Методическая разработка "Технология АМО"
Оценка 4.6

Методическая разработка "Технология АМО"

Оценка 4.6
Конкурсы +7
docx
Междисциплинарный 19
Взрослым
19.06.2019
Методическая разработка "Технология АМО"
Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. К непосредственно активным методам относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
в-печать АМО.docx
МБОУ «Нахабинская гимназия №4» Методист­модератор  Заместитель директора по УВР Учитель русского языка и литературы Ледова Елена Николаевна  «Технология АМО»   Советская   система   образования,   которая   так   удачно   показала   себя   в   условиях   СССР,   в конкретном экономическо­историческом контексте в современных реалиях исказила себя. Новое время ставит перед системой образования новые задачи. В условиях глобализации в Европе формируется единое образовательное пространство, которое призвано в условиях постоянного развития и  перемен обеспечить  быстрое, но качественное обучение специалистов. Отвечая  на вызовы времени, Россия тоже пересматривает свой взгляд на образования и вводит ФГОС. ФГОС имеют   три   критерия   требования   результатам   освоения   ОО   программы:   личностные, метапредметные и предметные. В то время, как в советской системе образования речь шла только о предметных результатах. Плоды этой системы мы пожинаем сегодня, видя результаты PISA  (из 65   стран­участниц   Россия,   к   сожалению,   внизу   рейтинга).   Важно   отметить,   что   предметные результаты   наших   школьников   и   школьников   из   других   стран   не   сильно   отличаются,   а   вот метапредметные компетенции школьников России оставляют желать лучшего…  Активные методы обучения  (АМО) – это система методов,  обеспечивающих  активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.   АМО   строятся   на   практической   направленности,   игровом   действе   и   творческом характере   обучения,   интерактивности,   разнообразных   коммуникациях,   диалоге   и   полилоге, использовании   знаний   и   опыта   обучающихся,   групповой   форме   организации   их   работы, вовлечении в процесс  всех органов чувств, деятельностном  подходе к обучению, движении  и рефлексии. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется   тем,   что   разработка   методов   основывается   на   серьезной   психологической   и методологической базе. К   непосредственно   активным   методам   относятся   методы,   использующиеся   внутри образовательного   мероприятия,   в   процессе   его   проведения.   Для   каждого   этапа   урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Материал раздаточный наглядный: 1 "Являются   ли   технологии   АМО   теми   технологиями,   которые   необходимы   для реализации ФГОС?» Материал вариативный: лекционный или информативно­брошюрный (может быть как развёрнутым, так и сжатым): Для начала, давайте выделим основные признаки АМО: ❖  Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся  знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания  с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле. Оптимальный вариант проблемной задачи — та задача, решение которой неоднозначно даже для специалиста, преподавателя. ❖Адекватности   учебно­познавательной   деятельности характеру   будущих   практических (должностных)   задач   и   функций   обучаемого.   Особенно   это   касается   вопросов   личностного общения,   служебных   и   должностных   взаимоотношений.   Благодаря   его   реализации   возможно формирование   эмоционально­личностного   восприятия   обучающимися   профессиональной деятельности.   Наиболее   полно   подходы   к   реализации   этого   признака   изложены   в   теории контекстного обучения. Поэтому этот признак трактуется также как осуществление контекстного обучения. ❖Взаимообучения.   Стержневым   моментом   многих   форм   проведения   занятий   с применением методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма   обсуждения.   Этот   признак   не   отрицает   индивидуализацию   обучения,   но   требует   его разумного   сочетания   и   умелого   использования.   Многочисленные   эксперименты   по   развитию интеллектуальных возможностей школьников показали, что использование коллективных форм обучения оказывало даже большее влияние на их развитие, чем факторы чисто интеллектуального характера. ❖Индивидуализации.   Требование   организации   учебно­познавательной   деятельности   с учётом   индивидуальных   способностей   и   возможностей   обучающегося.   Признак   также подразумевает   развитие   у   обучающихся   механизмов   самоконтроля,   саморегулирования, самообучения. ❖Исследования изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить формирование   отправных   начальных   моментов   навыков,   необходимых   для   успешного самообразования,   основанного   на   умении   анализировать,   обобщать,   творчески   подходить   к использованию знаний и опыта. ❖Непосредственности,   самостоятельности   взаимодействия   обучающихся   с   учебной информацией. При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических   средств)   исполняет   роль   «фильтра»,   пропускающего   через   себя   учебную информацию. При активизации обучения — педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника   участвует   в   процессе   их   взаимодействии   с   учебным   материалом,   в   идеале преподаватель   становится   руководителем   их   самостоятельной   работы,   реализуя   принципы педагогики сотрудничества. ❖Мотивации. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так   и   регламентируемой   учебно­познавательной   деятельности   обучающихся,   развивается   и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся относят: Профессиональный интерес. 2 Творческий характер учебно­познавательной деятельности. Состязательность, игровой характер проведения занятий. ❖Эмоциональное   воздействие.   В   условиях   проблемности   содержания,   творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности. Так   что   же   мы   можем   сделать   для   того,   чтобы   развить   в   наших   детях   регулятивные, коммуникативные и познавательные компетенции? Все   мы   помним,   что   новый   образовательный   стандарт   подразумевает   активный, деятельностный подход к обучению. Это значит, что ребенок из объекта обучения переходит в категорию   субъекта.   Ученик   теперь   –   не   пассивный   слушатель,   а   активный   участник образовательного процесса, который сам выбирает траекторию своего обучения. И эта активность формирует личность обучающегося.  Для того, чтобы удовлетворить требования к результатам освоения программы ФГОС нам просто необходимы АМО! Давайте пройдемся по всем требования и посмотрим, как АМО помогает достигать целей, которые ставит ФГОС. Личностные: ❖ Самоопределение.  Внутренняя позиция школьника —   отношение   ребенка   к   занятиям,   связанным   с   выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации. В целом внутренняя   позиция как   психологическое   образование   характеризует   точку   зрения человека относительно определенных ситуаций и обстоятельств его жизнедеятельности, вызывая определенные эмоциональные переживания как положительного, так и отрицательного характера. АМО здесь просто необходимо. Для детей всегда важную роль выполняет игра. Важно, чтобы   дети   получали   положительные   эмоции.   АМО   позволяет   в   игровой,   веселой   форме преподносить материал, что формирует положительное отношение к занятиям и к учёбе в целом.  ❖Самоидентификация — это сознание   личностью   своей   тождественности   с   социальной группой,   нацией,   народом,   один   из   инструментов   социализации   этой   личности,   посредством, которого приобретаются или усваиваются ценности культуры.  Все   эти   цели   преследуют   и   успешно   реализуют   АМ   приветствия   и   знакомства. Использование   этих   методов   помогают   сплотить   коллектив,   через   совместную   деятельность раскрывает   личностный   потенциал   каждого   ребенка,   способствует   социализации,   развитию коммуникативных компетенций.                    ❖Самоуважение и самооценка. (сюда же относится требование к результатам «границы   собственного     оценка   своих   поступков) Самооценка — это представление   человека   о   важности   своей   личности,   деятельности   среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение   их   открыто   или   даже   закрыто.   Самоуваж ниеее  (также   чувство   собственного достоинства)   —   в   социологии   и психологии отражает   субъективную   эмоциональную   оценку собственной значимости, а также отношение индивида к себе, как к личности.  знания   и   «незнания», АМО   технологии   подразумевают   использование   оценки   собственной   работы,   оценки работы одногруппников. Этап самопроверки – это очень важный этап. Как часто мы видим, что ребёнок быстро сделал задание и готов его отдать на проверку, даже не имея желания проверить 3 свою работу самому! Важно сформировать у детей имение проверить самого себя, адекватно оценить, увидеть свои сильные и слабые стороны. Работа в коллективе с помощью методов АМО формирует   положительную   самооценку   личности   и   продуктов   деятельности,   самоуважение формируется в процессе совместной деятельности. Смыслообразование: ❖  Учебная мотивация – это процесс,   который   запускает,   направляет   и   поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Способность достучаться до сердца каждого   ребёнка,   узнать   то,   что   ему   интересно   достигается   только   наблюдением   за   его деятельностью. Каждый человек имеет склонность к определённой деятельности и то, что ребёнок делает   с   наибольшей   охотой   и   является   значимым   для   него.   Проявляя   себя   в   учебной деятельности, в социальной сфере, ребёнок получает позитивный заряд мотивации к развитию себя,   своих   способностей.   А   мы   же   помним   о   том,   что   при   личном   участии   в   узучаемой деятельности процент усвоения материала возрастает аж до 90. Необходимость применения АМО неоспорима. Метапредметные требования к результатам освоения программы: усвоить новое представление   о   результатах,   то   есть   освоить   ключевые   компетенции   и межпредметные понятия Что   поможет?   Конечно,   АМО!   К   активным   методам   обучения   относят   различные   формы обучения:   интерактивный   семинар,   тренинг,   проблемное   обучение,   обучение   в сотрудничестве, проектное обучение, обучающие игры. Например, начало образовательного мероприятия, а именно его этапы:  Инициация (приветствие, знакомство)  Вхождение или погружение в тему (определение целей)  Определение ожиданий обучающихся (планирование личного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды). 1          Регулятивные. 1 Управление своей деятельностью. Например, методы приветствия и знакомства («Самолетик пожеланий») 2 Самостоятельность планирования. Например, при презентации нового учебного материала использовать АМО «Золотой ключик», а при самостоятельной работе над темой АМО «Автобусная остановка». 3 Смысловое чтение. 4 Навыки сотрудничества или организация сотрудничества.  Инициативность. 5 Работа с информацией. 6 Индивидуальная образовательная траектория. 2          Коммуникативные. 2.1. Речевая деятельность. 2.2. Навыки сотрудничества.               3.  Познавательные.                     3.1. Работа с информацией.                     3.2. Работа с учебными моделями использования знако­символических средств, общих схем решения. Например, методы целеполагания («Инструментальный пазл»)                     3.3. Выполнение логических операций: сравнение, анализ, обобщение, классификация. Например, методы выяснения ожиданий и опасений («Прогноз погоды»)                     3.4. Установление аналогий. 4 И снова АМО! Например, работа над темой                Этапы:   Закрепление   изученного   материала   (обсуждение   домашнего   задания:   например, разбиться на группы по длине волос, приоритетам в музыке. Цвету глаз…)  Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)  Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока) Каждый  этап  несет  свою  функциональную   нагрузку,  имеет  свои  цели и задачи, вносит вклад в достижение общих целей урока. Для каждого этапа используются соответствующие активные методы обучения.  При анализе и рефлексии ­ АМО «Сезоны года»   АМО   способны   обеспечить   активность   и   разнообразие   мыслительной   и   практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия с учетом всех УУД: принимать решения, решать проблемы, коммуникативные умения и качества, развивают умение ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать   в   команде;  вызывает   развитие   высокой   мотивированности   обучающихся,   интереса, желания   заниматься.   Обучающиеся участвуют   в конкретной деятельности,   самостоятельно определяют проблемы, участвуют в выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов. По мнению психологов, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50­70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80%   ­   при   самостоятельном   обнаружении   и   формулировании   проблем.   И   лишь   когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%. АМО? АМО! При   достижении   предметных   требований   к   результатам   обучения   снова   на   помощь приходят   АМО.  Потому   как  предметные   и   метапредметные   действия   с   учебным   материалом формируются   через   проблемность,   непосредственно   личное,   самостоятельное   взаимодействие обучающихся с ним. По   типу   деятельности   при   поиске   решения   задач   выделяют   методы,   построенные   на: ранжировании   по   различным   признакам   предметов   или   действий;   оптимизации   процессов   и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении  и  конфликтных  ситуациях;  решении  инженерно­конструкторской,  исследовательской, управленческой   или   социально­психологической   задачи;   демонстрации   и   тренинг   навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие. Все это ведет к высоким показателям в усвоении новых знаний в предметной области и метапредметным результатам. Все вышеперечисленное доказывает, что технологии АМО – это технологии ФГОС. Ведь лейтмотив   АМО   –   это   элективность,   то   есть   предоставление   обучающимся   максимально возможной   самостоятельности   выбора   образовательных   маршрутов,   отвечающих   их индивидуальным склонностям. Принцип элективности в обучении получил своё воплощение во ФГОС РФ. Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения, объединяет их одно – они обеспечивают активизацию познавательного процесса. Образовательная активность методов  строится   на  практической  направленности,  игровом   действе  и  творческом   характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Педагоги с радостью   используют   активные   методы   на   своих   уроках,   их   очень   хорошо   воспринимают 5 обучающиеся,   но   часто   внедрение   АМО   в   учебный   процесс   ограничивается   применением   1­2 методов на отдельных уроках.  Принятые   новые   ФГОС   окончательно   убедили   в   необходимости   создания полноценной   образовательной   технологии,   позволяющей   системно   и   эффективно использовать   АМО   в   образовательном   процессе.  Такая   технология   была   разработана   и успешно   апробирована   педагогами   в   образовательном   процессе.   Вы   имеете   возможность познакомиться с ней на бесплатном дистанционном курсе "Технология АМО" на портале «Мой университет» ­ http://www.moiuniversitet.ru. Кроме этого, вышло печатное издание Лазарева Т.В. "Образовательные технологии новых стандартов. Часть I. Технология АМО", которое вы можете заказать на этом же портале. В данной технологии можно выделить две составляющих – структуру и содержание.   По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность   активных   методов   обучения,   обеспечивающую   активность   и   разнообразие мыслительной и практической деятельности на протяжении всего образовательного мероприятия. По   структуре,   в   соответствии   с   технологией,   все   образовательное   мероприятие   делится   на логически связанные фазы и этапы. Таким образом, необходимо системное использование АМО, где учитель станет консультантом, наставником, партнёром, а ученик – активным участником образовательного процесса. Каждый   этап   –   это   полноценный   раздел   образовательного   мероприятия,   который определяется темой и целями урока. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои   цели   и   задачи,   помимо   этого,   вносит   вклад   в   достижение   общих   целей   урока.   Будучи логически   связанными   и   взаимодополняя   друг   друга,   фазы   и   этапы   занятия   обеспечивают целостность   и   системность   образовательного   процесса,   придают   законченный   вид образовательного мероприятия, создают надежную базу для формирования всех образовательных эффектов. 6

Методическая разработка "Технология АМО"

Методическая разработка "Технология АМО"

Методическая разработка "Технология АМО"

Методическая разработка "Технология АМО"

Методическая разработка "Технология АМО"

Методическая разработка "Технология АМО"

Методическая разработка "Технология АМО"

Методическая разработка "Технология АМО"

Методическая разработка "Технология АМО"

Методическая разработка "Технология АМО"

Методическая разработка "Технология АМО"

Методическая разработка "Технология АМО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2019