Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.
К непосредственно активным методам относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
МБОУ «Нахабинская гимназия №4»
Методистмодератор
Заместитель директора по УВР
Учитель русского языка и литературы
Ледова Елена Николаевна
«Технология АМО»
Советская система образования, которая так удачно показала себя в условиях СССР, в
конкретном экономическоисторическом контексте в современных реалиях исказила себя.
Новое время ставит перед системой образования новые задачи. В условиях глобализации в Европе
формируется единое образовательное пространство, которое призвано в условиях постоянного
развития и перемен обеспечить быстрое, но качественное обучение специалистов. Отвечая на
вызовы времени, Россия тоже пересматривает свой взгляд на образования и вводит ФГОС. ФГОС
имеют три критерия требования результатам освоения ОО программы: личностные,
метапредметные и предметные. В то время, как в советской системе образования речь шла только
о предметных результатах. Плоды этой системы мы пожинаем сегодня, видя результаты PISA (из
65 странучастниц Россия, к сожалению, внизу рейтинга). Важно отметить, что предметные
результаты наших школьников и школьников из других стран не сильно отличаются, а вот
метапредметные компетенции школьников России оставляют желать лучшего…
Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и
разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного
материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом
характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге,
использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы,
вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и
рефлексии.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО
определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и
методологической базе.
К непосредственно активным методам относятся методы, использующиеся внутри
образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока
используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Материал раздаточный наглядный:
1"Являются ли технологии АМО теми технологиями, которые необходимы для
реализации ФГОС?»
Материал вариативный: лекционный или информативноброшюрный (может быть
как развёрнутым, так и сжатым):
Для начала, давайте выделим основные признаки АМО:
❖ Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в
проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа)
ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с
помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и
своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле. Оптимальный вариант проблемной
задачи — та задача, решение которой неоднозначно даже для специалиста, преподавателя.
❖Адекватности учебнопознавательной деятельности характеру будущих практических
(должностных) задач и функций обучаемого. Особенно это касается вопросов личностного
общения, служебных и должностных взаимоотношений. Благодаря его реализации возможно
формирование эмоциональноличностного восприятия обучающимися профессиональной
деятельности. Наиболее полно подходы к реализации этого признака изложены в теории
контекстного обучения. Поэтому этот признак трактуется также как осуществление контекстного
обучения.
❖Взаимообучения. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с
применением методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная
форма обсуждения. Этот признак не отрицает индивидуализацию обучения, но требует его
разумного сочетания и умелого использования. Многочисленные эксперименты по развитию
интеллектуальных возможностей школьников показали, что использование коллективных форм
обучения оказывало даже большее влияние на их развитие, чем факторы чисто интеллектуального
характера.
❖Индивидуализации. Требование организации учебнопознавательной деятельности с
учётом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также
подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегулирования,
самообучения.
❖Исследования изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить
формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного
самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к
использованию знаний и опыта.
❖Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной
информацией. При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс
дидактических средств) исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную
информацию. При активизации обучения — педагог отходит на уровень обучающихся и в роли
помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале
преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы
педагогики сотрудничества.
❖Мотивации. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной,
так и регламентируемой учебнопознавательной деятельности обучающихся, развивается и
поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов
обучающихся относят:
Профессиональный интерес.
2Творческий характер учебнопознавательной деятельности.
Состязательность, игровой характер проведения занятий.
❖Эмоциональное воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого
характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов
организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его
направленность на совершение деятельности.
Так что же мы можем сделать для того, чтобы развить в наших детях регулятивные,
коммуникативные и познавательные компетенции?
Все мы помним, что новый образовательный стандарт подразумевает активный,
деятельностный подход к обучению. Это значит, что ребенок из объекта обучения переходит в
категорию субъекта. Ученик теперь – не пассивный слушатель, а активный участник
образовательного процесса, который сам выбирает траекторию своего обучения. И эта активность
формирует личность обучающегося.
Для того, чтобы удовлетворить требования к результатам освоения программы ФГОС нам
просто необходимы АМО!
Давайте пройдемся по всем требования и посмотрим, как АМО помогает достигать целей,
которые ставит ФГОС.
Личностные:
❖ Самоопределение.
Внутренняя позиция школьника — отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением
обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации. В
целом внутренняя позиция как психологическое образование характеризует точку зрения
человека относительно определенных ситуаций и обстоятельств его жизнедеятельности, вызывая
определенные эмоциональные переживания как положительного, так и отрицательного характера.
АМО здесь просто необходимо. Для детей всегда важную роль выполняет игра. Важно,
чтобы дети получали положительные эмоции. АМО позволяет в игровой, веселой форме
преподносить материал, что формирует положительное отношение к занятиям и к учёбе в целом.
❖Самоидентификация — это сознание личностью своей тождественности с социальной
группой, нацией, народом, один из инструментов социализации этой личности, посредством,
которого приобретаются или усваиваются ценности культуры.
Все эти цели преследуют и успешно реализуют АМ приветствия и знакомства.
Использование этих методов помогают сплотить коллектив, через совместную деятельность
раскрывает личностный потенциал каждого ребенка, способствует социализации, развитию
коммуникативных компетенций.
❖Самоуважение и самооценка. (сюда же относится требование к результатам
«границы собственного
оценка своих поступков)
Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди
других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков,
выражение их открыто или даже закрыто. Самоуваж ниеее
(также чувство собственного
достоинства) — в социологии и психологии отражает субъективную эмоциональную оценку
собственной значимости, а также отношение индивида к себе, как к личности.
знания и «незнания»,
АМО технологии подразумевают использование оценки собственной работы, оценки
работы одногруппников. Этап самопроверки – это очень важный этап. Как часто мы видим, что
ребёнок быстро сделал задание и готов его отдать на проверку, даже не имея желания проверить
3свою работу самому! Важно сформировать у детей имение проверить самого себя, адекватно
оценить, увидеть свои сильные и слабые стороны. Работа в коллективе с помощью методов АМО
формирует положительную самооценку личности и продуктов деятельности, самоуважение
формируется в процессе совместной деятельности.
Смыслообразование:
❖ Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает
усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Способность достучаться до сердца
каждого ребёнка, узнать то, что ему интересно достигается только наблюдением за его
деятельностью. Каждый человек имеет склонность к определённой деятельности и то, что ребёнок
делает с наибольшей охотой и является значимым для него. Проявляя себя в учебной
деятельности, в социальной сфере, ребёнок получает позитивный заряд мотивации к развитию
себя, своих способностей. А мы же помним о том, что при личном участии в узучаемой
деятельности процент усвоения материала возрастает аж до 90. Необходимость применения АМО
неоспорима.
Метапредметные требования к результатам освоения программы: усвоить новое
представление о результатах, то есть освоить ключевые компетенции и
межпредметные понятия
Что поможет? Конечно, АМО! К активным методам обучения относят различные формы
обучения: интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в
сотрудничестве, проектное обучение, обучающие игры. Например, начало образовательного
мероприятия, а именно его этапы:
Инициация (приветствие, знакомство)
Вхождение или погружение в тему (определение целей)
Определение ожиданий обучающихся (планирование личного смысла урока и
формирование безопасной образовательной среды).
1
Регулятивные.
1 Управление своей деятельностью. Например, методы приветствия и знакомства
(«Самолетик пожеланий»)
2 Самостоятельность планирования. Например, при презентации нового учебного
материала использовать АМО «Золотой ключик», а при самостоятельной работе
над темой АМО «Автобусная остановка».
3 Смысловое чтение.
4 Навыки сотрудничества или организация сотрудничества. Инициативность.
5 Работа с информацией.
6 Индивидуальная образовательная траектория.
2
Коммуникативные.
2.1. Речевая деятельность.
2.2. Навыки сотрудничества.
3. Познавательные.
3.1. Работа с информацией.
3.2. Работа с учебными моделями использования знакосимволических средств, общих
схем решения. Например, методы целеполагания («Инструментальный пазл»)
3.3. Выполнение логических операций: сравнение, анализ, обобщение, классификация.
Например, методы выяснения ожиданий и опасений («Прогноз погоды»)
3.4. Установление аналогий.
4И снова АМО! Например, работа над темой
Этапы:
Закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания: например,
разбиться на группы по длине волос, приоритетам в музыке. Цвету глаз…)
Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)
Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока)
Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, вносит
вклад в достижение общих целей урока. Для каждого этапа используются соответствующие
активные методы обучения.
При анализе и рефлексии АМО «Сезоны года»
АМО способны обеспечить активность и разнообразие мыслительной и практической
деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия с учетом всех
УУД: принимать решения, решать проблемы, коммуникативные умения и качества, развивают
умение ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать
во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение
работать в команде; вызывает развитие высокой мотивированности обучающихся, интереса,
желания заниматься. Обучающиеся участвуют в конкретной деятельности, самостоятельно
определяют проблемы, участвуют в выработке и принятии решения, формулировке выводов и
прогнозов. По мнению психологов, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того,
что слышит, 30% того, что видит; 5070% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда
обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, он запоминает и усваивает
материал на 90%. АМО? АМО!
При достижении предметных требований к результатам обучения снова на помощь
приходят АМО. Потому как предметные и метапредметные действия с учебным материалом
формируются через проблемность, непосредственно личное, самостоятельное взаимодействие
обучающихся с ним.
По типу деятельности при поиске решения задач выделяют методы, построенные на:
ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и
структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении,
общении и конфликтных ситуациях; решении инженерноконструкторской, исследовательской,
управленческой или социальнопсихологической задачи; демонстрации и тренинг навыков
внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие. Все это ведет к высоким
показателям в усвоении новых знаний в предметной области и метапредметным результатам.
Все вышеперечисленное доказывает, что технологии АМО – это технологии ФГОС. Ведь
лейтмотив АМО – это элективность, то есть предоставление обучающимся максимально
возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов,
отвечающих их
индивидуальным склонностям. Принцип элективности в обучении получил своё воплощение во
ФГОС РФ.
Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения, объединяет
их одно – они обеспечивают активизацию познавательного процесса. Образовательная активность
методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере
обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании
знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс
всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Педагоги с
радостью используют активные методы на своих уроках, их очень хорошо воспринимают
5обучающиеся, но часто внедрение АМО в учебный процесс ограничивается применением 12
методов на отдельных уроках.
Принятые новые ФГОС окончательно убедили в необходимости создания
полноценной образовательной технологии, позволяющей системно и эффективно
использовать АМО в образовательном процессе. Такая технология была разработана и
успешно апробирована педагогами в образовательном процессе. Вы имеете возможность
познакомиться с ней на бесплатном дистанционном курсе "Технология АМО" на портале «Мой
университет» http://www.moiuniversitet.ru. Кроме этого, вышло печатное издание Лазарева Т.В.
"Образовательные технологии новых стандартов. Часть I. Технология АМО", которое вы можете
заказать на этом же портале. В данной технологии можно выделить две составляющих – структуру
и содержание. По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную
совокупность активных методов обучения, обеспечивающую активность и разнообразие
мыслительной и практической деятельности на протяжении всего образовательного мероприятия.
По структуре, в соответствии с технологией, все образовательное мероприятие делится на
логически связанные фазы и этапы. Таким образом, необходимо системное использование АМО,
где учитель станет консультантом, наставником, партнёром, а ученик – активным участником
образовательного процесса.
Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия, который
определяется темой и целями урока. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет
свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей урока. Будучи
логически связанными и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают
целостность и системность образовательного процесса,
придают законченный вид
образовательного мероприятия, создают надежную базу для формирования всех образовательных
эффектов.
6