Методическая разработка "Технология АМО"

  • Конкурсы
  • Научно-исследовательская работа
  • Научные работы
  • Работа с родителями
  • Разработки курсов
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • Особые потребности
  • docx
  • 19.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. К непосредственно активным методам относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Иконка файла материала в-печать АМО.docx
МБОУ «Нахабинская гимназия №4» Методист­модератор  Заместитель директора по УВР Учитель русского языка и литературы Ледова Елена Николаевна  «Технология АМО»   Советская   система   образования,   которая   так   удачно   показала   себя   в   условиях   СССР,   в конкретном экономическо­историческом контексте в современных реалиях исказила себя. Новое время ставит перед системой образования новые задачи. В условиях глобализации в Европе формируется единое образовательное пространство, которое призвано в условиях постоянного развития и  перемен обеспечить  быстрое, но качественное обучение специалистов. Отвечая  на вызовы времени, Россия тоже пересматривает свой взгляд на образования и вводит ФГОС. ФГОС имеют   три   критерия   требования   результатам   освоения   ОО   программы:   личностные, метапредметные и предметные. В то время, как в советской системе образования речь шла только о предметных результатах. Плоды этой системы мы пожинаем сегодня, видя результаты PISA  (из 65   стран­участниц   Россия,   к   сожалению,   внизу   рейтинга).   Важно   отметить,   что   предметные результаты   наших   школьников   и   школьников   из   других   стран   не   сильно   отличаются,   а   вот метапредметные компетенции школьников России оставляют желать лучшего…  Активные методы обучения  (АМО) – это система методов,  обеспечивающих  активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.   АМО   строятся   на   практической   направленности,   игровом   действе   и   творческом характере   обучения,   интерактивности,   разнообразных   коммуникациях,   диалоге   и   полилоге, использовании   знаний   и   опыта   обучающихся,   групповой   форме   организации   их   работы, вовлечении в процесс  всех органов чувств, деятельностном  подходе к обучению, движении  и рефлексии. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется   тем,   что   разработка   методов   основывается   на   серьезной   психологической   и методологической базе. К   непосредственно   активным   методам   относятся   методы,   использующиеся   внутри образовательного   мероприятия,   в   процессе   его   проведения.   Для   каждого   этапа   урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Материал раздаточный наглядный: 1"Являются   ли   технологии   АМО   теми   технологиями,   которые   необходимы   для реализации ФГОС?» Материал вариативный: лекционный или информативно­брошюрный (может быть как развёрнутым, так и сжатым): Для начала, давайте выделим основные признаки АМО: ❖  Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся  знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания  с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле. Оптимальный вариант проблемной задачи — та задача, решение которой неоднозначно даже для специалиста, преподавателя. ❖Адекватности   учебно­познавательной   деятельности характеру   будущих   практических (должностных)   задач   и   функций   обучаемого.   Особенно   это   касается   вопросов   личностного общения,   служебных   и   должностных   взаимоотношений.   Благодаря   его   реализации   возможно формирование   эмоционально­личностного   восприятия   обучающимися   профессиональной деятельности.   Наиболее   полно   подходы   к   реализации   этого   признака   изложены   в   теории контекстного обучения. Поэтому этот признак трактуется также как осуществление контекстного обучения. ❖Взаимообучения.   Стержневым   моментом   многих   форм   проведения   занятий   с применением методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма   обсуждения.   Этот   признак   не   отрицает   индивидуализацию   обучения,   но   требует   его разумного   сочетания   и   умелого   использования.   Многочисленные   эксперименты   по   развитию интеллектуальных возможностей школьников показали, что использование коллективных форм обучения оказывало даже большее влияние на их развитие, чем факторы чисто интеллектуального характера. ❖Индивидуализации.   Требование   организации   учебно­познавательной   деятельности   с учётом   индивидуальных   способностей   и   возможностей   обучающегося.   Признак   также подразумевает   развитие   у   обучающихся   механизмов   самоконтроля,   саморегулирования, самообучения. ❖Исследования изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить формирование   отправных   начальных   моментов   навыков,   необходимых   для   успешного самообразования,   основанного   на   умении   анализировать,   обобщать,   творчески   подходить   к использованию знаний и опыта. ❖Непосредственности,   самостоятельности   взаимодействия   обучающихся   с   учебной информацией. При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических   средств)   исполняет   роль   «фильтра»,   пропускающего   через   себя   учебную информацию. При активизации обучения — педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника   участвует   в   процессе   их   взаимодействии   с   учебным   материалом,   в   идеале преподаватель   становится   руководителем   их   самостоятельной   работы,   реализуя   принципы педагогики сотрудничества. ❖Мотивации. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так   и   регламентируемой   учебно­познавательной   деятельности   обучающихся,   развивается   и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся относят: Профессиональный интерес. 2Творческий характер учебно­познавательной деятельности. Состязательность, игровой характер проведения занятий. ❖Эмоциональное   воздействие.   В   условиях   проблемности   содержания,   творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности. Так   что   же   мы   можем   сделать   для   того,   чтобы   развить   в   наших   детях   регулятивные, коммуникативные и познавательные компетенции? Все   мы   помним,   что   новый   образовательный   стандарт   подразумевает   активный, деятельностный подход к обучению. Это значит, что ребенок из объекта обучения переходит в категорию   субъекта.   Ученик   теперь   –   не   пассивный   слушатель,   а   активный   участник образовательного процесса, который сам выбирает траекторию своего обучения. И эта активность формирует личность обучающегося.  Для того, чтобы удовлетворить требования к результатам освоения программы ФГОС нам просто необходимы АМО! Давайте пройдемся по всем требования и посмотрим, как АМО помогает достигать целей, которые ставит ФГОС. Личностные: ❖ Самоопределение.  Внутренняя позиция школьника —   отношение   ребенка   к   занятиям,   связанным   с   выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации. В целом внутренняя   позиция как   психологическое   образование   характеризует   точку   зрения человека относительно определенных ситуаций и обстоятельств его жизнедеятельности, вызывая определенные эмоциональные переживания как положительного, так и отрицательного характера. АМО здесь просто необходимо. Для детей всегда важную роль выполняет игра. Важно, чтобы   дети   получали   положительные   эмоции.   АМО   позволяет   в   игровой,   веселой   форме преподносить материал, что формирует положительное отношение к занятиям и к учёбе в целом.  ❖Самоидентификация — это сознание   личностью   своей   тождественности   с   социальной группой,   нацией,   народом,   один   из   инструментов   социализации   этой   личности,   посредством, которого приобретаются или усваиваются ценности культуры.  Все   эти   цели   преследуют   и   успешно   реализуют   АМ   приветствия   и   знакомства. Использование   этих   методов   помогают   сплотить   коллектив,   через   совместную   деятельность раскрывает   личностный   потенциал   каждого   ребенка,   способствует   социализации,   развитию коммуникативных компетенций.                    ❖Самоуважение и самооценка. (сюда же относится требование к результатам «границы   собственного     оценка   своих   поступков) Самооценка — это представление   человека   о   важности   своей   личности,   деятельности   среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение   их   открыто   или   даже   закрыто.   Самоуваж ниеее  (также   чувство   собственного достоинства)   —   в   социологии   и психологии отражает   субъективную   эмоциональную   оценку собственной значимости, а также отношение индивида к себе, как к личности.  знания   и   «незнания», АМО   технологии   подразумевают   использование   оценки   собственной   работы,   оценки работы одногруппников. Этап самопроверки – это очень важный этап. Как часто мы видим, что ребёнок быстро сделал задание и готов его отдать на проверку, даже не имея желания проверить 3свою работу самому! Важно сформировать у детей имение проверить самого себя, адекватно оценить, увидеть свои сильные и слабые стороны. Работа в коллективе с помощью методов АМО формирует   положительную   самооценку   личности   и   продуктов   деятельности,   самоуважение формируется в процессе совместной деятельности. Смыслообразование: ❖  Учебная мотивация – это процесс,   который   запускает,   направляет   и   поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Способность достучаться до сердца каждого   ребёнка,   узнать   то,   что   ему   интересно   достигается   только   наблюдением   за   его деятельностью. Каждый человек имеет склонность к определённой деятельности и то, что ребёнок делает   с   наибольшей   охотой   и   является   значимым   для   него.   Проявляя   себя   в   учебной деятельности, в социальной сфере, ребёнок получает позитивный заряд мотивации к развитию себя,   своих   способностей.   А   мы   же   помним   о   том,   что   при   личном   участии   в   узучаемой деятельности процент усвоения материала возрастает аж до 90. Необходимость применения АМО неоспорима. Метапредметные требования к результатам освоения программы: усвоить новое представление   о   результатах,   то   есть   освоить   ключевые   компетенции   и межпредметные понятия Что   поможет?   Конечно,   АМО!   К   активным   методам   обучения   относят   различные   формы обучения:   интерактивный   семинар,   тренинг,   проблемное   обучение,   обучение   в сотрудничестве, проектное обучение, обучающие игры. Например, начало образовательного мероприятия, а именно его этапы:  Инициация (приветствие, знакомство)  Вхождение или погружение в тему (определение целей)  Определение ожиданий обучающихся (планирование личного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды). 1          Регулятивные. 1 Управление своей деятельностью. Например, методы приветствия и знакомства («Самолетик пожеланий») 2 Самостоятельность планирования. Например, при презентации нового учебного материала использовать АМО «Золотой ключик», а при самостоятельной работе над темой АМО «Автобусная остановка». 3 Смысловое чтение. 4 Навыки сотрудничества или организация сотрудничества.  Инициативность. 5 Работа с информацией. 6 Индивидуальная образовательная траектория. 2          Коммуникативные. 2.1. Речевая деятельность. 2.2. Навыки сотрудничества.               3.  Познавательные.                     3.1. Работа с информацией.                     3.2. Работа с учебными моделями использования знако­символических средств, общих схем решения. Например, методы целеполагания («Инструментальный пазл»)                     3.3. Выполнение логических операций: сравнение, анализ, обобщение, классификация. Например, методы выяснения ожиданий и опасений («Прогноз погоды»)                     3.4. Установление аналогий. 4И снова АМО! Например, работа над темой                Этапы:   Закрепление   изученного   материала   (обсуждение   домашнего   задания:   например, разбиться на группы по длине волос, приоритетам в музыке. Цвету глаз…)  Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)  Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока) Каждый  этап  несет  свою  функциональную   нагрузку,  имеет  свои  цели и задачи, вносит вклад в достижение общих целей урока. Для каждого этапа используются соответствующие активные методы обучения.  При анализе и рефлексии ­ АМО «Сезоны года»   АМО   способны   обеспечить   активность   и   разнообразие   мыслительной   и   практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия с учетом всех УУД: принимать решения, решать проблемы, коммуникативные умения и качества, развивают умение ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать   в   команде;  вызывает   развитие   высокой   мотивированности   обучающихся,   интереса, желания   заниматься.   Обучающиеся участвуют   в конкретной деятельности,   самостоятельно определяют проблемы, участвуют в выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов. По мнению психологов, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50­70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80%   ­   при   самостоятельном   обнаружении   и   формулировании   проблем.   И   лишь   когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%. АМО? АМО! При   достижении   предметных   требований   к   результатам   обучения   снова   на   помощь приходят   АМО.  Потому   как  предметные   и   метапредметные   действия   с   учебным   материалом формируются   через   проблемность,   непосредственно   личное,   самостоятельное   взаимодействие обучающихся с ним. По   типу   деятельности   при   поиске   решения   задач   выделяют   методы,   построенные   на: ранжировании   по   различным   признакам   предметов   или   действий;   оптимизации   процессов   и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении  и  конфликтных  ситуациях;  решении  инженерно­конструкторской,  исследовательской, управленческой   или   социально­психологической   задачи;   демонстрации   и   тренинг   навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие. Все это ведет к высоким показателям в усвоении новых знаний в предметной области и метапредметным результатам. Все вышеперечисленное доказывает, что технологии АМО – это технологии ФГОС. Ведь лейтмотив   АМО   –   это   элективность,   то   есть   предоставление   обучающимся   максимально возможной   самостоятельности   выбора   образовательных   маршрутов,   отвечающих   их индивидуальным склонностям. Принцип элективности в обучении получил своё воплощение во ФГОС РФ. Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения, объединяет их одно – они обеспечивают активизацию познавательного процесса. Образовательная активность методов  строится   на  практической  направленности,  игровом   действе  и  творческом   характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Педагоги с радостью   используют   активные   методы   на   своих   уроках,   их   очень   хорошо   воспринимают 5обучающиеся,   но   часто   внедрение   АМО   в   учебный   процесс   ограничивается   применением   1­2 методов на отдельных уроках.  Принятые   новые   ФГОС   окончательно   убедили   в   необходимости   создания полноценной   образовательной   технологии,   позволяющей   системно   и   эффективно использовать   АМО   в   образовательном   процессе.  Такая   технология   была   разработана   и успешно   апробирована   педагогами   в   образовательном   процессе.   Вы   имеете   возможность познакомиться с ней на бесплатном дистанционном курсе "Технология АМО" на портале «Мой университет» ­ http://www.moiuniversitet.ru. Кроме этого, вышло печатное издание Лазарева Т.В. "Образовательные технологии новых стандартов. Часть I. Технология АМО", которое вы можете заказать на этом же портале. В данной технологии можно выделить две составляющих – структуру и содержание.   По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность   активных   методов   обучения,   обеспечивающую   активность   и   разнообразие мыслительной и практической деятельности на протяжении всего образовательного мероприятия. По   структуре,   в   соответствии   с   технологией,   все   образовательное   мероприятие   делится   на логически связанные фазы и этапы. Таким образом, необходимо системное использование АМО, где учитель станет консультантом, наставником, партнёром, а ученик – активным участником образовательного процесса. Каждый   этап   –   это   полноценный   раздел   образовательного   мероприятия,   который определяется темой и целями урока. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои   цели   и   задачи,   помимо   этого,   вносит   вклад   в   достижение   общих   целей   урока.   Будучи логически   связанными   и   взаимодополняя   друг   друга,   фазы   и   этапы   занятия   обеспечивают целостность   и   системность   образовательного   процесса,   придают   законченный   вид образовательного мероприятия, создают надежную базу для формирования всех образовательных эффектов. 6