В работе говориться о том, что воспитание – это явление общественной жизни, которое возникло на определенном этапе развития общества. Социальная значимость воспитания обусловлена необходимостью передачи социально-культурного опыта от поколения к поколению. Воспитание в широком смысле слова – процесс усвоения культурного опыта предыдущего поколения.Раскрывается понятие того, что воспитание – это явление общественной жизни
филиал ГБПОУ «Братский педагогический колледж»
МДК.03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного
Экзаменационная работа по
руководителя
ТЕМА: понятие воспитательной работы
Выполнила: студентка группы 446 З
специальности 44.02.02 Преподавание в
начальных классах
Ларионова Екатерина Валерьевна
Проверяющий: преподаватель педагогики
Филинкова А.Н.
2Тулун, 2018г
Содержание
Содержание…………………………………………………………….……….2
Введение………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Понятие воспитательной работы………………………….…….5
1 Понятие, значение и функции воспитательной работы ……….……..5
2 Формы и направления воспитательной работы……………….………..7
Глава 2. Воспитательная работа в школе…………………….…………….10
2.1. Организация и этапы планирования воспитательной работы в школе
………………………………………………………………………....………….10
2.2. Требование к планированию воспитательной работы …………………14
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………...………………21
3Введение
Воспитание – это явление общественной жизни, которое возникло на
определенном этапе развития общества. Социальная значимость воспитания
обусловлена необходимостью передачи социальнокультурного опыта от
поколения к поколению. Воспитание в широком смысле слова – процесс
усвоения культурного опыта предыдущего поколения.
В первобытный период воспитание осуществлялось стихийно, в
процессе жизнедеятельности племени. Необходимые знания, умения и навыки
усваивались в процессе трудовой деятельности, в которую дети включались
по мере взросления. Наряду со знаниями и умениями передавались обычаи
племени.
Период рабовладения породил новую практику воспитания. Знание в
представлениях того времени давало человеку почти магическую силу и
потому высоко ценилось. Право на обучение получала привилегированная
часть населения: знать, жречество, чиновничество. Человек через обучение
усваивал соответствующие своему социальному статусу знания и систему
ценностей. В период рабовладения был сделан главный шаг к осмыслению
педагогического знания. Педагогические знания закреплялись в философских
учениях (Сократ, Платон, Аристотель).
В период Средневековья идеологической силой воспитания стала
религия. В этот период церковь активно создает школы при монастырях,
берет на себя просветительскую миссию, раскрывая в массовых проповедях
смысл жизни на Земле и на Небе. В период Средневековья педагогика
оформилась как самостоятельная наука, где уже дифференцируется обучение
и воспитание. Обучение ориентировано было на овладение грамотой
4(обучение письму и чтению) и богословским знанием. В воспитании
приоритеты отдаются моральнонравственным началам.
При капитализме воспитание и образование молодого поколения стало
проблема. Стали создаваться национальные
рассматриваться как гос.
системы образования, специальные органы управления образованием.
Разрабатываются гос. программы, развиваются гос. школы, частные школы.
В целом воспитание древних славян проходило в достаточно суровых
условиях, которые были вызваны особенностями климата и необходимостью
вести постоянные войны, защищаясь от набегов кочевников. Поэтому славяне
ценили прежде всего «крепость в теле, силу в руках и легкость в движениях».
Первым воспитателем ребенка была мать. До нас частично дошел
педагогический опыт, который закрепился в преданиях, легендах, пословицах,
поговорках, потешках, пестушках. В воспитательной практике широко
использовались загадки, скороговорки, которые развивали мыслительные
процессы, речь.
Нравственные нормы и правила поведения отражались в Домострое –
руководстве морального характера, где определялись права и обязанности
главы семьи и домочадцев, давались наставления от отца сыну.
Единая система воспитания и образования сложилась в России только в
советский период. Она складывалась на идеологической марксистско
ленинской основе.
Стержнем всей воспитательной работы было
формирование основ коммунистического мировоззрения.
Характер воспитания задается потребностями развития государства. В
современной воспитательной практике активно используются идеи
гуманистического воспитания. «Сегодня» воспитание является очень
актуальной, приоритетной темой ведь развитие государства зависит от
воспитания его граждан. Также в воспитание личности выходит приобщение к
5духовнонравственным ценностям, которые исторически сформировались в
нашем Отечестве.
Цель исследования – изучение понятия воспитательной работы и её
организация.
Объект исследования воспитательная работа в школе.
Предмет исследования – технологии планирования воспитательной
работы в школе.
Глава 1. Понятие воспитательной работы
1.1. Понятие и значение воспитательной работы
Воспитательная работа – это организованная групповая деятельность,
вовлекающая школьников в запланированные педагогом отношения.
Цель – разумно, гуманно, по законам красоты построенные отношения.
Основное назначение – высветить в сознании ребенка ценность формируемых
отношений, сделать их субъектами этих отношений. Подругому, высветить
социальное значение (значимость для общества) отношений и их личностной
смысл (значимость для меня, для конкретного ребенка).
Кроме основного назначения, существуют и другие функции
воспитательной работы:
– развивать индивидуальные способности и склонности детей;
– создавать возможности для самореализации, самоутверждения личности
каждого ребенка;
– расширять круг общения;
– расширять кругозор детей;
– учить работать в микрогруппе, коллективе, учить самоуправлению;
– организовать досуг и разностороннюю жизнедеятельность детей;
– учить осмысливать себя и собственную жизнь с позиции ценностей жизни.
Профессионализм педагога заключается в сопряжении предметного и
ценностного восприятия мира. Предметное восприятие мира лежит в границах
6функциональности и утилитарности (солнце – средство для загара, для
выращивания овощей; телевизор – для развлечения, для проведения
свободного времени; день рождения – способ приобрести новые вещи и т.д.).
Задача педагога – учить детей в каждом объекте (предмете, явлении,
событии) видеть ценность.
Функции классного руководителя:
1. Обустройство школьной жизнедеятельности детей;
2. Организация предметной деятельности (познавательной, социально
ориентационной, трудовой, художественной, физкультурноспортивной,
свободного общения);
3. Организация духовной (ценностноориентировочной) деятельности;
4. Характеристика личностного развития (педагогическая диагностика);
5. Педагогическая поддержка, помощь, защита ребенка.
Содержание воспитательной работы включает три направления:
1. Организация различных видов воспитывающей деятельности, в
которых дети вместе с педагогом проживают ценностные отношения к
миру: знанию, труду, обществу, здоровью, людям, природе, – ценностям
жизни.
2. Работа с коллективом (организация микрогрупп, чередование
традиционных поручений, выработка общих правил жизнедеятельности
группы, коллективное планирование и коллективный анализ и т.д.).
3. Работа с индивидуальностью (воспитание дисциплины,
ответственности, обучение самопознанию, работа с родителями
учащихся и т.д.).
Традиционно под воспитанием принято понимать процесс передачи
жизненного опыта старших поколений младшим. Стремление поставить
воспитание на службу государству и определенной идеологии привело к тому,
7что воспитание стали трактовать как целенаправленное формирование
личности с заданными свойствами.
Воспитание деятельность по развитию духовного мира личности,
направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании
своего нравственного образа. Воспитание может быть рассмотрено и
как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних
ресурсов, требующих определенной внешней инициации.
Рассматривая приведенное определение позиций традиционной
педагогики, его можно было бы отнести (с некоторой долей условности)
к воспитанию в узком смысле. Как правило, такое понимание воспитания
связывают с основными понятиями закрытого образования: целенаправленная
деятельность, влияние, формирование качеств и убеждений, передача
социального опыта. Эти понятия описывают традиционные педагогические
действия, в которых личность ученика выступает как манипулируемый
учителем объект.
Гуманистическая педагогика обращена к другим воспитательным
действиям. Они направлены на то, что проявляет и пробуждает то, что
принадлежит личности сознание, смысл, ценности, переживания, личностный
опыт и т. д.
В соответствии с основными положениями формирующей педагогики,
главной функцией воспитания является обучение правилам жизни.
При грамотной организации планирования план станет не формальной
бумагой, а документом, способным защитить педагога от необоснованных
требований и претензий, доказывающим системный подход к организации
педагогического процесса. Поэтому, прежде всего, необходимо относиться к
плану как к своему рабочему документу, который нужен самому педагогу, а
не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим
8замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому
процессу.
1.2. Формы и направления воспитательной работы
Формы воспитательной работы это варианты организации
воспитательного процесса, композиционное построение воспитательного дела.
Формы воспитательной работы весьма многообразны по сравнению с
учебной. По цели, методики и технологии их организации выделяются 4
основные формы, каждая из которых имеет множество модификаций.
Групповое дело (воспитательное мероприятие). К групповым делам
можно отнести беседу, классный час, экскурсию, занятие по культуре
поведения и др. Назначение группового дела – корректировка воспитательных
отношений. Задумывает и проводит учительвоспитатель.
Игра (творческая,
социально
психологическая и др.). Назначение – сделать интересным, радостным процесс
познавательная,
подвижная,
познания, труда, общения, творчества и пр.
Творческий праздник (общественный, народный, школьносемейный,
экологический, школьный, праздник искусств и др.). Назначение – привнести в
жизнь детей радость.
Коллективное творческое дело (КТД) – дело, которое планируется,
подготавливается, осуществляется, анализируется и оценивается самими
детьми под руководством воспитателя. Назначение – забота о своем
коллективе, об окружающих людях.
Формы: Урочная: семинар, лекция, ролевая игра, защита проекта,
творческий отчет, нетрадиционная форма. Внеурочная: конференция, круглый
стол, интеллектуальный марафон. Выпуск периодической печати, дискуссия,
работа самоуправления, шефство. Диспуты на нравственные темы, этикет и
профессиональная этика,
тестирование,
анкетирование,
составление
9психологической карты, акции милосердия. Кружки, секции, общефизическая
подготовка, спартакиады, товарищеские состязания. Музыкальные и
литературные гостиные, творческие конкурсы. Дополнительное образование,
концерты художественной самодеятельности, спектакли, экскурсии в музеи,
вечера отдыха, праздники и т.д.
Планирование воспитательной работы осуществляется, исходя из
следующих принципов:
1. Планируются не цели, а виды деятельности;
2. В плане необходимо отразить 3 объекта внимания педагога, 3 элемента
содержания (см.выше);
3. Вводится доминирующая задача как модифицированный вариант
программы воспитания для возрастной группы;
4. План охватывает целостный период учебного времени (четверть, полугодие,
год);
5. План должен быть гибким, удобным в пользовании;
6. Координируется работа класса и школы;
7. Принцип минимально необходимого и хорошо организованного.
В зависимости от этого признака формы воспитательной работы
разделяют на три группы: 1) словесные (собрания, митинги, информации,
беседы, диспуты, дебаты и т.д.), в холле которых используются словесные
методы и виды общения; 2) наглядные (выставки, музеи, экскурсии, стенды,
коллажи и другие формы наглядной агитации), которые ориентированы на
использование наглядных методов зрительного восприятия воспитанниками
образцов взаимоотношений, действий и т.п.; 3) практические (дежурства,
шефская и благотворительная деятельность, сбор и оформление экспонатов
для музеев, выставок, изготовление стендов конкурсах и т.п.), основу которых
составляют практические действия воспитанников, которые изменяют
объекты их деятельности.
10Виды воспитательной работы: Познавательная, общественная, ценносто
ориентированная, трудовая, спортивнооздоровительная, художественная.
Глава 2. Воспитательная работа в школе
2.1. Организация и этапы планирования воспитательной работы в школе
План важная предпосылка успеха в воспитании школьников в том
случае, когда он является итогом коллективного совместного творчества,
поиска педагогов и учащихся, когда в основе процесса планирования лежит
тесное взаимодействие, заинтересованное сотрудничество.
Классный руководитель должен уметь грамотно проанализировать
работу за прошлый период и поставить новые цели. В современной школе
основным подходом к обучению и воспитанию детей является личностно
ориентированный подход. В связи с этим анализ воспитательной работы
классного руководителя имеет направления:
1. развитие личности ребенка;
1. становление и проявление индивидуальных особенностей
школьников;
личные достижения учащихся;
2.
113. формирование в классе и школе благоприятной среды для
развития учащихся;
4. функционирование системы медико психологического и
социально – педагогического обеспечения процесса развития
школьников.
Если педагог ввел себе за правило анализировать в своем плане работы
каждое событие (экспресс анализ), то он намного облегчит процесс
планирования работы в конце полугодия, года. Экспресс – анализ можно
провести в форме анкеты, цветописи, символического рисунка, описательного
анализа. Примерное направление вопросов по анализу содержания дела,
организации дела, описательного анализа см. в «Приложении» данной работы.
В основе педагогического анализа воспитательного процесса лежит
диагностика. Педагог проводит диагностическое исследование класса, с
целью:
Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные
характеристики членов классного коллектива.
Определить уровень сформированности классного коллектива,
состояния в нем деловых и межличностных отношений.
Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий
взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность класса.
Определить эффективность учебно воспитательного процесса.
Необходимо также обратить внимание на недочеты, которые имеют место
в классе: снижение дисциплины, межличностных отношений и т. п. На основе
диагностического исследования необходимо продумать те воспитательные
задачи, которые необходимо спланировать.
Диагностика может включать в себя:
Анкетирование родителей, учеников
Определение уровня воспитанности учащихся по известным методикам
12 Изучение состояния здоровья учащихся (по медицинским картам и
беседам с родителями).
Обычно ведущим направлением жизнедеятельности класса часто
становится то направление, в котором преуспел сам педагог. В школе это
обычно такие направления, как туристско краеведческое, театральное,
спортивнооздоровительное и т.п. Классные руководители используют
разнообразные виды и формы деятельности. Здесь и кружки (театральный,
туристический, спортивные секции и т. п.), походы и совместные с
родителями мероприятия.
Чтобы план был «живым», реальным классный руководитель должен
опираться на методику коллективного планирования, привлекать к этому
процессу родителей учащихся.
основные требования к плану воспитательной работы:
Целенаправленность плана
Ориентированность плана на реализацию потребностей и интересов
детей, на их развитие.
Связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической
деятельностью детей.
Комплексный характер плана: разнообразие содержания и форм
рабаты; развитие многообразных интересов и способностей детей;
включение детей в разные виды деятельности.
Соответствие возрастным особенностям
Примерные этапы планирования воспитательной работы в классном
коллективе на учебный год можно представить следующим образом.
1. Коллективный анализ воспитательной деятельности класса с привлечением
родителей, всех учащихся и определение задач на следующий год — апрель —
май
132. Составление анализа воспитательной работы классным руководителем и
формулировка задач воспитания — начало июня.
3. Составление предварительного варианта плана воспитательной работы с
учетом воспитательных и организационнопедагогических задач — июнь.
4. Коллективное планирование воспитательной работы в ученическом и
родительском коллективе, организованное классным руководителем, — 1—3
я недели сентября.
4.1. Знакомство учащихся с событиями в стране в очередном году, опытом и
формами участия детей в различных делах, обзор событий школьной жизни.
4.2. Сбор предложений в план работы:
— поиск полезных дел творческими группами (дела для нас самих, для
сплочения коллектива; дела для младших, в содружестве с младшими; дела на
пользу окружающим людям, для школы; совместные дела с родителями);
— конкурс на лучшее предложение дела на пользу и радость окружающим
людям по результатам «разведки» полезных дел;
анкетирование (какие дела прошлого года особенно понравились и почему?
Какие дела сплотят, сдружат наш коллектив? Кому и как может принести
пользу, радость наш коллектив?);
— предложения ответственных за конкретные участки работы коллектива.
4.4. Игра «Интерес». Этапы игры:
а) предлагается написать на листочках перечень своих увлечений, любимых
занятий;
4.5. Обсуждение содержания, форм работы с родителями и детьми на
родительском собрании.
4.6.Обработка предложений детей и родителей классным руководителем,
активом школьников и родителей,
4.7. Обсуждение воспитательных задач, составление плана на сборе актива
родителей и учащихся.
144.8. Знакомство с плана всего коллектива.
Рекомендации по коллективному планированию представлены в
обобщенном варианте. Соблюдение этапов, постановка вопросов, сферы
поиска, методические приемы существенно зависят от возраста и опыта
учащихся.
Целесообразно организовать совместную работу детей и родителей на
этапе планирования, поэтому возможно проведение общего сбора родителей и
учащихся по обсуждению совместного плана.
Один из эффективных приемов включения детей в планирование, когда
у учащихся нет опыта работы на какомлибо направлении или для них
характерен низкий уровень самостоятельности, выбор решения из
нескольких вариантов, предложенных взрослыми. С накоплением опыта
работы школьникам не потребуются образцы педагогов, так как дети их
находят или создают сами. Следовательно, изменяется и роль педагога: от
автора, создателя возможных вариантов, до оппонента планов, появившихся в
процессе коллективного поиска детей.
На взаимоотношения педагогов и детей в процессе планирования влияет
моральнопсихологический климат коллектива, общественное мнение, нормы
поведения, принятые в коллективе, эмоциональный настрой детей.
Содержание, формы, методы, характер взаимодействия взрослых и
школьников зависят от вида планирования.
2.2. Требования к планированию воспитательной работы
План является помощником в построении воспитательной работы, если
соответствует ряду требований
1) Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы
работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело,
15действие должно способствовать решению поставленных задач. В зависимости
от цели каждая форма работы имеет свою специфику в ее использовании.
2) План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их
развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при
планировании, изучение их ценностных ориентации.
3) План это результат совместного творчества педагогов, учащихся,
родителей.
4) План работы предусматривает связь воспитательного процесса с жизнью
общества, практической деятельностью детей, что означает:
а) создание условий для применения школьниками на практике знаний,
полученных на уроке, во внеурочное время;
б) отражение основных событий страны в жизни коллектива;
в) включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей
среды,
5) Ориентация на комплексный характер планов, что предполагает:
а) разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие
многообразных интересов и способностей детей;
6) положительное влияние на разные стороны, свойства личности;
в) включение школьников в разные виды деятельности;
г) целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.
6) План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных
видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
7) При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и
форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать
предыдущий опыт, видеть перспективы в работе.
8) Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой
работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и
педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций,
16педагогическую обоснованность планируемой работы в соответствии с
задачами коллектива.
9) Реальность и разумная насыщенность плана.
Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами:
составление педагогами проекта плана (его контуров);
коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов
педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей);
внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с
учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление
плана воспитательной работы.
При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:
результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
воспитательные и организационнопедагогические задачи;
материалы, советы и рекомендации педагогической и методической
литературы по воспитательной работе;
передовой опыт страны, города, школы;
возможности родителей, общественности;
воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий,
культурных учреждений;
традиционные праздники учебного года;
события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
традиции школы;
дела проводимые ближайшими культурными учреждениями;
предложения педагогов, учащихся, родителей,
Виды и структура планов:
Планы по содержанию, структура, форме очень разнообразны. Главное
они должны помогать в организации воспитательной работы, быть
17удобными для пользования, являться рабочими, а не формальными
документами,
В практике составляются самые различные планы, их можно
классифицировать по разным основаниям.
1) По охвату содержания:
комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее
направлениях и видах. Например, план воспитательной работы план работы
педагога с детским коллективом;
тематический план: планируется одно направление или вид деятельности, К
примеру, планы работы с родителями, план профориентации и другие,
предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело. План
конференции; план подготовки и проведения классного часа и т.д.
2) По длительности планируемого периода:
долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и
более). План работы учреждения на год, план профориентационной работы с
учащимися старших классов (на 2 года);
этапный (периодический; план: это план средней перспективы, когда
планируется какойто определенный этап дальней перспективы (четверть,
полугодие);
краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется
достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода), К примеру,
план работы на месяц, на неделю, ее декаду;
оперативный: планируются конкретные ближайшие действия. Наиболее
распространен план дня.
Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны:
последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий.
каждый
3) В зависимости от субъекта планирования
индивидуальный планирует один человек;
18 коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива,
группа. Педагог может организовать коллективное планирование в детском
объединении. Коллективный или индивидуальный подход к планированию
может рассматриваться и как способ его осуществления, поэтому при выборе
индивидуального или коллективного способа планирования надо обязательно
помнить о том, что субъект планирования должен быть тот же, что и субъект
реализации плана. Практика же показывает, что одним из частых
противоречий в педагогическом процессе является несоответствие между
тем, кто планировал, и тем, кто будет участвовать в реализации плана,
4) По масштабу планирования
общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой
работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы
ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план
общешкольного дела);
планы первичных коллективов (план работы классного коллектива,
клубного коллектива).
Необходимо различать планы работы педагогического коллектива,
совместные планы педагогов и учащихся, а также планы самих детей»
Естественно, что все планы взаимосвязаны. Так, план работы педагогов
составляется с учетом тех дел, которые определены детьми, В плане
педагогического коллектива отражена позиция учителей по отношению к этим
делам или роль в их подготовке: помощь, консультация для организаторов
дела, методическая работа с активом детей»
Изучение практического опыта показало, что в школьном коллективе
составляются следующие планы по воспитательной работе:
перспективный план, раздел годового плана работы школы «Воспитательная
внеучебная работа с ученическим коллективом» (основной официальный
19документ, которым руководствуются классные коллективы, все объединения
учащихся: кружки, секции, клубы, общества, штабы, советы и т. п.);
календарные планы воспитательной работы с ученическим коллективом на
четверть или месяц, на полугодие (планысетки, удобные для работы и
корректировки);
план методической работы с учителями по вопросам воспитания
школьников;
план контроля за организацией и результатами воспитательной работы?
планы клубов, штабов, советов, музеев и других школьных объединений;
перспективные планы работы по направлениям воспитания на несколько лет
(3, 5,10), например, по эстетическому воспитанию или нравственному
просвещению;
планы подготовки и проведения общешкольных дел. В классном коллективе
чаще всего составляют:
план воспитательной работы классного руководителя (на четверть,
полугодие, год);
план ученического коллектива;
план работы коллектива по важнейшему направлению на определенный
период (месяц, год, несколько лет), например поисковая работа, работа с
младшими;
план подготовки и проведения дела в коллективе;
план работы творческого объединения, групп.
20Заключение
Можно сказать, что воспитательная работа классного руководителя
работа творческая. Успех ее зависит от педагогического мастерства
воспитателя,
от знания им индивидуальных особенностей своих
воспитанников, от воспитательных и педагогических задач коллектива. План
это средство повышения качества воспитательной работы классного
руководителя. Он должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным
по содержанию. Главная цель деятельности оказать оперативную помощь
детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и
психическим здоровьем, социальным и экономическим положением,
успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил, с их
самоопределением в жизни.
Форма плана может быть самой различной, составить ее можно на
четверть, полугодие, год... Чтобы план был «живым», «действенным»,
желательно делать отметки о выполнении намеченного, вносить изменения и
дополнения.
Написав данную работу можно сделать следующий вывод:
Планирование позволяет значительно уменьшить долю неопределенности в
развитии педагогической ситуации, обеспечить преемственность сегодняшних
и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения
и воспитания школьников.
Технология планирования должна учитывать, что с возрастом в классе
изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых,
корректируются межличностные эмоциональнопсихологические и деловые
отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и
природной средой. Поэтому основным условием составления плана является
его ориентация на возрастные и психические особенности учащихся того или
иного класса, а также на желания и возможности детей.
21При планировании воспитательной работы классный руководитель должен
исходить из следующих положений:
предусмотреть разнообразные мероприятия и виды работ, которые
способствовали бы всестороннему развитию учащихся;
включать воспитанников в деятельность (познавательную, патриотическую,
трудовую, художественноэстетическую, спортивнооздоровительную);
система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена
организации, воспитанию и развитию ученического коллектива;
выделить ту или иную ведущую воспитательную задачу и наметить меры по
ее решению;
план должен содержать положения, направленные на согласованность
воспитательных усилий классного руководителя, учителей, которые работают
в классе, и родителей.
Выбор варианта плана зависит:
от теоретических представлений учителя о сущности, закономерностях и
роли воспитания в развитии личности ребенка;
от сложившихся в педагогическом коллективе школы традиций
планирования и организации воспитательной деятельности;
от личного и чужого педагогического опыта классного наставника.
от возрастных и психологических особенностей учащихся.
Развитие полноценной личности невозможно без вовлечения её в
различные виды деятельности, поэтому воспитательная работа в школе
должна быть направлена на формирование взаимоотношений с обществом,
окружающими людьми, сверстниками, природой и с самим собой.
Следовательно, при планировании воспитательной работы основными
направлениями должны быть посещения музеев, памятников архитектуры,
различные формы взаимодействия между детьми (конкурсы, соревнования,
игры).
22И в заключении можно ещё раз повторить, что воспитательная работа
классного руководителя работа творческая. Успех ее зависит от
педагогического мастерства воспитателя
Список использованной литературы
1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной
школе: Учеб. пособие. Ярославль, 2003.
2. Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образовательных
учреждениях. Ярославль, 2005.
3. Маленкова Л. И. Человековедение: Программа и методические
материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество
России, 2000.
4. Мешкова Т. Г Роль воспитательного пространства в условиях
взаимодействия школы, семьи, внешкольных учреждений в развитии
ученика // Классный руководитель 2000. № 8.
5. Молодцова Л В Модели организации педагогических советов по
вопросам воспитательной работы // Классный руководитель 2000. № 7.
6. Питюков В.Ю.
Основы педагогической технологии: Учебно
методическое пособие, 3е изд. испр и доп. М.: Изд «Том и Д», 2001.
7. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе М.: Центр
«Педагогический поиск». 2000.
8. Северина А.Г. Планирование воспитательной работы классного
руководителя // Классный руководитель 2000. № 5.
9. Сергеева В. П. Классный руководитель: планирование и организация
работы от А до Я. М: Педагогическое общество России, 2001.
10.Щуркова Н. Е. Классное руководство. Рабочие диагностики М:
Педагогическое общество России, 2002
Интернетресурсы:
1. 1. История возникновения и развития воспитательной практики
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.studfiles.net.ru
2324