Воспитание – это явление общественной жизни
Оценка 4.9

Воспитание – это явление общественной жизни

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
03.04.2018
Воспитание – это явление общественной жизни
В работе говориться о том, что воспитание – это явление общественной жизни, которое возникло на определенном этапе развития общества. Социальная значимость воспитания обусловлена необходимостью передачи социально-культурного опыта от поколения к поколению. Воспитание в широком смысле слова – процесс усвоения культурного опыта предыдущего поколения.Раскрывается понятие того, что воспитание – это явление общественной жизни
реферат.docx
филиал ГБПОУ «Братский педагогический колледж»  МДК.03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного Экзаменационная работа по руководителя ТЕМА: понятие воспитательной работы Выполнила: студентка группы  446 З специальности 44.02.02  Преподавание в  начальных классах Ларионова Екатерина Валерьевна Проверяющий: преподаватель педагогики Филинкова А.Н.   2 Тулун, 2018г Содержание Содержание…………………………………………………………….……….2 Введение………………………………………………………………….……..3 Глава 1. Понятие воспитательной работы………………………….…….5 1 Понятие, значение и функции воспитательной работы ……….……..5 2 Формы и направления воспитательной работы……………….………..7 Глава 2. Воспитательная работа в школе…………………….…………….10 2.1.    Организация и этапы планирования воспитательной работы в школе  ………………………………………………………………………....………….10 2.2.    Требование к планированию воспитательной работы …………………14 Заключение………………………………………………………………………19 Список использованной литературы…………………………...………………21 3 Введение Воспитание – это явление общественной жизни, которое возникло на определенном этапе развития общества. Социальная значимость воспитания обусловлена   необходимостью   передачи   социально­культурного   опыта   от поколения   к   поколению.   Воспитание   в   широком   смысле   слова – процесс усвоения культурного опыта предыдущего поколения.  В   первобытный   период  воспитание   осуществлялось   стихийно,   в процессе жизнедеятельности племени. Необходимые знания, умения и навыки усваивались в процессе трудовой деятельности, в которую дети включались по мере взросления. Наряду со знаниями и умениями передавались обычаи племени.  Период рабовладения породил новую практику воспитания.  Знание в представлениях   того   времени   давало   человеку   почти   магическую   силу   и потому   высоко   ценилось.   Право   на   обучение   получала   привилегированная часть населения: знать, жречество, чиновничество. Человек через  обучение усваивал   соответствующие   своему   социальному   статусу   знания   и   систему ценностей. В период рабовладения был сделан главный шаг к осмыслению педагогического знания. Педагогические знания закреплялись в философских учениях (Сократ, Платон, Аристотель). В   период   Средневековья   идеологической   силой   воспитания   стала религия.   В   этот   период   церковь   активно   создает   школы   при   монастырях, берет на себя просветительскую миссию, раскрывая в массовых проповедях смысл   жизни   на   Земле   и   на   Небе.   В   период   Средневековья   педагогика оформилась как самостоятельная наука, где уже дифференцируется обучение и   воспитание.   Обучение   ориентировано   было   на   овладение   грамотой 4 (обучение   письму   и   чтению)   и   богословским   знанием.   В   воспитании приоритеты отдаются морально­нравственным началам. При капитализме воспитание и образование молодого поколения стало   проблема.   Стали   создаваться   национальные рассматриваться   как   гос.   системы   образования,   специальные   органы   управления   образованием. Разрабатываются гос. программы, развиваются гос. школы, частные школы.  В целом воспитание древних славян проходило в достаточно суровых условиях, которые были вызваны особенностями климата и необходимостью вести постоянные войны, защищаясь от набегов кочевников. Поэтому славяне ценили прежде всего «крепость в теле, силу в руках и легкость в движениях». Первым   воспитателем   ребенка   была   мать.   До   нас   частично   дошел педагогический опыт, который закрепился в преданиях, легендах, пословицах, поговорках,   потешках,   пестушках.   В   воспитательной   практике   широко использовались   загадки,   скороговорки,   которые   развивали   мыслительные процессы, речь. Нравственные нормы и правила поведения отражались в Домострое – руководстве   морального   характера,  где   определялись   права   и   обязанности главы семьи и домочадцев, давались наставления от отца сыну.  Единая система воспитания и образования сложилась в России только в советский период.   Она   складывалась   на   идеологической   марксистско­ ленинской   основе.   Стержнем   всей   воспитательной   работы   было формирование основ коммунистического мировоззрения. Характер воспитания задается потребностями развития государства.  В современной   воспитательной   практике   активно   используются   идеи гуманистического   воспитания.   «Сегодня»   воспитание   является   очень актуальной,   приоритетной   темой   ведь  развитие   государства   зависит   от воспитания его граждан. Также в воспитание личности выходит приобщение к 5 духовно­нравственным   ценностям,   которые   исторически   сформировались   в нашем Отечестве.  Цель исследования   –   изучение   понятия   воспитательной   работы   и   её организация. Объект исследования ­ воспитательная работа в школе. Предмет исследования   –   технологии   планирования   воспитательной работы в школе. Глава 1. Понятие воспитательной работы 1.1. Понятие и значение воспитательной работы Воспитательная работа – это организованная групповая деятельность, вовлекающая школьников в запланированные педагогом отношения. Цель – разумно, гуманно, по законам красоты построенные отношения. Основное назначение – высветить в сознании ребенка ценность формируемых отношений, сделать их субъектами этих отношений. По­другому, высветить социальное значение (значимость для общества) отношений и их личностной смысл (значимость для меня, для конкретного ребенка). Кроме   основного   назначения,   существуют   и   другие   функции воспитательной работы: – развивать индивидуальные способности и склонности детей; –   создавать   возможности   для   самореализации,   самоутверждения   личности каждого ребенка; – расширять круг общения; – расширять кругозор детей; – учить работать в микрогруппе, коллективе, учить самоуправлению; – организовать досуг и разностороннюю жизнедеятельность детей; – учить осмысливать себя и собственную жизнь с позиции ценностей жизни. Профессионализм педагога заключается в сопряжении предметного и ценностного восприятия мира. Предметное восприятие мира лежит в границах 6 функциональности   и   утилитарности   (солнце   –   средство   для   загара,   для выращивания   овощей;   телевизор   –   для   развлечения,   для   проведения свободного времени; день рождения – способ приобрести новые вещи и т.д.).  Задача педагога – учить детей в каждом объекте (предмете, явлении, событии) видеть ценность. Функции классного руководителя: 1. Обустройство школьной жизнедеятельности детей; 2.   Организация   предметной   деятельности   (познавательной,   социально­ ориентационной,   трудовой,   художественной,   физкультурно­спортивной, свободного общения); 3. Организация духовной (ценностно­ориентировочной) деятельности; 4. Характеристика личностного развития (педагогическая диагностика); 5. Педагогическая поддержка, помощь, защита ребенка. Содержание воспитательной работы включает три направления: 1. Организация различных видов воспитывающей деятельности, в которых дети вместе с педагогом проживают ценностные отношения к миру: знанию, труду, обществу, здоровью, людям, природе, – ценностям жизни. 2. Работа с коллективом (организация микрогрупп, чередование традиционных поручений, выработка общих правил жизнедеятельности группы, коллективное планирование и коллективный анализ и т.д.). 3.   Работа   с   индивидуальностью   (воспитание   дисциплины, ответственности,   обучение   самопознанию,   работа   с   родителями учащихся и т.д.). Традиционно   под воспитанием принято   понимать   процесс   передачи жизненного   опыта   старших   поколений   младшим.   Стремление   поставить воспитание на службу государству и определенной идеологии привело к тому, 7 что   воспитание   стали   трактовать   как   целенаправленное   формирование личности с заданными свойствами. Воспитание ­ деятельность   по   развитию   духовного   мира   личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего   нравственного   образа.   Воспитание   может   быть   рассмотрено   и как процесс самоорганизации   личности   средствами   своих   внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициации. Рассматривая   приведенное   определение   позиций   традиционной педагогики,   его   можно   было   бы   отнести   (с   некоторой   долей   условности) к воспитанию   в   узком   смысле. Как   правило,   такое   понимание   воспитания связывают с основными понятиями закрытого образования: целенаправленная деятельность,   влияние,   формирование   качеств   и   убеждений,   передача социального   опыта.  Эти   понятия   описывают   традиционные   педагогические действия,   в   которых   личность   ученика   выступает   как манипулируемый учителем объект. Гуманистическая   педагогика   обращена   к   другим   воспитательным действиям.   Они   направлены   на   то,   что   проявляет   и   пробуждает   то,   что принадлежит личности ­ сознание, смысл, ценности, переживания, личностный опыт и т. д. В   соответствии   с   основными   положениями формирующей педагогики, главной функцией воспитания является обучение правилам жизни.  При грамотной организации планирования план станет не формальной бумагой,   а   документом,   способным   защитить   педагога   от   необоснованных требований   и   претензий,   доказывающим   системный   подход   к   организации педагогического процесса. Поэтому, прежде всего, необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самому педагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим 8 замыслом,   целями,   возможностями   и   требованиями   к   педагогическому процессу. 1.2. Формы и направления воспитательной работы Формы   воспитательной   работы   ­­   это   варианты   организации воспитательного процесса, композиционное построение воспитательного дела. Формы воспитательной   работы   весьма   многообразны   по   сравнению   с учебной.   По   цели,   методики   и   технологии   их   организации   выделяются   4 основные формы, каждая из которых имеет множество модификаций. Групповое   дело (воспитательное   мероприятие).   К   групповым   делам можно   отнести   беседу,   классный   час,   экскурсию,   занятие   по   культуре поведения и др. Назначение группового дела – корректировка воспитательных отношений. Задумывает и проводит учитель­воспитатель. Игра (творческая, социально­ психологическая и др.). Назначение – сделать интересным, радостным процесс познавательная,     подвижная,   познания, труда, общения, творчества и пр. Творческий   праздник (общественный,   народный,   школьно­семейный, экологический, школьный, праздник искусств и др.). Назначение – привнести в жизнь детей радость. Коллективное   творческое   дело   (КТД)   – дело,   которое   планируется, подготавливается,   осуществляется,   анализируется   и   оценивается   самими детьми   под   руководством   воспитателя.   Назначение   –   забота   о   своем коллективе, об окружающих людях. Формы:   Урочная:   семинар,   лекция,   ролевая   игра,   защита   проекта, творческий отчет, нетрадиционная форма. Внеурочная: конференция, круглый стол, интеллектуальный марафон. Выпуск периодической печати, дискуссия, работа самоуправления, шефство. Диспуты на нравственные темы, этикет и профессиональная   этика,   тестирование,   анкетирование,   составление 9 психологической карты, акции милосердия. Кружки, секции, общефизическая подготовка,   спартакиады,   товарищеские   состязания.   Музыкальные   и литературные гостиные, творческие конкурсы. Дополнительное образование, концерты художественной самодеятельности, спектакли, экскурсии в музеи, вечера отдыха, праздники и т.д. Планирование воспитательной   работы   осуществляется,   исходя   из следующих принципов: 1. Планируются не цели, а виды деятельности; 2. В плане необходимо отразить 3 объекта внимания педагога, 3 элемента содержания (см.выше); 3.   Вводится   доминирующая   задача   как   модифицированный   вариант программы воспитания для возрастной группы; 4. План охватывает целостный период учебного времени (четверть, полугодие, год); 5. План должен быть гибким, удобным в пользовании; 6. Координируется работа класса и школы; 7. Принцип минимально необходимого и хорошо организованного. В   зависимости   от   этого   признака   формы   воспитательной   работы разделяют   на   три   группы:   1)   словесные   (собрания,   митинги,   информации, беседы, диспуты, дебаты и т.д.), в холле которых используются словесные методы и виды общения; 2) наглядные (выставки, музеи, экскурсии, стенды, коллажи и другие формы наглядной агитации), которые ориентированы на использование наглядных методов ­­ зрительного восприятия воспитанниками образцов   взаимоотношений,   действий   и   т.п.;   3)   практические   (дежурства, шефская и благотворительная деятельность, сбор и оформление экспонатов для музеев, выставок, изготовление стендов конкурсах и т.п.), основу которых составляют   практические   действия   воспитанников,   которые   изменяют объекты их деятельности. 10 Виды воспитательной работы: Познавательная, общественная, ценносто­ ориентированная, трудовая, спортивно­оздоровительная, художественная. Глава 2. Воспитательная работа в школе 2.1. Организация и этапы планирования воспитательной работы в школе План   ­   важная   предпосылка   успеха   в   воспитании   школьников   в   том случае,   когда   он   является   итогом   коллективного   совместного   творчества, поиска педагогов и учащихся, когда в основе процесса планирования лежит тесное взаимодействие, заинтересованное сотрудничество. Классный   руководитель   должен     уметь   грамотно   проанализировать работу за прошлый период и поставить  новые цели. В современной школе основным подходом к обучению и воспитанию детей  является ­ личностно­ ориентированный   подход.   В   связи   с   этим   анализ   воспитательной   работы классного руководителя имеет направления: 1.         развитие личности ребенка; 1. становление   и   проявление   индивидуальных   особенностей школьников; личные достижения учащихся; 2. 11 3. формирование   в   классе   и   школе   благоприятной     среды   для развития учащихся; 4. функционирование   системы   медико­   психологического   и социально – педагогического обеспечения процесса развития школьников.     Если педагог ввел себе за правило анализировать в своем плане работы каждое   событие   (экспресс­   анализ),   то   он   намного   облегчит   процесс планирования   работы   в   конце   полугодия,   года.   Экспресс   –   анализ   можно провести в форме анкеты, цветописи, символического рисунка, описательного анализа.   Примерное   направление   вопросов   по   анализу   содержания   дела, организации дела, описательного анализа см. в «Приложении» данной работы. В   основе   педагогического     анализа   воспитательного   процесса   лежит     диагностика.   Педагог   проводит   диагностическое   исследование   класса,   с целью:    Изучить   потребности,   интересы,   склонности   и   другие   личностные характеристики членов классного коллектива.  Определить   уровень   сформированности   классного   коллектива, состояния в нем  деловых и межличностных отношений.  Выявить   воспитательные  возможности  родителей  и других  категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность класса.  Определить эффективность учебно ­ воспитательного процесса. Необходимо также обратить внимание на недочеты, которые имеют место в классе: снижение дисциплины,  межличностных отношений и т. п. На основе диагностического   исследования   необходимо   продумать   те   воспитательные задачи, которые необходимо спланировать. Диагностика может включать в себя:  Анкетирование родителей, учеников   Определение уровня воспитанности учащихся по известным методикам  12  Изучение   состояния   здоровья   учащихся   (по   медицинским   картам   и беседам с родителями). Обычно   ведущим   направлением   жизнедеятельности   класса   часто становится то направление, в котором преуспел сам педагог. В школе это обычно   такие   направления,   как   туристско­   краеведческое,   театральное, спортивно­оздоровительное   и   т.п.   Классные   руководители   используют разнообразные виды и формы деятельности. Здесь и кружки (театральный, туристический,   спортивные   секции   и   т.   п.),   походы   и   совместные   с родителями мероприятия.    Чтобы  план  был  «живым»,  реальным  классный   руководитель   должен опираться   на   методику   коллективного   планирования,   привлекать   к   этому процессу родителей учащихся.                         основные требования к плану воспитательной работы:  Целенаправленность плана   Ориентированность плана на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие.  Связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей.  Комплексный   характер   плана:   разнообразие   содержания   и   форм рабаты; развитие   многообразных интересов и способностей детей; включение детей в разные виды деятельности.   Соответствие возрастным особенностям Примерные   этапы   планирования   воспитательной   работы   в   классном коллективе на учебный год можно представить следующим образом. 1. Коллективный анализ воспитательной деятельности класса с привлечением родителей, всех учащихся и определение задач на следующий год — апрель — май 13 2. Составление   анализа   воспитательной   работы   классным   руководителем   и формулировка задач воспитания — начало июня. 3. Составление   предварительного   варианта   плана   воспитательной   работы   с учетом воспитательных и организационно­педагогических задач — июнь. 4. Коллективное   планирование   воспитательной   работы   в   ученическом   и родительском коллективе, организованное классным руководителем, — 1—3­ я недели сентября.  4.1. Знакомство учащихся с событиями в стране в очередном году, опытом и формами участия детей в различных делах, обзор событий школьной жизни. 4.2. Сбор предложений в план работы: —   поиск   полезных   дел   творческими   группами   (дела   для   нас   самих,   для сплочения коллектива; дела для младших, в содружестве с младшими; дела на пользу окружающим людям, для школы; совместные дела с родителями); — конкурс на лучшее предложение дела на пользу и радость окружающим людям по результатам «разведки» полезных дел;  анкетирование (какие дела прошлого года особенно понравились и почему? Какие дела сплотят, сдружат наш коллектив? Кому и как может принести пользу, радость наш коллектив?); — предложения ответственных за конкретные участки работы коллектива. 4.4.  Игра «Интерес». Этапы игры: а) предлагается написать на листочках перечень своих увлечений, любимых занятий; 4.5.   Обсуждение   содержания,   форм   работы   с   родителями   и   детьми   на родительском собрании. 4.6.Обработка   предложений   детей   и   родителей   классным   руководителем, активом школьников и родителей, 4.7.   Обсуждение воспитательных задач, составление плана на сборе актива родителей и учащихся. 14 4.8.  Знакомство с плана всего коллектива. Рекомендации   по   коллективному   планированию   представлены   в обобщенном   варианте.   Соблюдение   этапов,   постановка   вопросов,   сферы поиска,   методические   приемы   существенно   зависят   от   возраста   и   опыта учащихся. Целесообразно организовать совместную работу детей и родителей на этапе планирования, поэтому возможно проведение общего сбора родителей и учащихся по обсуждению совместного плана. Один из эффективных приемов включения детей в планирование, когда у   учащихся   нет   опыта   работы   на   каком­либо   направлении   или   для   них характерен   низкий   уровень   самостоятельности,   ­   выбор   решения   из нескольких   вариантов,   предложенных   взрослыми.   С   накоплением   опыта работы   школьникам   не   потребуются   образцы   педагогов,   так   как   дети   их находят или создают сами. Следовательно, изменяется и роль педагога: от автора, создателя возможных вариантов, до оппонента планов, появившихся в процессе коллективного поиска детей. На взаимоотношения педагогов и детей в процессе планирования влияет морально­психологический климат коллектива, общественное мнение, нормы поведения, принятые в коллективе, эмоциональный настрой детей. Содержание,   формы,   методы,   характер   взаимодействия   взрослых   и школьников зависят от вида планирования.  2.2. Требования к планированию воспитательной работы План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований 1) Целенаправленность   плана,   то   есть   планируемое   содержание   и   формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, 15 действие должно способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику в ее использовании. 2) План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации. 3) План   ­­   это   результат   совместного   творчества   педагогов,   учащихся, родителей. 4) План работы предусматривает связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает: а)   создание   условий   для   применения   школьниками   на   практике   знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; б) отражение основных событий страны в жизни коллектива; в) включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей среды, 5) Ориентация на комплексный характер планов, что предполагает: а)   разнообразие   содержания   и   форм   работы,   направленных   на   развитие многообразных интересов и способностей детей; 6) положительное влияние на разные стороны, свойства личности; в) включение школьников в разные виды деятельности; г) целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей. 6) План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе. 7) При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм   деятельности:   исключить   неоправданное   дублирование,   учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе. 8) Конкретность   и   целесообразность   плана,   обоснованность   планируемой работы,   что   предполагает   учет   особенностей   каждого   ученического   и педагогического   коллектива,   уровня   их   развития,   сложившихся   традиций, 16 педагогическую   обоснованность   планируемой   работы   в   соответствии   с задачами коллектива. 9) Реальность и разумная насыщенность плана. Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами: ­­ составление педагогами проекта плана (его контуров); ­­ коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей); ­­ внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы. При планировании воспитательной работы необходимо учитывать: ­­ результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа; ­­ воспитательные и организационно­педагогические задачи; ­­   материалы,   советы   и   рекомендации   педагогической   и   методической литературы по воспитательной работе; ­­ передовой опыт страны, города, школы; ­­ возможности родителей, общественности;  ­­ воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;  ­­ традиционные праздники учебного года; ­­ события, факты, связанные с жизнью страны, города, села; ­­ события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей; ­­ традиции школы; ­­ дела проводимые ближайшими культурными учреждениями; ­­ предложения педагогов, учащихся, родителей, Виды и структура планов: Планы по содержанию, структура, форме очень разнообразны. Главное ­­   они   должны   помогать   в   организации   воспитательной   работы,   быть 17 удобными   для   пользования,   являться   рабочими,   а   не   формальными документами, В   практике   составляются   самые   различные   планы,   их   можно классифицировать по разным основаниям. 1) По охвату содержания: ­­   комплексный   (общий)   план:   планируется   деятельность   во   всех   ее направлениях и видах. Например, план воспитательной работы план работы педагога с детским коллективом; ­­ тематический план: планируется одно направление или вид деятельности, К примеру, планы работы с родителями, план профориентации и другие, ­­ предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело. План конференции; план подготовки и проведения классного часа и т.д. 2) По длительности планируемого периода: ­­ долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более). План работы учреждения на год, план профориентационной работы с учащимися старших классов (на 2 года); ­­   этапный   (периодический;   план:   это   план   средней   перспективы,   когда планируется   какой­то   определенный   этап   дальней   перспективы   (четверть, полугодие); ­­   краткосрочный:   план   ближайшей   перспективы,   когда   планируется достаточно   короткий   отрезок   времени   (часть   этапа,   периода),   К   примеру, план работы на месяц, на неделю, ее декаду; ­­   оперативный:   планируются   конкретные   ближайшие   действия.   Наиболее распространен план дня. Перечисленные   виды   планов   тесно   взаимосвязаны: последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий.   каждый 3) В зависимости от субъекта планирования ­­ индивидуальный планирует один человек; 18 ­­ коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа. Педагог может организовать коллективное планирование в детском объединении.   Коллективный   или   индивидуальный   подход   к   планированию может рассматриваться и как способ его осуществления, поэтому при выборе индивидуального или коллективного способа планирования надо обязательно помнить о том, что субъект планирования должен быть тот же, что и субъект реализации   плана.   Практика   же   показывает,   что   одним   из   частых противоречий   в   педагогическом   процессе   является   несоответствие   между тем, кто планировал, и тем, кто будет участвовать в реализации плана, 4) По масштабу планирования ­­ общешкольные планы, которые предусматривают  участие в планируемой работе   детей   разных   классов,   педагогов,   родителей   (план   работы ученического   коллектива,   план   воспитательной   работы   школы,   план общешкольного дела); ­­   планы   первичных   коллективов   (план   работы   классного   коллектива, клубного коллектива). Необходимо   различать   планы   работы   педагогического   коллектива, совместные   планы   педагогов   и   учащихся,   а   также   планы   самих   детей» Естественно,   что   все   планы   взаимосвязаны.   Так,   план   работы   педагогов составляется   с   учетом   тех   дел,   которые   определены   детьми,   В   плане педагогического коллектива отражена позиция учителей по отношению к этим делам или роль в их подготовке: помощь, консультация для организаторов дела, методическая работа с активом детей» Изучение практического опыта показало, что в школьном коллективе составляются следующие планы по воспитательной работе: ­­ перспективный план, раздел годового плана работы школы «Воспитательная внеучебная   работа   с   ученическим   коллективом»   (основной   официальный 19 документ, которым руководствуются классные коллективы, все объединения учащихся: кружки, секции, клубы, общества, штабы, советы и т. п.); ­­ календарные планы воспитательной работы с ученическим коллективом на четверть   или   месяц,   на   полугодие   (планы­сетки,   удобные   для   работы   и корректировки); ­­ план   методической   работы   с   учителями   по   вопросам   воспитания школьников; ­­ план контроля за организацией и результатами воспитательной работы? ­­ планы клубов, штабов, советов, музеев и других школьных объединений; ­­ перспективные планы работы по направлениям воспитания на несколько лет (3,   5,10),   например,   по   эстетическому   воспитанию   или   нравственному просвещению; ­­ планы подготовки и проведения общешкольных дел. В классном коллективе чаще всего составляют: ­­ план   воспитательной   работы   классного   руководителя   (на   четверть, полугодие, год); ­­ план ученического коллектива; ­­ план   работы   коллектива   по   важнейшему   направлению   на   определенный период   (месяц,   год,   несколько   лет),   например   поисковая   работа,   работа   с младшими; ­­ план подготовки и проведения дела в коллективе;  ­­ план работы творческого объединения, групп. 20 Заключение Можно сказать, что воспитательная работа классного руководителя ­ работа   творческая.   Успех   ее   зависит   от   педагогического   мастерства воспитателя,   от   знания   им   индивидуальных   особенностей   своих воспитанников, от воспитательных и педагогических задач коллектива. План ­ это   средство   повышения   качества   воспитательной   работы   классного руководителя. Он должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Главная цель деятельности ­ оказать оперативную помощь детям   в   решении   их   индивидуальных   проблем,   связанных   с   физическим   и психическим   здоровьем,   социальным   и   экономическим   положением, успешным   продвижением   в   обучении,   в   принятии   школьных   правил,   с   их самоопределением в жизни. Форма   плана   может   быть   самой   различной,   составить   ее   можно   на четверть,   полугодие,   год...   Чтобы   план   был   «живым»,   «действенным», желательно делать отметки о выполнении намеченного, вносить изменения и дополнения. Написав данную работу можно сделать следующий вывод: Планирование   позволяет   значительно   уменьшить   долю   неопределенности   в развитии педагогической ситуации, обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников. Технология планирования должна учитывать, что с возрастом в классе изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются   межличностные   эмоционально­психологические   и   деловые отношения,   появляются   новые   контакты   с   окружающей   социальной   и природной средой. Поэтому основным условием составления плана является его ориентация на возрастные и психические особенности учащихся того или иного класса, а также на желания и возможности детей. 21 При   планировании   воспитательной   работы   классный   руководитель   должен исходить из следующих положений: ­   предусмотреть   разнообразные   мероприятия   и   виды   работ,   которые способствовали бы всестороннему развитию учащихся; ­ включать воспитанников в деятельность (познавательную, патриотическую, трудовую, художественно­эстетическую, спортивно­оздоровительную); ­   система   внеклассной   воспитательной   работы   должна   быть   подчинена организации, воспитанию и развитию ученического коллектива; ­ выделить ту или иную ведущую воспитательную задачу и наметить меры по ее решению; ­   план   должен   содержать   положения,   направленные   на   согласованность воспитательных усилий классного руководителя, учителей, которые работают в классе, и родителей. Выбор варианта плана зависит: ­ от теоретических представлений учителя о сущности, закономерностях и роли воспитания в развитии личности ребенка; ­   от   сложившихся   в   педагогическом   коллективе   школы   традиций планирования и организации воспитательной деятельности; ­ от личного и чужого педагогического опыта классного наставника. ­ от возрастных и психологических особенностей учащихся. Развитие   полноценной   личности   невозможно   без   вовлечения   её   в различные   виды   деятельности,   поэтому   воспитательная   работа   в   школе должна   быть   направлена   на   формирование   взаимоотношений   с  обществом, окружающими   людьми,   сверстниками,   природой   и   с   самим   собой. Следовательно,   при   планировании   воспитательной   работы   основными направлениями   должны   быть   посещения   музеев,   памятников   архитектуры, различные   формы  взаимодействия   между  детьми (конкурсы,  соревнования, игры). 22 И в заключении можно ещё раз повторить, что воспитательная работа классного   руководителя   ­   работа   творческая.   Успех   ее   зависит   от педагогического мастерства воспитателя Список использованной литературы 1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие. Ярославль, 2003. 2. Ильина   Т.В.   Педагогическое   планирование   в   образовательных учреждениях. Ярославль, 2005. 3. Маленкова   Л.   И.   Человековедение:   Программа   и   методические материалы   для   школьного   педагога.   –   М.:   Педагогическое   общество России, 2000. 4. Мешкова   Т.   Г   Роль   воспитательного   пространства   в   условиях взаимодействия   школы,   семьи,   внешкольных   учреждений   в   развитии ученика // Классный руководитель 2000. № 8. 5. Молодцова   Л   В   Модели   организации   педагогических   советов   по вопросам воспитательной работы // Классный руководитель 2000. № 7. 6. Питюков   В.Ю.   Основы   педагогической   технологии:   Учебно­ методическое пособие, 3­е изд. испр и доп. ­ М.: Изд «Том и Д», 2001. 7. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе ­ М.: Центр «Педагогический поиск». 2000. 8. Северина   А.Г.   Планирование   воспитательной   работы   классного руководителя // Классный руководитель 2000. № 5. 9. Сергеева   В.   П.  Классный   руководитель:   планирование   и   организация работы от А до Я. ­ М: Педагогическое общество России, 2001. 10.Щуркова   Н.   Е.   Классное   руководство.   Рабочие   диагностики   ­   М: Педагогическое общество России, 2002 Интернет­ресурсы: 1. 1. История возникновения и развития воспитательной практики  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.studfiles.net.ru 23 24

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни

Воспитание – это явление общественной жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018