы родились. И наука пока не объяснила секрета притяжения всех живых существ к местам, где они родились. Рыбы пересекают океаны и моря, плывут в речушки, где они из икринок  появились на свет, чтобы дать там новую жизнь. И мы – люди – куда бы ни забросила нас судьба, едем на родину, туда, где родились, где прошло наше детство, юность и где могилы наших предков. В сутолоке жизни мы иногда забываем о предках, но инстинкт подспудно подсказывает нашей совести, что мы в неоплатном долгу перед ними». Я задумалась над этими словами и пришла к выводу, что человек, как дерево, которое не может цвести и плодоносить без корней. Оглядываясь на прошлое, с горечью понимаешь, что иные из этих корней вырублены, иные засохли… Не этому ли обязаны мы своим во многом бессвязным, невразумительным существованием, от которого уже устали?! Парадоксально, но сегодня, поднимая на ноги страну, мы должны в первую очередь воссоздать самих себя: в прошлом своем, а значит в   настоящем и будущем. Человек существует в трех измерениях, и отсутствие первого из них ставит знак вопроса на двух последующих. Выходит, думать о будущем своем в действительности может лишь человек, наделенный душой и  памятью, по выражению Михаила Васильевича, «человек с корнями».  Десять   поколений   предков   найдены   в   роде   Седых,   которые   стали   основой   для   создания родословного   древа   и   послужили   неоценимым   материалом   для   написания   истории     села Кирсановка.   Именно   поэтому   мне   хочется,   чтобы   о   таком   человеке   узнали   подробнее       мои земляки. История  образования  села Кирсановка.                  Чтобы любознательные земляки, глубже могли осознать, оценить трудности и драматизм   пережитый   нашими   предками,   переселенцами,   основавшими   деревню Кирсановка в 1830 году(селом Кирсановка стала с 1852 года, когда была открыта церковь), при   освоении   целинной   земли   кормилицы,   следует   прочитать   помещенные   копии шестнадцати документов, хранящихся в Государственном архиве Оренбургской области и 31   документ   из   Ленинградского   центрального   государственного   исторического   архива СССР.   В   этих   документах   показаны   не   только   трудности,   но   и   трагедии,   пережитые переселенцами как в пути следования в далекую, неведомую, суровую и неприветливую Сибирь, так и в хлопотах и борьбе за право на поселение и обустройстве на месте будущей Кирсановки. И жаль, что нет пока кино об этом, о мужестве, трудолюбии наших предков подобно тому, как это сделано о переселенцах из Европы в Америку.  В 1822 году 10 апреля вышел Указ за № 28997 правительствующего Сената “О выхода дозволении крестьянам переселяться на земли Сибирских губерний».После упомянутого Указа начались длительные хлопоты крестьян, в том числе и наших предков. Шла   переписка   канцелярии   Тамбовского   губернатора   с   министерством   финансов Петербурга о разрешении на переселение. Из документов Ленинградского центрального государственного архива удалось выяснить, что из Тамбовской губернии из трех ее уездов: Кирсановского, Тамбовского и Борисоглебского 275 семейств казенных крестьян в составе 1039 душ, которые хлопотали о переселении. В числе этих семей было 34 семьи из села Калаис Кирсановского уезда, в том числе две семьи братьев Седых. Один из них Седых Калистрат Тихонович и стал впоследствии в числе основателей деревни Кирсановки и рода Седых в ней. Именно этот список 275 семейств, обнаруженный Седых М.В.в апреле 1981 года в фонде № 379, описи № 1 и в деле № 1077, оказался ключом, основным документом, из которого он впервые узнал о селе Калаис, как прародине рода Седых и других 32 семейств. В соответствии с Указом № 28997 министерство финансов в лице его департамента государственных имуществ (Санкт­Петербург) разрешило этим 275 семейств переселиться в Омскую область Сибири на реку Ишим. Получив это разрешение, наши предки в 1829 году тронулись  на  телегах,  груженых  домашним  скарбом,  инвентарем,  с  привязанными коровенками, с насиженных мест в неизвестный, длиною более 2000 км и полный лишений путь, в неведомые земли, в поиск лучшей доли. Шли долго, испытав муки кочевой неустроенной жизни: болели дети, старики, гибли лошади. Немного не дошли до Ишима и узнали о том, что переселенцам там отводят очень неудобные   для   землепользования   болотистые,   нездоровые   земли.   Переселенцы   ­   наши предки были в полном отчаянии. Что делать?  Решили, если умирать, так лучше на родине и повернули обратно в Россию.   А ждала их там крайняя бедность и нищета. Да и на возвращение уже не было сил. Как говориться: “Хоть ложись и помирай”.  Группа   из   114   душ   (сколько   и   чьих   семей   пока   неизвестно)   под   руководством тридцатитрехлетнего Баклыкова Василия Григорьевича на обратном пути остановилась на отдых   на   реке   Сорочке   на   трактовом   пути   Оренбург­Бузулук   недалеко   от   казенной крепости Тоцкое, основанной в 1736 году. И тут они узнали, что именно здесь имеются казенные земли, как излишние, отошедшие от Тоцкой казачьей крепости. Земли эти лучше и желать трудно: и поля, и луга, есть и лес, и две реки. Все вздохнули, воодушевились, зародилась, хотя и слабая, даже фантастическая, надежда выхлопотать право на поселение здесь, на этой земле, где обессиленные, измученные остановились на отдых. И вот начались мучительные, изнурительные хлопоты этих сплошь неграмотных измотанных горемык о праве  осесть  на реке  Сорочке  и  основать новую  родину. Мы  ознакомились  с  ценными документами   175­ти   летней   давности   сохранившиеся   в   государственном   архиве Оренбургской области в фонде № 6 опись № 7 в делах №№ 328 и 329 на 489 листах, рассказывающих о драматических событиях.  Полные горечи прошения переселенцев шли на имя Оренбургского губернатора, а от него в свою очередь запросы в столицу в министерство финансов. Приближалась и не за горами зима, а разрешения все нет. Как жить? Где разместиться? Чем питаться? Какие пережили лишения, трудности и особенно страдания детей и матерей, трудно представить. Ютились в шалашах, землянках, в нужде и неустроенности, такой и врагу не пожелаешь.   Мне думается, что знакомство с прилагаемыми документами, в которых рассказана героическая история наших предков в период переселения с их трудами и бедами, должно повысить уважение к ним, их делам, судьбе и поможет сегодня живущим в Кирсановке лучше и глубже понять, почувствовать то, что землю нельзя продавать, это все равно что наших предков предать. Наконец­то   поступило   разрешение   губернатора   за   №   2279   от   19   марта   1830   года поселиться 114 душам на просимом месте, и указано наделить по 15 десятин земли на каждую мужскую душу. Деревню назвали Кирсановка. К сожалению, до 1992 года Седых М.В. не мог найти списка семей, в которые входили 114 мужчин и из каких они сел. И вот в сентябре 1992 года в Самарском государственном архиве он нашел то, что давно искал, это 8­я ревизская сказка, т.е. перепись подворная, поименная жителей деревни Кирсановки в 1834 года, т.е через 4 года после ее основания. В ней указаны семейства, поселившиеся в 1830­31 годах В   1830   году   в   деревне   Кирсановка   поселилось   87   семей   из   747   человек,   в   т.ч. мужского   пола   377   человек.   Из   87  семейств   51   из   Тамбовской   губернии,   22   семьи   из Тверской и 14 из Воронежской губернии. Примечательно, из первых поселенцев 1830 года 34   семьи   или   39%   от   общего   числа,   были   жители   села   Калаис   Кирсановского   уезда Тамбовской губернии. В 1831 году в деревне Кирсановке поселилось еще 24 семьи из Орловской губернии Карачаевского уезда. По переписи 1834 года в деревне Кирсановке было уже 111 дворов и проживало 920 человек, в т.ч. 469 мужского пола и 451 женского пола. Почти одновременно вслед за основанием Кирсановки появилась деревня Тихоновка, основанная тоже выходцами в основном из Тамбовской губернии, многие из которых были из села Калаис.  Итак наши предки получили разрешение губернатора на поселение, им определили по 15 десятин земли на душу. Поселению было присвоено название деревня Кирсановка, скорее всего потому, что из 87 семейств 40 были из Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Приехал землемер и стал   отмерять   земли   для   переселенцев   и   ставить   пограничные   столбы.   Причем   земля отводилась по обе стороны р. Сорочки, т.е. по всей долине реки.  Начали   наши   предки   не   имея   “ни   кола,   ни   двора”,   каторжным   трудом   с преодолением неимоверных трудностей обстраиваться, основывать новую родину. Труд и терпение, как известно, залог успеха в любом деле. Но оказалось, что до спокойной жизни им еще далеко.  На основании приложенных документов Госархива Оренбургской области кратко расскажем о драматических событиях, которые скоро произошли. Разрешение на поселение получили   переселенцы   в   количестве   114   душ   из   Тамбовской   губернии,   в   основном   из Кирсановского   уезда   под   предводительством   поверенного   Василия   Григорьева   сына Баклыкова, 33 лет от роду. Затем к ним в январе 1830 года присоединилось две семьи, по 3 души   в   каждой,   Это   Алексий   Сапотин     Тамбовской   губернии,   семьи   Давыдова   Осипа Ивановича, 36 лет, и Шеховцова Герасима. Далее присоединились 14 семей в количестве 48 душ крестьян из села Нижняя Велуга Земянского уезда Воронежской губернии во главе с доверенным Романом Алексеевым, сыном Погорельским, 57 лет от роду. В том же 1830 году поселились и 22 семьи из десяти деревень Тверской губернии, Старшинского уезда. В январе 27 числа 30 года разрешили поселиться еще двум семьям из Кирсановского уезда, села  Хмелинки: Трифону Ефимову  сыну Щербатову 4 души  и Егору  Михайлову сыну Зотову 4 души. Хотя в документах указано 176 душ (114+6+48+8), землемеру было дано право для отвода земли на 253 души по 15 десятин на каждого. Землемер   Бубнов   25.04.1830   года,   в   присутствии   земского   исправника   майора Мещерякова   и   12   человек   понятых,   приступил   к   отводу   долгожданной   земли переселенцам.   По   границе   с   землями   казаков   станицы   Тоцкой   ставились   пограничные столбы с гербами России. Граница шла на расстоянии 3­х верст от реки Сороки в сторону Тоцкого,   т.е   по   левому   берегу.   Но,   вдруг   прискакали   разъяренные   сто   вооруженных казаков во главе с сотником Новокрещеновым, подняли скандал, с руганью и угрозами вырывали пограничные столбы с криками: “Не пустим землемера” (из рапорта от 7.05.1830 года за № 819). Казаки запретили обрабатывать землю. А время наступило посевное. У переселенцев   положение   безвыходное,   если   не   сеять,   то   как   жить.   Имея   официальное разрешение на поселение и владение землей по 15 десятин на душу, переселенцы сочли поведение казаков незаконным и несправедливым. Казаки со своей стороны через свое Оренбургское казацкое начальство подают рапорт от 19.07.1831 года за № 588 военному губернатору о том, что переселенцы, живущие по реке Сорочке вырубили лес, сделали 91 балаган, в том числе часть на левой стороне реки, вспахали 268 десятин земли (казачьей?), скосили   луга   на   906  стогов   сена.   Надо  иметь   ввиду,   вначале   1831   года  в   Кирсановку прибыли еще из трех сел Карачаевского уезда Орловской губернии в составе 24 семей из 85 душ. В Кирсановке они образовали улицу Орловская, ныне Советская. В противовес рапорту казаков выборный от деревни Кирсановки Погорельский 40 летний   Роман   Иванович   подает   в   августе   1831   года   прошение   №   1556   на   имя Оренбургского губернатора, в котором рассказывается о зверской расправе казаков с ни в чем не повинными переселенцами, государственными крестьянами деревни Кирсановки. Я счел целесообразным это прошение поместить в тексте, а не только в приложении.   Прошение от августа 1831 года за № 1556  Губернатору от вновь заводимой деревни Кирсановки выборного Фомы Погорельского Пятого июля прибыли в деревню: заместитель   земского   суда   дворянин   Емельянов,   конторский   начальник   Лебедев, господин   адъютант   Графский,   казачий   начальник   Козлов   и   до   70   казаков   верхами собрали   всех   жителей   Кирсановки.   Потребовали   выселения   как   якобы   незаконно захваченной земли. Крестьяне им объяснили, что нам отвели земли на 200 душ и отказали дать подписку на выселение. Адъютант без причины начал бить Петра Яшникова, 39 лет, глава семьи 13 человек, Орловской губернии кулаками по зубам и вискам, коего оставив схватил за волосы Павла Егора Стручкова 58 лет главу семьи 8 человек Орловской губернии бил по зубам и вискам. От чего уставши и несколько отдохнувши вторично бил Яшникова, а заседатель   Есмельянов   закричал   казакам:   “Плетей   им”.   Казаки   по   приказанию начальника своего Козлова повалили однодворцев наших Павла Стручкова, Аверьяна Антона   Кузнецова,   41   год   глава   семьи   9   человек   Тамбовской   губернии,   Никифора Миротина и меня Погорельского Фому Васильева 14 человек семья и били плетьми жесточайшим образом так, что и самых важных преступников так не наказывают. По наказании всех представил в земский суд за караулом казаков, который видя нашу невиновность освободил 7 числа сего июля. Явясь в суд мы просили зделать наше свидетельство в причиненных нам побоях, которое оным судом и учинено. После чего занужные почли объявить о сем господину Бузулукскому дворянскому предводителю Шишкову. Который по освидетельствовании наших побоев сказал, что он в том будет нашим верным свидетелем. Почему объясняя все наши горестные обстоятельства и прибегая под защиту Вашего сиятельства просим учинить расследование. За   неграмотного   руку   приложил   губернский   секретарь   Федор   Иванов   сын Заблецкий.( Стиль и орфография сохранены без изменений ) Много страданий вынес народ, особенно крестьянство. Терпело оскорбления, унижения и физические муки и в 1831 году и сто лет спустя в 1930­31 годах. Почему? Прошло   6   лет   с   основания   д.   Кирсановки.   За   эти   годы   великими   трудами   и лишениями вместо землянок и балаганов были построены настоящие деревенские избы, в том числе 57 изб на левой стороне р. Сорочки (государство выделило лес бесплатно). Но нет им покоя опять. Казаки через свое Оренбургское начальство добились распоряжение губернатора о переселении всех живущих по левому берегу реки Сорочки на ее правый берег. И Бузулукский исправник подает рапорт военному губернатору от 26.04.1837 года за   №   1208,   в   котором   он   докладывает:  “Я   имею   честь   донести   Вам Высокопревосходительство,   что   все   те   казенные   поселяне   означенной   деревни, которые жительствовали на левом берегу, ныне по личному моему распоряжению, все строения уже перенесли на правую сторону”.  Исправник выполнил указание. Но он был объективным и понимал, во­первых это переселение  требует большого труда и , второе, к чему может привести? Поэтому от себя в рапорте пишет о том, казакам не следует засевать освободившуюся землю по левому берегу реки, т.к. речка мелкая и небольшая, а скот жителей Кирсановки легко переходит ее. Это приведет к разжиганию вражды с казаками из­за потрав. Граница по реке неверная и опасная.  Предки не смирились с несправедливым решением губернатора и не отказались от своих разумных и законных требований и прав на земли и по левому берегу р. Сорочки. И 17.06.1837 года (год смерти А.С.Пушкина) было направлено письмо за № 35 доверенным д. Кирсановки Василием Григорьевым сыном Баклыковым (его потомки и сейчас проживают в с. Кирсановке) царю Николаю I с просьбой отменить решение губернатора и оставить за ее жителями д. Кирсановки право на землю и по левую сторону р. Сорочки. Это письмо стоит прочитать, оно интересно и по содержанию, и по стилю, и по языку изложения. Мне неизвестна   причина,   по   которой   вскоре   казаки   станицы   Тоцкое   были   переведены   в Уральское   войско.   Тоцкое   перестало   быть   крепостью.   На   этом   споры   с   казаками прекратились. Из Оренбургского Госархива, фонд 6, отд. 7, дело № 329, стр. 129 от 17.06.1837 года за № 35 Письмо царю От доверенного дер. Кирсановки  Василия Григорьевича сына Баклыкова Ваше Императорское Величество Великий Государь Цесаревич! В 1830 году по предписанию Оренбургской Казенной Палаты доверители мои переселились   из   губерний   Тамбовской,   Орловской,   Воронежской   и   Тверской   в Оренбургскую   губернию   в   Бузулукский   уезд   обзавелись   жительством   на   земле отрезанной в казенное ведомство из казачьих дач крепости Тоцкой по обе стороны реки Сороки   и   по   отводу   бывшего   Бузулукского   уездного   землемера   Бубнова   неболее полутора   верст   имели   вовладении   для   хлебопашества   земли,   а   для   житья семействами своими построили себе хижины. В   1831   году   по   предписанию   бывшего   Оренбургского   военного   губернатора Сухталина, Оренбургская Казенная Палата приказала живущим из нас 57 домам на левой стороне реки Сороки перейти на правый берег. В 1834 году землемер  Иванов поступивший на место бывшего Бубнова вообще с чиновником Оренбургской Казенной Палаты Фищевым поверяя дачу Тоцких казаков предназначили доверителям моим от речки Сорочки по левой стороне нашей деревни Кирсановки на три версты поземельные выгоды.   После   сего   Оренбургская   Казенная   Палата   неизвестно   мне   равно   и доверителям   моим   по   каким   причинам   предписала   ведомства   своего   землемеру Дехтяреву отвести доверителям моим земли на правой стороне реки Сороки, а левый оставить во владении Тоцких казаков, что им и неположено.  Ваше   Императорское   Высочество   дозвольте   присем   случае   Всеподданейше объяснить, когда командированный от Казенной Палаты чиновник Яковлев побуждал доверителей моих к перевозке на правую сторону реки Сороки домов то тогда подану ему было объявление (объяснение), что река Сорока имеет самомалейшее течение и находящийся у доверителеймоих как рогатый так и другой скот, по мелкости оной всегда   могут   переходить   через   оную,   быть   пойманными   и   находиться   во   владении жителей   другого   берега.   Через   что   самое   начальство   будет   обязано   ­   всегда производить   розыска   и   виновных   предавать   суждению.   А   сверх   того   через   перенос домов   тех  в   9­й   день   апреля   м­ца  сего   года   так   равно   и  посев   разного   рода   хлеба потерпели   мы   величайший   убыток.   И   как   ныне   известились   мы,   что   Государь Император во 2­ой день марта сего 1837 года Высочайше повелеть изволил селение крестьян   с   казачьих   земель   отложить   до   окончания   предназначенной   ревизии Государственных имуществ.  Почему   я   с   доверителями   моими   посмели   Вас   же   утруждать   Ваше Императорское   Высочество   Всеподданейшей   просьбою,   повелите   Всемилоствейший Государь Цесаревич кому следует приказать дозволить нам попрежнему пользоваться объясненными  поземельными выгодами. Никакое прошение и осмеливаемся ожидать от   Вашего   Императорского   Высочества   Всемилостевейшего   разрешения   Вашего Императорского Высочества. Всеподданейше   Оренбургской   губернии,   Бузулукского   уезда,   Пранькинской   волости, деревни Кирсановки, поверенный Василий Григорьев сын Баклыков с доверителями. В место ж поверенного, сего занеумением  его грамоты по просьбе руку приложил из Дворян канцелярист Павел Елисеев сын Воскобойников. 17 июня 1837     Город Бузулук .( Стиль и орфография сохранены без изменений) Уместно отметить, что А.С.Пушкин, когда в 1833 году ехал в Оренбург и Уральск   для   сбора       материалов   по   истории   Пугаческого   бунта   в   1773­75   гг.,   то   он проезжал   через   деревню   Кирсановку,   основанную   за   три   года   до   его   проезда   и расположенную на почтовом тракте Бузулук­Оренбург. Вполне возможно, кто­то из наших предков и встретился с Пушкиным. За четыре года работы Седых М.В. в Госархивах Оренбурга и Куйбышева так и не удалось встретить списков переселенцев с указанием из каких они мест, т.е. сел. И вот в 1981 году он нашел в Ленинграде то, что так надо было, т.е. подробные списки посемейные переселенцев ­ наших далеких предков. В течение шести дней с 16 по 23 апреля удалось снять копии ряда документов, в том числе и списки хранящиеся 150 лет в Ленинградском Центральном   Государственном   архиве   СССР.   В   этом   архиве   хранятся   документы центральных государственных и общественных организаций России с 1801 года по 1918 год.   Он   располагается   в   здании   бывшего   Сената,   что   рядом   с   Медным   всадником   на набережной Красного Флота, д.4.  Более древние документы, в т.ч. до 1800 года, например, первые три ревизские сказки (перепись населения) за 1725, 1745 и 1763 годы хранятся в Москве в Центральном госархиве древних актов ЦГАДА на ул. Пирогова, д. 17. Вопросами   переселения   ведало   Министерство     финансов,   его   Департамент государственных имуществ. А в департаменте переселением занимался отдел № 1, стол № 2, от которого и исходила вся переписка по данному вопросу. Эта переписка за период с 1763   по   1865   год,   объединена   в   фонде   №   379,   в   котором   хранится   28324   единицы различных   документов,   распределенных   по   описям.   Дела   по   вопросам   переселения населения за период с 1812 по 1836 год перечислены в описи № 1. Ниже приводятся выписки   из   дел   описи   №   1,   касающихся   переселенцев   из   Тамбовской   губернии   и,   в частности, Кирсановского уезда и особенно села Калаис, из которого происходят предки нашего рода Седых и других семейств, тех, которые впоследствии основали в 1830 году деревню Кирсановку, а с 1852 года с открытием церкви село Кирсановку. В губерниях вопросами переселения крестьян занималась казенная палата, ведавшая сборами налогов и входившая в состав канцелярии губернатора. Ниже   приводится   часть   писем   департамента   государственных   имуществ Министерства   финансов   столицы   с   Тамбовской   губернской   казенной   палатой.   Самым ценным из многих документов оказалось дело № 1077, в котором помещены списки членов семей 275 дворов государственных крестьян с 1039 душ мужского пола из ряда уездов Тамбовской губернии. Эти семьи, пожелавшие переселиться в Сибирь в Омскую губернию на реку Ишим, записаны по уездам и селам, в том числе 33 домохозяйства из села Калаис Кирсановского уезда, в котором и записаны предки Седых. Переписка о переселении шла несколько лет, что видно из нижеприведенных писем.                                        Жизнь, прожитая не зря Нет в мире ничего прекрасней бытия,  Безмолвный мрак могил – томление пустое. Я жизнь свою прожил, я не видал покоя Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.  Эти   слова   русского   поэта   Николая   Заболоцкого   могли   бы  быть   эпиграфом   жизни   нашего замечательного земляка, человека с  богатой жизненной биографией,  безмерно любящего  свою малую Родину, Михаила Васильевича Седых.  Родился Михаил Васильевич 30 апреля 1910 года в селе Кирсановка в крестьянской трудовой семье.   В   сентябре   1928   года,   после   окончания   десятилетки   и   сдачи   экстерном   экзамена   за педтехникум, он стал учителем в селе Шестаковка  Сорочинского района Оренбургской области.  В 1930 голу решил вступить в партию. Сельские коммунисты дали ему рекомендации. Известно, что   в партию вступали наиболее энергичные,   активные   люди   и   коммунисты   пользовались   большим   доверием   при   выдвижении. Беспартийный  вызывал подозрение – почему он беспартийный? – или с  политикой  партии  не согласен, или социальное происхождение не в порядке: и то и другое не в пользу кандидата. Но неожиданно Михаил Васильевич узнал о том, что 28 января 1930 года отца раскулачили, значит  из сына середняка он стал  теперь  сыном кулака. Его  отец   написал  заявление   в  райисполком   и  в   округ.  Окружная  Самарская  комиссия   по жалобам, рассмотрев заявление,  отменила это раскулачивание, как незаконное (протокол № 14 от 13 июня 1930 года). Но   несправедливое   преследование   семьи   на   этом   не   закончилось.   Средств   расправиться   с намеченной жертвой у власти было предостаточно. 30 августа 1930 года арестовали отца Михаила Васильевича, а 25 октября того же года, тройка ОГПУ   осудила   его   на   три   года   каторжных   работ.   За   что?   –   расспрашивать   не   полагалось. Наверное,  по революционной целесообразности. Через   месяц,   то   есть   в   ноябре   1930   года,   уже   без   отца,   чтоб   не   только   морально,   но   и материально убить семью, сельсовет с активом бедноты дали матери, Наталье Спиридоновне, твердое задание по хлебозаготовке. Они знали, что оно не будет  выполнено, и ведали, для чего поступают так. Конечно, мама Михаила Васильевича это задание выполнить не могла. И тогда вступила в силу 107 Сталинская статья УК, по которой конфисковалось решительно все имущество: дом, скот, инвентарь, вещи, одежду и продукты питания. Отняли у семьи все: ее опору – мужа и отца, и все средства  к существованию. Наталью Спиридоновну и трех дочерей девяти, одиннадцати и тринадцати лет   выгнали из своего дома зимой,   на улицу,     даже без продуктов питания. Семнадцатилетний сын Николай уехал искать по свету приют и зарабатывать кусок хлеба. Разгром   семьи   Михаила   Васильевича   не   коснулся.   Из   учителей   его   не   уволили,   но   о вступлении в партию теперь и думать было нечего. В 1932 году после четырех лет работы учителем, он уехал в Ленинград. Там успешно закончил курсы и стал слесарем,     работал им шесть лет до 1938 года. Был передовиком производства, ударником,   стахановцем,   рационализатором,   председателем   товарищеского   суда.   Его рекомендовали, и он вступил в ряды сочувствовавших партии. В  апреле 1933 года отец  отбыл срок  наказания. Темное  пятно  на  биографии  посветлело, но …  вскоре Михаил Васильевич убедился , что этот груз еще долго будет давить  на плечи семьи и сковывать  руки и ноги. Осенью 1933 год  Михаил Васильевич подал заявление  в Ленинградский электротехнический институт.  При  сдаче  экзамена  по обществоведению все, сдававшие вместе, с ним удивлялись тому, что ему задавали очень много вопросов, причем все они были очень трудными.  Его завалили и  не  приняли. Когда   забирал   документы   из   института,   случайно   увидел   на  своем   заявлении   крупную надпись, сделанную красным карандашом: «Отец отбывал по линии ОГПУ», ­ об этом мною было указано в анкете. Выходит так : формально не принять от меня документы они не  решились, но нашли другой путь как не допустить к высшему образованию  человека., чей отец  был осужден. Тогда еще не было громкого  клейма « сын врага народа», оно появится позднее. Надежда получить высшее образование не покидала Михаила Васильевича. Осенью того же года он поступил на курсы подготовки в институт текстильной промышленности. Но, наученный горьким опытом, при поступлении на курсы    в документах  не указал о том, что отец отбывал наказание.  Но судьба отца опять отразилась на судьбе сына. В  1935 году, после убийства С.М. Кирова  (1 декабря 1934 года),  проходила проверка дел и чистка членов партии и сочувствовавших. Михаила Васильевича исключили из сочувствовавших за то, что при вступлении , он в анкете  не указал , что отец осуждался. А он­ то думал: «Зачем об этом писать – ведь это сразу же автоматически  создаст ко мне предубежденное  отношение». И вот по стране миллионы неповинных потомков бывших торговцев, священнослужителей, раскулаченных и репрессированных были вынуждены, чтобы выжить, скрывать, искажать сведения о  родителях и родственниках, попавших в немилость у власти и даже отрекаться  и проклинать их. Осенью   1934   года   Михаил   Васильевич   поступил   на   вечернее   отделение   института механизации сельского хозяйства. Отец его работал в это время на  родине, в совхозе счетоводом. Наступил долгожданный покой в семье. Но не долго он длился – наступил роковой для многих, в том числе и для них 1937 год. 27 июля 1937 года  арестовали  отца. Тройка НКВД  осудила его   на десять  лет без права переписки. С этого времени и течении 21 года (вплоть до 1958 года, когда мы получили справку о  его реабилитации     посмертно)   семья,   его   дети   попали   в   категорию   недостойных,     отверженных, неполноценных граждан, «детей врага народа». А   каково было жить с таким клеймом? – это трудно понять и представить тому, кто  сам этого не пережил. В 1941 году  началась война. Михаил Васильевич работал после окончания института старшим технологом  мотоциклетного завода «Прометей» на Выборгской стороне города Ленинграда. В конце июня завод, как оборонный,   был эвакуирован   в Горький, размещен     на площади завода «Красная Этна».Через две недели после эвакуации наладили производство нужных армии мотоциклетов. Автозавод налаживал выпуск новых танковых двигателей. Михаила Васильевича перевели на их производство.   Всю   войну,   вплоть до 48–го года, проработал старшим технологом блоков цилиндров и других деталей в моторном цехе № 1. Работал с увлечением и с полной отдачей физических,   духовных   сил   и   инженерных   знаний.   В   1948   году   стал   инициатором   создания творческих комплексных бригад. С  1949 года  по 1961 год работал заместителем начальника цеха коробок передач моторного корпуса по технической части. О  нем писали в газетах,  он сам писал статьи   для   публикаций.       Член   общества   «Знание»,   он   по   совместительству     преподавал   в Политехническом     институте.    Был   известным    на  заводе     человеком.    Но  по­прежнему   был беспартийным, и дверь в партию была закрыта для него. Видные   автозаводцы говорили   Михаилу Васильевичу: «Я дам тебе рекомендацию. Но на собрании при приеме в партию тебе зададут вопрос ­ где отец? И ты окажешься в неловком трудном положении. Лучше подождать, что­то должно   измениться в недалеком будущем.» Так говорил ему Лапин Т.И., секретарь парткома ОГТ завода, впоследствии   ставший секретарем Арзамасского обкома, зам.министра  Автопрома по внешней торговле. В те времена большинство не допускало чудовищной мысли, что сажали, мучили и лишали жизни невинных людей. Эту мысль признали только после 20 съезда.  В те  времена какие­либо сомнения в справедливости репрессиий парализовывались   предостережением: «Органы НКВД никогда не ошибаются». Да   и   как можно было подумать, что Сталин   давал разрешение на мучения и казнь заслуженных и прославленных членов партии:  Блюхера, Тухачевского, Бухарина, Зиновьева, Вавилова и многих других неповинных   ни в чем? Да допустил и подписал списки обреченных к смертной казни известных людей, а о простых крестьянах и говорить не приходится, их судьбу решали « тройки» без права обжалования. Об   отце Михаила Васильевича семья долго ничего не знала. На запросы получали устные ответы от органов ОГПУ Ю, НКВД, что он умер в 1942 году. А рок продолжал давлеть над ними.   В   1952   году   Михаила   Васильевича   вызвали   в     Москву   и   предложили   стать   главным технологом на Ярославском моторном заводе. Он дал согласие. В   отделе кадров министерства все обговорили. Осталось только для формы   зайти к зам. министра. Он   любовно поговорил с ним. На прощание Михаил Васильевич ему сказал: «Меня одно беспокоит».  «А  что?» ­ спросил он. « Отец репрессирован в 1937 году». И он сразу на глазах резко изменился, испугался как человек, которому только угрожала опасность  сорваться с высоты. Он сухо попрощался. Михаил Васильевич уехал  из Москвы,  расстроенный очередным недоверием и напоминанием о том, что он  «сын врага народа».Когда же  смоется это проклятое  клеймо?  Через несколько дней вызвали к директору завода Т. Веденяпину. Оказалось, что у него был директор   Ярославского   моторного   завода   Кирсанов   Петр   Васильевич.   Он   бывший   начальник кузнечного корпуса, а затем секретарь парткома ГАЗ, знал Михаила Васильевича по заводу и, в частности, как инициатора движения комплексных бригад. Он пригласил его в малый кабинет и там сказал: «Я знаю, что произошло у зам. министра, и улаживание этого вопроса я беру на себя и дело   только   за   Вами,   прошу   дать   согласие   и   приезжайте   работать   с   нами.   Если   Вам   надо посоветоваться дома, поговорите и вышлете нам телеграмму». Дома жена резонно сказала: «У нас в Горьком все нормально, мы имеем хорошую квартиру, на работе тебя ценят. А там будет для тебя не просто. Ты начнешь наводить свои порядки, а неумехи и разгильдяи тебе напомнят   об отце, опозорят и сживут с работы». И он не поехал. Беспартийность   и   пятно   на     биографии     вскоре   дали   о   себе   знать.   В   1954   году   Михаил Васильевич   проводил   в   своем   кабинете   совещание,   на   котором   присутствовали   начальники участников (старшие мастера), руководители служб цеха: механик, начальник инструментального хозяйства, энергетик цеха, начальник ОТК и руководитель техсектора. Дело было серьезное и срочное,   он   выслушал   всех   и   в   заключении   сформулировал   задачу   для   исполнения.   И   тогда начальник   сборки,   по   совместительству   секретарь   партбюро   цеха   Ширяев   А.   М.   заявил:   «Я считаю, что это неправильно и т. д.». Михаил Васильевич был возмущен, но спокойно сказал: «Александр Михайлович, ваш кабинет партбюро рядом через коридор, вы вызовите меня туда и разберете методы и стиль моей работы, а здесь Вы являетесь начальником участка и будьте добры выполнять мои указания». Он выскочил из кабинета. Через полчаса собрал партбюро и поставил на нем  вопрос  о методах  работы  Седых  М.В.  и  о возможности  его  пребывания  в  должности заместителя начальника цеха коробок передач по технической части. В заключении взял слово Бакшеев Анатолий Степанович, начальник цеха и член партбюро. В моторном корпусе Михаил Васильевич с ним проработали к этому времени, начиная с 1941 года, 13 лет и замом – 2 года. Он сказал:  «Как работает Седых, мой  заместитель,  меня устаивает,  если вы  вынесете  решение о недоверии к нему, я завтра подам заявление о моем увольнении  с должности начальника цеха». Все на этом и  закончилось. И они исключительно дружно и продуктивно проработали еще 7 лет до 1961 года, то есть до перехода Михаила Васильевича на Заволжский моторный завод в качестве главного технолога. Близились серьезные перемены в стране. В феврале 1956 года состоялся исторический XX­й съезд   КПСС,   на   котором   Хрущев   выступил   со   знаменитым   докладом,   осуждающим   культ личности Сталина и массовые репрессии по политическим мотивам. Михаил Васильевич написал заявление с просьбой пересмотреть дело своего отца, в Кирсановку приезжал военный прокурор, полковник юстиции, опросил двенадцать односельчан знавших отца и его семью. В январе 1958 года   получили справку о посмертной реабилитации отца. Эта справка, небольшой по размеру документ,   но   он   имел   для   всех     пятерых   детей   Василия   Степановича   огромное,   решающее значение. Она отвела дамоклов меч, висевший 21 год над их жизнями. Наконец­то они получили полные права гражданства.   Эта справка произвела сильное впечатление, как помилование на приговоренного к смертной казни.  Они выпрямили спины, расправили плечи и вдохнули полной грудью воздух  свободы. Но в душе оставались какие­то сомнения, полностью ли приравнялись со всеми? Нужны были дополнительные подтверждения  к той сухой справке. В справке не было слов сочувствия или извинения в причиненных им обидах и страданиях.  В 1958 году впервые были разрешены групповые туристические поездки в соцстраны. Михаил Васильевич   получил   путевку   в   Чехословакию   с   группой   автозаводцев   и   группой   сормовичей. Комиссия пропустила Михаила Васильевича,   и это ободрило его, ведь до недавнего времени пропуск «за бугор», за железный занавес, был очень строгий и ограниченный. В этом же 1958 году он был принят кандидатом в члены КПСС.  В   1962   году   с   Заволжского   моторного   завода   Михаил   Васильевич   перевелся   в   ПТНИИ (проектно­технологический научно­исследовательский институт) на должность главного инженера проектов.   Теперь   уже   как   члену   КПСС   пришлось   преодолеть   серьезное   противодействие   его увольнению со стороны парткома ЗМЗ. И он вошел в непримиримое противостояние с главным инженером   завода,   самовлюбленным   Цукерманом,   частично   с   директором   Поляковым   и начальником производства Деминым (хулиганом по натуре). В   процессе   разработки   проектов   строительства   инженерной   станции   автомобильных двигателей ЗМЗ и цехов Павловского завода  было целесообразно ознакомиться с родственными объектами оборонных заводов. Для этого была необходима форма допуска №2. допуск выдавал КГБ ограниченно и после очень строгой проверки биографии того, о ком хлопотало руководство института. И опять у него не было полной уверенности в том, что  оформят допуск. Оформление проходило длительно и загадочно. И!... наконец, все хорошо. Михаилу Васильевичу доверили.  Предстояло еще одно испытание на политическое, человеческое, гражданское, нравственное доверие. В 1965 году началось оформление  служебной командировки в Англию на автомобильные заводы.   Как   в   это   логово   капитализма   могут   пустить   его?   Вопрос   возникал   из­за   отца. Командировка оформлена. Состоялась беседа в областном КГБ. И перед полетом уже в Москве состоялась беседа в ЦК КПСС. Ну все! Теперь ­ то Михаил Васильевич полностью «чист». Полную правду о судьбе отца он узнал только в 1989 году, то есть через 52 года после ареста. В полученной справке указано, что Седых Василий Степанович, арестованный 30.07.37 года, был расстрелян 30.08.37 года и захоронен в Зауральской роще г. Оренбурга в общей могиле жертв необоснованных репрессий. Там установлена памятная стела.  За все годы работы у Седых М. В. имеются поощрения – 8 правительственных наград, среди которых орден «Знак Почета», дважды (в 1946 и 1948 годах) заносился в Книгу Почета ГАЗа, получал «Лучший рационализатор завода», 8 раз присваивалось звание «Лучший технолог завода». Получил     присвоено   звание   «Ветеран автопромышленности».    он   и   несколько   почетных   грамот,     ему   было    Михаил Васильевич посетил 99 городов СССР и 10 иностранных государств.  Выйдя   на   пенсию   в   возрасте   65   лет,   Михаил   Васильевич   активно   занялся   историей   села, которая   интересовала   его   еще   в   юности.   Он   написал   рукописную   книгу   об   истории   села   и родословной своей семьи. Двадцать лет проработал   над созданием книги, которая заслужила высокую оценку ученых и историков. Он составил родословную своей семьи за 300 лет. История села написана и подарена в библиотеку села Кирсановки и нам в школу.   Век позапрошлый дал селу начало Гласит поверье и народная молва, Пришедших, как гостей, поклонами встречала Седая, будто лунь ковыль­трава. Какие нужды и надежды земледельцев гнали За сотни верст? Нам не сказать сейчас, Крестьяне из Тамбовской дали На речку рыбную и степи «положили глаз». Бойко топоры стучали, пилы пели, От напряженья руки намертво свело, На плечах мужицких от потов рубахи прели, Так на реке Сорочка родилось село. До   последнего   дня   Михаил   Васильевич   вел   активную   жизнь.   225   дней   проработал   в государственных архивах ряда городов России. Написал 21 статью в газеты, журналы и книгу. Увлекался живописью, посещал музеи, много читал, собрал домашнюю библиотеку, занимался садоводством. Михаил   Васильевич   говорил:   «Не   смотря   на   то,   что   много   прожил,   много   читал, путешествовал. Не могу сказать, что много знаю, хочу знать больше. Человек должен каждый день делать полезное для себя, для семьи, для Родины. Иначе он просто небо коптил. Меня все сильнее тянет в родные места. Приезжаю в Оренбуржье каждый год из Нижнего Новгорода, побуду здесь – никакой санаторий не нужен». Наверное, так распорядилась судьба, что умер Михаил Васильевич на своей родине, в возрасте 92 лет. К нам уже никогда не войдет в класс человек, не устающий повторять: «Знать свою родословную, помнить и уважать предков – это наш нравственный долг перед ними», но память о нем в наших сердцах останется навсегда.  И закончить рассказ о нем хотелось бы опять словами Николая Заболоцкого:                                                         О, я недаром в этом мире жил                                                         И сладко мне стремиться из потемок,                                                          Чтоб, взяв меня в ладонь, ты дальний мой потомок,                                                          Доделал то, что я не довершил.    \Род, или как самому составить родословное древо.     Рукописная книга М.В.Седых об истории села  Кирсановки – это большой объемный  труд Двадцать   лет   потребовалось       на   создание   книги,     заслужившей   высокую   оценку   ученых   и историков. Не без трепета и волнения держала я в своих руках эту книгу. Работа уникальна по своему значению, содержанию и объему. Неоценимый интерес представляет она для историков, краеведов, этнографов. Данный труд – это основа для составления родословной, генеалогического древа. Осторожно листая эту удивительную рукопись, я невольно ловила себя на мысли, что  нам, жителям   Кирсановки, просто повезло. Нашелся среди нас человек, который сохранил   в себе трепетное чувство к истории родного края, не предал памяти своих предков. Есть такое понятие – реликтовый человек, т.е. человек, сквозь время несущий и сохраняющий родовое начало, взявший ответственность за свой род, за Россию. Таким человеком был М.В.Седых, он говорил: «Предкам мы обязаны всем,  в первую очередь ­  жизнью». А представьте себе, если бы в каждом селе, городе, семье велась родовая книга. Если бы каждый   так   дорожил   историей,   радел   за   сохранение   своего   рода,   его   чистоту,   духовное   и физическое   здоровье?   Тогда   многие   проблемы   ,   над   которыми   мы   сегодня   ломаем   головы, решались  гораздо проще и быстрее. Я хочу рассказать о том, как создавалось родословное древо     семьи Михаила Васильевича Седых. В 1976 году вышел на пенсию и появилась у него возможность проанализировать прожитую жизнь, обратиться к истории своей  семьи,  своим корням. Еще  в   1930   году  интересовался   тем,   как   образовалось   село   Кирсановка,   откуда   и     когда пришли первые жители в Оренбургские степи. Михаил Васильевич успел застать своего деда, похоронил его в 1927 году, когда сам был 17 – летним, а уж глубже ничего не было известно никому из родственников. К старости особенно тянет на родину, туда , где родные могилы. Даже птицы летят, даже рыбы плывут в места , где они получили жизнь. Так и Михаил Васильевич испытал чувство стыда, когда приехал на родину и пришел на дорогое для него кладбище. Именно тогда и появилось острое желание  воссоздать  историю своего рода, села. В семье не сохранилось   ни книг, ни писем, ни   дневников, которые   могли пролить свет на историю  рода. Основой для поиска материала для родословной послужили  встречи, переписка с родными,   их   рассказы,   документы,   фотографии.   Но  определяющие   данные   были   получены   из документов   государственных   архивов   Оренбурга,   Самары,   Москвы,   Ленинграда,   Тоцкого   и Кирсанова. Главными документами архивов являются ревизские   сказки и метрические книги. Полезные сведения можно найти и в исповедальных ведомостях. В которых священники вели учет, кто   в   семье   постился,   исповедовался.   Кроме   того,   следует   ознакомиться   с   ежегодными подворными налоговыми листами или писцовыми книгами, которые велись в селах с 1850 по 1884 годы.   Эти   книги   нужно   искать   в   фондах   с       волостного   правления.   Любопытные   сведения встречаются в списках рекрутов в фондах рекрутского присутствия. Нужно отметить, что метрические книги   хранятся 75 лет в районном   архиве загса и там находятся в Государственных  архивах области на вечное хранение. Михаил   Васильевич     работал   с   метрическими   книгами   в   Тамбовском   госархиве   по     селу Калаис   1782   по 1990 г., то есть за 208 лет ( более древних не оказалось), а в Оренбургском Госархиве  с  1830 года  основания села Кирсановка , куда переселились предки.  Метрические  книги  в прошлом велись священниками. Учитывая три параметра рождения ( указывалась дата рождения, кто родился, как звать, кто родители), бракосочетание ( имя, отчество, фамилия, возраст вступающих в брак ) и смерть ( кто, в каком возрасте скончался, причина   смерти   ).   В   конце   года   подводились   итоги   по   данному   церковному   приходу   в   виде сводной таблицы. Ныне сходная работа выполняется сотрудниками загсов. Очень много ценных сведений для исследователей содержится в ревизских сказках –  по – современному, в материалах переписи населения. Первая ревизская сказка была организована Петром 1в 1722 году. Вторая проводилась в 1745 году, третья – в 1763 году. В первых двух сказках в городах и селах подворно переписывались  члены семей, только мужского пола,  т.к. на них давалась земля. Потом стали переписывать и женщин. Документы переписей  оформлялись, переплетались   по   годам   в   громадные   тома   весом   более   10   кг.   Объединяя   до   30   населенных пунктов данного уезда. Материалы первых трех ревизских сказок хранятся в Москве, в Центральном Государственном архиве древних актов (ЦГАДА ),  на Пироговской.  Остальные, начиная с четвертой, 1782 года, до последней, десятый, 1858 года, хранятся в областных Государственных архивах. Старые   метрические   книги     писались   на   очень   хорошей,   прочной   и   толстой   бумаге, изготовленной из тряпья, чернила применяли высокого качества, поэтому многие  книги кажутся написанными только вчера. Но вечного нет ничего, и надо спешить  изучать их тем, кто задумает заняться   изучением   своей   родословной.   Микрофильмирование   ­     сложное   дело,   и   пока,   к сожалению, у   нас к этому не все готово, поэтому следует спешить, пока еще живы подлинные древние книги. Следует отметить, что в наших Государственных архивах дореволюционные   фонды слабо проработаны,   несистематизированы,     разбиты   только   по   уездам   и   годам.   По   каждому   году числится до 15 книг, и чтобы найти свое село, придется пересмотреть все эти фолианты. Чтобы просмотреть метрические книги своего села за какой­то год и сделать из них нужные выписки, понадобится примерно 20 минут.  Значит , чтобы просмотреть материалы за три года , нужен час, за 15 лет – 5 часов. Кроме того, придется учесть время на заказ, ожидание. Зачастую подобранные материалы выдают только  на следующий день… Много сил, времени, изобретательности потребует само графическое изображение генеалогии: необходимо   четко   установить   расстояние   между   коленами,   формами   и   размерами   условных обозначений. Заключение. Труды Михаила Васильевича не прошли впустую. Ему удалось собрать много материала и создать родословную своего рода,  историю  своей малой  родины. Собранные   материалы   были   обработаны,   размножены   и   поступил   он   с   ними     так:   один экземпляр оставлен в семье, в семейном архиве , другие подарены семьям брата и сестер, родным. Часть материалов передана в Оренбургский и Тамбовский государственные архивы – может быть, они послужат подспорьем  в будущем исследователям и ученым. Можно посоветовать каждой семье завести тетрадь , посвященную родословной. Молодежи взяться за это дело, расшевелить старшее поколение, чтобы они вспомнили даты рождения и смерти предков, какие­то особые биографические данные, поступки, и все записать. Это будет очень интересно узнать потомкам. Мы  в суматохе  нашей  жизни  мало  уделяем   внимания   истории,  как  отечественной,  так и семейной,   а ведь многие ученые,   писатели правильно говорят, что наши предки, .хотя и были неграмотными,   да   оказались   не   глупее   нас.   И  они   оставили   нам   в  наследство   и   духовную,  и материальную культуру, и великую нашу Россию от Бреста   до Владивостока, от Ледовитого океана до Чёрного моря.   Мы обязаны предками нашим и тем, что внешне похожи на них, и душевным складом, и даже таланты передаются по наследству. Поэтому непростительно нам  не думать о них и забывать их могилы. Знать свою родословную,  помнить и уважать предков – это наш нравственный долг перед ними и перед нашими потомками. Чувству Родины, скорее всего, нельзя научиться, но нельзя не учить. Педагог может и не знать получится ли из его ученика творец, но вот привить ему тягу к прекрасному он в состоянии. Камень за камнем вместе надо складывать, строить здание, имя которому – любовь к России, к родному краю, земле.  «С чего начинается Родина?» родина начинается с любви к ней.  Тогда с чего начинается эта любовь? С познания Родины, своего края. Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная любовь – тебе, все наши помыслы с тобой! Эти слова побуждают нас еще раз низко поклониться отчей земле, задуматься о ее судьбе.  В познании Родины, отчей земли участвует, помимо сознания, и – сердце: необычно чуткое, впечатлительное, памятливое. Оно­то и придает глубинное содержание нашему восприятию отчей земли. Чувство Родины – оно не измеряется одним днем, оно живет в творческом бытии народа. По справедливости именуют его священным чувством… Нам   близок   и   понятен   дух   возрождения   России,   традиции,   заложенные   Мининым   и Пожарским, Иваном Калитой и Петром I, когда Москва и вся Россия восстанавливалась силами, рожденными в «глубинке». Именно так преодолевалось безвременье, и народ России достигал благополучия. Наша независимость и процветание основывались на нашем труде, таланте тысяч мастеровых, ремесленников и крестьян, часто притесняемых и безызвестных.  Только дух народа способен объединить его лучшие силы, преодолеть любые испытания и выстоять в лихолетье. Сейчас мы только начинаем обретать свою историческую память, но если тяга к «заграничной» жизни сможет выбить из нас веру в Россию, как и чем тогда мы будем жить на этих огромных пространствах? Сколько злобы и нечисти всплыло сейчас – фашисты, ура­ патриоты,   националисты   и   прочие.   Видимо,   многие   чувствуют       переломный   период     нашего времени.   Вопреки   историческому   движению   наших   народов,   многие   решили   спрятаться   за национальными заборами. Мелкие политические свары лидеров как помрачение покрыли рассудок людей. Сколько времени уже стреляют пушки и не прекращаются войны между соседями, а часто – между братьями, которые будто забыли уроки   истории, когда все трудности преодолевались только объединением сил. Встав на путь войны, разъединения, люди не замечают, что предают традиции своих отцов, предков, объединившихся с Россией. Предав свое  прошлое, эти « лидеры» обрекают на тяжкие испытания и будущее своего народа. В чем  для нас заключено понятие  «Россия»? Конечно, Россия – это наша общая Родина: деревни, поселки и города. И народы наши­ тоже Россия, и сами мы – часть России. Как  же мы можем ее спасти? Во­первых, нам надо помнить ее духовные традиции и следовать им. Во­вторых, охранять народную душу – культуру. В­ третьих, всеми  силами избегать  разъединения  людей и народов, находить в любых условиях средства и возможности для объединения людей, излечить их от безумия братоубийства.                                    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 1. Седых М.В. « Из истории села Кирсановка», Нижний Новгород,1994 г. 2.Воспоминания старожилов села . 3. Дорофеев В.В. « Над Уралом – рекой»,Челябинск,1999г. 4. Устинов В.А. « Вся Россия», Москва,1993 г. 5.Устинов В.А. « Любовь и Восток».Москва, 1994 г. 6.Футорянский Л.И. « История  Оренбуржья» ,Челябинск,1999 г. 7.Использовались материалы архивов: Государственный архив Оренбургской области; ­ ­ Музей Военно­ медицинских  документов; ­ Самарский Государственно­ краеведческий архив. ­ Управление Министерства Безопасности РФ по Оренбургской области; ­ ЦА МО РФ;       ­     ЦА МВД РФ; ­ Центральный Военно – морской архив; ­ Центр документации новейшей  истории Оренбургской области;       ­     ЦГА Российской армии;

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.

Исследовательская работа на тему " Я не даром в этом мире жил..."выполненная ученицей 11 класса Насибуллиной Анжелой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017